Научная статья на тему 'Инновационные информационно-педагогические технологии для развития преподавательских кадров'

Инновационные информационно-педагогические технологии для развития преподавательских кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шайденко Н. А., Сухомлин В. А., Якушин А. В.

В марте 2009 года в Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого был создан Научно-образовательный центр «Инновационные информационно-педагогические технологии для развития преподавательских кадров на протяжении жизни». Настоящий обзор посвящен деятельности центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шайденко Н. А., Сухомлин В. А., Якушин А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные информационно-педагогические технологии для развития преподавательских кадров»

№ 3 (27) 2010

Н. А. Шайденко, В. А. Сухомлин, А. В. Якушин

Инновационные

информационно-педагогические технологии для развития преподавательских кадров

В марте 2009 года в Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого был создан Научно-образовательный центр «Инновационные информационно-педагогические технологии для развития преподавательских кадров на протяжении жизни». Настоящий обзор посвящен деятельности центра.

С момента создания и по настоящее время Научно-образовательный центр (НОЦ) ставит своей задачей реализацию программы теоретической, методической и технологической переподготовки преподавателей высших, средних и начальных учебных заведений в области использования информационных технологий в профессиональной деятельности.

В рамках реализации приоритетного направления деятельности НОЦ проводится работа по созданию образовательных программ повышения квалификации работников образования на основе использования технологий электронного обучения.

В ТГПУ им. Л. Н. Толстого накоплен значительный опыт работы по внедрению информационных технологий и технологий электронного обучения в учебный процесс вуза. Существующие разработки реализуются в виде электронных учебных курсов, размещаемых в единой среде электронного обучения. Создание НОЦ позволило проводить работу по формированию электронного банка курсов вуза на более высоком уровне с использованием стандартизированного подхода к их содержанию и наполнению. В настоящее время деятельность НОЦ охватывает все факультеты и общеуниверситетские кафедры, проводятся регулярные научно-методические семинары (совместно с ВМК МГУ им. М. В. Ломоносова и представителями

ИТ-индустрии), посвященные использованию технологий электронного обучения в образовании.

Можно выделить основные направления реализации образовательного потенциала ИТ:

• внедрение элементов дистанционного обучения в традиционный учебный процесс;

• перенос многих рутинных контролирующих функций преподавателя в сферу деятельности «электронного учителя»;

• создание и поддержка в актуальном состоянии истории «успехов и неудач» обучаемых;

• использование параметрических заданий, автоматически генерируемых по заданному алгоритму с возможностью выдачи полного хода решения;

• использование различных моделей обучения для реализации индивидуальной образовательной траектории;

• разработка учебных курсов на основе микромодульности, когда каждая отдельная тема представляет собой набор завершенных микромодулей, которые могут быть использованы в других курсах и темах.

В рамках деятельности Научно-образовательного центра разработаны, апробированы и внедрены в образовательный процесс вуза следующие программы и курсы повышения квалификации работников образования.

№ 3 (27) 2010

1. Технологии электронного обучения

Курс посвящен основам использования технологий электронного обучения для организации поддержки учебного процесса. В нем рассматриваются теоретические вопросы, связанные с базовыми понятиями электронного обучения. Курс имеет практическую направленность и завершается для каждого слушателя разработкой электронного варианта учебной дисциплины. В 2009 году проведено обучение преподавателей Липецкого государственного университета (10 человек) и Тульского педагогического колледжа № 1 (22 человека).

Содержание курса включает в себя следующие разделы и дидактические единицы.

Основы электронного обучения

Blended learning — смешанное (комбинированное) обучение, когда технологии электронного обучения используются в образовательном процессе совместно с традиционным обучением.

E-learning (электронное обучение), рассматриваемое в следующих проекциях:

• совокупность информационных и образовательных технологий, предназначенных для обучения в обществе, основанном на знаниях; процесс обучения в E-learning происходит через сеть Интернет или Интранет с использованием систем управления знаниями, вне зависимости от места нахождения обучаемых и времени суток, на протяжении всей жизни и без границ;

• процесс формального и неформального обучения, учебные занятия и события в котором реализуются с использованием средств информационных технологий (Интернет, Интранет, Экстранет, CD-ROM, видеозаписи, телевидение, мобильные телефоны, КПК и т. п.);

• термин, покрывающий широкий спектр приложений и процессов, таких, как сетевое обучение, компьютерное обучение, виртуальные аудитории и цифровая совместная работа. Характеризуется доставкой обра-

£

зовательного контента через электронные | носители. Л?

со

Системы управления обучением (LMS)

Основные понятия электронного обуче- | ния, виды электронного обучения, класси- Ц фикация систем управления обучением, их ^ архитектура и принципы функционирова- ^ ния, стандарты электронного обучения, программное и информационное обеспечение ¡^ систем электронного обучения, обзор LMS.

Архитектура и обзор функциональных ^

возможностей LMS Moodle

История создания и развития системы. Архитектура системы. Модульная организация системы. Модель пользователя. Основные функциональные возможности.

Стандартизация в LMS

Стандарты на упаковку содержания учебных курсов, архитектура образовательного контента, учебно-методический комплекс и его структура, электронные учебные курсы и средства автоматизации их создания. Стандарт SCORM, его структура, содержание. Стандарты на разработку тестов.

Образовательный контент

Образовательный контент представляет собой следующие элементы учебного курса:

• содержательную часть (лекции, семинары, практические, лабораторные занятия);

• контролирующую часть (задания, тесты и т. п.);

• информационно-справочную часть (словари, справочники, дополнительные материалы);

• электронную библиотеку.

Создание курсов в LMS Moodle

Модели образовательных процессов с использованием средств электронного обучения. Классификация ресурсов и их организация. Управление доступом. Организация и сопровождение учебного процесса. Использование средств коммуникации.

№ 3 (27) 2010

Тестирование в электронном обучении

Типология тестовых заданий, классификация видов тестов в электронном обучении, методы проектирования тестов для среды электронного обучения, средства автоматизации разработки тестов в LMS Moodle.

2. Проектирование образовательного контента для среды электронного обучения

Программа разработана для подготовки и переподготовки преподавателей к переносу традиционного образовательного контента в новую технологическую среду на основе технологий электронного обучения. Отдельное внимание в курсе уделено ме-§ тодическим вопросам проектирования об-Ц разовательного контента (на примере LMS * Moodle). Вопросы, связанные с компьютер-| ной дидактикой, электронной педагогикой § все более остро встают перед образовани-§ ем. Их решению и посвящен данный курс. Ц В 2009 году по данной программе прошли <з повышение квалификации 45 преподавателей вуза.

Содержание курса включает в себя слева

Й дующие разделы и дидактические единицы.

§ Проектирование содержания

| электронного курса г

| Модульный подход в обучении. Систе-¡3 матизация и структуризация образовательного контента. Педагогические сценарии и технологические карты. Выделение инфор-£ мационной структуры учебного курса. Про-<5 ектирование лабораторных и практических ё занятий. II

<| Представление образовательного контента

§

Представление традиционного образо-Л вательного контента с помощью технолога гий электронного обучения. Перенос знаний | в среду с новой образовательной парадиг-=| мой. Представление лекционных, практиче-| ских и лабораторных занятий с помощью Ц технологий электронного обучения. Особен-

ности представления образовательного контента в LMS Moodle.

Проектирование образовательного контента

Использование информационных технологий для проектирования образовательного контента. Правила и требования к созданию: текстовых документов, электронных таблиц, презентаций, мультимедийного контента. Использование флэш-технологий.

Контроль знаний в электронном обучении

Статический и динамический контроль знаний. Формы контроля знаний. Проектирование оптимального набора заданий. Тестирование. Типология тестов. Создание тестов в среде электронного обучения Moodle.

Организация обратной связи

Формы организации обратной связи студента и преподавателя. Форумы и чаты. Проектирование тематики и содержания форума. Способы ведения беседы в формате форума. Организация курсов в формате форума. Проектирование электронных рассылок.

Создание электронных курсов

Этапы создания. Педагогические особенности использования внешней структуры электронного курса. Создание статического, динамического контента и мультимедийных материалов.

3. Интерактивные технологии в деятельности учителя-предметника

Программа разработана совместно с компанией Panasonic и предназначена для обучения преподавателей вузов и учителей школ методическим и технологическим основам подготовки учебных материалов и организации занятий с использованием интерактивных электронных досок, получающих

ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА /-

' № 3 (27) 2010

широкое распространение в учебных учреждениях.

В рамках программы рассматриваются следующие вопросы.

Обзор интерактивных технологий

Интерактивные технологии в образовании. Виды интерактивных технологий. Обучающее программное обеспечение. Мультимедийные технологии. Презентации. Проекционное оборудование. Электронные интерактивные доски.

Педагогические сценарии

Понятие педагогического сценария. Виды педагогических сценариев. Проектирование педагогического сценария. Связь между используемой интерактивной технологией и выбором педагогического сценария. Состав и структура педагогического сценария.

Создание презентаций

Требования, предъявляемые к презентациям. Состав и структура презентации. Распределение образовательного контента между презентацией и лекционным материалом. Требования к структуре слайда. Проектирование и размещение иллюстративного, графического и статистического материала.

Электронные интерактивные доски

Основы работы с интерактивной доской. Специализированное программное обеспечение. Режимы использования. Программный инструментарий. Использование светового пера.

Проектирование образовательного контента для электронной интерактивной доски

Модели использования электронной доски. Электронная доска как аналог обычной доски. Электронная доска как универсальное средство отображения мультимедийного контента. Интерактивные возможности электронной доски. Организация взаимодействия с обучаемыми. Требования к ин-

терактивному образовательному контенту. §

Проектирование интерактивного образова- J«

тельного контента с помощью педагогиче- оа

ежих сценариев. j

Организация учебного процесса 1

Использование электронных интерак- ^ тивных досок в рамках учебных предметов. ^ Преимущества и недостатки интерактивных g~ технологий. Особенности построение учебного процесса с использованием интерактивных технологий. ^

эё

4. Современные полиграфические технологии

Курс разработан совместно с компанией Lomond и направлен на ознакомление слушателей с технологиями цифровой печати, современными печатными материалами. Он ставит своей целью сформировать умения и навыки в области использования современных полиграфических технологий. Курс существует в двух вариантах: для подготовки тьюторов и для развития детского творчества. В 2007-2009 годах прошло обучение более 1000 человек на базе Всесоюзного лагеря информационных технологий «Страна Компьютерия».

Данный курс предназначен для проведения занятий по допечатной подготовке, получению полиграфически корректных отпечатков изображений, фотографий. Для изучения курса необходимы общие знания о компьютерной технике и информационных технологиях. Никаких специальных знаний не требуется. Наибольший эффект от его реализации представляется в рамках модели электронного обучения.

В процессе обучения рассматриваются основные понятия компьютерной графики, виды графических изображений и программные средства допечатной подготовки изображений.

Цель проекта — подготовка специалистов в области цифровой печати, призванных удовлетворить растущие потребности: бизнеса — в квалифицированных кадрах,

№ 3 (27) 2010

населения — в углублении и расширении знаний на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального и высшего образования; разработка прикладных программ в сфере цифровой печати, предоставление учащимся возможности личностного развития и профессионального самоопределения.

Результат достигается решением в рамках курса следующих задач:

• овладение практическими навыками работы с современными графическими и полиграфическими программными средствами;

• разработка методических пособий и учебных материалов;

• издание учебной, методической, научной, популярной и другой литературы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

§ • повышение мотивации использования Ц информационных технологий для реализа-* ции творческого потенциала личности и про-| фессионального самоопределения; § • разработка методики и технологии соз-§ дания электронного образовательного кон-Ц тента;

<3 • наполнение банка данных инновационно ных идей и готовых решений по использо-5s ванию расходных материалов Lomond при S3 решении прикладных задач в народном хо-s зяйстве, быту, образовании и др.; j • осуществление научно-исследова-! тельских программ, прикладных разрабо-I ток и экспертиз в области цифровой пе-¡3 чати;

sg • создание коробочного продукта — 8 учебного пособия по программе, включаю-£ щего в себя:

<5 □ инструкцию пользователя;

ё □ перечень вложений;

! □ сет из расходных материалов фир-

S мы Lomond;

| □ DVD со сформированным контен-

том и учебными программами. Л Задачи решаются посредством: ■5 • проведения теоретических (лекции) | и практических (лабораторные работы) за-=| нятий по тематике курса; ! • выбора различных заданий для само-is стоятельной работы;

• углубленного изучения тематики с использованием технологий электронного обучения;

• самостоятельного выбора обучающимися творческих проектов, разработки и публичной защиты проекта;

• использования в ходе реализации индивидуального проекта различных информационных ресурсов (в том числе Интернет);

• выполнения заданий как индивидуально, так и в группе;

• применения передовых педагогических методик обучения, таких как метод проектов, проблемное обучение, деловые игры.

У обучающихся должно сложиться представление:

• об эволюции и современном состоянии технологий цифровой полиграфии, существующих расходных материалах в области цифровой печати и способах их применения;

• о форматах представления цифровых изображений в компьютере и их особенностях;

• об общих вопросах и проблемах цифровой печати;

• о способах работы с компьютерной системой Lomond Home Photo Lab;

• о путях повышения своей компетентности через овладение навыками цифровой печати.

Участие в занятиях должно помочь обучающимся:

• понять роль и место цифровой печати и информационных технологий в формировании общей культуры современного человека;

• повысить свою компетентность в области допечатной подготовки изображений и компьютерной полиграфии;

• приобрести начальную подготовку по использованию различных расходных материалов на современных печатающих устройствах;

• повысить свою информационную и коммуникативную компетентность.

№ 3 (27) 2010

Обучающиеся будут знать:

• основные понятия, способы и виды цифровых изображений, особенности воспроизведения изображений на цифровых устройствах;

• характеристики и основные форматы расходных материалов, используемых в полиграфии;

• основные принципы работы с цветом и особенности цветопередачи;

• методы допечатной подготовки изображений;

• принципы работы программы Lomond Home Photo Lab для вывода изображений на печать.

Учащиеся будут уметь:

• применять знания в области цифровой печати и допечатной подготовки изображений для создания полиграфической продукции;

• мотивированно выбирать определенный тип расходных материалов под конкретную задачу;

• использовать программу Lomond Home Photo Lab для получения оттисков цифровых изображений с правильной цветопередачей;

• редактировать и корректировать фотоизображения перед выводом на печать.

Будут приобретены навыки:

• работы с цифровыми печатающими устройствами;

• выбора правильных параметров цветопередачи при работе с фотоизображениями;

• использования меню, панели инструментов программы Lomond Home Photo Lab;

• работы с графическими файлами в различных форматах;

• самостоятельной работы с электронным учебным пособием и средой электронного обучения;

• работы в группе над общим проектом.

В процессе реализации задач НОЦ происходит постоянное совершенствование и обновление курсов и образовательных программ.

5

В деятельности НОЦ заметную роль иг- | рает стимулирование и поддержка научно-исследовательской работы студентов. оо Электронные и интерактивные образовательные технологии служат богатейшим ма- | териалом для выполнения курсовых и вы- Ц пускных квалификационных работ студен- ^ тов — будущих учителей. Отработана и вне- ^ дрена в практику подготовки студентов по педагогическим специальностям и направ- ¡^ лениям педагогическая модель создания электронных и мультимедийных дидакти- ^ ческих материалов по школьным учебным ^ предметам.

Деятельность Научно-образовательного центра является основополагающей в ТГПУ им. Л. Н. Толстого для создания единого информационного пространства педагогического вуза на основе технологий электронного обучения. Научно-образовательный центр осуществляет координацию усилий преподавателей по разработке электронного образовательного контента, вырабатывает общие схемы и правила проектирования электронных учебных курсов и проводит исследования новых систем и технологий в образовании.

Список литературы

1. Н. А. Шайденко, В. А. Сухомлин, А. В. Якушин. Научно-образовательный центр «Инновационные информационно-педагогические технологии для развития преподавательских кадров на протяжении жизни». / Сб. трудов IV Международной научно-практической конференции «Современные информационных технологий и ИТ-технологии». / Под редакцией В. А. Сухомлина — М.: ИНТУИТ. РУ, 2009.

2. Электронный курс «Технологии электронного обучения» // http://www.tspu.tula.ru/moodle/course/ view.php?id = 127

3. Электронный курс «Проектирование образовательного контента для среды электронного обучения» // http://www.tspu.tula.ru/moodle/course/ view.php?id=552

4. Электронный курс «Современные полиграфические технологии» // http://www.tspu.tula.ru/moodle/ course/view.php?id=162

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.