УДК 37.025: 373.31
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В. В. Косова
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
Статья посвящена проблеме этического воспитания с акцентом организации его в начальном звене общеобразовательной школы. Охарактеризованы понятия «этика» и «этическое воспитание». Актуализировано названное направление воспитывающей деятельности в современной педагогической практике. Отражена значимость формирования этических качеств у младших школьников в целях повышения уровня их духовно-нравственной и этической культуры.
Ключевые слова: этика, этическое воспитание, этические нормы, этическая воспитанность, духовно-нравственная культура.
В воспитании гармоничной, духовно-богатой личности, обладающей качествами нравственно воспитанного человека, важная роль принадлежит этическому воспитанию. Нетрудно передать ребёнку знания об этической норме поведения, требовать и контролировать выполнение им моральных правил. Гораздо сложнее выработать у него определённое отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Вот почему школа должна вооружать детей основами научных знаний о нормах и принципах морали, формировать у них правильные нравственные установки в поведении. Безусловно то, что в непрерывном нравственном воспитании важная роль принадлежит этике.
Если названный феномен рассматривать как предмет воспитания, то основной задачей становится включение ребёнка в последовательный процесс осознания, усвоения норм нравственной жизни людей, приобщения к этим нормам. Этот процесс следует сделать для детей желаемым, не догматичным, не навязчивым, а живым, творческим и деятельным. Н. И. Новиков отмечает: «Нельзя добиться положительных результатов грубостью, насилием: необходимый результат дадут ласковые слова, кроткое внушение» [1, с. 18]. В. А. Сухомлинский также неоднократно подчёркивал, что «...учение - это, прежде всего, живые человеческие отношения. В основе этих взаимоотношений должна быть доброжелательность - азбука культуры» [2, с. 118].
Нужно сказать, что в настоящее время актуальным остаётся вопрос о формировании и взаимосвязи этических представлений и поведения ребёнка, поскольку уровень духовно-нравственной воспитанности подрастающего поколения (соответственно и этической культуры) имеет тенденцию к снижению. А. И. Шемшурина, отмечая важность рассматриваемой проблемы для современного общества, пишет: «В самом педагогическом опыте вызревает в противовес социальной ситуации общества потребность в этическом воспитании подрастающего поколения. Это связано с тем, что изменившаяся динамика современной жизни и целый комплекс нравственных противоречий в жизненном самоопределении личности остро поставили перед обществом вопрос о цели воспитания и способах её достижения. Происходит переосмысление идеологии воспитания, его целей, функций и задач» [3, с. 35].
Прежде, чем акцентировать внимание на этическом воспитании младших школьников, сделаем небольшой ретроспективный экскурс, для того чтобы рассмотреть трактовки самого понятия «этика».
По определению «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля, этика - «это наука о нравственной жизни человека. В этике проявляется отношение к живой жизни» [4, с. 157]. Сам термин «этика» происходит от греческого «ethos», что переводится как «характер, нрав, обычай». Термин ввёл в обиход Аристотель более двух тысяч лет тому назад. Он назвал «этическими» достоинства человека, проявляющиеся в его жизни. К ним он относил такие качества, как благородство, мужество, смелость, а этикой он считал науку об этих качествах. В понимании философа, этика как фактор воспитания вбирает в себя то прогрессивное, что способствует возникновению гармонии человека с окружающим миром.
В своё время А. С. Макаренко писал, что этика - одна из интересных и пока ещё мало освоенных страниц нашей духовной истории [5]. И нужно сказать, что данный аспект в настоящее время актуализирован в отечественной педагогике. Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах многих ученых, в частности, А. М. Архангельского, Н. М. Болдырева, Б. Т. Лихачёва, А. Н. Острогорского, И. Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного и этического воспитания, указываются способы дальнейшего развития педагогических принципов, содержания, форм и методов. Такие исследователи, как А. А. Калюжный, Т. Ф. Лысенко и др., в своих работах освещают также и проблемы подготовки будущих учителей к этическому воспитанию школьников.
В истории педагогической мысли отмечается, что в основе педагогической этики находятся три аспекта: мораль, нравственность и духовность. Этические взгляды предстают как нормативная этика, учение о должном, как система моральных представлений о нормах поведения в обществе. Так, в понимании Л. И. Маленковой, этическое воспитание - это «.продолжение традиции, идентификация с социокультурным окружением, при-
нятие норм, усвоение совокупности правил и образцов поведения, самоограничение, запрет. «Личность» - человек, соответствующий социокультурным ожиданиям, который ведёт себя, как должно, как принято вести себя в обществе. Результатом морального воспитания является выбор соответствующего принятой норме способа поведения как форме взаимодействия с окружением» [6, с. 243].
В трактовке Е. В. Ермаковой «нравственность - ориентация на внутренне понятийный смысл вещей и явлений жизни. Этические учения, лежащие в русле этого направления, раскрывают внутренние побудительные силы и регулятивы культуросообразного поведения человека, которые предстают как его нравственные характеристики» [7, с. 19].
Значимым показателем уровня нравственной воспитанности личности ребёнка, как отмечается в педагогических исследованиях, является его способность соответствовать нормам морали и ориентироваться в них. Нравственно воспитанным человеком является тот, кто не только усвоил нравственные знания, но и ведёт себя в соответствии с ними. У такого человека сформированы устойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе. Однако следует иметь в виду, что обычное запоминание ребёнком моральных принципов не может решить задачу превращения их в поступки. Нравственные поступки проявляются в деятельности и в общении. Особенность таких поступков проявляется в том, как было отмечено выше, что они имеют ценностно-регулятивный и оценочный характер, то есть основаны на моральной оценке, выполняющей функции регулирования и контроля за своими поведенческими проявлениями.
Обратимся к мнению отечественных педагогов о ценностном аспекте этического воспитания. Аксиологическую составляющую в нём, в частности, выделяет Л. А. Григорович. «Воспитание нравственности, целеустремлённости, культуры общения, ценностных ориентаций личности» - таким задачам, по его мнению, отдаёт приоритет современная педагогическая мысль: «Ценностные ориентации, в отличие от норматива, предполагают выбор личности от отдельного поступка до жизненного пути. Между ценностью и нормой может возникнуть внутренний конфликт, определяемый как расхождение между долгом и желанием, желаемым и доступным. Способность к выбору - одна из сущностных характеристик человека» [8, с. 217]. Этой же мысли придерживается Н. Е. Щуркова, рассматривая этическое воспитание как культурологическую ценность [9].
На этические стороны и проблемы в воспитании обращает внимание А. Н. Острогорский. Он выделяет этические качества личности, которые, по его мнению, могут выступать основой для их освоения и развития. На их формирование оказывают влияние такие факторы, как «беспрестанные столкновения с другими людьми», которые влияют «на образование распространённых в обществе понятий о различных нравственных вопросах» [10, с. 50].
В качестве базового компонента этического воспитания выступает гуманизация отношения к личности в контексте её духовного развития и освоения общечеловеческих ценностей. На это ориентирует педагогов и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [11]. Отмеченные аспекты требуют направленности процесса воспитания на интеграцию мысли воспитанника, его нравственного знания и чувства-переживания с действием-поведением.
Педагогический опыт показывает, что формирование у учащихся этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведения. Неверное понимание понятий «дружба», «доброта», «честность», «справедливость» являются причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому педагог прежде всего должен выяснить, что знают дети об этике отношений между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в вышеназванные понятия, осознают ли они проявления жестокости, лживости, себялюбия. Ещё Сократ говорил, что зло во многих случаях совершается по незнанию влияния зла на чувства и поведение растущего человека. Ж. Ж. Руссо призывал оберегать детское сердце от пороков зла, а ум от заблуждений. Он ставил три основные цели нравственного воспитания: воспитание добрых чувств, суждений и доброй воли. На первый план философ выдвигал развитие положительных эмоций, на второй - воспитание доброты; на третий - воспитание положительных поступков [12].
В связи с этим можно прийти к выводу о том, что этика способствует решению следующих воспитательных задач:
- определять и пояснять основные начала, без которых люди не могли существовать в обществе;
- взывать к высшему: любви, братству, самоуважению;
- не допускать мысли, что возможно жить, не считаясь с потребностями и желаниями других.
Применительно к общеобразовательной школе следует актуализировать формирование этических качеств у
обучающихся, начиная с её начального звена. Известно, что основы культурного поведения закладываются в раннем детстве, с поступлением же ребёнка в школу возникают изменения в его физиологическом, психологическом и эмоциональном развитии. У младшего школьника происходит интенсивное формирование качеств личности, обусловливающих возможность новых устремлений и необходимого уровня отношений к действительности. Возраст с шести до двенадцати лет является важным для развития нравственно-ценностных ориен-
таций. Именно на данном этапе онтогенеза интенсивно формируются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и самого себя.
В младшем школьном возрасте воспитание моральных привычек протекает быстрее, и они становятся прочными и устойчивыми. Младший школьник (при умелом руководстве учителя) накапливает положительный моральный опыт и осознаёт этические категории. Изучая культуру поведения, ученик постепенно вырабатывает мышление, ориентированное на осознание нравственной ценности тех или иных поступков, их последствий для окружающих людей и себя самого.
В этом возрасте ребёнок склонен к сопереживанию, у него развиваются основы творческого отношения к действительности, формируется умение ориентироваться в разных формах человеческой деятельности; ученик знаком с рядом моральных норм и правилами поведения в тех или иных ситуациях. Однако не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребёнка младшего школьного возраста. Особенно часто это случается в условиях, в которых происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребёнка. По словам А. Н. Леонтьева, «младшие школьники уже имеют представления о нравственном поведении, но имея эти представления, они не всегда поступают правильно. Причина расхождения - несформи-рованность системы взглядов и суждений, навыков и привычек культурного поведения» [13, с. 314]. Э. А. Урумбасарова отмечает, что формирование у младших школьником нравственных качеств опирается на ряд предпосылок: во-первых, это определённый уровень умственного развития, способность воспринимать, применять и оценивать соответствующие нормы и поступки; во-вторых - эмоциональное развитие; в-третьих -накопление личного опыта, более или менее самостоятельных поступков и их самооценка; в-четвёртых - влияние социальной среды, дающей ребёнку конкретные примеры нравственного поведения [14, с. 137].
Некоторые школьники по-своему трактуют правила поведения, относясь к нормам вежливости и правилам хорошего тона как к излишним условностям. Шалости и озорство в представлении многих учащихся, особенно младшего школьного возраста, ассоциируются с «геройскими» поступками, что может порождать у них неправильные моральные установки и создавать основу для нарушения норм и правил поведения. Поэтому, работая над вопросами повышения уровня нравственно-этической воспитанности детей, педагогу следует учитывать их возрастные и психологические особенности. Он должен постоянно тренировать ребёнка в выполнении посильных для него поручений, побуждать его самого к активности и инициативности, поскольку простое запоминание моральных принципов не может решить задачу превращения их в поступки, в соответствующее поведение. На это обращает внимание, в частности, Б. Т. Лихачёв: «Можно знать все требования морали, но не выполнять их» [15, с. 121].
Организуя воспитательный процесс, педагогам следует иметь в виду, что моральные понятия младших школьников ещё неопределённы, суждения носят односторонний характер. Часто дети только по одному признаку определяют нравственное понятие, понятие этической культуры. По данным психологов, осознание моральных понятий задерживается на уровне житейского, если не проводить специальной работы по их формированию. Задача школы заключается в том, чтобы дети глубоко осознали моральные нормы поведения, приняли их и руководствовались ими в повседневной жизни, отмечает Б. Т. Лихачёв [15, с. 7]. Поведение по внутренним убеждениям в соответствии с моральными понятиями характеризует нравственно воспитанного человека и говорит о сформированности у него нравственных убеждений. Нравственные понятия переходят в убеждения человека в том случае, если они «сливаются» со всеми сторонами личности ребёнка, с его чувствами, волей и поведением. С переходом из класса в класс убеждения углубляются, делаются более стойкими и всё сильнее проникают в сознание ученика.
Чем богаче жизненный опыт детей, тем глубже и полнее усваиваются моральные понятия, формирующие их нравственное сознание, их суждения, оценки моральной стороны поведения. И всё это связано с эмоциональными переживаниями. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств. Подтверждение этого находим у А. С. Макаренко, который считал, что «...привычка и опыт нравственного поведения учащихся состоит из поступков, в которых проявляется моральная сущность личности» [5, с. 185]. Поступки человека определяют уровень его нравственной этической культуры. В. А. Сухомлинский писал: «Нравственные истины, осознающиеся людьми как выражение добра, живут в поступках, в поведении. Этическая мораль активна только в действии, выражается во взаимоотношениях. Поэтому необходимо знать, как руководствоваться в своих поступках» [16, с. 128].
Особенность нравственных отношений заключается в том, что они имеют ценностно-регулятивный и непосредственно оценочный характер, то есть в них всё основано на моральной оценке, выполняющей определённые функции регулирования и контроля за своим поведением, собственными поступками.
Начальная школа занимает ведущее место в формировании у младших школьников навыков и привычек нравственного поведения. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты школьнику в младших классах, то в старших классах учителя обязательно столкнутся с трудностями в воспитании. Кроме того, работа
в младшем звене по воспитанию культуры поведения должна проводиться в системе, иначе в сознании школьника могут возникнуть и закрепиться отрицательные привычки, для искоренения которых от учителя потребуются значительные усилия. Задача учителя - добиться того, чтобы все дети овладели необходимыми нормами нравственного поведения. И, наряду с общей работой с классом, педагог должен проводить индивидуальную работу с ребёнком, так как каждый ученик требует к себе особого подхода.
В. А. Сухомлинский говорил, что в практической работе по нравственному воспитанию его педагогический коллектив видит прежде всего формирование общечеловеческих норм нравственности. В младшем возрасте, когда душа детей «открыта» к эмоциональным воздействиям, педагоги, по мнению В. А. Сухомлинского, раскрывают перед ними общечеловеческие нормы нравственности, определяющие поведение человека. Эти постулаты педагог-гуманист обращает к растущему человеку [16]:
«Ты живёшь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твоё желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай всё так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.
Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости.
Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счёт других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество».
Такова «азбука нравственной культуры», овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.
Среди основных задач, которые ставит современное общество перед образованием, выделяется актуальная задача воспитания сознательной, активной и творческой личности. Включаясь в общение и деятельность (учебную и внеурочную), младшие школьники учатся действовать целенаправленно как при выполнении необходимых заданий, так и при определении способов своего поведения. И воспитательный процесс должен строиться таким образом, чтобы в нём предусматривались ситуации, в которых ребёнок ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Причём, моральные ситуации для школьников не должны быть представлены как обучающие или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть существенно минимизировано. В этом случае поведение, действия детей приобретают осознанный характер, и всё чаще при решении различных умственных и нравственных проблем они будут использовать приобретённый опыт.
«Этическое воспитание, - пишет И. П. Подласый, - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали» [17, с. 163]. Внимательность, великодушие, забота, дружеская поддержка должны стать в школе естественными нормами взаимоотношений между людьми. В первую очередь носителями этих отношений выступают учителя. Для школьников «педагог - это образ этичности, его наглядно-действенное выражение» - такова точка зрения Л. Р. Болотиной [18, с. 122].
Поэтому педагоги, решая сегодня социальные задачи воспитания, должны опираться на разумное и нравственное в ребёнке и помочь каждому из них сделать правильный выбор в сторону духовно-нравственного развития. Это осуществимо посредством целенаправленного, педагогически грамотно спланированного, специально организованного этического воспитания в начальном звене общеобразовательной школы, органически вплетённого в целостный воспитательный процесс и составляющего его неотъемлемую часть. Только в этом случае можно получить ожидаемый педагогический результат: формирование и становление нравственной, этической, а в целом общечеловеческой культуры подрастающего поколения.
Библиографический список
1. Новиков, Н. И. О воспитании и наставлении детей / Н. И. Новиков. - М.: Педагогика, 2008. - 217 с.
2. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х т. Т.3 / В. А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1981. - 512 с.
3. Шемшурина, А. И. Основы этической культуры / А. И. Шемшурина. - М.: Высшая школа, 1990. - 130 с.
4. Даль, В. И.Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. Т.4. - М.: Азбуковник, 2005.- 531 с.
5. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей // Соч. в 7-ми томах - Т. IV / А. С. Макаренко. - М.: Просвещение, 1989. - 416 с.
6. Маленкова, Л. И. Воспитание в современной школе / Л. И. Маленкова. - М.: Высшая школа, 2000. - 300 с.
7. Ермакова, Е. В. Курс нравственно воспитания «Этика» / Е. В. Ермакова // Народное образование. - 2003. - № 9. - С. 17-24.
8. Григорович, Л. А. Педагогика и психология / Л.А. Григорович. - М.: Высшая школа, 2004. - 476 с.
9. Щуркова, Н. Е. Этика школьной жизни / Н. Е. Щуркова. - М.: Пед. общество России, 2000. - 182 с.
10. Острогорский, А. Н. Образование и воспитание / А. Н. Острогорский // Избр. пед. соч. - М.: Просвещение, 1985. - 262 с.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. -М.: Просвещение, 2010. - 31с.
12. Руссо, Ж. Ж. Педагогические сочинения: в 2-х т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1981. - 250 с.
13. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьева. - М.: Педагогика, 2005. - 447 с.
14. Урумбасарова, Э. А. Проблема нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки / Э. А.Урумбасарова. - Алма-Ата: АЛМА-ПРЕСС, 1999. - 364 с.
15. Лихачёв, Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учебн. завед. и слушателей ИГГК и ФПК / Б. Т. Лихачёв.-М.: Прометей, Юрайт, 1998. - 464 с.
16. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1975. - 25 с.
17. Подласый, И. П. Педагогика: учебник для студентов вузов / И. П. Подласый. - М.: Владос, 2007. - 841 с.
18. Болотина, Л. Р. Педагогика: учебное пособие для педагогических институтов / Л. Р. Болотина. - М.: Просвещение, 2007. -272 с. © Косова В. В., 2015
УДК 378.14.015.62
К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Л. Ю. Кошелева
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье рассматривается проблема мотивации в профессиональном самоопределении студентов педагогического вуза. Данная проблема связана с высокой степенью значимости сформированной профессиональной мотивации студентов в процессе профессионального образования, с одной стороны, и отсутствием эффективных путей её решения в практике — с другой.
Ключевые слова: самоопределение, профессиональное самоопределение, профессиональная мотивация.
Профессиональное самоопределение, как показывают многочисленные исследования, вовсе не завершается у поступивших в вуз и, казалось бы, сделавших свой выбор жизненного пути молодых людей. Этот процесс продолжается на протяжении всего периода обучения в вузе [1]. Выявлено, что всего лишь около 30 % первокурсников осмысливают предстоящие задачи своего обучения в сфере выбранной профессии и воспринимают их как реализацию собственных жизненных планов. Об этом пишут, в частности, такие учёные, как В. А. Бодров, Г. А. Воробьёва, А. В. Карпов, В. А Сластетин и др. Именно такая ситуация обязывает вуз обратить особое внимание на психолого-педагогическое сопровождение студента с точки зрения его профессионального самоопределения в процессе обучения. Ключевым принципом этой работы должно быть формирование у студента заинтересованного отношения к будущей профессии, обеспечивающего успешность его профессионального становления.
Проблемы профессиональной мотивации и профессионального самоопределения изучались в своё время многими известными учёными: М. М. Бахтиным, Ю. М. Забродиным, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климовым, Н. С. Пряжниковым, В. В. Столиным, С. Н. Чистяковым П. А. Шавиром и др. Тем не менее эти проблемы продолжают оставаться актуальными и сегодня, являясь по-прежнему теоретически малоизученными и малоре-шаемыми в практике высшего образования. Особенно актуальной и малоисследованной признаётся в настоящее время проблема профессионально-педагогической мотивации обучающихся в процессе подготовки в системе высшего образования. В частности, Н. А. Бакшаева и А. А. Вербицкий пишут о том, что «открытой остаётся проблема выявления психологических механизмов динамического взаимодействия познавательных и профессиональных мотивов, их взаимных трансформаций в процессе перехода от учебной деятельности студента к профессиональной деятельности специалиста к моменту окончания вуза» [2, с. 45].
Мы рассматриваем понятия «профессиональная мотивация» и «профессиональное самоопределение» как теснейшим образом взаимосвязанные и взаимообусловливающие друг друга. Прежде чем определить, что следует понимать под профессиональным самоопределением студентов в процессе вузовского образования, остановимся на термине самоопределение, определяемом в психологии как самореализация и расширение своих изначальных возможностей. Оно включает также способность выходить за рамки самого себя и находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни. Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления и самотрансценденции [3]. Самоопределение понимается и как поиск своего пути развития, активность в реализации заложенного в человеке творческого потенциала, хотя и некоторое самоограничение кругом определённых умений, присущих только этому виду деятельности, сообществу профессионалов. Таким образом, профессиональное самоопределение состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также в нахождении смысла в самом процессе самоопределения [4].
Исследователями выделен ряд компонентов в определении уровня профессионального самоопределения будущего педагога: мотивационный, коммуникативный, эмоционально-волевой, когнитивный, поведенческий