Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ДШИ'

СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ДШИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методическое обеспечение / предмет / педагог / обучающиеся / компьютерная презентация / хрестоматия / методы / музыкальная литература / methodological support / subject / teacher / students / computer presentation / textbook / methods / musical literature

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю В. Денисенко

Музыкальная литература – одна из учебных дисциплин в системе музыкального образования, изучаемая в детских музыкальных школах, школах искусств и музыкальных училищах. Предмет «Музыкальная литература» получил свое окончательное закрепление в первой половине XX века. Обогатилось его содержание, современные программы учебного предмета «Музыкальная литература» разрабатываются с учетом федеральных государственных требований современного образования. Существуют учебники, учебно-методические пособия для данной дисциплины, в которых отражены музыкальные понятия и знания о музыкальном искусстве. На первый взгляд, пособий для проведения уроков по музыкальной литературе довольно много, однако они не в полной мере соответствуют потребностям современного образования, направленного на использование современных образовательных технологий в учебном процессе. В методическое обеспечение учебного предмета может входить, помимо программы, учебных пособий, методических рекомендаций, мультимедийный проект, состоящий из компьютерных презентаций, мультимедийных хрестоматий, фонохрестоматий и видеоматериалов. Отсутствие методического обеспечения, связанного с применением современных компьютерных технологий, приводит к недостаточному усвоению материала программы учебного предмета «Музыкальная литература». Поэтому необходимо искать новые пути повышения качества подготовки обучающихся по рассматриваемой дисциплине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ю В. Денисенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF THE METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE EDUCATIONAL SUBJECT “MUSICAL LITERATURE” FOR DSHI STUDENTS

Musical literature is one of the academic disciplines in the system of music education, studied in children’s music schools, art schools and music schools. The subject of “Musical Literature” became a regular discipline in the first half of the XX century. Its content has been enriched, modern programs of the subjectMusical Literature” are being developed taking into account the federal state requirements of modern education. There are textbooks, teaching aids for this subject, which reflect musical concepts and knowledge about the art of music. At first glance, there are quite a lot of manuals for conducting music literature lessons, but they do not fully meet the needs of modern education aimed at using modern educational technologies in the educational process. The methodological support of an educational subject may include, in addition to the program, textbooks, methodological recommendations, as well as a multimedia project consisting of computer presentations, multimedia anthologies, phono-anthologies and video materials. The lack of methodological support associated with the use of modern computer technologies does not sufficiently contribute to acquisition of the material of the curriculum of the subjectMusical Literature”. Therefore, it is necessary to look for new ways to improve the quality of training of students in the subjectMusical Literature”.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ДШИ»

В работе со школьниками начальных классов могут быть использованы такие виды проектов, как практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой.

Особое внимание при формировании познавательной мотивации стоит уделить общению учителя с учениками. От личности педагога, стиля его общения, степени участия в организуемой деятельности, умении направить выстраивание межличностных отношений в группе, создать психологический комфорт зависит вовлеченность каждого учащегося в процесс познания и социализации. Личность учителя очень важна для учеников младших классов, поскольку он выступает как ориентир, модель для подражания.

К ним можно отнести эмоциональные приемы (создание ситуации успеха, поощрение, использование ярких визуальных средств, продюсирование ярких событий); познавательные (связь учебной ситуации с жизненным опытом, подготовка креативных задач, создание проблемных ситуаций); волевые (формулирование правил и требований, информирование об индивидуальных результатах); социальные (создание ситуаций сотрудничества); личностные факторы (круг интересов ребенка, любопытство, непосредственность и т.п.).

Нестабильность интересов младших школьников требует от педагога умения его поддерживать, формировать способность к концентрации, умело переключать внимание учащихся, вовремя организовать деятельность, направ-

Библиографический список

В условиях преобразований и реформирований в нашей стране различных сфер деятельности, важным компонентом которых является система пред-профессионального образования, осуществляется активный поиск решения

ленную на разгрузку детей; поддерживать энтузиазм; помочь ребенку адекватно реагировать на неудачу и успех.

Безусловно, формирование познавательной мотивации напрямую связано с позитивным опытом учения, что может раскрываться в понятии успеха, стимулирующего развитие потребностей в достижениях.

Таким образом, проведенный анализ научной литературы позволил нам заключить, что соблюдение всех условий будет способствовать формированию внутренней мотивации, познавательных интересов. Истинно познавательные интересы будут развиты тогда, когда ребенок будет нацелен не на получение конкретного ситуативного результата, а на стремление найти общий способ решения задач, т.е. через раскрытие связей существенных связей и черт явлений. Специфика формирования у детей познавательной мотивации позволяет рекомендовать для этих целей метод проекта в формате внеурочной (кружковой) деятельности.

Научная новизна статьи определяется выявлением методов формирования познавательной мотивации у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Теоретическая значимость статьи заключается в расширении педагогического знания о мотивах, познавательном интересе младших школьников. Практическая значимость видится в создании условий для успешного формирования познавательной мотивации у младших школьников.

12.21

по вопросам повышения качества подготовки обучающихся. Одним из главных направлений этого поиска можно считать модернизацию методического обеспечения предметов в детских школах искусств. Результатом такого процесса высту-

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва, 2005.

2. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. Москва, 2018.

3. Морозова Н.Г Учителю о познавательном интересе. Педагогика и психология. 1979; № 2: 10 - 12.

4. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. Москва, 1971.

References

1. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moskva, 2005.

2. Matyushkin A.M. Problemnye situacii v myshleniiiobuchenii. Moskva, 2018.

3. Morozova N.G. Uchitelyu o poznavatel'nom interese. Pedagogika ipsihologiya. 1979; № 2: 10 - 12.

4. Schukina G.I. Problema poznavatel'nogo interesa vpedagogike. Moskva, 1971.

Статья поступила в редакцию 01.

УДК 82: 78: 374

Denisenko Yu.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Musicology and Piano, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),

Е-mail: denisenckojulya@yandex.ru

THE CONTENT OF THE METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE EDUCATIONAL SUBJECT "MUSICAL LITERATURE" FOR DSHI STUDENTS. Musical literature is one of the academic disciplines in the system of music education, studied in children's music schools, art schools and music schools. The subject of "Musical Literature" became a regular discipline in the first half of the XX century. Its content has been enriched, modern programs of the subject "Musical Literature" are being developed taking into account the federal state requirements of modern education. There are textbooks, teaching aids for this subject, which reflect musical concepts and knowledge about the art of music. At first glance, there are quite a lot of manuals for conducting music literature lessons, but they do not fully meet the needs of modern education aimed at using modern educational technologies in the educational process. The methodological support of an educational subject may include, in addition to the program, textbooks, methodological recommendations, as well as a multimedia project consisting of computer presentations, multimedia anthologies, phono-anthologies and video materials. The lack of methodological support associated with the use of modern computer technologies does not sufficiently contribute to acquisition of the material of the curriculum of the subject "Musical Literature". Therefore, it is necessary to look for new ways to improve the quality of training of students in the subject "Musical Literature".

Key words: methodological support, subject, teacher, students, computer presentation, textbook, methods, musical literature.

Ю.В. Денисенко, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, Е-mail: denisenckojulya@yandex.ru

СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ДШИ

Музыкальная литература - одна из учебных дисциплин в системе музыкального образования, изучаемая в детских музыкальных школах, школах искусств и музыкальных училищах. Предмет «Музыкальная литература» получил свое окончательное закрепление в первой половине XX века. Обогатилось его содержание, современные программы учебного предмета «Музыкальная литература» разрабатываются с учетом федеральных государственных требований современного образования. Существуют учебники, учебно-методические пособия для данной дисциплины, в которых отражены музыкальные понятия и знания о музыкальном искусстве. На первый взгляд, пособий для проведения уроков по музыкальной литературе довольно много, однако они не в полной мере соответствуют потребностям современного образования, направленного на использование современных образовательных технологий в учебном процессе. В методическое обеспечение учебного предмета может входить, помимо программы, учебных пособий, методических рекомендаций, мультимедийный проект, состоящий из компьютерных презентаций, мультимедийных хрестоматий, фонохрестоматий и видеоматериалов. Отсутствие методического обеспечения, связанного с применением современных компьютерных технологий, приводит к недостаточному усвоению материала программы учебного предмета «Музыкальная литература». Поэтому необходимо искать новые пути повышения качества подготовки обучающихся по рассматриваемой дисциплине.

Ключевые слова: методическое обеспечение, предмет, педагог, обучающиеся, компьютерная презентация, хрестоматия, методы, музыкальная литература.

пает применение как современных технологий, так и традиционных способов в организации учебного процесса. В детской школе искусств (ДШИ) приоритетной дисциплиной, способной удовлетворить рост потребностей подрастающего поколения в творческом развитии, понимании, оценке и дальнейшем преобразовании окружающего мира в ходе собственной практической деятельности, является предмет «Музыкальная литература».

В процессе изучения данной дисциплины у обучающихся увеличивается интерес к музыкальному искусству, вырабатывается понимание основ музыкального творчества, развиваются музыкальные способности, а также расширяется кругозор. Все это выступает в роли значительных стимулов для формирования гармонично развитой личности.

Целью данного исследования является теоретическое обоснование и разработка содержания методического обеспечения учебного предмета «Музыкальная литература».

Умение правильно спланировать уроки по предмету «Музыкальная литература», при этом тщательно отобрать необходимые средства и методы, направленные на улучшение образовательного процесса, грамотно структурировать и организовать работу обучающихся, - это важная задача каждого педагога. Поэтому для эффективного усвоения учебного материала необходимо методическое обеспечение по данной дисциплине, способствующее развитию знаний, умений и навыков подростков.

Научная новизна. Существует множество учебников, учебно-методических пособий для данного предмета, в которых отражены музыкальные понятия и знания о музыкальном искусстве. Авторами таких работ, например, являются З.Е. Осовицкая, А.А. Фролов, М.И. Шорникова и др. На первый взгляд, пособий для проведения уроков по музыкальной литературе достаточно, однако по мере их изучения и применения на практике можно выяснить, что они не в полной мере соответствуют потребностям образовательного процесса, направленного на использование современных технологий в учебном процессе.

Методическое обеспечение - это комплекс учебно-методических документов (программ, учебников, учебных пособий), содержащих системное описание образовательного процесса, предназначенного для воплощения на практике и направленного на оптимизацию процесса обучения. Методическое обеспечение определяет, как структуру, так и другие элементы образовательного процесса, являясь средством управления подготовкой обучающихся в системе образования.

Методическое обеспечение различных педагогических процессов представляет собой совокупность средств и правил, применение которых позволяет учителю выполнять поставленные перед ним задачи. Оно включает в себя разнообразные варианты содержания деятельности педагога, а также методы, благодаря которым осуществляется достижение поставленных перед педагогом целей по отношению как к конкретному обучающемуся, так и к группе учащихся [1].

Предложенное содержание методического обеспечения учебной дисциплины «Музыкальная литература» для обучающихся разработано в соответствии с рассмотренным программным содержанием, а также с учетом возрастных особенностей, свойственных обучающимся 4 класса, и направлено на решение задач музыкально-эстетического воспитания, которое является практической целью музыкальной литературы в разностороннем развитии у учащихся музыкальных знаний, умений и навыков.

Практическая значимость работы заключается в том, что методическое обеспечение предмета «Музыкальная литература» для обучающихся содержит в себе мультимедийный проект, включающий в себя компьютерные презентации, мультимедийную хрестоматию, фонохрестоматию, видеоматериалы; разработку комплекса домашних заданий, методы. Все это может быть в практической деятельности педагога реализовано.

Педагог вправе существенно дополнить и скорректировать методы преподавания предмета «Музыкальная литература» в детской школе искусств благодаря использованию наглядного материала, применение которого важно не только на биографических или обзорных уроках, но и на уроках, отведенных для изучения музыкальных произведений: вокальных, инструментально-программных, театральных и т.д. Наглядные методы обучения с применением различных современных технологий отвечают требованиям современного музыкального образования, а также оказывают положительное влияние на своеобразие восприятия учащихся, тем самым повышая качество усвоения учебного материала. При разработке методического обеспечения педагогу следует помнить о том, что наглядные методы обучения - это способы, главной целью которых является именно совместная деятельность педагога и обучающихся, направленная, в свою очередь, на устранение различных сложностей в решении образовательных задач при помощи различного наглядного материала [2].

Т.А. Бабакова отмечает, что определение наглядных методов включает в себя такое понятие, как «наглядные средства». Оно, как известно, изучается в области педагогики раздельно от методов обучения, вместе с другими, в число которых входят и технические средства обучения [3]. Именно по этой причине одним из наглядных, современных средств подачи информации, предлагаемым в методическом обеспечении учебного предмета «Музыкальная литература» для обучающихся 4 класса, является мультимедийный проект, открывающий для учителя новые возможности в преподавании предмета. Он представлен в виде презентации, видеороликов, включает в себя репродукции картин, фотографий,

текстовый материал, музыку, видеофрагменты. Рассмотрим разработанные средства более подробно.

Мультимедийный проект - это проектно-конструкторская деятельность педагога, нацеленная на создание мультимедийных средств учебного назначения и содержащая в себе ядро дидактического, функционального и проективного обеспечения, а также внешнюю оболочку выделения целей предметных задач и педагогических условий, необходимых для получения позитивного результата в процессе обучения [4].

Создание мультимедийного проекта выступает как необходимое условие в представленном методическом обеспечении и совершенствовании педагогического процесса, позволяющее расширить спектр методов проведения урока по предмету и способствующее появлению новых форм работы с обучающимися на уроках музыкальной литературы в ДШИ.

Разработка и применение современных технологий записи информации дают такую возможность как хранение на информационных носителях звуковых материалов и видеоматериалов, которые в дальнейшем будут применяться на уроках музыкальной литературы. Ознакомление с документальными и художественно-биографическими фильмами о музыкантах, композиторах и других великих людей, связанных с музыкальным искусством, просмотр видеозаписей балетных и оперных спектаклей, а также концертов, участие в которых принимали артисты мирового уровня, - все это станет ярким, весомым и запоминающимся дополнением к традиционным методам, применяемым на уроках. Использование современных технологий преподавания способствует более глубокому погружению в историко-культурных контекст изучаемых произведений, помогает формировать у учащихся эстетическое, эмоционально-целостное отношение к искусству музыки.

Следующим средством является компьютерная презентация - это один из самых эффективных в наше время способов для ознакомления с материалом и его дальнейшего изучения на уроках музыкальной литературы в детской школе искусств. Это объясняется тем, что при его применении осуществляется работа сразу трех типов информации: визуальной, текстовой и акустической. В подобной форме подачи учебного материала задействованы различные механизмы усвоения информации, такие как память, звук, изображение и ассоциативность. Компьютерная презентация способствует созданию необходимого эмоционального тона для усиления интереса к изучаемой теме и побуждения в обучающемся желания более полно и осознанно погрузиться в представленный педагогом материал. Это помогает значительно повысить эффективность усвоения программного материала в процессе обучения на уроках музыкальной литературы.

Далее рассмотрим виды компьютерных презентаций, которые вошли в содержание методического обеспечения учебного предмета «Музыкальная литература» для обучающихся 4 класса, с учетом программного содержания предмета и его тематического плана.

Изобразительная хрестоматия. Важную роль здесь играет репродукция и фотосъемка материалов: картины или фотографии, на которых запечатлены великие композиторы и исполнители, изображения музыкальных инструментов, различных декораций, использованных для постановки спектаклей. Данный вид презентации целесообразно использовать при изучении следующих тем: «Место музыки в жизни человека», «Содержание музыкальных произведений», «Выразительные средства музыки», «Состав симфонического оркестра», «Музыка в театре (раздел «Балет»)», «Музыка в театре (раздел «Опера»)».

Видеохрестоматия. Эта разновидность основана на трансляции видеозаписей фрагментов концертов, оперных и балетных постановок, музыкальных фильмов. Данный вид презентации целесообразно использовать при изучении следующих тем: «Песня. Куплетная форма в песнях», «Марш, танец. Трехчаст-ная форма в маршах и танцах», «Музыка в театре (раздел «Музыка в драматическом театре», «Балет», «Опера»)», «Музыкальные жанры: вариации, квартет, концерт, сюита».

Мультимедийная хрестоматия. При применении данного вида необходимо использовать в содержании презентации музыку, ноты, иллюстрации, различные видеоредакторы. Данный вид презентации целесообразно использовать при изучении следующих тем: «Выразительные средства музыки», «Программно-изобразительная музыка».

Как отмечает Ю.Б. Алиев, нотная хрестоматия является частью учебно-методического комплекса как в общеобразовательной школе, так и в ДШИ, ДМШ. В ней продемонстрирован нотный материал, отвечающий по содержанию темам учебной программы, такой как песни для совместного разучивания с обучающимися, инструментальные детские пьесы для музицирования, облегченные варианты переложений музыкальных произведений, предназначенных изначально для симфонического оркестра и т.д. Нотная хрестоматия - это важный компонент учебно-методического комплекса «Музыкальное искусство», так как в ней грамотно подобран нотный материал, применяемый на практике для осуществления полноценных уроков [5].

В разработанном методическом обеспечении нотная хрестоматия относится к дополнению процесса слушания музыкальных произведений, рекомендованных программой, поэтому является мультимедийной хрестоматией и входит в состав мультимедийного проекта.

Формирование слухового восприятия, активного внимания - важный и сложный процесс. Управление этим процессом - одна из главных задач учителя.

Также разработана фонохрестоматия, которая представлена в виде DVD-дис-ка, состоящего из записей образцов музыкальных произведений по темам программы 4 класса.

Одно из важнейших специальных умений, которым обучающиеся должны овладеть при изучении всей программы дисциплины «Музыкальная литература», - это умение не только слушать музыку, но и «сказать» о ней, почувствовать её настроение, характер, провести параллель с исторической эпохой, в которой жил композитор, понимая, какие «настроения» были в то время. Но умение размышлять о музыке связано, прежде всего, со слуховыми впечатлениями, которые были накоплены в процессе прослушивания произведений. Разработанная фонохрестоматия состоит из музыкальных произведений, рекомендованных для прослушивания и представленных в программе по учебному предмету «Музыкальная литература» для обучающихся 4 класса.

Содержание предмета «Музыкальная литература» позволило отобрать для разработки мультимедийного проекта видеоматериалы, которые раскрывают особенности темы, изучаемой на данном уроке. Для того чтобы отобрать для урока необходимый видеоматериал, учителю следует в первую очередь думать о месте его применения - это зависит от дидактических возможностей, которые заложены в выбранном видеоматериале. Однако следует помнить о том, что каждый представленный видеоматериал имеет свой ряд следующих особенностей: насыщенность информацией, уровень эмоционального воздействия на обучающихся, скорость и последовательность демонстрации информации на экране; также необходимо уделять внимание процессу восприятия музыкального материала, целостности повышенного внимания при отборе и применении того или иного видеоматериала [6].

Применение видеоматериала на уроках музыкальной литературы оказывает позитивное воздействие на решение задач в процессе обучения, поставленных перед педагогом в соответствии разнообразными учебно-воспитательскими целями и содержанием программы дисциплины. Видеоматериалы в данном случае являются источником новых знаний, выступают способом иллюстрации учебного материала, позволяют обобщать и систематизировать полученный учащимися материал, а также служат зрительной и зрительно-слуховой опорой для них в ходе самостоятельной работы. При разработке содержания методического обеспечения учебного предмета «Музыкальная литература» для обучающихся 4 класса были разработаны видеоматериалы по следующим темам: «Место музыки в жизни человека», «Состав симфонического оркестра», «Тембры певческих голосов», раздел «Музыка в театре («Балет») («Опера»)».

Содержание методического обеспечения включает в себя комплекс домашних заданий, которые направлены на выполнение учащимися заданий, обычно связанных либо с повторением изученного материала, либо с его более глубоким усвоением для того, чтобы в дальнейшем применить этот материал на практике. Также данный комплекс домашних заданий способствует развитию творческих способностей учащихся, совершенствованию их знаний, умений и навыков [7].

При выполнении домашних заданий у обучающихся активизируется познавательная деятельность, которая, в свою очередь, способствует развитию мышления. Важное место в данном методическом обеспечении занимают задания творческого характера. Они направлены не только на взращивание стойкого интереса к урокам музыкальной литературы, но и в целом повышают интерес к самому процессу получения знаний, то есть к познавательной деятельности.

Комплекс домашних заданий разработан по тринадцати темам. Домашние задания распределены по уровню сложности, объему; имеют различные дидактические цели, являются как обязательными, так и дополнительными; а также имеют различную по времени подготовку.

Известно, что правильное ведение любого учебного предмета и внедрение в процесс обучения налаженных, хорошо разработанных методов имеет большое значение для более качественного усвоения материала, а также способствует пробуждению повышенного интереса у обучающихся к образовательному процессу, который вызывает изучать музыкальную литературу. Поэтому в содержание методического обеспечения учебного предмета «Музыкальная литература» для обучающихся 4 класса было решено включить следующие методы, которые представляют из себя систему, помогающую отрегулировать принципы и правила подготовки, организации и подачи учебного материала для целесообразного взаимодействия обучающихся и педагога и решения определенного круга дидактических и воспитательных задач [8].

Библиографический список

- Метод анализа музыкальных произведений. Использование этого метода помогает раскрыть идейное и художественное содержание музыкального произведения.

- Методрефрейминга - это изменение перспективы, новый взгляд на ситуацию с целью придать ей другой смысл. Суть переосмысления состоит в том, чтобы взглянуть на вещи с разных точек зрения и в разных контекстах. Например, переосмыслить качество предмета или предмета в форме песни, сценки или рисунка - в форме, максимально отражающей качество переосмысления. Чем убедительнее переворот, тем успешнее будет задача.

- Метод сравнения - это логический прием, необходимый в любой познавательной деятельности на уроке музыкальная литература, на различных этапах его изучения. Данный метод в качестве особого метода при изучении тем входящих в программу предмета музыкальная литература, выступает только в том случае, когда процедура сопоставления требует - для эффективного ее проведения - определенных знаний. Такая необходимость чаще всего появляется при сравнении сложных произведений, описанных внушительным набором разнохарактерных признаков. Данные методы также используются при разработке комплекса домашних заданий.

В методическое обеспечение внедрены методы, которые в образовательном процессе выполняют функцию связующего звена между целью и конечным результатом. Входящие в методическое обеспечение методы являются способами, которые позволяют достичь намеченную цель и помочь педагогу как в конструировании урока, так и в создании условий для критического мышления, необходимого для выявления причинно-следственных связей. К таким методам относится метод «Фишбоун». Если переводить с английского языка дословно, то мы получим словосочетания «Рыбная кость» или «Скелет рыбы». Данный метод способствует развитию критического мышления у обучающихся в наглядной и содержательной форме. Основа «Фишбоуна» - это схематичная диаграмма в виде рыбьего скелета. Схемы ««Fishbone»» были придуманы профессором Као-ру Исикава, поэтому часто называются диаграммы Исикава [9].

Суть метода «Фишбоун» заключена в нахождении и четком понимании причинно-следственных связей между объектом анализа и факторами, которые на него влияют. Схемы этого метода позволяют педагогу организовать работу учащихся в парах или группах таким образом, чтобы учащиеся смогли провести взаимосвязь между причинами и следствиями, более того, дополнительно распределить полученные факторы по степени их значимости в определении этих связей.

Одним из основных направлений в данном исследовании стала разработка методического обеспечения учебного предмета «Музыкальная литература», а также поиск комплекса средств и методов, направленных на улучшение образовательного процесса в детских школах искусств на уроке по данной дисциплине. Методическое обеспечение предмета было разработано на основе современных образовательных технологий.

Теоретической и практической значимостью работы является то, что разработанное методическое обеспечение учебного предмета «Музыкальная литература» имеет содержание, которое не выходит из поурочной системы занятий, а, напротив, дополняет и оснащает урок, разработанный с учетом возрастных особенностей, направленных на интеллектуальное развитие обучающихся, приобретение знаний, умений и навыков, развитие творческих способностей, а также их духовно-нравственное развитие.

Содержание методического обеспечения учебного предмета «Музыкальная литература» для обучающихся включает в себя мультимедийный проект, который, в свою очередь, состоит из компьютерных презентаций, мультимедийной хрестоматии, фонохрестоматии, видеоматериалов. Весь материал разработан на основе содержания учебного предмета «Музыкальная литература» для учащихся и способствует эффективному его усвоению.

Разработанное и апробированное на практике содержание методического обеспечения предмета «Музыкальная литература» дает основание считать, что поставленные цель и задачи достигнуты.

В качестве перспективы дальнейшего исследования предполагается разработать комплекс творческих домашних заданий по всем темам программы учебного предмета «Музыкальная литература» и дать методические рекомендации по их применению. Созданный комплекс может быть полезен для практической деятельности педагога.

1. Аргунова Т.Г. Комплексное учебно-методическое обеспечение предмета. Москва: Профессионал, 2000.

2. Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Академия, 2009.

3. Бабакова Т. А. Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом: учебное пособие. Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2013.

4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. Москва: Академия, 2002.

5. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта: методическое пособие. Москва: ВЛАДОС, 2000.

6. Научный портал молодой ученый: официальный сайт. 2021. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3167/

7. Харламов И.Ф. Педагогика. Москва: Гардарики, 2003.

8. Ширшов Е.В. Информация, образование, дидактика, история, методы и технологии обучения: Словарь ключевых понятий и определений. Москва: Академия Естествознания, 2017.

9. Сайт учителя английского языка МАЩУ СОШ № 40 г. Томска: персональный сайт. 2021. Available at: https://lydiya.jimdofree.com-fishbone/

References

1. Argunova T.G. Kompleksnoe uchebno-metodicheskoe obespechenie predmeta. Moskva: Professional, 2000.

2. Osmolovskaya I.M. Naglyadnye metody obucheniya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Akademiya, 2009.

3. Babakova T.A. Pedagogika ipsihologiya vysshej shkoly metodika raboty s ponyatijnym apparatom: uchebnoe posobie. Petrozavodsk: Petrozavodskij gosudarstvennyj universitet, 2013.

4. Polat E.S., Buharkina M.Yu., Moiseeva M.V. i dr. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2002.

5. Aliev Yu.B. Nastol'naya kniga shkol'nogo uchitelya-muzykanta: metodicheskoe posobie. Moskva: VLADOS, 2000.

6. Nauchnyj portal molodoj uchenyj: oficial'nyj sajt. 2021. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3167/

7. Harlamov I.F. Pedagogika. Moskva: Gardariki, 2003.

8. Shirshov E.V. Informaciya, obrazovanie, didaktika, istoriya, metody i tehnologii obucheniya: Slovar' klyuchevyh ponyatij i opredelenij. Moskva: Akademiya Estestvoznaniya, 2017.

9. Sajt uchitelya anglijskogo yazyka MASchU SOSh № 40 g. Tomska: personal'nyj sajt. 2021. Available at: https://lydiya.jimdofree.com-fishbone/

Статья поступила в редакцию 18.11.21

УДК 378

Streltsova E.Yu, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: strelcovaelena9191@mail.ru

Babanova O.I., senior teacher, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: emilylove9191@gmail.com

DESIGNING WAYS AND MEANS OF IMPROVEMENT ETHNO-ARTISTIC EDUCATION BASED ON THE INTRODUCTION OF MODERN SCIENTIFIC ACHIEVEMENTS INTO THE EDUCATIONAL PROCESS. The article deals with a problem of designing ways and means of improving ethno-artistic education based on the introduction of modern scientific achievements into the educational process. Proposals have been developed to improve the system of ethno-artistic education on such important components as goal-setting, the content of academic disciplines, nomological elements, methods and forms of training organization. It is proved that forming theoretical foundations of folk art is most productively carried out in conditions of purposeful synthesis of scientific and educational-didactic searches, which have a unique ability of mutual reinforcement. Science acts here as the main source of knowledge, and teaching makes a very important contribution to improving the organization and didactic interpretation of knowledge. As a result of such dialogue, the content complex is included in the process of permanent self-improvement from the point of view of the requirements of objectivity, reliability, scientific character, consistency in the description, explanation and prediction of the development of ethno-artistic activity.

Key words: design of teaching system, ethno-artistic education, improvement of educational process, ethno-artistic theory, scientific basis of folk art.

Е.Ю. Стрельцова, д-р пед. наук, проф., Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: strelcovaelena9191@mail.ru

О.И. Бабаноеа, ст. преп., Московский городской педагогический университет, г. Москва, E-mail: emilylove9191@gmail.com

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПУТЕЙ И СРЕДСТВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ВВЕДЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье рассматривается проблема проектирования путей и средств совершенствования этнохудожественного образования на основе введения в учебный процесс современных научных достижений. Разработаны предложения по совершенствованию системы этнохудожественного образования по таким важным его составляющим, как целеполагание, содержание учебных дисциплин, номологические элементы, методы и формы организации обучения. Доказывается, что формирование теоретических основ народного художественного творчества наиболее продуктивно осуществляется в условиях целенаправленного синтезирования научных и учебно-дидактических поисков, которые обладают уникальной способностью взаимоподкрепления. Наука выступает здесь в качестве основного источника знаний, а преподавание вносит очень важный вклад в совершенствование организации и дидактической интерпретации знаний. В результате такого диалога содержательный комплекс включается в процесс перманентного самосовершенствования с точки зрения требований объективности, достоверности, научности, последовательности при описании, объяснении и прогнозировании развития этнохудожествен-ной деятельности.

Ключевые слова: проектирование системы преподавания, этнохудожественное образование, совершенствование учебного процесса, этно-художественная теория, научная основа народного творчества.

Проектирование системы преподавания народного художественного творчества на основе целенаправленного введения в состав обучения достижений современной науки представляет собой довольно сложный процесс, включающий в себя последовательно осуществляемые уточнения, обновления, корректировку подходов, концепций и технологий. В свою очередь, этот процесс позволяет увидеть многое из того, что ранее слабо отражалось и даже вообще не учитывалось в системе традиционной этнохудожественной теории.

Для выработки конструктивных предложений по совершенствованию учебного процесса необходимо провести анализ основных составляющих этно-художественного образования в современных вузах: целеполагания, структуры и содержания учебных дисциплин, понятийно-категориального аппарата, номо-логических элементов, методов и форм организации обучения. Первостепенное внимание в этой связи необходимо уделить проблемам реализации в обучении принципа научности и вопросам научно-теоретического фундирования специальных дисциплин.

Развитие этнохудожественной теории в условиях образовательных систем анализируется путем выделения основных присущих ей отношений, к которым относятся генетические, структурно-содержательные и функциональные отношения. В этой связи чрезвычайно важным является категориальный, типологический, номологический и концептуальный анализ знаний о народном творчестве. Рассматривая этнохудожественную теорию в качестве особой формы организации научного знания, необходимо осуществить ее логико-методологическое исследование: дать характеристику описательного, объяснительного и предсказательного потенциала теории; обосновать роль и место в ее развитии опытных данных и мыслительных действий с идеализированными объектами, произвести оценку лингвистического уровня развития теории.

В аспекте педагогической практики работа по углублению научных основ народного творчества самым непосредственным образом связана с модернизацией учебного процесса. К нововведениям такого рода можно отнести:

- усиленную ориентацию на сохранение исторической преемственности в формировании и совершенствовании теории этнохудожественной деятельности, предполагающей хорошее знание того, что было создано нашими предшественниками;

- построение этнохудожественного образования на основе междисциплинарного системного подхода, дающего возможность целенаправленно профилировать процесс вузовского обучения в целом;

- продуманное внедрение методик адаптивного обучения, помогающих лучше учитывать особенности социокультурной ситуации, реальные возможности разных групп студенческого контингента, различия в уровне предшествующей подготовки учащихся и т.д.

- целенаправленное внедрение методик адаптивного обучения, помогающих лучше учитывать особенности социокультурной ситуации, реальные возможности разных групп студенческого контингента, различия в уровне предшествующей подготовки учащихся и т.д.;

- освоение технологии модульного проектирования учебных текстов как в устных, так и в письменных форматах, позволяющей обеспечить оптимальную обойму селективных учебных курсов;

- обеспечение непрерывности этнохудожественного образования, предполагающего наряду с собственно вузовской подготовкой четкую систему повышения квалификации, подготовку и дополнительное образование специалистов.

Для целенаправленного совершенствования системы этнохудожественного образования путем укрепления его научно-теоретических основ ключевое значе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.