Социализация людей с ограниченными возможностями здоровья в электронном образовательном пространстве
В.А. Крупенников, Председатель Правления Региональной общественной организации инвалидов "Стратегия ", депутат
государственной думы РФ, В.А. Сухомлин, профессор факультета ВМК МГУ
им. М.В. Ломоносова, А.В. Якушин, доцент ТГПУ имени Л.Н. Толстого
Процесс социализации людей с ограниченными возможностями здоровья является социально-значимым для общества и государства. В Рекомендациях 1185 к реабилитационным программам 44-й сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. инвалидность определяется как «ограничения в возможностях» обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества». Общество обязано адаптировать существующие стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью.
Интегративным документом, охватывающим все стороны жизнедеятельности инвалидов, являются Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, утвержденные ООН в 1994 г. Идеология Правил основана на принципе обеспечения равных возможностей, предполагающем, что инвалиды являются членами общества и имеют право оставаться жить в своих общинах. Они должны получать поддержку, в которой нуждаются в рамках обычных систем здравоохранения, образования, занятости и социальных услуг. Всего таких правил 20 [1].
Социальные ограничения, порожденные дефектами здоровья, носят комплексный характер и поэтому особенно трудно поддаются компенсации. В первую очередь можно говорить о физическом ограничении, или изоляции инвалида, — это обусловлено либо физическими, либо сенсорными, либо интеллектуально-психическими недостатками, которые мешают ему самостоятельно передвигаться и/или ориентироваться в пространстве.
Второй барьер — это трудовая сегрегация, или изоляция, инвалида: из-за патологии человек с ограниченными возможностями здоровья
имеет крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеет его вовсе. В ряде случаев инвалид абсолютно не способен к трудовой деятельности, даже самой простой. Однако в других ситуациях инвалидам представляются (или оказываются доступны) рабочие места, требующие низкой квалификации, предусматривающие монотонный, стереотипный труд и невысокую заработную плату.
Третьим барьером в жизни инвалидов выступает малообеспеченность, которая является следствием социально-трудовых ограничений: эти люди вынуждены существовать либо на невысокую заработную плату, либо на пособие (которое тоже не может быть достаточным для обеспечения достойного уровня жизни индивида).
Важным и труднопреодолимым барьером для инвалида является пространственно-средовой. Даже в тех случаях, когда лицо с физическими ограничениями здоровья имеет средства передвижения (протез, кресло-коляска, специально оборудованный автомобиль), сама организация жилой среды и транспорта не является пока дружественной к инвалиду.
В России с 2011 года действует федеральная программа «Доступная среда», в соответствии с которой, собственно, должны разрешаться вопросы и решаться темы, связанные с безбарьерной средой, с созданием различного рода возможностей социальной реабилитации инвалидов [2].
Электронные образовательные технологии предоставляют инвалидам возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства, дают больше возможностей для творческой самореализации, доступа к интерактивным хранилищам информации, позволяют включиться в современный рынок труда в качестве востребованных специалистов [3].
С 2009 года Региональная общественная организация инвалидов "Стратегия" совместно с факультетом Вычислительной математики и кибернетики МГУ имени М.В.Ломоносова (ВМК), Негосударственным образовательным учреждением Учебный центр «Сетевая Академия Ланит» и ТГПУ имени Л.Н. Толстого реализуют программы интернет-обучения людей с инвалидностью, позволяющие им приобрести востребованные на рынке труда профессиональные компетентности в области информационных технологий (ИТ) [4, 5].
За прошедшие три года совместными усилиями была проделана следующая работа:
• создан образовательный портал (http://obrazovanie.ooi.ru) на базе среды электронного обучения Moodle platform (http://moodle.org) в составе Виртуального национального университета ИТ-образования (ВНУИТ) [6];
• разработана и внедрена в образовательную практику первая очередь из 12 учебных курсов, предназначенная для интернет-обучения актуальным профессиональным ИТ-компетенциям людей с ограниченными возможностями здоровья, а также подготовлены тьюторы для работы с данным контингентом слушателей;
• проведено интернет-обучение на основе указанного выше образовательного портала более 100 слушателей - людей с инвалидностью.
Интеграция упомянутого выше образовательного портала в среду Виртуального университета позволяет использовать для обучения людей с инвалидностью широкий набор электронных ресурсов, разработанных ведущими российскими университетами и учебными центрами, участвующими в проекте по развитию ВНУИТ. В настоящий момент номенклатура электронных курсов, готовых для быстрой адаптации к процессу обучения рассматриваемого контингента слушателей по мере востребования, насчитывает более ста курсов.
Ниже дадим краткое описание наиболее популярных на данный момент курсов, реализуемых для развития ИТ-компетенций у людей с инвалидностью в рамках рассматриваемой образовательной деятельности. К ним относятся следующие курсы:
• «Основы работы в среде «1С Предприятие». Курс включает следующие блоки для изучения: создание и перемещение базы данных; управление режимами работы; резервное копирование; обновление типовой конфигурации. В результате освоения курса слушатели осваивают следующие темы: режимы запуска системы "1С: Предприятие", конфигуратор, настройка параметров системы; способы ввода информации: проводки, документы, заполнение различных справочников (контракты, сотрудники, налоги и отчисления, номенклатура), проводки (ручной ввод, ввод сложных проводок), работа с журналом операций и планом счетов; ввод и редактирование справочников, заполнение сведений об организации, работа с первичными документами, создание типовых документов (приходный и расходный кассовый ордер, платежные поручения, счет, накладные, счет-фактура), проведение документов, редактирование и удаление документов и проводок, печать документов и формирование отчетности.
• «Компьютерная графика». В курсе рассматриваются основы компьютерной графики, аппаратные средства компьютерной графики, классификация технологий компьютерной графики, представление цвета, форматы графических данных, создание векторных и растровых изображений. В результате освоения курса слушатели осваивают следующие темы: основы цветокоррекции,
ретуширование, создание базовых разработок, подготовка изображений для Интернет, основы допечатной подготовки изображений, создание простой печатной продукции. Курс состоит из трех модулей, дифференцированных по уровням сложности.
• «Технологии веб-дизайна». Курс содержит темы: основы языка HTML, этапы создания HTML-документа, стандарты HTML, каскадные таблицы стилей, основы технологий дизайна веб-сайтов, создание интерактивных веб-страниц., обработка форм на скриптовых языках. В результате освоения курса слушатели получают навыки: проектирования интерфейса и навигации сайта, проектирования и управления контентом сайта. Курс состоит из трех модулей, дифференцированных по уровням сложности.
• «Технологии электронного обучения». Курс дает понятие о технологиях электронного обучения, связи между традиционными и электронными формами обучения, подготовке образовательного контента, системе требований к организации обучения, стандартах в области электронного обучения. В результате освоения курса слушатели получают навыки создания курсов в LMS Moodle.
• «Информационные и коммуникационные технологии в современном делопроизводстве». В результате изучения курса слушатели получают компетенции в области: использования языка программирования Visual Basic For Application для решения задач автоматизации подготовки документов; конструирования объектных моделей приложений; использования свойств и методов объектных моделей приложений; разработки и организации пользовательского интерфейса, спецификации и документирования разрабатываемых программных средств.
• «Социальные телекоммуникационные технологии». Курс посвящен рассмотрению социальных сетей как интерактивных многопользовательских веб-сайтов, контент которых создается самими участниками сети. В результате освоения курса слушатели получают представление об история создания и развития социальных сетей; видах социальных сетей; овладевают технологиями размещения и продвижения контента в популярных социальных сетях, овладевают технологиями общения в социальных сетях.
• «Управление контентом веб-сайтов и социальных сетей». В результате освоения курса слушатели получают умения в администрировании систем управления контентом сайтов; приемами работы в визуальном редакторе; в работе с информационными блоками, с модулями системы управления контентом.
• «Введение в архитектуру компьютерных систем и сетей». Цель курса - дать представление об архитектуре вычислительных систем и компьютерных сетей. В результате изучения данной дисциплины слушатели должны научиться решать задачи, требующие прямого обращения к ресурсам процессора, разбивать сложные задачи на независимые подзадачи и распределять их по узлам сети, использовать ресурсы компьютерных сетей для решения прикладных задач.
В процессе реализации рассмотренной выше программы социальной реабилитации людей с инвалидностью на основе интернет-обучения профессиональным компетенциям в области ИТ постоянно проводится совершенствование и обновление учебных программ и курсов, расширение их номенклатуры. Полученный опыт показал, что электронные образовательные технологии обладают большим потенциалом для социализации, вовлечение в общеполезную творческую деятельность людей с ограниченными возможностями здоровья.
Литература
1. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (Приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года) // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disabled.shtml
2. Обсуждение проблем социальной реабилитации и создания безбарьерной среды для инвалидов // http://kremlin.ru/news/13543
3. Щепотьев А.В., Якушин А.В. Дистанционное обучение в современном образовательном процессе. // Право и экономика. 2010. - № 12.
4. В.А. Сухомлин, В.А. Крупенников, А.В. Якушин. Создание учебно-научного Интернет-центра УНИЦ «СТРАТЕГИЯ» и реализации на его основе социально ориентированных программ обучения лиц с ограниченными возможностями (инвалидов). ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРЕЖЕКЬГО. Сб. трудов IV Международной научно-практической конференции «Современные информационных технологий и ИТ-технологии». Под редакцией В.А. Сухомлина, ISSBN 978-5-9556-0115-1, М.: ИНТУИТ 2009, с. 312-317.
5. Шайденко Н.А., Сухомлин В.А., Якушин А.В. Инновационные информационно-педагогические технологии для развития преподавательских кадров. // Прикладная информатика. 2010. - № 10
6. В.А. Сухомлин. Виртуальный национальный университет ГГ-образования: от концепций к реализации. Прикладная информатика. №3(15), 2008, с. 89115.