Научная статья на тему 'Организация и проведение педагогического эксперимента по реализации обучающей системы по становлению этнохудожественной компетенции подростков'

Организация и проведение педагогического эксперимента по реализации обучающей системы по становлению этнохудожественной компетенции подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
540
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / ЭТНИЧНОСТЬ / ЭТНОКУЛЬТУРА / РЕГИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / КУЛЬТУРНО-РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / CHILDREN''S CREATIVITY / ETHNOS / ETHNICITY / ETHNO-CULTURE / REGION / ART / REGIONAL ART / EDUCATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / CULTURAL AND REGIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / COMPETENCE / ART PERCEPTION / ETHNO-ART COMPETENCE / TEENAGERS / PEDAGOGICAL EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бачурина Леонора Викторовна

В данной статье автором представлены результаты эмпирического исследования по реализации педагогических технологий и создания педагогических условий формирования этнохудожественной компетенции детей подросткового возраста на материалах культуры региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бачурина Леонора Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND IMPLEMENTATION OF PEDAGOGICAL EXPERIMENT ON REALIZATION OF THE LEARNING SYSTEM ENHANCING THE FORMATION OF ETNIC-ARTISTIC COMPETENCES OF TEENAGERS

In this article the author presents results of empirical research on realization of pedagogical technologies and creation of pedagogical conditions for the formation of ethnic-artistic competences of children teenagers on the materials of culture of the region.

Текст научной работы на тему «Организация и проведение педагогического эксперимента по реализации обучающей системы по становлению этнохудожественной компетенции подростков»

УДК 37.01

БАЧУРИНА Леонора Викторовна, аспирант Челябинского государственного педагогического университета,

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ПО СТАНОВЛЕНИЮ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ

В данной статье автором представлены результаты эмпирического исследования по реализации педагогических технологий и создания педагогических условий формирования этнохудожественной компетенции детей подросткового возраста на материалах культуры региона.

Ключевые слова: этнос, этничность, этнокультура, региональное искусство, культурно-региональная образовательная среда, художественное восприятие, этно-художественная компетенция, педагогический эксперимент, детское творчество.

BACHURINA Leonora, graduate student of the Chelyabinsk State Pedagogical University, teacher of special disciplines, higher qualification,

ORGANIZATION AND IMPLEMENTATION OF PEDAGOGICAL EXPERIMENT ON REALIZATION OF THE LEARNING SYSTEM ENHANCING THE FORMATION OF ETNIC-ARTISTIC COMPETENCES OF TEENAGERS.

In this article the author presents results of empirical research on realization of pedagogical technologies and creation of pedagogical conditions for the formation of ethnic-artistic competences of children teenagers on the materials of culture of the region.

Keywords: ethnos, ethnicity, ethno-culture, region, art, regional art, education, educational environment, cultural and regional educational environment, competence, art perception, ethno-art competence, teenagers, pedagogical experiment, children's creativity.

В контексте данной статьи автор склонен понимать этнохудожественную компетенцию детей подросткового возраста как личностное развитие индивида посредством усвоения этнокультурных традиций, ценностных ориентаций, норм морали, устоев и поведенческих стереотипов.

Определяя основы теоретических положений эмпирической деятельности по реализации обучающей системы формирования этнохудожественной компетенции подростков в реальном педагогическом процессе современного общеобразовательного учреждения, автор выделяет экспериментальную и контрольную группы. Экспериментальная группа как объект исследования представляет собой учащихся МСОУ № 2 и № 6, контрольную группу - учащиеся МСОУ № 3 и № 5 г. Ханты-Мансийска. Эпизодические наблюдения по вопросам формирования этнохудожественной компетенции детей велись в МСОУ № 4. Таким образом, в ходе исследования на различных его этапах приняли участие 425 учащихся городских и сельских школ региона, где наличие экспериментальной и контрольной групп позволяло отрабатывать методику исследования, а также проверять эффективность осуществляемых форм деятельности в разных средах. Следует отметить, что экспериментальная и контрольная группы находились в равных условиях.

Полученные результаты подтверждаются теми фактами, что: 57% детей подросткового возраста не испытывают чувства гордости от сопричастности к духовной культуре своей малой родины; 68% подростков не интересуются историческим прошлым своего народа; 63% не проявляют желания развивать и сохранять этнокультурные ценности. Отсюда следует, что интерес подростков к региональному искусству весьма невысок.

Весьма интересны материалы анкетирования, позволившие выявить источник получения знаний детьми подросткового возраста о региональном материале. Автор составила следующий рейтинг: в школе - 28 %; посещение музеев и др.- 21%; от родителей или родственников - 19 %; из передач по телевидению и радио -12 %; из других источников - 14%.

Уровень исходного состояния сформированности этнохудожественной компетентности подрастающего поколения в культурно-региональной образовательной среде был определен как минимальный, а именно: основное количество подростков находится на низком уровне сформированности художественно-эстетической компетентности - 60% детей в контрольной и экспериментальной группах исследования; доля учащихся, находящихся на высоком уровне, в контрольной группе на 4% выше, чем в экспериментальной (4% - ЭГ , 8% - КГ); 36% детей экспериментальной группы имеют средний уровень, что на 4% больше, чем в контрольной группе.

Проведя диагностику исходного состояния установленных параметров оценивания в КГ и ЭГ, автор переходит к его формирующему этапу.

Данная задача решалась в рамках обучающей системы, в которой изложена разработанная автором целостная методическая система по формированию этнохудожественной компетентности подростков, основанная на концепции технологически последовательных дей-

ствий, предложенной B.C. Безруковой. Изучение экспериментального материала строилось в обучающей системе через закономерно сменяющие друг друга этапы приобщения учащихся к этно-художественному потенциалу региона. Образно-содержательный этап - строился посредством обогащения чувственного опыта подростков по восприятию произведений искусства, где через усвоение специфики выразительного языка происходило знакомство с искусством региона; предполагает образное постижение и эмоционально-чувственное проживание художественно-эстетического потенциала произведений искусства региона. Основная задача образно-содержательного этапа заключается в создании условий для изучения многообразия регионального материала с учетом возрастных особенностей художественного восприятия подростков, создание в коллективе учащихся адекватного эмоционально-нравственного климата.

Исследовательский этап - стимулировалась творческая деятельность учащихся, направленная на актуализацию отношения к культуре разных народов как к самоценности, отношения к познанию регионального материала как к нравственно значимому, способствующему чувственному отклику в процессе усвоения нового в мире общечеловеческих ценностей; предполагает активизацию поисковой деятельности подростков, направленной на формирование ценностно-смысловой установки личности, обогащение личностно значимой этно-художественной информацией. Основная задача данного этапа - активизировать поисково-исследовательскую деятельность учащихся на основе полученных знаний об искусстве.

Созидательный этап - направлен на организацию этнохудожественной деятельности подростков по творческой реализации накопленного этнокультурного опыта и представлений о высших ценностях человеческого бытия; предполагает организацию художественно-эстетической деятельности подростков по творческой реализации накопленного художественно-эстетического опыта, представлений о взаимоотношениях, взаимодействии и межкультурной коммуникации людей в условиях многонационального социума на основе диалога культур.

На микроуровне школьник погружался в духовно-нравственные ценности своего микросоциума - семьи, в результате чего учащиеся приобщались к этно-художественной культуре региона, приобретая определенные формы художественно-творческой деятельности. На данном уровне обращение к фольклорным произведениям (как в словесной, так и в музыкальной формах) позволило раскрыть уникальность и неповторимость художественной культуры микросоциума - семьи.

Для осознания своих корней, становления этнической идентичности подростков на данном этапе были созданы уголки этнических культур, содержащие предметы интерьера и быта, изделия народных промыслов, национальные костюмы и аксессуары, коллекции изделий художественных промыслов, обогащающие детей новой этнокультурной информацией. Понимание регионального материала невозможно без знания его языка, поэтому на занятиях важное место занимало знакомство со знаково- символическими особенностями искусства Об-ско-Югорского региона на примере декоративно-прикладного искусства. На занятиях постоянно подчеркивалась связь искусства региона с природными особенностями края. Показ различных изделий сопровождался размышлением, как через форму, цвет, орнамент передается природное многообразие. Далее диссертантом акцентировалось внимание на мезоуровне на актуализации этно-художественного потенциала искусства региона, так как выражение любви к родной природе видится одной из важнейших составляющих глубокого и объемного чувства Родины.

Обратим внимание, что для достижения поставленной цели использовались различные типы уроков. Перцептивный тип: основными задачами данных занятий являлись знакомство с компонентами другой культуры, осознание их ценностей, придание им индивидуального контекста. Оценочный тип: приоритетные задачи - личностная оценка учащимися ценностей культуры, обеспечение их актуальности и побуждение к рефлексии. Аналитико-синтетический тип: на занятиях данного типа происходили анализ и сопоставление этнокультурных ценностей своей и другой культуры, утверждение новых выбранных ценностей как личных идеалов.

Включение в экспериментальную программу темы «Мир добрых образов» позволило показать подросткам представленную национальными центрами бытовую утварь как «мир в целом», как выражение глубинных представлений человека о смысле жизни. ЮГРА - многонациональный край, но в народном костюме любой национальности можно выделить общее: это идея соединения утилитарного и эстетического начала в символическом звучании орнамента, выполнение охранительной функции украшениями, утверждение нравственных ценностей, отражение представлений человека о нравственном устройстве мира. Значимо то, что подростки обращали внимание на выбор народными мастерами того или иного цвета для украшения сво-

их костюмов. Эмоциональное восприятие цвета учащиеся связывали с его образно-символическим значением как носителем определенной информации.

На макроуровне приобщение детей подросткового возраста к этнохудожественной культуре региона происходило на материале современного профессионального искусства. В частности, было осуществлено знакомство с творчеством заслуженного художника России Геннадия Степановича Райшева, где рассмотрение работ в технике линогравюры позволило осознать собственную значимость, в том числе и как части определенного сообщества, ощутить свою принадлежность малой и большой Родине.

Переходя ко второму (исследовательскому) этапу экспериментальной программы, отметим его направленность, а именно: стимулировалась творческая деятельность учащихся, ориентированная на актуализацию отношения к культуре разных народов как к самоценности, отношения к познанию регионального материала как к нравственно значимому, способствующему чувственному отклику в процессе усвоения нового в мире общечеловеческих ценностей. Экспериментальная программа построена на, тесной взаимосвязи образно-содержательного и исследовательского этапов, так как точный выбор формы ведения занятий мгновенно давал результаты в проявлении поисково-исследовательской активности детей.

Так, во время экскурсии в музей под открытым небом «Торума», где проживали ханты и манси, где представлен их быт народного творчества, создавались социально-ориентированные ситуации. Учащиеся были поделены на две группы, где одним предлагалось перевоплотиться в экскурсоводов, а другим - в посетителей, которые задают вопросы и спорят.

Третий, созидательный, этап экспериментальной работы был направлен на организацию этнохудожественной деятельности подростков для творческой реализации накопленного этнокультурного опыта, представлений о высших ценностях человеческого бытия. Ведущий акцент на занятиях данного этапа был направлен не столько на приобретение детьми профессиональных умений и навыков по изготовлению произведений декоративно-прикладного искусства, сколько на самовыражение этнокультурных чувств и настроений.

На заключительном этапе опытно-экспериментальной работы автором была определена динамика процесса формирования этнохудожественной компетентности подростков в процессе изучения искусства Уральского региона. Следуя заявленному направлению представления «финишного» среза педагогического эксперимента, диссертант описывает полученные результаты в контрольной группе. В частности, результаты эмпирического исследования в ней свидетельствуют об отсутствии положительной динамики выделенных параметров оценивания степени формирования этнохудожественной компетенции. При этом отсутствие ознакомления подростков с материальными и духовными ценностями этнокультуры региона, а также незначительность вклада школы в формирование их этнохудожественной компетенции обусловливают трудности в самоопределении личности учащегося, выборе способа отношения к событиям в поликультурном мире, к другим людям и самому себе. Количество детей с высоким уровнем сократилось на 4%, они «спустились» на средний уровень, тогда как количество детей с низким уровнем формирования этнохудожественной компетенции остался неизменным, а именно -60%. Таким образом, можно утверждать, что в КГ преобладает низкий уровень сформированности этно-художественной компетенции подростков.

В свою очередь, результаты «финишного» среда в экспериментальной группе позволяют констатировать наличие положительной динамики исследуемых параметров. Так, реализация обучающей системы по формированию этнохудожественной компетенции подрастающего поколения в условиях культурно-региональной образовательной среды способствовала увеличению доли детей с высоким уровнем формирования этнохудожественной компетентности с 4 до 12%; в значительной степени сократилась доля подростков с низким уровнем: с 60 до 16%, тогда как средний уровень представлен, соответственно, 72% детей ЭГ. Вместе с тем претерпел изменения и рейтинг источников получения знаний детей подросткового возраста о региональном материале. В частности, увеличился процент детей, получивших знания о национальных особенностях культуры своего края, в школе - с 28 до 69%; посещение музеев или другие культурно-ознакомительные мероприятия - с 21 до 74%. Снизилось процентное представление «передач по телевидению и радио» в счет увеличения роли других источников. Таким образом, можно утверждать, что в экспериментальной группе преобладает средний уровень сформированности этнохудожественной компетенции.

Анализ продуктов детского творчества, наглядно отразивший накопленный этнокультурный опыт детей экспериментальной группы, проводился по методике «Пять рисунков». При обработке результатов задания рисунки одного ученика рассматривались как серия, и в каждом из

них оценивались следующие параметры: оригинальность, эмоциональность, выразительность и графичность.

Обработка результатов показала, что у детей контрольной группы наибольший процент высоких оценок (82%) соответствует показателю «графичность». Дети увлекаются средствами выразительности, привыкли изображать на рисунке «правильно» и «чтобы было похоже», теряют смысловую направленность в своих работах. Таким образом, нравственно-эмоциональные возможности детей не раскрываются полностью, а накопленный этнокультурный опыт остается невостребованным.

Анализ рисунков детей экспериментальной группы свидетельствует о наибольшем проценте по показателям «оригинальность» (64%) и «выразительность» (46%). При свободном выборе темы и содержания работ большинство детей реализовали нравственную направленность своего творчества. Данные наблюдения и контрольные замеры позволили выявить следующие особенности этнохудожественной компетентности подростков ЭГ: умение детей выделять нравственную сторону взаимоотношений людей; чуткость детей к проявлениям отношения людей друг к другу, к их переживаниям, мотивам их поступков; полноту воссоздания в представлениях возможной ситуации взаимоотношений людей; умение видеть разные позиции людей, разные точки зрения на поступок, умение рассматривать поступки и давать им моральную оценку, концентрируя внимание на характеристике намерения человека, дифференцированный характер моральной оценки поступков; стремление школьников учесть конкретную обстановку совершения поступка и личные обстоятельства человека, наличие у учащихся развитого представления об ответственности за поступок; рост самостоятельности детей в общественно полезной деятельности.

Таким образом, опытно-поисковая работа подтвердила правильность теоретических положений об эффективности использования регионального материала в формировании этнохудожественной компетентности подростков при соблюдении определенных условий, обеспечивающих системность и целостность педагогического процесса.

Таблица 1 Сравнительная таблица «стартового» и «финишного» срезов уровней сфор-мированности этнохудожественной компетентности подростков экспериментальной и контрольной групп.

Table 1 Comparative table "start" and "finish" cut to the level of sformirovanno-ethnoart competence of adolescents experimental and control groups.

Группы Уровни «Стартовый» срез (в %) «Финишный» срез (в %)

высокий 4 12

Экспериментальная средний 36 72

начальный 60 16

высокий 8 4

Контрольная средний 32 36

начальный 60 60

Такие различия в процентном соотношении уровней сформированности этнохудожественной компетентности подростков в контрольной и экспериментальной группах объясняются тем, что дети экспериментальной группы систематически занимались по предложенной экспериментальной программе «Образ мира в искусстве». В образовательном учреждении были созданы и выполнялись разработанные диссертантом организационно-педагогические условия: а) обеспечение поэтапного подхода в изучении искусства Уральского региона с учетом возрастных возможностей художественного восприятия подростков; б) формирование культурно-региональной образовательной среды, направленной на становление этнической идентичности учащихся; в) организация художественно-творческой деятельности детей по реализации накопленного этнического опыта, представлений детей о высших ценностях человеческого бытия.

Таким образом, в ходе опытно-экспериментальной работы была подтверждена гипотеза исследования о необходимости педагогического обеспечения процесса становления и развития этнохудожественной компетенции подростков при вхождении подрастающего поколения в современную жизнь.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования // Проблемы педагогики и психологии. - 2009. - №3.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей. - Чебоксары: Пресс-сервис, 1997. - 442 с.

3. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М.: Наука, 1977.

4. Зыков В.В. Социальный институт профессионального образования и регион: монография в 2 ч. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 2001. - ч.1. - 220с. - ч.2. - 272 с.

5. КоменскийЯ.А. Избр. пед. соч.: в 2т. - М.: Просвещение, 1982. - Т.1. - 207 с.

6. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.

7. Максимов В.Г. Профессионально-творческая направленность личности учителя: теория и практика воспитания. - М.: Знания, 1996. - 176 с.

8. Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 1988. - 348 с.

9. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: - Владикавказ, 2009.

10. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1945. - 180с.

11. Хворостов A.C. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1983.

12. Щербачева Л.А. Формирование этнокультурной компетентности подростков на материале искусства Уральского региона: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Екатеринбург, 2006.

REFERENCES

1. Afanas'eva A.B. Jetnokul'turnoe obrazovanie: sushhnost', struktura soderzhanija, problemy sovershenstvovanija . Problemy pedagogikiipsihologii. 2009. No. 3.

2. Volkov G.N. Jetnopedagogika chuvashej. Cheboksary: Press-servis, 1997. 442 p.

3. GerderI.G. Idei k filosofii istorii chelovechestva. Moskva: Nauka, 1977.

4. Zykov V.V. Social'nyj institut professional'nogo obrazovanija i region: monografija v 2 ch. Tjumen': Izd-vo TGU, 2001. ch.1. 220p. ch.2. 272 p.

5. Komenskij Ja.A. Izbr. ped. soch.: v 2t. Moskva: Prosveshhenie, 1982. T.1. 207 p.

6. LihachevB.T. Teorija jesteticheskogo vospitanija shkol'nikov. Moskva: Prosveshhenie, 1985. 176 p.

7. Maksimov V.G. Professional'no-tvorcheskaja napravlennost' lichnosti uchitelja: teorija i praktika vospitanija. Moskva: Znanija, 1996. 176 p.

8. Mid M. Kul'tura i mir detstva. Moskva: Nauka, 1988. 348 p.

9. Poshtareva T.V. Formirovanie jetnokul'turnoj kompetentnosti uchashhihsja v polijetnicheskoj obrazovatel'noj srede: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk: Vladikavkaz, 2009.

10. Ushinskij K.D. Izbrannye pedagogicheskie sochinenija. Moskva: Pedagogika, 1945. 180p.

11. Hvorostov A.C. Edinstvo trudovogo i jesteticheskogo vospitanija shkol'nikov v processe zanjatij dekorativno-prikladnym iskusstvom: avto- ref. dis. ... d-ra ped. nauk. Moskva, 1983.

12. Shherbacheva L.A. Formirovanie jetnokul'turnoj kompetentnosti podrostkov na materiale iskusstva Ural'skogo re-giona: Dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.02 Ekaterinburg, 2006.

Информация об авторе

Бачурина Леонора Викторовна, аспирант Челябинского Государственного Педагогического университета, преподаватель специальных дисциплин, высшей квалификации. БУ «Центра Искусств для одаренных детей Севера», член творческого союза художников России, Челябинск, Россия bacha.1960@mail.ru

Получена: 18.12.2014

Information about the author

Bachurina Leonora, Graduate Student of the Chelyabinsk State Pedagogical University, Teacher of special disciplines, higher qualification.

BU "Center of Arts for Gifted Children of the North", Member of the Artists Union of Russia, Chelyabinsk city, Russia, bacha.1960@mail.ru

Received: 18.12.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.