Научная статья на тему 'Аксиологические основы формирования профессиональной компетентности будущего учителя'

Аксиологические основы формирования профессиональной компетентности будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
459
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аксиология / компетентность / этнопедагогическая компетентность / аксиологический подход / этнопедагогические ценности / axiology / competence / ethno pedagogical competence / axiological ap-proach / ethno pedagogical values

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тайланова Шохида Зайниевна

В статье освещаются вопросы правомерности использования аксиологического подхода в изучении проблемы формирования этнопедагогической компетентности будущего педагога, рассматриваются основные аспекты его проекции на профессиональную подготовку будущего педагога в контексте проблемы исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тайланова Шохида Зайниевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals withthe challenge of axiological approach application to studying of ethno pedagogical competence development of a future teacher. The basic aspects of its projection on the training of future teachers in the context of the research are presented.

Текст научной работы на тему «Аксиологические основы формирования профессиональной компетентности будущего учителя»

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Ш. З. Тайланова

В статье освещаются вопросы правомерности использования аксиологического подхода в изучении проблемы формирования этнопедагогической компетентности будущего педагога, рассматриваются основные аспекты его проекции на профессиональную подготовку будущего педагога в контексте проблемы исследования.

The article deals withthe challenge of axiological approach application to studying of ethno pedagogical competence development of a future teacher. The basic aspects of its projection on the training of future teachers in the context of the research are presented.

Ключевые слова: аксиология, компетентность, этнопедагогическая компетентность, аксиологический подход, этнопедагогические ценности.

Key words: axiology, competence, ethno pedagogical competence, axiological approach, ethno pedagogical values.

Основные цели современного высшего профессионального образования все больше ориентируют на подготовку компетентного специалиста, не только конкурентоспособного на рынке труда, но в первую очередь способного ответственно осуществлять профессиональную деятельность, опираясь не только на узкоспециальные знания, но и на опыт ценностного отношения к труду и профессии. Одной из главных задач, определяющих происходящие изменения в системе профессионального образования, является повышение уровня профессионализма выпускников учреждений профессионального образования на основе формирования определенных профессиональных компетенций. В психолого-педагогической науке и практике разрабатываются новые подходы, методики решения данной задачи. Одни из них основываются на использовании новых информационных технологий в подготовке квалифицированных специалистов, другие - на обновлении содержания подготовки, третьи - на усилении ее практической направленности и т. п. Однако решение проблемы повышения качества подготовки специалистов невозможно без обращения к ценностно-мотивационным компонентам профессиональной деятельности.

В широком смысле аксиологические компоненты профессиональной компетентности представляют собой набор присущих всем членам профессионального сообщества поведенческих норм, ценностей, представлений и понятий, определяемых спецификой профессиональной деятельности [3]. Будущий учитель в процессе обучения в высшей школе так или иначе становится субъектом и объектом профессиональной социализации и адаптации, в ходе которой он усваивает основные элементы профессионального мировоззрения и ценностей профессионального сообщества [6]. Таким образом, сформированные аксиологические компоненты профессиональной компетентности позволяют удовлетворять интересы будущего специалиста в самореализации и саморазвитии в профессиональной деятельности путем не только приращения знаний, умений, навыков, полномочий, но и формирова-

407

ния ценностей и норм поведения в том образовательном пространстве, в котором он будет работать по окончании вуза.

Профессиональная компетентность может быть определена как комплексная характеристикой личности и рассматривается нами как умение актуализировать накопленные знания и умения в нужный момент, и использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций. Она проявляется и приобретается в деятельности. Подчеркивается, что профессиональная компетентность: (а) является интегральной характеристикой профессионала как субъекта деятельности; (б) представляет собой системное проявление знаний, умений, опыта, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать профессиональные задачи, составляющих сущность профессиональной деятельности; (в) формируется в процессе профессиональной подготовки; (г) используется для описания конечного результата обучения; (д) характеризует уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств), включая и минимальный опыт по отношению к профессиональной деятельности в заданной сфере, связанное с мотивационной, когнитивной и ценностной личностно-деятельными сферами [1].

Ценности понимаются как особые смысловые образования, составляющие иерархическую систему в структуре личности, которая определяет субъективную важность объекта относительно других объектов, исходя из актуальных потребностей личности. Ценностные ориентации - это относительно устойчивая, социально обусловленная направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, проявляющиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов поведения и относительно независимы от наличных ситуаций. Образуя высший уровень диспозиционной иерархии в структуре личности, ценностные ориентации являются основанием для оценок окружающей действительности и детерминируют предрасположенность личности к той или иной социальной активности, т. е. понятие «ценности» является общим относительно понятия «ценностные ориентации» [5]. В современной психологии и педагогике в качестве методологической платформы выступает положение о том, что ценности есть смысловые образования, выступающие в виде убеждений, задающих направление поведению и деятельности личности. Таким образом, ценности - это все, что наделено общим смыслом. Таким образом, под ценностью понимают предельно обобщенный социальный опыт, получаемый личностью в онтогенезе. В сознании личности ценности представлены в виде понятий, способных стимулировать проявление разнообразных чувств, оценок и отношений, побуждений к деятельности [4].

Традиционный тип образования, ориентированный на подготовку узких специалистов, характерный до настоящего времени для технических вузов, не соответствует социальной потребности, которая выражается в том, что успешными социальными строителями, субъектами информационной культуры могут быть люди с типом сознания, основанного на индивидуальной ответственности за свои поступки и судьбы цивилизации, способные к личностному саморазвитию и личностной самоактуализации [9]. Современ-

408

ные образовательные стандарты, определяемые на основе государственной концепции модернизации образования и построенные на методологии компе-тентностного подхода, содержат в себе инвариантные ценностные установки, которые должны быть сформированы у будущих профессионалов в процессе обучения в высших образовательных учреждениях.

Как показывает проведенный нами анализ, можно выделить следующие аксиологические компетенции, тем или иным образом представленные в государственных нормативных документах высшего профессионального образования для специальностей педагогического профиля: (а) компетенции и ценностно-смысловая ориентация (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления; осознание социальной значимости своей будущей профессии; высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности); (б) компетенции и саморазвитие (осознание необходимости, потребности и способности учиться; стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков; готовность критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности); (в) компетенции социального взаимодействия (способность использования эмоциональных и волевых особенностей психологии личности, готовность к сотрудничеству; национальная, религиозная терпимость, умение погашать конфликты, способность к социальной адаптации, коммуникативность, толерантность); (г) компетенции самоорганизации (способность организовать свою работу ради достижения поставленных целей; готовность к использованию инновационных идей; способность работать самостоятельно, принимать решения в пределах своих полномочий профессиональной деятельности).

Вышеперечисленные аксиологические компетенции нашли свое отражение в разработанном нами спецкурсе «Психология и педагогика профессионального становления». После завершения изучения специального курса мы можем утверждать, что у будущих учителей качественно видоизменилась ценностно-смысловая сфера личности - интернализировались ценности достижения цели с помощью высокого уровня образования, широты знаний, развитой общей культуры, ценности психической и физической активности.

Список литературы

1. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10.

2. Варданян Ю. В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материале подготовки педагогов и психологов): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1999.

3. Карпушина Л. В. Аксиологическая направленность и смыложизненные ориентации современной молодежи // Вестн. Самар. гуманитарной академии. Сер. «Психология». -2006. - № 2. - С. 6-75.

4. Карпушина Л. В. Особенности нравственно-ценностных характеристик студентов технических вузов // Вестн. Самар. гуманитарной академии. Сер. «Психология». - 2007. -№ 2. - С. 95-102.

409

5. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. - 1996. - № 4. - С. 5-26.

6. Митина Л. М. Психология профессионального развития. - М., 2002.

7. Серый А. В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов у студентов вуза в процессе обучения: дис. ... д-ра психол. наук. - Кемерово, 2005.

8. Унарова С. Н. Современная социокультурная среда как психологический фактор развития ценностных ориентации личности: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2003.

9. Яницкий М. С. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентации личности: дис. ... д-ра психол. наук. - Новосибирск, 2000.

410

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.