Научная статья на тему 'Современная модель профессионального стандарта педагогической деятельности как совокупность компетенций. Нравственные и этические аспекты поведения преподавателя в вузе'

Современная модель профессионального стандарта педагогической деятельности как совокупность компетенций. Нравственные и этические аспекты поведения преподавателя в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОДЕКС ЭТИКИ ПЕДАГОГА / PEDAGOG CODE OF ETHICS / АТТЕСТАЦИЯ / ATTESTATION / ЭТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ETHICAL COMPETENCE / СТАНДАРТИЗАЦИЯ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ / STANDARDIZATION OF ETHICS / ЭТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ETHICAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорошенко Виталий Витальевич

Статья посвящена этике педагогической деятельности как совокупности норм и правил поведения педагога, обеспечивающей нравственный характер педагогической деятельности. Рассмотрена проблема развития этической регламентации педагогической деятельности. Проведен анализ норм, касающихся профессиональной этики педагога, определены основные направления внедрения значимых компетенций в практику высших образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the ethics of pedagogical activity as a set of norms and rules of conduct of the pedagog providing the moral character of the pedagog-ical activities. Сonsider the problem of ethical regulation of pedagogical activi-ties. An analysis of the rules relating to professional ethics of the pedagog, the main directions of the implementation of relevant competencies in the practice of higher education institutions.

Текст научной работы на тему «Современная модель профессионального стандарта педагогической деятельности как совокупность компетенций. Нравственные и этические аспекты поведения преподавателя в вузе»

Чемпионату мира по футболу: матер. Всеросс. науч.-прак-тич. конф. с межд. участием. —- Волгоград, 2014. - С. 20-25.

9. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б.Х. Ланда - М.: Советский спорт, 2008. - 244 с.

10. Селуянов В. Футбол. Проблемы технической подготовки / В. Селуянов, М. Шестаков, С. Диас, М. Ферейра - М.: ТВТ Дивизион, 2009. - 160 с.

современная модель профессионального стандарта педагогической деятельности как совокупность

компетенций. нравственные и этические аспекты поведения преподавателя в вузе

Дорошенко Виталий Витальевич

Кубанский государственный университет, г. Краснодар, аспирант

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена этике педагогической деятельности как совокупности норм и правил поведения педагога, обеспечивающей нравственный характер педагогической деятельности. Рассмотрена проблема развития этической регламентации педагогической деятельности. Проведен анализ норм, касающихся профессиональной этики педагога, определены основные направления внедрения значимых компетенций в практику высших образовательных учреждений.

ABSTRACT

The article is devoted to the ethics of pedagogical activity as a set of norms and rules of conduct of the pedagog providing the moral character of the pedagog-ical activities. insider the problem of ethical regulation of pedagogical activi-ties. An analysis of the rules relating to professional ethics of the pedagog, the main directions of the implementation of relevant competencies in the practice of higher education in^itutions.

Ключевые слова: Кодекс этики педагога, аттестация, этическая компетентность, стандартизация этических норм, эти-ко-педагогическая деятельность.

Keywords: Pedagog code of ethics, attention, ethical competence, Sandardization of ethics, ethical and pedagogical activity.

Профессиональный стандарт регулирует не столько трудовые отношения между конкретным работником и его работодателем, сколько отношения между профессиональным сообществом и гражданином, который хотел бы подтвердить свою квалификацию и стать частью этого профессионального сообщества.

Такой подход исключает сведение профессионального стандарта к об-новленной версии должностной инструкции. Логика его разработки иная - анализ профессиональной деятельности, описание требований к ней. При определении требований важно помнить, что они должны быть в соответствии с установленными в стране уровнями квалификаций, что их содержание подвижно, меняется на основе постоянного мониторинга объективных изменений в деятельности, что их задача - описать деятельность, а не личность.

В стремительно меняющемся современном мире главным профессио-нальным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится - умение учиться. Готовность к изменению, мобильность, способность к различным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в решениях - все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.

Профессиональный стандарт призван прежде всего раскрепостить педагога, обозначить новый вектор его развития. Расширяя свободу, профессиональный стандарт од-

новременно повышает ответственность педагогического работника за результаты труда, определяет критерии оценки. Профессиональный стандарт педагога - документ, в котором заявлены основные требования к его квалификации. Общенациональный стандарт может быть дополнен региональными требованиями, учитывающими особенности данной территории. Также он может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения, в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (инклюзивная школа).

Профессиональный стандарт отражает структуру профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования он существенно наполняется психоло-го-педа-гогическими компетенциями, призванными помочь педагогу в решении стоящих перед ним проблем. Стандарт выполняет функции, призванные преодолеть технократический подход в оценке труда педагога, обеспечить рост свободы и ответственности за результаты своего труда, мотивировать на постоянное повышение квалификации.

Профессиональная этика преподавателя является самостоятельным раз-делом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Посредством педагогической этики изучается характер нравственной деятельности преподавателя и нравственных отношений в

профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в вузовской среде специфических правил общения, манер поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием[6,с.9-10].

Практическая деятельность преподавателя вуза в настоящее время не всегда соответствует нормам профессиональной этики, что вызвано сложностью и противоречиями педагогической практики.

Среди основных задач профессиональной этики - поднятие уровня мо-рально-педагогической подготовки преподавателя и получение знаний, пользуясь которыми, он сможет более эффективно решать противоречия в учебно-воспитательном процессе. Изучение профессиональной этики преподавателя дает материал, необходимый для анализа педагогического процесса как процесса построения нравственных отношений между его участниками.

Профессиональная этика преподавателя рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет [2,с. 79-83].

Профессиональная честь - это понятие, выражающее не только осознание преподавателем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высокоразвитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчетливо. Если преподавателем в своем поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь преподавателя - общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.

Наконец, педагогический авторитет преподавателя - это его моральный статус в коллективе студентов и коллег: своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый преподаватель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки преподавателя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе.

Профессиональная этика преподавателя рассматривает нравственные убеждения как моральные знания, обязанные стать нормой поведения преподавателя, его собственной позицией в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, студентам и коллегам. При этом преподаватель не может ограничиваться только знанием нравственных норм и принципов, хотя они и являются условием правильной ориентации в действительности. Он должен иметь твердые идейно-нравственные убеждения, являющиеся

предпосылкой для активной сознательной деятельности по целенаправленному формированию личности воспитанника. Этические знания и нравственные взгляды становятся убеждениями личности в процессе социальной практики и под воздействием объективных условий трудовой деятельности. Требованиям профессиональной педагогической этики отвечает убежденность, органически сочетающаяся с подлинной сознательностью, принципиальностью и требовательностью к себе. Педагогическая мораль признает такие нормы взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, обладающего чувством собственного достоинства. Важнейшее условие положительного воздействия преподавателя на студента -сочетание разумной требовательности и доверия к нему. В системе нравственных отношений в педагогической среде очень важную роль играет взаимодействие преподавателя со студенческим коллективом, которое должно строиться на основе взаимопонимания и взаимоуважения, уважения препода-вателем положительных традиций коллектива и чувства собственного достоинства каждого воспитанника. Конечно, успех воспитания зависит и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут студенты [1,с.46-47].

Нравственная деятельность преподавателя, как и любая духовная дея-тельность, обладает относительной самостоятельностью, тесно связана с дру-гими видами деятельности и может реализовываться в различных предметных формах: нравственное просвещение, организация нравственного опыта, нравственное самовоспитание.

Среди требований, предъявляемых к педагогической культуре преподавателя, есть общечеловеческие, которые были выработаны в ходе развития педагогической практики. Но в сфере педагогического труда свои особенности и влияние имеет и моральная регуляция, неотъемлемым элементом которой является нравственное самовоспитание. Ведь многие действия педагога никем не контролируются. Зачастую своим действиям и поступкам он сам дает оценку, сам же их корректирует. Поэтому моральный барометр преподавателя - педагогическая совесть - должен быть чувствительным в высокой степени.

Кодекс профессиональной этики преподавателя определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Неукоснительное соблюдение этого кодекса в своей профессиональной деятельности всем преподавательским составом вуза является необходимым и обязательным условием успешной работы по воспитанию подрастающего поколения.

Важно, что для педагога, стремящегося достичь высот профессионального мастерства, нравственные нормы не навязываются извне, а существуют как соответствующие убеждения. Признание этих норм не всегда означает следование им, однако, по Г.В. Гегелю, «действительное моральное сознание» есть сознание, совершающее поступки, а человек - сумма его поступков. Отсюда: нормы профессиональной морали - это немецкий стандарт профессионального поведения эффективно работающего педагога.

Поведенческие моральные стандарты вузовского преподавателя включают в себя профессиональное мастерство:

1. Добросовестное исполнение своих профессиональных обязанностей; забота о студентах (об их интеллекту-

альном развитии, физическом здоровье, профессиональной ориентации, нравственно-духовном уровне, личностном самосовершенствовании, о социально-политической гражданской позиции);

2. Строгое следование правовым нормам высшей школы;

3. Невозможность коррумпированного поведения.

Следовательно, успеха в воспитании молодежи добивается педагог, проявляющий профессионально нравственные качества [4, с. 5-6].

Среди нравственных качеств личности выделяется справедливость, как характеристика специфического поведения. Социальная справедливость издавна была мерой педагогического поведения, одним из важнейших критериев отношений между участниками педагогического процесса и деятельности в вузе. Понятно, что справедливость, как качество, является одной из сущностных характеристик человека. Именно в природе человека специалисты искали основу справедливости в сфере моральной философии [5, с. 35-40].

При анализе справедливости в деятельности педагога необходимо учитывать реальное положение личности в обществе, то, как оно согласуется с экономическими и политическими законами общества. При этом, выделяя важные профессиональные качества педагога вуза, требуется обратить внимание на то, как проявляет свою сущность данная личность с точки зрения требований социальной справедливости.

Потребностям обновляющего общества, безусловно, может ответить личность педагога, которую допустимо именовать «справедливой личностью». Причем справедливость не является здесь характеристикой какой-либо особенной, «идеальной» личности, а прежде всего, атрибутным свойством субъекта прогрессивной, гуманистической, демократической педагогической деятельности, принципом поведения личности педагога вуза.

Справедливая личность призвана соответствовать наиболее существенным ожиданиям. Требования социальной справедливости предъявляются к каждому педагогу. Затем они дополняются индивидуальными, присущими только данной личности проявлениями справедливости. В нормах, ценностях, принципах социальной справедливости преподаватель выявляет свою сущность как справедливая педагогическая личность. В этом смысле справедливая педагогическая личность выступает в образовательной среде как носитель норм, ценностей, принципов, идеалов, чувств, потребностей в социальной справедливости, а так же служит

источником осознания социальной справедливости общественных явлений, деятельности государства, социальных общностей, самооценки и са-мопознания [4, с. 21-22].

Личностная оценка во многом зависит от особенностей социального воспитания самого индивида. При этом поведение личности регулируется скорее субъективно, чем объективно. Применительно к процессу профессионального педагогического поведения педагога факторами, воздействующими на обеспечение справедливости общественных и образовательных процессов, являются:

- социально-экономическое, политическое положение личности;

- интересы социальной группы, к которой личность принадлежит;

- положение личности в общественной и образовательной среде, ее индивидуальные педагогические потребности и интересы;

- ценностные педагогические ориентации и установки, принципы поведения;

- мировоззрение личности;

- уровень общей и педагогической культуры, образования, воспитания, жизненного опыта личности;

- образ жизни педагога.

Педагогическая практика свидетельствует о том, что чем более высоко образована личность, чем выше уровень ее педагогической культуры и самосознания, тем более объективна оценка ею как социальной действительности, так и собственной жизнедеятельности. Анализ педагогической деятельности показывает, что профессионализм и нравственность - не разноплановые явления. Они пронизывают все компоненты психологической структуры профессиональной личности педагога вуза, определяя его поведение и педагогическую культуру.

Список литературы:

1. Гребенникова В.М. Этика педагогической деятельности. Краснодар, 2013.

2. Гребенникова В.М., Никитина Н.И. Непрерывное образование как культурно-историческая проблема // Вопросы философии. 2014. № 4. С. 79-83.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004.

4. Ломов А.И. Профессиональная этика педагога в новом Законе «Об образовании» // Журнал руководителя управления образованием. 2013. № 3. С. 21-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.