о соД'Ио,^
УДК 378.046.4
Повышение квалификации учителей образовательной области «Искусство» в условиях системно-деятельностного подхода
В. Н. Банников
Advanced training of teachers of "Art" educational area in the conditions of system-activity approach
V. N. Bannikov
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные аспекты повышения квалификации учителей образовательной области «Искусство» в условиях системно-деятельностного подхода. Современная система образования переживает серьезную модернизацию, связанную с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов, профессиональных стандартов учителя, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации. Модернизация требует формирования новой системы дидактических принципов, выступающих базисной надстройкой методики обучения и воспитания. Инновационные дидактические принципы функционируют в поле становления метапредметных компетенций и учителя и ученика, включают в себя: гуманизацию, культуропреемственность и культуро-сообразность, природосообразность, социальное партнерство, индивидуально-творческое самовыражение, целенаправленное сотрудничество и сотворчество, дифференциацию и интеграцию, диагностичность, принцип единства фундаментальности и профессиональной направленности обучения. Разработка программ и организация повышения квалификации строится на основе определения в содержании: профессиональных компетенций (ПК), общекультурных компетенций (ОК), общепрофессиональных компетенций (ОПК), профессионального опыта (ПО) - проявление компетенций в различных ситуациях (поведенческий аспект) и его составляющих - умений, проявление компетенций (мотивационный аспект), и знаний, владение знанием содержания компетенций (когнитивный аспект), видов деятельности (ВД).
В статье приводится пример программы повышения квалификации, с учетом целеполагания, содержания курса и конечного результата.
Abstract. The article deals with topical aspects of advanved training of teachers of "Art" educational area in a system - activity approach. Modern education system is undergoing a major upgrade, connected with the adoption of the Federal State Educational Standards, professional standards for teache, education development strategy in the Russian Federation.
Upgrade requires the formation of a new system of didactic principles, acting basal superstructure of education methods. Innovative didactic principles operate in the field of formation meta-subject competences of teacher and student; it is include: humanization, cultural conformity, natural conformity, social partnership, individual creative expression, purposeful cooperation and co-creation, differentiation and integration, diagnos-ticity, the principle of unity of fundamental and professional orientation of training.
Development of programs and organization of advanced training are based on the definition of the content: professional competence (PC), general cultural competence (GCC), generalprofessional competences (GPC), professional experience (PE) - manifestedtion competencies in various situations (behavioral aspect) and its components - skills, competencies manifestation (motivational aspect), and knowledge (cognitive aspect).
Ключевые слова: повышение квалификации, образовательная область «Искусство», инновационные дидактические принципы, программа повышения квалификации, интеграция, пе-
А
ЧИППКРО
дагогические условия, метапредметные компетенции, системно-деятельностный подход.
Keywords: advanced training, "Art" educational area, innovative didactic principles, advanced training program, integration, pedagogical conditions, metasubject competence, system-activity approach.
Характерные для современного российского общества изменения во всех сферах жизни и деятельности требуют специалиста новой формации. Хорошее знание и владение инновационными технологиями педагогики и психологии, предметной сферы, культуры своей большой и малой Родины, личностно-професси-ональное развитие в изменчивом социокультурном пространстве - основа качества современного образования. Этот процесс должен реализоваться в системе приоритетных ценностей Российского образования - в его аксиологической ориентации, так как и традиционные, и новые гуманистические ценности составляют основу культуры образования и задают нравственный идеал воспитания.
В этой связи существенно изменяются и обогащаются функции образования - в своей многофункциональности образованию приходится все в большей степени брать на себя функции культуропреемственности и культуро-творчества.
Следовательно одной из главных задач образования является подготовка целостной, духовно-нравственной, мыслящей, деятельност-ной личности школьника, исполненной ответственности за сохранение национальной культуры, за судьбу страны - человека-патриота, стремящегося реализовать себя в изменяющихся условиях социальных и творческих отношений [1, с. 112].
В современной системе образования, особую значимость приобретают образовательные приоритеты межпредметной интеграции, определения их единой метапредметной природы, формирующие основы духовности, преемственности социального, творческого и народного опыта.
Повышение квалификации учителя, в основе которого положено формирование метапред-метных компетенций, с учетом требований эффективности в образовательном процессе современных образовательных психолого-педа-
гогических технологий реализации системно-деятельностного подхода, в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов, стратегии воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся требует развития личностного культурно-творческого опыта учителя, особенно учителя образовательной области «Искусство».
Процесс инновационного образования, в том числе повышение квалификации учителей, будет более эффективным, если он будет построен на основе:
- ценностного, познавательного, коммуникативного и компетентностного развития личности, индивидуальных потребностей (личностная, социальная, профессиональная успешность) и государственных запросов (национальное единство, человеческий капитал, конкурентоспособность);
- постижения метапредметного содержания образования с учетом историко-культурологи-ческого, художественно-эстетического, ком-плексно-интегративного, культурно-регионального и личностно-деятельностного подходов;
- учета комплекса общих, частных и специфических дидактических принципов.
Гуманизация - единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности, гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в условиях гуманизации становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше педагог должен был передавать знания обучающимся, то принцип гуманизации выдвигает другую задачу - способствовать инновационными способами личностному развитию.
Культуропреемственность и культуросооб-разность - единство культуры, традиций и опыта творческой деятельности, культуропреемст-венность и культуросообразность должны опираться на культурологические позиции трансляции культуры, для выявления взаимосвязи между культурными процессами и становлением личности. Культурологический принцип требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выяв-
ление их духовности и общечеловеческих ценностей. Учет культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой - важнейшие условия конструирования новых учебных планов и программ.
Природосообразность - опора на индивидуальные способности и особенности личности, экологичность образования. Принцип природо-сообразности строится на том, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы, культуры и человека.
Социальное партнерство - равноправие сторон, уважение позиций и учет интересов объектов сотрудничества, социальное партнерство содействует коммуникативному подходу в организации процесса обучения. Уважение жизненных, культурных, этнических позиций и традиций позволяет активно включиться в процесс освоения и присвоения социального, творческого и народного опыта. Учет интересов объектов сотрудничества содействует познавательному и компетент-ностному развитию личности.
Индивидуально-творческое самовыражение - феномен трансляции системы ценностей в деятельности. Индивидуально-творческое самовыражение как феномен трансляции системы нравственных, духовных, культурных, этнокультурных и т. д. ценностей в деятельности расширяет границы личностного самовыражения в процессе обучения, самообразования и самовоспитания личности.
Целенаправленное сотрудничество и сотворчество - взаимодействие в диалоге. Диалог является наиболее эффективной формой, которую можно продуктивно реализовать как встречу субъектов в процессе обучения. В условиях гуманистического педагогического процесса не только педагог является носителем своего культурного опыта, не менее важным становится субъективный духовный опыт школьника. Ситуация диалога, следовательно, не передача или трансляция духовных ценностей обучающимся, а своеобразный мост, соединяющий духовные ценности разных поколений и субъектов во множестве смыслов и значений.
Дифференциация и интеграция - процесс и результат неразрывно связанного, единого, целого. Развитие науки характеризуется диалек-
тическим взаимодействием двух противоположных процессов - дифференциацией (выделением новых научных дисциплин) и интеграцией (синтезом знания, объединением ряда наук - чаще всего в дисциплины, находящиеся на их стыке). На одних этапах развития науки преобладает дифференциация (особенно в период возникновения науки в целом и отдельных наук), на других - их интеграция, это характерно для современной науки. Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведет к специализации и разделению научного труда. Последние имеют как позитивные стороны (возможность углубленного изучения явлений, повышение качества научного знания), так и отрицательные (особенно потеря связи целого, сужение кругозора - иногда до профессионального кретинизма).
Одновременно с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции - объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и научных дисциплин, научных знаний, объединение их (и их методов) в единое целое, стирание граней между ними. Это особенно характерно для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтетические, общенаучные области научного знания как кибернетика, синергетика и др., строятся такие интегра-тивные картины мира, как естественнонаучная, общенаучная, философская (ибо философия также выполняет интегративную функцию в научном познании).
Диагностичность - проверяемость результирующих действий. Диагностичность всегда играла важную роль определения качества образования. Сегодня принцип диагностичности становится ведущим принципом мониторинга образовательного процесса, является частью исследовательской деятельности и педагога и школьника, позволяя получать достоверный, проверяемый в параметрическом и непараметрическом исчислении результат.
Принцип единства фундаментальности и профессиональной направленности обучения - связь обучения с жизнью, традицией, теории с практикой. В условиях происходящей модернизации системы образования все чаще звучат призывы обеспечить приоритет его фундаментальности, с которой многие исследователи в нашей стране и за рубежом связывают уровень образованности и
осаА"Кт,.
А
ЧИППКРО
культуры общества, возможность предотвращения цивилизационных кризисов.
Еще одной системной характеристикой фундаментальности образования является направленность на постижение глубинных, сущностных, системообразующих оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира и этнокультурного опыта.
Учета и последовательной реализации комплекса педагогических условий:
- общие условия: создание образовательно-развивающей среды; организация коллектива учащихся и педагогов на принципах диалога и сотрудничества, его последовательное совершенствование; гуманизация процесса обучения, направленного на ситуацию успеха образовательной деятельности; осуществление содержания образования и воспитания не только в аудиторных, но и внеаудиторных формах деятельности; направленность деятельности педагогов на самосовершенствование и понимание роли интегративных связей разных предметов в образовательном метапредметном процессе;
- специфические условия: наличие программ учебных дисциплин, учитывающих специфику эстетической культуры национального и регионального уровней, обеспечивающих личностное развитие учащихся, их коммуникативное становление; включение в образовательную деятельность деловых игр, мастер-классов, научно-исследовательских, культурно-образовательных, выставочных проектов; содружество и сотворчество педагогов и учащихся в образовательном процессе; повышение уровня профессиональной метапредметной компетентности и квалификации педагогических работников;
- частные условия: характеризующие особенности личностного развития в процессе освоения разных предметов (образное мышление, воображение, чувство эмпатии, вдохновение, культурная память); освоение разных типов научного и учебного творчества на личностном уровне (эмоциональность, практичность, личностное отражение действительности, соборность); использование социального и народного опыта в учебной деятельности (коллективное и индивидуальное, школа традиций и личность, природное и общественное); предоставление свободы выбора цели творчества в постижении общеучебных действий [2, с. 26].
Современная, целостная, инновационная система образования личности должна быть ориентирована на решение ряда задач, обусловленных объективно изменяющимися социокультурными условиями, учетом социального, творческого и народного опыта:
- развитие самосознания, национального сознания, культурно-исторической памяти, этнокультурных представлений, патриотических убеждений;
- формирование духовно-нравственной сферы личности на основе развития этнокультурных потребностей, интересов, эмоциональной окрашенности, ценностных ориентаций, рефлексии, творческих способностей;
- формирование и развитие этнокультурной компетентности личности на основе изучения многообразия культур [2, с. 4].
Это позволяет представить систему инновационного образования как модель ценностного, познавательного, коммуникативного и компе-тентностного развития личности и рассматривать его как процесс, представляющий с одной стороны, принятие социальных установок, с другой стороны осознание ценностей творческого, научного и народного опыта, с третьей -коммуникативное и компетентностное становление, сопровождающиеся принятием, осознанием и рефлексией своей субъектно-объектной роли в будущей профессионально-творческой деятельности.
Огромное значение в профессиональном становлении учителя образовательной области «Искусство» играет создание художественно-развивающей среды, которая опирается на социальную среду и выступает в виде творческого поиска и диалога в обучении, художественно-творческой деятельности и общении [3, с. 69].
Включение в методическое обеспечение системы повышения квалификации региональных особенностей функционирования этно-культур позволяет учителю и обучающемуся глубже осознать многообразие, полифункциональность этнического мира, бережно относится к культуре большой и малой Родины [4, с. 36]. Разработка программ повышения квалификации учителей образовательной области «Искусство» в условиях функционирования новых дидактических принципов, системно-деятельностного подхода, с учетом требований
федерального государственного образовательного стандарта и новых дистанционных образовательных технологий, требует увеличения количества часов на практическую и самостоятельную работу. Отдельно выделяются: профессиональные компетенции (ПК), общекультурные компетенции (ОК), общепрофессиональные компетенции (ОПК), профессиональный опыт (ПО) - проявление компетенций в различных ситуациях (поведенческий аспект) и его составляющие: умения, проявление компетенций (мо-тивационный аспект), и знания, владение знанием содержания компетенций (когнитивный аспект), виды деятельности (ВД). Рассмотрим пример программы повышения квалификации «Инновационная деятельность пилотных площадок по апробации учебно-методического пособия «Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс. 5-8 класс (автор В. Н. Банников)», ориентированную на педагогических работников участвующих в апробации, учителей образовательной области «Искусство», педагогов дополнительного образования. Апробация и внедрение учебно-методического пособия «Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс. 5-8 класс (автор В. Н.Банников)» проходит в 60 школах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с 2014 года. За это время для учителей проведены курсы повышения квалификации по темам:
1. Актуальные проблемы современного художественного урочного и внеурочного образования в системе деятельностного подхода, пути их преодоления.
2. Особенности изучения этнохудожествен-ных культур в системе духовно-нравственного художественного образования обучающегося «Я живу в России, я живу в Югре».
3. Теория и практика освоения рукоделия и ремесла в традиционной художественной культуре.
4. Теория и практика освоения песенного, танцевального и игрового фольклора в традиционной художественной культуре.
5. Деятельность пилотных площадок по апробации учебно-методического пособия «народное искусство и художественное творчество». 1-4 класс. 5-8 класс (автор В. Н. Банников).
6. Игровое моделирование как способ создания активной обучающей среды в образовательном процессе.
7. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание и развитие в школе средствами внеурочной деятельности.
Обновление содержания программ повышения квалификации обусловлено введением «Профессионального стандарта учителя» и «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р)».
Цель обучения: повышение уровня культу-росообразной компетентности педагогических работников участвующих в апробации, учителей образовательной области «Искусство», педагогов дополнительного образования в области проектирования учебных программ и учебных занятий в системе духовно-нравственного развития.
Задачи (планируемые результаты обучения):
- формирование мотивационной готовности учителя общеобразовательной школы к педагогической деятельности в системе федеральных государственных образовательных стандартов, стратегии развития воспитания;
- организация освоения способов проектирования программ, учебных занятий на основе системно-деятельностного подхода;
- актуализация культурно-творческого опыта слушателей в сфере эстетического и духовно-нравственного развития личности.
Таблица 1
Программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций
Виды деятельности Про фессиональные компетенции* Практический опыт Умения Знания
ВД - 1 Педагогическая деятельность в образовательной организации ПК - 1.2 Готовность к реализации образовательной деятельности в образовательных Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях Умение разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагоги- Знание основ психодидактики, поликультурного образования, закономерностей
осаА"Кт,.
А
ЧИППКРО
Виды деятельности Про фессиональные компетенции* Практический опыт Умения Знания
организациях дошкольного (начального общего, основного общего, среднего общего) образования создания безопасной и комфортной образовательной среды (ПО - 1.2.1) ческие технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде (У -1.2.1) поведения в социальных сетях (З - 1.2.2). Знание путей достижения образовательных и воспитательных результатов и способов оценки результатов обучения (З - 1.2.3)
ВД - 2 Культурно -просветительская деятельность ПК - 2.2. Способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (имеющаяся компетенция) Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни (ПО - 2.2.5) Умение строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей (У - 2.2.1). Умение анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу (У -2.2.3) Знание основ методики воспитательной работы, основных принципов дея-тельностного подхода, видов и приемов современных педагогических технологий (З - 2.2.2)
Программа направлена на освоение (совершенствование) следующих общепрофессиональных компетенций и (или) общих (общекультурных) компетенций или универсальных компетенций: ОК-2 Способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия. ОК-3 Способность к самоорганизации и самообразованию. ОПК-1 Способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся
* Перечень компетенций утвержден приказом АУ «Институт развития образования».
Таблица 2
Учебно-тематический план
№ п/п Раздел, тема Виды учебной работы, включая самостоятельную работу слушателей и трудоемкость (в часах) Форма аттестации
всего лекции практические* другие формы СРС
ОЧНО-ЗАОЧНАЯ ФОРМА, С ПРИМЕНЕНИЕМ ДОТ 72 ЧАСА
Инструктаж по технике безопасности
1 Модуль 1. Образовательная область «Искусство», ФГОС НОО, ООО, 16 6 10 Аттестационная (зачетная) работа
№ п/п Раздел, тема Виды учебной работы, включая самостоятельную работу слушателей и трудоемкость (в часах) Форма аттестации
всего лекции практические* другие формы СРС
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
1.1 Федеральный государственный образовательный стандарт и приоритеты государственной политики в области воспитания 4 2 2
1.2 Основные направления развития воспитания, в том числе в системе образования 4 2 2
1.3 Обновление программно-методического обеспечения образовательной модели «Народное искусство и художественное творчество» 4 2 2
1.4 Духовно-нравственное, гражданско-патриотиче-ское, физическое, трудовое, экологическое воспитание, приобщение детей к культурному наследию 4 4
2 Модуль 2. Проектирование программ, учебных занятий в системе духовно-нравственного развития, на основе системно-деятельностного подхода 40 4 12 4 20 Аттестационная (зачетная) работа
2.1 Проектирование программ образовательной модели «Народное искусство и художественное творчество» 8 4 4 10
2.2 Проектирование занятий образовательной модели «Народное искусство и художественное творчество» 8 8 10
2.3 Итоговая аттестация 4 4
3 Модуль 3. Вариативный 16 - - - 16 Тестирование
Выбор 1. Технологии образования детей с особыми образовательными потребностями 8 8 Тестирование
Выбор 2. Программа профессионального роста педагога в условиях введения профессионального стандарта. 8 8 Тестирование
Итого 72 10 22 4 36
А
ЧИППКРО
Таблица 3
Организационно-педагогические условия. Требования к материально-техническим условиям
Виды учебной работы Перечень основного материально-технического обеспечения Требования к аудитории
ТСО и компьютерная техника оборудование, приборы и т. п.
Лекция Компьютер, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска Нет Аудитория на 25 посадочных мест
Практические занятия Персональные компьютеры с современным программным обеспечением (Word, Exсel, PowerPoint) Нет Компьютерный класс с выходом в интернет скорость не менее 256 кб/с; процессор не менее 2 Ггц; свободной оперативной памяти не менее 1 Гб
Другие виды (работа на стажиро-вочной площадке и др.) Персональный компьютер с современным программным обеспечением и выходом в интернет Нет Без предъявления требований
Общие требования к организации образовательного процесса
Условия проведения: занятия проводятся в очно-заочной форме, с применением дистанционных образовательных технологий.
Для проведения занятий требуется компьютерный класс, оборудованный мультимедийной установкой или интерактивной доской. Занятия проходят в форме лекций, практических занятий, стажировки по теме, самостоятельной работы слушателей. Для применения дистанционных образовательных технологий используется система Moodle.
Образовательные технологии: технология дистанционного обучения; информационно-коммуникационные технологии; технология модульного и блочно-модульного обучения; проектные методы обучения; деятельностный подход.
Итоговая аттестация
Форма аттестации: Аттестационная (зачетная) работа.
Аттестационное задание.
Содержание аттестационного задания: разработать рабочую программу, комплекс учебных занятий по искусству, с учетом духовно-нравственного развития для учебного предмета,
учебной дисциплины в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного, начального, общего образования, в системе стратегии развития воспитания в Российской Федерации. В ходе введения ФГОС НОО, ООО каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредмет-ных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности. Очевидно, что эти изменения порождают ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации воспитательно-образовательного процесса. Для педагога становится особенно актуальным умение планировать и строить деятельность так, чтобы осознанно осуществлять формирование планируемых результатов.
Эта необходимость и определила структуру программ (аттестационной работы), призванной четко зафиксировать не только предполагаемые виды деятельности учителя и обучающихся в системе обучения и воспитания, но и виды вышеназванных предполагаемых результатов освоения основной образовательной про-
J, «««■*>«*
Таблица 4
Объект оценки Показатели оценки Критерии оценки
Программа Программа, разработанная в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО, стратегии развития воспитания в РФ «Зачтено» - выставляется при условии наличия всех элементов программы: - актуальность; - целеполагание; - учебно-тематическое планирование; - содержание программы; - литература. «Не зачтено» - выставляется при отсутствии хотя бы одного элемента программы
граммы дошкольного, начального, общего образования.
Отметим, современные требования к содержанию программ и организации курсов повышения квалификации, в том числе и для образовательной области «Искусство», способствуют становлению системно-деятельностного подхода, формируют у учителя компетенции самосовершенствования и саморазвития, а актуализация инновационных дидактических принципов доводит это развитие до уровня метапредмет-ного.
Библиографический список:
1. Банников В. Н. Этнохудожественное образование в условиях поликультурного пространства : монография / В. Н. Банников. - М. : РИО ФИРО, 2009.
2. Банников В. Н. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс. 5-8 класс : учебно-методическое пособие по внеурочной деятельности / В. Н. Банников. - Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2014. - 210 с.
3. Банников В. Н. Народное искусство как образовательная парадигма этнопедагогическо-го образования (культурологическая, психологическая, воспитательная составляющая) / В. Н. Банников // Вопросы культурологии. -2009. - № 7. - С. 67-71.
4. Банников В. Н. Этнопедагогическая модель в системе этнохудожественного образования учителя. - М. : Педагогическое образование и наука. - 2008 - № 3. - С. 35-39.
References:
1. Bannikov V. N. Ethnoart education in a multicultural environment. Monograph [Jetnohu-dozhestvennoe obrazovanie v uslovijah polikul-'turnogo prostranstva. Monografija]. - M. : Federal Institute of Education Development, 2009.
2. Bannikov V. N. Folk art and artistic creativity. 1-4 grades. 5-8 grades. Educational handbook [Narodnoe iskusstvo i hudozhestvennoe tvorchest-vo. 1-4 klass. 5-8 klass. Uchebno-metodicheskoe posobie]. Khanty-Mansiysk : Federal Institute of Education Development, 2014. 210 p.
3. Bannikov V. N. Folk art as an educational paradigm of ethnopedagogical education (cultural, psychological, educational components) [Narodnoe iskusstvo kak obrazovatel'naja paradigma jetnopedagogichesko-go obrazovanija (kul'turologicheskaja, psihologicheska-ja, vos-pitatel'naja sostavljajushhaja)]. M. : Questions of Cultural Studies, N 7, 2009, pp. 67-71.
4. Bannikov V. N. Ethnopedagogical model in the system of teacher's ethnoart education [Jetno-pedagogicheskaja model' v sisteme jetnohudoz-hestvennogo obrazovanija uchitelja]. M. : Teacher Education and Science, N 3, 2008, pp. 35-39.