Научная статья на тему 'Клиническая эффективность физиотерапевтического и бальнеологического лечения в республиканском клиническом госпитале инвалидов Отечественной войны. '

Клиническая эффективность физиотерапевтического и бальнеологического лечения в республиканском клиническом госпитале инвалидов Отечественной войны. Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
181
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
реабилитация / энцефалопатия / физиотерапия / бальнеотерапия / REHABILITATION / ENCEPHALOPATHY / PHYSIOTHERAPY / BALNEOTHERAPY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Аксакалова С. К.

В комплексе реабилитационных мероприятий у особой категории пациентов применение физиотерапевтического и бальнеологического методов лечения в комбинации определенных схем позволило определить эффективность данной методики. Проведение определенных комбинаций электролечения в сочетании с водными процедурами у пациентов при наличии основного и сопутствующего заболеваний дает положительный практический результат. Реабилитация лиц, участвовавших в боевых действиях в Афганистане, ликвидация аварии на Чернобыльской АЭС, а также реабилитация лиц, подвергшихся радиации на Семипалатинском полигоне, всегда находится под пристальным вниманием государства и лично Президента РК, что связано с психологическими, социальными и медицинскими последствиями этих событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Аксакалова С. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Clinical efficacy full machining use physiotherapy and spa treatment in Republican clinical hospital of disabled World War II.

IN THE COMPLEX REHABILITATION IN A SPECIAL CATEGORY OF PATIENTS, THE USE OF PHYSICAL THERAPY AND SPA TREATMENTS IN CERTAIN SCHEMES COMBINATIONS ALLOWED TO DETERMINE THE EFFECTIVENESS OF THIS TECHNIQUE. IMPLEMENTATION CERTAIN COMBINATIONS OF ELECTROTHERAPY IN CONJUNCTION WITH WATER PROCEDURES IN PATIENTS IN THE PRESENCE OF THE MAIN AND CONCOMITANT DISEASES WITH A POSITIVE BOTTOM LINE.

Текст научной работы на тему «Клиническая эффективность физиотерапевтического и бальнеологического лечения в республиканском клиническом госпитале инвалидов Отечественной войны. »

Раздел II

УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ

УДК 615.8

С. К. А ксакалова1

Республиканский клинический госпиталь инвалидов Отечественной войны,

г. Алматы, Казахстан

КЛИНИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИЗИОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО И БАЛЬНЕОЛОГИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКАНСКОМ КЛИНИЧЕСКОМ ГОСПИТАЛЕ ИНВАЛИДОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

АННОТАЦИЯ

В комплексе реабилитационных мероприятий у особой категории пациентов применение физиотерапевтического и бальнеологического методов лечения в комбинации определенных схем позволило определить эффективность данной методики. Проведение определенных комбинаций электролечения в сочетании с водными процедурами у пациентов при наличии основного и сопутствующего заболеваний дает положительный практический результат. Реабилитация лиц, участвовавших в боевых действиях в Афганистане, ликвидация аварии на Чернобыльской АЭС, а также реабилитация лиц, подвергшихся радиации на Семипалатинском полигоне, всегда находится под пристальным вниманием государства и лично Президента РК, что связано с психологическими, социальными и медицинскими последствиями этих событий.

Ключевые слова: реабилитация, энцефалопатия, физиотерапия, бальнеотерапия.

Перечисленные события оказали многообразное воздействие на психику, личность, поведение и здоровье данного контингента лиц. Все изменения, возможно, являются проявлениями дисциркуляторной энцефалопатии различного генеза. Республиканский клинический госпиталь для ветеранов войны и приравненных к ним лиц является медицинским учреждением в системе реабилитационной помощи, который располагает привлекательным сочетанием кли-матолечебных возможностей с природной минеральной водой, а также имеет хорошую ле-чебно-диагностическую базу.

Цель работы - оценить эффективность схем лечения с использованием дарсонвализации и душа Шарко и минеральных ванн или электрофореза/электросна с бромом и подводного душа-массажа при энцефалопатиях различного генеза у данного контингента лиц.

Материалы и методы. Клинические наблюдения были проведены у 132 пациентов гос-

питаля за последний год. Всем пациентам выставлен диагноз «дисциркуляторная энцефалопатия различного генеза»: сосудистая - у 46 пациентов (34,9 %), посттравматическая - у 20 (15,1 %), смешанная - у 66 (50 %). Пациенты прошли комплексную терапию с включением электро- и бальнеопроцедур. Организованы 2 группы с учетом наличия АГ и соответственно выбором щадящего комплекса лечения: 1 группа (72 пациента) с АГ 1-П ст. (55 %), II группа (60 пациента) без АГ (45 %).

Пациенты I группы получили дарсонвализацию волосистой части головы и/или шейно-воротниковой зоны с чередованием душа Шарко и минеральных ванн. Пациенты II группы - электрофорез шейно-воротниковой зоны с бромом или электросон с подводным душем-массажем.

Электропроцедуры, дарсонвализация и электрофорез/электросон, в частности, способ-

ствуют нормализации тонуса сосудов поверхностных и глубоких, непосредственно в зоне наложения электродов и опосредованно па сег-ментарно-рефлекторные зоны, улучшению кровообращения, повышению клеточного и тканевого обменов с улучшением трофики тканей, в том числе и головного мозга, уменьшению застойных явлений. При проведении электрофореза с бромом лечебный эффект достигается сочетанным воздействием электрического тока и лекарственного препарата.

Использование водных процедур оказывает общее воздействие на весь организм, а именно: стимуляция обменных процессов, укрепление иммунитета, адаптация организма к изменениям внешней среды, болеутоляющий, расслабляющий, успокаивающий эффекты. Лечебный эффект водных процедур также обусловлен использованием местной минеральной природной воды из скважины № 28/91, являющейся слабоминерализованной (0,50-0,60 г/дм3), щелочной (РН 8,2-9,4), стабильного хлоридно-сульфатного, натриевого состава, обогащенной кремниевой кислотой (до 55 мг/дм3) и фтором (до 22 мг/дм3), приближенной к группе щелочных кремнистых терм Арасан-Капальского гидрохимического типа (СТ РК 452-2002, тип Vila).

Сочетание электро- и бальнеологических процедур способствует синергизму их лечебных эффектов, что ведет к повышению эффективности лечения и длительной ремиссии хронических заболеваний.

Учет результатов проводился на основании регресса неврологической симптоматики (нормализации сна, уменьшения или исчезновения головных болей, улучшения настроения, восстановления психоэмоционального статуса, нормализации АД), повышения умственной и физической работоспособности на момент лечения и в ректроспективе.

Результаты и обсуждение. У больных до лечения основными жалобами были: головные боли, головокружение, шум в голове, нарушение сна, раздражительность, снижение памяти, апатия и др. Диагноз дисциркуляторной энцефалопатии выставлен на основании жалоб, неврологического статуса и данных КТ- или МРТ-исследований.

Необходимо отметить, что использование физио- и бальнеопроцедур было частью комплексной программы реабилитации данного контингента лиц, которая включала также медикаментозное лечение, психотерапию, массаж, кинезиотсрапию и лечебное плавание в бассейне.

У 65 пациентов I группы (90 %) наблюдалось стойкое снижение АД. У 7 пациентов (10 %) отмечалось периодическое незначительное повышение давления, что было связано с мстсочувствитсльностью данных пациентов и пребыванием их в высокогорной местности. В результате комплексного лечения у всех пациентов отмечено уменьшение головных болей, нормализация сна, улучшение настроения, повышение работоспособности, улучшение умственного и физического самочувствия и т.д. Положительные изменения носили стойкий и длительный характер, что было прослежено в ретроспективе.

Сравнительный анализ клинико-физиологи-ческого действия выбранных методов лечения позволил выявить некоторые отличия использования различных комбинаций процедур у пациентов с учетом основного и сопутствующих заболеваний. Выбранное сочетание дарсонвализации и душа Шарко и минеральных ванн позволило избежать побочных явлений и отрицательной реакции у пациентов с АГ.

Пациентам II группы с целью улучшения кровообращения, нормализации тонуса сосудов головы, стабилизации процессов возбуждения и торможения в ЦНС, отсутствие давления позволило назначение таких процедур, как электрофорез с бромом или электросон и подводного душа-массажа.

Выводы

Результаты проведенного исследования показали высокую эффективность методов физиотерапевтических процедур и бальнеотерапии в лечении энцефалопатий различного генсза, хорошую переносимость, что дает основание рекомендовать включение их в программу реабилитации данной категории пациентов.

ЛИТЕРАТУРА

1 Медведев A.C. Основы медицинской реабилитологии. - Минск, 2010.

2 Медицинская реабилитология (руководство) в 3-х томах / под ред. В.М. Боголюбова - М.: Смоленская обл. типография, 2007.

3 Епифанов В.А., Епифанов A.B. Реабилитация в неврология // Библиотека врача-специалиста. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 416 с.

ГГЙ1Н

Наукастардыц арнайы санатта^ы осы техника тшмдтичн аныктауга муммндж кейб1р схемаларын б1р1клру кез1нде физиотерапия жэне СПА пайдалану кешенд1 оцалту. Непзп жэне ¡леспел1 аурулардыц бар болуы кезЫде наук,астарда су процедурапары уштастыра отырып, электрл1 ¡ске асыру белгип! б1р комбинациялары практикалык оц беред1.

Туйшд1 с езде р: оцапту, энцефалопатия, физиотерапия, бальнеотерапия.

SUMMARY

In the complex rehabilitation in a special category of patients, the use of physical therapy and spa treatments in certain schemes combinations allowed to determine the effectiveness of this technique. Implementation certain combinations of electrotherapy in conjunction with water procedures in patients in the presence of the main and concomitant diseases with a positive bottom line.

Key words: rehabilitation, encephalopathy, physiotherapy, balneotherapy.

г КАЗАХСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ 0 .Г,.,(П . , .

университет непрерывного Вестник АГИУВ N° 1, 2017

ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 159.9:614

Ж.С.Калел'*, А.М.Арингазина1, Г.Т.Мещанов'

'Казахстанский медицинский университет "Высшая школа общественного здравоохранения", г. Алматы, Казахстан

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА

АННОТАЦИЯ

Профессия врача - одна из самых необходимых, сложных и благородных профессий, но социально-психологическим аспектам деятельности медицинских работников не уделяется должного внимания. Положительное влияние на психологические аспекты деятельности врача улучшит качество жизни как медицинских работников, так и пациентов. Профессиональный стресс - это многогранное явление, проявляющееся в виде психологических и соматических реакций организма на тяжелые ситуации в деятельности человека. Многочисленными исследованиями доказано, что уровень профессионального стресса вплотную связан с материальным и семейным положением, местом работы и полом. Улучшение социальных детерминант здоровья и предупреждение профессионального стресса являются актуальными проблемами, которые следует решить для улучшения качества жизни врачей.

Ключевые слова: психология, врач, профессиональный стресс.

Здоровье населения - ценнейший ресурс и индикатор благосостояния, процветания страны. Здоровье по Уставу ВОЗ "... является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов". И если общему благосостоянию и душевному здоровью пациентов в новой эре пациентно-ориен гирован-ного подхода уделяется наибольшее внимание, то психологическое и социальное благополучие медицинских работников зачастую получает намного более низкий приоритет.

Актуальность данного вопроса трудно переоценить, так как это важно не только для самих врачей, но и для пациентов, и всего населения. Сейчас исследователи все больше обращают внимание на социально-психологические аспекты деятельности врача, но данная сфера еще полностью не изучена. Определение и анализ существующих проблем позволит повысить уровень качества жизни для всех сторон.

Если говорить о социальном положении, то оно во многом связано с заработной платой. Медицинские работники в среднем получают недостаточно, особенно, если сравнивать с коллегами в некоторых европейских странах, таких как Нидерланды (средняя ежегодная зарплата ВОП - 117 ООО $, специалистов - 253 ООО $), Бельгия (ВОП - 61 ООО $, специалистов - 188 ООО $), Великобритания (ВОГ1 - 118 ООО S, специалис-

тов - 150 ООО S), Франция (ВОП - 92 ООО $, специалистов -149 ООО S). В рейтинге "Forbs" США в десятке профессий с самой высокой оплатой первые 9 мест занимают именно врачи. В рейтинге веб-ресурса Pay Scale в десятке самых выгодных профессий врачи заняли целых 8 мест. Во всех рейтингах самые прибыльные работы в США - хирург и анестезиолог, получающие 16-17 тыс. дол. в месяц. Относительно низкая оплата у семейных врачей (14,5 тыс. дол. в месяц), педиатров (15 тыс. дол.) и врачей-тера-певтов (15,9 тыс. дол.). Врачи высокого класса зарабатывают гораздо больше: хирурги-ортопе-ды - 43 тыс. дол. в месяц, урологи - 33 тыс. дол. Кроме заработной платы врачи США имеют также различные социальные льготы: при оплате медицинской страховки, оплате гостиниц, участии в конференциях, гонорары за публикацию научных статей [27].

Вкупе с социальным положением напряженная работа оказывает ощутимое давление на врачей, вызывая стресс, психоэмоциональное выгорание, снижение мотивации. Появляются психосоматические заболевания, такие как артериальная гипертония, неспецифический колит, язвенная болезнь желудка вследствие длительного влияния вредоносного дистресса [15]. Не говоря уже про постоянно возрастающий вместе со стажем работы риск возникновения сопутствующих профессиональных болезней: раз-

нообразные болезни рук у стоматологов [8, 9], облучение рентгенологов, влияние следовых концентраций ингаляционных анестетиков у анестезиологов [4], эффект от длительного взаимодействия химических и медицинских препаратов или риск заражения ВИЧ.

Есть такая разновидность понятия «стресс» как "экзаменационный стресс", который нередко приписывают стрессовым нагрузкам студента, готовящегося к важному экзамену. Этому явлению также подвержены и хирурги, которым предстоит сложная операция, или врачи, столкнувшиеся со сложным случаем [1].

Как известно, стресс имеет 3 стадии развития в зависимости от реакции организма на внешнее давление: тревога, адаптация и истощение. Согласно мнению Ганса Селье, силы сопротивления организма не бесконечны, если вредоносные факторы будут влиять достаточно долго, то наступает истощение, начинаются патологические изменения.

Сегодня все еще продолжается изучение стресса как феномена и открываются все новые и новые теории относительно его структуры, происхождения или характеристики, а именно:

♦ генетически-конституциональная теория -теория о том, что способность организма к сопротивлению стрессовым факторам предопределена ее наследственностью, генотипом. Вне зависимости от ситуации и внешних обстоятельств только гены несут ответственность за стрессоустойчивость конкретной личности;

♦ теория предрасположенности к стрессу -основана на связанном действии двух факторов, таких, как генетическая предрасположенность и сильные внешние воздействующие факторы. Эти факторы способны влиять друг на друга, на определенную генетическую предрасположенность могут иметь место резкие, сильные внешние воздействия:

♦ психодинамическая теория - основана на видах появления беспокойства, разработанных З.Фрейдом:

» сигнализирующая тревога — появляется как предупреждение реальной внешней опасности;

» травматическая тревога — возникает под влиянием внутренних, бессознательных факторов (к примеру, тревога, появившаяся из-за влияния внутренне удерживаемой ярости и гнева);

» междисциплинарная модель - данная тео-

рия гласит, что стресс появляется из-за воздействия самых разнообразных внешних факторов, которые влияют на человека физиологически, психически, приводя к реальным патологиям и поведенческим изменениям;

• системная модель - основана на понятии системы самоуправления человека и сравнении его текущего состояния с состоянием без патологий и нормальными значениями. Процессы саморегуляции играют значительную роль в данной модели;

• интегративная теория - основана на понятии, что перед человеком стоит проблема, которая требует от него действий, решения. На человека идет несвойственное и необычное для него повышенное давление, внешняя среда изменилась и от него требуется другое поведение и повышенное внимание. И если устранение проблемы затягивается, то от длительного эффекта внешних условий появляется напряжение, которое затем перерастает в стресс. Согласно данной теории способности человека к решению разнообразных проблем, появляющихся у него на пути, зависят от:

• ресурсов человека - его возможности и способности, помогающих устранять проблемы. У разных людей они могут быть разными, у каждого есть свой предел ресурсов, есть свои слабости и сильные стороны. Важен не только объем ресурсов, но и понимание собственных ресурсов и их ограничений;

• энергетического потенциала - необходим для успешного осуществления плана по решению задач. Энергия также служит ресурсом, который есть у каждого человека, расходуется на каждое действие, эмоциональное усилие, которое человек прилагает к тому или иному делу, событию, действию;

• происхождения проблемы - источник и причины ее появления и то, насколько она была неожиданная. Некоторые проблемы способны застать человека врасплох или в самую критическую минуту. Понимание происхождения проблемы может значительно улучшить шансы на устранение корня этой проблемы и помогает увидеть ее "насквозь";

• степени адекватного отношения, правильного психологического настроя касательно возникшей проблемы помогут трезво оценить ситуацию и иногда даже перевернуть ее в свою пользу. Есть вероятность, что внезапное внешнее воздействие на деле не так деструктивно и

является на самом деле эустрессом, который может послужить толчком к развитию, адаптации и формированию более сильного характера, способного выдержать различные перемены во внешней среде более напряженного, чем до того;

• вида реакции - каждый человек по сути сам выбирает тип реагирования на ту или иную стрессовую ситуацию. Условно их можно поделить на защитную и агрессивную. Некоторые более склонны принимать более пассивную позицию по отношению к стрессовым факторам, некоторые из людей, наоборот;

• когнитивная теория стресса - тесно связана с учением Р. Лазаруса. Основана на субъективной оценке потенциальной угрозы и осознания собственных возможностей победы над ней. Угроза является и воспринимается как ожидание внешнего, отрицательного воздействия. Когнитивная теория стресса основывается на том, что развитие стресса зависит от факторов:

- психологическое отражение реальности и его субъективное понимание и оценка,

процессы трансформации информации, учитывая степень ее значения и ценности,

- личностные особенности в прохождении данных процессов и оценка субъективной опасности.

Когнитивная теория подчеркивает то, как взаимосвязь между человеком и средой в адаптационных условиях непрерывно подвергаются изменениям. Для того чтобы связь между этими факторами стала стрессовой, нужно желание и мотивация, целеустремленность к достижению высоких целей. Стресс появляется, если человек осознает огромную разницу между внешними и внутренними требованиями и его личными ресурсами. Это может просто требовать большого напряжения сил или полностью быть вне досягаемости с количеством ресурсов, которые есть у человека.

• Концепция системного подхода - больше всего исследована в трудах Б.Ф. Ломова. Эта концепция говорит о закономерностях связи и взаимной обусловленности таких факторов, как функции психики (такие как регулятивные, коммуникативные, отражательные), прочих структур организма и внешнего мира (его явлений, процессов, объектов). Концепция системного подхода отражает взаимосвязь этих функций в виде иерархии и степень их воздействия на появление субъектных отношений, которые могут и породить стресс.

• Дсятсльностный подход - эта концепция основана на теории деятельности А.Н.Леонтьева и концепции, регулирующей роли психического отражения Б.Ф. Ломова. Она поясняет то, что нужно установить учет причинно-следственных отношений на разных уровнях деятельности, что даст возможность проникнуть в суть процессов, определяющих особенности появления стресса и его регулирование.

• Личностный подход - имеет большое методологическое значение в изучении стресса. Определяет внутреннюю активность в регуляции стресса и ее значимости для процесса его проявления. Личностный подход подразумевает ориентацию на изучение ресурсов и внутренних резервов, присущих каждому отдельно взятому человеку. Речь идет о физических, психологических, физиологических ресурсах и функциональных резервах, и формировании устойчивости к стрессу в связи с воздействием на эти факторы.

• Динамический подход - разработан Л.И. Анциферовой. Эта теория основана на исследовании проявлений и развития стресса на протяжении всей профессиональной жизни человека. Каждый этап на профессиональном пути человека связан с определенной степенью нагрузки и стресса. Есть определенные закономерности продвижения личности по пространству, в зависимости от его характеристик и свойств, его возраста и социальных норм. Данные факторы являются помощниками в определении личностных особенностей реагирования на различные внешние стрессовые факторы [10].

И. С. Сук (1984 г.) в своих трудах отмечал, что проблема уходит корнями к юношеским годам и рвению молодых умов стать врачами, лечить больных. Еще в далеком 1971 г. на одной из сессий бюро Европы ВОЗ было констатировано, что ни одна страна не обладает удовлетворяющими критериями отбора желающих. И если способности абитуриента к другим разным профессиям можно проверить, то как измерить призвание, сердечность и сострадание? То есть качества, которые помогли бы человеку выдержать груз профессии.

Часть студентов, будущих врачей оказываются здесь случайно, из страха остаться вне вуза, желающих получить хоть какое-либо образование. По мнению многих, это наиболее безопасный путь бегства от бедности в будущем. Как следует из результатов, проведенных

в Кемеровском медицинском институте, 25 % первокурсников признались, что находятся тут именно по этим причинам, 25 % - оказались недовольны выбором профессии и жалели о своем решении. То есть часть специалистов уже изначально идут служить в медицину с низким уровнем мотивации и энтузиазма.

Есть и врачи, не сумевшие сохранить порывы юности. Призвание и мотивация динамичны [7]. Они могут проявляться отчетливо в начале карьеры, и начать тускнеть, пока с годами не угаснут совсем, приведя в итоге медицинского работника в состояние психоэмоционального выгорания, профессионального стресса. И социальная незащищенность отнюдь не способствует улучшению положения.

Профессиональный стресс (ПС) в конечном итоге влияет на трудоспособность и общее восприятие пациентом врача, как специалиста и пациенты остаются недовольны [5].

Профессиональный стресс может проявляться в разных видах [26] они состоят из:

• сама эмоциональная истощенность, которая проявляется потерей чувствительности, трудностью ощутить яркие эмоции. Такое состояние, как правило, врачи связывают со своей работой.

• цинизм - отстраненное отношение к пациенту, холодность и восприятие пациентов как "сломанный механизм" а не как личность;

• редукция профессиональных достижений -чувство некомпетентности, потеря уверенности в себе как специалиста, обесценивание собственного опыта [23].

На начальном этапе развития профессионального стресса наблюдается нервное напряжение и повышается уровень тревожности. Далее присоединяются неадекватные эмоциональные реакции, проявляется халатность по отношению к профессиональным обязанностям, ослабление тонуса и проблемы с нервной системой. Согласно исследованиям, первые 3 года количество острых состояний возрастает под влиянием стрессовых факторов, и заггем переходят в хроническое состояние [18].

Профессиональный стресс заключает в себе характер и содержание связи главных ее составляющих. Условия трудовой деятельности способны вызывать прямые стрессовые реакции, которые варьируются в зависимости от личностных характеристик и особенностей восприятия [20]. В случаях, когда мимолетные стрес-

совые реакции становятся хроническими, последствия перетекают в более негативное русло для здоровья и производительности.

Разработка психического выгорания как проблемной ситуации включает в себя контроль и ориентацию:

Ориентация - идентификация проблемы, ее анализ, изучение свойств и характеристик.

Контроль - действия, направленные на решение проблемы [19].

Общепризнано, что высокая эмоциональная лабильность, самоконтроль, подавленные отрицательные эмоции, рационализация собственных мотивов и поведения, склонность к тревожности и депрессивной реакции, связанных с невозможностью достижения мысленного идеала, блокировка собственных негативных эмоций, негибкая личность способствуют развитию профессионального стресса. Труд медицинского работника требует высокой психологической и физической выносливости, ответственности, зачастую способности принимать решения в экстремальных ситуациях. Вследствие этого критерии, которым должен соответствовать идеальный представитель профессии, довольно высоки [3].

После огромного количества исследований синдрома психического выгорания и профессионального стресса были найдены факторы, напрямую связанные с риском их возникновения:

• пол (как правило, женщины более подвержены риску ПС, ситуация противоположна среди гинекологов);

• специальность (наибольший риск у психиатров, хирургов, акушеров-гинекологов и терапевтов);

• стаж работы (часто показатели ПС становятся выше после 15 лет работы);

• удовлетворенность занимаемой должностью;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• количество времени, уходящее на работу;

• уровень личностной тревожности;

• уровень эмоциональной стрессоустойчиво-сти;

• отношения в коллективе;

• тип организации (сотрудники государственных организаций дают показатели более высокие, чем частные);

• состояние семьи;

• брак (незамужние женщины-анестезиоло-ги, наркологи, реаниматологи более подвержены риску, чем их замужние коллеги).

Профессиональная деформация - еще одно из явлений, угрожающих психологическому здоровью врача и тесно взаимосвязанное с синдромом психического выгорания. Оно является проявлением осознанно или неосознанно выработанным человеческой личностью механизмом защиты, которое выполняет свою функцию путем исключения и подавления (полностью или выборочно) эмоций. Как правило, этот механизм защиты запускается в ответ на определенные психотравмирующие ситуации, воздействия. У людей, страдающих от профессиональной деформации, нередко обнаруживаются психопатологические, психосоматические признаки социальной дисфункции.

Общее исследование по направлению дало понять, что оно наиболее распространено среди работающих в системе "человек - человек". Очевидно, что врачи являются ярким тому примером. Многочисленные исследования показывают, что они подвержены большому личностному стрессу. Преобладающей особенностью врачей является отрицание собственных проблем со здоровьем [12].

Эмоциональная истощенность при профессиональном стрсссс часто сопровождается бессонницей, головной болью, низким аппетитом или перееданием, злоупотреблением психоактивными препаратами. Появляется негативное отношение к пациентам, коллегам, которое вначале может проявляться скрыто, в виде внутренней неприязни. Со временем она перерастает в приступы раздражительности. Неудовлетворенность и недовольство начинают расти, приводя к апатии, что в тяжелых случаях может вызывать эмоциональные срывы или даже суицид. Последствия профессионального стресса начинают влиять на личную жизнь человека и его взаимоотношения с другими людьми.

Профессиональный стресс в некоторых случаях приводит к ощущению бесполезности собственной деятельности, снижению мотивации, чувству выполнения рутинной работы. Развивается безразличие к работе и профессиональным обязанностям, которые выполняются только на уровне необходимого минимума. Часто у людей, находящихся под длительным влиянием синдрома, развивается внутреннее противоречие: человек работает с двойным усердием, чтобы отвлечься от мыслей, возникающих по причине стресса. Стоит отметить, трудоголики и люди с очень высоким уровнем энтузиазма

тоже находятся в группе риска и склонны к скорому разочарованию в профессии, что является причиной к психического выгорания.

К.Маслач и М.Лейтер воспринимают профессиональный стресс как "эрозию человеческой души" и неважно, какая у человека профессия или род деятельности. При этом несоответствие может быть на 6 видов:

1. Несоответствие между предъявляемыми требованиями и личностными ресурсами работника - приводит к ухудшению трудоспособности и, возможно, конфликту с коллегами.

2. Несоответствие между стремлениями работников иметь большую самостоятельность в работе. Люди желают сами определять пути достижения результатов, за которые они несут ответственность. Нерационально жесткая политика в мониторировании и контроле деятельности рабочих может привести к ощущению собственной бесполезности и отсутствию ответственности за свою работу.

3. Несоответствие работы ввиду отсутствия вознаграждения, так как человек чувствует, что его труд не признают.

4. Несоответствие личности и работы ввиду отрицательного психологического климата в рабочей среде. Люди лучше работают в среде, где преобладает позитивный настрой, они получают одобрение и поддержку, где развита корпоративная культура, способная объединить и сплотить людей. Одними из самых разрушительных факторов в обществе являются постоянные и нерешаемые конфликты, которые только увеличивают негативное отношение к работе и коллегам.

5. Несоответствие между работой и личностью, возникшее при отсутствии представления о справедливости, способствующее признанию.

6. Несоответствие между моральными принципами личности и требованиями руководства. Человека принуждают выполнять работу, несоответствующую его этическим, культурным, религиозным ценностям [26].

Данный подход доказал свою эффективность, так как позволяет отследить причины возникновения каждого случая психического выгорания, а потому адекватно оценить ее воздействие, разработать методы по его предотвращению или реабилитации. Если, как правило, такие случаи только рассматриваются, то благодаря осозна-

нию этих 6 видов несоответствия, выведенных К. Маслачом и М. Лейтером, можно перейти к разработке мероприятий по их устранению или даже предупреждению. Рекомендуется рассматривать все подобные факторы и их возможные проявления на рабочих местах, так как это оказывает благоприятное воздействие на общую трудоспособность, мотивацию сотрудников, психологический климат, организационную культуру и самочувствие врачей, нуждающихся в поддержке также со стороны руководства, которое обеспечивало бы их необходимой рабочей средой для выполнения своей работы по максимуму возможностей [2].

В работах наших коллег из Кыргызстана М.А.Сагымбаева и М.Р.Сулаймановой акцентируется внимание на проблемах врачей-хирургов. По их мнению, эта категория врачей, наиболее часто встречающихся со смертью, обладает одним из самых высоких показателей психического выгорания среди врачей этой специальности. Они выделяют 3 вида проявления смерти в трудовой деятельности хирурга:

- реальная (безрезультатная реанимация, смерть на столе хирурга),

- потенциальная (от степени профессионализма врача зависит исход),

- фантомная (жалобы на здоровье, страхи и тревогу, отношения с близкими тяжелобольных, представления о смерти).

В вышеперечисленных ситуациях перед врачом стоит задача "отстранения" собственных эмоций для самозащиты и предотвращения эмоционального выгорания вследствие эмоционального давления. Иногда это просто невозможно, так как врачу приходится работать и общаться с пациентами. С такой непростой задачей может справиться только эмоционально зрелая, самодостаточная и крепкая личность [14].

Российское научное сообщество внесло огромный вклад в развитие и исследование в данном направлении. Труды ученых А.А.Головач и Д.А.Марченко-Тябут помогли выяснить, что наивысший уровень психического выгорания наблюдается у врачей-терапевтов. Это связано с высокой нагрузкой работы, нехваткой времени в амбулатории, тесной связью с эмоциональным стрессом пациентов и их близких. Благодаря их исследованиям, были проанализированы уровни личностной и ситуативной тревожности у врачей различных специальностей в зависимости от стажа, возраста и пола.

В работе О.В.Рыбиной было проведено исследование субъективной оценки врачей уровня эмоционального выгорания и влияния проблем, связанных с работой врача. В экспериментах участвовали врачи самых различных специальностей. Выяснилось, что после 15 лет стажа субъективная оценка психического выгорания не соответствует уровню реальных проявлений профессионального стресса, и намного выше у врачей, проработавших свыше 15 лет. У психиатров отмечается более интенсивный профессиональный стресс, чем у врачей-хирур-гов. Российскими исследованиями, так же как и британскими, было доказано, что риск профессионального стресса выше у женщин, чем у мужчин [13]. Но все же самые выраженные проявления профессионального стресса на каждой его фазе наблюдаются у врачей-онкологов. На втором месте оказались психиатры. Согласно исследованиям, проведенным И.А. Бердяевой и Л.Н. Войт, часто психическое выгорание встречается и у стоматологов.

Доказано, что работа врача может способствовать развитию суицидального поведения. Одним из одаренных психиатров было описано, что частота суицидов среди врачей в 21 раз больше, чем у основной части населения [17].

Состояние психического выгорания распространено и у среднего медицинского персонала, в том числе находятся в группе риска медицинские сестры. В среднем они подвергаются влиянию профессионального стресса на 6-9 лет раньше, чем сами врачи вследствие тесного общения с пациентами.

Среди врачей под "стрессом" подразумевается личностная слабость или непрофессионализм, поэтому первая реакция человека на возникновение подобного ощущения - отрицание в качестве механизма психологической защиты. Она приводит лишь к чувству вины и мешает врачам решить проблему, потому что первый шаг на пути решения любого затруднения - это признать существование проблемы.

Развитие профессионального стресса обусловлено многими факторами, но есть определенные личностные особенности, обладатели которых более подвержены психическому выгоранию: По мнению Фрейденберга, это люди сочувствующие, гуманные, мягкие, энтузиасты, идеалисты, ориентированные на людей, интроверты, одержимые "идеей", фанатики, легко солидаризирующиеся.

Маскср добавляет к этому списку людей авторитарного склада и с низким уровнем способности сопереживания.

В. Бойко в своих работах приписывает высокий риск развития психического выгорания людям со склонностью к эмоциональной холодности, к интенсивным переживаниям негативных ситуаций, слабой эмоциональной отдачей в трудовой деятельности.

Экономические потери, которые несет государство из-за случаев психического выгорания, профессионального стресса, нельзя оставлять без внимания. В Англии 40 % случаев нетрудоспособности врачей были связаны с психическим выгоранием. По результатам исследования установлено, что почти половина исследованных врачей по всей стране страдают от высокого уровня тревоги, а около 30 % обладают выраженной депрессией. Эти исследования стали причиной открытия разнообразных центров и организаций для помощи медицинским сотрудникам, таких как Центр круглосуточной психологической поддержки [21].

В 1991 г. на юге Австралии обследовали 966 врачей общей практики на предмет профессионального стресса. Было установлено, что треть врачей обладают высоким уровнем профессионального стресса, меняющимся в соответствии с возрастом, полом и отношением к работе [16].

Высокий уровень эмоциональною истощения выявлен среди врачей в сфере неотложной помощи, реаниматологии и анестезиологии. Частота случаев превалирует у незамужних женщин.

Понижение трудоспособности работников медицины почти в 50 % всех случаев связано со стрессом. Было проведено исследование врачей общей практики в Великобритании, 41 % которых оказались под влиянием высокого уровня тревоги, а 26 % врачей страдали от сильно выраженной депрессии [22]. Это открытие стало важным стимулом к проведению в Великобритании регулярных семинаров по диагностике и преодолению профессионального стресса и к открытию в середине 90-х гг. круглосуточной службы психологической поддержки для медработников [30].

В 2016 г. в Австрии провели исследование, в котором принял участие 60351 врач, или 15,8 % количества всех приглашенных - 40093 врачей по всей стране. Их анкетировали на выявление депрессии и психического выгорания. Резуль-

таты показали, что 10,3% всех опрошенных страдают от выраженной депрессии, а у 50,7 % - имелись симптомы выгорания. Из 10,3 % у 0,9 % - мягкая форма депрессии, у 2,3 % - средняя, у 7,2 % - сильно выраженная. Из врачей, подвергшихся психическому выгоранию, у 28 % оно было слабым, у 13,1 % - средней тяжести и у 9,6 % - симптомы были наиболее острыми [29].

В 2012 г. 7288 врачей США приняли участие в похожем исследовании. С помощью тестов С.Маслач по психическому выгоранию было определено, что у 45,8 % врачей один или несколько симптомов выгорания. В сравнении с выборкой из 3442 граждан США, работающих в других сферах, у врачей был более высокий шанс иметь симптомы выгорания (37,9 % против 27,8 %) и неудовлетворенность балансом между работой и жизнью (40,2 % против 23,2 %). По результатам исследования уровень выгорания значительно отличается среди представителей разных специальностей, особенно выгорание выражено у врачей скорой помощи, врачей общей практики и семейных врачей. Найдена корреляция между степенью образования: чем дольше обучался специалист (магистерская, докторская степень), тем больше риск выгорания по сравнению с выпускниками не медицинских факультетов, получивших ту же степень [11].

В 2013 г. в Северной Осетии проведено исследование по выявлению различий в выраженности психического выгорания между врачами и мед. сестрами. Результаты показали, что число врачей, подверженных данному состоянию, выше, чем число медицинских сестер: 33 % врачей и 26 % мед. сестер от общего числа [6].

В 2016 г. Американская коллегия семейной медицины провела опрос, разработанный на основе "Опросника рабочей жизни врача" и клинического опросника "Минимизация ошибок, максимизация результата" среди 2099 семейных врачей, 515 (24%) из которых обладали симптомами психического выгорания. Связь выгорания в зависимости от женского пола и возраста была значительной, согласно результатам этого исследования [25].

В масштабном исследовании удовлетворенности балансом рабочей жизни у врачей и общего рабочего населения США участвовали 6880 (19.2 %) врачей, приглашение получили 35922. Исследование длилось с августа по ок-

тябрь 2014 г. Психическое выгорание выявлено у 54,4 % опрошенных (3680 чел.). По сравнению с результатом аналогичного исследования в 2011 г., в котором применялась другая методика, отмечены 45,5 %, или 3310 врачей с симптомами выгорания. После регуляции и анализа собранных данных по полу, возрасту, семейному положению и рабочим часам в неделю было установлено, что у врачей значительно выше риск развития выгорания [24].

В исследовании, проведенном в 2013 г. на предмет изучения связи между лидерскими качествами и выгоранием, приняли участие 2813 врачей (72,2 %) от числа 3896 приглашенных. Каждый оценивал лидерские качества своего руководителя по 12 направлениям, и каждая позитивная оценка уменьшала величину риска возникновения профессионального стресса на 3,3 % и повышала процент вероятности удовлетворенности собственной работой на 9 %. Но несмотря на это, даже при рабочей среде с высоким уровнем удовлетворения 40 % врачей отмечали у себя симптомы психического выгорания [28].

Ученые Сингапура провели исследование на 268 врачах (145 стажеров и 123 лечащих врача) в 2016 г. применялись методы для определения возможных факторов риска выгорания, такие, как возраст, пол, религия, семейный статус, количество часов работы в неделю, количество ночных звонков, количество часов, уходящих на сон в течение суток. Одним из критериев, которые они хотели измерить, было уважение. Для получения необходимых результатов были заданы 3 вопроса: "Как сильно коллеги уважают вас?", "Как сильно пациенты уважают вас?" и "Как сильно близкие пациента уважают вас?" по шкале от 0 («совсем не уважают») до 10 («очень сильно»). Из 268 участников на все вопросы полностью ответили 109 чел., что является 40,7 % общего количества участников. Средний возраст опрошенных составил 34 года, женщин было 46,8 %. Высокий уровень стресса выявлен у 17,4 % опрошенных (из них 21,8 % у стажеров, 11,1 у практикующих врачей), выгорание выявлено у 55,1 % (из которых 71,8 % -стажеры, 31,1 % - лечащие врачи). Показатели ночных звонков и низкого уровня уважения со стороны коллег обусловлены уровнем выгорания у врачей обеих категорий [31].

В настоящее время проблема по преодолению и организации мер предупреждения и раннего выявления симптомов и проявлений про-

фессионального стресса очень актуальна, в особенности для повышения качества жизни врачей, что непосредственно связано с качеством жизни всего населения. Своевременное предупреждение и просвещение врачей в отношении ранних признаков и факторов риска психического выгорания помогает значительно снизить риск возникновения, увеличить способности к его предотвращению или даже снизить уровень выраженности. Такая работа должна проводиться тщательно и аккуратно. Адекватное информирование способно оказывать ощутимое влияние на количество случаев профессионального стресса среди медицинских сотрудников. Важно убедить профессионалов в необходимости открытости и честности в собственных эмоциях, ощущению собственной значимости и в том, что проявления стресса не являются признаками личностной слабости или профессиональной некомпетентности.

Пользу от саморегуляции, или, как ее часто называют, аутотренинга, нельзя недооценивать. Очевидно, что люди, владеющие техниками, которые помогают им сохранить разум спокойным, психику не напряженной и не попадать в стрессовую ситуацию, бывают более успешны.

Б.Р. Мандель описывает несколько простых правил, которые можно применить, чтобы обезопасить себя от психического напряжения в условиях профессионального стресса:

- наблюдать за собственным поведением и реакцией со стороны, рефлексия;

- чем раньше замечены признаки появления стресса и потери контроля над эмоциями, тем сильнее и крепче будет личная программа защиты от профессионального стресса;

- надо найти способ, который помогал бы остановиться (выход из комнаты, смена паттерна, молчание, пауза и т.д.);

- необходимо найти занятие, доставляющее наибольшее удовольствие и удовлетворение именно вам как индивидууму и постараться уделять время, по возможности, этому любимому занятию, которое помогает снять стресс и психическое напряжение [10].

Предупреждение профессионального стресса является актуальной проблемой для улучшения качества жизни врачей. Своевременное информирование врачей о ранних симптомах "выгорания" и факторах риска помогает усилить возможности его предотвращения или уменьшить выраженность [3], также обучение врачей

основным техникам и приемам аутотренинга по сохранению позитивного психологического статуса. Сохранение и укрепление здоровья меди-

цинских работников должно быть одним из основных приоритетных направлений развития здравоохранения.

ЛИТЕРАТУРА

1 Баданов С. А. Синдром эмоционального выгорания // Врач скорой помощи. - 2012. - № 10. -С. 59-65.

2 Бердяева И.А., Войт Л.Н. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специаль-ностей//Дальневосточный медицинский журнал. - 2012. - № 2. - С. 117-120.

3 Водопьянова H. Е. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика. - СПб., 2005. - 336 с.

4 Дж. Эдвард Морган-мл. Мэгид С. Михаил. Клиническая анестезиология. Кн. 3, 2003. - 40 С.

5 Бекенова Д.У., Рукабер К.А. Стресс и его проявление // Вестник Кокшет. университета. -2015. -№3. -С. 48-51.

6 Засеева И.В., Татров A.C. Сравнительный анализ синдрома эмоционального выгорания у врачей и медицинских сестре отделения анестезиологии и реаниматологии в условиях региона // Фундаментальные исследования. Ч. 1. - 2013. - № 6. - С. 184-188.

7 Сук КС. Врач как личность, 1984. - 64 с.

8 Катаева В.А. Труд и здоровье врача-стоматолога. - М.: Медицина, 2002. - 208 с.

9 Яаренцова Л.И. Исследование видов эмпатии и синдрома выгорания у врачей-стоматологов / /Таврич. журнал психиатрии. - 2002. - Т.6, № 2(19). - С.23-24.

10 Манделъ Б. Психология стресса, 2014. - 33 с.

11 Марченко-Тябут Д.А. , Головач A.A. Личностная и реактивная тревожность у врачей различных специальностей //Медицина. - 2005. - №2,- С. 79-81.

12 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Сер. "Мастера психологии", СПб; 1999.

13 Рыбина О.В. Психологические характеристики врачей в состоянии профессионального стресса: автореф. дис. канд. психолог, наук. - СПб; 2005.

14 Сагымбаев М.А., Сулайманов М.Р. Актуальные вопросы влияния стресса на развитие профессиональной деформации хирурга // Медицина Кыргызстана. - 2011. - № 4. - С. 26.

15 Селье Г. Стресс без дистресса, 1982. - С. 52-60.

16 Силкина A.A., Саншокова М.К., Сергеева Е.С. Синдром эмоционального выгорания среди врачей России и зарубежом // Бюл. мед. Интернст-конф. - 2014. - Т. 4. № 11. - С. 2.

17 Юрьева Л.Н. Профессиональное выгорание у медицинских работников. // Формирование профилактика коррекция. - Киев: "Сфера", 2004. - С. 34-49.

18 Ясько Б.А. Динамика мотивационно-потрсбностной сферы развивающейся личности врача // Психологическая наука и образование. - 2003. - № 2. - С. 51-56.

19 Ясько Б. А. Психологические аспекты профессионального становления и развития личности врача // 2-я Междунар. науч.-практ. конф. // Проблемы регионального управления, экономики, нрава и инновационных процессов в образовании: тез. докл. - Таганрог, 2001. - С. 2.

20 Ясько Б. А. Врач: психология личности. - Краснодар, 2001.

21 Burg F. D. MedicalCompetence // MedicalFeacher. - 1982. - № 2, Vol. 4.

22 Farber B.A., Heifetz L.K.J. The proccss and dimension of burnout in psychotherapists// Professional psychology. - 1982. - Vol. 13. С. 293.

23 Freudenberger H. J. Staff burn-out // J. of Social Issues. - 1994. - Vol. 30. - P. 159-165.

24 Hasan O., Shanafelt T.D., Dyrbye L.N., Sinsky С., Satele D., Sloan J., West CP. "Changes in Burnout and Satisfaction With Work-Life Balance in Physicians and the General US Working Population BeUveen 2011 and 2014 // Pubmed, 2014. - C. 8-9.

25 James С. P., H. Clifton Knight., Thomas R. O., Monee Rassolian., Bazemore A.W., Peterson L.E., Baxley E.G. Prevalence of Burnout in Board Certified Family Physicians // Pubmed, 2016. - C. 4.

26 Maslach С., Jackson S.E. Burnout Inventory (MBI): Manual. Palo Alto: Consulting Psychologists press. 1986. - C. 112.

27 Medvoyage.info / "Сколько зарабатывают врачи" // Интернет: http://medvoyage.info/news/tourism/ skolko-zarabatyvayut-vrachi-v-evrope-interesnye-fakty/

28 Shanafelt T.D., Gorringe G., Menaker R., Storz K.A., Reeves D., Buskirk S.J., Sloan J.A., Swensen J.S. "Impact of Organizational Leadership on Physician Burnout and Satosfaction" // Pubmed, 2013. - C. 12.

29 Whitley T.W. Work?related stress and depression among physicians pursuing postgraduate framing in emergency medicine an international study //Ann.Emergency Medicine. - 1991. - Vol. 20. - 992 c.

30 West СР., Shanafelt TD., Boone S.. Tan L., Dyrbye LN., So tile W., Satele D., Sloan J., Overskovich MR. "Burnout and satisfaction with work-life balance among US physicians relative to the general US population" 11 PubMed. - 2012. - C. 5.

31 Who K.Y., See K.C., Lim Т.К., Phua J., Kua E.H. Stress and Burnout among Physicians: Prevalence and Risk Factors in a Singaporean Internal Medicine Programme // PubMed 2016. - C. 3.

ТУЙ1НД1

Дер^ержщ жумысы аса к^жегп, ауыр жене марте бел i мамандыктардьщ 6ipi, б!рак flepirep жумысыньщ элеумегпк-психологиялык аспекттерЫе сэйкес мукият мэн бертмейди Дер1герлердщ eMip суру сапасын жаксарту мЫдетл турде пациенттердщ де eMip сапасыньщ жаксаруына екел1п согады. Кэс1би стресс -адамнын жумыс ортасында пайда болатын ауыр ситуацияларга агзаныц турл1 психологиялык, жане сома-тикалык; жауап 6epyi аркылы кер1нет1н кеп к,ырлы кубылыс. Кептеген зерттеулер кэаби стресстьщ ортамен, жануя жafдaйымeн, жыныспен, жумыс орнымен байланысты екенд1пн дэлелдед1. Дэр1герлерд1ц eMip суру сапасын жак,сарту жолында кеаби стресстьщ алдын алу жэне элеуметтщ аныктаушыларды жак,сарту мацызды, взект1 мэселе болып табылады.

TyHiHfli свздер: психология, дэр1гер, кэаби стресс.

SUMMARY

The profession of a doctor is one of the most necessary, complex and noble professions, but the socio-psychological aspects of the activities of medical workers are not given due attention. Positive impact on the psychological aspects of the doctor's activities will improve both the quality of life of medical workers and patients. Professional stress is a multifaceted phenomenon, manifested in the form of psychological and somatic reactions of the body to difficult situations in the work activity of a person. Numerous studies have shown that the level of professional stress is closely related to the financial and family status and place of work, sex. Improving the social determinants of health and preventing occupational stress is an urgent problem that must be addressed to improve the quality of life of doctors.

Key words: psychology, physician, professional stress.

Ha!elzhan<itjma U. ru

95

Раздел III

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 37.018.46: 371.3

Ф.К.Смаилова'% М.Берд1гул, А.Ташаева, Н.Килтип, С.Бекбатыров, А.Егемберд1, А.Султан, А.Танашцызы

'С. Ж. Асфендияров атындагы Каз¥МУ, Алматы № 2шла аурулар кафедрасы аралас пэндер курсымен Алматы к;., Казахстан

ИНТЕРНАТУРАДА ИННОВАЦИЯЛЬЩ ОЦЫТУ ОД1СТЕР1НЩ К,¥31РЕТТ1Л1Г1Н к;алыптастыру к;уралы

ТШН

Мак,алада ¡шю аурулар бойынша интернатурадагы ок,ыту тэстдор1 к,арастырылады, ол жанадан жумыс бастаган дэр1герлердщ теориялык 61л1м1н, практикалык дагдыларын, тылыми-зерттеуге кызыгушылыкта-рын сакдап ары к,арай дамытуга мумк1нд1к бередг Инновациялык, эдютер компетентл- багдарланган окытуга, интерн терапевттердщ жэне студенттердщ ездерЫщ тургысынан зерттелетш материалды игеруге жак,сы ы^пал етедк Бул ааресе жумыс барысында езынщ кэш™ децгешн заманауи технологияларга жэне медицинадагы инновацияларга сэйкес жогарылатуга тию мединалык профильдеп мамандар уцлн манызды болып табылады.

Тушнд1 сездер: медициналык бт1м беру, белсенд1 эдютер, компетентл- багдарланган окыту, интернатура.

Мэселенщ езектиигк Жогары медициналык, 61 л¡м беру уйымдардыц алдында т^рган мацызды мшдеттердщ 61р1 - окыту са-пасын арттыру болып табылады. Казакстан-дагы жогары медициналык бшм берудш к;аз1рп замангы жуйест, медициналык; мамандык, бойынша теориялык, окыту денгеш жогары жас мамандарды даярлауга багытталган, ол жедел жэне тшмд1 эдюпен медициналык; гылым сала-сындагы заманауи жетктжтерге жету. Буньщ непзшде медициналык; бшм беру жэне халыца-ралык, стандарттарга сэйкес жстшд1ру к,а-жеттиип жатыр. Терапевт - дэр1герлерд1 ин-тернатурада окыту б^л алдыцгы оку курста-рындагы алган базалык бы1мд1 тсрсндстш гылыми жумыстын дагдыларын ныгайтуга, бшктшк децгешн арттыруга жэне жаца кузы-реттердщ непзп бшмдерш терендетуге багыт-талган. Интерн- дэр1гсрдщ интернатура баста-лганга дешнп дагдылары мен кабшетш ендеп жэне сацтап к;алуын, денсаулык сактау орнын-

дарында тэжфибеде кездесепн турл1 сирек кли-никалык, жагдайлармен бекиу талап ет1лед1. К^ыкды*, деонтологиялыц немесе этикалык, аспект1лер1 бойынша ¡пш ауруларда кейб1р манызды мэсслслср студсттсрмсн тек теория жузшде к,арастырылады, ол бЫм практикалык, дагдыларды жет1лд1ру уцлн жеткЫказ. Осы мэсслсш шешу ушш инновациялык; эдктер пайдаланылады, ол студенттердщ ок,ыту \рД1С1нде белсенд! айналысуга, олардыц ыцы-ласын жэне езш-ез1 талдауды арттыруга кемек-тсссдг Ок,ыту эдктсмса студснттш назарын аудара отырып, клиникалык; жэне сын тургысынан ойлауын дамытуга шыгармашылыц жэне инновациялык тэж1рибссш цалыптастыруга, к,узырет1н арттыруга мумкшд1к бередг Бул ок,ытудыц белсенд! здктерш к;олданылуында студенттер ездер1 айтк,аныныц 80 % жэне ездер! жасаганыныц 90 % сстсршдс сацтайты-ны атап етгддг

Максаты: Интернатурадагы оку урД1сшде

к,олданалатын белсенд1 окыту эдютерше шо-луды етюзу.

Материалдар мен эдктерд1 талцылау нэтижелерЬ № 2 iuiKi аурулар кафедрасында аралас пэндер курсымен ек!жылдык, ок,ыту ба-рысында пайдаланылган белсенд1 эдютерш талдау анализ! жургтз1лд1.

Циклдардын барысында мынадай эдютер колданылды: "case-study", ситуациялык, релдш ойындар, шагын топтарда жумыс, конференция журпзу, шыгармашылык тапсырмалар, ми шабуылы (мозговой штурм) жэне т.б.

"Case studies" эдюшщ материалы ретшде накты наук,астардыц ауру тарихы колданылды (этикалык ережелерге сэйкес наук,астыц жеке деректер1 керсеплмейд1). "Case studies" дамы-ту унпнмурагаттарда жумыс жург1з1лд1, ж^мыс материалы ретшде м^рагатта талда-нып жэне ецдел1п койган эр турл1 ауру агымы-мен жэне аск,ынулармен болган наукастардыц сыркатнамалары алынды. Б^л жумыск,а ете белсенд1 турде интерн-терапевттер к,атысты. Мэл!меттер электрондык, турде кафедрада талк,ыланып, м¥гал!мдермен "case-studies" жуйесшен окыту журпзуге немесе клиника-лык, талдау кезшде цосымша дидактикалык, материал ретшде пайдаланылады. Акпараттыц тфкелген файлдар мынадай аппарат кездерь мен коса бершедк этиологиясы, патогенезу дэлелд1 медицина жэне Казахстан Республи-касынын стандарттарына непзделген емдеу жэне диагностика тактикасыныц талдауы, осы такырыптар бойынша Халыцаральщ нусцаулар, клиникалык, хатгамалар, шолу немесе мета -анализ алтемелер жургшлед1. Ол сондай-ак, клиникалык,-к,ук,ык,тык„ экономикалык, не-пздерш гана емес кукьщтык, кузыретплжп де калыптастыруга ьщпал етедт Сарапшы репнде, Н¥жаттаманы талдаудан кешн, интерн сак,ты»пен жэне жауапкершшкпен наук,астыц ауру тарихына жетекштк етед1.

Ситуациялык, релдш ойындебрифинг эдю1мен (деловой игры с дебрифингом). Эдю клиникалык, жагдайды импровизация аркылы топтын барльщ мушелершщ катысуымен ой-налады, б^л интернге адамдардьщ психологи-ясын жацсы тусшуге мумкшдпс беред1, соны-мен к,атар танымдык, коммуникативтж даг-дыларды да дамытады. Жагдай кдтысушыла-рга турл1 релдерге цатысуга мумкшд1к беру ушш кайталап ойнатылады. Ойынныц мшдетп кагидаларыныц 6ipi ол бфнеше аскынулары

бар наукасты алып с^растыру, тал*ылаудан кейш, ойын курделиппн арттыру арк,ылы 6ipHe-ше жагдайларды бейнежазбага Tycipy болып табылады. Ойын жагдайды максимальд! шын-дыкда жакын болады, сондьщтан дебрифинг интерннщ озше сырттан бакыла_\та мумкшд!к бередц езшщ к,ател1ктерш туе шуге, тшешше, езшщ дагдыларымен ж^мыс icreyre, жеке жэне ужымдык, жагдайлардагы кдтынастарды да керуге мумюндш бередь Медициналык симу-ляциядагы сценарийлер практикалык, дагдылар орталыгында, семинар-тренингте, журек -екпелж наукдетыц "Имитатор К" симулятор ретшде пайдаланылып отырады. Эдктш тшмдшш тэж!рибел!к дагдыларды багалау кезшде, ягыни интерн-дэр1герлерд1 сертификат-тау нэтижелер1 кезшде расталды.

Интерактивт1 эдю - Team - basedlearning (TBL) -"шагын топтарда" командалык жумыс icTey дегенд1 бишредь Бул эдю мынаны кара-стырады: оь;ытушы мен интерн дэр!гердш тшмду ынтымактаск,ан карым катынас орна-та отырып, интерн- дэр1герд! оку процесше бел-сенд1 тарту аркылы топтын эр мушесшщ ко-мандальп; ж^мыс ушш кажетп к;асиеттерш калыптастыру, ол ез кезепнде - жауапкершипк, езара туешютж жэне карым-катынас дагды-ларын к;амтамасыз етед!. Oalctîh шартына сэйкес, букш топтын адекватты ж^мыс icTeyi ушш топтыц к^рылу кезшде жынысы мен ок,ыту децгеЙ1 бойынша эртурл1 к^рылуы ке-рек. Интерндерд1 топтарга белу кезде мугал!м Колб шкаланы к,олданады. Эр 6ip топта мумюдк бойынша рационалист - converger, эмпирик - diverger, теоретик - assimiLator, практик - accommodator болу керек, ол арк,ылыко-мандалык, жумыс жасауын, ужымдагы М1ндет-TepiH белу, езара кемек керсетш, жауапкершь лжке алу дагдыландырады. М^гал1м eKi топтыц арасындагы бзсекелестжтщ салауатты рухын к,олдап, езара туешюпеушьшкке келуге жол бермейдь Интерндерге алдын ала сабак-ты етюзу методикасы ескерплед1 жэне анык,-тамалык,тарды пайдалану шектелмейд!. Сабакдыц барысында студенттер тесттерд1 жэне ситуациялык, есепгерд1 шешед!, лабора-ториялык, жэне аспапты зерттеулердщ нэтиже-лер1н талк,ылайды. Б^л окыту тзс!л интерн-дерд1 командалык, ж^мыс icTeyre уйретедь

Оцытудагы тагы 6ip тшмд! здю - инте-paKTHBTi конференция болып табылады. Эдю кез келген байланыекан такырыптарды мен-

*flura-kentau(cv,mail. ru

97

геруге тшмд1, топтарды окыту арк,ылы 03Íh-03Í дамыту, 03ÍHÍH бшм кузыретш жогарлату жоне жогары танымдык дагдыларын артыру ушш тандаулы эдютердщ 6ipi болыи табылады. Интерактивт1 конференцияда шыгармашылык жумыстарын езара уштастыра отырьш, "студент MyraniM ротище" танылады. Ол интерн-дерден шыгармашылы* жумыс пен курдел1 дайындык,ты талап етедг Ок,ытушыныц жетек-ппличмен интсрндср белгш 6ip такырып бой-ынша презентация дайындайды. Op6ip презентация клиникалык, жагдайга иепзделген 6ip кос-алк,ы так,ырыпк,а арналады, аудиторияныц сурак'гарымен, мини- дэр1с формагында журпзшедь Мшдетт1 турде презентацияда суракка жауап талкыланады. Корермендер то-бымен Kepi байланыска Tycipy ушш баянда-маларга катысты сурактар дайындалады. Ба-яндамалар, сурактар, есептер мен бейнетас-палардагы корппстердщ электрондык нускала-ры кафедрада сакталады жэне семинарлар отк1зуге пайдаланылады.

Региондарда ic-canap ету кезшдс интерн-дердщ практикалык дагдылары мен теориялык 6üiímíh багалауга "3600 багалау" sflici к,олда-нылды. Медициналык бшм беру жуйесшде практикалык ic -сапар тэж1рибес1 интерндер ушш ете мацызды шешуип сэт болып табылады. Барлык окыту жылдарыныц шйнде олар алгаш рет тсрапевтж саладагы бел1мдерде ез бет1нше жумыс ¡стеуге мумкшд1ктер1 гуады, иаукастарды журпзу, курациялау, медициналык, есеп журпзу, интенсив™ терапия бе.тпндс жоне кабылдау бе.'ймшде, функционалдык диагностика бел1мшде, консилиумдарга катысуга жэне клиникалык талдауды жупзуге умтылады. Практика соцында интерн кешенд1 тексеру -TÍ3ÍMÍH кафедрага алып келед^ олардыц кыз-mctíh тек жауапты дэр^ерлер гана емес, со-нымен катар медбикелер мен наукастарда багалайды. Бул TCKcepy-TÍ3ÍMÍ олардын танымдык, практикалык жэне коммуникативтж даг-дыларына сипаттама береди сонымен катар интерннщ бинмш жэне дагдыларын багалайтын ец шынайы к; ужат болып табылады.

Интерндер тарапынан "блиц-ойын" эдюнщ колданылуымен otctíh окыту кызыкты журедк Ara л га н эдш "ми шабуылы" жэне шагын топ-тардагы окыту белсещц эдктерш 6ipiicripeTÍH ¡скерлж ойынныц 6ip Typi болып табылады. Бул

эдю нак'гы кершктермен сипатталады: тез етюзшу1, ойынныц онай эр! кызыкды болуы, барлык; топ мушелершщ мшдетп турде к,аты-суы, команд алык жумыс. Окытудыц непзвде индивидуальны жумыс жэне то парады к бэсе-келест1к жатыр. Жинал-ган упай саны мен сонгы нэтиже эр топ мушеспин, жагдайды тез эр! накты талдап бггуше, жэне топтыц кандай шеиимге келуше байланысты. Осы эдк езш "Наукас каушаз;ип" элективт1 пэншщ "Катемеи жумыс" такырыбында жакеы керсегп. Осы ойынныц мысалында интерн терапевгер ужым-даса отырып дэр1гсрлср;пк катсл1ктерд1 анык,-тауга уйрешп, оларды дурыстауга жэне алдын алуга уйренедг Бул алынган бшмд1 практикалык ¡с журпзуде колдануга мумкшдйс бсред1, мысалы: станлартты емес клиникалык, жагдай кезшдс кыска уак,ыт ¡цпнде дифференциальды диагностиканы етюзш. ги1сг1 емдеу жоспары мен наукасты журпзу тактикасын тандау. Ин-терндердщ ец улкен кызыгушылыгын - аналитика.! ы к матрица алады, ол инновациялык фар-маттагы жобамен о»ыту эд1а болыи табылады. Сарапшы ретшде аурудыц тарихымен жумыс ютегенде, интерн нозология туралы терешрек бшм алып, ез бетшше дифференци-алдык, диагноз к,ойып, жазбаларды дурыс журпзуд1 уйрешп, медициналык жэне гылыми эдебиеггермен ез бетшшс жумыс ¡сгсугс даг-дыланады (себеб1 к,ател1кпен жэне курдел1 аскынган клиникалык, жагдаймен жумыс 1стейд1).

Корытынды. Интернатурада инновация-лыц технологияны колдану-теориялык бш1мд1 тсрсцдстчп ныгайтуга, комуникативты дагды-ларды дамытуга, кукыкгык б!л1м алуга, топта жумыс жасаудыц мамандандырылган дагдыларын ныгайтуга, талк,ылауларды дэлелдеп журпзуге, ез кезкарастарын дэлелд1 медицина принциптерше не1тздеп дэлелдеуге, сонымен катар жаца 61л1м алуга мумктн;ик бсрсд1. Интерндер эртур.'п танымдык ойындармен жэне взждк м1нез к^лык аркылы сешмдшп мен ез1н ез1 багалауыи жогарлата алады. Инновациялык окыту од1с! - дэрп~ер тераиевтер/иц 61л1м беру сапасын жогарлатады. Бул республикалык денсаулык сактау уйымдастырушыларымен тэж1рибе жуз1нде КазУМУ тулектер1мен дэлел-денд1.

ЭДЕБИЕТТЕР

1 Артюхина А.И., Чумаков В.И. Интерактивные методы обучения в медицинском вузе. -Волгоград, 2011. - С. 5-11.

2 Шамов И.А., Гаджиев Г.Э. Деловая игра в медицинском вузе: пособие для преподавателей. - Махачкала: ИПЦ ДГМА, 2008. - С. 15-18.

3 Современные образовательные технологии: учебное пособие / под.ред. Н.В.Бордовской: 2-е изд. - М.:КНОРУС, 2011. - С. 50-56.

4 Шеметова Г.Н., Рябошапко А.И., Губанова Г.В., Красникова Н.В., Беляева Ю.Н. Профилактическая работа терапевта: формирование компетенций // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 7-1. - С. 166-169.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются активные методы обучения в интернатуре по внутренним болезням, позволяющие формировать и закреплять у начинающих врачей теоретические знания, практические навыки, интерес к исследовательской работе. Инновационые методы направлены на компетентостно-ориентированное обучение интернов-терапевтов и, с точки зрения самих обучающихся, способствуют более глубокому усвоению изучаемого материала. Особое значение это имеет для специалистов медицинского профиля, которые в течение трудовой деятельности обязаны повышать свой профессиональный уровень в соответствии с современными технологиями и инновациями в медицине.

Ключевые слова: медицинское образование, активные методы, компетентностно-личностное обучение, интернатура.

SUMMARY

The article includes the methods of internship training in internal diseases, which forms and consolidates theoretical knowledge, practical skills and interests in making researches of interns. The innovational methods are directed to competence-oriented education of interns-therapists, and according to the students consideration those methods give deeper comprehension in absorption studying materials. This is very importante for medical specialists, who are required to improve their professional level in accordance with modern technologies and innovations.

Key words: medical education, active methods, competence-based and personal training, internship.

*flura-kentau@,mail. ru

99

УДК 61:331.363(574)

Н.Б. Ормапбетова'*

'Республиканский клинический госпиталь инвалидов Отечественной войны,

г. Алматы, Казахстан

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В РЕЗИДЕНТУРЕ

АННОТАЦИЯ

Послевузовское медицинское образование является необходимым условием успешного развития системы здравоохранения и обеспечения качества медицинской помощи. Для подготовки конкурентоспособных специалистов здравоохранения требуется реформа, предполагающая развитие системы послевузовского медицинского образования (резидентура) в качестве механизма системного партнерства вузов и практического здравоохранения. Следует пересмотреть требования к приему в резидентуру, систему финансирования образовательных программ резидентуры, механизмы оплаты труда преподавателей за клиническую деятельность, педагогическую нагрузку практических врачей. В программу подготовки предлагается включить обязательное научное исследование, которое должно проводиться на основе грантов. Успешная работа любой организации, в том числе и вуза, предусматривает постоянное совершенствование деятельности, ориентированное на улучшение качества. Неоднозначность процессов реформирования системы образования свидетельствует о необходимости разработки новых теоретических подходов к трактовке содержания процесса становления системы обеспечения качества вуза.

Ключевые слова: внутривузовская система качества, процессный подход, компетентность, компетенция.

Послевузовское медицинское образование - резидентура является фазой медицинского обучения, во время которой врачи получают опыт после завершения базовой медицинской подготовки. В соответствии с Законом РК "Об образовании" (№ 319-3 от 27.07.2007 г. сг. 22) освоение профессиональной учебной программы резидентуры является обязательным условием допуска к клинической практике граждан, получивших высшее медицинское образование по клиническим специальностям.

Приоритетной целью любого вуза является обеспечение его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Построение внутривузовской системы обеспечения качества предполагает использование специальных инструментов взаимодействия вузов с целевыми группами потребителей.

Механизмы и модели оценки качества образовательных программ резидентуры, реализуемых организациями образования и науки, различны: вузы, сертифицируют свои системы менеджмента качества на соответствие

международным стандартам ИСО 9001:2008, некоторые научные центры ориентируются на модель делового совершенства ЕРОМ. Организации образования и науки объединяет нацеленность на результат.

Цель исследования - провести сравнение системы подготовки специалистов здравоохранения в рсзидснтурс Республики Казахстан и Израиля, разработать рекомендации по повышению качества подготовки выпускников резидентуры Республики Казахстан.

Методы исследования. Аналитическое исследование, включающее обзор публикаций в сфере обеспечения качества медицинского образования в Республике Казахстан и международном образовательном пространстве.

Краткое описание и результаты работы. "Стандарты и руководства для обеспечения качества высшего образования в европейском пространстве высшего образования" - это официальные документы Болонского процесса, утверждаемые на конференциях министров образования стран европейского пространства, которые используются аккредитационными агентствами.

Стандарты специализированной аккредитации послевузовской подготовки врачей в рези-дентуре разработаны в соответствии с Кодексом "О здоровье народа и системе здравоохранения"; Законами Республики Казахстан "Об образовании", "О техническом регулировании"; нормативными документами Министерства здравоохранения и социального развития РК; Международными стандартами Всемирной федерации медицинского образования по улучшению качества последипломного медицинского образования, европейскими стандартами и руководящими принципами с учетом национальных и региональных нужд и приоритетов системы здравоохранения Казахстана.

Казахстанскими инструментамии гарантии качества послевузовского медицинского обра-18

зования являются:

• лицензирование;

• государственный контроль - создание вертикали контроля качества - аттестация;

• аккредитация;

• рейтинги;

• признание документов об образовании;

• независимое тестирование выпускников резидентуры;

• сертификация и присвоение квалификации.

На сегодняшний день аккредитовано 78 образовательных программ резидентуры в 7 организациях образования (рис. 1) и 45 образовательных программ в 13 организациях науки (рис. 2).

КазН М У КГМУ ЗКГМУ ГМУ ЮКГФА НУО МКТУ

г.Семей КРМУ

Рис. 1. Количество аккредитованных программ резидентуры в организациях образования (медицинские вузы) Республики Казахстан

-у® # # ^ ^ /

Рис. 2. Количество аккредитованных программ резидентуры в организациях науки (научные центры) Республики Казахстан

Несмотря на национальную систему оценки качества подготовки в резидентуре, можно ли утверждать, что специалисты, получившие свидетельство об окончании резидентуры и сертификат специалиста, действительно способны поддерживать достойный уровень современного здравоохранения? Ответ на этот вопрос кроется в сравнении систем подготовки врачей в Казахстане и других странах, например, в Израиле.

При поступлении в резидентуру Казахстана для участия в конкурсе интерн должен сдать экзамены по одному из европейских иностранных языков, набрав не менее 30 баллов, и по специальной дисциплине, набрав не менее 50 баллов. В противоположность этому в Израиле требуются огромные усилия, чтобы быть принятым для прохождения специализации. Там нет такого условия, что, если врач способен заплатить за свое обучение, конкурс уже не нужен: оплата за обучение (резидентуру) от частных лиц не принимается, да и сумма за обучение слишком велика. Кроме того, каждый заведующий отделением должен выплачивать солидную страховку и в среднем - половину стипендии врачу, который принят в резидентуру, из фондов своего отделения. Поэтому требуется не только найти организацию, которая будет выплачивать стипендию, но и убедить руководителя, что этот врач заслуживает доверия и на него можно рассчитывать. Таким образом, создаются трудные конкурсные условия, и бороться есть за что, поскольку врач-специалист в Израиле имеет высокий социальный статус и получает зарплату намного выше средней зарплаты в стране. Счастливчиков, пробившихся в резидентуру, ждет тяжелейшая работа с высоким напряжением как физических, так и моральных сил [1].

Во время обучения в Казахстане образовательная программа резидентуры формируется на основе типовых учебных планов с нормативными сроками от 2 до 4 лет. Освоенными считаются дисциплины, по которым сданы экзамены с оценками от 50 до 100 баллов. Экзамен, как правило, проводится методом тестирования или собеседования, что предполагает оценку только когнитивных компетенций. Формирование индивидуального учебного плана носит формальный характер.

Обучение в резидентуре в Израиле составляет 3-6 лет. Каждый резидент обязан предо-

ставить законченную научную работу по прикладной базовой дисциплине (иммунология, биохимия, патогистология и т.д.), иметь ротацию не менее полугода по смежным дисциплинам. Каждый резидент должен работать дежурным врачом в своем и приемном отделении. А чтобы получить разрешение на дежурство, следует пройти курсы и сдать экзамен но реанимации, включающий теоретическую и практическую части [2]. Врачи, проходящие специализацию, помимо лечебной работы ведут научные исследования: как минимум ежемесячно докладывают клинические случаи и выполняют обзор мировой литературы по теме доклада, участвуют в ежемесячных научных конференциях. Таким образом, после работы, кроме изучения объемных руководств по специальности, нужно много читать на английском языке. Никто не предполагает параллельный перевод, потому что все врачи обязаны знать иностранный язык на высоком уровне [3].

Для получения доступа к пракгической деятельности выпускник резидентуры должен иметь сертификат специалиста, пройдя тестирование по специальности и имея практические навыки по неотложной помощи. Чтобы получить лицензию специалиста в Израиле, необходимо успешно сдать 2 этапа лицензионного экзамена. Первый - в виде теста, состоящего из 150 вопросов, включающих кроме распространенных и редкие заболевания, и вопросы по базовым дисциплинам. Второй этап устный экзамен, состоящий из 4-х разделов, где с каждым экзаменующимся беседуют по 2 ведущих эксперта страны в этой области.

Таким образом, каждый будущий врач-специалист проходит через собеседование с 8 экзаменаторами. Для объективности оценки обязательно в качестве экзаменаторов привлекаются независимые специалисты. Если какой-либо из разделов экзамена не пройден, экзамен не сдан, и следующая (и единственная оставшаяся) попытка будет возможна только через 1 год. Например, если будущий спсциа-лист-дерматолог (не патологоанатом) из четырех представленных гистологических препаратов в двух случаях поставил неправильный диагноз, экзамен считается проваленным. Плохое знание английского языка не позволяет многим врачам из других стран подтвердить квалификацию врача в Израиле [4].

Руководителями отделений в израильских клиниках в подавляющем большинстве - профессора, и значительная часть штатных врачей крупных клиник являются профессорами, и все без исключения выполняют какие-либо научные исследования на международном уров-не [5].

В Казахстане деятельность практического здравоохранения и деятельность медицинских организаций образования отделены друг от друга. Хотя преподаватели клинических кафедр ведут клиническую деятельность на клинических базах, они составляют незначительную часть практикующих специалистов. Подавляющее большинство профессорско-преподавательского состава кафедр медицинских вузов не занимаются исследованиями на уровне мировых достижений в медицине.

Сложным вопросом является финансовое обеспечение такой специализации. Вероятно, она должна складываться из частного взноса, зарплаты во время врачебной практики и, таким образом, должен стимулироваться инте-

рес к научным исследованиям, и тогда уровень стипендии или зарплаты врачей на специализацию частично будет зависеть от способностей и активности обучаемого.

Вывод ы

Анализ качества подготовки в резиденту-ре Республики Казахстан выявил следующие проблемы, требующие решения:

♦ отсутствие эффективного взаимодействия медицинских организаций и медицинских вузов;

♦ низкий уровень вовлеченности преподавателей клинических кафедр в практическое здравоохранение, а практических врачей -в образовательный процесс;

♦ низкий уровень научной активности на клинических базах медицинских вузов;

♦ несовершенная система финансирования программ резидентуры, отсутствие гибких механизмов оплаты труда преподавателей за клиническую деятельность, педагогической нагрузки практических врачей.

ЛИТЕРАТУРА

1 Руководство по использованию ECTS, 2015. - 69 с.

2 The European Recognition Manual for Higher Education Institutions Practical guidelines for credential evaluators and admissions officers to provide fair and flexible recognition of foreign degrees and studies abroad Second edition, 2016. - 152 p.

3 The European Higher Education Area in 2015: Implementation Report. - 304 p.

4 Trends 2015:Learning and Teaching in European Universities by Andres Ursock. - 133 p.

5 A Tuning Guide to Formulating Degree Programme Profiles Including Programme Competences and Programme Learning Outcomes. - 97 p.

6 Coleman C.A., Appy S. Health literacy teaching in US medical schools, 2010 // Family Medicine. - 2012. - Vol. 44, № 7. - P. 504-507 https://www.hindawi.com/jovu-nals/ijfm/2015/129187/ref/

7 Blumenthal DM, Bernard K, Bohnen J, Bohmer R. Addressing the leadership gap in medicine: residents' need for systematic leadership development training //AcadMed. - 2012. - Vol. 87(4). -P. 513-522, https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/22361800

ТУЙ1Н

>Kofapfbi оку орнынан кейЫп медициналык 6Ln¡м беру-денсаулык, сактау жуйестщ жэне медициналык кемек сапасымен камтамасыз ету, сетл дамуына кажетл жагдай болып табылады. Бэсекеге кабтетл денсаулык сактау мамандарын дайындау уилн реформа кажет, практикалык денсаулык сактау жэне медициналык жогаргы оку орнынан кейшп 6miM бе руд i (резидентура) дамытуды жогаргы оку орныныц cepiirrecTiK жуйеанщ механизм!не болжау. Резидентура кабылдау талабын, резидентура баедарламасыныц 6miM бе руд i каржыландыру жуйеан, практикалык дэр1герлердщ педагогикапык жуктемесш, окытушылардыц

naz ik. or man be to va (a>maii. ru

103

клиникалык кызметЫе ецбек акы телеу механихмЫ кайта карастырылуы кажет. Даярлау багдарламасына грант непзтде журпзтген мшдеттелген гылыми зерттеу жумысын енпзуге усыныс жасау. Кез келген уйымньщ, соныц ¡шшде жогаргы оку орнын сапасын жак,сарту ушж унем1 уздюсй жеттд1ру кажет. BiniM жуйесжщ б1рмэнд1 емес реформалануы жогаргы оку орнында сапа жуйеамен камтамасыз ету барысында жаца теориялык тэст эз1рлеуд1 куэландырады.

Туйшд1 сездер: жогаргы оку орныньщ ¡шю сапа жуйеа, удер1ст1к, 6iniKTiniK, кузырет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

After graduatemedicaleducationcan be found as necessary condition for successful development sysrem of health care and provision quality of medical aid. In order to prepare competitive professionals of health care, reform is required, which involves the development of the system of postgraduate medical education (residency) as a mechanism for a system partnership of the university and practical health care. It is necessary to revise the sources of funding for the educational programs of the residency and the requirements for admission in the residency.lt is necessary to review the requirements of residency, the system of financial educational programs of residency, the mechanism of teacher's payments for clinical activity, practical doctors pedagogical load.To the training program, a compulsory scientific research is proposed, conducted based on grants. For the successful work of any organization, including the university, it is necessary to improve the activities, focused on the enhancement of the quality. Ambiguity of the processes of reforming the education system testifies the need to develop new theoretical approaches to the interpretation of the content of the process of establishing the quality assurance system of the university.

Key words: intra-university quality system, process approach, competency, competence.

SUMMURY

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.