3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учебное пособие для педагогических учебных заведений. Под общей редакции акад. А.И. Пискунова. Москва, 2007.
4. Макаев В.В. История педагогики и образования. Опорные конспекты, тезисы, схемы: учебно-методическое пособие для студентов. Пятигорск: ПГЛУ, 2009.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Сочинения: в 50-ти т. Москва, 1955; Т. 6.
6. Новиков А.М. Образовательный процесс в постиндустриальном обществе. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009; № 4: 6 - 11.
7. Субботина Н.Д. Проблема периодизации истории: единичное, особенное и общее. Гуманитарный вектор. 2018; Т. 13, № 4: 6 - 15.
References
1. Alekseev P.V. Social'naya filosofiya: uchebnoe posobie. Available at: https://fil.wikireading.ru/5850
2. Danilova V.Yu. Istoriya pervobytnogo obschestva: uchebnoe posobie. Vladimir, 2014 - 75 S.
3. Istoriya pedagogiki i obrazovaniya. Ot zarozhdeniya vospitaniya v pervobytnom obschestve do konca XX veka: uchebnoe posobie dlya pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Pod obschej redakcii akad. A.I. Piskunova. Moskva, 2007.
4. Makaev V.V. Istoriya pedagogiki i obrazovaniya. Opornye konspekty, tezisy, shemy: uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov. Pyatigorsk: PGLU, 2009.
5. Marks K., 'Engel's F. Nemeckaya ideologiya. Sochineniya: v 50-ti t. Moskva, 1955; T. 6.
6. Novikov A.M. Obrazovatel'nyj process v postindustrial'nom obschestve. Municipal'noe obrazovanie: innovaciii 'eksperiment. 2009; № 4: 6 - 11.
7. Subbotina N.D. Problema periodizacii istorii: edinichnoe, osobennoe i obschee. Gumanitarnyj vektor. 2018; T. 13, № 4: 6 - 15.
Статья поступила в редакцию 20.01.20
УДК 371
Merzhoeva L.M., Director of Children's Art School (Nazran, Russia), E-mail: [email protected]
THE BASICS AND SPECIFICITY OF FORMATION OF ETHNO-ARTISTIC CULTURE OF YOUNGER STUDENTS. The article discusses the content and specifics of formation of ethno-artistic culture of younger students. If ethno-artistic education is understood by the author as a purposeful pedagogical process of introducing the individual to ethnic culture in educational institutions, then it is important today not only to preserve the integral traditional ethno-artistic culture, but also to bring it into the life of modern society through education and upbringing. The author concludes that the difficult situation of the modern socio-cultural situation consists in the fact that the functioning of national culture contradicts the realities of life due to the presence of complex connections between individual ethnic groups and the difference in value orientations. The role of forming ethno-artistic culture aimed at preserving the ethno-cultural identity of the individual through familiarization with the native language and culture with the parallel development of the values of world culture is becoming extremely relevant.
Key words: formation of ethno-artistic culture, basics and specificity, primary school children, features of region, national culture.
Л.М. Мержоева, директор Детской художественной школы, г. Назрань, E-mail: [email protected]
СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В данной статье рассматривается сущность и специфика формирования этнохудожественной культуры младших школьников. Если под этно-художе-ственным образованием автором понимается целенаправленный педагогический процесс приобщения личности к этнической культуре в образовательных учреждениях, то важным на сегодняшний день представляется не только сохранение целостной традиционной этнохудожественной культуры, но и привнесение ее в жизнь современного социума через образование и воспитание. Автор делает вывод о том, что непростое положение современной социокультурной ситуации заключается в том, что функционирование национальной культуры вступает в противоречие с реалиями жизни, обусловленными наличием сложных связей между отдельными этническими группами и различием ценностных ориентаций. Крайне актуальной становится роль формирования этно-художественной культуры, направленного на сохранение этнокультурной идентичности личности через приобщение к родному языку и культуре с параллельным освоением ценностей мировой культуры.
Ключевые слова: формирование этнохудожественной культуры, сущность и специфика, младшие школьники, особенности региона, национальная культура.
Этно-художественная культура, выступая целостным комплексом материальных и духовных ценностей, способствует процессу приобщения обучающихся к этнической культуре своего народа, формированию цельной личности ребенка. По нашему мнению, этнохудожественная культура является целостной системой художественной жизни народа, детерминированной традиционным сознанием, коллективной основой создания, хранения и трансляции художественных ценностей. Именно ценностная составляющая этнохудожественной культуры является доминантой всего народного творчества, способствующей не только идентификации, но и духовно-нравственному развитию личности.
Этнохудожественная культура представляется устным народным творчеством, танцами, народной музыкой, фольклорным театром, а также декоративно-прикладным творчеством, традиции которого с научным обоснованием и экспериментальной проверкой исследуются нами в решении поставленной проблемы в настоящей статье.
Как социальное явление, этнохудожественная культура входит в систему культуры, являясь частью ее структуры, последняя, в свою очередь, по заключению М.С. Кагана, делится на «народную», «национальную», «эстетическую», «художественную» и «этнохудожественную» [1].
Воробьева Т.П. считает, что «этнохудожественная культура представляется совокупностью материальных и духовных художественных ценностей, созданных народом с учетом его этнических особенностей, которые выражены в мировоззрении людей, их народных традициях, поведении, обрядах, обычаях, произведениях декоративно-прикладного искусства и др.» [2].
Если нравственное развитие человека протекает в течение всей его жизни, то основные черты морального облика в основном складываются в детском, подростковом и юношеском возрастах. Осмысление этнохудожественной культуры в контексте духовно-нравственных ценностей и идеалов позволяет раскрыть ее педагогический потенциал, имеющий большое значение для формирования личности младшего школьника. О необходимых знаниях и изучении культуры своих
предков, важности приобщения детей к культуре своего народа написано много трудов, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает гордость за свою землю, уважение и многие другие ценные человеческие качества. Такая педагогическая позиция помогает воспитанию у детей интереса не только к культуре собственного народа, но и уважительное отношение к культурным традициям других народов.
Надо признать, что в государственную образовательную систему внедряются элементы этнокультурного и этнохудожественного образования.
В «Законе об образовании РФ» прописаны основные принципы государственной политики. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» определены стратегия и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. В «Концепции этнокультурного образования в РФ», разработанной на основе вышеуказанных документов, указываются цели и задачи этнохудожественного образования, представляющего собой целенаправленный педагогический процесс приобщения учащихся к народной художественной культуре в образовательных учреждениях, формированию их этнохудоже-ственной культуры.
Принимая во внимание межпредметные связи, формирование этно-худо-жественной культуры школьника может проводиться практически на всех уроках. Особое место такому воспитанию отводится на уроках литературы, труда, музыки и изобразительного искусства. На них школьники учатся эстетически воспринимать мир как через произведения искусства и литературы, так и через собственное творчество.
Для осуществления задач эстетического воспитания Льянова Х.Б. рекомендует использовать такие принципы:
1. Постоянная связь с жизнью, широкие межпредметные связи.
2. Упор на задания познавательного и творческого характера, творческие уроки.
3. Проведение любого урока на высоком эстетическом уровне.
4. Обобщение знаний через внеклассную работу [3].
Формирование этнохудожественной культуры в процессе художественно-творческой деятельности необходимо активно начинать как можно раньше. Это поможет не только сформировать личность ребенка, но и развить многие психические качества, мыслительные и творческие процессы: воображение, восприятие, анализ, память, внимание, синтез, эмоциональность, наблюдательность и т.д.
Если под этнохудожественным образованием понимается целенаправленный педагогический процесс приобщения личности к этнической культуре в образовательных учреждениях, то важным на сегодняшний день представляется не только сохранение целостной традиционной этнохудожественной культуры, но и привнесение ее в жизнь современного социума через образование и воспитание.
Среди познавательных процессов, обеспечивающих формирование эт-но-художественной культуры младших школьников, особая роль отводится восприятию. Психологами выделяются такие его свойства, как слабая дифферен-цированность (особенно у учащихся 1 - 2 классов), непроизвольный характер, кратковременность, поверхностность, избирательность к восприятию всего красочного, яркого.
Учитывая специфику формирования у детей младшего школьного возраста этнохудожественной культуры, педагогическое руководство данным процессом следует осуществлять путем обогащения эстетического опыта ребят в ходе художественно-творческой деятельности.
В чем же заключается специфика формирования этнохудожественной культуры младших школьников? При организации данного процесса особая важность отводится учету чувств и эмоций детей. П.М. Якобсон, характеризуя эмоциональную жизнь детей этого возраста, указывает на «живость непосредственного проявления чувств» вместе с их впечатлительностью и эмоциональной отзывчивостью [4].
Таким образом, суть и специфика формирования этнохудожественной культуры младших школьников состоит из следующих компонентов:
■ когнитивный компонент (этнохудожественные представления, знания);
■ эмоционально-побудительный компонент (этнохудожественный вкус, интерес; художественно-творческие способности);
■ деятельностный компонент (творческая активность).
Что же способствует успешному формированию этнохудожественной культуры? Основные требования сформулированы Льяновой Х.Б.:
- определение компонентов этнохудожественной культуры личности (восприятия, чувства, оценки, вкуса, потребности, деятельности) становится основой для выявления педагогических средств их развития;
- в процессе развития компонентов этнохудожественной культуры личности младшего школьника учитываются особенности возраста, заключающиеся в преобладании наглядно-образного мышления, гибкости воображения, высокой эмоциональной восприимчивости, предрасположенности к творчеству;
- выбор содержания, методов, средств обучения младших школьников базируется на интеграции различных видов художественно-творческой деятельности, которые являются факторами формирования у детей способности чувствовать и воспринимать ценности.
Формирование в начальный период воспитания навыки, знания, эмоционально-смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в последующем свое углубление и обогащение, перерастая в систему этнохудожественной культуры личности. В школьные годы этот процесс находит выражение в овладении сенсорно-чувственными приемами постижения этнохудожественных явлений, то есть приобретения умений, навыков воспитания и оценки, в обогащении эмоциональных реакций. Идёт накопление знаний об этнохудожествен-ных явлениях, развитие личностных мотивов общения с эстетическими и художественными объектами, овладение ценностными ориентирами, формируются оценочно-вкусовые представления, эмоционально психологические установки, осваиваются многообразные способы образно-эмоционального мышления в этнохудожественной сфере [5].
Этнохудожественное образование является частью этнокультурного образования и определяется как процесс освоения традиционной народной культуры (или культур) в разных видах художественно-творческой деятельности.
Многими учеными этнокультурное образование рассматривается как система знаний национально-культурных и социально-исторических ценностей конкретного народа и других народов, умения и навыки, получаемые и используемые в процессе жизнедеятельности.
Основой содержания этнохудожественной культуры является этнический компонент (этнокультурный), состоящий из языка, материальной и духовной культуры, религии и этнического самосознания.
Библиографический список
В образовательной теории и практике выделяются этнопедагогическое (в гуманитарном образовании) образование и этнохудожественное (в художественно-эстетическом), оба - как суть единого процесса приобщения детей к народной культуре.
Их цель заключается в освоении обучающимися национально-художественных традиций, воплотивших высшие духовные ценности, как своего этноса, так и других народов с решением таких задач, как воспитание этнохудожествен-ной культуры, формирование нравственно-эстетической сферы личности, формирование и развитие этнохудожественной компетентности, развитие творчески активной личности и др.
Формирование этнохудожественной культуры младших школьников рассматривается в виде целенаправленного процесса на основе этнохудожествен-ных ценностей, ее этнокультурной адаптации, социализации, а также саморазвития и самопознания личности.
Формирование этнохудожественной культуры востребовано в практике работы с детьми в общеобразовательных учреждениях.
Как считает Т. Я. Шпикалова, в формировании этно-удожественной культуры определяющими факторами являются следующие подходы:
• этнопедагогический подход, заключающийся в опоре на национальные традиции народа, национально-этническую обрядность, его культуру, обычаи с учетом этнической идентичности личности;
• гуманистический подход к воспитанию, определяющий человека как высшую ценность в мире;
• аксиологический подход, признающий образование общечеловеческой ценностью;
• программно-целевой подход в осуществлении ценностного содержания художественно-творческого опыта и базовых знаний в духовно-нравственном воспитании школьников;
• искусствоведческий и историко-культуроведческий подходы с реализацией ценностного содержания образования при изучении искусства как мира целостности, в котором профессиональное и народное искусство взаимодействуют в системе культуры [6].
Хотим от себя добавить, что вышеперечисленные подходы чередуются с современными воспитательными и этнопедагогическими концепциями, присущими современному процессу этнохудожественного образования, способствующие качественному усвоению этнохудожественной культуры детьми.
Сущностью и спецификой этнохудожественной культуры младших школьников выступает педагогическая деятельность по передаче начальных этно-художественных знаний, развитию способностей эмоционально-чувственного восприятия и этнохудожественной оценки, накоплению опыта эмоционально-чувственных переживаний, формированию этнохудожественных интересов, элементарных умений и навыков предметной творческой деятельности. В соответствии со структурно-содержательными компонентами можно выделить задачи этнохудожественной культуры:
• уточнение и обогащение начальных этнохудожественных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, произведениях искусства, в частности декоратвино-прикладного;
• развитие этнохудожественной восприимчивости, расширение охвата эмоционально-эстетических реакций, дифференцирование эстетических чувств и переживаний;
• формирование этнохудожественных понятий, оценок, суждений;
• выявление и развитие художественно-творческих способностей;
• воспитание этнохудожественного вкуса;
• формирование этнохудожественной потребности;
• формирование навыков и умений эстетико-предметной творческой деятельности с развитием творческой активности;
• воспитание эстетических качеств личности и культуры поведения.
Непростое положение современной социокультурной ситуации заключается в том, что функционирование национальной культуры вступает в противоречие с реалиями жизни, обусловленными наличием сложных связей между отдельными этническими группами и различием ценностных ориентаций. В такой ситуации становится актуальной роль формирования этнохудожественной культуры, направленного на сохранение этнокультурной идентичности личности через приобщение к родному языку и культуре с параллельным освоением ценностей мировой культуры. Актуальность вопроса формирования этнохудоже-ственной культуры обусловлена еще и тем, что данная отрасль педагогической науки недостаточно освещена.
Перед педагогами ставятся следующие задачи: развитие национального самоопределения ребенка, формирование у него нравственных и духовных качеств, воспитание чувства гордости за свой народ, а также развитие этнокультур-но ориентированной личности.
1. Каган М.С. Философия культуры: учебное пособие. Санкт-Петербург 1996.
2. Воробьева Т.П. Воспитание этнохудожественной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2006.
3. Льянова Х.Б. Формирование эстетической культуры младших школьников. Современные научные исследования и инновации. 2011; № 3. Available at: http://web.snauka. ru/issues/2011/07/1239
4. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. Психология чувств мотивации. Москва - Воронеж, 1998.
5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. Москва: Педагогика, 1989.
6. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Москва, 1996.
7. Раджабов И.М. Декоративное и изобразительное искусство в системе художественного образования. Москва, 1998.
References
1. Kagan M.S. Filosofiya kul'tury: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg, 1996.
2. Vorob'eva T.P. Vospitanie 'etnohudozhestvennoj kul'tury podrostkov v uchrezhdeniyah dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2006.
3. L'yanova H.B. Formirovanie 'esteticheskoj kul'tury mladshih shkol'nikov. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. 2011; № 3. Available at: http://web.snauka.ru/ issues/2011/07/1239
4. Yakobson P.M. 'Emocional'naya zhizn' shkol'nika. Psihologiya chuvstvmotivacii. Moskva - Voronezh, 1998.
5. Davydov V.V. Problemy razvivayuschego obucheniya: Opyt teoreticheskogo i 'eksperimental'nogo psihologicheskogo issledovaniya. Moskva: Pedagogika, 1989.
6. Shpikalova T.Ya. Izobrazitel'noe iskusstvo. Osnovy narodnogo i dekorativno-prikladnogo iskusstva. Moskva, 1996.
7. Radzhabov I.M. Dekorativnoe i izobrazitel'noe iskusstvo v sisteme hudozhestvennogo obrazovaniya. Moskva, 1998.
Статья поступила в редакцию 20.01.20
УДК 371.263
Samarskaya A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), leading specialist of GBU TSOKO (Grozny, Russia)
Sadulayeva B.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Information Technology and Computer Science Teaching,
Chechen State Teachers' University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
REGIONAL DIAGNOSTIC STUDY OF EDUCATIONAL RESULTS OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS OF THE CHECHEN REPUBLIC. The article discusses results of annual diagnostic tests in the Chechen Republic (grades 1-3) in subjects Russian language, mathematics and reading, defines the scope of the this diagnostic study conducted in the Republic for five years. The work consists of two parts - mandatory and additional. The basic level of difficulty (compulsory part) tasks are tested the achievement of the mandatory level of mastery of basic concepts and skills, which form the basis for successful continuation of training and should be formed when studying a particular course Training. The results of higher-level tasks (additional part) made it possible to establish the ability of students to reason and act in non-standard learning situations. The authors draw conclusions that this diagnostic study provides reliable information on the individual level of educational achievements of students in grades 1-3 of the Chechen Republic in order to provide targeted and timely correction of the learning process and achieve better results in the future.
Key words: diagnostic study, educational results, individual educational vector of student development, Chechen Republic.
А.В. Самарская, кан. пед. наук, вед. спец. ГБУ ЦОКО, г. Грозный
Б.С. Садулаееа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
РЕГИОНАЛЬНОЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
В статье рассматриваются результаты ежегодного диагностического исследования в Чеченской Республике (1 - 3 классы) по предметам русский язык, математика и чтение, определены области применения данных этого диагностического исследования, которое проводится в республике пятый год. Работы состояли из двух частей - обязательной и дополнительной. Задания базового уровня сложности (обязательная часть) проверяли достижение обязательного уровня освоения основных понятий и умений, которые составляют базу для успешного продолжения обучения и должны быть сформированы при изучении конкретного курса обучения. Результаты выполнения заданий повышенного уровня (дополнительная часть) давали возможность установить способность учащихся рассуждать и действовать в нестандартных учебных ситуациях. Авторы делают выводы о том, что данное диагностическое исследование позволяет получить достоверную информацию об индивидуальном уровне учебных достижений обучающихся 1 - 3 классов Чеченской Республики с целью организации адресной и своевременной коррекции процесса обучения и достижения в дальнейшем более высоких результатов.
Ключевые слова: диагностическое исследование, образовательные результаты, индивидуальный образовательный вектор развития ученика, Чеченская Республика.
На основании приказа Министерства образования и науки Чеченской Республики от 30.04.2019 г № 694-п «О проведении диагностики учебных достижений обучающихся 1, 2 и 3 классов образовательных организаций Чеченской Республики в 2019 году» 14 мая 2019 года в регионе проводилась диагностическая работа по математике; 16 мая 2019 года - по русскому языку; 21 мая 2019 года - по смысловому чтению для учащихся 3 классов. Данное исследование проводится в республике пятый год [1 - 4].
Целью диагностических работ являлось определение достижения уровня обязательной подготовки по курсу математики, русского языка и чтения (1 - 3 классы) обучающимися, а также сформированности некоторых учебных действий универсального характера.
Задачи диагностического исследования заключались в оценивании уровня образовательных достижений учащихся 1 - 3 классов; выявлении затруднения в освоении основной образовательной программы (далее - ООП); создании необходимой базы информационно-аналитических материалов.
Объектом диагностического исследования являлись предметные результаты у обучающихся 1 - 3 классов по русскому языку, математике и чтению.
Содержание работ было ориентировано на нормативные требования к учебным результатам учащихся по завершении определённого года обучения, достижение которых должно обеспечиваться при обучении по любому учебнику, включенному в федеральный перечень учебников.
В работах использованы три типа заданий: с выбором ответа, с кратким ответом, с развёрнутым ответом - с записью решения или объяснения. При выборе формы контроля предпочтение было отдано заданиям с кратким ответом, которые позволяют уменьшить время на процесс записи ответов и за счет этого включить в работу больше заданий. Кроме того, даже краткая запись ответа расширяет возможности установления ошибок и недочетов в подготовке каждого
конкретного учащегося. В работе немного заданий с выбором ответа, поскольку эта форма позволяет учитывать только некоторые типичные ошибки, которые отражены в готовых ответах к этим заданиям.
Работы состояли из двух частей - обязательной и дополнительной. Задания базового уровня сложности (обязательная часть) проверяли достижение обязательного уровня освоения основных понятий и умений, которые составляют базу для успешного продолжения обучения и должны быть сформированы при изучении конкретного курса обучения.
Результаты выполнения заданий повышенного уровня (дополнительная часть) давали возможность установить способность учащихся рассуждать и действовать в нестандартных учебных ситуациях.
Результаты выполнения обязательной и дополнительной части работы не суммировались.
Уровни оценки работ ранжировались следующим образом: уровень ниже базового, уровень базовой подготовки, уровень прочной базовой подготовки, уровень повышенной подготовки.
При этом ученик достигал уровня повышенной подготовки по предмету в том случае, если получал максимальное количество баллов за обязательную часть работы, и процент выполнения заданий дополнительной части был более 50%.
Основными пользователями результатов данного диагностического исследования являются: обучающиеся и их родители (законные представители), педагоги и администрация образовательной организации, Министерство образования и науки Чеченской Республики, муниципальные органы управления образования.
В ежегодных диагностических работах по предметам русский язык, математика и чтение (1 - 3 классы) приняло участие 97 036 обучающихся образова-