Вестник Ка^НЖУ №2-2018
А.N.Samoilenko, O.Y.Fadeeva, Z.Z.Zhamashev
TECHNOLOGY OF AN INDIVIDUALIZATION OF TRAINING PROCESS OF BOXERS OF HIGH QUALIFICATION
Resume: Justification results of training process technology individualization of high qualification boxers are presented in article. The contents and sequence of selection of training means for development of technical and tactical, special physical and intellectual and psychological preparation of boxers taking into account their individual style of maintaining a duel is shown. The essence of technology consists in the following we defined a profile of individual style of each athlete and allocated a complex of shock actions typical for it and fighting distances.
Keywords: individualization of the training process, technology, sports boxer preparedness.
УДК 614
Д.Т. Кусмамбетова, Г.У. Кулкаева
Центрально-Азиатский университет общественного здравоохранения, Республика Казахстан, г. Астана
СИСТЕМА ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Показатели эффективности развития системы здравоохранения любого государства имеют прямую зависимость с эффективностью системы непрерывного медицинского образования. В данной статье будут рассмотрены вопросы последипломной подготовки среднего медицинского персонала в системе медицинского образования Республики Казахстан. Ключевые слова: медицинское образование, средний медицинский персонал, система здравоохранения.
Введение.
С момента возникновения Республики Казахстан, цели по совершенствованию и развитию системы здравоохранения государства, входили в список наиболее важных и приоритетных. В стратегических планах развития и прочих государственных нормативно-правовых актах, посвященных системе здравоохранения, особое внимание уделяется вопросам медицинского образования. Так, в Послании Президента Республики Казахстан от 10 января 2018 года было отмечено, что "важным вопросом являются обеспеченность и качество подготовки медицинских кадров"[1].
Актуальность развития последипломного образования среднего медицинского персонала.
Наиболее многочисленным медицинским персоналом, в структуре медицинских кадров Республики Казахстан, являются средние медицинские работники. Они не только многочисленны, но и имеют высокий уровень контактов с пациентами, что повышает их роль в процессе диагностики и лечения. На текущем этапе развития казахстанской системы здравоохранения представитель среднего медицинского персонала выступает уникальным специалистом, который имеет необходимые компетенции для самостоятельного выполнения рядамедицинскихзадач. Повышение сложности медицинского оборудования, лечебных процедур и препаратов обуславливает рост не только требований к текущему уровню образования среднего медицинского персонала, но и актуализирует практику непрерывного последипломного образования. Признание важности квалификаций среднего медицинского персонала в лечебных учреждениях дает возможность повышения качества государственных медицинских услуг. Мироваяпрактика показывает, что процесс повышения качества предоставляемых медицинских услуг в системе здравоохранения страны начинается с мер совершенствования медицинского образования.
Система последипломного медицинского образования Республики Казахстан.
Система медицинского образования Республики Казахстан базируется на ряде нормативно-правовых актах. Так, в ст. 175 Кодекса РК "О здоровье народа и системе здравоохранения" показаны виды образовательной деятельности в области здравоохранения, в том числе направления последипломного образования для среднего медицинского персонала[2]. В 2009 году были утверждены "Правила повышения квалификации и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров, а также квалификационных требований к организациям, реализующим программы дополнительного медицинского и фармацевтического образования"[3]. Были определены следующие задачи дополнительного образования медицинских кадров:
- удовлетворение потребностей медицинских кадров в получении новых и обновлении практических навыков и теоретических знаний в сфере фармации и медицины;
- формирование, закрепление на практике и накопление полученных практических навыков и теоретических знаний;
- внедрение в практику новых методов лечения и диагностики, основанных на научных подходах[3]. Всемирная федерация медицинского образования, в системе медицинского образования, выделяет базовое медицинское образование (клиника, преклиника), последипломное медицинское образование (специализация или резидентура) и непрерывное профессиональное развитие. На начало 2018 года в Республике Казахстан сформировалась следующая структура последипломного медицинского образования (рисунок 1).
Рисунок 1 показывает, что основными видами дополнительного образования для среднего медицинского персонала являются мероприятия по повышению квалификации и переподготовка кадров.
ЮеиЫ1к ХажМММ №2-2018
Последипломное образование
Обязательное последипломное образование
Резидентура
Магистратура
Докторантура
Дополнительное последипломное образование
Повышение квалификации
Переподготовка кадров
Рисунок 1 - Структура последипломного ]
Целью повышения квалификации является обновление и углубление теоретических знаний и совершенствование практических навыков по общим и отдельным разделам медицинской или фармацевтической специальности, ее смежным дисциплинам, в соответствии с квалификационными требованиями.
Для повышения квалификации медицинских кадров со средним профессиональным (профессиональным и техническим) образованием предшествующим уровнем образования является среднее (профессиональное и техническое) фармацевтическое или медицинское образование и (или) переподготовка по специальности[3]. Процесс переподготовки кадров проводится для приобретения новых знаний, умений и навыков, которые необходимы для качественного выполнения должностных обязанностей по новой медицинской специальности. В рамках программ повышения квалификации и переподготовки представителей среднего медицинского персонала проводятся такие мероприятия как: научно-информационный обмен, семинары, тренинги (мастер-классы), самообразование, стажировка на рабочем месте. Дополнительное последипломное образование среднего медицинского персонала финансируется за счет финансирования из бюджетов, работодателей, или иных источников, которые не запрещены законодательством Республики Казахстан.
Дополнительное образование может осуществляться в медицинских или фармацевтических учреждениях образования и науки, которые занимаются реализацией образовательных учебных программ системы дополнительного медицинского образования. Освоение программ дополнительного медицинского образования может проводитсякак с отрывом от работы, так и частичным отрывом от работы. При частичном отрыве от работы обучаемый средний медицинский персонал выполняетсвои рабочие обязанности по правилам неполного рабочего дня.
Проблемы контроля и оценки эффективности последипломного образования среднего медицинского персонала.
Контроль и оценка эффективности процесса получения дополнительного образования средним медицинским персоналом, безусловно, является ключевым элементом в процессе повышения качества оказываемой медицинской помощи. С целью оценки начального уровня знаний,поступающих медицинских работниковна курсы более 54 часов, проводится срез знаний. В ходе и после завершения обучающих программ, также проводится оценка эффективности образовательного процесса. Подобный контроль текущих и полученных знаний осуществляется с помощью следующих методов: тестирование, собеседование, использованиесимуляционных технологий. Помимо этого оценивается качество работы с пациентами под руководством преподавателя. Каждая обучающая организация самостоятельно определяет форму итогового
кого образования Республики Казахстан
контроля, что, наш взгляд, является неверным подходом при котором появляется "конфликт интересов". Любая медицинская образовательная организация заинтересована в высоких показателях знаний, прошедших обучение медицинских работников. Также проблемой является также слабая теоретическая база для оценки эффективности деятельности среднего медицинского персонала после прохождения программ дополнительного образования. Существующий контроль эффективности работы среднего медицинского персонала предполагает выявление уже свершившихся ошибок. Совершившие ошибку медицинские работники подвергаются взысканию, но глубокий анализ,определениепричин и мероприятий по недопущению возникновения ошибок не проводится. Средний медицинский персонал всячески уходит от методов контроля, опасаясь административного наказания за выявленные проступки, что снижает темпы развития качества медицинских услуг.
Средний медицинский персонал, образовательные организации, медицинские организации должны принять, что действенный контроль необходим, в первую очередь, для выявления и оценкипроблем и отклонений, в нашем случае, системы последипломного образования, принятия мер по их устранению. Контроль эффективности программ дополнительного образования и переквалификации должен быть постоянным, объективным и целенаправленным. На сегодня приходится говорить о том, что существующие механизмы контроля качества последипломного образования скорее маскируют, а не собирают критически важную для системы здравоохранения Республики Казахстан информацию.
Методология оценки качества последипломного медицинского образования достаточно хорошо освещены в зарубежной научной литературе.Появляются актуальные исследования, которые посвященыисследованию проблемы управления качеством медицинских услуг,
предоставляемых средним медицинским персоналом до и после прохождения образовательных мероприятий. При разработке общереспубликанской методики контроля и оценки последипломного образования среднего медицинского персонала необходимо определить основные разделы контроля,выделить факторы,которые имеют наибольшее влияние на качество полученных знаний, вовлечь в процесс оценки пациентов, как конечных потребителей медицинских услуг. Важно, чтобы участники процесса не опасались последствий и не препятствовали объективным результатам. Результаты
оценкиэффективности последипломного образования среднего медицинского персонала необходимыкак руководителю медицинского учреждения, так и самому специалисту с целью повышения качества медицинских услуг в Республике Казахстан.
В отличии от дополнительного образования, на циклах переподготовки среднего медицинского персонала, контроль осуществляется в два этапа:
- тестирование (не менее ста вопросов);
- оценка практических навыков по профилю специальности с применением симмуляционных технологий[3]. Итоговый контроль содержит контроль освоения
Ли-ншии ЭСа^ЖМЩ ого 2-201\ 1
аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы среднего медицинского персонала.
В рисунке 2 представлена динамика и структура количества среднего медицинского персонала за последние пять лет.
72,5 72,0 71,5 71,0 70,5 70,0 69,5 ■ 69,0 68,5 68,0
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
^^■Численность СМП, чел —■—Доля СМП, % Рисунок 2 - Динамика и доля среднего медицинского персонала в Республике Казахстан за 2013-2017 годы
Рисунок 2 показывает, что движение штатной численности среднего медицинского персонала достаточно высокое. В большинстве государственных медицинских учреждениях уровень текучести кадров СМП выше рекомендуемых норм, что на наш взгляд, негативно отражается на качестве медицинских услуг. Такая ситуация обуславливает необходимость дальнейшего развития системы последипломного образования среднего медицинского персонала не только как метода повышения качества медицинских услуг, но и как способа снижения текучести кадров в государственных организациях системы здравоохранения Республики Казахстан. Заключение.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Существующая система последипломного образования среднего медицинского персонала имеет ряд преимуществ и
недостатков. В числе преимуществ можно выделить наличие программных документов и нормативно-правовой базы по повышению качества знаний среднего медицинского персонала, а также достаточное финансирование утвержденных дополнительных образовательных программ и курсов переквалификации. Также плюсом является то, что финансирование образовательных программ происходит с учетом спроса на те или иные медицинские специальности. Среди недостатков можно назвать отсутствие централизованной методики оценки и контроля эффективности полученных знаний средним медицинским персоналом в ходе прохождения методов дополнительного образования. Также высокий уровень текучести кадров, повышает нагрузку на систему дополнительного образования, что усложняет процесс повышения качества медицинских услуг.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 10 января 2018 г. // http://www.akorda.kz
2 Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193-№. "О здоровье народа и системе здравоохранения" // http://adilet.zan.kz/rus/docs/K090000193_
3 Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 11 ноября 2009 года № 691. "Об утверждении Правил повышения квалификации и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров, а также квалификационных требований к организациям, реализующим программы дополнительного медицинского и фармацевтического образования". // https://zakon.uchet.kz/rus/docs/V090005904_
Д.Т. Кусмамбетова, Г.У. Кулкаева
Орталыц Азия цогамдыц денсаулыц сацтаууниверситету Цазацстан Республикасы, Астана цаласы
КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЬЩ ОРТА МЕДИЦИНАЛЫК; Ж¥МЫСШЫЛАРЫНЬЩ Б1Л1КТ1Л1К ОКЫТУ ЖУЙЕС1
ТYЙiн: Кез-келген мемлекеттщ денсаулык; сацтау жуйесшщ даму тшмдшпнщ кeрсеткiшi узджаз медициналык; бшм беру жуйесшщ тшмдшпне тжелей байланысты. Бул ма;алада медициналык; бшм беру жуйесшде медицина кызметкерлершщ дипломнан кейiнгi даярлык; мэселелерi ;арастырылады.
ТYЙiндi свздер: медициналык; бшм, орта медицина ;ызметкерлерь денсаулык; са;тау ЖYЙесi.
Vestnik KazNMU №2-2018
D.T. Kusmambetova, G.U. Kulkaeva
Central Asian University of Public Health, The Republic of Kazakhstan, Astana
SYSTEM OF POSTGRADUATE TRAINING OF MEDIUM MEDICAL WORKERS IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Resume: Indicators of the effectiveness of the development of the healthcare system of any state are directly dependent on the effectiveness of the system of continuous medical education. This article will consider issues of postgraduate training of paramedical personnel in the system of medical education in the Republic of Kazakhstan. Keywords: medical education, nursing staff, health system.
УДК 65.9(5КАЗ)21:378.148
А.Б. Хаджиева, С.К. Еренбаева
С.Ж. Асфендияров атындагы Казац улттыцмедициналыц университетi Медициналыц цуцыц курсы бар саясат жэне денсаулыц сацтаудогы басцару кафедрасы
ЖОFАРFЫ ОЦУ ОРЫНДАРЫНДАFЫ КАШЫЦТЫКТАН ОЦЫТУДЫН, ЖАН,А
ТЕХНОЛОГИЯЛАРЫ
«Бiлiм 6epydi жай гана элеуметтiк цажеттерге кеткен царажат демей экономикалыц инвестиция деп тусту керек. Сондыцтан жаца улттыц квзцарас усынылады: 2020 жылга карай Казацстан - 6rniMdi ел, ацылды экономика жэне жогары бiлiктi жумыс KYшi. Бшм беру ici елiмiздiц экономикалыц, саяси, элеуметтiк-мэдени гулденудщ тiрегi болуга тиiс.».
Казiргi кезде Казацстан Республикасыныц жогаргы оцу орындарында бшм беру процестщ квмекшi цурылымдарымен цатар негiзгi цурылымдарыныцда информациялыц-коммуникациялыц технологиялар статусына бейiмделген жаца бшм беру жуйеа цалыптасу Ycтiнде.
Жогаргы бшм глобализация мен инновациялыц взгерicтердiц интенcивтiк процеccтерiмен сипатталады. Мундай взгерicтердiц мацсаты бшм беру сапасын квтеру болып табылады. Бшм беруде инновациялыц эрекеттерге ерекше квцл аударылады, cебебi ол букы бiлiм беру жyйеciнiц жогаргы цайтымдылыцпен дамуына ыцпалын тигiзедi. Бшм беру жyйеciнiц цайтымдылыгыныц оныц iшiнде цашыцтыцтан бшм берудiц цайтымдылыгыныц негiзгi кврcеткiшi реттде жеке-жеке бшм беру траекториясына негiзделген оцытудыц мyмкiндiгiн алуга болады.
TyrnHÖi свздер: Кашыцтыцтан оцыту, интенcивтiк процесстер, индустрия, инновация, тьютор, ацпараттыц-коммуникациялыц технология.
Юр^пе.
Цазакстан Республикасыныц Бшм жэне гылым министрл^нщ 2010 жылгы 13 сэуiрдегi №169 буйрыгымен бектлген «Оку процесш кашыктыктан бшм беру технологиялары бойынша уйымдастыру ережесЬ жасалынып, гылыми кецесте бектлдь Цаз1рп тацдагы дамудыц жаца устанымдары бшм беру жуйесшен кун сайын элеуметтж, экономикалык жэне мэдени езгер^терге бейiмделудi талап етш отыр. Элем к;аз1рп тацда «бшм экономикасын» жэне «бшм когамын» куру устшде. Бул кецейтшен аукымды мэселе туралы Цазакстан Республикасыныц Президент Н.Э.Назарбаев 2011 жылгы «Болашактыц iргесiн бiрге калаймыз!» атты Цазакстан халкына жолдауында айтккан: <^з бшм берудi одан эрi жалгастыруга тиiспiз. Сапалы бшм беру Цазакстанныц
индустрияландырылуыныц жэне инновациялык дамуыныц негiзiне айналуы тиiс».Сол себептi эрбiз устаз оккыту барысында ез шэкiрттерiн жацашылдык арнасына багыттап, эрбiр эдiсiн сапалы жэне тиiмдi турде ЖYргiзу кажет. Цашыцтыцтан б^м алу негiздерi. Цазiргi тацда акпараттык-коммуникациялык технологиялардыц заманауи талаптарга сай дамып жетiлуi бiлiмдi багалауга мYмкiндiк бередi. Окытуда пайдаланылатын эдiстемелер, технологиялар, эд^-тэсiлдер бiлiм берудiц жацартылган талаптарына байланысты езгерiп отырады.
Сапалы бiлiмдi мецгеруге талпынган казiргi ест келе жаткан урпактыц жеткiлiктi дэрежеде бшм алуга сауаты бар, ейткеш олар жаца технологияныц барлык тYрлерiн пайдалануга толыкканды мYмкiндiгi бар. Кэаби дамуга умтылатын кабшетт маман езшщ кызметшен узамай жацаша бiлiм алу жолдарын iздейдi. Тiптi Yйiнен шыгуга мYмкiндiгi болмайтын мYгедек жандар бшм алуга кумарланып жан-жакты оку
жолдарын карастырады. Осыган орай оку Yдерiсiн уйымдастырудыц жаца формасыныц бiрi -кашыктыктан окыту технологиялары аркылы окыту. Кашыктыктан окыту дегенiмiз - оку процеса барысында заманауи талаптарга сай компьютерлж жэне телекоммуникациялык технологияларга непзделш инновациялык жэне дэстYрлi окыту эд^терш колдану аркылы, KYндiзгi жэне сырттай бiлiм алудыц негiзгi тYрiн айтамыз.
Соцгы 15-20 жыл уакыт шшде Цазакстандагы бiлiм беру ЖYЙелерiнде кептеген жацаша елеулi езгерiстер енгiзiлiп жатыр. Оку мен бiлiм технологиясы нарыкты еркендету жолында KYресудiц негiзгi тиiмдi куралы болып отыр. Осыган орай заманауи технологиялык жетiстiктерге негiзделген кашыктыктан бiлiм беру ЖYЙесi мацызды рел аткарып отыр. Кашыктыктан бiлiм беру ЖYЙесiн дамытудыц ец негiзгi максаттарыныц бiрi - окушылардыц кез-келген мектептер, колледждер жэне университеттердеп оку багдарламасы бойынша бiлiм алуга, мYмкiндiгi шектеулi жандарга, жумыс бабымен жумыстан шыгуга мYмкiндiгi болмайтын жагдарга жагдай тугызу. Бiз осылай еткенде гана эрбiр жанныц тец кукылы бiлiм алуга жагдайы келетiнiн, болашагы зор жаца iстердi еркендетуге мYмкiндiгi болатынын, жаца технологияныц жаксы жакка карай ^нделжэт дамып жатканын керсете аламыз. Сонымен катар есiп келе жаткан эрбiр жасеспiрiм болсын не егде жастагы азамат, азаматша болсын шет елге шыкпай ак, езiнiц негiзгi жумысын iстеу барысында кашыктан бiлiм алуга кукылы.
Цашьщтан бiлiм берудiц бшм саласындагы негiзгi максаттарыныц бiрi: ол бшм берудщ акпараттык ЖYЙесiн куру аркылы окушылар мен студенттердiц бшм децгейшщ дэрежесiн жогарылату. Цашыктан бшм берудщ непзп артыкшылыктарына токталар болсак. Олар: