Научная статья на тему 'Non-traditional approaches in teaching and learning in the kazakh language lessons'

Non-traditional approaches in teaching and learning in the kazakh language lessons Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
kazakh language / school / teaching / education / method / казахский язык / школа / преподавания / образования / методика

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Berdimuratova Lazzat Duysenbekovna

in the article I want to consider the problem of learning Kazakh in school from the perspective of a teacher. The purpose of the professional activity of a teacher is to form the ability of schoolchildren to successfully socialize in society, to actively adapt to the labor market. The achievement of this goal contributes to the transition to specialized education, therefore, in their professional activities, the modern teacher needs to introduce not only traditional but also innovative teaching methods in teaching, to improve their skills in order to be ready to work in new conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ И ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА

в статье я хочу рассмотреть проблему изучения казахского языка в школе с позиции учителя. Цель профессиональной деятельности учителя – сформировать у школьников способность к успешной социализации в обществе, активной адаптации на рынке труда. Достижению этой цели способствует переход к профильному образованию, поэтому в своей профессиональной деятельности современному учителю необходимо внедрять в преподавание не только традиционные, но и инновационные методики преподавания, повышать квалификацию, чтобы быть готовым к работе в новых условиях.

Текст научной работы на тему «Non-traditional approaches in teaching and learning in the kazakh language lessons»

With regard to specific language skills, this activity has been useful for the development of listening, oral and written production, since all this has been practiced throughout the process. A number of linguistic functions, such as describing people, habits and behaviors, expressing opinions, requesting more accurate information, clarifying, criticizing, responding to criticism and, contrasting and comparing, are present at different stages of action, which means that students are given many opportunities to use appropriate language. Other language functions, such as predicting and explaining cause-effect relationships, are also implemented in written homework assignments. This means that activities can be easily incorporated into programs based on a communicative approach. It is also important to mention that the oral and written components of the exercise contribute to an increase in vocabulary.

References / Список литературы

1. Foreign languages will be taught from the first class. [Electronic Resource]. URL: www.gazeta.uz/ru/2012/12/10/foreign/ (date of access: 21.05.2019).

NON-TRADITIONAL APPROACHES IN TEACHING AND LEARNING IN THE KAZAKH LANGUAGE LESSONS Berdimuratova L.D. (Republic of Uzbekistan) Email: Berdimuratova559@scientifictext.ru

Berdimuratova Lazzat Duysenbekovna - Teacher, DEPARTMENT KAZAK LANGUAGE AND LITERATURE, NAVOI STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, NAVOI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in the article I want to consider the problem of learning Kazakh in school from the perspective of a teacher. The purpose of the professional activity of a teacher is to form the ability of schoolchildren to successfully socialize in society, to actively adapt to the labor market. The achievement of this goal contributes to the transition to specialized education, therefore, in their professional activities, the modern teacher needs to introduce not only traditional but also innovative teaching methods in teaching, to improve their skills in order to be ready to work in new conditions. Keywords: kazakh language, school, teaching, education, method.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ И ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА Бердимуратова Л.Д. (Республика Узбекистан)

Бердимуратова Лаззат Дуйсенбековна - преподаватель, кафедра казахского языка и литературы, Навоийский государственный педагогический институт, г. Навои, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье я хочу рассмотреть проблему изучения казахского языка в школе с позиции учителя. Цель профессиональной деятельности учителя - сформировать у школьников способность к успешной социализации в обществе, активной адаптации на рынке труда. Достижению этой цели способствует переход к профильному образованию, поэтому в своей профессиональной деятельности современному учителю необходимо внедрять в преподавание не только традиционные, но и инновационные методики преподавания, повышать квалификацию, чтобы быть готовым к работе в новых условиях. Ключевые слова: казахский язык, школа, преподавания, образования, методика.

Язык изучают, во-первых, потому, что интересно, во-вторых, потому, что знание языка наполняет жизнь человека новым смыслом, и, наконец, это просто развитие человека, его культуры. Главное - помочь каждому ребенку обрести личное осознанное отношение к учебе, соотнося свое мнение с ценностями разных эпох и общечеловеческими ценностями [1].

Творческий потенциал наших учеников огромен. На мой взгляд, все, что нужно для того, чтобы дети могли проявить свои дарования - это умелое руководство со стороны нас, учителей. Задача учителя - открыть талант в детях и вместе с ними идти по пути познания, творчества, успеха.

Уроки казахского языка как иностранного являются комплексными: учащиеся одновременно изучают фонетический, лексический и грамматический материалы, также в конце каждой темы у меня имеется набор правил, пословиц и поговорок, небольшие диалоги.

При изучении языка я хочу достичь максимального эффекта беглой речи, а для этого нужно больше слушать и говорить. Детям нужно создавать больше ситуаций для общения. И преподавать нужно иначе, в игровой форме. Учить учащихся говорить, от простого к сложному. Сначала изучать бытовой язык — как в магазине общаться, найти дорогу, снять жилье и т.д. Поэтому я большое внимание уделяю лексическому запасу учащихся, а потом, что называется, потом загружаю их грамматикой и правильным произношением.

На уроках казахского языка я отдаю предпочтение диалогу, в основе взаимодействия с классом лежит сотрудничество, диалог учителя и ученика, ученика и ученика, ученика и группы. В современном мире невозможно без диалогового общения разговаривать, сотрудничать с другими людьми.

Технологию развития критического мышления на уроке можно предлагать учебные пособия, раздаточный материал, дополнительные заготовки. При изучении материала перед учащимся ставить проблемные задания, ответы на которые они находят самостоятельно. Для закрепления материала применять составление кластера - таблицы с символическими изображениями основных направлений темы. При опросе использую кластеры как «закрытыми» т.е. без обозначений, так и «открытыми» т.е. частично объясняющими тему. Таким образом, учащиеся получают двойную возможность для развития памяти, мышления, а не только изучения, познания нового. На таких уроках у учащихся повышается интерес к самому процессу обучения, проявляется стремление узнать больше, ответить лучше.

Следующим, не менее эффективным в изучении казахского языка, является использование технологий развивающего обучения. Важно уделить внимание на уроке развитию у учащихся ассоциативного мышления при работе над анализом текста. На уроках можно использовать следующие технологии: групповые; системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности; технология индивидуализации обучения; проектные технологии (данный опыт предполагает активное использование проектных технологий как на уроках (исследовательские проекты), так и во внеурочной деятельности (разработка сценариев и проведение мероприятий по эти сценариям).

В целом, инновационные технологии превращают учащегося в субъект учебной деятельности, личность, стремящуюся к самоопределению и самодостаточности. Таким образом, можно сделать вывод, что применение современных технологий обучения предполагает использование более широкого набора методов обучения, что влияет на повышение качества обучения, на результативность работы учащихся на уроке, на устойчивый интерес учащихся к преподаваемому предмету.

Применения интерактивных приемов и методов организации учебной деятельности: возрастает социальная и познавательная активность детей: уровень субъективного контроля ученика, интеллектуальная инициатива; расширяет компетентности школьника как ученика: его самостоятельность, информационная грамотность, уверенность в себе, проявляющиеся в способности принять решение, а также ориентация на задачу и конечный результат; появляться открытость мышления, способность к коллективной деятельности, ответственность за принимаемые решения; наблюдается ежегодная тенденция роста качества знаний.

Список литературы /References

1. Нуржанова Ж.Н. Методика взаимосвязанного обучения русской и казахской литературы с использованием смежных искусств: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Алматы, 1998. 24 с.

PSYCHOLOGY OF YOUNGER SCHOOLBOY Murodova R.U.1, Narziyeva K.R.2, Narziyeva Z.R.3, Ravshanova M.A.4, Ravshanova M.A.5 (Republic of Uzbekistan) Email: Murodova559@scientifictext.ru

1Murodova Ramziya Ubaydullayevna - elementary class Teacher; 2Narziyeva Kamola Ramazonovna - elementary class Teacher; 3Narziyeva Zebiniso Ramazon qizi - biology Teacher, SCHOOL № 25; 4Ravshanova Makhbuba Asadovna - Teacher of psychology; 5Ravshanova Maksuda Asadovna - art Teacher, SCHOOL № 26,

Ш¥О1, KYZYLTEPA DISTRICT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this work reflects the personal psychological quality of children of primary school age. And also shows how to attract students to study and how to enhance the interest of studying. The work is intended for teachers of lower grades. This work takes into account the individual psychological characteristics of each student based on his intellect ability and temperament. Studied the tendency of learning and activity on any school subject of each student during the course of educational activity. It is also stated in this work that at school the teacher, at home, the parents must support until the school age child adapts to school life. From this work, one can gain knowledge about the psychology of the child school age.

Keywords: teacher's personality, teacher's position, process of learning activities, mastering, learning, influence, social motives, first-graders.

ПСИХОЛОГИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Муродова Р.У.1, Нарзиева К.Р.2, Нарзиева З.Р.3, Равшанова М.А.4, Равшанова М.А.5 (Республика Узбекистан)

1Муродова Рамзия Убайдуллаевна - учитель начального образования; 2Нарзиева Камола Рамазоновна - учитель начального образования; 3Нарзиева Зебинисо Рамазон кизи - учитель по биологии, школа № 25;

4Равшанова Махбуба Асадовна - учитель психологии; 5Равшанова Максуда Асадовна - учитель изобразительного искусства,

школа № 26,

г. Навои, Кызылтепынский район, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой работе нашло свое отражение личное психологическое качество детей начального школьного возраста. А также показаны способы привлечения учашихся к учёбе и способы активизации интереса к учёбе. Работа предназначена для учителей младших классов. В данной работе учтены индивидуальные психологические качества каждого ученика исходя из его интеллектуальных способностей и темперамента. Исследована успеваемость склонности и активность по какому-либо учебному предмету каждого ученика в течение учебной деятельности. А также в данной работе изложено, что в школе учителя, дома - родители должны поддерживать до тех пор пока ребëнок школьного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.