Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ПО ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДЗЕРЖИНСКИЙ)'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ПО ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДЗЕРЖИНСКИЙ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ФЕДЕРАЛЬНАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЛЬГОТЫ / SMALL BUSINESS / SMALL BUSINESS SUPPORT / FEDERAL AND REGIONAL POLICY / BENEFITS / СУБСИДИИ / ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / SUBSIDIES / FINANCIAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пронина О.О., Уржа О.А.

В условиях введения антироссийских санкций и продолжающейся стагнации в экономике вопрос о роли малого предпринимательства в стране вырастает многократно. Малые предприятия, являясь неотъемлемым элементом социально-экономической системы региона, участвуют в проведении и экономических, и социальных преобразований, обеспечивая существенный вклад в формирование валового регионального продукта и занятость населения. Ввиду изложенного особое значение приобретает разработка и реализация государственной политики по поддержке малого предпринимательства. В данной статье автором представлена определение и критерий малого предпринимательства, его роль и масштаб в структуре экономике страны; перечисляются основные меры государственной и региональной поддержки малого предпринимательства; рассматривается осуществляемые меры по поддержке малого предпринимательства г. Дзержинский, предлагается краткие рекомендации по совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пронина О.О., Уржа О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVE THE WORK OF THE GOVERNMENT AUTHORITIES TO SUPPORT SMALL BUSINESS (EXAMPLE OF THE TOWN DISTRICT DZERZHINSKY)

In conditions of anti-Russian sanctions and ongoing stagnation in the economy, the issue of the role of small business in the country grows many times. Small businesses, as an integrated element of the socio-economic system of the region, are involved in carrying out both economic and social transformations, providing a significant contribution to the formation of the gross regional product and employment. Accordingly, the development and implementation of state policy on supporting small business is of becoming more important. In this article, the author presents the definition and criterion of small business, its role and scale in the structure of the country's economy; lists the main measures of state and regional support for small businesses; The methods taken to support small business in Dzerzhinsky are reviewed, brief recommendations for improvement are proposed.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ПО ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДЗЕРЖИНСКИЙ)»

УДК 332.146.2

Пронина О. О. студент магистратуры 2-го курса направление подготовки - государственное и муниципальное управление кафедра менеджмента и административного управления Уржа О.А., доктор социологических наук

профессор

Академик РАЕН, Заслуженный работник высшей школы

профессор

кафедра менеджмента и административного управления

РГСУ Россия, г. Москва

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ПО ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДЗЕРЖИНСКИЙ)

Аннотация: В условиях введения антироссийских санкций и продолжающейся стагнации в экономике вопрос о роли малого предпринимательства в стране вырастает многократно. Малые предприятия, являясь неотъемлемым элементом социально-экономической системы региона, участвуют в проведении и экономических, и социальных преобразований, обеспечивая существенный вклад в формирование валового регионального продукта и занятость населения. Ввиду изложенного особое значение приобретает разработка и реализация государственной политики по поддержке малого предпринимательства.

В данной статье автором представлена определение и критерий малого предпринимательства, его роль и масштаб в структуре экономике страны; перечисляются основные меры государственной и региональной поддержки малого предпринимательства; рассматривается осуществляемые меры по поддержке малого предпринимательства г. Дзержинский, предлагается краткие рекомендации по совершенствованию.

Ключевые слова: малое предпринимательство; поддержка малого предпринимательства; федеральная и региональная политика; льготы, субсидии, финансовая поддержка.

Pronina O. O.

Undergraduate 2 course, training direction - State and municipal administration, Department of Management and Administration of the Russian

State Social University, Moscow

Urzha O.A.

Doctor of sociological sciences, Professor, Honored worker of high school education in Russian Federation, Professor of the Department of management and administration of the Russian State Social University, Moscow

IMPROVE THE WORK OF THE GOVERNMENT AUTHORITIES TO SUPPORT SMALL BUSINESS (EXAMPLE OF THE TOWN

DISTRICT DZERZHINSKY)

Annotation: In conditions of anti-Russian sanctions and ongoing stagnation in the economy, the issue of the role of small business in the country grows many times. Small businesses, as an integrated element of the socio-economic system of the region, are involved in carrying out both economic and social transformations, providing a significant contribution to the formation of the gross regional product and employment. Accordingly, the development and implementation of state policy on supporting small business is of becoming more important.

In this article, the author presents the definition and criterion of small business, its role and scale in the structure of the country's economy; lists the main measures of state and regional support for small businesses; The methods taken to support small business in Dzerzhinsky are reviewed, brief recommendations for improvement are proposed.

Keywords: small business; small business support; federal and regional policy; benefits, subsidies, financial support.

В условиях введения антироссийских санкций и продолжающейся стагнации в экономике вопрос о роли малого предпринимательства в стране вырастает многократно.

Учитывая то, что предприятие малое, оно быстрее реагирует на новые требования рынка. Малое предприятие достаточно легко открыть и оно малозатратно по сравнению с крупным бизнесом.

Благодаря этим преимуществам малый бизнес может предложить эффективное решение во вопросам занятости и импортозамещения. Малые предприятия, являясь неотъемлемым элементом социально -экономической системы региона, участвуют в проведении и экономических, и социальных преобразований, обеспечивая существенный вклад в формирование валового регионального продукта и занятость населения.

Для каждой страны существуют определенные критерии определения малого предпринимательства.

Критерии

В соответствии с федеральным законом от 24 июля 2007 года "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", малым считается предприятие, в котором заняты до 100 человек. Если в организации работают до 15 человек, то она имеет статус микропредприятия. Кроме того, одним из критериев классификации юридических лиц как больших, средних или малых предприятий, является выручка. В соответствии с действующим правительственным постановлением от 4 апреля 2016 года, выручка от реализации для малых предприятий не должна превышать 800 млн. рублей, а для микропредприятий - 120 млн. рублей.

Таким образом, любая компания с выручкой до 800 млн. рублей и

менее 100 сотрудниками относится к категории малых предприятий. При этом даже если организация превысит лимит по числу сотрудников или выручке, последующие три года после выхода за лимит оно все равно будет считаться малым[5].

Статистика

По состоянию на март 2018 года, в России работают 2 млн. 847 тыс. 854 малых предприятия (включая микропредприятия). В них работают 11 млн. 743 тыс. человек. Учет этих компаний содержится в Едином реестре малого и среднего предпринимательства, составляемым Федеральной налоговой службой[4].

Совокупный оборот малых предприятий в 2016 году (более новые данные Росстатом не публиковались) составил 16 трлн. 338 млрд. рублей, то есть 19,7% от общего валового внутреннего продукта РФ (82 трлн. 918 млрд рублей). 1 марта 2018 года в послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин заявил, что к 2025 году доля малого и среднего предпринимательства в ВВП России должна увеличиться до 40%.

Также по данным Росстата, в 2016 г. из действовавших 2 млн. 770 тыс. малых предприятий 24,5% (681 тыс.) были заняты в области оптовой торговли; 21,5% (600 тыс.) - в сфере операций с недвижимым имуществом; 12% (336 тыс.) - в строительстве; 9% (255 тыс.) - в розничной торговле[4].

Современные направления развития региональной политики по поддержке малого предпринимательства.

В процессе своей деятельности малое предпринимательство сталкивается с различного рода проблемами. К основным проблемам, связанным с функционированием малых предприятий можем отнести недостаточное привлечение финансовых ресурсов, низкий уровень квалификации персонала. Недостаточное участие малых предприятий в закупках товаров и услуг в государственных и муниципальных заказах. Данные проблемы взаимосвязаны, решение основных из них исключит либо снизит влияние остальных. Для решения обозначенных проблем необходим комплексный подход, включающий совершенствование существующих механизмов поддержки малых предприятий, в том числе инновационных.

Рассмотрим направления региональной политики, направленные на решение выявленных проблем. В подмосковном городском округе Дзержинский реализуется ряд среднесрочных и долгосрочных, региональных и муниципальных программ и стратегий социально-экономического развития, среди них: О Прогнозе социально-экономического развития муниципального образования «Городской округ Дзержинский» на 2019 — 2021 годы; Создание условий для устойчивого экономического развития в муниципальном образовании «Городской округ Дзержинский»; Развитие информационной и технической инфраструктуры экосистемы цифровой экономики муниципального образования «Городской округ Дзержинский» на срок 2018-2022 годов; Развитие образования муниципального образования «Городской округ Дзержинский» на 2017-2021

годы [3].

На федеральном уровне представители МСП, развивающиеся на территории г. Дзержинский, получают следующие меры поддержки:

1. Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам.

2. Субсидии на компенсацию части затрат на использование энергоресурсов и на содержание рабочих мест.

3. Субсидии на развитие инжиниринга.

4. Субсидии на осуществление сезонных закупок сырья и материалов для организаций легкой и текстильной промышленности.

5. Субсидии в виде имущественного взноса РФ в ГК «Ростех» на проекты по созданию серийных производств станкоинструментальной продукции в рамках подпрограммы «Станкоинструментальная промышленность» государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (http://base.garant.ru).

6. Также малый бизнес России на три года защищен от плановых проверок - с 1 января 2016 года в стране введен трехлетний мораторий на такие мероприятия. В кабинете министров Совета Федерации считают, что мораторий будет способствовать формированию благоприятных условий для развития малого предпринимательства в России[2].

Региональный уровень

Власти Московской области предоставляют предпринимателям льготы и компенсации по нижеперечисленным направлениям:

Налоговые льготы:

1. Пониженная налоговая ставка в размере 10% для предпринимателей по 39 видам деятельности.

2. Патентная система налогообложения - «налоговые каникулы» для предпринимателей по 37 видам деятельности.

3. Налоговая ставка 0% для впервые зарегистрированных ИП на два года (производственная, социальная + с 1 января 2016 года бытовые услуги населению).

4. Субсидии на создание объектов инженерной инфраструктуры. Размер субсидии до 80 миллионов рублей, но не более 10% от стоимости проекта.

5. Микрофинансирование для бизнеса до 3 миллионов рублей сроком до трех лет под 8-13% годовых (промышленность до 10,4%).

6. Предоставление земельного участка в аренду без конкурса. Претендовать на эту меру поддержки могут бизнесмены с регистрацией в Московской области, при этом деятельность предприятия должна соответствовать приоритетам и целям стратегии социально-экономического развития региона;

7. Льгота в размере 50% по аренде недвижимости для социально ориентированного бизнеса.

8. Частичная компенсация затрат на уплату первого взноса (аванса)

при заключении договора долгосрочной аренды оборудования. Компенсацию могут оформить компании, испытывающие финансовые трудности при закупке оборудования. Размер субсидии составляет не более 10 миллионов рублей на одного получателя, не более 50% от фактически уплаченного взноса.

9. Пониженная ставка налога на прибыль и на имущество для инвестиционных проектов и промышленных предприятий.

10. Компенсация затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания или модернизации производства товаров. Размер компенсации не более 10 миллионов рублей.

11. Частичная компенсация затрат субъектам МСП на присоединение к электрическим сетям или сетям газораспределения. Субсидия предоставляется для производителей товаров: в размере не более 3 миллионов рублей на одного получателя поддержки; не более 50% от фактически произведенных затрат[2].

Анализ реализуемых мероприятий направленных на поддержку МСП в г. Дзержинский позволяет сделать вывод о том, что в регионе сформирована целостная система поддержки малого предпринимательства. В то же время направления региональной политики в данной сфере недостаточно эффективны и нуждается в реформировании.

В условиях отсутствия роста реальных доходов населения и спадом спроса, одним из направлений региональной политики по совершенствованию механизмов поддержки малого предпринимательства является расширение доступа субъектов малого предпринимательства к участию в аукционах по закупкам товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд.

На данный момент согласно норме Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 10% совокупного годового объема закупок. Увеличение данного регламента до 20% способствовало бы росту количества малых предприятий и их стабильности.

Таким образом, анализ направлений региональной политики в сфере поддержки малого предпринимательства позволил констатировать, что в современной системе органы власти и управления городского округа Дзержинский предпринимают меры по поддержке малого предпринимательства, направленные на решения ряд проблем, связанных с функционированием малых предприятий в регионе. Однако предпринимаемые меры недостаточно эффективны и требуют улучшений.

Использованные источники: 1. Абышева А.В., Драгунова Л.В. Финансовая инфраструктура малого предпринимательства: региональный аспект // Интернет-журнал

«НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №2 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF.

2. Государственная программа Московской области «Предпринимательство Подмосковья от 25.10.2016 № 778/39. // Официальный сайт Муниципального образования «Городского округа Дзержинский» URL: http://ugresh.ru/grazhdanam/ekonomika/predprinimatelstvo (дата обращения: 25.11.2018).

3. О Прогнозе социально-экономического развития муниципального образования «Городской округ Дзержинский» на 2019 — 2021 годы // Официальный сайт Муниципального образования «Городского округа Дзержинский» URL: http://ugresh.ru/documents/752-pga-ot-26-09-2018-o-prognoze-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya (дата обращения: 25.11.2018).

4. Статистическое обозрение 2018 года. // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main (дата обращения: 25.11.2018).

5. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

6. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.