АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Ш. З. Тайланова
В статье освещаются вопросы правомерности использования аксиологического подхода в изучении проблемы формирования этнопедагогической компетентности будущего педагога, рассматриваются основные аспекты его проекции на профессиональную подготовку будущего педагога в контексте проблемы исследования.
The article deals withthe challenge of axiological approach application to studying of ethno pedagogical competence development of a future teacher. The basic aspects of its projection on the training of future teachers in the context of the research are presented.
Ключевые слова: аксиология, компетентность, этнопедагогическая компетентность, аксиологический подход, этнопедагогические ценности.
Key words: axiology, competence, ethno pedagogical competence, axiological approach, ethno pedagogical values.
Основные цели современного высшего профессионального образования все больше ориентируют на подготовку компетентного специалиста, не только конкурентоспособного на рынке труда, но в первую очередь способного ответственно осуществлять профессиональную деятельность, опираясь не только на узкоспециальные знания, но и на опыт ценностного отношения к труду и профессии. Одной из главных задач, определяющих происходящие изменения в системе профессионального образования, является повышение уровня профессионализма выпускников учреждений профессионального образования на основе формирования определенных профессиональных компетенций. В психолого-педагогической науке и практике разрабатываются новые подходы, методики решения данной задачи. Одни из них основываются на использовании новых информационных технологий в подготовке квалифицированных специалистов, другие - на обновлении содержания подготовки, третьи - на усилении ее практической направленности и т. п. Однако решение проблемы повышения качества подготовки специалистов невозможно без обращения к ценностно-мотивационным компонентам профессиональной деятельности.
В широком смысле аксиологические компоненты профессиональной компетентности представляют собой набор присущих всем членам профессионального сообщества поведенческих норм, ценностей, представлений и понятий, определяемых спецификой профессиональной деятельности [3]. Будущий учитель в процессе обучения в высшей школе так или иначе становится субъектом и объектом профессиональной социализации и адаптации, в ходе которой он усваивает основные элементы профессионального мировоззрения и ценностей профессионального сообщества [6]. Таким образом, сформированные аксиологические компоненты профессиональной компетентности позволяют удовлетворять интересы будущего специалиста в самореализации и саморазвитии в профессиональной деятельности путем не только приращения знаний, умений, навыков, полномочий, но и формирова-
407
ния ценностей и норм поведения в том образовательном пространстве, в котором он будет работать по окончании вуза.
Профессиональная компетентность может быть определена как комплексная характеристикой личности и рассматривается нами как умение актуализировать накопленные знания и умения в нужный момент, и использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций. Она проявляется и приобретается в деятельности. Подчеркивается, что профессиональная компетентность: (а) является интегральной характеристикой профессионала как субъекта деятельности; (б) представляет собой системное проявление знаний, умений, опыта, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать профессиональные задачи, составляющих сущность профессиональной деятельности; (в) формируется в процессе профессиональной подготовки; (г) используется для описания конечного результата обучения; (д) характеризует уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств), включая и минимальный опыт по отношению к профессиональной деятельности в заданной сфере, связанное с мотивационной, когнитивной и ценностной личностно-деятельными сферами [1].
Ценности понимаются как особые смысловые образования, составляющие иерархическую систему в структуре личности, которая определяет субъективную важность объекта относительно других объектов, исходя из актуальных потребностей личности. Ценностные ориентации - это относительно устойчивая, социально обусловленная направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, проявляющиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов поведения и относительно независимы от наличных ситуаций. Образуя высший уровень диспозиционной иерархии в структуре личности, ценностные ориентации являются основанием для оценок окружающей действительности и детерминируют предрасположенность личности к той или иной социальной активности, т. е. понятие «ценности» является общим относительно понятия «ценностные ориентации» [5]. В современной психологии и педагогике в качестве методологической платформы выступает положение о том, что ценности есть смысловые образования, выступающие в виде убеждений, задающих направление поведению и деятельности личности. Таким образом, ценности - это все, что наделено общим смыслом. Таким образом, под ценностью понимают предельно обобщенный социальный опыт, получаемый личностью в онтогенезе. В сознании личности ценности представлены в виде понятий, способных стимулировать проявление разнообразных чувств, оценок и отношений, побуждений к деятельности [4].
Традиционный тип образования, ориентированный на подготовку узких специалистов, характерный до настоящего времени для технических вузов, не соответствует социальной потребности, которая выражается в том, что успешными социальными строителями, субъектами информационной культуры могут быть люди с типом сознания, основанного на индивидуальной ответственности за свои поступки и судьбы цивилизации, способные к личностному саморазвитию и личностной самоактуализации [9]. Современ-
408
ные образовательные стандарты, определяемые на основе государственной концепции модернизации образования и построенные на методологии компе-тентностного подхода, содержат в себе инвариантные ценностные установки, которые должны быть сформированы у будущих профессионалов в процессе обучения в высших образовательных учреждениях.
Как показывает проведенный нами анализ, можно выделить следующие аксиологические компетенции, тем или иным образом представленные в государственных нормативных документах высшего профессионального образования для специальностей педагогического профиля: (а) компетенции и ценностно-смысловая ориентация (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления; осознание социальной значимости своей будущей профессии; высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности); (б) компетенции и саморазвитие (осознание необходимости, потребности и способности учиться; стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков; готовность критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности); (в) компетенции социального взаимодействия (способность использования эмоциональных и волевых особенностей психологии личности, готовность к сотрудничеству; национальная, религиозная терпимость, умение погашать конфликты, способность к социальной адаптации, коммуникативность, толерантность); (г) компетенции самоорганизации (способность организовать свою работу ради достижения поставленных целей; готовность к использованию инновационных идей; способность работать самостоятельно, принимать решения в пределах своих полномочий профессиональной деятельности).
Вышеперечисленные аксиологические компетенции нашли свое отражение в разработанном нами спецкурсе «Психология и педагогика профессионального становления». После завершения изучения специального курса мы можем утверждать, что у будущих учителей качественно видоизменилась ценностно-смысловая сфера личности - интернализировались ценности достижения цели с помощью высокого уровня образования, широты знаний, развитой общей культуры, ценности психической и физической активности.
Список литературы
1. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10.
2. Варданян Ю. В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материале подготовки педагогов и психологов): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1999.
3. Карпушина Л. В. Аксиологическая направленность и смыложизненные ориентации современной молодежи // Вестн. Самар. гуманитарной академии. Сер. «Психология». -2006. - № 2. - С. 6-75.
4. Карпушина Л. В. Особенности нравственно-ценностных характеристик студентов технических вузов // Вестн. Самар. гуманитарной академии. Сер. «Психология». - 2007. -№ 2. - С. 95-102.
409
5. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. - 1996. - № 4. - С. 5-26.
6. Митина Л. М. Психология профессионального развития. - М., 2002.
7. Серый А. В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов у студентов вуза в процессе обучения: дис. ... д-ра психол. наук. - Кемерово, 2005.
8. Унарова С. Н. Современная социокультурная среда как психологический фактор развития ценностных ориентации личности: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2003.
9. Яницкий М. С. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентации личности: дис. ... д-ра психол. наук. - Новосибирск, 2000.
410