Научная статья на тему 'Анализ результатов пробного тестирования врачей-интернов'

Анализ результатов пробного тестирования врачей-интернов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А С. Кусаинова, Б С. Имашева, К К. Досмамбетова, Л Ж. Карсакбаева, Г А. Дербисалина

Analysis of the results of computer testing of 2 years has shown that the conduct of Examination interns can become an effective tool for independent assessment of the knowledge of the graduate school. Accordingly, the attestation of knowledge can be taken as a basis for further development of the external evaluation of educational achievements of graduates in medical education. Great importance is the increased responsibility of the faculty for the quality of training

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А С. Кусаинова, Б С. Имашева, К К. Досмамбетова, Л Ж. Карсакбаева, Г А. Дербисалина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF RESULTS OF TRIAL TESTING OF MEDICAL INTERNS

Екі жылғы компьютерлік тестілеу нәтижелерінің талдауы интерндерге емтихандар өткізудің жоғары оқу орны түлектерінің білімін тәуелсіз бағалау құралы бола алатынын көрсеткен. Соған байланысты, өткізілген білім аттестаттауын медициналық білім берудегі оқу жетістіктерінің сыртқы бағалау жүйесін одан әрі дамытуға негіз ретінде қабылдауға болады. Бұл ретте профессор-оқытушылар құрамының мамандарды сапалы даярлаудағы жауапкершілігін арттырудың маңызы зор

Текст научной работы на тему «Анализ результатов пробного тестирования врачей-интернов»

А. С. Кусаинова, Б. С. Имашева, К. К. Досмамбетова, Л. Ж. Карсакбаева, Г. А.Дербисалина, А. У. Байдусенова, А. А. Кауышева, А. К. Ешманова

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОБНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ВРАЧЕЙ-ИНТЕРНОВ

Карагандинский государственный медицинский университет, Республиканский центр инновационных технологий медицинского образования и науки

В целях реализации государственной программы «Саламатты Казахстан» Республиканский центр инновационных технологий медицинского образования и науки (РЦИТМОиН) совместно с Департаментом человеческих ресурсов и науки Министерства здравоохранения Республики Казахстан на протяжении двух последних лет проводил пробное независимое тестирование врачей -интернов медицинских вузов РК.

Экзаменацию выпускников ранее проводили только сами вузы, поэтому зачастую отмечался субъективный подход к оценке качества подготовки интернов. Основной причиной необъективно высоких показателей являлось отсутствие действенных механизмов внешнего контроля качества образования. Как свидетельствует международный опыт, в странах с эффективными системами образования, даже при нарастающей децентрализации, контроль качества остается строго централизованным.

Существенное влияние на повышение качества образования может оказать единый внешний независимый контроль и мониторинг качества образовательных услуг в организациях медицинского образования.

В 2011 г. Министерство образования Республики Казахстан внесло изменения и дополнения в Закон РК «Об образовании», в статью №55 с дополнениями п. 4, 5, 6 следующего содержания:

«Внешняя оценка учебных достижений является одним из видов независимого от организаций мониторинга за качеством обучения. Внешняя оценка учебных достижений осуществляется в целях оценки качества образовательных услуг и определения уровня освоения обучающимися образовательных учебных программ, предусмотренных ГОСО высшего образования».

В соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг. будет внедрена система внешней оценки учебных достижений учащихся (ВОУД). Процедуру планируется проводить методом компьютерного тестирования с применением новых информационных технологий. Данная система вводится в целях оценки качества образовательных услуг и определения уровня освоения обучающимися образовательных программ.

РЦИТМОиН в течение двух лет проводил компьютерное тестирование по всем специальностям интернатуры: терапии, хирургии, акушерству-гинекологии, педиатрии, детской хирургии, общей врачебной практике, стоматологии. Основной целью такой независимой экзаменации является повышение качества медицинского образования.

Сравнительный анализ результатов проведенного тестирования на протяжении двух лет показал улучшение показателей теоретических знаний выпускников. Это было связано с качеством базы тестовых заданий и с повышением ответственности как интернов, так и преподавателей. Если сравнить показатели среднего балла по вузам, то можно отметить стабильность показателей Карагандинского государственного медицинского университета (средний балл в 2010 г составил 74,0, что явилось лучшим результатом среди медицинских вузов, а в 2011 году - 80,3).

В 2011 г. резко уменьшилось по всем вузам количество неудовлетворительных оценок (с 40% в 2010 г. до 7,5% в 2011 г.). В 2011 г. в государственном медицинском университете г. Семей был отмечен минимальный процент неудо-

Рис. 1. Итоги тестирования (средний балл по вузам)

Рис. 2. Итоги тестирования (% неудовлетворительных оценок)

Рис. 3. Итоги тестирования (средний балл по специальностям)

Рис. 4. Итоги тестирования (% неудовлетворительных оценок по специальностям)

влетворительных оценок (0,5%).

Анализ итогов тестирования по специальностям показал, что наихудшие показатели теоретических знаний отмечены у интернов, обучавшихся по специальностям «общая врачебная практика» и «стоматология».

По итогам единого компьютерного тести-

рования в 2009-2010 учебном году процент неудовлетворительных оценок по всем специальностям интернатуры составил 34,8%, средний балл - 63,0. В 2010-2011 учебном году процент неудовлетворительных оценок по всем специальностям снизился до 7,1%, а средний балл поднялся до 80,0.

Медицина и экология, 2012, 2

121

В 2011 г. апелляционная комиссия была централизованной и работала на базе РЦИТМО-иН, что сказалось на качестве работы. Если в 2010 г. апелляционная комиссия создавалась на базе каждого вуза и формировалась из профессорско-преподавательского состава этого же учебного заведения и почти все поданые заявления были удовлетворены, то в 2011 г. членами единой централизованной апелляционной комиссии стали представители всех медицинских вузов. При такий организации работы апелляционной комиссии процент удовлетворенных апелляций составил лишь 16,9%.

При проведении компьютерного тестирования были выявлены некоторые проблемы. Так, сказалось недостаточное количество обученных тестологов и экспертов, проявилась опасность «перекоса» в сторону натаскивания интернов на решение тестовых задач в ущерб клинической подготовке, использование интернами на тестировании средств связи, отсутствие легитимной нормативной базы.

По мнению авторов, пути решения обозначенных проблем нужно искать в проведении обучающих семинаров для тестологов и экспертов, утверждении списка обученных экспертов, проведении независимой аттестации практических навыков (экзаменация не должна ограничиваться только тестированием), приобретении и использовании во время проведения тестирования средств, заглушающих сотовую связь.

Анализ результатов компьютерного тестирования за 2 года показал, что проведение экзаменации интернов может стать действенным инструментом независимой оценки знаний выпускника вуза. Исходя из этого, проведенную аттестацию знаний можно взять за основу для дальнейшего развития системы внешней оценки учебных достижений выпускника в медицинском образовании. Большое значение при этом имеет повышение ответственности профессорско-преподавательского состава за качественную подготовку специалистов.

Поступила 07.05.2012 г.

A. S. Kusainova, B. S. Imasheva, K. K. Dosmambetova, L. Zh. Karsakbayeva, G. A. Derbisalina, A. U. Baydusenova, A. A. Kauysheva, A. K. Yeshmanova ANALYSIS OF RESULTS OF TRIAL TESTING OF MEDICAL INTERNS

Analysis of the results of computer testing of 2 years has shown that the conduct of Examination interns can become an effective tool for independent assessment of the knowledge of the graduate school. Accordingly, the attestation of knowledge can be taken as a basis for further development of the external evaluation of educational achievements of graduates in medical education. Great importance is the increased responsibility of the faculty for the quality of training.

А. С. Кусайынова, Б. С. Имашева, К. К. Досмамбетова, Л. Ж. Карсацбаева, Г. А. Дербкалина, А. У. Байдуйсенова, А. А. Кауышева, А. К. Ешманова Д6Р1ГЕР-ИНТЕРНДЕРД1 СЫНАМА ТЕСТ1ЛЕУДЩ Н6ТИЖЕЛЕР1Н ТАЛДАУ

EKi жылры компьютерлк тестшеу нэтижелершщ талдауы интерндерге емтихандар етюзудщ жорары оку орны тYлектерiнiч 6miMiH тэуелаз баралау куралы бола алатынын керсеткен. Соран байланысты, етюзтген 6miM аттестаттауын медициналык 6miM берудеп оку жепспктермщ сырткы баралау жYЙесiн одан эрi дамытура негiз ретiнде кабылдаура болады. Бул ретте профессор-окытушылар курамыныч мамандарды сапалы даярлаудары жауапкершiлiгiн арттырудыч мачызы зор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.