Научная статья на тему 'Совершенствование этического подхода в системе высшего педагогического образования'

Совершенствование этического подхода в системе высшего педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
PEDAGOGICAL WORKERS / MODERN APPROACH / BEHAVIOR / MORAL ASPECTS / MORAL AND ETHICAL STANDARDS / BEHAVIOR FORMATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД / ПОВЕДЕНИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ / МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ / ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мавлонова Гулчехра Гуломовна

В данной статье поднимается вопрос этики педагогической деятельности как совокупности надлежащих норм и правил поведения педагога, обеспечивающей нравственный характер педагогической деятельности. В статье представлен анализ современного подхода в формировании будущих педагогических кадров в системе высшего образования, а также проведен анализ норм, касающихся профессиональной этики педагога, определены основные направления внедрения значимых компетенций в практику высших образовательных учреждений.This article raises the question of the ethics of pedagogical activity as a set of appropriate norms and rules of behavior of a teacher, ensuring the moral character of pedagogical activity. The article presents an analysis of the modern approach in the formation of future teaching staff in the higher education system, as well as an analysis of the standards relating to the professional ethics of the teacher, defines the main directions for introducing significant competencies in the practice of higher educational institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование этического подхода в системе высшего педагогического образования»

Список литературы / References

1. Дети-билингвы в детском саду. Методическое пособие. [Текст]. М.: Книга по требованию, 2011. 128 с.

2. Микляева Н.В., Давидович Л.Р., Микляева Ю. В. Дети-билингвы в детском саду. Методическое пособие. [Текст] / Н.В. Микляева, Л.Р.Давидович, Ю.В. Микляева. М.: Сфера, 2016. 128 с.

IMPROVING THE ETHICAL APPROACH IN HIGHER EDUCATION Mavlonova G.G. (Republic of Uzbekistan) Email: Mavlonova452@scientifictext.ru

Mavlonova Gulchehra Gulomovna — Teacher, DEPARTMENT PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, NAVOI STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, NAVOI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article raises the question of the ethics of pedagogical activity as a set of appropriate norms and rules of behavior of a teacher, ensuring the moral character of pedagogical activity. The article presents an analysis of the modern approach in the formation of future teaching staff in the higher education system, as well as an analysis of the standards relating to the professional ethics of the teacher, defines the main directions for introducing significant competencies in the practice of higher educational institutions.

Keywords: pedagogical workers, modern approach, behavior, moral aspects, moral and ethical standards, behavior formation.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Мавлонова Г.Г. (Республика Узбекистан)

Мавлонова Гулчехра Гуломовна — преподаватель, кафедра педагогики и психологии, Навоийский государственный педагогический институт, г. Навои, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье поднимается вопрос этики педагогической деятельности как совокупности надлежащих норм и правил поведения педагога, обеспечивающей нравственный характер педагогической деятельности. В статье представлен анализ современного подхода в формировании будущих педагогических кадров в системе высшего образования, а также проведен анализ норм, касающихся профессиональной этики педагога, определены основные направления внедрения значимых компетенций в практику высших образовательных учреждений.

Ключевые слова: педагогические работники, современный подход, поведение, нравственные аспекты, морально-этические нормы, формирование поведения.

Мировые цивилизации вошли в XXI век, сопровождаемые процессами глобализации, создания мировых и межгосударственных сообществ, что повлекло за собой усиление интеграционных процессов во всех сферах экономической, социально-политической и духовной жизни.

Культура и образование становятся мощными факторами глобальной интеграции и одновременно основой для сохранения культурной самобытности стран и народов, определяют изменение социальной роли и форм образования в инновационных обществах, становление систем непрерывного обучения (обучение в течение всей жизни), трансграничного высшего образования, эффективного использования информационно-коммуникативных технологий в образовании.

При этом не следует забывать, что «рубеж ХХ и XXI столетий совпал с всеобъемлющей трансформацией цивилизации, всего устоявшегося мироустройства. Один из ее векторов — небывалый рост технологического могущества человечества. Другой — политическая, экономическая, информационная и культурная глобализация общественной жизни. Наконец, еще один вектор перемен указывает на беспрецедентное нарастание факторов риска, глобальных угроз и вызовов будущему всей населенной ойкумене нашей планеты. Другими

словами, чем могущественнее становится человечество, тем опаснее и неопределеннее оказывается его будущее» [2].

На современном этапе развития образовательной системы актуальность этической регламентации педагогической деятельности возрастает. Направленность народного общества на переход к инновационной модели развития, основой которой является человек, знания, человеческий потенциал и информация обусловливают необходимость модернизации институтов системы образования как одного из важнейших инструментов социального развития современного общества. В свою очередь, создание современной системы непрерывного образования невозможно без постоянной подготовки и переподготовки педагогических кадров, а также без формирования механизмов оценки качества предоставляемых образовательных услуг.

Не представляется возможным переход на инновационный путь, где, как отмечалось ранее, основополагающим фактором является человек и знания, без нового понимания значимости учителя в образовательном процессе и тех самых требований, которые общество предъявляет к его личности. Таким образом, мы видим, что с каждым днём возрастает необходимость в формировании инновационной направленности в воспитании педагогических работников. Инновационная направленность немыслима без инвестиций в человеческий потенциал, именно по этой причине мы считаем, что необходимо в первую очередь сделать акцент на формировании нравственной составляющей у работников образовательной сферы.

Исторически сложившиеся в традиции и ценности являются плодотворной почвой для дальнейшего нравственно-этического развития человечества. Узбекистан всегда считалась одной из богатейших стран в плане всемирного культурного наследия. И этому, на наш взгляд, мы обязаны в том числе своим учителям и преподавателям, благодаря которым у нашего народа есть столь высокие моральные ценности. И это еще раз доказывает тот факт, что педагогическая деятельность способствует также и развитию этических норм современного общества.

Педагогическая этика на сегодняшний день является одним из самых развитых направлений профессиональной этики. По мнению большинства ученых и специалистов, ее элементы «появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции» [1].

За все время существования цивилизации педагогическая мораль прошла длинный путь своего развития, и уже сегодня она несколько иначе понимается, нежели раньше. Педагогическая мораль в современном понимании трактуется как «совокупность норм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и обусловленных ею взаимоотношений; наука, изучающая происхождение и природу, структуру, функции и особенности проявления морали в педагогической деятельности; профессиональная нравственность педагога».

Другими словами, раньше этика педагога рассматривалась с точки зрения желательной модели поведения с учащимися. Сегодня основным трендом становится уже не только осознание педагогическим работником определенных моральных основ собственной профессиональной деятельности, но и его способность и непреодолимое стремление быть лучше, более компетентным, но и соответствовать именно тем требованиям, которые предъявляются к самой личности учителя, преподавателя, наставника современным обществом. На наш взгляд, данная ситуация свидетельствует о том, что педагогическая деятельность не стоит на месте, она непрерывно развивается; для педагога становится более важным то, как его личность выглядит в глазах учащихся, насколько он к ним духовно близок и каким авторитетом обладает.

Структура профессиональной компетентности педагогического сотрудника как некую профессионально-этическую модель, которая включает в себя следующие элементы:

- набор профессионально-предметных и этических знаний;

- блок профессионально-педагогических навыков;

- совокупность психологических знаний с точки зрения профессиональных позиций педагога;

- психолого-этический блок знаний о нравственно-психологических качествах учителя и его профессиональной этике.

Структура профессиональной компетентности педагогического сотрудника - это очень серьезный вопрос, который необходимо изучить с помощью комплексного подхода. Представленная профессионально-этическая модель, на наш взгляд, действительно включает в

Еигореап Баепсе № 3 (52) ■ 98

себя множество аспектов, как профессиональных, так и морально-этических, и может служить наглядным примером для будущих педагогических кадров.

Подводя итог сказанному выше, хотелось бы отметить следующее: современный мир переживает достаточно неоднозначное время. С одной стороны, мы живем в мире технологий, которые непрерывно развиваются, а человечество вместе с ними. С другой - мы живем в мире, где люди гонятся порой за ложными ценностями. Очень важно для каждого найти себя и то, что будет нравиться именно ему. Институт образования играет весомую роль в формировании человека, начиная с самого раннего возраста. На протяжении всей жизни человек продолжает формироваться и получать все новые знания. Помочь человеку найти себя и получить знания может его семья, окружающий его мир и, конечно же, учитель.

Мы считаем, что роль педагогических работников в формировании личности человека и его мировоззрения велика, а велика она настолько, что дать ей какую-либо количественную оценку просто невозможно. В связи с этим необходимо оказывать сотрудникам системы образования поддержку во всех сферах, непрерывно обучать, мотивировать к получению новых знаний и умений, к развитию профессиональных навыков.

Список литературы / References

1. Педагогика: Учеб. пос. для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.

2. КанкеВ.А. Этика ответственности. Теория морали будущего. М.: Логос, 2003. 400 с.

THE PROBLEMS OF PEDAGOGY AND THE USAGE OF ICT

IN TEACHING Mamurova F.N. (Republic of Uzbekistan) Email: Mamurova452@scientifictext.ru

Mamurova Farangiz Nematovna — Student, FACULTY OF FOREIGN LANGUAGES, UZBEK STATE UNIVERSITY OF WORLD LANGUAGES, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the purpose of this article is discussing some pedagogic problems that surround the electronic learning system. We have been involved in distance and electronic learning for the last 15 year, and the developed learning and teaching systems raised the modern education space to the new level. Based on the researches in this field, the author gives constructive criticism and some recommendations for the development of electronic learning systems. Electronic and distance education is suitable for many people and satisfies their needs.

Keywords: electronic learning, pedagogy, distance learning, online-teaching, learning management system, technology, class design, online-teacher.

ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ

В ОБУЧЕНИИ Маъмурова Ф.Н. (Республика Узбекистан)

Маъмурова Фарангиз Неъматовна — студент, факультет иностранных языков, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент. Республика Узбекистан

Аннотация: целью данной статьи является обсуждение некоторых педагогических проблем, которые окружают электронную систему обучения. Последние 15 лет мы занимаемся дистанционным и электронным обучением, а развитые системы обучения и преподавания подняли пространство современного образования на новый уровень. Основываясь на исследованиях в этой области, автор дает конструктивную критику и некоторые рекомендации по разработке электронных обучающих систем. Электронное и дистанционное обучение подходит многим людям и удовлетворяет их потребности.

Ключевые слова: электронное обучение, педагогика, дистанционное обучение, онлайн-обучение, система управления обучением, технология, дизайн класса, онлайн-учитель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.