ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Ходжиева М.Ш.
Ходжиева Матлуба Шукуровна - преподаватель, кафедра педагогики, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье анализируется вопрос о целесообразности использования аксиологического подхода в исследовании проблемы развития этнопедагогической компетентности будущих учителей.
Ключевые слова: аксиология, компетентность, аксиологический подход, этнопедагогические ценности.
Основные цели сегодняшнего высшего образования не только конкурентоспособность на рынке труда, но в первую очередь - подготовка квалифицированных кадров, способных ответственно осуществлять профессиональную деятельность, опираясь только на узкоспециализированные знания, а также опыт ценностных отношений, связанных с работой и профессией. Одной из основных задач, определяющих изменения в системе педагогического образования, является повышение квалификации выпускников учреждений профессионального образования на основе формирования конкретных профессиональных компетенций. В психолого-педагогической науке и практике разрабатываются новые подходы и методы решения этой проблемы. Одни из них основаны на использовании новых информационных технологий при подготовке квалифицированных специалистов, другие - на обновлении учебного плана, третьи -на усилении его практической направленности и так далее. Однако проблема повышения качества обучения не может быть решена специалистами без учета ценностно-мотивационной составляющей профессиональной деятельности.
Аксиологические компоненты профессиональной компетентности - это совокупность поведенческих норм, ценностей, идей и концепций, которые определяются спецификой профессиональной деятельности, присущей всем членам профессионального сообщества. Будущий учитель, так или иначе, является субъектом и объектом профессиональной социализации и адаптации в процессе обучения в высшей школе, в ходе которого он усваивает базовые элементы профессионального мировоззрения и ценности специалиста. Аксиологическими составляющими сформированной профессиональной компетенции являются интересы будущего специалиста не только в самосознании и развитии в профессиональной деятельности, но и в формировании ценностей и формировании ценностей в образовательной среде, в которой он работает после окончания учебы, нормы поведения.
Профессиональную компетентность можно охарактеризовать как комплексную характеристику человека. Умение своевременно обновлять накопленные знания и навыки и использовать их в процессе выполнения своих профессиональных функций. Профессиональная компетенция:
• неотъемлемая характеристика профессионала как субъекта деятельности;
• систематическое проявление знаний, навыков, опыта, способностей и личных качеств, позволяющих успешно решать профессиональные задачи, составляющие суть профессиональной деятельности.
• разработаны в процессе профессионального обучения;
• используется для описания конечного результата обучения;
43
• Мотивация описывает уже сформировавшееся личностное качество, которое включает когнитивные и ценностные, личностно-ориентированные и связанные с деятельностью области с минимальным опытом по сравнению с профессиональной деятельностью в конкретной области.
Ценности - это набор определенных значений, которые образуют внутри личности иерархическую систему, определяющую субъективную значимость объекта на основе реальных потребностей человека. Ценностные ориентации - это те ориентации, при которых у человека есть относительно стабильный, социально обусловленный доступ к тем или иным жизненно важным для человека целям, проявляющимся в форме определенных черт личности и моделей поведения и относительно независимых от существующих ситуаций. указывает, что в современной психологии и педагогике в качестве методологической платформы используется утверждение о том, что ценности - это определенные значения, которые выполняют функцию убеждения, определяющую поведение и направление деятельности человека. Итак, ценности означают все, что имеет общий смысл.
Аксиологические компетенции можно выделить, то есть они так или иначе отражены в нормативных документах правительства: высшее профессиональное образование предусмотрено для профессий образовательного профиля:
• Компетентность и ценностная ориентация (понимание ценности культуры, науки, производства, устойчивого потребления; понимание социальной значимости будущей профессии; высокая мотивация к занятиям профессиональной деятельностью);
• компетенции и саморазвитие (понимание потребности, желания и способности учиться; стремление к самосовершенствованию, совершенствование навыков и компетенций, критическая оценка сильных и слабых сторон, предложение путей и умение выбирать инструменты, развивать сильные стороны и преодолевать недостатки; умение критически оценивать опыт). Потребность в постоянном личном и профессиональном развитии в основном объясняется непрерывным обучением учителей. Цель исследования - определение содержания модели профессионального развития учителей с учетом аксиологических обязательств непрерывного образования. Содержание темы представлено на основе контекстного подхода и фундаментальных позиций. В результате аксиологические, педагогические и организационные компоненты модуля характеризуются и взаимосвязаны аксиологическими эффектами непрерывного образования. Этот компонент ознаменовал развитие современных форм повышения квалификации учителей. К ним относятся разработка сценария, экспертные группы и дорожная карта. Аксиологические эффекты непрерывного образования необходимо учитывать при разработке любой модели подготовки учителей в международной практике, чтобы обеспечить успешную реализацию разработанной модели.
Проблема актуальности образования в меняющемся мире приводит к пониманию необходимости установления новых приоритетов для непрерывного образования. В этом контексте человек усваивает реальность, демонстрирует действия по ее изменению и использует доступные ресурсы, которые необходимо постоянно пополнять. Дополнительные профессиональные программы предлагаются для личного и профессионального развития в условиях непрерывного обучения. Это включает непрерывное образование (краткосрочное обучение) и профессиональную переподготовку (долгосрочное обучение). Регулярное производство этих навыков определяется развитием технологий в основных отраслях, свободным потоком информации и цифровизацией общества. Необходимость разработки моделей в контексте непрерывного образования способствует повышению профессиональной мобильности и конкурентоспособности учителей в различных сферах деятельности. Основываясь на аргументе, что аксиологические императивы служат источником цели и содержания обучения на протяжении всей жизни, они рассматривают человека
44
как субъект непрерывного обучения, поскольку внутренний импульс к действию предполагает успешную организацию начала самоопределения. В этом смысле аксиологические императивы помогают ассимилировать культурные способы познания реальности как новые качества, в то время как аксиологические императивы являются следующими внутренними установками. Во-первых, человек выражается в обосновании своей сущности только при условии свободы выбора. Таким образом они понимают себя в мире и формируют отношение к себе, имеют определенную свободу в постановке целей, которых необходимо достичь. При определении личных и профессиональных целей непрерывного образования свобода выбора учителей определяет такие экологические обязательства, как «предмет непрерывного обучения человека» и «предмет культурного пространства непрерывного образования» в контексте непрерывного образования.
Эти результаты следует использовать при организации курсов повышения квалификации учителей в международной педагогической практике, поскольку в этом случае реализуются внутренние этические принципы непрерывного образования учителей, а также аксиологические обязательства непрерывного образования и повышения квалификации учителей.
Список литературы
1. Astashova N.A., Bondyreva S.K., Smantser A.P., 2018.Development of the axiosphere of the future teacher in the dialogue space of modern education. Obrazovanie i Nauka [The Education and Science Journal], 20 (7). 32-67.
2. Хасанова Г.К. Classification of Educational Activities and Assessment Classifications: Improvement of Pedagogical Problems // International Journal of Advanced Science and Technology Vol. 29. № 11s, ,2020. Pp. 1958-1961.
3. Хасанова Г.К. Педагогические особенности формирования творческой активности учащихся в начальном образовании // Academy. № 7 (46), 2019. Российский импакт-фактор: 0,19 НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ.
4. Турдиева Г.С., Сулайманова М.А. Методы организации электронных учебных ресурсов в образовательном процессе через платформу дистанционного обучения moodle // ACADEMY. № 5 (56), 2020. С. 40-43.
5. Атаева Г.И., Ядгарова Л.Д. Оценка прикладных свойств обучающей платформы Moodle в Бухарском государственном университете // Universum: технические науки : электрон. научн. журн. 2020. № 6 (75). URL: https://7universum.com/ru/tech/archive/item/9593 (дата обращения: 03.10.2020).
6. Буронова Г.Ё., Атаева Г.И. Преимущества использования метода учебного проекта в процессе обучения // Проблемы науки. № 8 (56), 2020. С. 39-40.