УДК 786.2
Н. Н. Станевич
МОДЕРНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ БАЗЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
«В условиях глобализации казахстанская система образования 2020 года будет функционировать как часть единого мирового информационно-образовательного пространства. Будут осуществляться максимальный учет международного опыта в области информатизации образовании, устойчивое партнерство с международными институтами развития в области ИКТ и ведущими 1Т компаниями».*'
лобализация системы образования Казахстана, модернизация всех ее компонентов возможны только в условиях интеграции образования и науки. Вузы должны стать центрами науки [1, с. 10]. Включение казахстанской системы Высшего образования в Болонское пространство ярко обозначило необходимость применения современных образовательных концепций и технологий, а также информационно-коммуникаци-онных технологий (ИКТ). Министерством образования и науки РК разработана «Стратегия информатизации системы образования Республики Казахстан до 2020 года», в которой изложены системные вызовы для казахстанского образования. Целевой задачей в стратегии определена задача создания и поддержки инфокоммуникационной инфраструктуры системы образования, аппаратно-программное обеспечение, разработка цифровых образовательных ресурсов и тех-нико-педагогическая поддержка. Это означает, что будет обеспечено массовое внедрение учебных материалов нового поколения и инструментов поддержки учебного процесса. Учебные предметы всех уровней образования будут оцифрованы в форме интерактивных мультимедийных электронных учебников и учеб-
© Н. Н. Станевич, 2016
ных пособий на 3-х языках в соответствии с государственными стандартами образования. Разработчиками цифровых образовательных ресурсов будут все заинтересованные предприятия, организации образования, физические лица (учителя и преподаватели, профессорский состав) и творческие коллективы. Наряду с технологической и технической поддержкой развивающейся инфраструктуры системы образования, внедрением единой информационной системы управления образованием (ЕИСУО), нормативно-правовым обеспечением, предполагается проведение системных научно-педагогических исследований, направленных на изучение отечественного и международного опыта информатизации образования, технологий дистанционного и виртуального обучения и разработку методики применения ИКТ в образовательном процессе. Для этого будет проведена подготовка педагогических и управленческих кадров. Деятельность педагогических кадров всех уровней образования будет ориентирована на освоение закономерностей и принципов медиапеда-гогики. Все педагоги будут сертифицированы по уровню ИКТ компетентности и владения эффективными методиками использования ИКТ. В программы подготовки профессиональных педагогов будут введены специализированные курсы по методологии и технологии информатиза-
Г
Стратегия информатизации системы образования Республики Казахстан до 2020 года. Астана, 2008, с. 2.
ции образования на основе ИКТ. Организации высшего и послевузовского образования будут оснащены научными виртуальными лабораториями (НВЛ), интерактивными лекционными залами (ИЛЗ). В условиях расширения компьютерного парка организаций образования, усложнения информационно-образовательных ресурсов и прикладного программного обеспечения в организациях образования будут введены 2-3 самостоятельные единицы ИТ-специалистов, выполняющих функции: администрирования сайтов и порталов, администрирования локальных сетей и систем, технического сопровождения кабинетов информатики, мультимедийных, виртуальных и предметных компьютерных кабинетов [3, с. 9].
Очевидно, что эффективность реализации поставленных задач зависит во многом от обновления учебно-методических средств обучения. Сейчас можно получить огромное количество искомого материала из интернет-справочников (Википедия). Информационное поле растет скоростными темпами благодаря поисковым системам интернета. Динамика информатизации образования в музыкальных вузах не столь стремительна как в технических вузах в связи с особенностью построения учебного процесса по технологии индивидуального обучения, требующего непосредственно «живого» общения субъектов (преподавателя и студента). Поэтому в музыкальных вузах важно правильно определить области для внедрения инновационных технологий обучения (дистанционной, кредитной, электронной и других). Прежде всего, это создание учебно-методических комплексов в электронном формате по всем лекционно-практическим дисциплинам. Это также возможность частичного внедрения дистанционных форм обучения: в области музыкально-теоретичес-ких дисциплин и ФПК. В рамках единого образовательного портала между музыкальными вузами возможно транслирование мастер-классов, уникальных лекций, концертов великих исполнителей и тому подобное.
На сегодняшний день наиболее актуальным является вопрос модернизации учебно-методической базы: оцифрование учебных дисциплин в форме интерактивных мультимедийных электронных учебников и учебных пособий на 3-х языках в соответствии с государственными стандартами образования. Трудность в том, что деятельность по созданию компьютерных педагогических средств учебного назначения (ПСУН) требует специальных знаний и навыков. Для выполнения данной работы преподавателям недостаточно иметь узкоспециализированные профессиональные компетенции. Поэтому к разработке электронных учебных пособий в музыкальных вузах целесообразно подключать специалистов компьютерных технологий.
К оформлению электронного учебного средства предъявляются требования, обеспечивающие удобство в применении и наибольшую степень усвоения учебного материала. Кроме программных требований к ПСУН, используемых при дистанционном обучении, предъявляются методические требования. Компьютерное педагогическое средство учебного назначения (ПСУН) любого типа должно быть:
1) самодостаточным;
2) четко структурированным- структура учебного материала не должна быть очень сложной;
3) эргономичным;
4) обеспеченным навигацией — простой и наглядной; перемещение по компьютерному курсу, не зависимо от его типа, не должно вызывать у пользователя (обучаемого) затруднений [2, с. 3].
Над созданием компьютерного продукта учебного назначения должен работать коллектив, который может состоять и из одного человека, если тот, являясь автором-предметником, обладает к тому же навыками работы с компьютерными программами. Специалистов такого уровня на сегодняшний день очень мало.
Как правило, творческий коллектив авторов состоит из авторов-предметников (специалистов в конкретной предметной области), компьютерного методиста и программистов, при необходимости
привлекаются аниматоры и аудио-, видеоинженеры [2, с. 6].
Отметим, что электронный учебник существенно отличается технологически от бумажного и должен поддерживаться электронными технологиями, к которым относятся: анимация, многоуровневые и многовариантные задания, гипертекст и другое, все то, что обеспечивает адаптивность содержательной части электронных учебников для различных кругов пользователей. Преимущества электронного учебника или пособия в следующем:
1. Каждый печатный учебник (на бумажном носителе) рассчитан на определенный исходный уровень подготовки учащихся и предполагает конечный уровень обучения. Электронный учебник весь размещен на одном компакт-диске, содержит иллюстрации, карты к тексту, задания для проверки знаний в интерактивном режиме.
2. Наглядность в электронном учебнике значительно выше, чем в печатном.
3. Электронный учебник является по своей структуре открытой системой. Его можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации [3, с. 64].
Казахская национальная консерватория имени Курмангазы, являющаяся первым творческим вузом Казахстана в числе первых включилась в процесс реформирования образовательной системы. Консерваторией была поставлена задача разработки и реализации проекта «Стратегия развития музыкального образования РК», цель которой - модернизация системы музыкального образования страны. Ректор КНК им. Курмангазы Жания Яхияевна Аубакирова, обладая незаурядными качествами руководителя, мыслящего масштабно и креативно, инициирует множество уникальных культурных и образовательных проектов, реализацией которых занимаются в настоящее время все подразделения консерватории. Особое значение приобретает научная работа педагогического состава консерватории, направленная на совершенствование системы воспитания
нового поколения в современном стиле, имеющую главную цель - формирование личности XXI века, интеллектуально и культурно развитой, обладающей креативностью и лидерскими качествами, патриотов своего отечества, способных справиться с любыми глобальными проблемами и решить множество определяющих задач современности. В 2009/2010 учебном году кафедрой инновационных музыкально-педагогических технологий разработано 3 электронных учебных пособия и 1 электронное методическое: «Комплексное воспитание пианиста. Начальный этап» (автор Станевич Н. Н.), принявшее участие в Республиканском конкурсе инновационных образовательных проектов «Вернисаж методических работ» 2010 года и получившее диплом I степени. Пособие содержит подробное описание методов работы с начинающими пианистами, которые подкрепляются мультимедийной продукцией: фото и видеоматериалами, позволяющими изучить не только текстовое содержание, а увидеть фрагменты реальных уроков и мастер-классов известных педагогов современности.
20-летний юбилей Независимого Казахстана вызвал огромный творческий подъем у всех поколений композиторов консерватории, решивших принести в дар родному Отечеству свои сочинения, воплощающие новые тенденции современной казахской музыки. В рамках государственной программы «Культурное наследие» впервые в истории казахского музыкознания создан сборник фортепианных произведений современных композиторов Казахстана в электронном формате - "Foresight" (автор - Станевич Н. Н.). Цель проекта - инновационное форматирование нотного сборника, включающего:
- собрание разножанровых сочинений для фортепиано, созданных композиторами - преподавателями и студентами КНК имени Курмангазы, представленные в электронном варианте;
• оформление текстовой литературы на 3-х языках: государственном, русском и английском;
■ приложение мультимедийной продукции, содержащей фото и аудио/видео материалы.
В электронном сборнике представлены произведения композиторов-профес-сионалов. Произведения, основанные на традиционной музыке казахского народа, актуализированы, обогащены новыми исполнительскими приемами, подвержены трансформации стилевыми нововведениями технических приемов эстрадной, рок- и джазовой музыки; получили возрождение в деятельности и репертуаре современных исполнителей, приобретая новую трактовку и аранжировку. Название сборника -«Взгляд в будущее» - символичен. Без сомнения, именно в таком формате в будущем будет представлена модернизированная методическая база системы музыкального искусства.
В каждом педагогическом коллективе организаций образования сейчас ставятся задачи развития инновационных форм и видов обучения; разработки, создания современных учебно-методических средств, так как современные педагогические технологии и внедрение компьютерных возможностей в музыкальное образование позволяет совершенствовать содержание учебно-образовательного процесса, повышает информационную емкость уроков. Метод проектов получает повсеместное распространение, видоизменяясь и обогащаясь в современных условиях.
Так, модернизированный вид Метода проектов был разработан в Детской музыкальной школе № 12 города Ал маты. В 2013/2014 учебном году творческая группа педагогов и учащихся школы реализовала инновационный проект - разработку и создание учебно-методическо-го электронного мультимедийного пособия под названием "Fresh", автора Станевич Н. Н. Концепция проекта базируется на внедрении новейших технологий в сферу искусств.
Специализированной Целью настоящего проекта является инновационное форматирование исполнительского анализа нотных сборников. В полном объеме
решены соответствующие задачи, направленные на выполнение поставленной цели, включающие:
• собрание разножанровых сочинений для фортепиано, не изданных ранее в Казахстане и представленных в электронном варианте;
■ представление сведений о творчестве композиторов - авторов пьес, содержащихся в сборнике;
• разработка аналитического материала: аннотаций на произведения и методических рекомендаций к их изучению;
• оформление текстовой литературы на 3-х языках: казахском, русском и английском;
• художественное оформление произведений;
■ приложение мультимедийной продукции, содержащей фото, аудио и видеоматериалы.
Таким образом, представленные проекты "Foresight" и "Fresh" фактически являются компьютерным педагогическим средством учебного назначения (ПСУН) и послужит эффективным учебно-методи-ческим пособием для музыкального образования. Применение их универсально и носит интерактивный характер проведения аудиторных и самостоятельных занятий. Использование таких учебно-методи-ческих пособий возможно в различных областях музыкального образования: в фортепианном исполнительстве; на лекциях по истории музыки, истории исполнительства, композиции, современным музыкальным технологиям и в других циклах. Видеоматериалы, представленные в сборниках, позволят будущим исполнителям увидеть и услышать аннотации и методические рекомендации, озвученные непосредственно композиторами и педагогами, а живое исполнение произведений детьми, молодыми педагогами и композиторами поможет понять художественный замысел автора и, переосмыслив, создать собственную интерпретацию сочинения.
Инновационное представление учеб-но-методических пособий будет способствовать скорейшей интеграции методических материалов Казахстана в мировое
пространство благодаря изложению текстового материала на 3-х языках: государственном, английском и русском, а также возможностью применения пособия в дистанционных формах обучения. Современный дизайн и простота использования повышает степень доступности для неискушенных пользователей электронной продукции.
Все три главных свойства инноваций характеризуют представленные электронные пособия: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость.
Таким образом, получен абсолютно новый продукт для современной методической базы музыкального образования. Но главная ценность инновационной проектной деятельности состоит в полу-
ченном результате развития творческого и научно-исследовательского потенциала всех участников проекта. Равнозначное сотрудничество преподавателей и обучающихся по разработке ранее неизвестного материала в новом формате при помощи компьютерных технологий, аудио/ видеозаписи, открывает многообразные горизонты для приобретения новых, современных компетенций в обучении и исследовательской деятельности.
Все это, без сомнения, ведет к созданию новой инфраструктуры по обеспечению научной и инновационной образовательной деятельности, к постоянному обновлению учебно-лабораторной, научно-экспериментальной, технологической и учебно-методической базы музыкального образования.
Литература
1. Долгосрочная программа развития образования РК до 2020 года. - Астана, 2010. - 45 с.
2. Информатизация образования: направления, средства, технологии: Учебн. пособие. Под общей ред. С. И. Маслова (гл. 11. Технологии создания электронных учебников и задачников). - М.: Изд-во МЭИ, 2004. - С. 1-19.
3.Краснова Г. А., Беляев М. И., Соловов А. В. Технологии создания электронных обучающих средств. - М., МГИУ, 2001. - 224 с.
4. Стратегия информатизации системы образования Республики Казахстан до 2020 года. - Астана, 2008. - 1-11 с.
References
1.Dolgosrochnaja programma razvitija obrazovanija RK do 2020 goda. [Long-term program of Kazakhstan education development until 2020]. Astana, 2010. 45 p.
2. Informatizacija obrazovanija: napravlenija, sredstva, tehnologii: Uchebnoe posobie. Pod obshhej redakciej S. I. Maslova. Glava 11. Tehnologii sozdanija jelektronnyh uchebnikov i zadachnikov [Informatization of education: directions, tools, technologies: a textbook. Ed. by S. I. Maslov. Chapter 11. The technology of creating electronic textbooks and repositories].
Moscow: Publishing house of MEI, 2004, pp. 1-19.
3.Krasnova G. A., Beljaev M. I., Solovov A. V. Tehnologii sozdanija jelektronnyh obuchajushhih sredstv [Technology of building the electronic learning tools]. Moscow: MSIU, 2001, 224 p.
4.Strategija informatizacii sistemy obrazovanija Respubliki Kazahstan do 2020 goda, [The Informatization strategy of the education system of the Republic of Kazakhstan until 2020]. Astana, 2008, pp. 1-11.
Модернизация учебно-методической базы музыкального образования посредством применения информационных технологий
Статья рассматривает вопросы решения проблем устаревшей учебно-методической базы музыкального образования посредством внедрения информационно-коммуникацион-
Modernization of the educational base of music education through the use of information technology
The article examines the resolution of the problems of outdated learning and teaching base of music education through introduction of information and communication technologies
ных технологий, вытекающих из поставленных целей и задач стратегией развития системы образования Республики Казахстан. В статье обоснована необходимость модернизации учебно-методической базы посредством внедрения ИКТ, рассмотрены основные требования, предъявляемые к разработке электронных пособий; даны рекомендации по составу разработчиков, обладающих специальными компетенциями в области создания электронной обучающей продукции в сфере музыкального искусства. Представлены результаты деятельности Казахской национальной консерватории имени Курмангазы и Детской музыкальной школы № 12 города Алматы по разработке инновационных электронных мультимедийных учебно-методических пособий для преподавателей и студентов-пианистов. Отмечены преимущества инновационного форматирования нотных сборников и исполнительского анализа музыкальных произведений. Предложены новые произведения для фортепиано современных композиторов Казахстана и не изданные ранее в Казахстане фортепианные пьесы для детей. Дано описание эксперимента по модернизации Метода проектов в учебной деятельности музыкальных организаций. В заключение дан вывод о неизбежности создания новой инфраструктуры по обеспечению научной и инновационной образовательной деятельности, постоянного обновления учебно-лабораторной, научно-экспериментальной, технологической и учебно-методической базы музыкального образования.
Ключевые слова: информационно-коммуни-кационные технологии; цифровые образовательные ресурсы, электронные мультимедийные учебно-методические пособия.
arising from the goals and objectives of the development strategy of the educational system in the Republic of Kazakhstan. The article demonstrates the need for modernisation of the learning and teaching base through introduction of the ICTs, considers the basic requirements for the development of electronic guides; gives recommendations for the developers' staff with special competence concerning the creation of e-learning products in the field of musical art. It includes results of activities on development of the innovative electronic multimedia study guides for teachers and students-pianists in the Kazakh National Kurmangazy Conservatory and Children's Music School No. 12 in Almaty. Advantages of the innovative format of music sheets and performance analysis of musical compositions are shown. The article suggests new piano works of contemporary Kazakhstan composers and piano pieces for children that have not been previously published in Kazakhstan. The experiment for modernisation Project Method in learning activities of musical institutions is described. In summary, there is a conclusion of imminence of development of new infrastructure to ensure scientific and innovative educational activities, continuous updating of the educational-laboratory, scientific and experimental, technological and learning and teaching base of musical education.
Keywords: information and communication technologies; digital educational resources, electronic multimedia study guides.
Станевич Надежда Николаевна — заведую- Nadezhda Stanevich — head of the Piano
щая отделением фортепиано Детской музы- Department of No. 12 Children's musical school
кальной школы № 12 г. Алматы. of Almaty.
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]