Научная статья на тему 'Этическое мировоззрение учителя: особенность и назначение'

Этическое мировоззрение учителя: особенность и назначение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1098
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / ЭТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЭТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ОСОБЕННОСТЬ / НАЗНАЧЕНИЕ ЭТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧИТЕЛЯ / TEACHER / ETHICAL OUTLOOK / ETHICAL AWARENESS / CHARACTERISTIC / PURPOSE OF TEACHER'S ETHICAL OUTLOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салов Александр Игоревич

В данной статье, исходя из того, что этическое мировоззрение учителя является видовым по отношению к целостному мировоззрению как части сознания, а частью этического мировоззрения учителя является его этическое сознание, которому соответствует свой тип знания, свой способ оформления категорий и понятий и которое как рефлексивное сознание «работает» со «своим» знанием, ставятся вопросы: «С каким знанием «работает» этическое сознание учителя?», «Как оформляется этическое сознание?». Приводятся доказательства того, что этическое сознание является теоретическим, а моральное, нравственное сознание является практическим сознанием; что этическое сознание оформляется категориально, а нравственное и моральное сознание понятийно; что этическое сознание учителя как теоретическое сознание «работает» с категориями этики, педагогической этики, а не с понятиями морали, педагогической морали. Объясняется, почему не следует вести речь об этическом мировоззрении младших школьников в том смысле, что его частью является этическое сознание как теоретическое. На основе учета сути таких функций мировоззрения, как «дирижерская»; ценностно-ориентационная; объяснения мира и места, которое занимает человек в нем; регулятивная; организующая; задавания ценностей, обосновывается особенность и назначение этического мировоззрения учителя, заключающееся в том, что такое мировоззрение управляет его деятельностью по осмыслению понятий морали, моральных знаний, ценностей, идеалов; по упорядочиванию ценностей, которые организуют систему отношений учителя с миром, с людьми, с учащимися и их родителями и т.д.; по нормализации таких отношений по моральным критериям; по формированию нравственного мировоззрения школьников. Приводятся доказательства того, что выявлять особенность этического мировоззрения учителя исходя из особенностей этического сознания теоретически нецелесообразно: этическое сознание является частью этического мировоззрения, которое не приращивается этическим знанием как этическое сознание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER’S ETHICAL OUTLOOK: CHARACTERISTIC AND PURPOSE

Based on the statement that teacher’s ethical outlook is generic as regards to holistic outlook as part of awareness, and part of teacher's ethical outlook is his/her ethical awareness to which a certain type of knowledge, a certain way of defining categories and notions corresponds and which as reflexive awareness “works” with “its own” knowledge the paper puts the following questions: “What knowledge does the teacher’s ethical awareness work with?”, “How is ethical awareness formed?” The author proves that ethical awareness is theoretical, while moral awareness is practical, that ethical awareness is formed in categories, while moral one is formed in notions. Further, the author states that teacher’s ethical awareness being theoretical “works” with categories of ethics, pedagogical ethics but not with notions of morality, pedagogical morality. The paper explains why one should not speak about primary school children's ethical outlook in the sense that its part is ethical awareness as theoretical one. Considering the essence of such outlook functions as “conducting”, value orientation, explanations of the world and a person's place in it, regulative, organizing, setting values, the author describes characteristic and the purpose of teacher’s ethical outlook, which is that such outlook guides his/her activity aimed at understanding moral notions, moral knowledge, values, ideals; at prioritization values, which organize the system of teacher’s relations with the world, people, pupils and their parents, etc.; at normalizing such relations according to moral criteria; at developing pupils’ moral outlook. The author proves that revealing teacher’s moral outlook characteristic on the basis of ethical awareness characteristic is theoretically inappropriate as ethical awareness is part of ethical outlook which does not increase with ethical knowledge as ethical awareness does.

Текст научной работы на тему «Этическое мировоззрение учителя: особенность и назначение»

УДК 37+140.8

Салов А.И.

Академия социального управления E-mail: salovalex69@mail.ru

ЭТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ УЧИТЕЛЯ: ОСОБЕННОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ

В данной статье, исходя из того, что этическое мировоззрение учителя является видовым по отношению к целостному мировоззрению как части сознания, а частью этического мировоззрения учителя является его этическое сознание, которому соответствует свой тип знания, свой способ оформления категорий и понятий и которое как рефлексивное сознание «работает» со «своим» знанием, ставятся вопросы: «С каким знанием «работает» этическое сознание учителя?», «Как оформляется этическое сознание?». Приводятся доказательства того, что этическое сознание является теоретическим, а моральное, нравственное сознание является практическим сознанием; что этическое сознание оформляется категориально, а нравственное и моральное сознание - понятийно; что этическое сознание учителя как теоретическое сознание «работает» с категориями этики, педагогической этики, а не с понятиями морали, педагогической морали. Объясняется, почему не следует вести речь об этическом мировоззрении младших школьников в том смысле, что его частью является этическое сознание как теоретическое. На основе учета сути таких функций мировоззрения, как «дирижерская»; ценностно-ориентационная; объяснения мира и места, которое занимает человек в нем; регулятивная; организующая; задавания ценностей, обосновывается особенность и назначение этического мировоззрения учителя, заключающееся в том, что такое мировоззрение управляет его деятельностью по осмыслению понятий морали, моральных знаний, ценностей, идеалов; по упорядочиванию ценностей, которые организуют систему отношений учителя с миром, с людьми, с учащимися и их родителями и т.д.; по нормализации таких отношений по моральным критериям; по формированию нравственного мировоззрения школьников. Приводятся доказательства того, что выявлять особенность этического мировоззрения учителя исходя из особенностей этического сознания теоретически нецелесообразно: этическое сознание является частью этического мировоззрения, которое не приращивается этическим знанием как этическое сознание.

Ключевые слова: учитель, этическое мировоззрение, этическое сознание, особенность, назначение этического мировоззрения учителя.

Решение проблемы формирования этического мировоззрения учителя требует выявить особенность и назначение такого мировоззрения педагога.

Этическое мировоззрение учителя является видовым по отношению к целостному мировоззрению, частью которого является сознание. Частью этического мировоззрения учителя является его этическое сознание, которому соответствует свой тип знания, свой способ оформления категорий и понятий и которое как рефлексивное сознание «работает» со «своим» знанием. С каким знанием «работает» этическое сознание учителя? Ответ на этот вопрос требует вначале ответить на вопрос, является ли такое сознание теоретическим или практическим. Из этого следует еще ряд вопросов: «Как оформляется этическое сознание? С помощью категорий этики, употребляемых в теоретическом смысле, или с помощью понятий морали, употребляемых в моральном смысле?»

Анализ научной литературы показывает, что обстоятельный ответ на первые два вопроса дан А.В. Бездуховым, обосновавшим различия

между этическим, моральным, нравственным сознанием учителя: «Нравственное сознание учителя "обращает внимание" на нравственное знание, на нравственное отношение педагога к учащемуся в пространстве морали; оно, "видя" как бы со стороны и со своей высоты самое себя, пропускает цели, мотивы, установки "через себя". Моральное сознание учителя "обращает внимание" на моральное знание, на моральные отношения с учащимися, пространство которых (отношения) и есть мораль; оно "видит" в пространстве морали другого - учащегося. Этическое сознание учителя "обращает внимание" на этическое знание по морали, по педагогической морали, на этическое отношение; оно "видит" категориальный строй этического мышления, с помощью которого учитель осмысливает отношения между ним и учащимися в конкретный момент этико-педагогической деятельности, цели, мотивы, ценности учащегося и т. д.» [4, с. 58].

Опираясь на идею О.Г. Дробницкого об употреблении категорий этики в теоретическом смысле и понятий морали в моральном

смысле, А.В. Бездухов приводит доказательства, во-первых, того, что «этическое сознание "работает" с категориями этики, педагогической этики, употребляемыми "в теоретическом смысле", а моральное и нравственное сознание - с понятиями морали, педагогической морали, употребляемыми в "моральном, нормативно-оценочном смысле"» [4, с. 65-66]; во-вторых, того, что этическое сознание является теоретическим, а моральное, нравственное сознание является практическим сознанием; что этическое сознание оформляется категориально, а нравственное и моральное сознание - понятийно: «Этическое сознание оформляется категориально, а моральное сознание - понятийно. Этическое сознание учителя как теоретическое сознание "работает" с категориями этики, а не с понятиями морали» [6, с. 72].

Заметим, что А.В. Бездухов выявляет различия между этическим и нравственным, моральным сознанием учителя. Но мы полагаем, что необходимо вести речь не только о сознании, мировоззрении учителя, но и о сознании, мировоззрении школьника. И здесь возникает вопрос: Возможно ли применительно к учащимся младшего школьного возраста вести речь об этическом мировоззрении, учитывая то, что этическое сознание как часть этического мировоззрения является теоретическим сознанием. Или младший школьник мыслит понятиями морали, представления о которых у него сформированы на уровне образов?

Если согласиться с Н.Г. Капустиной, работающей над проблемой формирования этического мировоззрения младших школьников, то такие школьники (если учитывать, что этическое сознание является теоретическим, а нравственное сознание практическим, а также различия между категорией этики и понятием морали) способны мыслить категориями этики, употребляемыми в теоретическом смысле [9]. И дело не в том, что с категориями этики работает теоретик, для которого они, говоря словами О.Д. Дробницкого, есть «область и структура теоретических проблем, здесь возникающих, а не сам строй мышления и переживания, который понуждал бы лично его совершать поступки или предписывать их кому-либо еще» [8, с. 40]. Учитель также не является теоретиком, однако, он способен оперировать в своем этическом

мышлении как теоретическом категориями этики, которые не следует смешивать с понятиями морали, которыми педагог оперирует в своем моральном мышлении как практическом мышлении. Моральные понятия, как подчеркивает А.Г. Харчев, не следует смешивать «с научным пониманием этих понятий, то есть с категориями этики как науки» [16, с. 74]. (Мы не раскрываем в полном объеме суть различий между понятиями «категория» и «понятие», «категория этики» и «понятие морали» потому, что этот вопрос достаточно полно, на наш взгляд, освещен А.В. Бездуховым [6, с. 58-65]).

Заметим, что Н.Г. Капустина также указывает на категориальную структуру этического сознания: «Категориальная структура этического сознания - это система общих понятий, которая отражает наиболее существенные связи и отношения реальной действительности и познания взаимоотношений, взаимодействий между людьми» [9, с. 108].

Отвечая на поставленные выше вопросы, мы исходим из того, что этическое сознание, мышление является теоретическим, а нравственное сознание, мышление - практическим.

Еще К.Д. Ушинский писал: «Дитя, если можно так выразиться, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще. <...> Облекая первоначальное учение в формы, краски, звуки, - словом, делая его доступным возможно большему числу ощущений дитяти, мы делаем вместе с тем наше учение доступным ребенку и сами входим в мир детского мышления» [15, с. 41].

Естественно, с тех пор прошло много времени, и современные дети изменились. Исследования современных психологов в части, относящейся к изучению мышления учащихся младшего школьного возраста, показывают, что основным видом мышления в таком возрасте является образное мышление. Ребенок, как подчеркивает В.С. Мухина, стремится к знаниям. Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь их решения. Он представляет себе реальную ситуацию и как бы действует в ней в своем воображении. Такое мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется

наглядно-образным, которое и является основным видом мышления в младшем школьном возрасте. Отсутствие систематизированных знаний, недостаточное развитие понятий приводят к тому, что в мышлении ребенка господствует логика восприятия [12, с. 276-277]. И далее: «Учебная деятельность должна вводить детей в сферу теоретических знаний и обеспечивать развитие у них основ теоретического сознания и мышления» [12, с. 333].

У детей младшего школьного возраста основным видом мышления является наглядно-образное мышление, а не абстрактное мышление, а основы теоретического сознания и мышления лишь закладываются. Не смотря на то, что младший школьник «способен понимать нравственный смысл ответственности» [12, с. 313], его отношение к моральным нормам является эмоциональным, и мыслит он, говоря словами К.Д. Ушинского, «формами, красками, звуками», а не категориями этики. Естественно, младший школьник осуществляет оценку себя и своих поступков, рефлексирует на себя, однако, такая оценка производится не на основе этического знания как теоретического, рефлектирующее сознание ребенка еще «не работает» с этическим знанием как теоретическим.

Вести речь об этическом мировоззрении младших школьников в том смысле, что его частью является этическое сознание как теоретическое, не следует. Это, естественно, не означает, что не следует формировать у младших школьников представления о понятиях добра и зла, справедливости и милосердии, чести и достоинства, ответственности и долга и т.д. Формирование таких представлений создает предпосылки вначале для становления морального мировоззрения в подростковом возрасте, а затем и этического мировоззрения.

Л.И. Божович установлено, что лишь в старшем школьном возрасте интенсивно формируется не только научное, но и моральное мировоззрение, которое, естественно, начинает складываться задолго до старшего возраста. «Однако только в юношеском возрасте моральное мировоззрение начинает представлять собой такую устойчивую систему нравственных идеалов и принципов, которая становится постоянно действующим нравственным побудителем, опосредствующим все поведение, дея-

тельность, отношение к окружающей среде и к самому себе» [7, с. 436].

Ответив на поставленные выше вопросы, обоснуем особенность этического мировоззрения учителя. Перед нами возникает такой вопрос: «Определяется ли особенность этического мировоззрения учителя особенностью этического сознания, являющегося частью такого мировоззрения педагога?» Утвердительный ответ на этот вопрос мы не даем. Поясним почему.

«Особенностью этического сознания учителя, - пишет А.В. Бездухов, - является то, что оно "возвышается" над нравственным сознанием учащихся <> и над его собственным моральным сознанием. Благодаря такому "возвышению" этического сознания учителя над нравственным сознанием учащихся и собственным моральным сознанием, этическое сознание учителя "приращивается" научным знанием о морали в целом и о педагогической морали в частности, которое учитель начинает использовать при решении задачи формирования нравственного сознания, ценностных ориентаций учащихся и т.д.» [5, с. 99].

Если выявлять особенность этического мировоззрения учителя исходя из таких особенностей этического сознания, то должно последовать, что такое мировоззрение педагога «возвышается» над моральным мировоззрением самого педагога и учащегося и приращивается этическим знанием. Это не так.

Этическое мировоззрение учителя не «возвышается» над моральным мировоззрением учащихся и самого педагога потому, что оно выполняет свойственные только ему функции. Функции мировоззрения и предопределяют, на наш взгляд, особенность этического мировоззрения учителя. Этическое мировоззрение учителя не приращивается этическим знанием потому, что функция приращения знаний является функцией сознания, а не мировоззрения.

Заметим, что этическое мировоззрение учителя, частью которого является его этическое сознание, не является сугубо теоретической системой идей, принципов и т.д. Процесс формирования этического мировоззрения учителя не может, да и не должен сводиться только к овладению педагогом системой этических знаний, к освоению категорий этики, педагогической этики. Достаточно четко об этом пишет

В.П. Кобляков: «Неправомерно было бы считать, что этическое мировоззрение как теоретическое обоснование и усиление нравственного мировоззрения складывается лишь у тех, кто в процессе образования постигает систему этических знаний, усваивает категориальный аппарат этики как науки» [10, с. 28-29].

Данная идея В.П. Коблякова подтверждает высказанную нами мысль о неправомерности вести речь об этическом мировоззрении младших школьников. Естественно, учителю нужны этические знания, с которыми «работает» его этическое сознание как часть этического мировоззрения. Этической рефлексии, которая есть «теоретическое размышление о смысле моральных императивов» [10, с. 19], соответствует этическое знание, а в этическом мышлении как «активной работе сознания по осмыслению моральных понятий, знаний, идеалов, прочитанного, увиденного» [10, с. 21] учитель оперирует категориями этики, педагогической этики.

Методологической основой для обоснования особенности этического мировоззрения учителя является положение В.П. Коблякова о том, что «упорядочиванию подвергаются не только моральные понятия и принципы, но и соотношение этих принципов с жизнью, деятельностью людей» [10, с. 31].

Опираясь на данное положение В.П. Кобля-кова, а также на такие выявленные нами ранее функции мировоззрения, как «дирижерская»; ценностно-ориентационная; объяснения мира и места, которое занимает человек в нем; регулятивная; организующая, а также на такую обоснованную нами функцию мировоззрения как функция задавания ценностей [14], мы обосновываем особенность этического мировоззрения учителя. Особенность этического мировоззрения педагога заключается в том, что 1) упорядочивая в этическом мышлении морально-этические принципы и категории этики, педагогической этики, оно а) оправдывает способы реализации требований, норм морали, ее ценностей; б) нормирует деятельность по воспитанию нравственного учащегося; 2) выявляя соотношение морально-этических принципов с жизнью учителя в культуре, в морали, с деятельностью педагога по трансляции учащимся культуры и ее форм, среди которых находятся и ценности как аксиологическая фор-

ма культуры, оно а) выявляет несоответствие морально-этических принципов, нравственных идеалов и ценностей социальным переменам и «корректирует» содержание ценностей; б) демонстрирует особое отношение к терроризму и террористическим актам, к бесчеловечности, к двойным стандартам в политике, к экологической угрозе и т.д., показывает их опасность для человечества, побуждает к предотвращению угроз на государственном, общецивилизаци-онном уровнях; в) руководит процессом пересмотра содержания ценностей, являющихся критериями оценивания результатов деятельности, морального выбора; г) оценивает жизнь в культуре и в морали и, руководствуясь идеями добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства, ценности человеческой жизни, нормирует отношения учителя с учащимися, их взаимодействие при решении нравственных проблем; 3) задавая стратегию освящаемого ценностями движения к жизни, достойной человека, ориентирует педагога на совместный с учащимися поиск нравственных идеалов.

Обобщая раскрытую нами особенность этического мировоззрения учителя, скажем, что суть такого мировоззрения заключается, во-первых, в обосновании и оправдании морально-этических принципов, являющихся основанием оценок результатов морального выбора поступков и ценностей и определяющих отношение учителя к социально-нравственным аспектам жизни общества и учащегося, понимание педагогом мира и своего и учащегося места в этом мире, категорий этики, педагогической этики и т.д. Во-вторых, в обосновании и оправдании моральных идеалов, которые есть «наиболее общее, универсальное и, как правило, абсолютное нравственное представление о благом и должном; <.. .> образ совершенства в отношениях между людьми или - в форме общественного идеала - такое устроение общества, которое обеспечивает его совершенство; <...> безусловный высший образец нравственной личности» [1, с. 233].

Мировоззрение не разрабатывает принципы. Оно только обосновывает участие этического сознания в их разработке.

Научному пониманию сути этического мировоззрения учителя должно способствовать объяснение категории «принцип». Это требу-

ет обращения к категории «принцип». В нашей работе речь идет не просто о принципе, но о морально-этическом принципе. Требуется объяснить, почему в категории «морально-этический принцип» употребляются термины «моральный» и «этический». Мы используем тот же теоретический прием, что и С.В. Пупков при построении понятия «нравственно-ценностная позиция социолога», А.В. Бездухов при построении понятия «этико-педагогическая деятельность», Ю.В. Лопухова при построении понятия «аксиолого-педагогический подход» и другие ученые. Суть такого приема заключается в объяснении того, почему, например, «термины "нравственный" и "ценностный" входят в словосочетание "нравственно-ценностный"» [13, с. 50], или почему «понятие "этико-педагогическая деятельность" слагается из понятия "этический", производного от понятия "этика", и понятия "педагогический", производного от понятия "педагогика"» [3, с. 86], или почему «понятие "аксиолого-педагогический подход" состоит из терминов "аксиологический", синонимом которого является термин "ценностный", и термина "педагогический"» [11 с. 135].

При этом А.В. Бездухов и Ю.В. Лопухова при построении обозначенных выше понятий подчеркивают, что образующие то или иное понятие термины входят в понятийно-терминологический аппарат различных наук, а именно этики и педагогики.

Опираясь на данное положение ученых, мы полагаем, что употребление терминов «моральный» и «этический» в категории «морально-этический принцип» «именно в таком порядке целесообразно и теоретическим оправдано» [11, с. 135]. Поясним почему.

Первое, на что мы обращаем внимание, при объяснении такого порядка употребления данных терминов, это то, что термин «моральный»

относится к сфере морали, а термин «этический» - к сфере этики как науки о морали, что понятия морали и категории этики обладают нормативным и теоретическим смыслом соответственно. Только этим, естественно, нельзя объяснить порядок употребления терминов в категории «морально-этический принцип». Исторически вначале возникает моральная рефлексия как «деятельность сознания по исследованию своих действий и мотивов» [10, с. 18], которая, по утверждению В.П. Коблякова «перерастает в этическую рефлексию <...> по поводу норм, обычаев, выбора, не опирающегося на авторитет» [10, с. 19]. Это, во-первых. Во-вторых, как пишет А.В. Бездухов: «этическое сознание учителя <...> "надстраивается" над нравственным сознанием учащегося и моральным сознанием самого педагога, который подвергает этическим рационализациям нравственные проблемы современных детей (моральное одиночество, отношение к труду и к богатству, к благу и к пользе, к социальному расслоению, к эвтаназии, к терроризму и др.), их нравственную позицию» [2, с. 4].

Такое понимание В.П. Кобляковым моральной и этической рефлексии, А.В. Бездуховым «надстраивания» этического сознания учителя как теоретического сознания над его и учащегося нравственным сознанием как практическим сознанием дает нам основание утверждать, что этическое мировоззрение учителя управляет его деятельностью по осмыслению понятий морали, моральных знаний, ценностей, идеалов; по упорядочиванию ценностей, которые организуют систему отношений учителя с миром, с людьми, с учащимися и их родителями и т. д.; по нормализации таких отношений по моральным критериям; по формированию нравственного мировоззрения школьников. В этом нам видится назначение этического мировоззрения учителя.

12.03.2016

Список литературы:

1. Апресян Р.Г. Общие моральные понятия // Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарики. - 1998. С. 225-308.

2. Бездухов А.В. Концепция и модель формирования этического сознания будущего учителя: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Самара. - 2014. 50 с.

3. Бездухов А.В. Содержание этико-педагогической деятельности учителя // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. - 2010. - № 5. - С. 83-90.

4. Бездухов А.В. Сущность различий между этическим и моральным, нравственным сознанием учителя // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2013. - № 4. - С. 56-66.

5. Бездухов А.В. Этический «ярус» сознания учителя // Мир образования - образование в мире. - 2013. - № 3. - С. 91-100.

6. Бездухов А.В. Этическое сознание учителя: вопросы теории. Самара: ПГСГА. - 2013. 124 с.

7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение. - 1968. - 464 с.

8. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука. - 1977. 334 с.

9. Капустина Н.Г. Особенности этического мировоззрения младших школьников // Современное начальное образование: итоги и перспективы развития: сборник материалов всероссийской научно-методической конференции / под ред. О.И. Плешковой. Барнаул: АГПУ - 2009. С. 106-116.

10. Кобляков В.П. Этическое сознание. Л.: ЛГУ. - 1979. 222 с.

11. Лопухова Ю.В. Теоретические основы воспитания толерантности студентов вуза. М.: МПСУ - 2012. 197 с.

12. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия. - 2002. 456 с.

13. Пупков С.В. Теоретические основы формирования нравственно-ценностной позиции студента - будущего социолога. М.: МПСИ. - 2009. 144 с.

14. Салов А.И. Функции мировоззрения // Мир образования - образование в мире. - 2014. - №3. - С. 28-35.

15. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика. - 1989. 528 с.

16. Харчев А.Г. Этика и мораль // Предмет и система этики. М.: Институт философии АН СССР; София: Институт философии БАН. - 1973. С. 69-91.

Сведения об авторе:

Салов Александр Игоревич, ректор ГБОУ ВПО Московской области «Академия социального управления»,

г. Москва, кандидат педагогических наук, доцент 129344, Москва, ул. Енисейская, дом 3, корпус 3, e-mail: salovalex69@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.