Научная статья на тему 'Psychology of younger schoolboy'

Psychology of younger schoolboy Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
teacher’s personality / teacher’s position / process of learning activities / mastering / learning / influence / social motives / first-graders / личностью учителя / позиция педагога / процессе учебной деятельности / овладение / обучение / влияние / социальные мотивы / первоклассники

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Murodova Ramziya Ubaydullayevna, Narziyeva Kamola Ramazonovna, Narziyeva Zebiniso Ramazon, Ravshanova Makhbuba Asadovna, Ravshanova Maksuda Asadovna

this work reflects the personal psychological quality of children of primary school age. And also shows how to attract students to study and how to enhance the interest of studying. The work is intended for teachers of lower grades. This work takes into account the individual psychological characteristics of each student based on his intellect ability and temperament. Studied the tendency of learning and activity on any school subject of each student during the course of educational activity. It is also stated in this work that at school the teacher, at home, the parents must support until the school age child adapts to school life. From this work, one can gain knowledge about the psychology of the child school age.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ПСИХОЛОГИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

в этой работе нашло свое отражение личное психологическое качество детей начального школьного возраста. А также показаны способы привлечения учашихся к учёбе и способы активизации интереса к учёбе. Работа предназначена для учителей младших классов. В данной работе учтены индивидуальные психологические качества каждого ученика исходя из его интеллектуальных способностей и темперамента. Исследована успеваемость склонности и активность по какому-либо учебному предмету каждого ученика в течение учебной деятельности. А также в данной работе изложено, что в школе учителя, дома родители должны поддерживать до тех пор пока ребëнок школьного возраста не приспособится, не привыкнет к школьной жизни. Из этой работы можно получить знание о психологии ребëнка школьного возраста.

Текст научной работы на тему «Psychology of younger schoolboy»

Список литературы /References

1. Нуржанова Ж.Н. Методика взаимосвязанного обучения русской и казахской литературы с использованием смежных искусств: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Алматы, 1998. 24 с.

PSYCHOLOGY OF YOUNGER SCHOOLBOY Murodova R.U.1, Narziyeva K.R.2, Narziyeva Z.R.3, Ravshanova M.A.4, Ravshanova M.A.5 (Republic of Uzbekistan) Email: [email protected]

1Murodova Ramziya Ubaydullayevna - elementary class Teacher; 2Narziyeva Kamola Ramazonovna - elementary class Teacher; 3Narziyeva Zebiniso Ramazon qizi - biology Teacher, SCHOOL № 25; 4Ravshanova Makhbuba Asadovna - Teacher of psychology; 5Ravshanova Maksuda Asadovna - art Teacher, SCHOOL № 26,

Ш¥О1, KYZYLTEPA DISTRICT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this work reflects the personal psychological quality of children of primary school age. And also shows how to attract students to study and how to enhance the interest of studying. The work is intended for teachers of lower grades. This work takes into account the individual psychological characteristics of each student based on his intellect ability and temperament. Studied the tendency of learning and activity on any school subject of each student during the course of educational activity. It is also stated in this work that at school the teacher, at home, the parents must support until the school age child adapts to school life. From this work, one can gain knowledge about the psychology of the child school age.

Keywords: teacher's personality, teacher's position, process of learning activities, mastering, learning, influence, social motives, first-graders.

ПСИХОЛОГИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Муродова Р.У.1, Нарзиева К.Р.2, Нарзиева З.Р.3, Равшанова М.А.4, Равшанова М.А.5 (Республика Узбекистан)

1Муродова Рамзия Убайдуллаевна - учитель начального образования; 2Нарзиева Камола Рамазоновна - учитель начального образования; 3Нарзиева Зебинисо Рамазон кизи - учитель по биологии, школа № 25;

4Равшанова Махбуба Асадовна - учитель психологии; 5Равшанова Максуда Асадовна - учитель изобразительного искусства,

школа № 26,

г. Навои, Кызылтепынский район, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой работе нашло свое отражение личное психологическое качество детей начального школьного возраста. А также показаны способы привлечения учашихся к учёбе и способы активизации интереса к учёбе. Работа предназначена для учителей младших классов. В данной работе учтены индивидуальные психологические качества каждого ученика исходя из его интеллектуальных способностей и темперамента. Исследована успеваемость склонности и активность по какому-либо учебному предмету каждого ученика в течение учебной деятельности. А также в данной работе изложено, что в школе учителя, дома - родители должны поддерживать до тех пор пока ребëнок школьного

возраста не приспособится, не привыкнет к школьной жизни. Из этой работы можно получить знание о психологии ребëнка школьного возраста.

Ключевые слова: личностью учителя, позиция педагога, процессе учебной деятельности, овладение, обучение, влияние, социальные мотивы, первоклассники.

УДК 159.9.01; 37.01

Психологи выделяют ряд факторов, оказывающих влияние на поведение учащихся в начале обучения. К ним относится резкое изменение режима всего дня. Многие дети после занятий предоставлены сами себе, должны самостоятельно распределять свое время, что плохо им удается, дезорганизует и утомляет. Дополнительное утомление создает и то, что с приходом в школу ребенок все время занимается напряженной умственной деятельностью, тогда как в детском саду его день по преимуществу был заполнен увлекательной игрой.

Вся жизнь в школе связана с личностью учителя, а позиция педагога по отношению к ребенку отличается от позиции воспитателя детского сада. Отношения с воспитателем были более интимными , он выполнял по отношению с учителем складываются только в процессе учебной деятельности и являются деловыми и более сдержанными, что несколько сковывает начинающих учеников, создает напряжение.

В первое время пребывания в школе существенным фактором для пробуждения интереса к обучению, для облегчения сложной учебной деятельности является введение игровой ситуации на уроке, использование дидактических игр. Остается такой же сильной, как у дошкольника, потребность в движении. Часто она мешает ребенку сосредоточиться на уроке, он постоянно испытывает желание подвигаться, походить по классу. Многие дети, сдерживая себя на уроке, проявляют особую подвижность на перемене, причем так усиленно бегают и прыгают, что утомляются и этим снижают свою работоспособность на уроке. Вот почему учитель, так же как и воспитатель детского сада, должен уметь организовывать их досуг, включив подвижные игры на переменах, а также дать им возможность подвигаться и на уроке [1-2].

Под влиянием новой ведущей деятельности у младших школьников формируется более устойчивая структура мотивов, в которой мотивы учебной деятельности становятся ведущими. Одни из них возникают в процессеобучения и связаны с содержанием и формами учебной деятельности, другие лежат как бы за пределами учебного процесса. Последние, в свою очередь, делятся на широкие социальные мотивы (хорошо работать, после окончания школы поступить в институт и т.д.) и личные. В них отражается стремление к собственному благополучию (заслужить похвалу взрослых, получить хорошую оценку).

По мере овладения учебной деятельностью развиваются и мотивы, заложенные непосредственно в процессе обучения. В первую очередь это интерес к овладению способами деятельности , процессу чтения, рисования, а в дальнейшем к самому учебному предмету. Обычно первоклассники не могут еще выделить любимый учебный предмет . Они называют четыре, пять предметов , но на первое место ставят те из них , которые увлекли их способами действия. Особо следует выделить и подчеркнуть значимость интереса к самому процессу познания. Проявление такого интереса у ребенка означает его постоянную познавательную активность без всяких специальных стимулов. Отмечается, что для детей с ярко выраженным интересом к познанию сам этот процесс доставляет большое удовольствие. Ныне действующая программа для начальных классов предусматривает высокий уровень умственного развития детей, ставит своей целью в первую очередь пробудить их интерес к процессу познания как важнейшему в структуре учебных мотивов младшего школьника. Итак, разнообразные мотивы учения, причины, их вызывающие , и, соответственно, постоянная работа учителя по развитию положителных, социально значимых мотивов учения - первостепенный фактор в развитии личности младшего школьника.

На втором - третьем году обучения отношение школьника к классному коллективу меняется. Эти изменения, в первую очередь, связаны с новым отношением к учебе и личности учителя, причем личность учителя становится менее значимой, но зато устанавливаются боле тесные контакты с товарищами, одноклассниками, с которыми вместе

усваивают знания, участвуют в общественной жизни , связанной с играми, соревнованиями, походами. Постепенно в классном коллективе деловые связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой поведения каждого из ребят. Они начинают все глубже осознавать те или иные стороны личности сверстников.

Учитель во всех случаях должен знать ценности малых групп своего коллектива, знать лидеров, умело влиять через них на членов группы, всегда учитывать ее мнение и желание при выборе актива. Особенности взаимоотношений в малых группах, межличностные отношения младших школьников должны быть предметом изучения педагога. Это поможет ему правильно выделить актив класса, облегчит его влияние на коллектив и отдельных учеников, поможет регулировать отношения детей в коллективе.

Чувства. Учебная деятельность изменяет содержание чувств младшего школьника и соответственно, определяет общую тенденцию их развития - все большую осознанность и сдержанность. Изменение эмоциональной сферы вызвано тем, что с приходом в школу горести и радости ребенка определяют не игра и общение с детьми в прцессе игровой деятельности, та потребность, которую он в ней удовлетворяет, и в первую очередь - оценка учителем его учебной деятельности, та потребность , которую он в ней удовлетворяет, и в первую очередь - оценка учителем его успехов и неудач, выставленная им отметка и связанное с ней отношение окружающих.

Список литературы /References

1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. // Возрастная и педагогическая психология // России, 2003. 512 с.

2. Слободчиков В.И. Психологическая антропология и современное образование // Педагогическое образование и наука, 2014. № 3. С. 112-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.