Научная статья на тему 'Концепция государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства на федеральном и региональном уровнях'

Концепция государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства на федеральном и региональном уровнях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2694
582
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / SMALL BUSINESSES / ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / FORMS OF STATE SUPPORT / ПОТЕНЦИАЛ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / POTENTIAL OF SMALL BUSINESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчинникова Анна Владимировна

Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих функционирование малых предприятий, показывает, что во многих из них декларируются важность и необходимость поддержки данного сектора экономики. Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года целевыми показателями деятельности данного сектора экономики являются рост его оборота в четыре раза по сравнению с 2007 г. и рост инвестиций в основной капитал на 25 %. Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» также определил одним из приоритетных направлений развитие малого инновационного предпринимательства. План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденный Правительством Российской Федерации 27 января 2015 г. № 98-р, предполагает значительное снижение налоговой нагрузки, в том числе за счет более широкого применения специальных налоговых режимов. Однако указанные и другие нормативно-правовые акты не обеспечивают адресного подхода к поддержке субъектов малого предпринимательства. Проведенный анализ в статье показал, что эффективность бюджетных ассигнований на данный сектор экономики последние годы снижается, так как не поддерживается институциональными и инфраструктурными преобразованиями. Все это указывает на необходимость дальнейшей модернизации системы поддержки малого предпринимательства в целях повышения его роли в национальной экономике, поэтому автором предложен комплекс мер, направленный на стимулирование развитие малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Овчинникова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF STATE SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS AT FEDERAL AND REGIONAL LEVELS

The analysis of legal and normative regulating acts for small enterprises shows that most of them declare the importance of the support for this sector of economy. Thus the Concept of long-term economic and social development of the Russian Federation for the period up to 2020 demonstrates that the target criteria of this sector are the four-time growth of its turnover and the growth of investments in the capital up to 25 %. The Federal law of the Russian Federation of December, 31st, 2014, №488-FZ “On industrial policy in the Russian Federation” considers the development of small innovation enterprises as a priority sector. The plan of activities to provide sustainable economic development and social stability in 2015 was approved by the Government of the Russian Federation in January 27, 2015, № 98-r and it suggests tax incentives with special tax relief. However, these legal and normative acts do not address their support to particular small enterprises. The analysis shows that the efficiency of budgeting of this sector has been reduced over the past years because it is not underpinned by institutional and infrastructure modifications. All these identify a strong need in modernization of the support system of small entrepreneurship in order to enhance its role in the national economy. Thus the author suggests the set of measures for stimulating the development of small and medium enterprises.

Текст научной работы на тему «Концепция государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства на федеральном и региональном уровнях»

УДК 336

А.В. Овчинникова

КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ

Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих функционирование малых предприятий, показывает, что во многих из них декларируются важность и необходимость поддержки данного сектора экономики. Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года целевыми показателями деятельности данного сектора экономики являются рост его оборота в четыре раза по сравнению с 2007 г. и рост инвестиций в основной капитал на 25 %. Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» также определил одним из приоритетных направлений развитие малого инновационного предпринимательства. План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденный Правительством Российской Федерации 27 января 2015 г. № 98-р, предполагает значительное снижение налоговой нагрузки, в том числе за счет более широкого применения специальных налоговых режимов. Однако указанные и другие нормативно-правовые акты не обеспечивают адресного подхода к поддержке субъектов малого предпринимательства. Проведенный анализ в статье показал, что эффективность бюджетных ассигнований на данный сектор экономики последние годы снижается, так как не поддерживается институциональными и инфраструктурными преобразованиями. Все это указывает на необходимость дальнейшей модернизации системы поддержки малого предпринимательства в целях повышения его роли в национальной экономике, поэтому автором предложен комплекс мер, направленный на стимулирование развитие малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: малые предприятия, формы государственной поддержки, потенциал малых предприятий.

Развитие малого предпринимательства в России является одним из стратегически важных аспектов экономического роста. Для достижения поставленных целей правительством Российской федерации с 2005 года планомерно осуществляется федеральная программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Ежегодно Министерство экономического развития России перераспределяет средства федерального бюджета между субъектами Российской Федерации на условиях софинасирования. Но, к сожалению, можно констатировать, что применяемые инструменты являются неэффективными.

Во-первых, если рассматривать объем бюджетных ассигнований на реализацию федеральной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства МСП как инвестиции, то их отдача ежегодно снижается (таблица).

Во-вторых, темпы среднего коэффициента роста 2005-2013 гг. ВВП, государственной поддержки и оборота малых предприятий несопоставимы. Так, ВВП за рассматриваемый период вырос в 3 раза, объем бюджетных ассигнований на развитие МСП (малого и среднего предпринимательства) - в 13 раз, оборот же малых предприятий увеличился 2,6 раз.

В-третьих, сопоставляя показатель количества МСП на 1000 человек в России и других странах, предпринимательскую активность можно обозначить как высокую, но показатели ее качества (доля занятых в МСП, вклад МСП в ВВП) значительно ниже, чем в других странах.

Причиной неэффективной политики государства в отношении МСП, на наш взгляд, является отсутствие четкого научного и методологического подхода к ее формированию, эмпирического ретроспективного анализа причинно-следственных связей динамики ключевых показателей деятельности данного сектора экономики.

На наш взгляд, источник развития потенциала малых предприятий находится вне данного сектора экономики, так как он обладает низкой эффективностью и ограниченными ресурсами. На рис. 1. представлена модель формирования потенциала малых предприятий промышленности.

Основными факторами развития малых предприятий являются качество и интенсивность предпринимательской активности, на которую, как показали наши исследования, влияет в первую очередь уровень развития всех элементов социальной системы и институциональной системы. Развитие этих систем приведет к росту предпринимательской активности и подстегнет к повышению качества и устойчивости взаимодействия всех субъектов рынка.

Показатели эффективности реализации программы поддержки малого и среднего предпринимательства

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Валовой внутренний продукт, Млрд руб. 21625 26880 32987 41277 38807 46309 55967 62218 66755

Объем бюджетных ассигнований на реализацию федеральной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства, млрд руб. 1,5 2,89 3,279 3,613 18,64 17,82 17,82 20,8 19,78

Количество субъектов РФ, участвующих в программе 55 64 60 67 82 82 80 83 85

Доля бюджетных ассигнований в ВВП, % 0,01 0,01 0,01 0,01 0,05 0,04 0,03 0,03 0,03

Оборот малых предприятий, млрд руб. 9612,6 12099,2 15468,9 18727,6 16873,1 18933,8 22610,2 23463,7 24781,6

Доля оборота малых предприятий в ВВП, % 44,45 45,01 46,89 45,37 43,48 40,89 40,40 37,71 37,12

Эффективность государственной поддержки, млрд руб. 6408 4186 4717 5183 905, 1062 1268 1128 1252

Источник: составлена на основе [1; 2].

Рис. 1. Модель формирования потенциала малых предприятий

Мы выделяем также двух агентов, формирующих экономический потенциал малых предприятий, - это региональная власть и крупный корпоративный сектор. Если национальный и региональный уровни власти в рамках развития потенциала малых предприятий преследуют цель - устойчивое

развитие региона, страны, то корпоративный сектор отталкивается от экономической целесообразности взаимодействия между предприятиями.

Для построения системы повышения потенциала малых предприятий требуется разработка механизмов взаимодействия агентов национальной, региональной экономики, крупного корпоративного сектора на следующих уровнях:

- деловая среда: построение моделей устойчивого взаимодействия малых, средних, крупных предприятий; от типа установленных связей между экономическими агентами зависят модель, сложность и специализация производственных процессов;

- информационная система обеспечивает поддержку инициатив создания эффективного взаимодействия, экономических групп предприятий (например, кластеров, альянсов, совместных проектов);

- система образования и исследований является источником инноваций, обеспечивает предприятия компетентной рабочей силой; механизм взаимодействия экономических агентов на этом уровне обеспечит также трансферт технологий и знаний;

- взаимодействие на уровне государственных и общественных структур может стать основой проектов регионального развития, которые служат материальными стимулами для привлечения инвестиций; задача этого уровня - создание структур, агентств, инициативных групп, способных влиять на развитие взаимодействия разных по масштабу деятельности предприятий;

- основой финансовой системы «продуктивной дезинтеграции» являются банки, инвестиционные компании, аффинированные финансовые структуры крупных предприятий, которые способны оказывать необходимую поддержку предпринимательским инициативам в области взаимодействия;

- организации продвижения и сотрудничества - это различные неправительственные организации, торговые палаты, ассоциации, правительственные учреждения, целью которых является поддержка различных форм взаимодействия между фирмами различных масштабов деятельности.

Правовой основой оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации выступают Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 года № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» и прочие правовые акты Российской Федерации.

В рамках программы по поддержке МСП средства федерального бюджета на конкурсной основе делятся между субъектами Российской Федерации на реализацию мероприятий, которые предусмотрены региональными программами по развитию малого и среднего предпринимательства на территории региона.

Обязательным условием выделения средств из федерального бюджета является софинансиро-вание расходов на поддержку МСП со стороны региона. За счет этого общий объем финансовых средств государственной поддержки, направляемой на поддержку МСП, становится существеннее и весомее, кроме того, такой подход стимулирует регионы к проведению более активной политики в области поддержки предпринимательской деятельности.

По состоянию на март 2015 г. в реализации государственной программы по поддержке МСП участвуют все регионы страны.

В то же время распределение ассигнований из федерального бюджета по регионам России идет не равномерно, а пропорционально достигнутым за предшествующие годы результатам реализации программы.

В рамках государственной программы по поддержке МСП предусмотрены прямые и косвенные меры поддержки субъектов МСП, в том числе:

- поддержка начинающих субъектов малого предпринимательства;

- поддержка и развитие молодежного предпринимательства;

- создание и развитие инфраструктуры информационно-консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере производства товаров (работ, услуг);

- создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области промышленного производства, разработку и внедрение инновационной продукции;

2015. Т. 25, вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области народно-художественных промыслов, ремесленной деятельности, сельского и экологического туризма;

- создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказывающей имущественную поддержку (бизнес-инкубаторы, промышленные парки, технопарки);

- создание и развитие инфраструктуры поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства;

- создание гарантийных фондов в целях предоставления поручительств по обязательствам (кредитам, займам, договорам лизинга и т. п.);

- содействие развитию микрофинансовых организаций, позволяющих представителям малого бизнеса получить доступ к заемным средствам;

- поддержка социального предпринимательства [3].

На начало 2015 года законодательство Российской Федерации предусматривало следующие возможные формы государственной поддержки развития МСП:

- содействие малым инновационным компаниям (компенсация затрат действующим инновационным компаниям - до 15 млн руб., предоставление грантов начинающим инноваторам - до 500 тыс. руб., создание центров инжиниринга, центров кластерного развития, центров прототипирования, центров коллективного пользования);

- поддержка лизинга малых компаний (субсидирование лизинговых платежей и уплаты первого взноса - до 10 млн руб., предоставление лизинг-гранта начинающим - до 1 млн руб. на одного получателя поддержки);

- поддержка экспортно ориентированных малых компаний (создание центров поддержки экспорта);

- модернизация производства (субсидирование расходов по уплате процентной ставки, приобретение оборудования на сумму до 10 млн руб. на одного получателя поддержки);

- грантовая поддержка начинающих (предоставление безвозмездной субсидии начинающему предпринимателю в размере до 300 тыс. руб.);

- создание микрофинансовых организаций, предоставляющих микрозаймы по ставке, не превышающей 10 %;

- создание гарантийных фондов, предоставляющих поручительства предпринимателям по кредитам в случае нехватки собственного залогового обеспечения - до 70 % от суммы кредита;

- развитие молодежного предпринимательства, в том числе создание центров молодежного инновационного творчества (предоставление субсидий на создание центров в размере до 7 млн руб. на одного получателя поддержки);

- поддержка муниципальных программ, в том числе поддержка монопрофильных муниципальных образований (моногорода) (предоставление грантов, развитие лизинга, создание микрофинансовых организаций, программы обучения);

- развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого предпринимательства (предоставление сертификатов на обучение, компенсация затрат по подготовке, переподготовке персонала и организация обучающих мероприятий по различным вопросам ведения бизнеса);

- развитие социального предпринимательства (субсидирование расходов на создание центров инноваций социальной сферы в размере до 5 млн руб.; создание частных дошкольных учреждений в размере до 10 млн руб.; субсидии на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности до 1 млн руб.);

- создание и развитие инфраструктуры имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторы, промышленные парки, технопарки) [1].

Ежегодно перечень форм государственной поддержки субъектов МСП расширяется новыми формами и видами поддержки. Одними из последних были внедрены такие формы поддержки, как субсидирование поручительства, первого лизингового платежа, субсидирование затрат инновационных и экспортно ориентированных компаний.

Информация о динамике объемов государственной поддержки субъектами МСП на федеральном уровне представлена в таблице. Ежегодно увеличивается число регионов России, вовлеченных в реализацию задачи оказания государственной поддержки развитию малого и среднего предпринимательства. По итогам 2014 г. программы по оказанию государственной поддержки субъектам МСП реализовывались в 85 из 87 субъектов Российской Федерации. Общий объем финансовой поддержки из средств федерального бюджета составил 19 787 млрд руб., что на 4,87 % меньше уровня предшествующего 2013 г. [1].

В современных рыночных условиях одной из наиболее востребованных форм государственной поддержки субъектов МСП является выдача микрозаймов и государственных гарантий (поручительств) для содействия кредитованию субъектов МСП.

Помимо оказания финансовых форм поддержки субъектам МСП постоянно реализуются нефинансовые формы государственной поддержки развития предпринимательской деятельности.

Одной из нефинансовых форм поддержки, подтвердившей свою высокую эффективность, является создание на региональном и муниципальном уровнях бизнес-инкубаторов.

На федеральном и региональном уровнях ведется постоянная работа по совершенствованию законодательства с целью расширения перечня форм государственной поддержки развития МСП и повышения ее доступности.

С 1 января 2013 г. начал действовать для субъектов МСП новый специальный налоговый режим - патентная система налогообложения. Патент распространяется на 47 видов деятельности. При этом на 1 января 2014 г. по всей России было выдано 88 688 патентов [1], что подтвердило эффективность и востребованность у бизнеса введенного нового налогового режима.

С 1 июня 2014 г. законодательно отменена обязанность по ведению кассовых операций для индивидуальных предпринимателей, что избавило предпринимателей от расходов, связанных с обязанностью открытия и ведения банковских счетов, а также организацией бумажного документооборота.

В 2014 г. были внесены поправки в пункт 4 статьи 346.20 и пункт 3 статьи 346.50 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым субъектам Российской Федерации дано право устанавливать для упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения налоговую ставку в размере 0 % для впервые зарегистрированных налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах.

В целях стимулирования развития сектора малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, на наш взгляд, необходимо реализовать комплекс мероприятий (схематично представлен на рис. 2), направленных на создание благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

Активизация вовлечения субъектов МСП в реализацию государственных закупок: Ежегодно существенный объем государственных расходов реализуется через систему государственных закупок. В то же время доступ к системе государственных закупок субъектов МСП затруднителен, поскольку им сложно конкурировать с крупными предприятиями по части подготовки документации и характеристики опыта выполнения аналогичных заказов.

В настоящее время Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее -федеральный закон № 44-ФЗ) предусматривает, что только 10 % государственных и муниципальных закупок должно размещаться среди субъектов малого предпринимательства. Причем как за недостижение, так и за превышение данного предельного значения (10 %) предусмотрен административный штраф для должностных лиц, ответственных за размещение государственного и муниципального заказа. Увеличение размера предельного значения до уровня 30 % обеспечило бы большее количество заказов у субъектов малого предпринимательства, что явно поспособствует увеличению товарооборота таких предприятий, привлечению дополнительных инвестиций в сферу малого предпринимательства и создаст действенный стимул для развития предпринимательского сектора.

Государственные компании, компании с государственным участием и государственные корпорации также активно вовлечены в реализацию государственных функций и осуществляют приобретение товаров и услуг у третьих лиц по правилам федерального закона №44-ФЗ. На наш взгляд, на них также необходимо распространить квотирование закупок у субъектов МСП, предусмотрев 10-процентную прямую квоту закупок у субъектов МСП и косвенную 8-процентную квоту через субподрядчиков для этих предприятий.

МЕРЫ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

АКТИВИЗАЦИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МП В РЕАЛИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК - увеличить квоту размещения госзакупок у субъектов МСП с 10 % до 30 %; - установление квоты заказов у субъектов МП для госкомпаний, компаний с госучастием и

госкорпораций; - распространить на ГУПы и МУПы действие фед.закона №44-фз в полном объеме

ПОВЫШЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ КРЕДИТНЫХ РЕСУРСОВ

- увеличить максимальный размер

микрозайма до 3 млн.руб.;

- увеличить максимальный размер гос.гарантий (поручительств) до 10

млн.руб.;

- снизить размер процентной ставки по гос.кредиту для инновационных

компаний с 12,5 % до 6 % в год;

- организовать возможность оформления и получения кредита через

МФЦ

СНИЖЕНИЕ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА МП

- увеличить для юр. лиц размер критериев отнесения к субъектам МП;

- распространить налоговые каникулы на все ИП, а также распространить

на субъектов МСП - юр.лиц;

- снижение размера платежей во внебюджетные фонды в первые два года

деятельности; -снижение предельных ставок по ЕНВД и по упрощенной системе налогообложения

ПОВЫШЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ПОДКЛЮЧЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МП К ИНЖЕНЕРНЫМ КОММУНИКАЦИЯМ

- повысить прозрачность правил и условий подключения к инженерным сетям;

- разработать типовой договор о подключении;

- предусмотреть возможность рассрочки платы за подключение;

- передавать в аренду или собственность неиспользуемое гос. и

муниципальное имущество

СНИЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- заменить процедуру регистрации на процедуру приобретения патента; - ограничить число проверок; -упрощение кадрового делопроизводства на микропредприятиях; -дифференциация уровня административных штрафов в зависимости от категории субъектов предпринимательства и состава правонарушения

СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МП

- расширение видов субсидирования затрат экспортно ориентированных предприятий; - отмена таможенного сбора за экспорт недорогих товаров; - введение субсидий на сертификацию качества продукции российских предприятий в зарубежных странах

Рис. 2. Комплекс мер по стимулированию развития МСП

При этом, безусловно, необходимо предусмотреть механизм защиты заказчиков по контрактной системе от недобросовестных поставщиков и установить качественные критерии оценки поступивших заявок.

С целью контроля за реализацией данной новации необходимо будет обязать руководителей государственных компаний, компаний с государственным участием и государственных корпораций ежеквартально планировать объем закупок у субъектов МСП и отчитываться учредителям по выполнению квоты.

В настоящее время действие федерального закона № 44-ФЗ на государственные и муниципальные унитарные предприятия распространяется не в полном объеме, в частности, они не обязаны проводить конкурсные процедуры для приобретения товаров и услуг.

В связи с этим некоторые органы государственной власти и органы местного самоуправления практикуют выделение средств своим подведомственным предприятиям с поручением осуществить на выделенные средства закупку товаров или услуг (работ), что исключает конкурсные процедуры при расходовании государственных средств и закрывает доступ субъектам МСП к выполнению таких контрактов.

Повышение доступности кредитных ресурсов предлагается за счет реализации следующих мероприятий. Необходимо продолжить практику выдачи микрозаймов субъектов МСП и для расширения доступа к финансовым ресурсам увеличить максимальный размер микрозайма до 3 млн рублей; увеличить размер государственных гарантий (поручительств), возможных к предоставлению на одного субъекта МСП, до 10 млн рублей, что позволит субъектам МСП привлекать кредитные средства в большем объеме и реализовывать более масштабные бизнес-проекты; снизить размер процентов по кредитам для инновационных компаний с 12,5 % до 6 %, поскольку это является национальным приоритетом развития и инновационные компании особо остро нуждаются в государственной поддержке из-за более высоких рисков осуществления деятельности.

Целесообразно также расширить практику кредитования инновационных компаний и выдачи им государственных гарантий (поручительств), предусмотрев поддержку не только на этапе создания

инновационной компании, но и в процессе ее качественного роста, капитализации, выхода на рынок с новым продуктом.

Для стимулирования предпринимательской активности в секторе МСП также необходимо организовать возможность оформления и получения кредита через МФЦ.

Снижение налоговой нагрузки субъектов малого и среднего предпринимательства предлагается реализовать с использованием следующих механизмов. Первоочередной мерой в этой области является увеличение для юридических лиц размера критериев отнесения к субъектам МСП.

Увеличение предельных значений критерия численности персонала для средних предприятий существенно расширило бы перечень субъектов предпринимательской деятельности, имеющих право на получение широкого спектра разнообразных финансовых и нефинансовых форм государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

Также эффективной мерой является распространение практики налоговых каникул на всех вновь зарегистрированных ИП без ограничений по видам экономической деятельности, а также распространить практику налоговых каникул в течение 2-х лет с даты государственной регистрации на юридических лиц, являющихся субъектами МСП, с установлением ограничений по объемам выручки (оборотов деятельности).

Повышение доступности подключения субъектов МСП к инженерным коммуникациям (системам электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения) планируется за счет реализации следующих мероприятий. Данный сектор экономики нуждается в повышении прозрачности и открытости правил присоединения к инженерным коммуникациям; в разработке типового договора о подключении к инженерным коммуникациям.

В настоящее время разработан типовой договор о подключении к сетям энергоснабжения. Данную практику необходимо тиражировать и распространить на подключение к прочим видам инженерных коммуникаций.

Снижение административных барьеров в деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства предлагается реализовать за счет проведения следующих мероприятий. К эффективным мерам в этой области можно отнести ограничение числа проверок для субъектов малого и среднего предпринимательства, в частности, ограничить полномочия антимонопольной службы и Роспотребнадзора в части проведения проверок деятельности субъектов МСП.

На заседании Государственного совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса было высказано предложение, что для предпринимателей, не обладающих значительной рыночной силой и которые не оказывают монопольное влияние на товарные рынки и, соответственно, не имеют возможности ограничивать доступ иным производителям на эти рынки, установить иммунитеты от проверок антимонопольными органами и сократить количество оснований, по которым антимонопольные органы вправе осуществлять внеплановые проверки малых и средних предприятий [4].

Кроме того, предлагается внести изменения в федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предусмотрев ограничение круга вопросов, подлежащих проверке в рамках внеплановой выездной проверки органами Роспотребнадзора по поступившим жалобам, только теми вопросами, которые содержатся в жалобе, а также привлечение представителей бизнес-объединений к проверочным мероприятиям.

На наш взгляд, также важно дифференцировать требования к ведению кадрового учета в зависимости от масштаба деятельности предприятия, например, за счет утверждения типовой формы трудового договора для малых и микропредприятий. Современные требования Трудового кодекса значительно усложняет ведение кадрового делопроизводства.

Стимулирование экспортной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства за счет реализации следующих мероприятий. Расширение видов субсидирования затрат экспортно ориентированных предприятий. Среди разнообразных форм продвижения продукции на внешние рынки положительно зарекомендовал себя и подтвердил свою высокую эффективность такой способ продвижения, как участие компании в международной или зарубежной выставке (ярмарке, конференции, презентации, форуме и т. п.) или организуемой органами государственной власти «бизнес-миссии». К тому же субсидирование части затрат привлекательно для органов государственной власти также тем, что бюджетные средства направляются на возмещение фактически понесенных затрат, что исключает нецелевое расходование бюджетных средств субъектами предпринимательства.

Сертификация качества продукции в зарубежных странах требует существенных затрат (в размере от сотен тысяч до нескольких миллионов рублей по каждому виду продукции) субъектов МСП, поскольку законодательство разных стран очень различается. Без прохождения процедуры сертификации невозможно организовать легализованную поставку российских товаров на зарубежные рынки. Поэтому субсидирование из государственного бюджета данных затрат субъектов МСП существенно расширило бы возможности предприятий выхода на зарубежные рынки.

Отмена таможенного сбора за экспорт недорогих товаров. Предлагаемые изменения должны упростить таможенные операции для малого и среднего бизнеса и сделать экономически привлекательным экспорт недорогих товаров (например, стоимостью до 200 евро), производимых в России. Отмена таможенного сбора на экспорт товаров стоимостью менее 200 евро будет иметь умеренный по силе, но широкий в плане охвата мультипликативный эффект на ряд отраслей легкой промышленности, розничной дистанционной торговли.

Применение предложенного плана мероприятий в комплексе позволит создать благоприятную среду для развития малого и среднего предпринимательства в России, повысить количество субъектов МСП и увеличить долю занятых в МСП до уровня 40-50 %.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Доклад о ходе реализации мер поддержки малого и среднего предпринимательства в 2010-2013 годах и основных направлениях развития малого и среднего предпринимательства на ближайшую и среднесрочную перспективу. Министерство экономического развития Российской Федерации. 2014. URL: http://smb.gov.ru/ statistics/navy/analitic/14952.html (дата обращения: 11.03.2015).

2. Россия в цифрах. 2015: крат. стат. сб. / Росстат. M., 2015 543 с.

3. Программы поддержки малого и среднего предпринимательства // Официальный сайт Минэкономразвития России. URL: http://economy.gov.m/minec/activity/sections/smallBusiness/support (дата обращения: 14.07.2015)

4. Материалы заседания Государственного совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса // Официальный сайт Президента России. URL: http://kremlin.ru/events/state-council/49214/work (дата обращения: 14.07.2015)

Поступила в редакцию 07.05.15

A.V. Ovchinnikova

CONCEPT OF STATE SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS AT FEDERAL AND REGIONAL LEVELS

The analysis of legal and normative regulating acts for small enterprises shows that most of them declare the importance of the support for this sector of economy. Thus the Concept of long-term economic and social development of the Russian Federation for the period up to 2020 demonstrates that the target criteria of this sector are the four-time growth of its turnover and the growth of investments in the capital up to 25 %. The Federal law of the Russian Federation of December, 31st, 2014, №488-FZ "On industrial policy in the Russian Federation" considers the development of small innovation enterprises as a priority sector. The plan of activities to provide sustainable economic development and social stability in 2015 was approved by the Government of the Russian Federation in January 27, 2015, № 98-r and it suggests tax incentives with special tax relief. However, these legal and normative acts do not address their support to particular small enterprises. The analysis shows that the efficiency of budgeting of this sector has been reduced over the past years because it is not underpinned by institutional and infrastructure modifications. All these identify a strong need in modernization of the support system of small entrepreneurship in order to enhance its role in the national economy. Thus the author suggests the set of measures for stimulating the development of small and medium enterprises.

Keywords: small businesses, forms of state support, potential of small businesses.

Овчинникова Анна Владимировна, кандидат экономических наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) E-mail: o_anna01@mail.ru

Ovchinnikova A.V.,

Candidate of Economics, Associate Professor Udmurt State University

426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4 E-mail: o_anna01@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.