Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПУТЕЙ И СРЕДСТВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ВВЕДЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПУТЕЙ И СРЕДСТВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ВВЕДЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектирование системы преподавания / этнохудожественное образование / совершенствование учебного процесса / этнохудожественная теория / научная основа народного творчества / design of teaching system / ethno-artistic education / improvement of educational process / ethno-artistic theory / scientific basis of folk art

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е Ю. Стрельцова, О И. Бабанова

В статье рассматривается проблема проектирования путей и средств совершенствования этнохудожественного образования на основе введения в учебный процесс современных научных достижений. Разработаны предложения по совершенствованию системы этнохудожественного образования по таким важным его составляющим, как целеполагание, содержание учебных дисциплин, номологические элементы, методы и формы организации обучения. Доказывается, что формирование теоретических основ народного художественного творчества наиболее продуктивно осуществляется в условиях целенаправленного синтезирования научных и учебно-дидактических поисков, которые обладают уникальной способностью взаимоподкрепления. Наука выступает здесь в качестве основного источника знаний, а преподавание вносит очень важный вклад в совершенствование организации и дидактической интерпретации знаний. В результате такого диалога содержательный комплекс включается в процесс перманентного самосовершенствования с точки зрения требований объективности, достоверности, научности, последовательности при описании, объяснении и прогнозировании развития этнохудожественной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING WAYS AND MEANS OF IMPROVEMENT ETHNO-ARTISTIC EDUCATION BASED ON THE INTRODUCTION OF MODERN SCIENTIFIC ACHIEVEMENTS INTO THE EDUCATIONAL PROCESS

The article deals with a problem of designing ways and means of improving ethno-artistic education based on the introduction of modern scientific achievements into the educational process. Proposals have been developed to improve the system of ethno-artistic education on such important components as goal-setting, the content of academic disciplines, nomological elements, methods and forms of training organization. It is proved that forming theoretical foundations of folk art is most productively carried out in conditions of purposeful synthesis of scientific and educational-didactic searches, which have a unique ability of mutual reinforcement. Science acts here as the main source of knowledge, and teaching makes a very important contribution to improving the organization and didactic interpretation of knowledge. As a result of such dialogue, the content complex is included in the process of permanent self-improvement from the point of view of the requirements of objectivity, reliability, scientific character, consistency in the description, explanation and prediction of the development of ethno-artistic activity.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПУТЕЙ И СРЕДСТВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ВВЕДЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ»

References

1. Argunova T.G. Kompleksnoe uchebno-metodicheskoe obespechenie predmeta. Moskva: Professional, 2000.

2. Osmolovskaya I.M. Naglyadnye metody obucheniya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Akademiya, 2009.

3. Babakova T.A. Pedagogika ipsihologiya vysshej shkoly metodika raboty s ponyatijnym apparatom: uchebnoe posobie. Petrozavodsk: Petrozavodskij gosudarstvennyj universitet, 2013.

4. Polat E.S., Buharkina M.Yu., Moiseeva M.V. i dr. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2002.

5. Aliev Yu.B. Nastol'naya kniga shkol'nogo uchitelya-muzykanta: metodicheskoe posobie. Moskva: VLADOS, 2000.

6. Nauchnyj portal molodoj uchenyj: oficial'nyj sajt. 2021. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3167/

7. Harlamov I.F. Pedagogika. Moskva: Gardariki, 2003.

8. Shirshov E.V. Informaciya, obrazovanie, didaktika, istoriya, metody i tehnologii obucheniya: Slovar' klyuchevyh ponyatij i opredelenij. Moskva: Akademiya Estestvoznaniya, 2017.

9. Sajt uchitelya anglijskogo yazyka MASchU SOSh № 40 g. Tomska: personal'nyj sajt. 2021. Available at: https://lydiya.jimdofree.com-fishbone/

Статья поступила в редакцию 18.11.21

УДК 378

Streltsova E.Yu, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: strelcovaelena9191@mail.ru

Babanova O.I., senior teacher, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: emilylove9191@gmail.com

DESIGNING WAYS AND MEANS OF IMPROVEMENT ETHNO-ARTISTIC EDUCATION BASED ON THE INTRODUCTION OF MODERN SCIENTIFIC ACHIEVEMENTS INTO THE EDUCATIONAL PROCESS. The article deals with a problem of designing ways and means of improving ethno-artistic education based on the introduction of modern scientific achievements into the educational process. Proposals have been developed to improve the system of ethno-artistic education on such important components as goal-setting, the content of academic disciplines, nomological elements, methods and forms of training organization. It is proved that forming theoretical foundations of folk art is most productively carried out in conditions of purposeful synthesis of scientific and educational-didactic searches, which have a unique ability of mutual reinforcement. Science acts here as the main source of knowledge, and teaching makes a very important contribution to improving the organization and didactic interpretation of knowledge. As a result of such dialogue, the content complex is included in the process of permanent self-improvement from the point of view of the requirements of objectivity, reliability, scientific character, consistency in the description, explanation and prediction of the development of ethno-artistic activity.

Key words: design of teaching system, ethno-artistic education, improvement of educational process, ethno-artistic theory, scientific basis of folk art.

Е.Ю. Стрельцова, д-р пед. наук, проф., Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: strelcovaelena9191@mail.ru

О.И. Бабаноеа. ст. преп., Московский городской педагогический университет, г. Москва, E-mail: emilylove9191@gmail.com

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПУТЕЙ И СРЕДСТВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ВВЕДЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

В статье рассматривается проблема проектирования путей и средств совершенствования этнохудожественного образования на основе введения в учебный процесс современных научных достижений. Разработаны предложения по совершенствованию системы этнохудожественного образования по таким важным его составляющим, как целеполагание, содержание учебных дисциплин, номологические элементы, методы и формы организации обучения. Доказывается, что формирование теоретических основ народного художественного творчества наиболее продуктивно осуществляется в условиях целенаправленного синтезирования научных и учебно-дидактических поисков, которые обладают уникальной способностью взаимоподкрепления. Наука выступает здесь в качестве основного источника знаний, а преподавание вносит очень важный вклад в совершенствование организации и дидактической интерпретации знаний. В результате такого диалога содержательный комплекс включается в процесс перманентного самосовершенствования с точки зрения требований объективности, достоверности, научности, последовательности при описании, объяснении и прогнозировании развития этнохудожествен-ной деятельности.

Ключевые слова: проектирование системы преподавания, этнохудожественное образование, совершенствование учебного процесса, этно-художественная теория, научная основа народного творчества.

Проектирование системы преподавания народного художественного творчества на основе целенаправленного введения в состав обучения достижений современной науки представляет собой довольно сложный процесс, включающий в себя последовательно осуществляемые уточнения, обновления, корректировку подходов, концепций и технологий. В свою очередь, этот процесс позволяет увидеть многое из того, что ранее слабо отражалось и даже вообще не учитывалось в системе традиционной этнохудожественной теории.

Для выработки конструктивных предложений по совершенствованию учебного процесса необходимо провести анализ основных составляющих этно-художественного образования в современных вузах: целеполагания, структуры и содержания учебных дисциплин, понятийно-категориального аппарата, номо-логических элементов, методов и форм организации обучения. Первостепенное внимание в этой связи необходимо уделить проблемам реализации в обучении принципа научности и вопросам научно-теоретического фундирования специальных дисциплин.

Развитие этнохудожественной теории в условиях образовательных систем анализируется путем выделения основных присущих ей отношений, к которым относятся генетические, структурно-содержательные и функциональные отношения. В этой связи чрезвычайно важным является категориальный, типологический, номологический и концептуальный анализ знаний о народном творчестве. Рассматривая этнохудожественную теорию в качестве особой формы организации научного знания, необходимо осуществить ее логико-методологическое исследование: дать характеристику описательного, объяснительного и предсказательного потенциала теории; обосновать роль и место в ее развитии опытных данных и мыслительных действий с идеализированными объектами, произвести оценку лингвистического уровня развития теории.

В аспекте педагогической практики работа по углублению научных основ народного творчества самым непосредственным образом связана с модернизацией учебного процесса. К нововведениям такого рода можно отнести:

- усиленную ориентацию на сохранение исторической преемственности в формировании и совершенствовании теории этнохудожественной деятельности, предполагающей хорошее знание того, что было создано нашими предшественниками;

- построение этнохудожественного образования на основе междисциплинарного системного подхода, дающего возможность целенаправленно профилировать процесс вузовского обучения в целом;

- продуманное внедрение методик адаптивного обучения, помогающих лучше учитывать особенности социокультурной ситуации, реальные возможности разных групп студенческого контингента, различия в уровне предшествующей подготовки учащихся и т.д.

- целенаправленное внедрение методик адаптивного обучения, помогающих лучше учитывать особенности социокультурной ситуации, реальные возможности разных групп студенческого контингента, различия в уровне предшествующей подготовки учащихся и т.д.;

- освоение технологии модульного проектирования учебных текстов как в устных, так и в письменных форматах, позволяющей обеспечить оптимальную обойму селективных учебных курсов;

- обеспечение непрерывности этнохудожественного образования, предполагающего наряду с собственно вузовской подготовкой четкую систему повышения квалификации, подготовку и дополнительное образование специалистов.

Для целенаправленного совершенствования системы этнохудожественного образования путем укрепления его научно-теоретических основ ключевое значе-

ние имеет опережающее педагогическое проектирование. Именно оно обладает замечательной способностью задавать тон в существенном преобразовании всех ключевых компонентов учебного процесса. С учетом этого производится обоснование процедур выделения объектов проектирования и последующего осуществления проектирующих операций применительно к функциям, принципам, целям, структуре, содержанию и технологии профессиональной подготовки будущих аниматоров и организаторов этнохудожественной деятельности.

Остановимся на анализе нашего опыта экспериментального моделирования процесса преподавания этнохудожественных дисциплин в современном вузе культуры. В этой связи был осуществлен концептуальный подход к исходной разработке модели, дана общая характеристика основных компонентов модели, произведено ее технологическое обоснование. Главной идеей здесь явилось создание образовательного пространства, в контексте которого могут реализоваться важнейшие дидактические принципы сегодняшнего дня: всемерная опора на активность и самостоятельность учащихся, личностно ориентированный подход к обучению, тесная взаимосвязь формируемых знаний, умений и навыков, дея-тельностный характер обучения, единство гносеологического и аксиологического, оптимальное сопряжение процессов описания, объяснения и прогнозирования, синтез учебной и научно-исследовательской работы.

В рамках предлагаемой нами модели отдается должное методам и формам традиционного репродуктивного обучения. Однако основной акцент переносится на технологию познавательно-исследовательского обучения. Согласно результатам проведенных изысканий, последнее не только весьма эффективно в плане развития познавательных и творческих способностей личности (педагогический эффект), но и в деле сопутствующего этому приращения принципиально новых знаний об объекте (научный эффект).

В ходе проведенного изыскания было выявлено, что в системе этнохудоже-ственного образования, наряду с хорошо изученной в контексте педагогической теории формой научно-логического познания, важную роль играет художественно-чувственное постижение объектов. Эта эмоционально-образная форма основывается не столько на понятиях, сколько на образном восприятии информации. К сожалению, до сих пор особенность, о которой идет речь, довольно слабо учитывается и исследуется в системе науки, что, в свою очередь, существенно снижает эффективность образовательного процесса. Общение с искусством нередко превращается при столь однобоком подходе в сухую схоластику, не затрагивающую самое главное - душу и чувства человека. Проблема «образ и понятие» и особенно механизмы их оптимального взаимодействия при постижении художественных ценностей хотя и обозначена в этнохудожественной теории и обосновании художественного образования, но достойной разработки до сих пор не получила.

Особую актуальность приобретает на современном этапе проблема целостности содержания этнохудожественных знаний. В этой связи нами разработаны конкретные рекомендации по устранению сохранившихся до сих пор в практике обучения структурных и содержательных упущений, обоснованы пути синтезирования в единый образовательный комплекс разрозненно существующих фольклористики, постфольклористики, теоретических основ любительского искусства и теории массовой художественной самодеятельности. Проведенный анализ преподаваемых сегодня этнохудожественных дисциплин позволил обнаружить наличие серьезных проблемно-тематических лакун, которые в дальнейшем могут быть заполнены за счет дополнительного введения таких содержательных узлов, как семиотика народного художественного творчества, структурный анализ этнохудожественных текстов, народное искусство и этнопедагогика, фольклор и фольклоризм и др.

Опираясь на данные проведенного анализа, мы пришли к выводу о том, что в системе современного этнохудожественного образования пока еще слабо используются благодатные возможности герменевтического подхода к народному искусству. Между тем в рассматриваемой ситуации такой подход имеет особую ценность и важность. В организационно-содержательном плане процесс обучения здесь во многом базируется на постоянном восприятии и истолковании разнообразных произведений народного творчества. В ходе такого истолкования перманентно осуществляется диалог сегодняшней эпохи с прошлым и будущим. Перевод многообразных памятников культуры отдаленных времен на язык живой современной культуры является не только эффективным дидактическим средством, но и продуктивным методом пополнения знаний о народном творчестве.

Весьма важную роль в дальнейшем совершенствовании научных основ этнохудожественного образования призвано сыграть целенаправленное формирование системы межпредметных связей. К сожалению, пока еще здесь превалирует подход к обучению, основанный на чисто предметном построении учебного процесса. Проведенное исследование позволило определить ряд продуктивных в рассматриваемом плане результатов целенаправленного укрепления междисциплинарных отношений. Установлено, что продуманная профилизация общенаучных предметов позволяет намного успешнее решать задачи, связанные с реализацией принципа научности. Выработка определенной совокупности общих сквозных понятий дает возможность более эффективного и многостороннего их применения. Обмен опытом формирования номологических структур положительно влияет на определение этнохудожественных закономерностей, законов и принципов. Введение в практику оправдавших себя рабочих карт межпредметных связей не только устраняет дублирование, но и придает учебным курсам присущие истиной науке стройность и последовательность изложения. Широ-

кое использование межпредметных связей как в рамках родственных учебных дисциплин, так и между предметами различных блоков существенно повышает научную ценность выполняемых курсовых и дипломных работ, магистерских, кандидатских и докторских диссертаций.

В научном фундировании вузовского этнохудожественного образования важная роль принадлежит учебной книге и, прежде всего, вузовскому учебнику. Развернутый историко-педагогический очерк решения этой проблемы во временном диапазоне представлен от трудов Ф.И. Буслаева до современных учебников и учебных пособий В.П. Аникина, Т.И. Баклановой, В.Е. Гусева, Т.В. Зуевой, А.С. Кар-гина, Б.П. Кирдана, Ю.В. Круглова, Б.Н. Путилова, Е.И. Смирновой [1-8] и других авторов. На основе проведенного анализа мы сформулировали основные требования к учебной книге нового поколения. К этим требованиям отнесены следующие: должная научно-мировоззренческая информативность, строгая адресность, продуманная преемственность, квалифицированно оформленный справочно-о-риентировочный аппарат, проблемное изложение материала, раскрытие динамики научных идей, разумное соотношение между научностью и доступностью, четкое смысловое толкование категорий и понятий, системность и целостность презентуемого знания, полноценная реализация координирующей функции учебной книги в общей системе средств художественного образования.

На основании анализа большого массива вузовской литературы этнохудо-жественного профиля можно представить характеристику таких часто встречающихся в учебных пособиях и учебниках недостатков, как кавернозность (наличие серьезных пробелов в структуре и содержании), супермодальность (назойливая императивность, возникающая нередко без должной опоры на анализ практики), апологетика достижений без необходимого критического рассмотрения, дес-криптивность (склонность к описанию при недооценке объяснения), беспроблем-ность (игнорирование реальных противоречий в системе развития народного художественного творчества) и др. По мнению автора, формированию теории, соответственно, и основанной на ее постулатах учебной литературы серьезно мешали и до сих пор мешают следующие факторы: наличие недоказательных и насаждаемых сверху концепций чисто идеологического плана (свойственное для учебных книг советского периода), игнорирование альтернативных конкурирующих с ними концепций, склонность к сервильности, выражающейся в восхвалении нередко сомнительных в своей правомерности указаний и директив, исходящих от властных инстанций, боязливое отношение к новым концепциям и теориям.

Необходимо отметить, что процесс формирования этнохудожественных курсов на основе научно-теоретических основ народного художественного творчества носит итерационный характер. Последние, в свою очередь, оказывают непосредственное влияние на развивавшуюся теорию. Исследование вузовской практики в прошлом и на современном этапе показало целый ряд позитивных последствий дидактической адаптации знаний о народном художественном творчестве.

Несмотря на то, что в учебных структурах находит отражение лишь часть научной информации, и вузовские предметы по своему объему и глубине всегда беднее своей научной первоосновы, в целом научный материал при его использовании в лекциях, учебных пособиях и учебниках обретает целый ряд новых дополнительных качеств. В процессе дидактической интерпретации теоретических основ в них очень часто вводится упорядоченность, при которой одни положения свергаются, а другие приобретают более широкой разворот, образуется иное соотношение теоретических и эмпирических знаний об объекте, материал обретает более популярный характер. Сведения и суждения, адаптированные для прямого использования в практике (а учебное учреждение наименее нацелено на это), создают своего рода ситуацию проверки истинности и достоверности выдвигаемых наукой положений и предложений. Как и непосредственная этноху-дожественная практика, обучение помогает науке избавиться от нередко встречающихся в ней искусственных усложнений, логических противоречий, досадных отлетов от реальной действительности.

Таким образом, в ходе исследования нами была проделана следующая работа.

Разработаны предложения по совершенствованию этнохудожественной теории посредством ее логико-методологического исследования, создания интегрированной системы знаний о народном художественном творчестве и их дидактической адаптации применительно к целям обучения и системы этнокультурного образования по таким направлениям, как опережающее проектирование и моделирование процесса преподавания профильных дисциплин, формирование системы межпредметных связей, повышение требований к качеству современных вузовских учебников. Доказано, что формирование теоретических основ народного художественного творчества наиболее продуктивно осуществляется в условиях целенаправленного синтезирования научных и учебно-дидактических поисков.

Проблема проектирования и моделирования научно обоснованных систем вузовского преподавания образования на основе введения в учебный процесс современных научных достижений нуждается в дальнейшей разработке. Исследователям предстоит разобраться с некоторыми не затронутыми ранее методологическими проблемами, относящимися к кардинальным вопросам необходимого совершенствования исходных концепций, целей, содержания, технологии, функций, методов, принципов и других компонентов научного обоснования системы народного художественного творчества и художественного образования.

Библиографический список

1. Аникин В.П. Русский фольклор. Москва: Высшая школа, 1987.

2. Народная художественная культура: учебник для студентов вузов культуры и искусств. Москва: МГУКИ, 2000.

3. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура: (Теоретические очерки). Санкт-Петербург: СПИТМиК, 1993.

4. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: учебник для высших учебных заведений. Москва: Флинта: Наука, 2002.

5. Каргин А.С. Народная художественная культура: Курс лекций. Москва, 1997.

6. Круглов Ю.Г Русские обрядовые песни. Москва: Высшая школа, 1989.

7. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. Санкт-Петербург, 1994.

8. Смирнова Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях. Москва: Просвещение, 1983.

References

1. Anikin V.P. Russkij fol'klor. Moskva: Vysshaya shkola, 1987.

2. Narodnaya hudozhestvennaya kul'tura: uchebnik dlya studentov vuzov kul'tury i iskusstv. Moskva: MGUKI, 2000.

3. Gusev V.E. Russkaya narodnaya hudozhestvennaya kul'tura: (Teoreticheskie ocherki). Sankt-Peterburg: SPITMiK, 1993.

4. Zueva T.V., Kirdan B.P. Russkij fol'klor: uchebnik dlya vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Flinta: Nauka, 2002.

5. Kargin A.S. Narodnaya hudozhestvennaya kul'tura: Kurs lekcij. Moskva, 1997.

6. Kruglov Yu.G. Russkie obryadovye pesni. Moskva: Vysshaya shkola, 1989.

7. Putilov B.N. Fol'klor i narodnaya kul'tura. Sankt-Peterburg, 1994.

8. Smirnova E.I. Teoriya i metodika organizacii samodeyatel'nogo tvorchestva trudyaschihsya v kul'turno-prosvetitel'nyh uchrezhdeniyah. Moskva: Prosveschenie, 1983.

Статья поступила в редакцию 29.11.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.