Педагогика
УДК:378
студент 3 курса Якунина Елизавета Константиновна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технически университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент Дёрина Наталья Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технически университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УНИВЕРСИТЕТА В ПРОЦЕССЕ КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются педагогические условия и методика реализации корпоративного обучения для развития информационно-технологического потенциала педагогических кадров университета. Определены такие педагогические условия, как ориентация обучающихся на взаимооценку и взаимоконтроль индивидуальных и коллективных результатов в совместных действиях, рефлексию в ходе поиска, анализа, отбора и представления учебной информации, осуществление педагогического сопровождения обучающихся в процессе командной работы.
Ключевые слова: корпоративное обучение, повышение квалификации, информационно-технологический потенциал, профессиональная переподготовка, педагогические условия.
Annotation. The article considers the pedagogical conditions and methods of implementing corporate éducation for the development of the information-and-technological potential of university teaching staff. The pedagogical conditions such as the orientation to the mutual evaluation and mutual control of individual and collective results in joint actions, reflection during search, analysis, selection and presentation of educational information, the implementation of pedagogical support in the course of teamwork are defined.
Keywords: Corporate training, professional development, information technology potential, professional retraining, pedagogical conditions.
Введение. Изменение профессиональных стандартов, усложнение социокультурной образовательной среды, динамичное развитие науки и технологий требует особой подготовки педагогических работников. На сегодняшний день особенно заметен дисбаланс между потребностью в педагогических работниках, способных решать задачи модернизации на всех уровнях образования и реальной возможностью их подготовки, не отвечающей современным требованиям времени. Необходим ряд комплексных мер для развития информационно-технологического потенциала преподавателей технического вуза. Одним из таких способов является корпоративное обучение.
Целью нашей работы является выявление педагогических условий и разработка методики реализации корпоративного обучения для развития информационно-технологического потенциала педагогических кадров университета. Ими являются специалисты различного профиля, закончившие различные направления профессиональной подготовки и работающие в настоящее время преподавателями в образовательной организации. Преподавателю вуза для выполнения должностных обязанностей необходимо обладать как профессиональными знаниями своего предмета, так и педагогическим потенциалом для реализации программ высшего профессионального образования, знать нормативную базу сферы образования, быть компетентным в актуальных вопросах методики преподавания и управления образовательным процессом, т.е. постоянно повышать уровень своего информационно-технологического потенциала.
Изложение основного материала статьи. Для развития информационно-технологического потенциала преподавателей ФГБОУ ВО «Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова» была разработана система корпоративного обучения, отвечающую современным стандартам.
Мы исходили из того, что основной базой проведения корпоративного обучения может выступать Институт дополнительного профессионального образования и кадрового инжиниринга, который должен предложить не только широкий спектр программ профессионального обучения и профессиональной переподготовки, но также разносторонние программы повышения квалификации по всевозможным направлениям.
В процессе повышения квалификации работа обучающихся должна быть ориентирована на взаимоконтроль и взаимооценку, применение методов интерактивного взаимодействия, распределение и перераспределение командных ролей. Именно это может обеспечить эффективное развитие информационно-технологического потенциала сотрудников университета в ходе корпоративного обучения.
Нами определены следующие педагогические условия, направленные на эффективное развитие профессионально-технического потенциала преподавателей вуза: ориентация обучающихся на взаимооценку и взаимоконтроль индивидуальных и коллективных результатов в совместных действиях, актуализацию навыков критического мышления сотрудникам в ходе поиска, анализа, отбора и представления учебной информации, осуществление педагогического сопровождения обучающихся в выявлении, распределении и реализации командных ролей при активном применении форм командной работы.
Первое из условий - ориентация обучающихся на взаимооценку и взаимоконтроль индивидуальных и коллективных результатов в совместных действиях. Работая в университете, его сотрудники являются частью большой системы, все процессы в которой выполняются совместными усилиями. Каждый сотрудник не выполняет всю работу изолированно от остальных. Он постоянно находится во взаимодействии, выполнение любой работы все в меньшей степени оказывается плодом рук отдельного сотрудника, возрастает значение коллективных усилий. Осуществляя взаимоконтроль индивидуальных и коллективных результатов, взаимооценку совместных действий обучающиеся будут замечать не только свою проделанную работу, но и коллег, видеть процесс в целом, системно, следовательно, проще будет управлять и корректировать свою деятельность для достижения общей цели. В процессе коллективного взаимодействия в выполнения заданий в ходе корпоративного обучения происходит развитие умений слушать и слышать, говорить, публично выступать, сотрудничать и разрешать конфликты. Это условие основана на рефлексивном и интерактивном подходах и его принципах [5, 9].
Следующим необходимым педагогическим условием развития профессионально-педагогического потенциала сотрудников университета в процессе корпоративного обучения выделена актуализация навыков критического мышления сотрудниками в ходе поиска анализа, отбора и представлении учебной информации. Условие направлено на актуализацию рефлексивной позиции в процессе интерактивного взаимодействия. Рефлексия обнаруживается в способности человека постигать свой внутренний мир и создавать картину своих состояний. Рефлексивная позиция в процессе интерактивного взаимодействия предполагает тщательный анализ, обоснование и обобщение собственных действий и действий коллег, требует ясного осознания того, что известно в данной ситуации и что неизвестно, какую еще информацию требуется изучить, позволяет определить ценностные ориентации, произвести переоценку обучающимися собственных ценностей, поступков и ценностей окружающих людей, упорядочить свой внутренний мир не только в соответствии с логикой социальной ситуации, но и логикой своего индивидуального развития [8, 9].
Критическое мышление позволяет корректно и эффективно искать, анализировать и обрабатывать большое количество информации, с которой они сталкиваются ежедневно в процессе профессиональной деятельности, что в свою очередь позволит удовлетворить современные потребности информационного общества в профессионалах в области образования [5].
Описанное нами условие будет способствовать развитию компетенций по сбору, обработке и переработке информации к учебному занятию, иными словами, развивать информационно-технологический потенциал сотрудников университета.
Третьим педагогическим условием мы выделили осуществление педагогического сопровождения обучающихся в выявлении, распределении и реализации командных ролей при активном применении форм командной работы. В процессе обучения предполагается, что каждый из обучающихся сотрудников, работая в творческих командах, примерит на себя роль руководителя, аналитика, эксперта, критика, и в процессе управления учебной деятельностью студентов сможет эффективно организовать ее работу [7].
Также все более важную роль в профессиональной деятельности преподавателей занимает использование информационных технологий. В условиях информатизации современного российского образования новые информационные технологии могут быть применены преподавателем практически на всех этапах учебного процесса: при подготовке теоретического материала, при создании информационно-методического обеспечения по дисциплине, при разработке демонстрационных материалов для занятия, при проверке знаний обучаемых, для сбора и анализа статистики успеваемости [4].
Важным элементом новой информационной среды являются образовательные порталы, на базе которых можно осуществлять поиск и управление информацией.
ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» обладает собственным интернет-порталом, разработанным на основе Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Используя Moodle преподаватель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников и т.п. Для использования Moodle достаточно иметь любой web-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для преподавателя, так и для обучаемых. По результатам выполнения учениками заданий, преподаватель может выставлять оценки и давать комментарии. Таким образом Moodle является и центром создания учебного материала и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса. Портал успешно используется как сотрудниками вуза, так и студентами. Для обеспечения эффективной работы преподавателей в условиях постоянного развития и внедрения новых технологий в образовательный процесс, для развития их информационно-технологического потенциала были разработаны программы повышения квалификации сотрудников по работе с Moodle («Применение модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды Мoodle для создания и сопровождения учебных курсов») на базовом и продвинутом уровнях. Учебно-тематический план программы повышения квалификации, который выступает базовым для всех педагогов, представлен в таблице 1.
Таблица 1
Учебно-тематический план программы повышения квалификации «Применение модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды Moodle для создания и сопровождения
учебных курсов»
№ п/п Наименование разделов и тем Всего, час. В том числе, час. Форма контроля
лекции практ. и лаб. занятия самост. работа
1 2 3 4 5 1 2
1 Разработка и модернизация учебного курса в системе Moodle 44 2 18 1 Разработка и модернизация учебного курса в системе Moodle
1.1 Основные положения педагогического дизайна при разработке электронного курса 3 1 0 1.1 Основные положения педагогического дизайна при разработке электронного курса
1.3 Элемент «Семинар» 6 0 4 1.3 Элемент «Семинар»
1.4 Элемент «База данных» 8 0 4 1.4 Элемент «База данных»
1.5 Элемент «Вики» 6 0 2 1.5 Элемент «Вики»
1.6 Элемент «Субкурс» 3 1 0 1.6 Элемент «Субкурс»
1.7 Создание и настройка тестов. Дополнительные возможности при подготовке тестовых заданий 8 0 4 1.7 Создание и настройка тестов. Дополнительные возможности при подготовке тестовых заданий
1.8 Настройка работы с пользователями 5 0 2 1.8 Настройка работы с пользователями
1.9 Настройка журнала оценок 5 0 2 1.9 Настройка журнала оценок
2 Итоговая аттестация
Ориентируясь на вышеуказанные педагогические условия, можно формировать программы повышения квалификации по самым разнообразным направлениям. В качестве примера рассмотрим разработанную программу повышения квалификации «Современные подходы к управлению в вузе». Учебно-тематический план программы повышения квалификации представлен в таблице 2.
Таблица 2
Учебно-тематический план программы повышения квалификации «Современные подходы к
управлению в вузе»
№ п/п Наименование разделов и тем Всего, час. В том числе, час. Форма контроля
лекции практ. и лаб. занятия самост. работа
1 2 3 4 5 6 7
Раздел 1. Особенности современной системы высшего образования 22 16 6
1 Современные проблемы и направления развития высшего образования 4 2 2
2 Организация финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации 4 4
3 Непрерывное профессиональное образование в системе университетского комплекса 2 2
4 Особенности реализации программ ДПО в вузе 4 4
5 Антикоррупционная деятельность в вузе 4 4
6 Инклюзивное образование в вузе 4 4
Раздел 2. Развитие коммуникативного потенциала сотрудников университета 8 8
1 Основы эффективной коммуникации 4 4
2 Психология управления 4 4
Раздел 3. Развитие информационно-технологического потенциала сотрудников университета 12 6 6
1 Управление информационной политикой вуза 2 2
2 Информационно-образовательная среда вуза на базе библиотечного комплекса МГТУ 2 2
3 ИКТ в образовании 4 4
4 Управление проектами 4 2 2
Раздел 4. Развитие управленческого потенциала сотрудников университета 30 10 20
1 Теория и практика организации научных мероприятий в вузе 4 2 2
2 Принципы организации эффективного международного сотрудничества в университете 4 2 2
3 Мониторинг эффективности деятельности университета и филиала 2 2
4 Система менеджмента качества в вузе 2 2
5 Образовательный маркетинг 4 4
6 Продвижение образовательных услуг 2 2
7 Методы управления персоналом образовательной организации 4 2 2
8 Основы командообразования 4 4
9 Управление инновациями 4 2 2
Итого 72 32 40 зачет
Целью данной программы повышения квалификации является развитие информационно-технологического потенциала сотрудников университета на основе качественного изменения их коммуникативных, информационно-технологических и управленческих компетенций, необходимых для выполнения следующих видов профессиональной деятельности: организации образовательного процесса, продвижения образовательных услуг, управления персоналом образовательной организации, организации и участия в научных мероприятиях, мониторинга и оценки качества, эффективности деятельности университета, международного сотрудничества.
Выводы. Таким образом, модернизация современного образования обусловливает изменение требований к подготовке педагогических работников. Одним из средств формирования информационно-технологического потенциала педагогов университета является корпоративное обучение, ориентированное не только на взаимоконтроль и взаимооценку, актуализацию навыков критического мышления, распределение и перераспределение командных ролей, но и на повышение компьютерной грамотности, владение современными электронными ресурсами и образовательными технологиями.
Литература:
1. Gnevek O.V., Saigushev N.Ya., Savva L.I .Reflexive management of the professional formation of would-be teachers. // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol 11. № 18. P. 13033-13041
2. Gnevek O.V., Savva L.I., Saigushev N.Ya., Vedeneeva O.A., Shepilova N.A. The role of the reflexive orientation of training in the formation of a positive attitude toward learning of trade by future marketers // Man in India. 2017. Vol. 97. № 21. P. 195-217.
3. Бояринцева, Е.А. Профессиональный потенциал в условиях информатизации российского общества: дис. канд. социологических наук / Е.А. Бояринцева. - Саратов, 2011. - 175 с.
4. Киселева, О.О. Теория и практика развития профессионального потенциала учителя: дис. ... д-ра пед. наук / О.О. Киселева. М., 2006. - 356 с.
5. Клименко, Е.И. Информационно-коммуникативная компетенция — ключевое понятие современного образования // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 816-818.
6. Маминов, С.В. Понятийная матрица в исследовании мониторинга качества образовательного процесса в основной школе / С.В. Маминов, Л.И. Савва // Педагогическое образование в России. 2016. №3. С. 19-25
7. Савва Л.И., Акманова С.В., Недосекина М.А., Масленникова О.Е., Яковлева Л.А., Москвина А.А., Злыднева Т.П. Условия гуманитаризации высшего профессионального образования: монография / Под ред. Л.И. Савва. - Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2008. - 462 с.
8. Савва, Л.И. Коммуникативный потенциал субъектов образовательного процесса: монография / Л.И. Савва, А.Л. Солдатченко, Е.Ю. Семыкина и [др.] под. ред. Л.И. Савва. - Магнитогорск: МаГУ, 2005. - 345 с.
9. Шахмаева, К.Е. Моделирование процесса организации командной работы студентов технического вуза [Электронный ресурс] / К.Е. Шахмаева, Л.И. Савва // Современные проблемы науки и образования. -2017. - № 2. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26325
Педагогика
УДК:37.091.3:54
кандидат педагогических наук, доцент Якушева Галина Ивановна
ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); учитель химии Лебедева Марина Анатольевна
МБОУ «Пригородная СОШ №1 Оренбургского района» (п. Пригородный)
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКА К ГИА И
ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЕ ПО ХИМИИ
Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы использования технологии прблемного обучения в школьном курсе химии при подготовки к ГИА. В работе актуализируется необходимость использования различных методов проблемного обучения в школьном курсе химии. Расматриваются некоторые виды проблемных ситуаций и методика их использования на уроках химии при подготовки к ГИА.
Ключевые слова: проблемное обучение, проблемные ситуации, проблемное изложение, проблемный эксперимент.
Annоtation. This article is devoted to the problem of using the problem education technology in the school chemistry course for GIA preparation. The paper actualizes the need of using different methods of problem learning in the school chemistry course. Some types of problem situations and methods of their use are discussed.
Keywords: problem education, problem situations, problem definition, problem experiment.
Введение. Важнейшей основополагающей задачей и одновременно проблемой учителя химии является подготовка обучающихся к сдаче единого государственного экзамена по предмету, а также подготовка их к предметной олимпиаде. Данная проблема обусловлена изменениями самого экзамена по химии. Произошло усложнение заданий второй части ЕГЭ по химии (№ 30, № 34, № 35), а также как в первую, так и вторую часть КИМа были включены реакции, ранее не имевшие отношения к школьной программе курса химии. Теперь ученику для успешной сдачи ЕГЭ по химии необходимо глубоко и осознанно разбираться в закономерностях многообразия химических процессов, при этом связывая их с другими учебными предметами. Поэтому учителю просто необходимо уходить от пути натаскивания ученика на экзамен путём заучивания отдельных свойств соединений и частных случаев решения заданий. На наш взгляд вынужденной мерой является переориентация традиционного и информационного-деятельностного обучения на проблемное или проблемно-деятельностное, цель которого «научить ученика мыслить» [1, с. 26]. Оно должно способствовать повышению познавательной активности обучающихся, их творческой самостоятельности и развитию мышления [4, с. 25]. О преобразовании процесса учения в радостных процесс познания и развития их умственных сил и способностей говорили ещё педагоги прошлого (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Пестолоццци, Ф.А. Дистерверг, К.Д. Ушинский; психологи (С.Л. Рубенштейн, Т.В. Кудрявцева); методисты-химики (В.Н. Верховский, Л.М. Сморгонский и другие) [9, с. 32-35].
Изложение основного материала статьи. Обобщая труды учёных и учитывая свои предположения, можно говорить о том, что такой тип обучения приведёт ученика к овладению навыками поиска дополнительного материала, обновлению своих знаний и умений и применению их при решении различных творческих задач, в том числе и жизненных.
Задания ЕГЭ, претерпевшие изменения, как раз предполагают не просто воспроизведение знаний свойств соединений или применение конкретных формул учеником, а умение прогнозировать свойства соединений, делать выбор относительно их поведения в конкретных условиях, предполагать характер развития химических процессов при решении задач. Возникает вопрос: «Как именно использовать проблемное обучение с целью овладения этими умениями и соответственно подготовке к ГИА?»
Для начала следует сказать, что в силу своей актуальности и значимости, а особенно в силу применения в современной практике обучения химии, проблемное обучение имеет уже определенные наработки. Так, говоря о проблемном обучении, можно отметить способы его организации на уроках. Наиболее эффективными из них являются следующие[1, с. 26-27]:
- проблемное изложение;
- поисковая (эвристическая) беседа;
- самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность школьников.
Охарактеризовать сущность проблемного обучения также можно путём рассмотрения некоторых видов проблемных ситуаций . Перечислим их [6, с. 98]:
1. Ситуация неожиданности, которая создаётся при ознакомлении учащихся с интересными фактами, вызывающими удивление, поражающими своей необычностью.
2. Ситуация конфликта, возникающая при наличии противоречия между: а) теоретически возможным способом решения задачи, выявленным учащимися на основе имеющихся знаний внутри - и межпредметного характера и невозможностью его практического осуществления; б) практически достигнутым результатом и недостаточностью только предметных знаний для его теоретического обоснования; в) жизненным опытом учащихся, научными знаниями.
3. Ситуация опровержения, создаваемая, когда учащимся на основе внутри- и межпредметного анализа предлагается доказать несостоятельность какого-либо предположения, идеи, вывода, проекта.
4. Ситуации предположения создаются, когда необходимым являетсясуществование какого-либо явления или закона, теории и т.д., расходящихся с полученными ранее знаниями, или же требуется доказать справедливость какого-либо предположения.
Говоря об элементах данной технологии нельзя не сказать о схеме её организации. Обобщая существующие варианты структуры проблемного урока, разработанные М. Махмутовым и Е.Мельниковой, мы предлагаем свою схему организации проблемного урока [5, с. 45], (Рис. 1).