Научная статья на тему 'Аксиологическая направленность ИКТ в структуре преподавания информатики в колледже'

Аксиологическая направленность ИКТ в структуре преподавания информатики в колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКСИОЛОГИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПАРАДИГМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ИНФОРМАЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / МОДУЛЬНЫЙ ПРИНЦИП / PEDAGOGICAL AXIOLOGY / INFORMATION CULTURE / INFORMATION TECHNOLOGY / PARADIGM TRAINING / AXIOLOGICAL ASPECT / INFORMATION OUTLOOK / MODULAR PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ямщиков Алексей Андреевич

В статье рассматривается аксиологическая направленность использования информационно-коммуникационных технологий в структуре преподавания информатики в педагогическом колледже. Сформулированы приоритетные задачи педагогической аксиологии, аспекты информационного мировоззрения. Выявлена и обоснованапарадигма подготовки студентов которая предполагает, смену приоритетов в сторону усиления компетенций в области информационной культуры и формирования информационного мировоззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL ORIENTATION OF ICT IN THE STRUCTURE OF TEACHING OF COMPUTER SCIENCE IN COLLEGE

The article discusses axiological orientation of the use of information and communication technologies in the structure of teaching science at the pedagogical College. Formulated priorities of pedagogical axiology, aspects of the information world. Identified and obosnovyvaetsya training of students which suggests a change of priorities towards strengthening competencies in the field of information culture and the development of the information world.

Текст научной работы на тему «Аксиологическая направленность ИКТ в структуре преподавания информатики в колледже»

природа" для проекции ее основных характеристик на проблему подготовки учителя в сфере поликультурности образовательного пространства. Межкультурное взаимодействие субъектов образовательного пространства, как сфера профессиональной деятельности учителя, в соответствии с мировоззренческой функцией методологии ее изучения представляется как возможность движения от близкого к дальнему, от национального к общемировому с целью формирования общечеловеческих духовных ценностей будущего специалиста.

Нормативно-оценочная функция методологии изучения проблемы профессиональной подготовки основывается на: использовании аксиологического потенциала поликультурной подготовки учителя на основе диалогического мышления и межкультурных морально-ценностных установок; возможности определения образа педагога-профессионала для определения нормативных пределов его поликультурной подготовки. В такую методологическую «канву» органично «вплетаются» понятия, как профессиональной компетентности, так и готовности педагога к осуществлению межкультурного взаимодействия субъектов образовательного пространства.

Процесс научного познания в отношении проблемы поликультурности как объекта исследования предполагает выполнение определенной логической последовательности действий, среди которых такие методологические процедуры и этапы: постановка проблемы; решения исследовательской задачи; проверка правильности ее решения; постановка новой проблемы или изменение предварительного объекта или предмета исследования. Такая логика научного познания может быть избрана для исследования взаимодействия субъектов образовательного пространства и проблемы поликультурного образования в Крымском регионе, поскольку она предполагается общеметодологической принципами научного исследования и соответствует философии научного познания.

Выводы. Профессиональная подготовка будущего учителя как целостный объект научного исследования рассматривается в плоскости многих отраслей знания, поэтому носит междисциплинарный характер. В рамках определенных нами задач исследования мы будем рассматривать проблему профессиональной подготовки учителя с точки зрения философского, психологического, культурологического, собственно педагогического подхода, который определяет определенные категорийные доминанты - "культура", "взаимодействие", "образование". Это обусловлено местом и ролью педагога в социально-воспитательном процессе, а также его ответственностью за выполнение социального заказа.

Профессиональная подготовка будущего учителя к взаимодействию субъектов образовательного пространства в условиях региональной поликультурности рассматривается нами как на методологическом, так и на теоретическом уровне, учитывая, что методологический уровень рассмотрения указанной проблемы предполагает применение, прежде всего, системного, личностно-деятельностного и культурологического подходов к профессиональной подготовке учителя; реализацию диалектического принципа взаимосвязи закономерностей, явлений, объектов действительности, взаимосвязи теории и практики образовательной деятельности; учета субъектности и активной роли личности в ходе процесса познания; идей философии образования, примененных к объекту нашего исследования.

Литература:

1. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений/В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - Москва: Изд. центр «Академия», 2006 - 400 с.

2. Миттер В. Многокультурное образование и междисциплинарный подход / В. Миттер// Перспективы. Вопросы образования -1993 - №1 - С. 37-41

3. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl сот'Мескгайош/ттогйу (дата обращения: 28.09.2018)

4. Образование в многоязычном мире - Режим доступа: http://www.un.org/ru/events/iy1/brochure/monitoring_2002.pdf (дата обращения: 28.09.2018)

5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 27.06.2018) «Об образовании в Российской Федерации» - Режим доступа -https://fzakon.ru/1aws/federa1nyy-zakon-ot-29.12.2012-n-273-fz/statya-3/ (дата обращение: 28.09.2018)

Педагогика

УДК:377

аспирант Ямщиков Алексей Андреевич

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области "Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина" (г. Санкт-Петербург)

АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИКТ В СТРУКТУРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

ИНФОРМАТИКИ В КОЛЛЕДЖЕ

Аннотация. В статье рассматривается аксиологическая направленность использования информационно-коммуникационных технологий в структуре преподавания информатики в педагогическом колледже. Сформулированы приоритетные задачи педагогической аксиологии, аспекты информационного мировоззрения. Выявлена и обоснованапарадигма подготовки студентов которая предполагает, смену приоритетов в сторону усиления компетенций в области информационной культуры и формирования информационного мировоззрения.

Ключевые слова: педагогическая аксиология, информационная культура, информационные технологии, парадигма подготовки студентов, аксиологический аспект, информационное мировоззрение, модульный принцип.

Annotation. The article discusses axiological orientation of the use of information and communication technologies in the structure of teaching science at the pedagogical College. Formulated priorities of pedagogical axiology, aspects of the information world. Identified and obosnovyvaetsya training of students which suggests a change of priorities towards strengthening competencies in the field of information culture and the development of the information world.

Keywords: pedagogical axiology, information culture, information technology, paradigm training, the axiological aspect, the information Outlook, the modular principle.

Введение. Начало ХХ1вв. Является периодом поиска ценностей, которые могли бы соответствовать постиндустриальному обществу. В данный период появляется большое количество новых идей, которые становятся главными центрами притяжения в области педагогики. Структуры общества становятся более восприимчивыми, улавливают даже самые малейшие изменения и необратимо изменяются. По словам К. Леви-Строса, для того чтобы данные тенденции распространились в обществе и вызвали культурные изменения, для начала, достаточно создать флуктуации убеждений и ценностей и «не дать им затеряться в столпотворении конкурирующих идей и движений» [1, с. 277], так же автор подчеркивает, что цивилизация и культура не бывают пассивными.

Конструктивная педагогическая аксиология - область аксиологической педагогики, раскрывает принципы и способы, направленные на совершенствование ценностей в сфере образования. Конструктивная педагогическая аксиология подразумевает такое образование, в котором субъектом становится человек, способный сам создавать свое понимание и свое видение мира, а не только «образовывается» . Образование в данном случае - это поиска новых смыслов своего «Я», а так же проектирование человеком своей жизнедеятельности. (А.Г. Асмолов, Г.С. Абрамова, С.Л. Рубинштейн и др.).

Конструктивная педагогическая аксиология в контексте культуры рассматривает учащегося как равноправного субъекта образовательного процесса. На текущий момент в современной культуре сформировались следующие мифологемы учащегося:

• просветительская -учащийся как символ природной неиспорченности;

• романтическая - учащийся как носитель духовных ресурсов, которые остаются невостребованными во взрослой жизни (из-за прагматизма);

• модернистская - учащийся как набор инстинктов, природное естество проявляется в свободе от «взрослой» моральной и социальной нормальности (биологический эгоизм).

Таким образом мифологема, «образ учащегося» становится содержанием образования.

К понятию «смысл», как и ценность обращались многие исследователи (Э. Берн, С. Вайман, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, В. Франкл и др.). Смысл трактуется как: внутреннее содержание, значение, постигаемое разумом [3]; актуальная ценность, значимость предмета для субъекта [4]. Ю.М. Лотмана утверждал, что смысл является горизонтом человеческого мира относительно фрагментов реальности, т.е. является некой ментальной конструкцией, лежащей за границей области категорий и понятий [7].

Изложение основного материала статьи. «Граница» области смысла вполне определима, если рассматривать ценности в значении смысла. Во-первых, смысл присутствует в человеческой жизни и во всех ее проявлениях (деятельности, поведении, в человеческой душе, духе, личности и т.д). Во-вторых, смысл проявляется в любых объектах, опосредованно и непосредственно, встроенных в человеческое бытие. Смысл пронизывает и охватывает любые феномены мира. В-третьих, смысл возникает и реализуется в самих человеческих взаимодействиях и отношениях.

Исходя из вышесказанного, приоритетными задачами педагогической аксиологии следует признать следующие:

• анализ образовательной практики с позиции теории ценностей и исторического развития педагогической теории;

• определение ценностных оснований образования, отражающих его аксиологическую направленность.

Методологической основой процессов проектирования аксиологической сферы в образовании может выступить конструктивная педагогическая аксиология. На текущем этапе развития общества и науки проблема ценностей и их конструирование должны осмысливаться с позиции культуры.

Эпоха информационных технологий зародилась на наших глазах. Качественное и географическое развитие технологий, постепенное их проникновение практически во все сферы жизни происходит «здесь и сейчас». За этим процессом подчас трудно уследить, еще труднее осознать последствия, к которым он приведет. Далеко не всегда и не во всем реальные последствия будут соответствовать ожиданиям. Многие из них вообще являются беспрецедентными для человечества.

Так, еще недавно под информационной культурой человека понимался исключительно тот или иной уровень владения информационными технологиями, умение использовать компьютеры в профессиональной деятельности. В настоящее время это понимание все более устаревает. Развитие технологий оказалось столь стремительным, что большая часть населения планеты прочно утверждается в роли пользователя. При этом во все большей степени градация пользователей, еще недавно бывшая обыденным явлением («опытный», «умелый», «начинающий» и т.д.), сводится к одной категории - пользователь. Неважно, на каком уровне -человек либо пользуется информационными технологиями, либо не пользуется.

Тенденции развития информационных технологий все более склоняются к тому, что ведущим понятием становится слово «культура». «Информационная» - это лишь уточнение. Объяснение простое: глобальная информатизация привела к тому, что только использовать технологии, (знать где, как и в каких случаях следует нажимать кнопки) недостаточно. Информационные технологии все больше становятся механизмом, средством доступа к информации и работы с ней. Это обратная сторона распространения технологий. Не успев «овладеть массами» пользователей, «кнопочная идеология» уходит в прошлое. Пользователь, как бы он ни был погружен в мир технологии, сколь бы ни глубок его личный уровень владения технологиями, остается пользователем, а не создателем инструмента.

Поэтому период выделения информационной культуры в отдельную область культуры и человеческой деятельности становится историей. Информационная культура становится неотъемлемой частью общей культуры человека, необходимым условием существования и развития личности. Ближайший аналог - это умения читать и писать. Это обязательный минимум для каждого, без него нельзя и фактически невозможно жить в современном обществе.

Информационную культуру можно определить как способность человека к построению собственной информационной картины мира, формулированию ценностного отношения к объектам, явлениям и процессам постоянно изменяющейся информационной среды, регуляцию собственной информационной деятельности, информационных взаимодействий и взаимоотношений. Введен термин «информационное

мировоззрение», связываемый с определяющей ролью информации и информационных процессов в технических, социальных и природных (системно-информационный подход) системах, с осознанием значимости и роли информации, информационных технологий и процессов в жизни человечества.

Когнитивный аспект информационного мировоззрения предполагает: построение человеком собственной информационной картины мира, в основе которой [2]:

• понимание закономерностей протекания информационных процессов в системах разного рода (системно-информационный подход);

• освоение области информационных технологий и информатики как фундаментальной, надпредметной области;

• осознание связей информатики и других наук.

Аксиологический аспект информационного мировоззрения человека связан с его деятельностью^]:

• представлениями о этических, моральных и юридических нормах деятельности в информационной сфере;

• оценкой негативных проявлений в информационной среде (насилие, безнравственность, безвкусица, девиантное поведение и т.п.);

• выбором информации в познавательных, профессиональных, самообразовательных и иных целях;

• личностной самореализацией;

• принятием ответственности за применение знаний, умений и навыков информационной деятельности;

• пониманием совокупности последствий развития процессов информатизации жизнедеятельности человека и общества;

• осознанием значимости информационной экологии в условиях информационного общества.

Эволюция информационных технологий, трансформирующее их воздействие на общество и отдельного

человека актуализировало извечные человеческие вопросы этики, морали, нравственности и ответственности.

Принимая во внимание бурное развитие самой техники, очевидно, что приоритетное внимание к изучению самих технологий является пустой тратой времени.

Измененная парадигма подготовки студентовпредполагает, прежде всего, смену ее приоритетов в сторону усиления компетенций в области информационной культуры и формирования информационного мировоззрения.

Выводы. В основу такой подготовки по нашему мнению должен быть заложен модульный принцип формирования ее содержания:

• когнитивный модуль, предполагающий когнитивный аспект информационного мировоззрения, закладываемый в базовых учебных курсах «Информатика», «Программирование», «Предметно ориентированное программное обеспечение» и др.;

• аксиологический модуль - включение аксиологических смыслов в такие учебные курсы, как, «Компьютерные сети» «Мультимедиа технологии»;

• технолого-дидактический модуль, предназначенный для формирования у будущих учителей информатики профессионально-педагогического аспекта информационного мировоззрения в курсах: «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», «Теория и методика обучения информатике»;

• проектный модуль в форме курсовых работ, докладов, рефератов, технолого-дидактических моделей и проектов, включая педагогические практики.

Мы считаем, что новая парадигма подготовки студентов должна быть профессионально ориентированной и «заточена» под реальную практику. Это означает, что большая часть учебных курсов должна быть выстроена по новому принципу, позволяющему сочетать теоретический и практический аспекты будущей профессиональной деятельности с проектной деятельностью студентов. Последняя, в свою очередь, должна быть ориентирована на решение учебно-профессиональных задач и ситуаций.

С нашей точки зрения построения процесса обучения, теоретическая часть должна строиться как органическое сочетание форм обучения «лекция - лабораторно-практическое занятие - проект -коллоквиум». Практическая подготовка как сочетание «лабораторного практикума - проект - конференция». Проектная деятельность студентовдолжна иметь выход на педагогическую практику и сочетать в себе формы «профессиональная ситуация - проект - лабораторное занятие - коллоквиум».Итогом всех видов занятий студентов должен стать практикоориентированный портфолио, который может быть применен в период прохождения педагогической практики.

Таким образом, фактически единственным средством противодействия негативу в информационном мире является ответственность и этические нормы самих пользователей. Поэтому подготовка пользователей информационных технологий становится насущной необходимостью, так как введение сетевой цензуры здесь не поможет. Подготовка пользователей информационных технологий, которые рассматриваются как часть человеческой культуры, инструмент ее познания и необходимое базовое условие профессионального и социального участия человека в общественной жизни, должна вестись на высоком образовательном уровне. Для качественной подготовки пользователей необходимы квалифицированные преподаватели информатики -особая группа людей, для которых информационные технологии являются предметом профессионального интереса.

Литература:

1. Леви-Строс К. Структурная антропология / К. Леви-Строс. - М.: Экспо-Центр, 1998. - 443 с.

2. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии / В.В. Сериков. -Волгоград: Перемена, 1994. - 150 с.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди (психология человеческих отношений). Люди, которые играют в игры (психология человеческой судьбы) / Э. Берн. - СПб: Лениздат, 1992. - 359 с.

4. Гуссерль Э. Собрание сочинений / Э. Гуссерль. - М.: Логос, 1994

5. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. - М.: Смысл, 1999. - 425 с.

6. Субботский Е.В. Изучение у ребёнка смысловых образований / Е.В. Субботский // Вестник Московского университета. Серия 14 Психология. - 1989. - №1. - С. 67 - 74.

7. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре / Ю.М. Лотман. - СПб: Искусство, 1994. - 399 с.

Педагогика

УДК 378.1

старший преподаватель Ямщикова Екатерина Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательной учреждение дополнительного профессионального образования «Институт непрерывного образования взрослых» (г. Санкт-Петербург)

СРЕДСТВА ПРОГРАММНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье рассматривается понятие «программно-технологическое сопровождение». Автором представляется одно из средств программно-технологического сопровождения повышения квалификации преподавателей высшей школы - модульная объектно-ориентированная динамическая среда обучения -MOODLE как платформа для организации электронного обучения и контроля знаний.

Ключевые слова: программно-технологическое сопровождение, модульная объектно-ориентированная динамическая среда обучения, повышение квалификации преподавателей высшей школы.

Annotation. The article deals with the concept of "software and technological support". The author presents one of the means of software and technology support for advanced training of teachers of higher education-modular object-oriented dynamic learning environment-MOODLE as a platform for e-learning and knowledge control.

Keywords: software and technology support, modular object-oriented dynamic learning environment, advanced training of teachers of higher education.

Введение. Термин «сопровождение» прочно вошел в педагогическую теорию и практику. Большинство автором рассматривают сопровождение как педагогическую деятельность, организующую взаимодействие между субъектами образования (Биянова М.Р., Козырева Е.А., Кривых С.В., Мазурчук Е.О., Чекунова Е.А. и др.). Характеризуя направление взаимодействия, различными авторами используются разные прилагательные: психолого-педагогическое, социально-педагогическое, методическое, тьюторское, информационное и т.д. В рамках данной статьи представляется программно-технологическое сопровождение, данное понятие ранее исследовали Марон А.Е., Монахова Л.Ю. [1], Егорова Ю.Н. [2] и др., рассматривая данный вид сопровождения как «активное информационное взаимодействие между преподавателем, обучаемым (обучаемыми) и средствами информационных технологий, ориентированное на выполнение разнообразных видов самостоятельной деятельности с объектами предметной образовательной среды и осуществляемое оперированием компонентами системы средств обучения» [1, с. 36].

Изложение основного материала статьи. Рассматривая средства программно-технологическое сопровождения в повышении квалификации преподавателей высшей школы, мы изучили многочисленные работы, в которых рассматривается данный вопрос. До бурного роста информационных технологий в программно-технологическом обеспечении образовательного процесса понимали различные средства на печатных носителях (учебно-методические пособия, рекомендации для учителя, учебники и учебные пособия, задачники и сборники упражнений, учебные плакаты, дидактические карточки с набором заданий, инструктивные карты и т.д.), с развитием технических средств обучения стало модным применение на занятиях кинороликов, аудиозаписей, разных средств проецирования картинок и т.д. С появлением компьютера, а потом и Интернета начался стремительный рост развития средств программно-технологического сопровождения образовательного процесса, в том числе в повышении квалификации: появляются компьютерные обучающие и тестирующие программы, медиа учебники и пособия.

Тюлина О.А. и Кривых С.В. [3, с. 39] предлагают выстраивать систему сопровождения, исходя из трудностей, которые испытывают субъекты образовательного процесса. Авторы выделили направления программно-технологического сопровождения педагогов: овладение современными формами и приемами работы с обучающимися (новые образовательные технологии, интерактивные методы, проектная деятельность, средства создания электронных учебников и пособий); освоение новых информационных сред для использования их в образовательном процессе; освоение новых ролей педагогов в работе с обучающимися (тьютор, консультант, технолог, модератор и т.д.).

Особое место в программно-технологическом сопровождении повышения квалификации преподавателей высшей школы играют современные системы управления обучением, которые сегодня являются примером интеграции технологии управления образовательным процессом - ИТ-платформу [4].

В качестве программно-технологического сопровождения повышения квалификации преподавателей высшей школы активно используется модульная объектно-ориентированная динамическая среда обучения -MOODLE как платформа для организации электронного обучения и контроля знаний, которая отличается богатством функционала, гибкостью, надежностью и простотой использования, имеет возможность интеграции с другими информационными системами, устанавливать новые модули, дополняться новыми функциями.

Из опыта использования в процессе повышения квалификации преподавателей высшей школы системы MOODLE выделяются ее положительные качества:

- система используется для всех форм обучения (очное, заочное, дистанционное и т.д.), организуя взаимодействие субъектов образовательного процесса;

- система имеет доступный и понятный интерфейс, не требующий для его освоения затрат времени;

- система представлена в виде модульной структуры, способной легко трансформироваться и совершенствоваться;

- система рассчитана на использование текстовых и мультимедийных данных, позволяет редактировать их, как преподавателями, так и обучающимися;

- система поддерживает разную структурную компоновку курсов: календарную, тематическую, линейную, форумную и т.д.;

- каждый элемент системы имеет защиту и снабжен логином и паролем;

- система обладает богатым набором составляющих для организации взаимодействия в виде отдельных элементов: чата, ресурса, форума, тезауруса, опроса, рабочей тетради, урока, тестов, анкеты, семинара и т.д.;

- в системе доступны разные виды отчетов: от количества посещений и кликов, до оценочных ведомостей;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.