Научная статья на тему 'РОЛЬ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА ( ИЗ ОПЫТА ПРОГРАММЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СЮМСИНСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)'

РОЛЬ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА ( ИЗ ОПЫТА ПРОГРАММЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СЮМСИНСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / FOLK ART CULTURE / ETHNOCULTURAL EDUCATION / EDUCATION / UPBRINGING / CULTURAL TRADITIONS / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ботя Марина Валерьевна

Данное исследование посвящено анализу концепции этнокультурного образования и воспитания, ее значения для современного дошкольного образования. Проанализирована программа этнокультурного образования дошкольников и этно-педагогических технологий в дошкольном образовании (на примере педагогов из Удмуртии Е.А. Дементьевой, М.В. Гричик, Карлагиной Е.А., Соколовой Е.А., Зыковой Л.Г.). Был сделан вывод о том, что этнокультурное образование и воспитание - это целенаправленный педагогический процесс по приобщению дошкольников к народной художественной культуре, в основе которого лежит: формирование положительного отношения к этнокультуре; понимание духовных ценностей других народов через ценностную культуру собственного народа; формирование нравственно этических представлений; умение делать нравственный выбор, реализовываться в позитивных поступках; развитие положительного психоэмоционального фона; развитие творческого потенциала; понимание значимости культурных традиций; формирование внутреннего мира ребенка-дошкольника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF FOLK ARTISTIC CULTURE IN THE FORMATION OF THE CHILD'S PERSONAL CULTURE (FROM THE EXPERIENCE OF THE PROGRAM OF ETHNOCULTURAL EDUCATION OF PRESCHOOLERS OF THE SYUMSY SCHOOL OF ARTS OF THE UDMURT REPUBLIC)

This research is devoted to the analysis of the concept of ethno-cultural education and upbringing, its significance for modern preschool education. The program of ethno-cultural education of preschoolers and ethno-pedagogical technologies in preschool education is analyzed (on the example of teachers from Udmurtia E.A. Dementieva, M.V. Grichik, Karlagina E.A., Sokolova E.A., Zykova L.G.). It was concluded that ethnocultural education and upbringing is a purposeful pedagogical process for introducing preschoolers to folk art culture, which is based on: the formation of a positive attitude to ethnoculture; understanding the spiritual values of other peoples through the value culture of their own people; the formation of moral ethical ideas; the ability to make moral choices, to be realized in positive actions; the development of a positive psycho-emotional background; development of creativity; understanding the importance of cultural traditions; formation of the inner world of a preschooler. Keywords: folk art culture, ethnocultural education, education, upbringing, cultural traditions, pedagogical technologies.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА ( ИЗ ОПЫТА ПРОГРАММЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СЮМСИНСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)»

- развитие материально-технической базы у всех участников образовательного процесса, включая инфраструктуру телекоммуникаций;

- приобретение программного обеспечения для вебинаров;

- плановое и постепенное внедрение технологий электронного обучения, подготовку дидактических материалов;

- повышение квалификации преподавателей в сфере применения цифровых технологий в обучении и, в частности, в сфере видеоконференций.

Немаловажными факторами повышения эффективности являются накопление опыта, развитие педагогических технологий для использования в электронной среде.

Литература:

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс]: - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Болкунов И.А. Электронное обучение: проблемы, перспективы, задачи / И.А. Болкунов // Таврический научный обозреватель. - 2016. - № 11(16) - с. 128-132.

3. Болкунов И.А. Дистанционные образовательные технологии: проблемы учебного контроля / И.А. Болкунов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. № 58-1. - C. 33-36.

4. Болкунов И.А. Цифровизация в образовании: перспективы и проблемы. / И.А. Болкунов // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога: Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции (г. Евпатория, 23 апреля 2020 г.). - Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал» (Симферополь). - 2020. -с. 490-496.

5. Лузгина В.Б., Присядина А.Н. Дидактические инструменты платформ вебинаров / В.Б. Лузгина, А.Н. Присядина // ОТО. - 2018. - №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-instrumenty-platform-vebinarov (дата обращения: 30.07.2020).

Педагогика

УДК 37.013.43

кандидат педагогических наук, доцент Ботя Марина Валерьевна

Институт искусств и дизайна Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Удмуртский государственный университет» (г. Ижевск)

РОЛЬ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНОЙ

КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА ( ИЗ ОПЫТА ПРОГРАММЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ СЮМСИНСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)

Аннотация. Данное исследование посвящено анализу концепции этнокультурного образования и воспитания, ее значения для современного дошкольного образования. Проанализирована программа этнокультурного образования дошкольников и этно-педагогических технологий в дошкольном образовании (на примере педагогов из Удмуртии Е.А. Дементьевой, М.В. Гричик, Карлагиной Е.А., Соколовой Е.А., Зыковой Л.Г.). Был сделан вывод о том, что этнокультурное образование и воспитание — это целенаправленный педагогический процесс по приобщению дошкольников к народной художественной культуре, в основе которого лежит: формирование положительного отношения к этнокультуре; понимание духовных ценностей других народов через ценностную культуру собственного народа; формирование нравственно этических представлений; умение делать нравственный выбор, реализовываться в позитивных поступках; развитие положительного психоэмоционального фона; развитие творческого потенциала; понимание значимости культурных традиций; формирование внутреннего мира ребенка-дошкольника.

Ключевые слова: народная художественная культура, этнокультурное образование, образование, воспитание, культурные традиции, педагогические технологии.

Annotation. This research is devoted to the analysis of the concept of ethno-cultural education and upbringing, its significance for modern preschool education. The program of ethno-cultural education of preschoolers and ethno-pedagogical technologies in preschool education is analyzed (on the example of teachers from Udmurtia E.A. Dementieva, M.V. Grichik, Karlagina E.A., Sokolova E.A., Zykova L.G.). It was concluded that ethnocultural education and upbringing is a purposeful pedagogical process for introducing preschoolers to folk art culture, which is based on: the formation of a positive attitude to ethnoculture; understanding the spiritual values of other peoples through the value culture of their own people; the formation of moral ethical ideas; the ability to make moral choices, to be realized in positive actions; the development of a positive psycho-emotional background; development of creativity; understanding the importance of cultural traditions; formation of the inner world of a preschooler.

Keywords: folk art culture, ethnocultural education, education, upbringing, cultural traditions, pedagogical technologies.

Введение. Интерес к традиционной, в частности, народной художественной культуре в обществе возрастает с каждым годом. Это можно объяснить повышением уровня культуры общества в целом, а также желанием в условиях тотальной глобализации и потери национальной самоидентификации сохранить историческую культурную преемственность, традиционные культурные ценности.

Заложенный в традициях народной художественной культуры мощный культурно-эстетический и воспитательно-нравственный потенциал, предоставляет для педагога и воспитателя достаточно широкие возможности преодоления с помощью обращения к традиционной культуре, и в частности, к народной художественной культуре, таких негативных явлений современного социума, как потеря нравственных, духовных ориентиров и пассивное потребительство.

Возможно, этим и объясняется тот факт, что в настоящее время во всех сферах общественной и культурной жизни наметились позитивные тенденции к изучению и сохранению народных традиций, рассматривая их как основу культурного и нравственного возрождения. Этот процесс происходит и сфере образования: сегодня формируется и внедряется в образовательный процесс достаточно большое количество авторских программ художественного и эстетического образования, которые основаны на осмыслении

национальных, в том числе, художественных традиций. В рамках усиления национально-регионального компонента в образовании, разрабатываются новые программы и технологии сохранения, возрождения народной культуры и ее трансформации в условиях сегодняшних реалий, реформируются системы эстетического и этнокультурного образования и воспитания на всех уровнях [2, 5].

Изложение основного материала статьи. С позиций современного развития педагогической науки в целом, по-новому осмысляются традиции народной педагогики, методы и условия интеграции ее положений в современный процесс обучения и воспитания, в том числе, художественного. В этих условиях народная художественная культура играет особую роль, выступая как база, основа этнокультурного, этнохудожественного образования и воспитания.

Предметом нашего исследования, а также целью проведения педагогического эксперимента по внедрению в образовательный процесс авторских программ этнохудожественного образования, стало приобщение дошкольников к истокам народной художественной культуры в детской школе искусств (Удмуртская республика, Сюмсинский район, с. Сюмси). Сельская школа искусств была выбрана не случайно, т.к., во-первых, именно в сельских районах республики еще сохранился традиционный уклад и интерес к национальной культуре, ее влияние на повседневную жизнь человека гораздо сильнее, нежели в промышленных монгородах региона, а во-вторых, реализация программ этнокультурного образования для школы искусств довольно органичный процесс.

Задачи, которые поставили перед собой педагоги Сюмсинской детской школы искусств, основаны на обращении к традициям народной педагогики в целом и заключаются, в частности, в следующем:

• помочь ребёнку через обращение к традиционной культуре активировать свою национальную и родовую память;

• научить уважительно относиться к своим корням, рассматривая себя как носителя традиционной культуры;

• систематически и целенаправленно приобщать детей к истокам народной культуры с целью формирования понимания эстетики традиционной культуры и традиционных ценностей народа.

Наиболее гибким и податливым в этом плане является дошкольный возраст, т.к. именно в этот период закладываются основы нравственного и эстетического воспитания. Бесспорно, от того, каким образом и в какой форме они будут заложены в этом возрасте, зависит дальнейшее развитие как отдельно взятой личности ребёнка, так и поколения в целом.

Для успешного внедрения этнокультурной программы в образовательный процесс необходимо подготовить соответствующую дидактическую предметно-образовательную среду.

Детская школа искусств села Сюмси была выбрана для эксперимента, т.к. она является центром эстетического воспитания всего многонационального Сюмсинского района. В ней учатся дети не только из с.Сюмси, но и из ближайших удмуртских и русских деревень - Маркелово, Русская Бабья, Дмитрошур, Гуртлуд, Лялино. Во многих населённых пунктах (особенно отдалённых) жители по сей день соблюдают национальные традиции своих предков, обычаи ведения хозяйства, сохраняют язык, который тоже является неотъемлемой частью народной художественной культуры.

Работу по изучению и возрождению народной художественной культуры родного края детская школа искусств с.Сюмси начала с 2006 года, когда преподаватели школы, видя общую проблему сохранения традиционной художественной культуры в регионе, посчитали необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями народной культуры и постарались органично интегрировать в их жизнь элементы национальной эстетики, обычаев и традиций.

С целью приобщения учащихся к истокам народной художественной культуры преподавателями разработаны и активно внедряются в образовательный процесс специализированные авторские учебные программы художественно-эстетического, этнохудожественного развития.

Уроки по изучению русской и удмуртской национальной культуры включены также в традиционные образовательные программы по некоторым дисциплинам музыкального и художественного отделения школы. Например, на музыкальном отделении это дисциплины «Слушание музыки» и «Музыкальная литература» (автор М.В. Гричик), на которых происходит знакомство с народной песней и музыкальными инструментами, с жанрами фольклорного театра, традициями и обычаями русского и удмуртского народов.

Цикл уроков, разработанных преподавателем А.В. Кузнецовым для учащихся художественного отделения, направлен на изучение декоративно-прикладного искусства удмуртского народа. Основными материалами для работы преподавателем были выбраны глина и береста, которые традиционно занимали ведущее место в народном творчестве района. Содержание занятий включает как теоретический материал по истории развития берестяного и гончарного ремесла русского и удмуртского народов, так и практические занятия по освоению различных приемов, видов и технологий обработки бересты и глины. На практических занятиях учащиеся могут проявить полученные навыки и знания в осуществлении творческих задач, развить стремление к формированию эстетических свойств изделий.

Преподаватели и учащиеся художественного отделения активно и успешно участвуют со своими творческими художественными работами в Республиканских и Международных конкурсах, направленных на возрождение национальных традиций (Республиканский конкурс декоративно-прикладного искусства «Рукотворные чудеса», Региональная выставка-конкурс декоративно-прикладного искусства «Усточи -Мастер», Международный конкурс творческих работ по мотивам сказок, преданий, легенд и мифов финно-угорских народов).

К сожалению, большая часть населения Удмуртии сегодня мало что знает о народной культуре удмуртского народа и народов, соседствующих с ним в регионе. С целью восполнения этого пробела, в программу были включены и мероприятия для взрослого населения, работающего с детьми, например, семинар «Мифология удмуртского народа в искусстве», рассчитанный на преподавателей изобразительного искусства района, воспитателей, руководителей кружков.

Программа этнокультурного образования включает в себя различные формы творческой работы как с учащимися школы искусств, так и с другими слоями населения района с целью приобщения к традициям народной художественной культуры. Одной из таких форм, являются мастер-классы, проводящиеся во внеурочное время. На мастер-классах участники изготовляют под руководством преподавателей школы и учащихся старшего звена глиняные игрушки, свистульки, берестяные украшения, куклы-обереги, характерные как для удмуртской, так и для русской культур.

Предметы, окружающие ребенка в его повседневной жизни, также оказывают большое влияние на его формирование, развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. В достижении этих целей большая роль отводится музейной комнате школы, в экспозиции которой вместе с прикладными работами учащихся и преподавателей выставляются предметы народного быта, изготовленные разными поколениями местных жителей, отражая своеобразие и самобытность национальной культуры. Некоторым экспонатам более 70-ти лет.

Таким образом, в школе была подготовлена дидактическая предметно-образовательная среда, для внедрения в практику программы, позволяющей осуществлять процесс приобщения детей к истокам народной культуры и развития национального самосознания и самоидентификации не эпизодически, а систематически и целенаправленно, охватывая все возрастные группы и акцентируя внимание на самой младшей для школ искусств группе - группе дошкольного возраста. Отделение раннего эстетического развития для детей дошкольного возраста было открыто в школе в 2009 году. Одной из первостепенных задач педагогов отделения является выявление способностей и возможностей ребёнка, обогащение его духовного мира, решение задач овладения навыками художественной деятельности, приобщения дошкольников к истокам народной художественной культуры, с целью помочь ребёнку обратиться к своей национальной и родовой памяти, воспитать уважительное отношение к своим предкам, истории своего края, своей семьи. Для осуществления данной цели педагогами школы были разработаны авторские образовательные программы: «Изобразительная деятельность, основанная на элементах русской и удмуртской народной художественной культуры» (автор Е.Н.Степанова), «Народная художественная культура» (автор М.В. Гричик) и «Музыкальная грамота на элементах русского и удмуртского фольклора» (автор Н.И.Корякина), ведётся активная совместная внеклассная работа с учащимися и родителями.

Образовательная программа этнокультурного образования на отделении раннего эстетического развития детей основана на следующих положениях [1, 3, 4, 6,7, 9, 10]:

• предметы, окружающие ребёнка и воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность должны иметь четко обозначенную национальную принадлежность;

• следует широко использовать устное народное творчество (сказки, мифы, песни), так как в нем сохранились особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности;

• народные праздники и традиции, развлечения должны занимать большое место в приобщении детей к народной культуре. Они несут значительную эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций от поколения к поколению.

Одной из важных задач раннего эстетического развития является, как известно, выявление и формирование творческих способностей ребенка. Для решения этих задач важно обогатить жизненный опыт ребенка яркими художественными впечатлениями, которые помогли бы сформировать необходимые знания и навыки. В этом возрасте, несомненно, благоприятную среду, толчок к развитию позитивного творчества создают праздники и народные развлечения, которые в сознании ребенка воспринимаются как игра -органичный для него способ существования. Праздник - мультимедийное явление. В праздничных действах сочетаются различные виды и формы искусства, что оказывает большое влияние на все чувства и эмоциональное сознание детей. При этом необходимо не только транслировать детям информацию о народных праздниках и традиционных развлечениях, но и организовать их непосредственное участие в подготовке и оформлении праздника, изготовлении атрибутов праздника, костюмов, исполнении обрядов, народных песен, игр, танцев [6, 7, 8].

Важно, чтобы идея, сакральный смысл, лежащие в основе каждого народного праздника были донесены до каждого ребёнка. Подготовка и проведение народных праздников, объединяя детей общими переживаниями, способствует развитию навыков позитивной коммуникации, нравственному и патриотическому воспитанию детей.

В народной традиции каждый праздник сопровождается «предметной идентификацией», изготовлением атрибутов, обрядовых игрушке, игрушек-символов праздника. Таким образом, праздничное действо трансформируется в сознании ребенка в игру, что в дошкольном возрасте особенно важно, т.к. роль игры и игрушки в этом возрасте играет особую роль.

В экспериментальной программе народная игрушка вообще занимает место одного из важнейших средств этнокультурного воспитания дошкольников, поскольку в полной мере выражает народные традиции, являясь копилкой народной памяти. Традиционные игрушки выявляют и формируют важнейшие ценностные ориентации ребенка в мире природы и людей, восстанавливая сакральные ценности архетипического механизма передачи народной памяти.

С целью интегрирования народной игрушки в авторскую программу этнохудожественного образования был изучен педагогический потенциал игрушек Удмуртии на примере обнаруженных в ходе экспедиции по деревням Сюмсинского района традиционных кукол, изучены и показаны детям в процессе игры способы их бытования в крестьянской удмуртской культуре.

Все занятия в программе построены в соответствии с народным календарным и жизненным циклом, итоговый контроль осуществляется в виде творческого урока - праздника с присутствием и участием родителей, а также в виде викторин, конкурсов, блиц-опросов.

Выводы. Таким образом, образовательная цель разработанной программы этнокультурного образования - это приобщение детей ко всем видам народной художественной культуры, которая станет основой для развития личностной культуры ребёнка и будет работать на достижение воспитательной цели - воспитания в ребенке патриотических чувств и любви к Родине.

Можно отметить, что в результате реализации разработанной программы этнохудожественного образования детей дошкольного возраста, у детей появился устойчивый интерес к родной культуре, национальной истории, возникла потребность в получении информации о ней. Дети познакомились с разнообразными жанрами устного народного творчества, с календарем и смысловым содержанием народных праздников. Было отмечено, что в самостоятельной практической деятельности, общении ребята стали чаще использовать элементы народного прикладного искусства, народных игр, фольклора. Они стали активно интересоваться своей родословной, историей своей «малой Родины». Укрепилась связь между детьми и родителями, представителями старшего поколения. Приобщая дошкольников к народной художественной

культуре, преподавателям школы искусств удалось пробудить у них чувство гордости за свой народ, уважение и любовь к Родине.

Народная художественная культура - это нить, связывающая прошлое, и настоящее. Люди современного общества - потомки и духовные наследники людей, заложивших основу великой культуры. Основная цель педагогов - сохранять, изучать народную художественную культуру и трансформировать ее традиции в современный социум посредством реализации программ этнохудожественного образования. Следование эстетическим и этическим основам традиционной культуры развивает у детей и подростков не только чувство прекрасного, но и чувство собственного достоинства и национальной гордости, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации.

Литература:

1. Бабунова, Е.С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста: диссертация ... доктора педагогических наук: Челябинск: 2009 - 521 с.

2. Виноградов, Г.В. Народная педагогика. — Иркутск: Изд-во ВСОРГО, 1926 г. 84 с.

3. Захарова Л.М. Этнопедагогические технологии в дошкольном образовании: Практикоориентированная монография. Ульяновск: УлГПУ, 2008. С. 32

4. Зенкова, Л.Г. Этнокультурное воспитание дошкольников в детской школе искусств Москва, 2012 - 23 с.

5. Ковычева Е.И. Ценности традиционной культуры в образовании: Сборник статей. / Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2010. - 308 с.

6. Котова. И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла. / Котова А.С. СПб: Паритет, 2008.

7. Никитина Р.С., Тарабукина У.П. Народная педагогика эвенов. Якутск, 2008.

8. Попова Е.В. Календарные обряды бесермян. Ижевск: Удмурт. ин-т истории, яз. и лит. УрО РАН, 2004 - 256 с.

9. Петрова, Т.Н. Этнокультурное пространство села в социальном воспитании детей / М-во образования и молодежной политик Чувашской Республики. - Москва: [Коннект-Лаб], 2011. - 101 с.

10. Цеева, Л.Х. Национально-региональный аспект в воспитании детей дошкольного возраста. // Вестник Адыгейского государственного университета. 2006. № 4. с. 119-121.

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель Бубман Рита Моисеевна

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (г. Москва)

ЗНАЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ АСПИРАНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО

ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматривается роль самостоятельного познания для каждого человека как наиболее приоритетного способа усвоения знаний. Актуальность самостоятельной работы для аспирантов вузов обусловлена проходящими в обществе динамическими изменениями, что приводит к изменению требований к качествам современного специалиста. Принимая во внимание этот непростой процесс, высшее образование трансформируется, вбирая в себя новейшие методики и технологии. Дефицит времени и глобальная компьютеризация системы образования делают процесс самостоятельной работы очень важным и доступным. Активная интеллектуальная работа формирует собственный стиль мышления, развивает аналитические способности, помогает четкой систематизации научных данных, улучшает навыки чтения и письма на иностранном языке. Концентрируя все свое внимание на изучаемом материале, аспирант мобилизует скрытые резервы своей воли, интеллекта и эмоций. Такая вовлеченность в процесс самостоятельной работы помогает достигать целей и свободнее относиться к новым для себя задачам. Отмечается, что преподавателю необходимо показать аспирантам важность четкого планирования и организации активной самостоятельной деятельности. Самостоятельная работа является и творческой и научно-исследовательской, что приводит аспиранта к формированию решений на основе тщательного поиска ответов на поставленные и возникающие вопросы. В данном случае преподаватель иностранного языка становится для аспиранта наставником, корректирующим языковую сторону работы. В работе приводится анализ эмпирических данных, которые подтверждают важность самостоятельной работы аспирантов при обучении по дисциплине «Иностранный язык» в техническом вузе, а так же тот факт, что большая часть времени в самостоятельной работе аспирантами отводится на работу с аутентичными текстами и составление терминологического словаря.

Ключевые слова: иностранный язык, самостоятельная работа, аспирант, коммуникация, профессиональный рост, научно-исследовательская работа.

Annotation. The article considers the role of self-independent cognition for each person as the most priority method of mastering knowlege. The actuality of self-independent work for postgraduates is due to the dynamic changes taking place in society, that leads to a change in the requirements to the qualities of a modern specialist. Taking into account this complex process, higher education is being transformed by incorporating the latest techniques and technologies. The lack of time and the global computerization of the education system make the process of self-independent work very important and accessible. Active intellectual work forms your own style of thinking, develops analytical abilities, helps clear systematization of scientific data, improves reading and writing skills in a foreign language. By focusing all of their attention on the material being studied, postgraduates mobilize the hidden reserves of their will, intelligence, and emotions. This involvement in the process of self-independent work helps to achieve goals and treat their new tasks easier. It is noted that the teacher needs to show postgraduates the importance of clear planning and organizing active self-independent activities. Self-independent work is both creative and investigative. This leads the postgraduates to build up solutions based on a thorough search for answers to the questions posed and emerging. In this case, the foreign language teacher becomes a mentor for the postgraduates, correcting the linguistic side of the work. The paper provides an analysis of empirical data that confirm the importance of self-independent work of postgraduates when studying the discipline "Foreign language"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.