Научная статья на тему 'Информационные средства обучения и сохранения накопленных знаний специалистов'

Информационные средства обучения и сохранения накопленных знаний специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ЗНАНИЕ / 1C:PDM / 1C: PDM / EDUCATION / KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сукачев А.И., Барабанов А.В., Сафронов В.В., Гаганов А.В.

В статье рассмотрен вопрос разработки и использования средств обучения и накопления знаний на этапе внедрения и использования систем электронного документооборота. Представлен вариант курса автоматизированного обучения для ускорения внедрения системы 1C:PDM на предприятии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сукачев А.И., Барабанов А.В., Сафронов В.В., Гаганов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND LEARNING TOOLS CONSERVATION OF SPECIALIST KNOWLEDGE

The paper deals with the development and use of learning and knowledge during the implementation and use of electronic document management systems. A version of the course-balanced, automated learning to accelerate the introduction of 1C: PDM in the enterprise

Текст научной работы на тему «Информационные средства обучения и сохранения накопленных знаний специалистов»

УДК 681.324

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ НАКОПЛЕННЫХ ЗНАНИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ

А.И. Сукачев, А.В. Барабанов, В.В. Сафронов, А.В. Гаганов

В статье рассмотрен вопрос разработки и использования средств обучения и накопления знаний на этапе внедрения и использования систем электронного документооборота. Представлен вариант курса автоматизированного обучения для ускорения внедрения системы 1C:PDM на предприятии

Ключевые слова: обучение, знание, 1C:PDM

Внедрение систем электронного документооборота (например, с использованием системы 1C:PDM) на производстве является трудоемкой и ресурсо - затратной задачей. Система управления инженерными данными 1C:PDM, разработанная компанией APPIUS, имеет модульную структуру: модуль управления справочной информацией, модуль управления структурой изделия и модуль управления технологией изготовления. Помимо этого, в состав системы включен ряд второстепенных модулей: управление изменениями, управление архивом, нормирование.

Основной концепцией системы является интеграция данных об изделии на базе электронной структуры изделия (ЭСИ), которая может быть сформирована автоматически на основе SD-модели с использованием соответствующей PLM-компоненты, реализующей обмен данными между 1C:PDM и системой трехмерного моделирования [1].

В качестве системы трехмерного моделирования можно использовать Autodesk Inventor, SolidWorks, SolidEdge, AutoCAD, КОМПАС и др [2-3].

Актуальность создания современной образовательной программы в области работы системы 1C:PDM на предприятии определяется как широкими возможностями этой системы, так и потребностью непрерывного образования специалистов. Система обучения и накопления профессиональных знаний может решать задачи на двух уровнях: первый - позволяющий ускорить процесс перехода на автоматизированные системы управления разработкой изделий; второй - дистанционное образование без отрыва от производства.

Система обучения и накопления профессиональных знаний в области высокотехнологичного производства может состоять из следующих компонентов (рис. 1):

- система управления обучением;

Сукачев Александр Игоревич - ВГТУ, аспирант, e-mail: mag.dip@yandex.ru

Барабанов Александр Владимирович - ВГТУ, канд. техн. наук, доцент, e-mail: bаv@mail.ru

Сафронов Виталий Владимирович - ВГТУ, канд. техн. наук, доцент, e-mail: vitolik@bk.ru

Гаганов Александр Владимирович - ВГТУ, директор НОЦ, тел. (473) 246-12-07

- набор электронных учебных курсов;

- СУБД;

- графическая система (например, Autodesk Inventor);

- система 1C:PDM;

- набор справочников;

- набор современных инженерных проектных решений;

- экспертная система и т.д.

Рис. 1. Пример системы обучения и накопления профессиональных знаний

Интерактивные средства обучения включают в себя систему управления обучением (LMS) и набор электронных учебных курсов (ЭУК).

Система управления обучением реализует следующие функции:

- учет слушателей, персонализация, разграничение прав доступа;

- управление процессом обучения, учет результатов обучения и тестирования;

- интеграция с механизмами синхронного и асинхронного общения;

- подготовка аналитической отчетности.

В настоящее время существуют множество систем управления обучением: Moodle, WebTutor, АТШог и др.

Инструментальные средства, применяемые при проектировании ЭУК, должны обеспечивать следующие возможности:

- обеспечивать ввод, редактирование и форматирование текста (текстовый редактор);

- вести подготовку иллюстрированной части ЭУК (графический редактор);

- формировать сценарий диалога между пользователем и системой;

- формировать структуру ЭУК;

- обеспечивать связь с внешней средой (операционной системой) и другими программными модулями;

- формировать различной формы вопросы и производить обработку ответов;

- вести сбор, обработку и отображение статистики по результатам обучения;

- создавать библиотеку графических изображений ЭУК.

Одной из таких систем является Leaning manager system (LMS) «Moodle», которая предназначена для автоматизированного контроля качества усвоения информации. Система функционирует в интерактивном режиме в реальном масштабе времени. При работе с Moodle от пользователя не требуется профессиональных знаний в области применения средств вычислительной техники.

Система может содержать неограниченное количество учебных модулей, что способствует накоплению знаний на предприятии. Пользователь имеет возможность отвечать на любое количество вопросов в пределах одной темы. Количество контрольных вопросов и время ответов задается в режиме настройки программы.

Данная система обеспечивает случайную выборку и предъявление вопросов, ввод ответов пользователя, анализ правильности ответов, выдачу результатов контроля для одного пользователя или группе пользователей.

За счет применения в системе генератора случайных чисел все вопросы и варианты ответов перемешиваются, нумеруются заново, и на экране появляется индивидуальная последовательность вопросов для каждого пользователя.

При организации учебного курса в системе LMS «Moodle» страница курса называется кадром. По размерам кадр - это видимая часть экрана дисплея. Кадры подразделяются на информационные и контролирующие, в которых пользователю задается вопрос.

Банк вопросов курса состоит из сотен вопросов, которые объединены тематически в набор тем. Каждая тема может содержать неограниченное число вопросов (обычно до ста) приблизительно одной степени сложности. Правильный ответ на вопрос оценивается в один балл. Неправильный ответ приносит ноль баллов.

В режиме «Тестирование по выбранному курсу» вызывается программа, которая при помощи генератора случайных чисел выдает набор вопросов и вариантов ответов. В эти наборы вопросов входят вопросы из всех тем, причем количество вопросов из одной темы одинаково для каждого пользователя. В результате наборы из вопросов не повторяются, но имеют одну степень сложности.

В курсе контроля знаний ответы сопровождаются звуковыми сигналами

«неправильно» или «правильно», ведется учет заданных вопросов и правильных ответов. Затем происходит переход к кадру со следующим

вопросом. Нельзя вернуться (например, листанием кадров) к вопросу, на который производится ответ.

Завершается контролирующая часть программы появлением кадра с результатами проверки знаний. Максимальное количество баллов, которое можно получить, ответив на набор вопросов, равно количеству вопросов (минимальное число баллов равно 0).

Оценка формируется в зависимости от количества правильных ответов (в процентах) и устанавливается преподавателем в

соответствующем справочнике.

Электронный учебный курс включает в себя набор лекционного, видео, тестового материала. Структура электронного учебного курса представлена на рис. 2.

Структура электронного учебного курса

Модуль 1

Лекционный контент

тесты для проверки знаний

Лабораторная работа

Тесты для проверки умений

Модуль N

Лекционный контент

тесты для проверки знаний

Лабораторная работа

Тесты для проверки умений

Итоговая проверка знаний и умений

Рис. 2. Структура электронного учебного курса

Обычно в рамках проекта «разработка автоматизированной системы дистанционного обучения» проводится:

- анализ существующих систем управления дистанционного обучения (LMS);

- разработка структуры дистанционного курса с учетом специфики предприятия;

- разработка учебно-методической части дистанционного обучения;

- установка и настройка на сервере предприятия автоматизированной системы дистанционного обучения;

- апробация на предприятии автоматизированной системы дистанционного обучения.

В рамках обзора существующих систем управления дистанционным обучением проведен анализ популярных LMS систем (moodle, webtutor, eLearn-ing Server и т.д.) и выбор LMS системы и структуры учебного курса с учетом специфики предприятия. Основной целевой аудиторией для разрабатываемой программы должны стать следующие три группы специалистов: конструкторы; архивариусы; администраторы.

Дистанционный курс состоит из общего цикла и трех вариативных профильных модулей. Общий цикл включает в себя базовые принципы и понятия,

связанные с работой системы 1C:PDM: знакомство с 1C:PDM; знакомство с интерфейсом 1C:PDM; структура ЭСИ в системе 1C:PDM.

Второй этап образовательной программы включает в себя как теоретический материал (лекционный материал, мультимедийный контент, методические руководства), так и выполнение практических работ, эмитирующих работу системы на предприятии в дистанционном режиме.

Профильный модуль «Работа конструктора в системе 1C:PDM» включает в себя следующие функциональные узлы:

- зкспорт ЭСИ из Autodesk Inventor в 1C:PDM;

- управление структурой изделия;

- конструкторско-технологический справочник;

- проведение извещений;

- работа с ревизиями.

Профильный модуль «Работа архивариуса в системе 1C:PDM» состоит из следующих функциональных узлов:

- регистрация децимальных номеров;

- электронные инвентарные книги;

- карточки учета документов;

- заявка на тиражирование;

- выдача копий;

- возврат документации.

Профильный модуль «Работа администратора в системе 1C:PDM» включает в себя следующие функциональные узлы:

- создание нового пользователя и настройка доступа;

- работа со справочниками;

- работа с дескрипторами безопасности;

- настройка PLM компоненты;

- настройка конструкторско-технологических справочников (КТС).

Учебно-методическая часть включает в себя:

- лекции (не менее 30 часов);

- тестовые задания (не менее 30 тестовых заданий);

- контрольные вопросы (не менее 20 вопросов);

- мультимедийный контент (не менее 30 видео фрагментов);

- интерактивные мультимедийные справочники (не менее 25 страниц для каждого).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На сервере предприятия производятся установка и настройка:

- установка LMS системы;

- установка и настройка СУБД;

- настройка интерфейса LMS;

- загрузка дистанционного курса в LMS;

- тестирование работы дистанционного курса;

- апробация системы сотрудниками предприятия.

Для освоения теоретических знаний используется система LMS Moodle. В частности, для этой системы были разработаны учебные курсы: работа конструктора в системе 1&PDM, работа архивариуса, администрирование системы. Для приобретения практических умений по этому курсу используется набор систем 1C:PDM, системы трехмерного моделирования и PLM компонента, связывающая системы 1C:PDM и Autodesk Inventor.

Структура разработанного объединенного курса «Основы работы в системе 1С:PDM» представлена на рис. 3.

Рис. 3. Структура курса по работе в системе 1C:DPM

Как видно из рис. 3, курс разделен на две части: общеобразовательная и специализированная.

Общеобразовательная часть необходима для знакомства сотрудников предприятия с функциональными возможностями программного продукта, а также для приобретения умения по работе с системой 1С:PDM.

В специализированной части рассмотрены алгоритмы работы сотрудников предприятия в системе 1С:PDM. Специализированную часть можно условно разделить на три группы: работа конструктора, работа архивариуса, работа администратора.

Под работой конструктора понимается создание электронной структуры изделия, а также перевод ее в состояние «в Архиве». Под работой архивариуса понимается ведение электронного архива, т.е. создание и ведение карточек учета на каждое изделие, а также контроль выдачи копий документов.

Под администратором понимается администрирование системы 1C:PDM, т.е. создание и редактирование пользователей, а также настройка системы 1C:PDM в целом.

На рис. 4 представлен интерфейс разработанной системы накопления знаний.

Рис. 4. Интерфейс системы накопления профессиональных знаний

Следует отметить, что использование системы обучения и накопления профессиональных знаний специалистов на предприятии уменьшает время внедрения программных продуктов, а также позволяет постоянно повышать профессиональный уровень разработчиков.

Работа выполнена при поддержке Минобрнау-ки РФ в рамках проекта "Создание высокотехнологичного производства магистральных нефтяных насосов нового поколения с использованием методов многокритериальной оптимизации и уникальной экспериментальной базы" (Договор № 02G25.31.0100)

Литература

1. Создание электронного архива средствами PDM-систем [Текст] / А.М. Нужный, В.В. Сафронов, А.В. Барабанов, А.В Гаганов // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т. 9. -№ 6.1. - С. 23-27.

2. Принципы построения системы интерактивного проектирования технологических процессов [Текст] / В.Ф. Барабанов, А.М. Нужный, А.Д. Поваляев, Н.И. Гребенникова, В.В. Сафронов // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2014. - Т. 10. -№ 5. - С. 64-66.

3. Концепция бесшовной интеграции управленческих систем [Текст] / В.В. Сафронов, В.Ф. Барабанов, А.Д. Поваляев, А.В. Гаганов // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т. 9. - № 6.1. - С. 34-40.

Воронежский государственный технический университет

INFORMATION AND LEARNING TOOLS CONSERVATION OF SPECIALIST

KNOWLEDGE

A.I. Sukachev, A.V. Barabanov, V.V. Safronov, A.V. Gaganov

Abstract: The paper deals with the development and use of learning and knowledge during the implementation and use of electronic document management systems. A version of the course-balanced, automated learning to accelerate the introduction of 1C: PDM in the enterprise

Key words: education, knowledge, 1C: PDM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.