УДК 338.1
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ НА ОСНОВЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНЦЕНТРАЦИИ РЫНКОВ3
М.Г. Клевцова, А.А. Кононов
Рассмотрено влияние малого и среднего предпринимательства на экономику Российской Федерации. Отражена роль субъектов в социально-экономическом благополучии граждан страны. Так же, выявлены проблемы, с которыми сталкивается современный предприниматель. Проведена оценка динамики развития малого и среднего предпринимательства в последние годы. Проведен расчет показателей концентрации рынка разработки программного обеспечения Рассмотрены и оценены государственные программы по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.
Ключевые слова: экономика, малый и средний бизнес, предприниматель, преграды, государственная поддержка.
В настоящее время во всем мире не существует определенного понятия или критерия отнесения предприятий к субъектам малого и среднего бизнеса.
Малыми и средними предприятиями (Small and medium enterprises, SME) являются предприятия, чей личный номер опускается ниже определенных пределов. Аббревиатура "SME" используется в Европейском Союзе, а также международными организациями, такими как Всемирный банк, в Организации Объединенных Наций и Всемирной торговой организации.
Единственным международным рынком, на котором действует универсальное определение для малых и средних предприятий является Евросоюз. В 1996 году Европейская комиссия установила первое определение малых и средних предприятий. По данным Европейской комиссии, малый и средний бизнес является предприятие, которое следует этому определению (табл. 1).
Европейское определение малого и среднего бизнеса следующим образом: "Категория микро-, малых и средних предприятий (SME) составлен из предприятий, в которых занято менее 250 человек, годовой оборот которых не превышает 50 миллионов евро, и /или годовой валюты баланса, не превышающую 43 миллионов евро". Данное определение малого и среднего бизнеса полностью совпадает с критериями Великобритании.
Однако в страны - члены ЕС, могут иметь отличия определения того, что представляет собой SME. Например, в критериях Германии лимит -255 сотрудников, в то время как в Бельгии может быть 100. Результатом этих отличий является то, что в то время как бельгийский бизнес 249 сотрудников будет облагаться налогом по полной ставке в Бельгии, он тем не
3 Исследование выполнено на основе государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации № 26.3546.2017/ПЧ «Развитие фундаментальных основ анализа и прогнозирования структурно-динамических параметров региональной экономики на основе интеграции российского и мирового опыта управления территориальным развитием и современных научных доктрин»
менее, имееп право на получение субсидий малых и средних предприятий, в рамках Европейской программы.
Таблица 1
Критерии отнесения субъектов предпринимательства
к малым и средним
Критерии отнесения субъектов предпринимательства к малым и средним, согласно Европейской комиссии
Категория компании Сотрудники Оборот Балансовый итог
Среднее предприятие <250 < 50 млн € < 43 млн €
Малое предприятие <50 < 10 млн € < 10 млн €
Микропредприятие <10 < € 2 млн < € 2 млн
Сектор экономики Стоимость капитала, млн. долларов Количество работников
Промышленность 2,6 и меньше 300 и меньше
Оптовая торговля 1,4 и меньше 100 и меньше
Сфера услуг 1,4 и меньше 100 и меньше
Розничная торговля 0,7 и меньше 50 и меньше
Критерии отнесения субъектов предпринимательства к малым и средним в США
Критерии отнесения субъектов предпринимательства к малым и средним в Японии
Критерий Промышленность Сектор услуг Сельское хозяйство
Количество работников менее 500 менее 500 менее 500
Оборот, млн. долларов нет ограничения менее 7 менее 0,25
Источники: http://www.smrj.go.jp/english/index.html http://ec. еигора. eu/DocsRoom/documents/16341 https://www.usitc.gov/publications/332/pub4189.pdf
В Азии ситуация несколько иная, так в большинстве стран критерии отличаются в зависимости от отрасли, в которой действует предприятие. Регулирование в отношении стандартов классификации для малых и средних предприятий было создано в Китае в 2011 году. Это регулирование также делит компании на три категории: средние, малые и микро.
В Китае, например, в промышленной отрасли, главным критерием отнесения субъекта к малому и среднему бизнесу, является совокупная стоимость основных фондов, а затем, в этой ветви показателей, следует количество сотрудников, оборот и баланс. Средним предприятием признается субъект, совокупная стоимость основных фондов которого превышает 50 млн. долларов, но не менее 100 млн. долларов.
Япония использует аналогичную, но более простую классификацию, чем Китай. Согласно второй статье из "Закона базового малого и среднего бизнеса", вся экономическая деятельность делится на 4 сектора: промышленность, оптовая торговля, сфера услуг и розничная торговля.
В США классификация малых и средних предприятий устанавливается правительственным отделом "Управление по делам малого бизнеса" -
SBA. Он использует определенные "стандарты размера", чтобы показать, насколько велика компания может быть для того, чтобы считаться МСП.
Однако, в секторе услуг, в отдельных случаях, предприятие может быть отнесено к субъектам малого и среднего предпринимательства Управлением по делам малого бизнеса, оборот которого составляет до 25 млн. долл.
Основу сектора малых и средних предприятий в РФ по количеству хозяйствующих субъектов составляют индивидуальные предприниматели - 2,4 млн., микропредприятия - 1,9 млн. Малые предприятия составляют 5,2%, а средние - 0,3% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства. Рост количества малых и микропредприятий отмечен на фоне снижения количества средних предприятий. При этом почти двукратное уменьшение количества средних предприятий в 2013 году по сравнению с 2010 годом - 25,2 тыс., что объясняется уточнением перечня предприятий с учетом критериев отнесения к категории малого и среднего предпринимательства. Оценим влияние малого и среднего предпринимательства на рынке Российской Федерации.
Картина распределения количества малых предприятий по федеральным округам в 2014 году демонстрирует неравномерное распределение предприятий. По количеству малых предприятий, включая микро-, лидируют Центральный федеральный округ и Приволжский федеральный округ - соответственно, 27,3% и 17,5% от общего количества малых и микропредприятий. На 3-ем месте Северо-Западный федеральный округ, на долю которого приходится 15,8% всех малых предприятий, на 4-м месте - Сибирский федеральный округ, 14,4% всех микро- и малых предприятий. В остальных округах доля микро- и малых предприятий не превышает 10% [9-10].
Так же Центральный федеральный округ значительно опережает другие округа по показателю занятости на малых предприятиях - на них сосредоточено 30,6% от общего количества занятых в сегменте малых и микропредприятий. Отраслевая структура малых и средних предприятий -юридических лиц - в 2014 году практически не отличалась от структуры малых и средних предприятий за предшествующие годы.
По-прежнему велика доля предприятий, занимающихся торговлей и ремонтом, она составляла 56,4% от общего количества малых и средних предприятий. 10,1% - ведет деятельность в сфере операций с недвижимостью, аренды и предоставления услуг.
Доля промышленных малых и средних предприятий в 2014 году составляла 11,5%. Так же, весомый вклад оказывают строительные предприятия, их доля составляет 10,2%.
Относительно соотношения убыточных и прибыльных предприятий можно сказать, что в 2014 году соотношение прибыльных и убыточных предприятий как в сегменте микро- и малого бизнеса, так и в сегменте среднего бизнеса составило 80:20, то есть каждое 5-е предприятие являлось убыточным (табл.2).
При этом наименьший удельный вес убыточных предприятий наблюдается в 2012 году, в среднем от 17,5% до 17,7%. Таким образом, развитие сектора малого и среднего предпринимательства в последние годы имеют положительную динамику. По состоянию на 1 января 2015 года, по данным Росстата, в Российской Федерации зарегистрировано и действует 4,5 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых занято более 18 млн. человек, что составляет 25% от общего числа занятых в экономике.
Таблица 2
Финансовые результаты предприятий: прибыльным и убыточные МСП (по данным бухгалтерской отчетности), 2010-2014гг
Год Число предприятий в том числе
прибыльные предприятия убыточные предприятия
число предприятий сумма прибыли, млн. руб число предприятий сумма убытка, млн. руб
Микропредприятия
2010 435 119 347 183 457 694 87 936 216 676
2011 406 206 331 200 369 548 75 006 170 479
2012 500 314 412 360 715 371 87 954 177 090
2013 1 155 668 931 644 1 297 496 224 024 447 613
2014 1 328 352 1 061 436 1 648 981 266 916 749 455
Малые предприятия
2010 525 399 416 778 868 401 108 621 332 407
2011 495 484 402 641 776 796 92 843 302 628
2012 602 698 496 030 1 256 205 106 668 305 994
2013 1 344 849 1 082 082 2 093 226 262 767 656 174
2014 1 530 294 1 219 954 2 548 634 310 340 1 337 684
Средние предприятия
2010 15 190 11 658 209 699 3 532 70 312
2011 14 746 11 727 233 521 3 019 71 420
2012 16 499 13 571 296 286 2 928 80 009
2013 17 411 14 126 308 519 3 285 108 360
2014 18 747 14 937 334 392 3 810 191 257
Источник: составлено по gks.ru
Для более подробного анализа значимости субъектов малого и среднего предпринимательства в России, проведен расчет показателей концентрации рынка разработки программного обеспечения [3] (табл. 3-4) и осуществлена оценка влияния малого и среднего предпринимательства на различных рынках Российской Федерации. Для более подробного анализа значимости субъектов малого и среднего предпринимательства в России, исследованы показатели концентрации рынка разработки программного обеспечения.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана принимает значения от нуля до единицы. В случае совершенной конкуренции индекс равен нулю, в случае монополии - единице.
Таблица 3
Компании - разработчики программного обеспечения в РФ: технологическая карта расчета кривой Лоренца
Предприятие Объем реализованной продукции в 2015 году, тыс. руб Рыночная доля Объем выручки фирм, в % к итогу Доля фирм нарастающим итогом,% Площадь треугольника Площадь прямоугольника Общая площадь фигуры
"Код безопасности" 1 412 232 0,042 4,2 4,2 42 0 42
- КПО ВС 691 844,2 0,021 2,1 6,3 21 42 63
BSS 650 635,6 0,02 2 8,3 20 63 83
"Техносерв" 351 092,8 0,011 1,1 9,4 11 83 94
НЕОЛАНТ 244 650,0 0,007 0,7 10,1 7 94 101
Общая площадь фигуры 383
Источник: http://raexpert.ru/rankings/#r_280
Соответственно, чем выше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке. Этот показатель чутко реагирует на перераспределение долей фирм - участников рынка.
Аналитические расчеты проведены и по другим подотраслям инфо-коммуникационного сектора (табл.4).
Таблица 4
Показатели концентрации рынков для малого предпринимательства
Предприятие Объем выручки в 2015 году, тыс. руб Доля на рынке Индекс Херфиндаля -Хиршмана Коэффициент Лоренца Индекс Джинни
1 2 3 4 5 6
Компании - раз работники п рограммного обеспечения в РФ
"Код безопасности" 1 412 232 0,042 0,003 0,101 0,032
- КПО ВС 691 844,2 0,021
BSS 650 635,6 0,02
"Техносерв" 351 092,8 0,011
НЕОЛАНТ 244 650,0 0,007
Компании в области услуг информационных технологий
ИНЛАИН ГРУП 1 752 767 0,011 0,00044 0,145 0.0048
КОМПАРЕКС 1 720 000 0,011
"Консист Бизнес Групп" 1 482 301 0,009
РДТеХ 1 368 374 0,009
пге 1 016 481 0,006
1 2 3 4 5 6
Компании в области консалтинга в области производства товаров и услуг
2К 2 086 116 0,408
"Городской центр экспертиз" 794 814 0,161
ИНТЕРТЕСТ 372 639 0,075 0,21 0,699 0,3596
"Гориславцев и Ко. EuraAudit" 158 101 0,032
"Эккона ПНУ" 116 353 0,023
Компании в области разработки программного обеспечения и оборудования в рамках ин-
теграционных проектов
AT Consulting 1 923 734 0,019
"АйТи" 1 822 200 0,018
НЕОЛАНТ 780 266 0,008 0,0008 0,055 0,0168
ICL - КПО ВС 583 152 0,006
"АйТи Линк" 430330 0,004
Источник: рассчитано авторами на основании данных www.raexpert.ru
Таким образом, влияние малого и среднего предпринимательства на различных рынках Российской Федерации очень велико. Показатели концентрации в исследуемых рынках находятся на низком уровне, что говорит о высокой конкуренции, а следовательно в большинстве рынков России преобладает не одна фирма - монополист, а большое количество фирм малого и среднего предпринимательства.
По сегменту индивидуальных предпринимателей стоит отметить некоторые особенности [4]. В процессе анализа установлено, что в России в 2010 году реально действовало 1,9 млн. индивидуальных предпринимателей, а не 4 млн., которые учитываются в базе налоговой службы как зарегистрированные. В конце 2012г. - первой половине 2013 г. прошло массовое закрытие ИП, связанное с увеличением в 2,3 раза ставки страхового взноса в ПФР с начала 2013 года (с 14 386 рублей до 32 479 рублей).
Для решения этих вопросов государство предложило ряд административных льгот для малого бизнеса, которые действуют в 2016 году, например, плательщики ЕНВД и ПСН вправе проводить наличные расчеты без применения кассового аппарата, по крайней мере, до июля 2018 года, организации, которые относятся к малым, могут вести бухучет в упрощенной форме, надзорные каникулы для малого бизнеса на период 2016-2018 годов - запрет на проведение плановых неналоговых проверок. При этом надо соблюдать два условия: численность персонала не может превышать 35 человек, а работник должен дать свое согласие на заключение срочного договора, региональные и местные власти в субъектах РФ могут заключать с представителями малого бизнеса договоры аренды зданий и помещений на льготных условиях в течение 5 лет, а также предоставлять арендаторам преимущественное право выкупа такого имущества (до 01.07.18), для участия представителей малого бизнеса в госзакупках предусмотрена специальная льгота - госзаказчики обязаны производить не менее 15% совокупного годового объема закупок.
В 2014 году количество госконтрактов для нужд федеральных органов государственной власти составило 101,2 тыс.4
Показатели участия МСП в госзаказе за последние 5 лет демонстрируют положительную динамику. В частности, количество госконтрактов с субъектами МСП, заключенных для государственных нужд, в 2014 году выросло в 2,4 раза, по сравнению с 2010 годом, и составило 31,3% от общего количества заключенных контрактов (табл.5).
Таблица 5
Участие малого и среднего предпринимательства в госзаказе
Количество кон-
трактов, заключенных с субъектами малого предприни- Суммарная начальная цена контрактов по процедурам, проведенным для субъектов малого предпринимательства Стоимость контрактов, заключенных с субъектами малого предпри-
Года Уровень участия мательства по процедурам, проведенным для субъектов малого предприни- нимательства по процедурам, проведенным для субъектов малого предпринимательства
мательства
всего в процентах от общего количества контрактов млн. руб. в процентах от общей суммарной начальной цены контрактов млн. руб. в процентах от общей стоимости контрактов и сделок
2010 для государственных нужд 129805 15,2 110750,5 3,1 93059,4 3,0
для муниципальных нужд 151616 20,2 51378,3 7,5 43932,5 7,2
2011 для государственных нужд 122773 13,2 131153,8 3,5 106718,7 3,1
для муниципальных нужд 131518 18,3 58431,7 7,0 47178,0 6,4
2012 для государственных нужд 156908 14,2 142742,9 2,9 117737,8 2,7
для муниципальных нужд 135926 19,1 67309,9 6,8 53982,8 6,6
2013 для государственных нужд 185208 13,9 153579,7 3,2 126757,1 3,1
для муниципальных нужд 138730 19,4 75616,1 6,7 59023,6 6,3
2014 для государственных нужд 310622 22,7 284329,9 6,5 226499,7 6,1
для муниципальных нужд 191518 31,3 133948,1 14,0 100313,8 13,4
Темп для государственных нужд 139,3 - 156,7 - 143,4 -
роста, % (2014 к 2010) для муниципальных нужд 126,3 - 160,7 - 128,3 -
Стоимость контрактов с субъектами малого и среднего предпринимательства в 2014 году составила порядка 226499,7 млн. руб. При этом в 2014 году количество госконтрактов для нужд федеральных органов государственной власти составило 101,2 тыс. Таким образом, спад экономики негативно сказался на секторе малого и среднего предпринимательства. Согласно исследованию Всемирного банка, Россия опустилась на 40-е место по легкости ведения бизнеса [5].
4 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/
Однако государственная экономическая политика в прошедшие 3 года минимизировала эти потери. И, в настоящее время, принятые меры по поддержке малого и среднего бизнеса могут дать сильный импульс положительной динамике развития как этого сектора, так и российской экономике в целом.
Список литературы
1. Официальный сайт Официальный сайт компании «Консультант-Плюс» [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.consultant.ru// (дата обращения: 04.12.2016).
2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] // Режим доступа: http : //www.gks.ru/wps/ wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_11398416013 59 (дата обращения: 7.12.2016).
3. Официальный сайт международного рейтингового агентства «Эксперт РА» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://raexpert.ru/ (дата обращения: 8.12.2016).
4. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/related activities/ statistics _and_analytics/regstats/дата обращения: 9.12.2016).
5. Официальный сайт Всемирного банка [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.worldbank.org//(дата обращения: 03.12.2016).
6. Vertakova Y., Polozhentseva Y., Klevtsova M., Leontyev E. Government support tools for small business: Russian and foreign experience / В сборнике: Innovation Management and Education Excellence Vision 2020: From Regional Development Sustainability to Global Economic Growth, IBIMA 2016 Proceedings of the 27th International Business Information Management Association Conference. 2016. С. 1134-1144.
7. Положенцева Ю.С., Клевцова М.Г. Исследование влияния глоба-лизационных процессов на динамику кризиса в различных моделях экономики // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2014. № 3. С. 19-25.
8. Клевцов С.М. Диагностика устойчивости развития промышленного комплекса на основе динамической оценки временных рядов // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 3 (93). С. 125-129.
9. Клевцов С.М. Компаративный анализ методов воспроизводства материальных активов // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2013. № 4 (48). С. 361-366.
10. Кононов А.А., Харченко Е.В. Подход к управлению трансформацией воспроизводственных процессов регионального хозяйственного комплекса // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2011. № 1. С. 59-67.
Клевцова Мария Геннадьевна, канд. экон. наук, доц., [email protected], Россия, Курск, Юго-Западный государственный университет,
Кононов Алексей Александрович, канд. экон. наук, доц., Россия, Курск, Юго-Западный государственный университет
DYNAMICS OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN RUSSIA BASED ON MARKET
CONCENTRATION RATIO
M.G. Klevtsova, A.A. Kononov
The influence of small and medium enterprises in the Russian economy. It reflects the role of actors in the socio-economic well-being of its citizens. Also, identify problems faced by the modern entrepreneur. Assessment of the dynamics of the development of small and medium enterprises in recent years. The calculation of the concentration indices of software development of the market are examined and assessed the state program for small and medium business support entities.
Keywords: economy, small and medium business, entrepreneur, barriers, government support.
Klevtsova Maria Gennad'evna, candidate of economic science, associate of professor, [email protected], Russia, Kursk, South-West State University,
Kononov Aleksey Alexandrovich, candidate of economic science, associate of professor, Russia, Kursk, South-West State University
УДК 338.001
СТРАТЕГИЯ США В ОТНОШЕНИИ СТРАН СРЕДНЕЙ АЗИИ
Л.Г. Чувахина
Автор анализирует политические и экономические интересы США в развитии отношений со странами Центральной Азии. Рассматривает деятельность С5+1 в рамках Соглашения по торговле и инвестициям. Исследует возможные подходы администрации Д.Трампа к развитию отношений со странами Центральной Азии. Делается вывод, что главным в современной политике США в отношении стран евразийского пространства является ставка на возможность заключения экономической «сделки» с Россией как лидера ЕАЭС.
Ключевые слова: евразийская интеграция, геополитические интересы США, Центральная Азия, энергетические ресурсы, риски и выгоды для американского бизнеса.
Создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС) рассматривается Россией в качестве ключевого фактора обеспечения стабильности в регионе и противостояния геополитическим интересам США в Центральной Азии. Геополитическая «центральность» Центральной Азии и «потребность» стран региона в получении внешней помощи обусловливают