Чемпионату мира по футболу: матер. Всеросс. науч.-прак-тич. конф. с межд. участием. —- Волгоград, 2014. - С. 20-25.
9. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б.Х. Ланда - М.: Советский спорт, 2008. - 244 с.
10. Селуянов В. Футбол. Проблемы технической подготовки / В. Селуянов, М. Шестаков, С. Диас, М. Ферейра - М.: ТВТ Дивизион, 2009. - 160 с.
современная модель профессионального стандарта педагогической деятельности как совокупность
компетенций. нравственные и этические аспекты поведения преподавателя в вузе
Дорошенко Виталий Витальевич
Кубанский государственный университет, г. Краснодар, аспирант
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена этике педагогической деятельности как совокупности норм и правил поведения педагога, обеспечивающей нравственный характер педагогической деятельности. Рассмотрена проблема развития этической регламентации педагогической деятельности. Проведен анализ норм, касающихся профессиональной этики педагога, определены основные направления внедрения значимых компетенций в практику высших образовательных учреждений.
ABSTRACT
The article is devoted to the ethics of pedagogical activity as a set of norms and rules of conduct of the pedagog providing the moral character of the pedagog-ical activities. insider the problem of ethical regulation of pedagogical activi-ties. An analysis of the rules relating to professional ethics of the pedagog, the main directions of the implementation of relevant competencies in the practice of higher education in^itutions.
Ключевые слова: Кодекс этики педагога, аттестация, этическая компетентность, стандартизация этических норм, эти-ко-педагогическая деятельность.
Keywords: Pedagog code of ethics, attention, ethical competence, Sandardization of ethics, ethical and pedagogical activity.
Профессиональный стандарт регулирует не столько трудовые отношения между конкретным работником и его работодателем, сколько отношения между профессиональным сообществом и гражданином, который хотел бы подтвердить свою квалификацию и стать частью этого профессионального сообщества.
Такой подход исключает сведение профессионального стандарта к об-новленной версии должностной инструкции. Логика его разработки иная - анализ профессиональной деятельности, описание требований к ней. При определении требований важно помнить, что они должны быть в соответствии с установленными в стране уровнями квалификаций, что их содержание подвижно, меняется на основе постоянного мониторинга объективных изменений в деятельности, что их задача - описать деятельность, а не личность.
В стремительно меняющемся современном мире главным профессио-нальным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится - умение учиться. Готовность к изменению, мобильность, способность к различным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в решениях - все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.
Профессиональный стандарт призван прежде всего раскрепостить педагога, обозначить новый вектор его развития. Расширяя свободу, профессиональный стандарт од-
новременно повышает ответственность педагогического работника за результаты труда, определяет критерии оценки. Профессиональный стандарт педагога - документ, в котором заявлены основные требования к его квалификации. Общенациональный стандарт может быть дополнен региональными требованиями, учитывающими особенности данной территории. Также он может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения, в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (инклюзивная школа).
Профессиональный стандарт отражает структуру профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования он существенно наполняется психоло-го-педа-гогическими компетенциями, призванными помочь педагогу в решении стоящих перед ним проблем. Стандарт выполняет функции, призванные преодолеть технократический подход в оценке труда педагога, обеспечить рост свободы и ответственности за результаты своего труда, мотивировать на постоянное повышение квалификации.
Профессиональная этика преподавателя является самостоятельным раз-делом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Посредством педагогической этики изучается характер нравственной деятельности преподавателя и нравственных отношений в
профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в вузовской среде специфических правил общения, манер поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием[6,с.9-10].
Практическая деятельность преподавателя вуза в настоящее время не всегда соответствует нормам профессиональной этики, что вызвано сложностью и противоречиями педагогической практики.
Среди основных задач профессиональной этики - поднятие уровня мо-рально-педагогической подготовки преподавателя и получение знаний, пользуясь которыми, он сможет более эффективно решать противоречия в учебно-воспитательном процессе. Изучение профессиональной этики преподавателя дает материал, необходимый для анализа педагогического процесса как процесса построения нравственных отношений между его участниками.
Профессиональная этика преподавателя рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет [2,с. 79-83].
Профессиональная честь - это понятие, выражающее не только осознание преподавателем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высокоразвитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчетливо. Если преподавателем в своем поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь преподавателя - общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.
Наконец, педагогический авторитет преподавателя - это его моральный статус в коллективе студентов и коллег: своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый преподаватель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки преподавателя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе.
Профессиональная этика преподавателя рассматривает нравственные убеждения как моральные знания, обязанные стать нормой поведения преподавателя, его собственной позицией в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, студентам и коллегам. При этом преподаватель не может ограничиваться только знанием нравственных норм и принципов, хотя они и являются условием правильной ориентации в действительности. Он должен иметь твердые идейно-нравственные убеждения, являющиеся
предпосылкой для активной сознательной деятельности по целенаправленному формированию личности воспитанника. Этические знания и нравственные взгляды становятся убеждениями личности в процессе социальной практики и под воздействием объективных условий трудовой деятельности. Требованиям профессиональной педагогической этики отвечает убежденность, органически сочетающаяся с подлинной сознательностью, принципиальностью и требовательностью к себе. Педагогическая мораль признает такие нормы взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, обладающего чувством собственного достоинства. Важнейшее условие положительного воздействия преподавателя на студента -сочетание разумной требовательности и доверия к нему. В системе нравственных отношений в педагогической среде очень важную роль играет взаимодействие преподавателя со студенческим коллективом, которое должно строиться на основе взаимопонимания и взаимоуважения, уважения препода-вателем положительных традиций коллектива и чувства собственного достоинства каждого воспитанника. Конечно, успех воспитания зависит и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут студенты [1,с.46-47].
Нравственная деятельность преподавателя, как и любая духовная дея-тельность, обладает относительной самостоятельностью, тесно связана с дру-гими видами деятельности и может реализовываться в различных предметных формах: нравственное просвещение, организация нравственного опыта, нравственное самовоспитание.
Среди требований, предъявляемых к педагогической культуре преподавателя, есть общечеловеческие, которые были выработаны в ходе развития педагогической практики. Но в сфере педагогического труда свои особенности и влияние имеет и моральная регуляция, неотъемлемым элементом которой является нравственное самовоспитание. Ведь многие действия педагога никем не контролируются. Зачастую своим действиям и поступкам он сам дает оценку, сам же их корректирует. Поэтому моральный барометр преподавателя - педагогическая совесть - должен быть чувствительным в высокой степени.
Кодекс профессиональной этики преподавателя определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Неукоснительное соблюдение этого кодекса в своей профессиональной деятельности всем преподавательским составом вуза является необходимым и обязательным условием успешной работы по воспитанию подрастающего поколения.
Важно, что для педагога, стремящегося достичь высот профессионального мастерства, нравственные нормы не навязываются извне, а существуют как соответствующие убеждения. Признание этих норм не всегда означает следование им, однако, по Г.В. Гегелю, «действительное моральное сознание» есть сознание, совершающее поступки, а человек - сумма его поступков. Отсюда: нормы профессиональной морали - это немецкий стандарт профессионального поведения эффективно работающего педагога.
Поведенческие моральные стандарты вузовского преподавателя включают в себя профессиональное мастерство:
1. Добросовестное исполнение своих профессиональных обязанностей; забота о студентах (об их интеллекту-
альном развитии, физическом здоровье, профессиональной ориентации, нравственно-духовном уровне, личностном самосовершенствовании, о социально-политической гражданской позиции);
2. Строгое следование правовым нормам высшей школы;
3. Невозможность коррумпированного поведения.
Следовательно, успеха в воспитании молодежи добивается педагог, проявляющий профессионально нравственные качества [4, с. 5-6].
Среди нравственных качеств личности выделяется справедливость, как характеристика специфического поведения. Социальная справедливость издавна была мерой педагогического поведения, одним из важнейших критериев отношений между участниками педагогического процесса и деятельности в вузе. Понятно, что справедливость, как качество, является одной из сущностных характеристик человека. Именно в природе человека специалисты искали основу справедливости в сфере моральной философии [5, с. 35-40].
При анализе справедливости в деятельности педагога необходимо учитывать реальное положение личности в обществе, то, как оно согласуется с экономическими и политическими законами общества. При этом, выделяя важные профессиональные качества педагога вуза, требуется обратить внимание на то, как проявляет свою сущность данная личность с точки зрения требований социальной справедливости.
Потребностям обновляющего общества, безусловно, может ответить личность педагога, которую допустимо именовать «справедливой личностью». Причем справедливость не является здесь характеристикой какой-либо особенной, «идеальной» личности, а прежде всего, атрибутным свойством субъекта прогрессивной, гуманистической, демократической педагогической деятельности, принципом поведения личности педагога вуза.
Справедливая личность призвана соответствовать наиболее существенным ожиданиям. Требования социальной справедливости предъявляются к каждому педагогу. Затем они дополняются индивидуальными, присущими только данной личности проявлениями справедливости. В нормах, ценностях, принципах социальной справедливости преподаватель выявляет свою сущность как справедливая педагогическая личность. В этом смысле справедливая педагогическая личность выступает в образовательной среде как носитель норм, ценностей, принципов, идеалов, чувств, потребностей в социальной справедливости, а так же служит
источником осознания социальной справедливости общественных явлений, деятельности государства, социальных общностей, самооценки и са-мопознания [4, с. 21-22].
Личностная оценка во многом зависит от особенностей социального воспитания самого индивида. При этом поведение личности регулируется скорее субъективно, чем объективно. Применительно к процессу профессионального педагогического поведения педагога факторами, воздействующими на обеспечение справедливости общественных и образовательных процессов, являются:
- социально-экономическое, политическое положение личности;
- интересы социальной группы, к которой личность принадлежит;
- положение личности в общественной и образовательной среде, ее индивидуальные педагогические потребности и интересы;
- ценностные педагогические ориентации и установки, принципы поведения;
- мировоззрение личности;
- уровень общей и педагогической культуры, образования, воспитания, жизненного опыта личности;
- образ жизни педагога.
Педагогическая практика свидетельствует о том, что чем более высоко образована личность, чем выше уровень ее педагогической культуры и самосознания, тем более объективна оценка ею как социальной действительности, так и собственной жизнедеятельности. Анализ педагогической деятельности показывает, что профессионализм и нравственность - не разноплановые явления. Они пронизывают все компоненты психологической структуры профессиональной личности педагога вуза, определяя его поведение и педагогическую культуру.
Список литературы:
1. Гребенникова В.М. Этика педагогической деятельности. Краснодар, 2013.
2. Гребенникова В.М., Никитина Н.И. Непрерывное образование как культурно-историческая проблема // Вопросы философии. 2014. № 4. С. 79-83.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004.
4. Ломов А.И. Профессиональная этика педагога в новом Законе «Об образовании» // Журнал руководителя управления образованием. 2013. № 3. С. 21-22.