Научная статья на тему 'Инновационный подход в формировании поведения педагогических работников в современном обществе: Российский аспект'

Инновационный подход в формировании поведения педагогических работников в современном обществе: Российский аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД / ПОВЕДЕНИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ / МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ / ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ / TEACHING STAFF / MODERN APPROACH / BEHAVIOR / MORAL ASPECTS / MORAL AND ETHICAL STANDARDS / FORMATION OF BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорошенко Виталий Викторович, Дорошенко Виталий Витальевич

В данной статье поднимается вопрос этики педагогической деятельности как совокупности надлежащих норм и правил поведения педагога, обеспечивающей нравственный характер педагогической деятельности. В статье представлен анализ современного подхода в формировании будущих педагогических кадров в системе высшего образования, а также проведен анализ норм, касающихся профессиональной этики педагога, определены основные направления внедрения значимых компетенций в практику высших образовательных учреждений. Основное внимание уделено рассмотрению моральных и нравственных аспектов как одной из важнейших сторон развития компетентных педагогических работников высшего образования. Кроме того, рассмотрена проблема развития этической регламентации педагогической деятельности. Характерной особенностью педагогической деятельности является то, что строится она не столько на силе административной власти, сколько на педагогическом авторитете. Именно поэтому в наши дни сфера этики и морали преподавателя со всеми ее аспектами и особенностями выступает на первый план, а последнее десятилетие в отечественной педагогике и психологии отмечено усилением внимания к вопросам нравственного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорошенко Виталий Викторович, Дорошенко Виталий Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACH IN SHAPING of BEHAVIOR OF TEACHERS IN MODERN SOCIETY: RUSSIAN CASE

The article raises the question of ethics of pedagogical activity as a set of norms and rules of conduct of teacher providing the moral character of the pedagogical activities. The article presents an analysis of the current approach to shaping the future of teaching staff in higher education. In addition, an analysis of the rules relating to professional ethics of teacher, the main directions of the implementation of relevant competencies in the practice of higher education institutions. Main attention is paid to the moral and ethical aspects, as one of the most important aspects of the development of higher education teaching personnel. The peculiarity of pedagogical activity is that it is based not so much on the power of the administrative authorities, but rather on the pedagogical authority. That is why today the sphere of ethics and morality of the teacher with all its features to the foreground, and the last decade in the domestic pedagogy and psychology noted increased attention to issues of moral education.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход в формировании поведения педагогических работников в современном обществе: Российский аспект»

УДК 37

ДОРОШЕНКО Виталий Викторович

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия

ДОРОШЕНКО Виталий Витальевич

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия ref_doroshenko@mail.ru

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: РОССИЙСКИЙ АСПЕКТ

В данной статье поднимается вопрос этики педагогической деятельности как совокупности надлежащих норм и правил поведения педагога, обеспечивающей нравственный характер педагогической деятельности. В статье представлен анализ современного подхода в формировании будущих педагогических кадров в системе высшего образования, а также проведен анализ норм, касающихся профессиональной этики педагога, определены основные направления внедрения значимых компетенций в практику высших образовательных учреждений. Основное внимание уделено рассмотрению моральных и нравственных аспектов как одной из важнейших сторон развития компетентных педагогических работников высшего образования. Кроме того, рассмотрена проблема развития этической регламентации педагогической деятельности. Характерной особенностью педагогической деятельности является то, что строится она не столько на силе административной власти, сколько на педагогическом авторитете. Именно поэтому в наши дни сфера этики и морали преподавателя со всеми ее аспектами и особенностями выступает на первый план, а последнее десятилетие в отечественной педагогике и психологии отмечено усилением внимания к вопросам нравственного воспитания.

Ключевые слова: педагогические работники, современный подход, поведение, нравственные аспекты, морально-этические нормы, формирование поведения.

DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-5/2-171-173 Vitaliy V. DOROSHENKO

Kuban State University, Krasnodar, Russia

Vitaliy V. DOROSHENKO

Kuban State University, Krasnodar, Russia ref_doroshenko@mail.ru

INNOVATIVE APPROACH IN SHAPING of BEHAVIOR OF TEACHERS IN MODERN SOCIETY: RUSSIAN CASE

The article raises the question of ethics of pedagogical activity as a set of norms and rules of conduct of teacher providing the moral character of the pedagogical activities. The article presents an analysis of the current approach to shaping the future of teaching staff in higher education. In addition, an analysis of the rules relating to professional ethics of teacher, the main directions of the implementation of relevant competencies in the practice of higher education institutions. Main attention is paid to the moral and ethical aspects, as one of the most important aspects of the development of higher education teaching personnel.

The peculiarity of pedagogical activity is that it is based not so much on the power of the administrative authorities, but rather on the pedagogical authority.

That is why today the sphere of ethics and morality of the teacher with all its features to the foreground, and the last decade in the domestic pedagogy and psychology noted increased attention to issues of moral education.

Keywords: teaching staff, modern approach, behavior, moral aspects, moral and ethical standards, formation of behavior

На сегодняшний день человеческая деятельность охватывает все сферы жизни. С учетом постоянного и непрерывного развития современного общества возрастает роль педагогических работников в формировании не только образовательной системы, но и передачи накопленных знаний и опыта нынешнему поколению.

Во всем мире одной из наиболее значимых и уважаемых видов деятельности считается педагогическая, поскольку это та самая деятельность, которая способна обеспечить передачу накопленного опыта от поколения к поколению, в особенности духовно-практического и морально-нравственного опыта. Проходит время, одна эпоха сменяет другую, меняется мир, а вместе с этим человеческие взгляды и устои, общество переживает переоценку ценностей. В связи с этим появляется необходимость в новых профессиях. Но одно остается неизменным: на протяжении всей жизни человечества труд учителя всегда и всеми будет востребован. Пока общество стремится к развитию, оно будет жить, а значит, стремиться к получению новых знаний и представлений, которые без помощи мудрого и опытного наставника сложно получить. Не зря многие ученые считают, что развитие невозможно без приложения усилий как со стороны самого человека, так и при помощи тех людей, которые уже достигли наиболее высокой степени развития, поскольку раньше начали и продолжают вести работу в подобном направлении.

По своей специфике педагогическая работа предполагает наличие не только определенного запаса знаний, а также профессионального опыта и мотивации. Особое влияние на эффективность педагогической деятельности оказывает именно ее нравственная, этическая составляющая.

На современном этапе развития образовательной системы актуальность этической регламентации педагогической деятельности возрастает. Направленность российского общества на переход к инновационной модели развития, основой которой является человек, знания, че-

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

ловеческий потенциал и информация обусловливают необходимость модернизации институтов системы образования как одного из важнейших инструментов социального развития современного общества. В свою очередь, создание современной системы непрерывного образования невозможно без постоянной подготовки и переподготовки педагогических кадров, а также без формирования механизмов оценки качества предоставляемых образовательных услуг.

Не представляется возможным переход на инновационный путь, где, как отмечалось ранее, основополагающим фактором является человек и знания, без нового понимания значимости учителя в образовательном процессе и тех самых требований, которые общество предъявляет к его личности. Таким образом, мы видим, что с каждым днём возрастает необходимость в формировании инновационной направленности в воспитании педагогических работников. Инновационная направленность немыслима без инвестиций в человеческий потенциал, именно по этой причине мы считаем, что необходимо в первую очередь сделать акцент на формировании нравственной составляющей у работников образовательной сферы.

Исторически сложившиеся в России традиции и ценности являются плодотворной почвой для дальнейшего нравственно-этического развития человечества. Россия всегда считалась одной из богатейших стран в плане всемирного культурного наследия. И этому, на наш взгляд, мы обязаны в том числе своим учителям и преподавателям, благодаря которым у нашего народа есть столь высокие моральные ценности. И это еще раз доказывает тот факт, что педагогическая деятельность способствует также и развитию этических норм современного общества.

Педагогическая этика на сегодняшний день является одним из самых развитых направлений профессиональной этики. По мнению большинства ученых и специалистов, ее элементы «появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции» [1].

За все время существования цивилизации педагогическая мораль прошла длинный путь своего развития, и уже сегодня она несколько иначе понимается, нежели раньше. Педагогическая мораль в современном понимании трактуется как «совокупность норм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и обусловленных ею взаимоотношений; наука, изучающая происхождение и природу, структуру, функции и особенности проявления морали в педагогической деятельности; профессиональная нравственность педагога» [2].

Другими словами, раньше этика педагога рассматривалась с точки зрения желательной модели поведения с учащимися. Сегодня основным трендом становится уже не только осознание педагогическим работником определенных моральных основ собственной профессиональной деятельности, но и его способность и непреодолимое стремление быть лучше, более компетентным, но и соответствовать именно тем требованиям, которые предъявляются к самой личности учителя, преподавателя, наставника современным обществом. На наш взгляд, данная ситуация свидетельствует о том, что педагогическая деятельность не стоит на месте, она непрерывно развивается; для педагога становится более важным то, как его личность выглядит в глазах учащихся, насколько он к ним духовно близок и каким авторитетом обладает.

Л.М. Шарова в своих трудах рассматривала структуру профессиональной компетентности педагогического сотрудника как некую профессионально-этическую модель, которая включает в себя следующие элементы:

- набор профессионально-предметных и этических знаний;

- блок профессионально-педагогических навыков;

- совокупность психологических знаний с точки зрения профессиональных позиций педагога;

- психолого-этический блок знаний о нравственно-психологических качествах учителя и его профессиональной этике [4].

Мы полностью согласны с мнением Л.М. Шаровой. Структура профессиональной компетентности педагогического сотрудника - это очень серьезный вопрос, который необходимо изучить с помощью комплексного подхода. Представленная профессионально-этическая модель, на наш взгляд, действительно включает в себя множество аспектов, как профессиональных, так и морально-этических, и может служить наглядным примером для будущих педагогических кадров.

Подводя итог сказанному выше, хотелось бы отметить следующее: современный мир переживает достаточно неоднозначное время. С одной стороны, мы живем в мире технологий, которые непрерывно развиваются, а человечество вместе с ними. С другой - мы живем в мире, где люди гонятся порой за ложными ценностями. Очень важно для каждого найти себя и то, что будет нравиться именно ему. Институт образования играет весомую роль в формировании человека, начиная с самого раннего возраста. На протяжении всей жизни человек продолжает формироваться и получать все новые знания. Помочь человеку найти себя и получить знания может его семья, окружающий его мир и, конечно же, учитель.

Мы считаем, что роль педагогических работников в формировании личности человека и его мировоззрения велика, а велика она настолько, что дать ей какую-либо количественную оценку просто невозможно. В связи с этим необходимо оказывать сотрудникам системы образования поддержку во всех сферах, непрерывно обучать, мотивировать к получению новых знаний и умений, к развитию профессиональных навыков. Одной из первоочередных мер мы видим внедрение профессиональных стандартов и разработки этических кодексов для педагогической деятельности на региональном и муниципальном уровнях [5]. Эта мера необходима, поскольку это позволило бы систематизировать накопленный опыт и использовать наиболее успешные, эффективные и инновационные разработки на практике во всех образовательных учреждениях.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Педагогика: Учеб. пос. для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.

2. Гребенникова В.М. Этика педагогической деятельности. - Краснодар, 2013.

3. Гребенникова В.М., Никитина Н.И. Непрерывное образование как культурно- историческая проблема // Вопросы философии. - 2014. - № 4. - С. 79-83

4. Шарова Л.М. Формирование профессионально-этической культуры будущего учителя в процессе педагогического общения. - Брянск, 2004.

5. Ломов А.И. Профессиональная этика педагога в новом Законе «Об образовании» // Журнал руководителя управления образованием. - 2013. - № 3. - С. 21-22.

REFERENCES

1. Pedagogika: Uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih uchebnyh zavedenij [Pedagogy: tutorial for students of pedagogical institution]. V.A. Slastenin, I.F. Isaev, A.I. Mishchenko, E.N. Shiyanov. Shkola-Press, 1997. 512 p.

2. Grebennikova V.M. Ehtika pedagogicheskoj deyatel'nosti. [The ethics of pedagogical activity]. Krasnodar, 2013

3. Grebennikova V.M., Nikitina N.I. Nepreryvnoe obrazovanie kak kul'turno- istoricheskaya problema // Voprosy filoso-fii.[Continuous education as a cultural-historical problem // questions of philosophy]. 2014. № 4. Pp. 79-83.

4. Sharova L.M. Formirovanie professional'no-ehticheskoj kul'tury budushchego uchitelya v processe pedagogicheskogo obshcheniya. [The formation of professional-ethical culture of the future teacher during the pedagogical communication process]. Bryansk, 2004.

5. Lomova A.I. Professional'naya ehtika pedagoga v novom Zakone «Ob obrazovanii» // Zhurnal rukovoditelya upravleniya obrazovaniem. [The professional ethics of pedagog in the new law «About education» // The journal of the education department's director]. 2013. № 3. Pp. 21-22.

Информация об авторе

Дорошенко Виталий Викторович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Кубанского государственного университета, г. Краснодар, Россия

Дорошенко Виталий Витальевич, аспирант кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета, г. Краснодар, Россия ref_doroshenko@mail.ru

Получена: 13.10.2016

Для цитирования статьи: Дорошенко В. В., Дорошенко В. В., Инновационный подход в формировании поведения педагогических работников в современном обществе: российский аспект. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 5. Часть 2. с. 171-173.

doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-5/2-171-173.

Information about the author

Vitaliy V. Doroshenko , Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Physical Education Department, Kuban State University, Krasnodar, Russia

Vitaliy V. Doroshenko , Postgraduate Student, Pedagogy and Psychology Department, Kuban State University, Krasnodar, Russia ref_doroshenko@mail.ru

Received: 13.10.2016

For article citation: Doroshenko V.V. Doroshenko .V.V., Innovacionnyj podhod v formirovanii povedenija pedagogicheskih rabotnikov v sov-remennom obshhestve: rossijskij aspekt. [ Innovative approach in shaping of behavior of teachers in modern society: Russian case]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 5. Part. 2. Pp. 171-173. doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-5/2-171-173. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.