Научная статья на тему 'О структуре этического мировоззрения учителя'

О структуре этического мировоззрения учителя Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
380
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / TEACHER / УЧАЩИЙСЯ / STUDENT / МИР / WORLD / ОБРАЗ МИРА / WORLD IMAGE / ЭТИКА / ETHICS / ЭТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ETHICAL CONSCIOUSNESS / ПРОБЛЕМЫ / PROBLEMS / ПОНИМАНИЕ / UNDERSTANDING / МОРАЛЬ / MORALITY / ЦЕЛОСТНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / HOLISTIC OUTLOOK / КАТЕГОРИАЛЬНАЯ ФОРМА МИРОВОЗЗРЕНИЯ / CATEGORICAL FORM OF OUTLOOK / ЭТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ETHICAL OUTLOOK / СТРУКТУРА / STRUCTURE / ЦЕННОСТЬ / VALUE / "ЦЕННОСТИ ЦЕННОСТЕЙ" / "THE VALUE OF VALUES" / МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ / MORAL IDEAL / MORAL AND ETHICAL PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Салов Александр Игоревич

В статье ставится проблема структуры этического мировоззрения учителя. Показывается, что в этическом сознании как части этического мировоззрения, как в его ядре собираются такие проблемы, как терроризм и террор, насилие, экологическая угроза, утрата контроля над виртуальной реальностью и др. Приводятся доказательства того, что этическое мировоззрение учителя, как и философское мировоззрение, проявляется в категориальной форме. Выявляется, что ученые, выделяя в качестве компонентов мировоззрения представления, взгляды, убеждения, идеалы, ценности, принципы, предлагают различный порядок его компонентов. На основе проведенного анализа предлагаемых учеными определений категорий «мировоззрение», «этическое мировоззрение» автор в качестве компонентов этического мировоззрения учителя выделяет ценности, морально-этические принципы и нравственные идеалы, которые в своем единстве и взаимосвязи определяют понимание мира, образ которого запечатлен в культуре, понимание нравственно-ценностной действительности и своего места в ней, отношение педагога к миру и к такой действительности, к самому себе. Делаются пояснения относительно порядка компонентов этического мировоззрения учителя. Выделение ценностей в качестве первого компонента обусловлено тем, что ценности образуют «содержательное ядро мировоззрения», что мировоззрение есть «система ценностей». Ценности как осознанные смыслы жизни в статусе «ценностей ценностей» передают по своей цепи морально-этические принципы (второй компонент этического мировоззрения учителя), разворачиваются в образ, каким является нравственный идеал (третий компонент этического мировоззрения учителя).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT TEACHER OF ETHICAL OUTLOOK STRUCTURE

The article raises the issue of the ethical outlook of the teacher structure. It is shown that in the ethical consciousness as part of the ethical outlook, both in its core going problems such as terrorism and the terror, violence, ecological threat, loss of control over virtual reality and others. We give evidence that the ethical outlook of the teacher, as well as philosophical outlook, manifested in categorical form. It reveals that scientists, highlighting as the outlook component views, attitudes, beliefs, ideals, values, principles, offer a different order of its components. Based on the analysis offered by scientists definitions of the categories, «outlook», «ethical world» the author as an ethical teacher's outlook component allocates values, ethical principles and moral ideals, which in its unity and relationships define understanding of the world, whose image was captured in the culture, understanding of the moral and valuable reality and their place in it, the teacher attitude to the world and to this effect, to itself. Make clarifications regarding the teachers about ethical outlook components. Allocation of values ​​as the first component due to the fact that the values ​​constitute «substantial core outlook», that the world is a «system of values». Values ​​as understand the meaning of life in the status of «the value of values» pass moral and ethical principles in their chain (the second component of teacher's ethical outlook), takes place in the image, what is the moral ideal (the third component of the ethical outlook of the teacher).

Текст научной работы на тему «О структуре этического мировоззрения учителя»

Салов Александр Игоревич О СТРУКТУРЕ ЭТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ...

УДК 37+140.8

О СТРУКТУРЕ ЭТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧИТЕЛЯ

© 2016

Салов Александр Игоревич, кандидат педагогических наук, доцент, ректор ГБОУ ВПО Московской области «Академия социального управления», Москва (Россия)

Аннотация. В статье ставится проблема структуры этического мировоззрения учителя. Показывается, что в этическом сознании как части этического мировоззрения, как в его ядре собираются такие проблемы, как терроризм и террор, насилие, экологическая угроза, утрата контроля над виртуальной реальностью и др. Приводятся доказательства того, что этическое мировоззрение учителя, как и философское мировоззрение, проявляется в категориальной форме. Выявляется, что ученые, выделяя в качестве компонентов мировоззрения представления, взгляды, убеждения, идеалы, ценности, принципы, предлагают различный порядок его компонентов. На основе проведенного анализа предлагаемых учеными определений категорий «мировоззрение», «этическое мировоззрение» автор в качестве компонентов этического мировоззрения учителя выделяет ценности, морально-этические принципы и нравственные идеалы, которые в своем единстве и взаимосвязи определяют понимание мира, образ которого запечатлен в культуре, понимание нравственно-ценностной действительности и своего места в ней, отношение педагога к миру и к такой действительности, к самому себе. Делаются пояснения относительно порядка компонентов этического мировоззрения учителя. Выделение ценностей в качестве первого компонента обусловлено тем, что ценности образуют «содержательное ядро мировоззрения», что мировоззрение есть «система ценностей». Ценности как осознанные смыслы жизни в статусе «ценностей ценностей» передают по своей цепи морально-этические принципы (второй компонент этического мировоззрения учителя), разворачиваются в образ, каким является нравственный идеал (третий компонент этического мировоззрения учителя).

Ключевые слова: учитель, учащийся, мир, образ мира, этика, этическое сознание, проблемы, понимание, мораль, целостное мировоззрение, категориальная форма мировоззрения, этическое мировоззрение, структура, ценность, «ценности ценностей», морально-этический принцип, нравственный идеал.

ABOUT TEACHER OF ETHICAL OUTLOOK STRUCTURE

© 2016

Salov Alexander Igorevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, rector Academy of Public Administration, Moscow (Russia)

Abstract. The article raises the issue of the ethical outlook of the teacher structure. It is shown that in the ethical consciousness as part of the ethical outlook, both in its core going problems such as terrorism and the terror, violence, ecological threat, loss of control over virtual reality and others. We give evidence that the ethical outlook of the teacher, as well as philosophical outlook, manifested in categorical form. It reveals that scientists, highlighting as the outlook component views, attitudes, beliefs, ideals, values, principles, offer a different order of its components. Based on the analysis offered by scientists definitions of the categories, «outlook», «ethical world» the author as an ethical teacher's outlook component allocates values, ethical principles and moral ideals, which in its unity and relationships define understanding of the world, whose image was captured in the culture, understanding of the moral and valuable reality and their place in it, the teacher attitude to the world and to this effect, to itself. Make clarifications regarding the teachers about ethical outlook components. Allocation of values as the first component due to the fact that the values constitute «substantial core outlook», that the world is a «system of values». Values as understand the meaning of life in the status of «the value of values» pass moral and ethical principles in their chain (the second component of teacher's ethical outlook), takes place in the image, what is the moral ideal (the third component of the ethical outlook of the teacher).

Keywords: teacher, student, world, world image, ethics, ethical consciousness, problems, understanding, morality, a holistic outlook, categorical form of outlook, ethical outlook, structure, value, «the value of values», moral and ethical principles, moral ideal.

Проблема структуры мировоззрения в целом и этического мировоззрения учителя в частности - не новая научная проблема. Раскрытие структуры такого мировоззрения педагога требует обращения к исследованиям и к научной литературе, в которых представлены различные точки зрения ученых относительно структуры мировоззрения. При раскрытии структуры этического мировоззрения учителя мы отвлекаемся от конкретного вида мировоззрения. Другими словами, мы не ограничиваемся анализом работ, в которых представлена структура только этического мировоззрения, являющегося видовым по отношению к целостному мировоззрению как родовому. Мы опираемся на идеи ученых, раскрывающих, например, структуру целостного, гуманистического, морального, нравственного, этического и других видов мировоззрения. Главным для нас является выявление структуры мировоззрения в целом. Иначе говоря, мы не осмысливаем ее в рамках отношения «часть - целое». Заметим, что мы осмысливаем и структуру такого мировоззрения, в определениях которого не указывается его вид.

Осмыслим идеи ученых о мировоззрении и его структуре. В определении данной категории, предложенном авторами философского энциклопедического словаря (мировоззрение - это «система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизнен-

ные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации»), явно выделяемым компонентом мировоззрения являются взгляды на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе [1, с. 375]. Что касается убеждений, идеалов, принципов познания и деятельности, ценностных ориентаций, о которых речь идет в этом определении, то, как мы полагаем, они не могут быть квалифицированы именно как структурные компоненты мировоззрения, поскольку убеждения, идеалы и т.д., как обосновано авторами философского энциклопедического словаря, обусловлены взглядами. Выделение учеными взглядов в качестве структурного компонента мировоззрения («взгляды на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе») вписывается в целом и в предмет, и в основной вопрос мировоззрения. «В целом» потому, что ни в основном вопросе мировоззрения, ни в его предмете нет указания на отношение человека к самому себе.

В определении мировоззрения, предложенном авторами философского словаря под редакцией И.Т. Фролова («Мировоззрение - система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности»), явно выделяемыми компонентами мировоззрения являются

Салов Александр Игоревич педагогические

О СТРУКТУРЕ ЭТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ... науки

принципы, взгляды, ценности, идеалы и убеждения [2, с. 334].

В определении мировоззрения П.Н. Федосеева (мировоззрение есть система «обобщенных представлений о мире в целом, о совершающихся в нем природных и социальных процессах, об отношении человека к окружающей среде» [3, с. 5]) и А.А. Касьяна («Мировоззрение есть система наиболее общих представлений о мире, о человеке и об отношении "человек и мир"») таким его компонентом являются представления. Выделение учеными представлений в качестве структурного компонента мировоззрения вписывается в предмет и основной вопрос мировоззрения. В определении мировоззрения, предложенном В.П. Кобляковым («Мировоззрение -практическое сознание, система общих взглядов, знаний, оценок, императивов, черпающее свою жизнеспособность из противоречий общественного бытия, взаимоотношений общества с природой, человека с миром, из идей обыденного сознания, всех форм общественного сознания и определяющее, в свою очередь, все формы теоретического осмысления, включая философию, этику, эстетику и т.д.» [4, с. 30]), явно выделяемыми компонентами мировоззрения являются взгляды, знания, оценки, императивы. В определении мировоззрения, предложенном Э.И. Моносзоном («Мировоззрение представляет собой обобщенную систему взглядов, убеждений и идеалов, в которых человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде» [5, с. 114]), такими компонентами мировоззрения являются взгляды, убеждения и идеалы.

Перечисленные выше ученые четко указывают, что тот или иной компонент или совокупность компонентов мировоззрения определяют или позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации (авторы философского энциклопедического словаря), или формы теоретического осмысления (В.П. Кобляков), или отношение к действительности, общее понимание мира, жизненные позиции, программы деятельности (авторы философского словаря) и т.д.

Приведем еще определения категории «мировоззрение» и, осмысливая их содержание, выявим предлагаемую учеными структуру мировоззрения:

1. Мировоззрение - «это система философских, научных, социально-политических, нравственных взглядов и убеждений человека, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности» (Н.Н. Белоус [6, с. 288]).

2. Моральное мировоззрение представляет «собой такую устойчивую систему нравственных идеалов и принципов, которая становится постоянно действующим нравственным побудителем, опосредствующим все их (учащихся. - А.С.) поведение, деятельность, отношение к окружающей действительности и к самому себе» (Л.И. Божович [7, с. 436]).

3. Мировоззрение - это «система общих взглядов на мир и его закономерности, система убеждений, выражающих отношение к явлениям природы и общественной жизни» (И.М. Кантор [Цит. по: 8, с. 45].

4. Нравственное педагогическое мировоззрение - это система взглядов «на себя и свою деятельность, стремление к взаимопониманию и обеспечению условий открытости и заботы о детях» (Р.Г. Магомедов [9, с. 9]).

5. Структурные срезы мировоззрения - это «мировоззренческие знания, взгляды, убеждения, идеалы, принципы, ценностные ориентации, профессионально значимые личностные качества» (В.С. Остапенко [10, с. 25]).

6. «Духовно-нравственное мировоззрение - это совокупность научных, философских, эстетических, политических, нравственных, религиозных взглядов и представлений людей об объективной действительности и ее изменении, на основе которых создаются общечеловеческие идеи, ценности, знания, идеалы, формиру-182

ется общественное отношение к Родине, нации, традициям, истории родного края и национальному языку» (Ш.Ш. Олимов, Н.З. Сайфуллин [11, с. 45]).

7. Структура мировоззрения «включает в себя способы осознания действительности и принципы жизни, определяющие специфику деятельности индивида» [12, с. 27].

8. «Мировоззрение в широком смысле слова включается в себя все взгляды человека на окружающий мир: философские, общественно-политические, естественно-научные, этические, эстетические, и т.д.» (М.А. Плюснина [13, с. 272].

9. «Мировоззрение - это система взглядов на явления природы и общественной жизни, на свое место в мире, на отношение к действительности. Это совокупность философских, научных, политических, правовых, нравственных, эстетических, идеалов и убеждений людей» (Н.В. Черепкова, В.И. Плотникова, К.А. Мукова [14, с. 810]).

Анализ приведенных девяти определений категории «мировоззрение» показывает, что общим во взглядах Н.Н. Белоус; И.М. Кантора; Р.Г. Магомедова; М.А. Плюсниной; Ш.Ш. Олимова, Н.З. Сайфуллина; Н.В. Черепковой, В.И. Плотниковой, К.А. Муковой является выделение ими в качестве структурного компонента мировоззрения взглядов. Различным является выделение в качестве компонентов мировоззрения помимо взглядов идеалов и убеждений (Н.В. Черепкова, В.И. Плотникова, К.А. Мукова), представлений (Ш.Ш. Олимов, Н.З. Сайфуллин), убеждений (Н.Н. Белоус; И.М. Кантор). Только Л.И. Божович в качестве компонентов морального мировоззрения выделяет идеалы и принципы. В.С. Остапенко ведет речь не о компонентах мировоззрения, а о его срезах. Соглашаясь с Ш.Ш. Олимовым и Н.З. Сайфуллиным, что взгляды и представления являются компонентами мировоззрения, полагаем, что порядок данных компонентов должен быть иным. Вначале у человека формируются представления, а уже затем взгляды. На основе представлений формируются и идеалы. «Характер представлений о мире, - пишет Н.А. Патов, - способствует постановке определенных целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются идеалы» [12, с. 27].

Отметим, что далеко не все предлагаемые учеными определения мировоззрения вписываются в предмет и основной вопрос мировоззрения.

В науке есть и такая точка зрения относительно структуры мировоззрения: «Как правило, в мировоззрении выделяют 3 компонента: 1. Мироощущение, мировосприятие (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения). 2. Миропонимание (интеллектуальное составляющее мировоззрения, на уровне рационально-теоретического уровня представлено научными идеями). 3. Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания)» [15, с. 70]. Мироощущение и т.д. - это не компоненты мировоззрения, а уровни мировоззрения.

Итогом анализа структуры мировоззрения является следующее: ученые в качестве компонентов мировоззрения выделяют представления, взгляды, убеждения, идеалы, ценности, принципы. При этом порядок компонентов мировоззрения различен. Заметим, что только авторы философского словаря под редакцией И.Т. Фролова наряду с другими его компонентами выделяют принципы и ценности, и только Л.И. Божович, Н.А. Патов - принципы.

Осмысление структуры мировоззрения будет не полным, если мы не обратимся к идеям ученых о структуре собственно этического мировоззрения. Н.Г. Капустина, базируясь на идеях Л.С. Выготского о психологической системе как неразложимом образовании, каждый из компонентов которого функционирует и преобразуется только в связи с другими, пишет: «Под этическим ми-Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3(16)

Салов Александр Игоревич О СТРУКТУРЕ ЭТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ...

ровоззрением мы имеем в виду психологическую систему, включающую следующие компоненты: субъектный этический опыт, категориальную структуру этического мировоззрения и имплицитную этическую теорию, этическую рефлексию, эмоциональное мироощущение, этическую картину мира» [16, с. 9].

Осмыслим предложенное Н.Г. Капустиной определение категории «этическое мировоззрение». Заявив, что такое мировоззрение есть психологическая система, автор, тем не менее, при раскрытии структуры этического мировоззрения пользуется в большей мере терминами этики, чем терминами психологии. Естественно, психология, также как и педагогика, пользуется категориальным аппаратом этики. Однако, если внимательно посмотреть на предлагаемую ученым структуру этического мировоззрения, то собственно к психологии относятся такие его компоненты как субъект, рефлексия, эмоциональное мироощущение. При этом категория «субъект» является и философской категорией, а категория «рефлексия» и философско-этической. Автор пишет, что рефлексия и осознание являются механизмами обогащения субъектного опыта и при этом в качестве компонента этического мировоззрения выделяет этическую рефлексию. Что касается категории «опыт», то она является и культурологической, и этической категорией. Этическая теория и этическая картина мира есть область этики, а не психологии.

В другой своей работе Н.Г. Капустина дает определение этим понятиям [17]. При этом этическая картина мира сводится к пониманию детьми правил в процессе межличностного взаимодействия: «Картина мира этическая - единая когнитивная ориентация, которая является невербализованным, имплицитным выражением понимания детьми правил в процессе межличностного взаимодействия. Эта ориентация часто не осознается и не может быть сформулирована абстрактно, но, тем не менее, будет определять этический выбор в ситуации взаимодействия» [17, с. 110]. Не осмысливая предлагаемое ученым определение данного понятия, скажем, что под картиной мира понимается «его целостный образ в определенного типа культуре» [18, с. 7], на ветви которой и появилась мораль. Простые правила нравственности входят в категориальный каркас этической картины мира, но сводить такую картину мира только к таким правилам, даже на уровне младших школьников, значит обеднять ее содержание.

Не приводя определений субъектного этического опыта, категориальной структуры этического мировоззрения, заметим, что ученый, например, в качестве «стержневых» представлений в категориальной структуре такого мировоззрения, выделяет добро и зло [17, с. 109]. Мы согласны с тем, что данные категории, действительно, являются стержневыми. Однако заметим, что человек мыслит категориями добра и зла в этическом мышлении, а не в этическом мировоззрении. Это подтверждает и сам автор: «Понятия добра и зла являются базовыми в этике. Категориальная структура этического сознания - это система общих понятий, которая отражает наиболее существенные связи и отношения реальной действительности и познания в области взаимоотношений, взаимодействий между людьми [17, с. 106].

Суть категориальной структуры мировоззрения заключается не в наличии неких инвариантных связей между элементами и частями этического мировоззрения, а в том, что оно проявляется в понятийной, категориальной форме. Философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира, пишет Н.А. Патов, «проявляется в понятийной, категориальной форме» [12, с. 23].

Если этика является философской наукой, а это, действительно, так, то этическое мировоззрение учителя, как и философское мировоззрение, проявляется в категориальной форме. Этика является философской наукой потому, что «она выражает и представляет тот

центральный пункт в любом исторически развитом моральном сознании, в котором, как в фокусе, собираются проблемы, противоречия и трудности, требующие общемировоззренческого осмысления и ответа» [19, с. 59-60].

В этическом сознании как части этического мировоззрения, как его ядра собираются такие проблемы, как терроризм и террор, насилие, экологическая угроза, утрата контроля над виртуальной реальностью и др. Проблема терроризма и террора, переводимая в плоскость морали, требует не просто общемировоззренческого осмысления, но этикомировоззренческого осмысления. При этом необходимо найти ответы на вопросы: «Возможно ли моральное оправдание терроризма и террора?», «Может ли насилие быть во благо?», «Оправдывает ли цель средства?» и др. В фокусе этих и многих других проблем современности находится ценность человеческой жизни и полномочий общества в сохранении такой жизни. Учитель осуществляет этикомировоззреческое осмысление на основе категорий этики, педагогической этики.

«Этическое мировоззрение, - пишет В.П. Кобляков, - исходит из ценности человека, человеческой жизни <...> оно наиболее чуткий нерв в духовной культуре общества, поскольку оно соотносит человеческую деятельность и ее результаты со статусом человека в мире» [4, с. 33-34]. Этическое мировоззрение, исходящее из ценности человека и его жизни, демонстрирует свое отношение к террору и терроризму, показывая, что им нет и не может быть морального оправдания, к насилию, показывая, что оно не может осуществляться во имя блага. Такая демонстрация отношения к терроризму, террору, насилию и т.д. проявляется в форме таких категорий этики как «добро», «благо», «милосердие», «справедливость», «ответственность» и др. Этическое мировоззрение обосновывает «работу» учителя с категориями этики, педагогической этики, с помощью и на основе которых он осуществляет этические рационализации, которые, как подчеркивает А.В. Бездухов, «относятся непосредственно к содержанию этического и морального сознания, а не рационального сознания. Они расширяют рациональное сознание за счет привнесения в него этической составляющей, благодаря которой рационально-рефлексивный тип отношений к миру, который свойственен рационально-рефлектирующему сознанию, дополняется морально-рефлексивным типом отношения к миру, который свойственен рефлектирующему моральному сознанию» [20, с. 19].

Благодаря этическим рационализациям этическое сознание учителя обладает мировоззренческим статусом, а само этическое мировоззрение не представляет собой теоретическую систему идей, представлений, принципов.

Заметим, что Н.Г. Капустина изучает представления младших школьников о добре и о других понятиях как понятиях их нравственного сознания, как личностных формах такого сознания как практического сознания, но не как категорий этического сознания как теоретического сознания.

Итак, явно выделяемыми компонентами этического мировоззрения учителя являются ценности, морально-этические принципы и нравственные идеалы, которые в своем единстве и взаимосвязи определяют понимание мира, образ которого запечатлен в культуре, понимание нравственно-ценностной действительности и своего места в ней, отношение педагога к миру и к такой действительности, к самому себе.

Сделаем пояснение относительно порядка структурных компонентов в этическом мировоззрении учителя. Выделение ценностей в качестве первого компонента обусловлено тем, что, во-первых, ценности образуют «содержательное ядро мировоззрения. В ценности, в итоговой, концентрированной форме, выражаются основные потребности и интересы человека: с помощью ценностей осуществляется выбор того или иного отношения к миру и любой его части» [21, с. 15]. Во-вторых,

Салов Александр Игоревич

О СТРУКТУРЕ ЭТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ..

«мировоззрение есть не что иное, как система ценностей» [22, с. 156]. В-третьих, ценности как предельные смыслы жизни являются «ценностями ценностей». Мировоззренческие представления сознания о предельных смыслах жизни, как подчеркивают П.А. Ландесман и Ю.В. Согомонов, «характеризуют "сверхзадачу" всякой нравственной деятельности, или как принято говорить, являются "ценностями ценностей"» [23, с. 256].

Ценности как осознанные смыслы жизни в статусе «ценностей ценностей» передают по своей цепи морально-этические принципы (второй компонент этического мировоззрения учителя), разворачиваются в образ, каким является нравственный идеал (третий компонент этического мировоззрения учителя).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.

2. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М.: Республика, 2001. 719 с.

3. Федосеев П.Н. Мировоззрение, философия, наука. М.: Знание, 1979. 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Философия». № 7).

4. Кобляков В.П. Этическое сознание. Л.: ЛГУ, 1979. 222 с.

5. Моносзон Э.И. Проблемы теории и методики коммунистического воспитания. М.: Педагогика, 1978. 200 с.

6. Белоус Н.Н. Формирование научного мировоззрения как основная задача изучения естествознания в классах гуманитарного профиля // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. Выпуск № 10. С. 288-290.

7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.

8. Бекетова С.И. Формирование научного мировоззрения учащихся общеобразовательных школ (на примере дисциплин географического цикла в VI-IX классах // Вестник Университета Российской академии образования. 2008. № 1. С. 43-47.

9. Магомедов Р.Г. Формирование нравственного мировоззрения будущего учителя безопасности жизнедеятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Махачкала, 2010. 19 с.

10. Остапенко В.С. Мировоззрение: сущность, содержание, роль в становлении личности курсантов образовательных учреждений МВД России // Интеграция образования. 2009. № 2. С. 25-29.

11. Олимов Ш.Ш., Сайфуллин Н.З. Основные принципы развития духовно-нравственного мировоззрения у студентов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 5(10). С. 45-51.

12. Патов Н.А. Проблемы формирования мировоззренческих установок в кросс-культурной среде современного мира. М.: МПСИ; Брянск: Ладомир, 2008. 472 с.

13. Плюснина М.А. К проблеме этического мировоззрения младших школьников // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2010. № 2. С. 272-275.

14. Черепкова Н.В., Плотникова В.И., Мукова В.И. Формирование мировоззрения обучающихся // Science time. 2015. № 4(16).С. 810-812.

15. Рыбаков С.Ю. Проблема защиты мировоззрения учащихся от экспансии неокультовых и эзотерических доктрин // Теория и практика общественного развития. 2014. № 12. С. 68-72.

16. Капустина Н.Г. Психологические аспекты категории этического мировоззрения // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2010. № 1(8). С. 5-12.

17. Капустина Н.Г. Особенности этического мировоззрения младших школьников // Современное начальное образование: итоги и перспективы развития: сборник материалов всероссийской научно-методической кон-

ференции / под ред. О.И. Плешковой. Барнаул: АГПУ. 2009. С. 106-116.

18. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения). В 3 ч. Ч. 2. Онтология (Мир и Человек укоренен ли человек во Вселенной?). СПб.: Петрополис, 1999. 272 с.

19. Журавков М.Г. О необходимости подразделения этики на общую философскую теорию и частные дисциплины // Предмет и система этики. М.: Институт философии АН СССР; София: Институт философии бАн, 1973. С. 37-68.

20. Бездухов А.В. Этическое сознание учителя: вопросы теории: монография. Самара: ПГСГА, 2013. 124 с.

21. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения). В 3 ч. Ч. 1. Введение: философия и жизнь. СПб.: СПбГУ, 1997. 224 с.

22. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.

23. Ландесман П.А., Согомонов Ю.В. Мировоззренческие основания морали. М.: Знание, 1981. 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика». № 12).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.