Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / этнокультурное образование / дидактические системы / дидактические инновации / модель опережающего образования / народное художественное творчество / социально-культурная деятельность / higher education / ethnocultural education / didactic systems / didactic innovations / advanced education model / folk art / socio-cultural activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елена Юрьевна Стрельцова, Николай Николаевич Ярошенко

Статья посвящена проблемам модернизации дидактической системы высшего этнокультурного образования, которая представлена авторами как совокупность организационных параметров и управленческих действий, обеспечивающих реализацию образовательного процесса. Этнокультурное образование рассматривается как педагогический процесс приобщения личности к этнической культуре, который на уровне высшего образования обеспечивается дидактическими задачами формирования у студентов этнокультурных компетенций. Дидактические системы высшего этнокультурного образования призваны обеспечить подготовку кадров, способных к организации целенаправленной деятельности по сохранению и развитию традиций народного творчества, а также к созданию условий для удовлетворения образовательных потребностей граждан в сфере народной художественной культуры. При этом важной является разработка моделей опережающего образования и, в частности, проектирования и внедрения в учебный процесс дидактических инноваций. К таким инновациям отнесены: историческая преемственность в развитии и совершенствовании теории этнокультурной деятельности, построение этнокультурного образования на основе междисциплинарного подхода, целенаправленное внедрение алгоритмов адаптивного обучения, применение технологии модульного проектирования, обеспечение непрерывности этнокультурного образования, целенаправленное совершенствование процесса отбора научных знаний для их включения в контекст учебных предметов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елена Юрьевна Стрельцова, Николай Николаевич Ярошенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE DIDACTIC SYSTEM OF HIGHER ETHNOCULTURAL EDUCATION

The article is devoted to the problems of modernization of the didactic system of higher ethnocultural education, which is presented by the authors as a set of organizational parameters and managerial actions that ensure the implementation of the educational process. Ethnocultural education is considered as a pedagogical process of introducing a person to ethnic culture, which at the level of higher education is provided with didactic tasks of forming students’ ethnocultural competencies. Didactic systems of higher ethnocultural education are designed to provide training for personnel capable of organizing purposeful activities to preserve and develop traditions of folk art, as well as to create conditions to meet the educational needs of citizens in the field of folk art culture. At the same time, it is important to develop models of advanced education and, in particular, the design and implementation of didactic innovations in the educational process. Such innovations include: historical continuity in the development and improvement of the theory of ethnocultural activity, the construction of ethnocultural education based on an interdisciplinary approach, the purposeful introduction of adaptive learning algorithms, the use of modular design technology, ensuring the continuity of ethnocultural education, purposeful improvement of the selection process of scientific knowledge for inclusion in the context of academic subjects.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА И ПЕДАГОГИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОВЕРШЕНСТВОВА НИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.1

http://doi.org/10.2441/2310-1679-2023-451 -83-91

Елена Юрьевна СТРЕЛЬЦОВА,

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой народной художественной культуры факультета государственной культурной политики, Московский государственный институт культуры Химки, Московская область, Российская Федерация, e-mail: strelcovaelena9191@mail.ru

Николай Николаевич ЯРОШЕНКО,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социально-культурной деятельности факультета государственной культурной политики, Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация; профессор кафедры мировой культуры Института гуманитарных и прикладных наук, Московский государственный лингвистический университет, Москва, Российская Федерация, e-mail: yaroch1@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена проблемам модернизации дидактической системы высшего этнокультурного образования, которая представлена авторами как совокупность организационных параметров и управленческих действий, обеспечивающих реализацию образовательного процесса. Этнокультурное образование рассматривается как педагогический процесс приобщения личности к этнической культуре, который на уровне высшего образования обеспечивается дидактическими задачами формирования у студентов этнокультурных компетенций. Дидактические системы высшего этнокультурного образования призваны обеспечить подготовку кадров, способных к организации целенаправленной

деятельности по сохранению и развитию традиций народного творчества, а также к созданию условий для удовлетворения образовательных потребностей граждан в сфере народной художественной культуры. При этом важной является разработка моделей опережающего образования и, в частности, проектирования и внедрения в учебный процесс дидактических инноваций. К таким инновациям отнесены: историческая преемственность в развитии и совершенствовании теории этнокультурной деятельности, построение этнокультурного образования на основе междисциплинарного подхода, целенаправленное внедрение алгоритмов адаптивного обучения, применение технологии модульного проектирования, обеспечение непрерывности этнокультурного образования, целенаправленное совершенствование процесса отбора научных знаний для их включения в контекст учебных предметов.

Ключевые слова: высшее образование, этнокультурное образование, дидактические системы, дидактические инновации, модель опережающего образования, народное художественное творчество, социально-культурная деятельность.

Для цитирования: Стрельцова Е. Ю., Ярошенко Н. Н. Совершенствование дидактической системы высшего этнокультурного образования // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2023. №4 (51). С. 83-91. http://doi.org/10.2441/2310-1679-2023-451-83-91

IMPROVEMENT OF THE DIDACTIC SYSTEM OF HIGHER ETHNOCULTURAL EDUCATION

Elena Yu. Streltsova,

DSc in Pedagogy, Professor, Head ofthe Department of Folk Art Culture of the Faculty of State Cultural Policy, Moscow State Institute of Culture, Khimki, Moscow region, Russian Federation, e-mail: strelcovaelena9191@mail.ru

Nikolay N. Yaroshenko,

DSc in Pedagogy, Professor, Head ofthe DepartmentofSocio-Cultural Activities ofthe Faculty of State Cultural Policy, Moscow State Institute of Culture, Khimki, Moscow region, Russian Federation;

Professor at the Department ofWorld Culture, Institute of Humanities and Applied Sciences, Moscow State Linguistic University, Moscow, Russian Federation, e-mail: yaroch1@yandex.ru

Abstract: The article is devoted to the problems of modernization of the didactic system of higher ethnocultural education, which is presented by the authors as a set of organizational parameters and managerial actions that ensure the implementation ofthe educational process. Ethnocultural education is considered as a pedagogical process of introducing a person to ethnic culture, which at the level of higher education is provided with didactic tasks of forming students' ethnocultural competencies. Didactic systems of higher ethnocultural education are designed to provide training for personnel capable of organizing purposeful activities to preserve and develop traditions of folk art, as well as to create conditions to meet the educational needs of citizens in the field of folk art culture. At the same time, it is important to develop models of advanced education and, in particular, the design and implementation of didactic innovations in the educational process. Such innovations include: historical continuity in the development and improvement ofthe theory of ethnocultural activity, the construction of ethnocultural education based on an interdisciplinary approach, the purposeful introduction of adaptive

learning algorithms, the use of modular design technology, ensuring the continuity of ethnocultural education, purposeful improvement ofthe selection process ofscientific knowledge for inclusión in the context of academic subjects.

Keywords: higher education, ethnocultural education, didactic systems, didactic innovations, advanced education model, folk art, socio-cultural activities.

For citation: Streltsova E. Yu., Yaroshenko N. N. Improvement ofthe didactic system of higher ethnocultural education. Culture and Education: Scientific and Informational Journal of Universities of Culture and Arts. 2023, no. 4(51), pp. 83-91. (In Russ.). http:// doi.org/10.2441 /2310-1679-2023-451 -83-91

Реализация стратегической цели по созданию национальной системы высшего образования подразумевает проведение реформ, которые затронут весь образовательный процесс, включая педагогические подходы, технологии обучения и содержание профессиональной подготовки будущих специалистов. В связи с этим чрезвычайную важность приобретает проблема разработки моделей опережающего образования и, в частности, проектирования учебного процесса и внедрения инноваций в дидактические системы высшего образования.

В современной педагогике под дидактической системой понимается, прежде всего «тип управления учением» (В. П. Беспалько) [3, С. 179] любого субъекта образования- от школьника до студента. В. П. Беспалько выделил такие сущностные характеристики дидактических систем, как управление «учением», «процессом обучения», «учебно-познавательной деятельностью», [3, с. 181-183].

Существуют также трактовки дидактических систем как «устойчивых видов учебных отношений», получающих реализацию «в тех или иных формах учебной деятельности» (В. Е. Писарев, Т. Е. Писарева) [6, с. 286-292]. Поэтому дидактическая система может быть понята как «основа, определяющая виды учебной деятельности, ее организацию и осуществление» [6, с. 286-292].

И, аналитически сопоставив имеющиеся определения [1; 2; 4; 7 и др.], полагаем, что дидактическую систему нужно понимать как совокупность организационных параметров и управленческих действий, обеспечивающих реализацию образовательного процесса.

Совершенствование дидактических систем и внедрение дидактических инноваций- это задача, которая стоит перед высшим образованием в сфере культуры, в том числе и перед этнокультурным образованием.

Этнокультурное образование, согласно широкому определению - это «целостный процесс освоения личностью этнокультурного наследия и ее воспитания на основе этнокультурныхтрадиций» [2, с. 192].

Более узкое определение этнокультурного образования позволяет уточнить, что это «целенаправленный непрерывный педагогический процесс

приобщения учащихся к этнической культуре (или культурам)» [4, с. 5] в образовательных организациях всех уровней (дошкольного, общего, дополнительного, высшего образования) и учреждениями культуры на основе взаимодействия с семьей, государственными и общественными организациями.

Выпускники образовательных программ высшего образования по направлениям народного художественного творчества и социально-культурной деятельности [10, 11] должны знать культурно-исторические и национально-культурные традиции народов России, теорию этнокультурологии и других гуманитарных дисциплин, раскрывающих этнокультурное многообразие явлений и практик, владеть технологиями этнокультурного творчества и образования в различных типах учреждений культуры и образовательных организаций.

В дидактической системе этнокультурного образования народная художественная культура занимает особое место, поскольку она «является предметом современного этнохудожественного образования, которое рассматривается как важнейший компонент этнокультурного образования» [4, с. 5].

Подробный анализ основных компонентов дидактической системы этнокультурного образования в современных вузах, к которым могут быть отнесены целевые, содержательные, организационно-деятельностные и контрольно-регулировочные, позволил нам разработать предложения по дальнейшему совершенствованию дидактической системы учебного процесса. К такого рода нововведениям мы относим:

- реализацию механизмов исторической преемственности в развитии и совершенствовании теории этнокультурной деятельности, предполагающее сохранение важного прошлого и настоящего знания, его сущностных основ;

- построение этнокультурного образования на основе междисциплинарного системного подхода, дающего возможность плодотворного привлечения материалов различных дисциплин, принадлежащих к разным областям гуманитарного знания;

- целенаправленное внедрение алгоритмов адаптивного обучения, позволяющих гибко приспособить учебный процесс под нужды конкретного обучающегося, выстроить индивидуальные образовательные маршруты, учитывая при этом потребности и личностные особенности разных групп студенческого контингента, различия в уровне их предшествующей подготовки и т. д.;

- применение технологии модульного проектирования устных и письменных учебных текстов, позволяющих синтезировать часть учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, как линейки разнообразных элективных учебных курсов;

- обеспечение непрерывности этнокультурного образования, предполагающее наряду с качественной общеобразовательной и профессио-

нальной вузовской подготовкой наличие эффективно действующей системы повышения квалификации и переподготовки специалистов; - целенаправленное совершенствование процесса отбора научных

знаний для их включения в контекст учебных предметов. Декларируя целенаправленное внедрение форм адаптивного обучения как некую инновацию, необходимо отметить, что его идеи далеко не новы. Вместе с тем посыл адаптировать процесс учёбы под запросы, способности и особенности каждого обучающегося весьма актуален. Использование адаптивной системы обучения стало вполне закономерным ответом на заметно изменившиеся в последние годы условия вузовской деятельности. По вполне понятным причинам неизмеримо возросло число студентов, сочетающих учебу с работой. Это касается не только учащихся на заочных, вечерних и экстернатных отделениях, но и тех, кто занимается в группах дневного обучения. Наряду с этим, необходимость многостороннего адаптирования вызвана к жизни непрерывно увеличивающейся дифференциацией вузовской аудитории по возрасту, роду занятий, жизненному опыту, уровню общей и специальной подготовки. В этихусловиях вузу приходится проявлять повышенную заботу о многогранном приспособлении к реальным возможностям, потребностям и способностям представителей столь разноликой аудитории, увеличении количества образовательных стандартов, учебных планов, программ и других организационно-методических материалов.

В связи с целенаправленным внедрением в учебный процесс адаптивной системы этнохудожественного образования, вполне оправдало себя широкое использование технологии модульного обучения. В предельно схематическом виде суть ее состоит в тщательно продуманном дроблении общего содержания преподаваемых предметов на определенные дидактические узлы, именуемые модулями [8]. Это помогает решать такие задачи, как обеспечение более легкого пошагового изучения довольно объемных по структуре художественных предметов. Акцент в преподавательской деятельности переносится на консультационную работу, что, в свою очередь, дает обучающемуся большую возможность для диалогов и активных обсуждений осваиваемой проблематики, появляются новые формы более эффективного и перманентного контроля за усвоением материала и т. д.

Логику педагогического проектирования и дидактические подходы к организации образовательного процесса в вузе задает не только модульный, но и компетентностный подход, заложенный в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). Несмотря на выход нашей страны из Болонского процесса и принятый курс на построение национальной системы высшего образования, компетенции по-прежнему остаются мерилом результатов обучения, способностей применять знания, умения, практического опыта, наработанного выпускником для успешного решения личностных и профессиональных задач [5].

Особую роль в дальнейшем совершенствовании этнохудожественного образования призвано сыграть целенаправленное формирование системы межпредметных связей, усиление фундаментальности образования.

К сожалению, здесь пока еще явно превалирует предметный подход к обучению, основанный на аспектном построении преподавания. Наш анализ вузовских программ этнокультурного образования позволяет выделить ряд продуктивных результатов целенаправленного укрепления системы междисциплинарных отношений. Установлено, что продуманная профи-лизация общенаучных предметов позволяет обогащать имеющийся запас представлений об изучаемом явлении.

Один из инновационных методов совершенствования дидактической системы этнокультурного образования предполагает целенаправленный отбор и формирование внутри неё ряда понятий, отражающих специфику этнокультурных закономерностей, законов и принципов. При этом дидактическая система может «собираться» вокруг определенной совокупности сквозных понятий, что дает возможность более эффективного и многостороннего их изучения учащимися.

Применение рабочих карт межпредметных связей не только устраняет дублирование, но и придает учебным текстам присущие истиной науке стройность и последовательность изложения. Широкое использование межпредметных связей, как в рамках родственных учебных дисциплин, так и между предметами различных циклов усиливает интеграционный потенциал образовательной программы в целом и существенно повышает научную ценность курсовых и дипломных работ, магистерских, кандидатских и докторских диссертаций по этнокультурной и этнохудожественной проблематике.

В деле внедрения педагогических инноваций пока еще наиболее слабым звеном остается дистанционное обучение, несмотря на бурное развитие этой формы в период локдауна. Между тем, возможности его применительно к этнокультурному образованию в вузах и средних учебных учреждениях исключительно велики. Обучении на расстоянии, основанное на использовании таких информационных технологий, как персональные компьютеры, видео- и аудиотехника и другие технические средства, имеет очевидные достоинства - независимость от места расположения и мобильность, явная экономия времени и транспортных расходов, весьма удобный вид предоставления учебных материалов и быстрый доступ к ним, отсутствие ограничений по возрасту и здоровью, индивидуальный темп освоения материала и индивидуальная оценка получаемых навыков и компетенций, свободный график учебы. Технологии онлайн- образования открывает широкие перспективы для введения в учебный процесс современных технических инноваций: элементов дополненной реальности и геймификации, возможности проведения онлайн- экскурсий и практики в лабораториях. Дистанционное

образование легко интегрируется с традиционными формами, преобразуясь в мобильное смешанное. Большим потенциалом эта форма обучения обладает и в деле интеграции учебной и научно-исследовательской работы студентов.

К основным ориентирам в ходе дальнейшего дидактической системы этнокультурного образования, на наш взгляд, могут быть отнесены диверсификация, гуманизация, гуманитаризация, активизация, дифференциация, диалогизация, индивидуализация, психологизация, модернизация, научность, системность и последовательность, воспитывающий и развивающий характер обучения.

Диверсификация предполагает разносторонность и многовекторность развития как образовательной системы в целом, так и ее отдельных, вплоть до частных, компонентов, например: разработка широкого спектра образовательных программ этнокультурной направленности и расширение рассматриваемого в учебном процессе проблемного пространства с целью восполнения содержательных лакун и пробелов в технологии обучения.

Суть гуманизации обучения заключается в повышенном внимании к человеку, в достойной оценке его необычности и уникальности, в целенаправленной работе по совершенствованию личности, развитию ее задатков и способностей, нацеленности обучения на саморазвитие и самореализацию.

Гуманитаризация основывается на поликомпетентностном подходе, с учетом важности освоения универсальных компетенций, усиления воспитательной направленности, более полной реализации нравственного и эстетического потенциала учебных курсов.

Активизация заключается в такой организации обучения, которая обеспечивает активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность обучающихся во всех звеньях учебного процесса.

Дифференциация обучения связана с созданием на основе специфических интересов, запросов, потребностей учащихся новых специальностей и специализаций, а также соответствующих им факультетов, отделений, учебных групп и других вузовских подразделений.

Диалогизация обучения понимается нами как направленность на внедрение диалоговых по стратегии и тактике взаимоотношений тех, кто учит, с теми, кто учится.

Индивидуализация заключается в развитие индивидуальных склонностей и способностей в области теории и практики художественного творчества.

Психологизация предполагает более глубокое проникновение в область психологической сущности и психологических особенностей [9] изучаемых явлений и процессов народного художественного творчества.

Модернизация базируется на раскрытии тематики и смыслового содержания учебных курсов с учетом новой социокультурной ситуации и новейших достижений в области наук о современной художественной культуре.

Научность обучения предполагает необходимость овладения студентами новейшими идеями современной науки при постоянной опоре на важнейшие факты истории этой науки (принцип историзма).

Основу системности и последовательности составляют объективные закономерности процесса познания и обучения: целостная природа научных знаний, логические взаимосвязи между явлениями окружающей действительности, диалектическое единство анализа и синтеза, единство дифференциации и интеграции.

Ориентирование на воспитывающий и развивающий характер обучения базируется на объективно существующей закономерной связи между обучением и воспитанием, а также обучением и развитием, дающая возможность не только влиять на формирование ценностных ориентаций и установок личности, но и эффективно способствовать развитию ее познавательных и творческих сил.

Высшее этнокультурное образование является одним из факторов не только сохранения и развития народных культурных традиций, но приобщения к ним новых поколений студенческой молодежи. Дидактические системы высшего этнокультурного образования призваны обеспечить подготовку кадров, способных к организации целенаправленной деятельности участников клубных формирований, творческих коллективов, национальных сообществ по сохранению и развитию традиций народного творчества, а также к созданию условий для удовлетворения образовательных потребностей граждан в сфере народной художественной культуры.

В условиях происходящих сегодня образовательных реформ и разработки национальной системы высшего образования потребность в педагогических инновациях в системе этнокультурного образования вполне очевидна. Они должны найти свое место как в содержании и формах обучения, так и в новых образовательных технологиях.

Список литературы

1. Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы. Санкт-Петербург, 2008. 264 с.

2. Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование: сущность, структура, содержание, проблемы совершенствования II Знание. Понимание. Умение. 2009. №3. С. 189-195.

3. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002.

4. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации / Шпика-лова Т. Я., Бакланова Т. И., Ершова Л. В. Шуя: Весть, 2006. 23 с.

5. Кудрина, Е. Л., Ремизов В. А. Студенты творческого вуза: ценности воспитания в условиях вызовов XXI века II Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 6(110). С. 43-49.

6. Писарев В. Е., Писарева Т. Е. Теория педагогики. Воронеж: Кварта, 2009. 611 с.

7. Стрельцова, Е. Ю. Этнохудожественная культурология в контексте современного социокультурного развития: Теория и методика профессионального образования, социально-культурной и музыкально-педагогической деятельности: Коллективная монография. Москва: МГИК, 2019. С. 61-70.

8. Стрельцова, Е. Ю., Бабанова О. И. Проектирование путей и средств совершенствования этнохудожественного образования на основе введения в учебный процесс современных научных достижений II Мир науки, культуры, образования. 2021. № 6(91). С. 378-380.

9. Христидис, Т. В. Психолого-педагогическое сопровождение студентов в вузе II Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1(63). С. 172-176.

10. Ярошенко, Н. Н. Потенциал социально-культурной деятельности в процессе формирования национальной идентичности россиян II Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 4(60). С. 70-78.

11. Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная деятельность в системе государственной культурной политики России: четверть века специальности высшего образования II Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2019. №4. С. 114-120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.