Научная статья на тему 'Обеспечение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе внедрения информационных технологий (из опыта Смоленской области)'

Обеспечение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе внедрения информационных технологий (из опыта Смоленской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
486
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ-САЙТ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DISTANT LEARNING / WEBSITE / STUDENT WITH DISABILITIES / VOCATIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кисельман Михаил Владимирович, Мешков Вячеслав Владиленович

В связи с увеличением количества детей и подростков с различными нарушениями развития всё более становится актуальным вопрос использования современных технологий для решения задач профессионального обучения и социализации людей с ограниченными возможностями здоровья. При этом, применение информационно-коммуникационных технологий существенно повышает эффективность процесса обучения, помогает выполнять задачи, решение которых традиционными методами является недостаточно продуктивным, позволяет вносить оперативные правки в социальные или трудовые функции обучаемого, индивидуализирует коррекционный процесс, учитывает образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счете, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.[3]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кисельман Михаил Владимирович, Мешков Вячеслав Владиленович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Due to the increase in number of children and teenagers with various violations of development more and more there is relevant a question of use of modern technologies for the solution of problems of vocational education and socialization of people with limited opportunities of health. At the same time, application of information and communication technologies provides essential increase in efficiency of process of training, helps to carry out tasks which solution by traditional methods is insufficiently productive, allows to make expeditious changes in social or labor functions of the trainee, work on which was exigeant before, allows to individualize correctional process, to consider educational needs of each child that, eventually, promotes increase in efficiency of korrektsion-but-educational process in general. [3]

Текст научной работы на тему «Обеспечение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе внедрения информационных технологий (из опыта Смоленской области)»

Обеспечение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе внедрения информационных технологий (из опыта Смоленской

области)

Кисельман Михаил Владимирович заведующий отделом программного обеспечения образовательных проектов, к.п.н.,

доцент

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Смоленский областной институт развития образования" ул. Октябрьской революции 20а, г. Смоленск, Россия 214000 +7 (910) 780-30-34 miklevk@gmail.com

Мешков Вячеслав Владиленович проректор по информационно-технологическому развитию региональной системы

образования, к.п.н., доцент Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Смоленский областной институт развития образования" ул. Октябрьской революции 20а, г. Смоленск, Россия 214000 +7 (951) 698-81-19 soiro-smolensk@mail.ru

Аннотация

В связи с увеличением количества детей и подростков с различными нарушениями развития всё более становится актуальным вопрос использования современных технологий для решения задач профессионального обучения и социализации людей с ограниченными возможностями здоровья.

При этом, применение информационно-коммуникационных технологий существенно повышает эффективность процесса обучения, помогает выполнять задачи, решение которых традиционными методами является недостаточно продуктивным, позволяет вносить оперативные правки в социальные или трудовые функции обучаемого, индивидуализирует коррекционный процесс, учитывает образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счете, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.[3]

Due to the increase in number of children and teenagers with various violations of development more and more there is relevant a question of use of modern technologies for the solution of problems of vocational education and socialization of people with limited opportunities of health.

At the same time, application of information and communication technologies provides essential increase in efficiency of process of training, helps to carry out tasks which solution by traditional methods is insufficiently productive, allows to make expeditious changes in social or labor functions of the trainee, work on which was exigeant before, allows to individualize correctional process, to consider educational needs of each child that, eventually, promotes increase in efficiency of korrektsion-but-educational process in general. [3]

Ключевые слова

Дистанционное обучение, интернет-сайт, обучающийся с ограниченными

возможностями здоровья, профессиональное обучение, профессиональное

образование

Distant learning, website, student with disabilities, vocational education,

professional education

Создание условий для предоставления обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) равного доступа к качественному образованию в образовательных учреждениях с учетом особенностей их психофизического развития - одно из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации. [7]

По статистическим данным, в системе общего образования Смоленской области обучаются 2816 детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в том числе 796 в общеобразовательных организациях, 2020 человек в 13 общеобразовательных организациях, реализующих АООП. В 110 образовательных организациях Смоленской области созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов. Системой среднего профессионального образования охвачены 91 обучающихся с инвалидностью и 45 лиц с ОВЗ. На сегодняшний день в Смоленской области профессиональное образование различных уровней могут получить только порядка 300 учащихся с ОВЗ, при потребности более 800.

В связи с этим значительное внимание должно уделяться созданию условий для обучающихся с ОВЗ при обучении по образовательным программам дополнительного, общего и профессионального образования.

Для реализации данного направления в Смоленской области был подготовлен и реализуется инновационный проект «Создание в Смоленской области инновационной образовательной площадки для обеспечения непрерывного образования, социализации и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».

Концепция проекта определяет общие подходы к созданию и внедрению системы электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в деятельность образовательных учреждений Смоленской области по обучению лиц с ОВЗ.

Цель Проекта: обеспечить, на основе электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, обучающимся с ОВЗ возможность получения доступного качественного образования, способствующего эффективной социализации и трудоустройству.

Задачи проекта:

- Решение организационных и нормативно-правовых вопросов взаимодействия участников Проекта. Подготовка необходимой нормативно-правовой базы.

- Разработка образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, с организацией учебных занятий в виде онлайн-курсов в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет для обучающихся с ОВЗ по дополнительному, общему, среднему профессиональному и высшему образованию.

- Создание в информационно-телекоммуникационной сети Интернет технического ресурса (сервера) для развертывания систем дистанционного обучения организаций-участников проекта, не имеющих для этого собственных

технологических и финансовых возможностей, помощи участникам Проекта в подготовке контента и формирования кадрового потенциала Проекта.

- Создание в сети Интернет информационного ресурса «Доступное образование», как компонента электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающего единую точку доступа к информации об образовательных организациях-участниках Проекта, их образовательных услугах, направленных на реализацию прав обучающихся с ОВЗ на качественное образование, социализацию и трудоустройство.

- Создание партнерской сети, включающей общеобразовательные учреждения, организации среднего профессионального образования и организации высшего образования, общественные организации инвалидов, представителей работодателей и бизнес-сообществ, выразивших готовность трудоустроить обучающихся с ОВЗ по окончании обучения в системе среднего профессионального и высшего образования.

- Подготовка кадров к работе в рамках Проекта.

- Обеспечение методической поддержки педагогических работников, внедряющих электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.

- Разработка профориентационного и образовательного контента для обучения с учётом нозологий обучающихся с ОВЗ.

- Апробация Проекта в пилотном режиме, в т.ч. отработка моделей взаимодействия образовательных организаций-участников Проекта, обучающихся с ОВЗ, общественных организаций инвалидов, представителей работодателей и бизнес-сообществ.

- Внедрение результатов Проекта на территории Смоленской области.

В качестве основных целевых групп проект определяет следующие социальные группы потребителей образовательных услуг:

- обучающиеся общеобразовательных организаций Смоленской области, отнесённые к группе лиц с ОВЗ или лиц с инвалидностью;

- обучающиеся средних профессиональных и высших образовательных организаций Смоленской области, отнесённые к группе лиц с ОВЗ или лиц с инвалидностью;

- обучающиеся Смоленской области вышеуказанных образовательных организаций, имеющие временные ограничения для посещения образовательной организации.

В рамках проекта создаются условия для получения обучающимися с ОВЗ качественного образования и продуктивной социализации. Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии рассматриваются как неотъемлемая часть целостной региональной системы образования, направленной на создание условий и предоставление обучающимся с ОВЗ равного доступа к образованию в образовательных организациях с учетом особенностей их психофизического развития, а использование компьютерных технологий в процессе коррекционного обучения позволяет оптимизировать процесс формирования и развития языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций - внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы. [2]

Основным инструментом реализации проекта стало создание информационно-образовательной среды проекта (ИОСП), обеспечивающей реализацию следующих образовательных возможностей:

- Возможность обеспечения деятельностного подхода и ориентация на самообразование.

- Индивидуализация учебного процесса и (или) возможность организации коллективной учебной работы.

- Гибкость организационной структуры обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

- Разноуровневость содержания электронного образовательного ресурса.

- Возможность интенсификации процесса обучения.

- Обеспечение комфортного психолого-педагогического сопровождения учебного процесса.

ИОСП строится по принципам распределенной сети, в которой предусмотрено:

1. Формирование контента дистанционного обучения.

Эта функция возлагается на участников проекта - образовательные организации, которые самостоятельно или при технической, программной и консультационной поддержке Смоленского областного института развития образования создают образовательный ресурс дистанционного обучения по наиболее актуальным и востребованным в регионе направлениям своей образовательной деятельности.

2. Инфраструктурное обеспечение.

Данное направление реализуется Государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования «Смоленский областной институт развития образования» (ГАУ ДПО СОИРО), который в своей структуре имеет:

- отдел дистанционных образовательных технологий, обеспечивающий на территории Смоленской области внедрение современных дистанционных образовательных технологий, направленных на повышение качества образования и расширения спектра образовательных услуг, а также формирование, поддержку и развитие кадрового потенциала системы дистанционного образования;

- отдел администрирования и технического сопровождения информационных систем, который способен оказывать необходимую консультационную и технологическую поддержку образовательным организациям-участникам проекта;

- кафедру воспитания и социализации детей и молодёжи, призванную обеспечить научное и учебно-методическое сопровождение образовательных организаций и педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.

Основными исполнителями Проекта были выбраны:

1. ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска».

В центре обучаются глухие, слабослышащие дети и дети с кохлеарной имплантацией, в т.ч. со сложной структурой дефекта. Для Обучающихся с ОВЗ, проживающих на территории Смоленской области и обучающихся на дому, реализуются общеобразовательные и программы дополнительного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

На базе ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска» работают две региональные инновационные площадки, тематика которых напрямую связана с электронным обучением и дистанционными образовательными технологиями при организации учебно-воспитательного процесса обучающихся с ОВЗ, начиная с дошкольного возраста.

2. ОГБПОУ «Смоленский педагогический колледж».

Колледж имеет учебно-методическое обеспечение по программам основного и дополнительного профессионального образования, позволяющее разрабатывать и адаптировать учебно-методические комплекты для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья по профильным специальностям и профессиям колледжа.

Имеет положительный опыт взаимодействия с работодателями в период прохождения практики и дальнейшего трудоустройства. Взаимодействие с работодателями позволяет организовать прохождение практики и трудоустройства

детей с ограниченными возможностями здоровья с целью дальнейшей их трудовой адаптации и социализации.

На базе колледжа функционирует региональный центр методического сопровождения профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, который обеспечивает взаимодействие образовательных организаций Смоленской области, реализующих адаптированные образовательные программы среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Центр занимается моделированием, разработкой и апробацией методического инструментария сопровождения профессионального образования лиц с ОВЗ.

3. ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет».

В своей структуре имеет Институт дистанционного обучения, который ведет обучение студентов в России и за рубежом с использованием современных информационных технологий.

С 2012 года при Смоленском государственном университете действует Социально-психологический центр, одним из направлений деятельности которого является оказание коррекционной помощи детям с различными отклонениями в развитии (задержкой психического развития, нарушением интеллекта, аутизмом, девиантным поведением) и их родителям.

Дополнительным объединяющим фактором явилось то, что все вышеуказанные образовательные организации, для проведения учебных занятий в виде онлайн-курсов используют одинаковую программную платформу - модульную объектно-ориентированную систему управления обучением LMS «Moodle».

Это позволяет максимально быстро адаптировать уже имеющееся учебно-методические материалы под поставленные задачи, опираясь на имеющийся опыт, создавать новые образовательные ресурсы, решать задачи кадрового обеспечения Проекта.

Основным инструментом доступа ко всем электронным сервисам проекта стал Интернет-сайт «Доступное образование» (http://edu-inclusive67.ru/), предназначенный для оказания пользователям информационно-справочных услуг, направленных на организацию непрерывного качественного образования и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидов, кооперации образовательных учреждений разного уровня (среднее общее, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное, дополнительное образование). [5]

Интернет-сайт - это компонент ИОСП, обеспечивающий единую точку доступа к информационным и образовательным ресурсам, интеграцию электронных информационно-образовательных ресурсов образовательных организаций, а также отображающего информационное представительство других организаций, заинтересованных в продвижении Проекта на территории Смоленской области.

Главным действующим лицом сайта является пользователь, который получает доступ к образовательным ресурсам и информационным разделам, представленным (рис. 1).

Схема взаимодействия информационных разделов

Какие возможности для пользователей реализованы на сайте «Доступное образование» на сегодня?

Основные сервисы для обучающихся:

- Профориентационное тестирование.

Помогает сориентироваться в дальнейшем выборе профессии. По результатам тестирования даются рекомендации по склонностям, а также возможные противопоказаниям по предметам труда. Так же Вы получите возможность пройти дополнительное тестирование для уточнения результатов основного теста.

- Образовательные программы.

Блок состоит из 3-х частей: общеобразовательные программы, программы профессионального образования и программы дополнительного образования. Предлагаются образовательные программы, которые реализуются для лиц с ОВЗ в образовательных организациях Смоленской области. Также Вы можете воспользоваться функцией фильтрации курсов по образовательной организации.

- Видеопрезентации.

Представляются видеопрезентации, которые помогают ближе познакомиться с профессиями и учебными заведениями, которые предоставляют образовательные услуги для лиц с ОВЗ

- Медицинские противопоказания по профессиям. Список профессий, по которым можно узнать содержание деятельности, профессионально важные качества, необходимые для данной профессии и медицинские противопоказания.

- Трудоустройство.

Информация о базовом центре содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций Смоленской области: направления работы, график, контактная информация.

Основные сервисы для образовательных организаций:

- Участие в проекте.

Изложены правила включения в проект для образовательных организаций Смоленской области.

- Дистанционное обучение у вас.

Какие возможности есть у участников проекта по внедрению системы дистанционного обучения. Адрес доступа на тренировочный ресурс дистанционного обучения.

- Информационно-методическое обеспечение. Информационно-методическая поддержка образовательных организаций и работников образования по внедрению системы дистанционного обучения. Содержание методических рекомендаций по подготовке учебно-методического контента для размещения в системе дистанционного обучения при работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья и ссылка для скачивания рекомендаций.

- Интернет для лиц с ОВЗ. Коллекция полезных ссылок профильной тематики.

- Глоссарий.

Это словарь терминов, связанных с тематикой Системы.

Для построения интернет-сайта «Доступное образование» была выбрана система управления веб-проектами «1С-Битрикс: Управление сайтом». Система позволяет управлять структурой, размещать меню, разграничивать права доступа.

Платформа обеспечивает публикацию новостей, статей, создавать календари событий и мероприятий.

Согласно концепции в проекте было определено 3 вида прав доступа к

ресурсу:

- администратор - обладает всеми возможностями, предоставляемыми системой управления, в том числе возможностью разработки структуры, информационных блоков, возможностью назначать права другим пользователям;

- участник - обладает возможностями размещать новости своей организации, заполнять карточки образовательных программ;

- пользователь - обладает возможностью просматривать всю публикуемую информацию, без возможности вносить изменения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В связи с тем, что проект представляет собой веб-ресурс, необходимо наличие выделенного сервера с установленным веб-сервером, PHP 5.6 или выше и СУБД MySQL версии 5.0 и выше.

В качестве операционной системы может выступать как ОС семейства Windows, так и Linux, веб-сервер - Apache 1.3 и выше (рекомендуется).

Сайт, созданный на основе «1С-Битрикс: Управление сайтом», поддерживается всеми современными браузерами: Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera, Safari, Chrome, Yandex. [1]

Встроенный редактор так же совместим со всеми вышеуказанными браузерами.

Используемая система позволила достичь хороших результатов по быстродействию и построить высокопроизводительную систему.

Основным инновационным механизмом при реализации проекта стала партнерская сеть, в составе которой представлены общеобразовательное учреждение, обучающее детей-инвалидов, организации среднего профессионального образования и образовательные организации высшего образования, представители сообществ людей с ограниченными возможностями здоровья, владельцы и управляющие бизнеса, выразившие готовность принять детей-инвалидов по окончании ими учреждений СПО или ВУЗов и обеспечить им адекватные условия для работы, в том числе для надомной, без ущемления в оплате труда. [2]

При этом функции по подготовке, созданию, размещению и внедрению образовательных он-лайн курсов выполняет каждый из участников проекта

самостоятельно и независимо друг от друга, совмещая решение задач проекта и образовательных задач самой образовательной организации.

В стартовый состав партнерской сети включены:

- Интернет-сайт «Доступное образование» - самостоятельный интернет-ресурс, обеспечивающий пользователям информационно-справочные услуги, направленные на организацию непрерывного качественного образования и психолого-педагогического сопровождения людей с ОВЗ и лиц с инвалидностью, кооперации образовательных учреждений разного уровня (http://edu-inclusive67.ru/).

- Интернет-система Центра образования детей с особыми образовательными потребностями (https://do.e-school67.ru/)

- Интернет-ресурс дистанционного обучения ОГБПОУ «Смоленский педагогический колледж» (http://spedkoll.ru/dist-obuc.html)

- Интернет-система дистанционного обучения ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет» (https://cdo.smolgu.ru/);

- Ресурс дистанционного обучения ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования» (http://www.do2.dpo-smolensk.ru/)

Проект находится в стадии апробации и развития, но можно уже говорить об успешном опыте создания ИОСП, эффективно решающей поставленные задачи.

Литература

1. 1 С-Битрикс: Управление сайтом. URL: https://www. 1c-bitrix.ru/products/cms/ (дата обращения: 08.05.2018)

2. Алещенко С. В. , Воронкова И. А. , Потапова М. А. Использование средств ИКТ для дистанционного образования с ОВЗ. - г. Томск , 2010 г., 62 стр.

3. Васильева, И.А. Психологические аспекты применения информационных технологий / И.А. Васильева, Е.М. Осипова, Н.Н. Петрова //Вопросы психологии. - 2002. - №3.

4. Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Ребенок с особыми образовательными потребностями. [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. - 2002. - Вып. № 5. - Электрон.ст. - Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah/

5. Кукушкина О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу "Вестник образования". - 2003. - № 3. - С. 67-76.

6. Малофеев Н. Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами // Дефектология. - 1997. - № 6. - С. 3-10.

7. Никольская, И.А. Информационные технологии в специальном образовании. - М.: Коррекционная педагогика, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.