Научная статья на тему 'Построение содержания дисциплины «Технологии интернет-обучения» при подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование»'

Построение содержания дисциплины «Технологии интернет-обучения» при подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БАКАЛАВРИАТ / ИНТЕРНЕТ-ОБУЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ / ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Юлия Сергеевна

В статье рассмотрены особенности построения содержания курса «Технологии интернет-обучения» при подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование» (профили «Информатика», «Математика», «Физика»), приведено краткое описание тем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарева Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Построение содержания дисциплины «Технологии интернет-обучения» при подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование»»

Пономарева Ю.С.

Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград, к.п.н., доцент кафедры информатики и информатизации образования, jialu@mail.ru

Построение содержания дисциплины «Технологии интернет-обучения» при подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Педагогическое образование, бакалавриат, интернет-обучение, социальные сервисы, Интернет.

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены особенности построения содержания курса «Технологии интернет-обучения» при подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование» (профили «Информатика», «Математика», «Физика»), приведено краткое описание тем.

Дисциплина «Технологии интернет-обучения» относится к естественно-математическому циклу подготовки бакалавров по направлению 050100.62«Педагогическое образование».

Под воздействием происходящих изменений в структуре общества, в системе межличностных отношений формируется новый информационный образ жизни человека, появляются новые этические и правовые нормы деятельности, интересы и потребности. Подготовка человека, готового к плодотворной деятельности в формирующихся условиях, конкурентоспособного и успешного в электронной информационной среде, осознающего и принимающего нормы и правила информационного общества становится социальным заказом к современному образованию, а, следовательно, — одной из его приоритетных задач. Решение может быть найдено во внесении изменений в организацию учебной деятельности, в том числе за счет использования сетевых технологий, позволяющих усилить инструментальные инструментальные, технологические и интеллектуальные возможности человека [2] и способствующих воспитанию толерантности, критического и экологического мышления [8]. Это и определяет актуальность изучения дисциплины «Технологии интернет-обучения» будущими учителями информатики, математики и физики - бакалаврами направления «Педагогическое образование».

Целью изучения рассматриваемой дисциплины является формирование систему компетенций будущего учителя информатики в области использования современных технологий сети Интернет для

решения педагогических и культурно-просветительских задач. Достижение указанной цели реализуется через решение следующих задач:

- формирование системы знаний об общих принципах организации глобальных компьютерных сетей, способах совместной работы в Интернете, тенденциях развития сервисов;

- получение навыков использования программного обеспечения глобальных компьютерных сетей для поиска, анализа, оценки, использования и размещения информации;

- создание условий для освоения опыта использования социальных сервисов Интернета для организации учебной и проектно-исследовательской деятельности обучаемых с учетом требований обеспечения их информационной безопасности.

Указанные цель и задачи определяют построение содержания учебной дисциплины, которое должно способствовать формированию у студентов знаний основ современных технологий поиска, обработки и представления информации, обеспечивающих совместную работу пользователей в сети Интернет, тенденций развития сервисов Интернета, а овладению опытом использования сети интернет для взаимодействия в учебной и профессиональной сферах. В связи с этим в содержание дисциплины «Технологии интернет-обучения» включены следующие темы:

- обучение на основе интернет-технологий: базовые понятия, предпосылки возникновения и развития;

- сервисы Веб 2.0. Педагогика сетевых сообществ;

- интернет-сервисы визуализации информации;

- использование блогов в учебном процессе;

- образовательный потенциал социальных сетей;

- мультимедийные ресурсы для совместного создания контента в сети Интернет.

Построение дисциплины включает лекционную часть (18 часов), лабораторные работы (18 часов), а также самостоятельную работу студентов в объеме 36 часов.

Кратко опишем содержание представленных тем.

Обучение на основе интернет-технологий: базовые понятия, предпосылки возникновения и развития.

Интернет-обучение обозначает специфику образования, осуществляемого с использованием ресурсов и технологий глобальной сети Интернет и существующего в следующих формах:

1. Полностью дистантным с использованием электронной почты, чат-

взаимодействия, видеосвязи и т. д.;

2. Очно-дистантным, когда доля очных занятий сопоставима с

количеством дистантных занятий, проводимых удаленным от

учеников педагогом;

3. Дополнять очную форму обучения по отдельным параметрам.

При этом особое внимание следует уделить предпосылкам

возникновения интернет-обучения, его принципы и технологии реализации [4, 7, 8].

Сервисы Веб 2.0. Педагогика сетевых сообществ

Веб 2.0. рассматривается как методика проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Социальные сервисы Веб 2.0 - это сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия: персональные действия участников и коммуникации участников между собой, записи мыслей и аннотирование чужих текстов, размещение и совместное создание мультимедийного контента, обмен сообщениями и т.д.

Для более глубокого понимания разницы между сервисами первого и второго поколений представляется целесообразным рассмотрение характерных пользовательских, программистских и дизайнерских решений [7, 8].

Дальнейшее развитие темы происходит в направлении изучения концепции Веб 3.0.

Изложение данной темы завершается введением понятия сетевого сообщества как совокупности людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств [7], выявлением возможностей сетевых сообществ для развития совместного мышления, толерантности, критичности мышления, а также анализом ключевых положений педагогики сетевых сообществ [7, 8, 11, 16, 17].

Интернет-сервисы визуализации информации

Лавинообразный рост информации требует от человека навыков работы с книгой, справочной и другой литературой, с цифровыми информационными источниками, с распределенным информационным ресурсом сети Интернет. Таким образом, в настоящее время эффективная работа с большими информационными объемами требует развития мыслительных умений высокого уровня, включающих:

- умение осмысленно учить материал, выделяя в нем главное и отбрасывая второстепенное;

- умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.;

- умение построения рассказа, ответа, речи, аргументирования;

- умение формулирования выводов, умозаключений; умение построения плана действий, самостоятельного принятия решения и т.д.

Мощным средством развития перечисленных умений и навыков является использование инструментов визуализации, что определяет актуальность освоения онлайн-сервисов визуализации информации:

- карт знаний: http://mindmeister.com, http:// www.mindomo.com;

- кластеров: http://bubbl.us;

- диаграмм Исикавы: http:// http://www.classtools.net/education-games-php / fishbone/.

Особенности данных сервисов рассматриваются в совокупности с правилами построения соответствующих схем [3, 5] и возможностями их

использования на различных этапах занятия для решение ряда педагогических задач [1].

Использование блогов в учебном процессе.

Блоги - это один наиболее популярных и старейших видов сервисов веб 2.0, представляющий собой персональный сайт пользователя или сообщества, содержащий регулярно добавляемые записи и предполагающий обратную связь. В записях блогов помимо текста принято публиковать графические изображения, видеозаписи, сетевые презентации и другой медиаконтент, созданный при помощи сторонних сервисов Интернета. Блоги отличаются простотой добавления новых материалов и возможностями открытого общения в компьютерной сети.

Возможностям использования блогов в учебном процессе посвящены работы [6, 7, 8, 12, 13, 15].

Помимо общих функций блога [13] в качестве основной цели именно образовательных блогов отмечают следующее

обеспечение/сопровождение учебного процесса [13, 15]:

- обсуждение спорных вопросов и актуальных проблем (асинхронный диалог);

- обсуждение прочитанного (чтобы побудить учащихся письменно выражать своё мнение);

- совместная работа над проектом учащихся разных классов или групп;

- мониторинг выполнения проектов (совместных или индивидуальных).

Анализ педагогической практики позволяет выделить следующие варианты использования блогов в учебном процессе: предметный блог, блог проекта или исследования, личные блоги преподавателей или учащихся, блог класса, игровые блоги, блоги с демонстрацией работ учащихся [13, 15].

Однако помимо широких возможностей выделяют и ряд проблем, связанных с использованием блогов в образовании: неформальный характер работы, сложность использования существующей балльной системы для оценивания, обязательное наличие определенной материально-технической базы. Подробно этот вопрос раскрывается в работе [13].

Образовательный потенциал социальных сетей

В последнее время все чаще появляются научные и образовательные социальные сети. Социальные сети предоставляют пользователю возможность построить контент в информационной ленте, события и пр. в структурированном, персонифицированном виде. Наиболее известными платформами в России являются «В Контакте», «Одноклассники», "Twitter", «Мой мир». Анализ опыта использования социальных сетей в образовательном процессе позволяет выделить следующие их преимущества и возможности [10, 11]:

- знакомая среда для обучающихся;

- регистрация пользователей и формирование персональных страниц с использованием своего реального имени и фамилии;

- возможность создания учебного контента и совместной работы с

ним;

- гибкий выбор моделей публикации своего контента и обмена информацией с другими людьми;

- создание собственных разделов (групп) социальной сети, обеспечивающих деятельность тематических сообществ;

- ведение электронных тетрадей, форумов и чатов.

Однако при этом необходимо учитывать и ряд проблем: отсутствие сетевого этикета участников, высокая степень трудозатрат по организации и поддержке учебной работы, отсутствие открытого доступа к социальным сетям из учебных аудиторий, сложность подбора контента с учетом особенностей аудитории [10].

Примером использования социальной сети для образовательных целей является социальная образовательная сеть преподавателей и студентов Волгоградского государственного социально-педагогического университета: http://edu.vspu.ru, в структуре которой предусмотрены инструменты и ресурсы, обеспечивающие становление и развитие профессиональных интернет-сообществ педагогов образовательных учреждений Волгоградского региона.

С технической точки зрения предлагаемый образовательный портал включает страницы пользователей, групп, а также автономные сайты. Связи между пользователями портала создаются на основе механизма друзей, а также через совместное участие в тех или иных группах портала. Наличие связей предполагает получение информации других от пользователей через ленту активности, совместные документы, форумы групп. Подробное описание сети приведено в работе [11].

Мультимедийные ресурсы для совместного создания контента в сети Интернет

Сервисы Интернета позволяют создавать презентации, интерактивные публикации, ленты времени, диаграммы, комиксы, мультфильмы, логотипы, облака слов и многое другое. Особенности этих сервисов заключаются в том, что для разработки новых и весьма сложных ресурсов требуется лишь браузер Интернета. При этом созданные электронные материалы с самого начала открыто публикуются в сети Интернет и доступны для интеграции в структуру страниц других сайтов, блогов, социальных сетей [12]. Наиболее интересные возможности по разработке учебных материалов и организации совместной деятельности учащихся предлагают следующие сервисы:

- сетевые презентации: Prezi.com;

- ленты времени: dipity.com, timerime.com, timetoast.com и др.;

- интерактивные плакаты: Glogster.com;

- сетевые документы: Google Docs, Office 365, Zoho Office и др.;

- вики-сайты: http://letopisi.ru. http://wiki.vspu.ru и др. Возможности использования указанных служб для разработки интерактивных учебных материалов, организации проектной деятельности учащихся приведены в работах [9, 12, 14].

Приведенное построение содержание курса «Технологии интернет-обучения» создает условия для более эффективной подготовки будущих учителей к успешной профессиональной деятельности в современных условиях формирования информационного общества.

Литература

1. Брыксина О.Ф. Тренинг «Развитие критического мышления школьников. Использование графических техник визуализации информации». [Электронный ресурс]. URL: http://wikiлteach.ru/index.php/Тренинг_"Развитие_критического_мышления_школьников._ Использование_графических_техник_визуализации_информации" (Дата обращения 9.09.2014).

2. Данильчук, Е.В. Теория и практика формирования информационной культуры будущего педагога: монография. М.: Волгоград: Перемена, 2002. 230 с.

3. Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mind-map.ru/?s=29 (дата обращения 7.07.2012)

4. Интернет-обучение. [Электронный ресурс]. URL: http://allforjoomla.ru/info/302-internet-obuchenie (дата обращения 10.09.2014).

5. Ментальные карты. [Электронный ресурс]. URL: http://kolesnik.ru/2005/mindmapping/. (дата обращения 12.10.2011)

6. Никитин А.В. Использование социальных сетей и сервисов в учебно-исследовательской деятельности студентов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 4. С. 373-376.

7. Патаракин Е.Д. Сетевые сообщества и обучение: учебное пособие. М.: Пер Сэ, 2012. 112 с.

8. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. М.: Интуит.ру, 2007. 64 с.

9. Пономарева Ю. С. Разработка комплекта электронных учебных материалов к уроку на базе вики-портала сообщества учащихся и учителей: материалы науч. исслед. Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2012. 28 с.

10. Проскуряков А.В. Образование в условиях глобализации. использование социальных сетей в образовательном процессе // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. Т. 10. № 3-2. С. 201-204.

11. Сергеев А.Н. Становление и развитие сетевых сообществ педагогов в социальной образовательной сети: теоретические основы и практика реализации в ВГСПУ // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 151-154.

12. Сергеев А.Н., Пономарева Ю.С., Ульченко Е.Н. Использование сервисов веб 2.0 в учебных проектах сетевых сообществ Интернета // Вестник ТулГУ Серия современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. Вып.12. Тула: Изд-во ТулГУ 2013. С.161 - 168

13. Стародубцев В.А., Горохова Л.А., Киселёва А.А. Блоги в учебном процессе // Народное образование. 2011. № 4. С. 232-240.

14. Ульченко Е.Н. Разработка интерактивных мультимедийных ресурсов при помощи социальных сервисов сети Интернет: материалы науч. исслед. Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2012. 64 с.

15. Яковлева И.В. Методика работы учителя по подготовке учебного занятия по физике с применением социальных сервисов // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2012. № 8. С. 27-34.

16. Яковлева И.В., Оспенникова Е.В. Образовательное значение сетевых социальных сервисов // Педагогическое образование в России. 2012. № 5. С. 118-121.

17. Якушина Е.В. Социальные сети в помощь педагогам // Народное образование. 2011. № 8. С. 212-216.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.