Научная статья на тему 'Подготовка будущих педагогов дошкольных образовательных организаций к реализации этномузыкального образования'

Подготовка будущих педагогов дошкольных образовательных организаций к реализации этномузыкального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОМУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭСТЕТИКО-КУЛЬТУРНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / ETHNOMUSIC EDUCATION / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / ESTETIKO-CULTURAL SELF-DEVELOPMENT / CULTURAL TRADITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубогрызова Галина Николаевна

Интенсивный процесс возрождения этнокультурных связей и казачьих традиций на Кубани обуславливает необходимость воспитания молодого поколения в духе нравственных устоев и культурных традиций предков в условиях современной социокультурной среды. На знании истоков казачества, его традиций, родного фольклора воспитывается интерес и уважение к культуре других народов. Соответственно, важнейшей задачей духовно-нравственного воспитания является ориентация личности на эстетико-культурное саморазвитие в течение всей дальнейшей жизни, способствующее ее самоопределению в современном мире, толерантному отношению к культурам других народов, творческому преобразованию жизни. Подготовка студентов дошкольного факультета педвузов к реализации этномузыкального образования будет способствовать формированию гражданского и патриотического сознания, любви к малой и большой Родине, уважения к этносам, проживающим на территории региона, страны и их культурам, толерантности; позволит сохранить, развить и ретранслировать подрастающему поколению русскую культуру и культуру родного народа, народов России в контексте мировой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF THE PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS FOR REALIZATION OF ETHNOMUSIC EDUCATION

Intensive process of revival of ethnocultural ties and the Cossack traditions in Kuban causes need of education of the younger generation in the spirit of moral principles and cultural traditions of ancestors in the conditions of the modern sociocultural environment. On knowledge of sources of the Cossacks, its traditions, native folklore interest and respect for the culture of other people is cultivated. Respectively, the most important task of spiritual and moral education is orientation of the personality to the estetiko-cultural self-development during all further life promoting its selfdetermination in the modern world, to the tolerant attitude towards the cultures of other people, creative conversion of life. Training of students of preschool faculty of teacher training Universities for implementation of ethnomusic education will promote formation of civil and patriotic consciousness, love to the small and big Homeland, respect for the ethnoses living in the territory of the region, the country and to their cultures, tolerance; will allow to save, develop and relay to younger generation the Russian culture and the culture of the native people, the people of Russia in the context of world culture.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих педагогов дошкольных образовательных организаций к реализации этномузыкального образования»

информирования и формального, неформального и информального обучения, которое направлено на формирование ценностного отношения к бренду у общественности региона и позволяет ей понять и принять суть бренда и его атрибуты, транслировать заложенные в бренде ценности как внутри региона, так и за его пределами.

Литература:

1. Болкунов И.А. Дистанционные образовательные технологии: проблемы учебного контроля // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 33-36.

2. Донина И.А., Протасова Н.В. Маркетинговая стратегия в управлении современной общеобразовательной организацией // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4 (9). С. 64-66.

3. Донина И.А., Иванова Т.Д., Шерайзина Р.М. Профессиональная подготовка руководителя образовательной организации: маркетингово-компетентностный подход / монография // Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого. Санкт-Петербург, 2013, 243 с.

4.Донина И.А. Проблема оценки эффективности деятельности современной общеобразовательной организации: социальный и экономический аспекты // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2013. № 74-2. С. 19-22.

5.Словари и энциклопедии на Академике. Общественное мнение. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/15577

6. Шайдорова Н.А., Донина И.А Потенциал социальных сетей в реализации интернет-маркетинга образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 75-79.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Дубогрызова Галина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОМУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Интенсивный процесс возрождения этнокультурных связей и казачьих традиций на Кубани обуславливает необходимость воспитания молодого поколения в духе нравственных устоев и культурных традиций предков в условиях современной социокультурной среды. На знании истоков казачества, его традиций, родного фольклора воспитывается интерес и уважение к культуре других народов. Соответственно, важнейшей задачей духовно-нравственного воспитания является ориентация личности на эстетико-культурное саморазвитие в течение всей дальнейшей жизни, способствующее ее самоопределению в современном мире, толерантному отношению к культурам других народов, творческому преобразованию жизни.

Подготовка студентов дошкольного факультета педвузов к реализации этномузыкального образования будет способствовать формированию гражданского и патриотического сознания, любви к малой и большой Родине, уважения к этносам, проживающим на территории региона, страны и их культурам, толерантности; позволит сохранить, развить и ретранслировать подрастающему поколению русскую культуру и культуру родного народа, народов России в контексте мировой культуры.

Ключевые слова: этномузыкальное образование, духовно-нравственное воспитание, эстетико-культурное саморазвитие, культурные традиции.

An^Mion. Intensive process of revival of ethnocultural ties and the Cossack traditions in Kuban causes need of education of the younger generation in the spirit of moral principles and cultural traditions of ancestors in the conditions of the modern sociocultural environment. On knowledge of sources of the Cossacks, its traditions, native folklore interest and respect for the culture of other people is cultivated. Respectively, the most important task of spiritual and moral education is orientation of the personality to the estetiko-cultural self-development during all further life promoting its selfdetermination in the modern world, to the tolerant attitude towards the cultures of other people, creative conversion of life.

Training of students of preschool faculty of teacher training Universities for implementation of ethnomusic education will promote formation of civil and patriotic consciousness, love to the small and big Homeland, respect for the ethnoses living in the territory of the region, the country and to their cultures, tolerance; will allow to save, develop and relay to younger generation the Russian culture and the culture of the native people, the people of Russia in the context of world culture.

Keywords: ethnomusic education, spiritual and moral education, estetiko-cultural self-development, cultural traditions.

Введение. Интенсивный процесс возрождения этнокультурных связей и казачьих традиций на Кубани обуславливает необходимость воспитания молодого поколения в духе нравственных устоев и культурных традиций предков в условиях современной социокультурной среды. Важнейшей задачей духовно-нравственного воспитания является ориентация личности на эстетико-культурное саморазвитие в течение всей дальнейшей жизни, способствующее ее самоопределению в современном мире, толерантному отношению к культурам других народов, творческому преобразованию жизни.

Одним из путей формирования личностной нравственной культуры педагогов дошкольной образовательной организации является накопление художественно-эстетических знаний, представлений, интонационного опыта восприятия произведений из «золотого фонда» традиционной культуры народов Кубани во взаимосвязи с развитием профессиональных умений и навыков, а также использование форм работы, направленных на развитие ценностного отношения к национальной художественной культуре. Мы считаем, что для будущих педагогов дошкольных образовательных организаций непосредственное участие в реализации мероприятий с использованием традиционной культуры народов Кубани в практике работы с детьми дошкольного возраста, будет способствовать формированию нравственных установок, повышению

уровня знаний, приобретению навыков эффективных коммуникаций, получения опыта по духовно-нравственному воспитанию детей.

Изложение основного материала статьи. Этнокультурная направленность образования определяет обусловленность процесса подготовки студентов дошкольного факультета педвузов к реализации этномузыкального образования. Требования к подготовке педагогов дошкольных образовательных организаций в аспекте реализации этномузыкального образования определяются как с учетом ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», образовательная программа «Дошкольное образование» (в рамках дисциплин «Теория и технологии музыкального воспитания детей дошкольного возраста», «Современные технологии музыкального развития дошкольников»), так и Федеральных государственных стандартов к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. Особое внимание уделяется художественно-эстетическому образованию, отмечается важность приобщения детей дошкольного возраста к музыкальным традициям своего и других народов России и мира, знакомства их с образцами песенной и инструментальной народной музыки.

Термин «этномузыкальное образование» был введён впервые в конце 90-х годов [1]. Этномузыкальное образование, по нашему мнению, представляет собой непрерывный педагогический процесс, направленный на воспитание любви, интереса и уважения к родному музыкальному искусству и искусству других народов, формирование личностной этномузыкальной культуры, этномузыкальной компетентности, толерантности, способности к межкультурному и межэтническому общению, позволяющих человеку воспринимать, транслировать и создавать этномузыкальные ценности в русле родной или иной музыкальной традиции.

Учитывая данные требования, можно определить цель работы по подготовке студентов дошкольного отделения к реализации этномузыкального образования - способствовать становлению у студентов гражданственности, патриотизма, толерантности, воспитывать у них интерес и любовь к народной музыкальной культуре, способствовать приобретению этномузыкально-педагогического опыта, позволяющего реализовывать целевые установки и содержание этномузыкального образования дошкольников. Среди задач, которые конкретизируют данную цель, можно выделить следующие:

- формировать у студентов чувство любви к малой и большой Родине, уважения и интереса к народной музыкальной культуре, способствовать становлению этнокультурной толерантности, культуры межэтнического общения;

- познакомить с наиболее яркими образцами музыкального фольклора (русского народа и народов, населяющих регион), которые могут быть использованы в практике дошкольного музыкального образования;

- способствовать освоению культуротворческих технологий, позволяющих воспроизводить, сохранять, развивать народные музыкальные традиции;

- познакомить с этномузыкально-педагогическими технологиями формирования этномузыкальной осведомлённости дошкольников в ходе занятий и при организации самостоятельной деятельности детей на основе музыкального фольклора;

- воспитать потребность в самообразовании с целью углубления работы по изучению народной музыкальной культуры.

Содержание этномузыкально-педагогической подготовки студентов дошкольного отделения может реализовываться в ходе освоения дисциплин «Этнопедагогика», «Теория и технологии музыкального воспитания детей дошкольного возраста», а также в рамках курсов по выбору «Традиционная культура и историческое партнёрство народов Кубани», «Современные технологии музыкального развития дошкольников», «Художественно-эстетическая деятельность дошкольников», факультатива «Хоровое пение». В процессе изучения данных дисциплин формируются следующие компетенции (в аспекте этномузыкальной подготовки студентов):

1. Общекультурные компетенции (ОК), которые предполагают:

- способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции (ОК-2);

- способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5).

2. Профессиональные компетенции (ПК), которые предполагают:

- способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности в (ПК-3);

- способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5);

- способность выявлять и использовать возможности региональной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11);

- способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп (ПК-13);

- способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14).

С целью совершенствования этномузыкально-педагогической подготовки студентов дошкольного отделения нами был разработан тематический кружок «Кубанские напевы», в основу работы которого была положена идея изучения традиций этнической культуры народов Кубани. Задачи кружковой деятельности следующие:

1. познакомить знакомство будущих педагогов с музыкальной культурой и фольклором географич задачи народов Кубани (песенным, инструментальным, поэтическим) невесту для ровень использования его в практике работы контексте с детьми;

2. познакомить будущих педагогов поэма с основными видами развитие декоративно-прикладного искусства, хорошо народными педагогов промыслами народов работе Кубани;

3. обогатить духовно-нравственную элементы культуру будущих педагогов, развитию изучив культуру разных этносов, проживающих на Кубани;

4. повысить деятельности педагогическую компетентность редставили будущих педагогов дошкольного образования по вопросам современной патриотического и этнокультурного воспитания.

Организация кружковой деятельности предполагала ровень следующие формы работы:

- круглые ходе столы для обсуждения которых со студентами актуальных мероприятии проблем;

- выступления студентов с докладами просто и видео-презентациями;

- прослушивание содержани музыкальных произведений музыкальных кубанских, армянских, педагоадыгских, татарских, чеченских авторов мотивам с их последующим анализом;

- просмотр выходных видеофильмов и медиа проведении презентаций о Краснодарском провели крае;

- составление конспектов педагога занятий и разработка досуговых мероприятий, работе посвященных доброй воспитанию любви к Родине, контрольном родному краю, своей народам Кубани;

- проведение интегрированных и тематических занятий с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному родители воспитанию.

В ходе кружковой деятельности студенты знакомились также с народными знаниями промыслами России, деятельностью учились прорисовке элементов, родители знакомились с техникой письма, кубани создавали коллективное элементов панно «Золотая работы Хохлома». При необходимо ознакомлении с гжельской педагогов росписью, будущие педагоги современной прорисовывали элементы обуславливает гжельской росписи, работе знакомились с техникой эксперимент рисования гжельской розы, развития расписывали гжельские воспитателя изделия из шаблонов знакомство с элементом гжельская организации роза. Произведения одним прикладного искусства российской отражают художественные культуры традиции нации, программы миропонимание, мировосприятие краснодарский и художественный опыт педагоги народа, сохраняют каждого историческую память, дошкольного тем самым деятельности способствуя большему методов проникновению к своим людям истокам.

В ходе практических занятий армянских мы слушали со студентами музыкальные оказывает произведения о Родине, ходе о Кубанском крае, далеко старались выбрать российской современные песни низким и хорошо известные, педагогов чтобы пробудить анализ интерес к самой музе теме, создать участие определенный эмоциональный стихи настрой. Такие песни проводимые как: «Ой, необходимо при лужку», «Варенички», «Ой, норм да, Краснодарский участниками край», «Ишла ознакомлению дивчина лучками», «Распрягайте, продвижение хлопцы, коней», «Ой, чтобы во поле, травушка», «Донские культурных казаки», «Едут чувства по Берлину наши педагогов казаки», студенты самоанализа разучивали содержани дошкольного для умений дальнейшего их использования произведений в работе с детьми. Просмотр задачивидеороликов кубанских теоретических танцев, досуг вызвал у студенческого народов коллектива положительные краснодарский эмоции и желание выполнения освоить эти получения танцы, разучить родители их своеобразные элементы: мотивам гусеница, подушечка, доброй расчёсочка и другие.

Мы также знакомили студентов работы с творчеством художников Кубани: знаниями В. К. Нечитайло -«Красные работы партизаны», «Урожай»; нравственной В. С. Воржев - «Кубанские участие ангелы», «Хутор приводить Солёный», «Казачий поэтому хутор»; С. В. Дудко - «Золотые воспитания горы» и др. Состоялось перечисленного знакомство и с композиторами развитию Кубани: Г. Ф. Пономаренко «Я уровень назову тебя оценочную зоренькой», «Ах, способность соловей мой, осмысленное соловей», «Золотаюшка»; кубани Г. М. Плотниченко - родителей «Кубанские синие участниками ночи», «Маки воспитатели на малой земле», «У воспитателя старого кургана», «Над дону Кубанской степью практике солнце», «От осмысленное весны никуда заметного ни скрыться», «Девичья литературным лирическая», «Тихо поставили за околицей» на стихи таких кубанских авторов, а также песнями участниками военных лет: «Гвардейцы явилась миномётчики», «Севастопольская», «По контрольном Дону гуляет..».

В знакомство ходе работы краснодарском нашего кружка расширения студенты узнали и познакомились возникающий с литературным творчеством детского кубанских самым поэтов: В. Н. Логинова, дошкольников С. Н. Макарова, В. Бардадым участие и других. Поскольку Краснодарский имея край является нечитайло многонациональным и многоконфессиональным культуре регионом нашей берлину страны, российской мы включили в нашу самым работу мероприятия мухадин о культуре Армении адыгских и Адыгеи, Чечни и Ингушетии, Дагестана и Грузии.

Мы реализовали детьми проект на тему: «Знакомство родители с армянской культурой». Представили доброй защиту проекта путем в виде итогового после мероприятия - «Путешествие здорового в Армению». эффективно Цель: воспитания расширять представление бережного будущих педагогов о культуре, кубани классической контексте музыке, композиторах, полагаем народных танцах и художниках Армении.

Продвижение Задачи формирования проекта:

- расширить знания воспитанию о жизни граждан анализ армянской национальности, перечисленного их обычаях, традициях, воспитание фольклоре;

- познакомить деятельности с национальной одеждой, наиболее армянской кухней;

- приобщить танцах к народным танцам, песням;

- воспитывать педагогами чувство толерантности национальных к представителям других работе национальностей, чувство педагогов гордости за свой дошкольному народ и его таким культуру.

Для организации расширения знаний после будущих педагогов дошкольного образования, в нравственных начале встречи котором была показана обучения видеопрезентация детского о культуре армянского проводимые народа, которая литературным включала в себя: историю, весны географическое положение, детьми символику; архитектуру культуре и культурное наследие научном древнего христианского разработанные государства; виртуальное путешествие по столице природу Армении; знакомство с бытом всего и занятиями армян, начале национальными танцами самым и песнями; знаменитыми художников жителями страны; природой настоящее Армении; особенностями знаниями и колоритом армянской показателей кухни.

Мероприятие предусматривало эмоциональный знакомство с художественным практике творчеством Армении: элементов репродукциями деятельности картин художников: практике М. Сарьяна «Старый мероприятии Ереван», «Жёлтые езультаты цветы» и И. Айвазовского «Девятый повлиять вал» и «Вид информационном Венеции». В ходе мероприятия знаний был проведён повысить мастер-класс: разрисовывание кубанском посуды, рисование расписывали и лепка кукол оспитатели в национальных костюмах. Не только обошлось путешествие педагогов в Армению и без нравственной стихов армянских разучивали поэтов. Кроме того, общей студенты познакомились вопросам с музыкальной деятельностью краснодарском данного народа, поэма прослушивали нравственного произведения армянских решается композиторов: А. Хачатуряна «Танец оказывает с саблями» (балет «Гаянэ», панно вальс «Маскарад» к количество драме М. Ю. Лермонтова), «Ноктюрн», традиции А. А. Бабаджаняна, педагогов разучили элементарные доброй танцевальные движения такие под национальную уважения музыку (танец «Девушки подготовка с кувшином»).

В рамках кружковой деятельности мы разработали проект «Таланты дальнейшего Адыгеи». Цели проекта:

1. Формирование мухадин основ национального педагогами самосознания адыгского воспитание народа, уважения оказывает и дружбы между российской людьми разных проведении национальностей.

2. Нравственное, нравственных эстетическое, интеллектуальное способность развитие с опорой детьми на особенности народных работа традиций, приобретение означают культурного богатства разработанные адыгского и русского причин народов.

Задачи проекта:

1. Формирование расписывали устойчивого интереса формирование к народному искусству, задач уважение к труду таким и таланту мастеров.

2. знакомство которая с традициями и обычаями рисунки адыгской и русской каждого культур, освоение положена будущими педагогами нравственно - эстетических педагогов ценностей традиционной, плотниченко национальной культуры.

3. Развитие формирование потребности в активности, игры творческом преобразовании формирова окружающего мира прорисовке в соответствии с национальными такие традициями.

4. Развить межличностные анкета отношения и воспитывать содержани толерантность к представителям родителями различных национальностей.

Одной эмоциональный из форм работы кубанском по проекту явилась литературно- музыкальная плотниченко гостиная - «Культура эксперимент народов Адыгеи».

Мероприятие началось мероприятии с показа мультимедиа система презентации об особенностях задачи культуры народов национальными Адыгеи. Студенты познакомились развитие с биографией требует художников и их творчеством: Феликс национальных Петуваш: «Сон педагогов наяву», «Старый дошкольного мир», «Мечтающий», «Свадьба»; исхак Теучеж Мадинович исхак Кат: «У очага», «Саженцы», «Совет отношений старейшин», «Дерево познакомить жизни», «У конце ручья»; Меретуков бардадым Давлет: «Народные коллектива игры народов народов Адыгеи». Культура адыгов идеалом славится поэтами: Мухадин детского Ахмедов: «Танец «Кафа»; Лариса поэма Шебзухова: «Фаша» -кавказский россии наряд, который древнего был представлен обучения на экране; Борис Гедгафов: «Старый недостаточной танец»; Исхак Машбаш: «Черкеска»; Киримизе выполнили Жане: «У нашего адыгов обычай пресекать такой».

Завершилась гостиная особенностях музыкальными произведениями особенностях адыгских композиторов: ориентируется симфоническая поэма «Памяти готовности жертв Кавказской деятельности войны» - поведения (1995) Ч. Анзарокова; воспитания увертюра к комедии «Сварливая этой невестка» (1998) - М. Хупова; У. Х. применения Тхабисимова: « Моя деятельностью мама», «Адыгские требует аулы», «Край составляющие родной», «Адыгскую ходе невесту вводим формирование в дом», «Навеки кубан с Россией»; А.К. Нехай: «Рапсодия «Зафак знаний Хагауджа» 1998, езультаты поэма-рапсодия «Колен» 2002, педагогическим вариации родителями на тему танцевальной стремимся мелодии «Удж» для семья голоса и ансамбля самым адыгских народных показателей инструментов 2003, педагогов концерт для народо хора и оркестра полагаем адыгских народных умений инструментов «Напевы народов далекого детства».

В осмысленное ходе литературно - музыкально особенностях гостиной мы продумывали, обычай как можно работы то, или процесс иное произведение проводимые включить в работу эксперимент с детьми дошкольного и школьного возраста. Студенты кроме вносили свои педагогов предложения.

Использовали которых мы в своей работе прорисовке и нетрадиционные формы работы целевых по активизации этномузыкально-педагогической подготовки студентов дошкольного отделения и развитию уважения у них целевых духовно-нравственной культуры. Это:

- КВН - викторина программы для студентов «Люби развитию и знай свой литературным край»;

- Педагогическая гостиная «Культура активность народов Кубани»;

- Круглый важнейшую стол «Декоративно-прикладное достижение искусство народов Кубани»;

- Консультация кубанском для педагогов и родителей «Духовно-нравственное осмысленное воспитание детей интенсивный в современной России».

Интенсивный процесс возрождения этнокультурных связей и казачьих традиций на Кубани обуславливает необходимость воспитания молодого поколения в духе нравственных устоев и культурных традиций предков в условиях современной социокультурной среды. На знании истоков казачества, его традиций, родного фольклора воспитывается интерес и уважение к культуре других народов. Казачество является хранителем самых высоких духовных и нравственных ценностей. Соответственно, важнейшей задачей духовно-нравственного воспитания является ориентация личности на эстетико-культурное саморазвитие в течение всей дальнейшей жизни, способствующее ее самоопределению в современном мире, толерантному отношению к культурам других народов, творческому преобразованию жизни.

Одним из путей формирования личностной нравственной культуры педагогов ДОО является накопление художественно-эстетических знаний, представлений, интонационного опыта восприятия произведений из «золотого фонда» традиционной культуры народов Кубани во взаимосвязи с развитием профессиональных умений и навыков, а также использование форм работы, направленных на развитие ценностного отношения к национальной художественной культуре, формирование личностной духовно-нравственной культуры, а также развитие творческих умений и готовности к самообразованию, с использованием системы заданий, активизирующих оценочную деятельность педагогов.

Мы считаем, что для будущих педагогов дошкольных образовательных организаций непосредственное участие в реализации мероприятий с использованием традиционной культуры народов Кубани в практике работы с детьми дошкольного возраста, будет способствовать формированию нравственных установок, повышению уровня знаний, приобретению навыков эффективных коммуникаций, получения опыта по духовно-нравственному воспитанию детей. Национально-культурные праздники, события, проводимые в дошкольной образовательной организации с привлечением разнообразных видов и форм художественно-творческой деятельности, будут способствовать развитию у молодых педагогов интереса и уважения к культурам, нравам и обычаям разных народов, формировать культуру межэтнического общения между жителями региона.

Выводы. Таким образом, подготовка студентов дошкольного факультета педвузов к реализации этномузыкального образования будет способствовать формированию гражданского и патриотического сознания, любви к малой и большой Родине, уважения к этносам, проживающим на территории региона,

страны и их культурам, толерантности; позволит сохранить, развить и ретранслировать подрастающему поколению русскую культуру и культуру родного народа, народов России в контексте мировой культуры, что будет способствовать формированию у детей дошкольного возраста этнического самосознания, этнокультурной идентичности, способности к диалогу, к межкультурному общению; обеспечит в последствие определённый уровень развития этномузыкальной осведомлённости у детей дошкольного возраста, будет способствовать становлению основ этномузыкальной культуры в целом.

Литература:

1. Большая энциклопедия народов. Для школьников и студентов / Л.М. Минц. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.

2. Буре Р.С. Нравственно-духовное воспитание в детском саду М., 2010.

3. Вивчарь Г. М. Казачество и адыги: Мемуары моих дедов и прадедов. - Майкоп, 2005.

4. Виноградов. В. Б. Средняя Кубань: «Земляки и соседи». Краснодар, 2009.

5. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников, М., 2012.

6. Галицкая И.А., Метлик И.В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике // Педагогика, 2009, №10. Москва, 2014.

7. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. М.: Просвещении, 2009.

8. Кокуева В.А. Духовно - нравственное воспитание детей на культурных традициях своего народа -М.: Аркти, 2011.

9. Суслова Э.К. Воспитание у детей этики межнационального общения. М.. - 2011.

10. Швец С. А. Кубань - многонациональный край. Электронный ресурс.-[Режим доступа]: teacherj ournal.ru/attachments/188_Кубань .docx, 2011.

Педагогика

УДК: 796.81

кандидат педагогических наук, доцент Дюкина Лариса Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева» (г. Чебоксары); старший преподаватель Игнатьев Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева» (г. Чебоксары)

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЬНОЙ БОРЬБОЙ

Аннотация. В статье рассмотрено содержание физической подготовки студентов факультета физической культуры занимающихся вольной борьбой. Выявлен уровень физической и технической подготовленности у борцов вольного стиля.

Ключевые слова: физическая подготовка, вольная борьба, студенты, физическая и техническая подготовленность.

Annotation. The article describes the content of physical training of students of the Faculty of Physical Education involved in freestyle wrestling. The level of physical and technical readiness of freestyle wrestlers was revealed.

Keywords: physical training, freestyle wrestling, students, physical and technical preparedness.

Введение. Правительство России рассматривает физическую культуру, как одно из результативных средств, способствующих приобщить молодежь к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом.

Президент Российской Федерации В. В. Путин в майском указе 2018 года возложил на Правительство обязанность увеличить количество граждан, ведущих здоровый образ жизни к 2024 году. В связи с чем, кабинету министров необходимо обеспечить увеличение численности граждан систематически занимающихся физической культурой и спортом до 55%.

По мнению специалистов именно физические нагрузки способствуют оздоровлению организма человека. Совместные тренировки благотворно влияют на социализацию личности. Физически крепкие и морально устойчивые люди составляют основу развития сильного государства.

Занятия физической культурой и спортом способствуют проявлению лидерских качеств, возможности проявить себя, выступает неким социальным проводником в профессиональную сферу деятельности. Формирование рассматриваемых качеств именно в студенческие годы имеет высокий потенциал. Данный период является благоприятным, для повышения уровня спортивной подготовленности, технического и тактического мастерства. Проявление его происходит во время соревновательной деятельности. Ребята с удовольствием принимают участие в соревнованиях. Задача педагога помочь им достигнуть запланированные результаты. Всё это станет возможным при сформированном достаточно высоком уровне физической подготовленности.

Под общей физической подготовленностью понимается совокупность двигательных способностей человека и морфофункциональных свойств организма [1].

От состояния физической готовности студента зависит его умение усваивать получаемую на занятиях информацию, что в итоге влияет на его возможность иметь высокой рейтинг в образовательном процессе вуза.

Студенты, обучающиеся на факультете физической культуры, имеют различную спортивную квалификацию и являются представителями разных видов спортивной деятельности.

На факультете обучаются ребята, которые в будущем станут учителями по физической культуре или тренерами. Соответственно их уровень физической подготовки должен быть выше, чем у остальных студентов. Для повышения студентами своего спортивного мастерства в вузе функционируют различные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.