УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10392
ББК 67 © И.В. Калашников, 2019
Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И УСТРАНЕНИЮ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Игорь Владимирович Калашников, заместитель начальника кафедры криминологии, кандидат юридических наук Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. Описывается совершенствование деятельности участкового уполномоченного полиции по выявлению и устранению причин и условий совершения преступлений, рассматриваются возможные пути решения данной проблемы. Путем рассуждений определен комплекс действий и мер, направленных на обеспечение и развитие конкретных рекомендаций по выявлению и устранению причин преступности.
Ключевые слова: деятельность участковых уполномоченных полиции, выявление, устранение причин и условий, преступления, индивидуальная профилактика, предупреждение.
IMPROVING THE ACTIVITIES OF THE DISTRICT POLICE AUTHORIZED TO IDENTIFY AND ELIMINATE THE CAUSES AND CONDITIONS OF CRIME
Igor V. Kalashnikov, Deputy Head of the Department of Criminology, Candidate of Law
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117437, Moscow, ul.
AkademikaVolgina, d. 12)
E-mail: [email protected]
Abstract. Described the improvement of the activities of the district police authorized to identify and eliminate the causes and conditions of the commission of crimes, discusses possible solutions to this problem. By reasoning, a set of actions and measures aimed at ensuring and developing the development of specific recommendations to identify and eliminate the causes of crime are determined.
Keywords: activities of district police officers, identification, elimination of causes and conditions of crimes, individual prevention, prevention.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Калашников И.В. Совершенствование деятельности участкового уполномоченного полиции по выявлению и устранению причин и условий совершения преступлений. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(7):136-41.
В ходе анализа организации деятельности участковых уполномоченных полиции1 по выявлению и устранению причин и условий совершения преступлений нами исследованы различные формы и методы такой деятельности, закрепленные в законодательстве.
Вместе с тем, на наш взгляд необходимо обра-
1 Далее УУП.
тить внимание на следующее. Выявление и устранение причин и условий совершения преступлений, в широком смысле, — «это деятельность по недопущению нарушений норм законодательства» [2, с. 94]. В этой связи УУП, осуществляющий данную деятельность, в силу своих служебных обязанностей, не может не обладать как теоретическими, так и прикладными знаниями в области законода-
тельства. Следовательно, кто как не УУП, способен на выявление и нейтрализацию криминогенных факторов, уже действующих в обществе, обусловленных правовыми пробелами.
На наш взгляд, законодатель недооценил потенциал УУП, которые могут формулировать предложения по совершенствованию материальных норм права и упрощению правовых процедур, в рамках своей компетенции.
В этой связи полагаем, что наряду с активным и непосредственным участием в реализации мер и методов выявления и предупреждения преступлений, УУП необходимо наделить полномочиями по разработке предложений по совершенствованию законодательства в исследуемой сфере и полномочиями направлять соответствующие рапорты своему руководству.
Второй проблемой, на наш взгляд, является правовой пробел в сфере применения УУП такой формы профилактики как объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения.
Так, согласно п. 12 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» УУП вправе «вносить руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений». В тоже время, полномочиями на объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения УУП не наделен; порядок реализации УУП такой формы профилактики преступлений также отсутствует.
Между тем, предупреждение преступлений на стадии, когда сам факт правонарушения еще не имеет места, является более предпочтительным, следовательно, «предостережение» — более эффективный инструмент профилактики, нежели «представление». Однако, в отсутствии специального права на вынесение предостережения, УУП применять данную форму профилактики не вправе.
Кроме того, согласно ч. 2 ст.22 Закона N° 182-ФЗ «порядок внесения представления об устранении причин и условий, способствующих совершению
правонарушения, а также перечни категорий должностных лиц, уполномоченных вносить указанное представление, устанавливаются нормативными правовыми актами соответствующего субъекта профилактики правонарушений». В настоящее время такой порядок МВД России не разработан.
На наш взгляд, устранить данную проблему можно только путем внесения изменений в законодательство. В частности, считаем целесообразным дополнить ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» пунктом 40 следующего содержания: «вносить руководителям и должностным лицам организаций, а также гражданам обязательные для исполнения официальные предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения». Кроме того, полагаем, что МВД России должен быть разработан ведомственный нормативный правовой акт, регулирующий порядок внесения сотрудниками полиции таких предостережений.
Заметим, что правом выдавать предостережения наделены в настоящее время сотрудники ФСБ и практику применения данной формы профилактики данными сотрудниками можно признать эффективной. Так, ст. 13.1 ФЗ «О федеральной службе безопасности» к мерам профилактики, применяемым органами федеральной службы безопасности, относит наряду с внесением представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации и вынесение официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений.
При получении соответствующей информации о действиях, создающих угрозу совершения правонарушения, представитель ФСБ России готовит в письменном виде официальное предостережение (данный документ готовится в двух экземплярах: один экземпляр должен быть направлен лицу, действия которого создают угрозу совершения правонарушения; второй экземпляр должен быть подшит в дело). Данный документ представляется на согласование в несколько отделов и служб, докладывается вышестоящему руководству. При этом общий срок согласования подготовленного официального предостережения не может быть более 30 дней.
Согласованный документ направляется по почте лицу, действия которого создают угрозу нарушения общественной безопасности. К данной про-
цедуре предъявляются определенные требования: материал должен быть направлен заказным письмом с уведомлением о вручении или о вручении его лично физическому лицу.
Вероятна возможность вручения официального предостережения и лично. В этом случае лицо расписывается о вручении предостережения на втором экземпляре документа. Если гражданин отказывается осуществить данное действие, то об этом делается специальная запись на втором экземпляре.
Пример: 19 февраля 2016 г. в г. Вологде рассматривалось дело по факту подачи административного искового заявления гражданином О. в интересах военнослужащего Ю. об оспаривании официального предостережения начальника Управления ФСБ России по 12 главному управлению Министерства обороны РФ.
Ю. проходил военную службу по контракту с 2010 года в войсковой части в должности начальника службы РХБЗ. В один из дней (данные были изъяты из открытого доступа) гражданину Ю. было вынесено официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений: ФСБ России отметило, что Ю. хранил дома секретные сведения для личного использования в служебных целях, но намерения передать эти сведения кому-либо не имел.
Представитель ФСБ России Д. заявил, что в 2015 г. оперативными сотрудниками Управления в отношении Ю. были проведены оперативно-розыскные мероприятия, в ходе которых было достоверно установлено, что Ю., имея оформленный установленным порядком доступ к государственным данным, осуществлял сбор, обработку и хранение секретных сведений. Оперативным путем было установлено, что Ю. планировал после увольнения из Вооруженных Сил РФ использовать полученные данные для оказания консультационной помощи, в том числе и иностранным представителям и организациям. В результате ФСБ России было вынуждено вынести Ю. официальное предостережение.
В рамках судопроизводства было установлено, что Ю. действительно хранил дома ряд документов, имеющих гриф «Секретно» и не потерявших своей актуальности. Собранная информация могла быть использована Ю. после увольнения со службы в личных целях на материальной основе (что подтвердил свидетель, который сообщил, что Ю. в ходе беседы с ним сотрудников ФСБ России сообщил о том, что собранные сведения могут быть
переданы иностранным организациям и лицам для получения материальной выгоды). При этом оснований для привлечения к уголовной ответственности не имелось (признаков состава преступления, предусмотренного ст. 275 УК РФ, не обнаружено).
В результате рассмотрения дела суд, учитывая имеющийся комплекс доказательств, признал, что сведений о действиях Ю. было достаточно, официальное предостережение выносилось на законных основаниях, нарушений требований Конституции РФ не отмечено. Кроме того, суд заявил, что никакого давления на Ю. (о котором гражданин неоднократно заявлял) не было оказано.
Далее, следует обратить внимание на такую проблему как недостаточное взаимодействие с гражданами. Проблема выражается в том, что УУП Коломенского городского округа, согласно предоставляемых ими отчетов, встречаются с жителями административных участков только при обходе, либо при отчетах перед населением о проделанной работе[3, с. 56-57].
Между тем, эффективность проведения регулярных встреч УУП с жильцами уже давно была отражена авторами научных исследований в сфере криминологии [1, с. 26-31] и подтверждена на практике.
Так, в зависимости от необходимости, оперативной обстановки или сразу после совершения на административном участке преступления (в том числе и корыстно-насильственных), в подъездах многоквартирных домов необходимо вывешивать объявления не только о целесообразности использования жителями физических барьеров преступникам (об установлении охранной сигнализации и прочее), а еще и о целесообразности встречи с УУП.
Проще и удобнее такие встречи проводить непосредственно у подъезда дома в вечернее время (например, в 19.00 часов), когда большинство жителей дома возвращаются с работы. На таких встречах необходимо кратко освещать что произошло, делать акцент на методах противодействия граждан преступлениям, напомнить контактные данные УУП ОВД, возможность обращения и т. п. Длительность встречи должна составлять 5-10 минут, тогда у УУП будет возможность охватить достаточно большую территорию за несколько дней. Важно такие встречи проводить регулярно, общаться с населением, учитывать их пожелания и т.п.
В рамках такой работы, возможно, выявлять наиболее активных граждан, предлагать им сотрудничать.
Поскольку значительная часть корыстно-насильственных преступлений, была совершена молодежью во дворах, подъездах домов, а также непосредственно в квартире потерпевшего было бы целесообразно с учетом результатов взаимодействия с людьми проводить следующий ряд мероприятий.
1. Предусмотреть работу — по официальным заявлениям (сообщениям) граждан проводить экспертный осмотр домов, прилегающей территории, состояния замков, дверей в квартирах и подъездах, освещенности основных мест передвижения граждан. Оказывать в ходе такой проверки консультационную помощь.
2. Обход дома, подъездов домов, подвалов, прилегающих территорий и т. п., осуществляемый силами активных граждан с последующим сообщением в полицию о выявленных подозрительных гражданах, незапертых чердаках, подвалах, жильцах, нуждающихся в проверке участковыми и т. п. Здесь важно, чтобы граждане проводили лишь наблюдение, с последующим информированием органы внутренних дел в случае необходимости. Важно такие обходы согласовывать с ТСЖ, управляющими компаниями, на собраниях жителей дома.
В случае необходимости (при наличии оснований) УУП должен иметь возможность напрямую привлекать к профилактике патрульно-постовую службу полиции и оперативных сотрудников.
Необходимо создать устойчивые и доступные информационные связи между УУП и рядом коммунальных служб (Управляющие компании, ТСЖ, паспортно-визовые службы ОВД и т. п.). Так в частности, можно учитывать лиц, за которыми необходимо установить контроль (на основании жалоб соседей, совершенных административных правонарушений, задержанных в ночное время по различным основаниям, привлеченных к уголовной ответственности и т. п.). Процесс такого учета можно организовать сравнительно легко.
Анализ работы при опросе УУП, позволил нам выявить также такую проблему как недостаточная информативность отчетов деятельности УУП.
Служебная деятельность УУП крайне разнообразна по своему содержанию. Вместе с тем, основные показатели работы обычно сводятся к конкретной цифре, отражающей количество составленных протоколов, раскрытых преступлений и пр. Основным смыслом показателей работы УУП в настоящее время является соотношение полученных результатов с аналогичным периодом прошлого года
(АППГ) [4, с. 167]. То есть УУП представивший цифру ниже, чем за АППГ, получает неудовлетворительную оценку деятельности, а представивший цифру выше — удовлетворительную. В связи с этим, работа ведется исключительно для получения требуемой цифры, что существенно снижает эффективность выполнения УУП возложенных на него задач.
Между тем, одной из задач органов власти на местном уровне сегодня является максимальное сокращение кадровых ресурсов на обеспечение безопасности за счет повышения эффективности работы правоохранительной системы.
В этой связи считаем необходимым определить конкретные направления организации и деятельности УУП в сфере профилактики преступлений и возложить на УУП обязанность включения в отчеты о своей деятельности сведения о выполнении следующих мероприятий:
• постоянно осуществлять мониторинг и жесткий контроль при помощи самых современных информационных технологий не работающих и не желающих работать людей, ведь по статистике 90 % всех преступлений совершают именно безработные;
• разработать памятку «Активный гражданин» и распространить ее на административном участке. В данной памятке необходимо указать контактные данные УУП и обстоятельства, на которые следует обращать повышенное внимание.
Следующей проблемой является недостаточно высокая оценка организации деятельности УУП непосредственным руководством. Так, по мнению руководства Центрального ОП УМВД России по Коломенскому городскому округу, организация деятельности УУП, исполняющих свои обязанности на территории округа, требует усовершенствования, в связи, с чем необходимо:
• с целью профилактики тяжких и особо тяжких преступлений активизировать работу УУП по выявлению и раскрытию преступлений двойной превенции;
• ежемесячно проводить оперативно-профилактические мероприятия по отработке лиц состоящих на профилактических учетах, с целью осуществления контроля за образом жизни ранее судимых, граждан, злоупотребляющих спиртными напитка-
ми, наркотическими и психотропными веществами, допускающих правонарушения в семейно-бытовой сфере, склонных к проявлению хулиганства и экстремизма;
• на постоянной основе проводить оперативно-профилактические мероприятия по отработке и выявлении лиц подпадающих по категорию поднадзорных. Особое внимание уделить выявлению лиц формально подпадающих под административный надзор, обращая внимание на миграционные потоки с целью установления административного надзора;
• сосредоточить основные усилия УУП на повышение результатов работы по выявлению и раскрытию преступлений, активизацию предупредительно-профилактической деятельности в ходе отработки обслуживаемых участков, улучшении качества ведения служебной документации на УПП;
• на постоянной основе в ходе отработки административного участка, в целях профилактики имущественных преступлений проводить работу среди населения о необходимости защиты и охраны их личного имущества, постановки объектов различных категорий и форм собственности под охрану ОВО Росгвардии;
• с целью предупреждения совершения преступлений иностранными гражданами еженедельно проводить целенаправленные рейды по выявлению нарушений миграционного законодательства со стороны иностранных граждан1.
На наш взгляд, необходимо также обратить внимание на проблему качества собираемых материалов на местах преступлений и происшествий. Решать данную проблему представляется целесообразно не только путем усиления контроля над деятельностью каждого УУП, но также и путем нематериального стимулирования УУП. Представляется, что поощрение УУП за большой личный вклад по обеспечению общественного порядка, предотвращению и раскрытию преступлений на территории обслуживаемого участка целесообразно осуществлять не реже, чем раз в год.
1 Аналитическая справка о состоянии оперативно-служебной деятельности участковых уполномоченных полиции Центрального ОП УМВД России по Коломенскому городскому округу по итогам работы за декабрь 2017 года.
Профилактическая работа, как одна из функций, осуществляемых УУП, должна осуществляться в четком соответствии с правовыми нормами, к числу которых относятся: нормы-принципы международных правовых актов и договоров, ратифицированных Россией, а также Конституции РФ; нормы национального федерального законодательства России: федеральных законов, Указов Президента РФ, ведомственных актов МВД России [5, с. 34-35].
Основными направлениями деятельности УУП по выявлению и устранению причин и условий совершения преступлений являются:
• обеспечение защиты личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений;
• производство по делам об административных правонарушениях; участие, в рамках компетенции, в деятельности иных подразделений органов внутренних дел;
• взаимодействие с населением на обслуживаемом административном участке, общественными организациями и органами публичной власти по вопросам выявления и устранения причин и условий совершения преступлений и др.
Формы выявления и устранения УУП причин и условий совершения преступлений многообразны. К их числу относятся:
• правовое просвещение и правовое информирование, профилактическая беседа [5, с. 14];
• объявление официального (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения; профилактический учет;
• внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения;
• профилактический надзор и др.
При этом применяются методы убеждения и принуждения, контроль и надзор. Деятельность УУП в области выявления и устранения причин и условий совершения преступлений включает в себя участие в обще-социальных мерах профилактики и реализацию специально-криминологических мер.
Использовать в полном объеме Общесоциальные
меры профилактики социального, правового, орга- 6
низационного, информационного и иного характера, направленных на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения. Специально-криминологические меры включая общую, групповую и индивидуальную профилактику. Реализуя меры общей специально-криминалистической профилактики, УУП воздействует на всю систему преступности, ее детерминанты и неопределенный круг лиц, то есть на личность совокупного субъекта всех преступлений.
Реализуя групповые специально-криминологические меры — на отдельные виды преступлений и на категории лиц конкретно поименованные в законе. Реализуя индивидуальные меры профилакти- 1. ки — на конкретное лицо, которое уже совершило правонарушение, либо лицо, чье поведение только приобретает отрицательные черты, а также на лиц, пострадавших от правонарушений, либо подверженных риску стать таковыми. 2
Литература
1. Анисимов А.Г. Деятельность органов вну- 3. тренних дел по профилактике молодежных корыстно-насильственных преступлений // Вестник Восточносибирского института МВД России. — 2012. — № 1(60). — С. 26-31
2. Гудина М.В. К вопросу о терминологии, используемой в деятельности полиции при 4 профилактике и предотвращении преступлений // Современное право. — 2012. —
№10. — С. 94
3. Жеребцов А.Н., Помогалова Ю.В., Смоля- 5. ров М.В. Комментарий к Федеральному закону от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс, 2019. 6.
4. Криминология и предупреждение преступлений: учебник для студентов образовательных учреждений СПО / [Е.А. Антонян и др.]. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019.- 335 с.
5. Криминологическая характеристика и предупреждение организованной преступности с участием несовершеннолетних: / Иванцов С.В., Ивасюк О.Н., Калашников И.В.: Учебно-методическое пособие / Москва, 2015. .- 135 с.
Приказ МВД России от 29.03.2019 N 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» (вместе с «Инструкцией по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке», «Наставлением по организации службы участковых уполномоченных полиции») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2019 N 55115).
References
Anisimov A.G. The activities of the internal affairs bodies on the prevention of youth self-serving crimes // Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. — 2012. — No. 1 (60). — S. 26-31 Gudina M.V. To the question of terminology used in the activities of the police in the prevention and prevention of crimes // Modern Law. — 2012. — No. 10. — S. 94 Stallions A.N., Pomogalova Yu.V., Smolyarov M.V. Commentary on the Federal Law of June 23, 2016 N 182-ФЗ "On the Basics of the System for the Prevention of Offenses in the Russian Federation" (itemized) // ATP Consultant Plus, 2019.
Criminology and crime prevention: a textbook for students of educational institutions ACT / [E.A. Antonyan et al.]. — M.: UNITY-DANA, 2019. 335 s.
Criminological characteristics and the prevention of organized crime involving minors: / Ivantsov S.V., Ivasyuk O.N., Kalashnikov I.V .: Educational-methodical manual / Moscow, 2015. .- 135 p. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated March 29, 2019 N 205 "On the performance of service by the district police officer at the serviced administrative block and organization of this activity" (together with the "Instructions on the discharge by the district police officer of official duties at the serviced administrative block", "Manual on the organization of the service of district commissioners Police ") (Registered in the Ministry of Justice of Russia 03.07.2019 N 55115).