Информационный компонент готовности к чтению профессионально-ориентированной литературы на иностранном языке предусматривает следующее: 1) формирование знаний о видах и устройстве словарей, грамматических справочников, умений пользоваться ими; 2) формирование знаний о латинских и греческих терминоэлементах; 3) формирование умений пользоваться библиотечными каталогами.
Процессуальный компонент готовности к чтению литературы по специальности на иностранном языке предусматривает следующее: 1) овладение навыками научного поиска необходимой информации и фактов в профессиональной литературе на иностранном языке; 2) формирование навыков разных видов чтения (изучающего, ознакомительного, просмотрового, поискового).
Выводы. При формировании учебных программ по дисциплине «Иностранный язык» необходимо учитывать следующие структурные компоненты готовности обучающихся ВУЗов к чтению литературы по специальности на иностранном языке: лингвистический, профессиональный, информационный и процессуальный, что позволит будущим специалистам осознать значение чтения литературы по специальности на иностранном языке для профессионального самоусовершенствования, овладеть необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями чтения специальной литературы на иностранном языке.
Литература:
1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - М., 1976. - 176 с.
2. Гайсина Л.Ф. Готовность студента вуза к общению в мультикультурной среде: критерии и уровни сформированности // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2002. - № 7. - С. 40-43.
3. Профессиональный стандарт "Ветеринарный врач", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 августа 2018 г. N 547н [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://fgosvo.ru/news/21/3881 (дата обращения: 12.11.2018).
4. Тимофеев В.С., Борисова А.А., Аврунев О.Е. Готовность обучающихся состояться в профессии: старт профессионального становления // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2014. -№ 3. - С. 53- 62.
5. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. - Тбилиси: Изд-во Акад. наук Груз. СССР, 1961. - 210 с.
6. Шапошникова Т.Л., Романова М.Л., Карасева (Федюн) А.Е. Формирование готовности студентов к исследовательской деятельности // Среднее профессиональное образование. - 2015. - № 9. - С. 3-10.
Педагогика
УДК 378.1
доцент кафедры средового и графического дизайна Яковлева Светлана Игоревна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); бакалавр кафедры средового и графического дизайна Лопатина Мария Евгеньевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о приемах, методах преподавания в профессиональном дизайн-образовании. Поднимается одна из ярко выраженных проблем современного графического дизайна. Определяется смысл, суть профессии графического дизайнера, анализируются риски любительского вмешательства в нее.
Ключевые слова: графический дизайн, дизайн-образование, педагогика высшей школы, высшее профессиональное образование, проектная деятельность, система образования.
An^tatton. The article discusses the methods and techniques of teaching in professional design education. One of the most pronounced problems of modern graphic design is raised. The author defines the meaning and essence of the profession of graphic designer, analyzes the risks of Amateur interference in it.
Keywords: graphic design, design education, pedagogy of higher education, higher professional education, project activities, education system.
Введение. Информационные технологии все с большей силой врываются с привычный мир вещей, ломая стереотипы поведения, мировоззрения, меняя привычные схемы и методы, способы передачи информации. Новые технологии вынуждают быть более динамичными, готовыми к постоянным изменениям. В полной мере это касается и методик, приемов преподавания в дизайн-образовании [6].
Дизайн-образование представляет все более популярную сферу в жизни общества, поэтому главная задача в процессе обучения специалистов в данной области, заключается в создании условий, способствующих развитию профессиональных навыков у студентов в контексте общекультурных ценностей. Это сегодня является важнейшим этапом в формировании инновационного подхода в области дизайнерского образования.
Изложение основного материала статьи. Созидательная деятельность дизайнера является по своей сущности креативной, решающей задачи, отличающиеся новизной и требующие хорошей теории и достаточной практики в различных сферах и видах деятельности.
Графический дизайн включает в себя большой диапазон понятий, которые объединяют в себе глубокий внутренний смысл текстовой нагрузки и красоту графического оформления. Проявления графического дизайна своими корнями опираются на такие крупные виды деятельности человечества как печатная продукция (книги, журналы, газеты) и реклама (фирменные стили, визуальные коммуникации, сувенирная продукция). С появлением компьютерной техники графический дизайн стал осваивать новое пространство цифровой среды, компьютерной и 3 д графики, с успехом используя все представляющиеся широкие, постоянно развивающиеся возможности. Он соединяет в себе авангардность плакатного жанра, романтизм
иллюстраций, функциональность и рационализм фирменного стиля и упаковки, новаторство информационных технологий. В повседневной жизни мы можем наблюдать это практически повсюду [7].
Васильев В.М. пишет: «Идея — это мысль, получающаяся за счет соединения концепций, ранее не связанных друг с другом. Данное соединение создает новое видение вещей. Происходит своего рода «сдвиг в сознании», в результате которого рождается взгляд под другим углом, возникает иная точка зрения на уже существующий объект».
С данной позиции определение графического дизайна можно сформулировать следующим образом: способ реализации какой-либо идеи с помощью применения графических образов, объектов графики, а также создания целостного, гармоничного отношения к нему [2]. Способ рассчитанный, на определенную аудиторию, с учетом экономической и финансовой составляющих. Эффективность такого метода обеспечивается тем, что увиденное, как правило, вызывая приятные ассоциации, включает образное мышление, оставляет глубокий отпечаток в уме и подсознании, формирует отношение и заставляет думать.
Одна из ярко выраженных проблем современного графического дизайна - это его внешняя все доступность, т.е. на данный момент существует низкий доступ входа в профессию. Образование уже не является ключевым показателем, и все чаще можно встретить работающих в этой сфере людей, самостоятельно освоивших программы или окончивших курсы. Это проявляется и в способах достижения целей посредством дизайна. Снижается планка и уровень проектной деятельности, на выходе получается проект и продукт, который ничего не стоит, как в материальном, так и в профессиональном плане, т.е. в получающихся в итоге разработках мы приобретаем упрощенную форму - например, лендинг вместо сайта [4].
Самый большой процент случайных людей без образования именно в графическом дизайне. В проектировании интерьеров или средовом дизайне процент случайного попадания ниже и это обусловлено, прежде всего, тем, что помимо владения программами существует еще необходимость в дополнительных технических знаниях и навыках.
Цель данного исследования - определить, что отличает дизайнеров профессионалов от случайных людей в профессии. В связи с этим выделены следующие задачи:
— обозначить смысл профессии дизайнера;
— определить ключевые моменты дизайнера-профессионала;
— дать определение осознанности деятельности, как фактора, необходимого для эффективности дизайн-проектирования;
— обозначить основные показатели эффективности работы дизайнера.
Существующая проблема - низкий доступ в профессию, за счет чего теряется ее общий смысл. Что отличает профессионалов дизайн-образования от случайных людей в профессии? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо определить для себя — в чем смысл профессии дизайнера? Именно суть? Существует ли дизайн для продаж, для того, чтобы сделать жизнь комфортнее или ради эстетического компонента [1]?
Около 730 раз в день у человека приходит осознание того, что он делает что-то не так. Примерно 2 раза в день - утром и вечером. Сомнения вызывают, как качество исполнения работы, подход к ней, так и само понимание, зачем вообще нужен дизайн в той или иной ситуации [3].
Прежде всего, стоит определить, что дизайн создается - не для дизайнера. Дизайн создается для клиентов ваших клиентов, т.е. для людей. Тезис, что продажи - показатель эффективности дизайна, не всегда является ключевым фактором. Поэтому, думая о конечной цели не стоит забывать о людях, для которых это делается.
В дизайне городской среды основной упор делается на оформление до второго этажа, т.к. считается, что рядовым обывателем город воспринимается на уровне первого этажа. Смысл в том, что в профессии графического дизайнера этот подход не работает. Подобное отношение недопустимо, и приводит к поверхностному решению. Нельзя сразу браться за выполнение задачи, сначала необходимо решить, зачем она пришла, в чем ее смысл. Например, цель плаката - информационная, сообщить что-то тому, кто его увидит. Дизайнер-профессионал в отличие от случайного человека в этой сфере предупрежден от подобных ошибок.
Рассматривая дизайн с точки зрения задачности и целеполагания важно помнить что, прежде всего, дизайн - это ответы на вопросы или запросы. Бриф и техническое задание нужны, чтобы выявить их. От правильной постановки задачи зависит эффективность работы. Иногда в процессе проектирования теряется основная цель, которую преследует заказчик. Показательно, что увлечься может не только дизайнер, но и сам заказчик. Поэтому стоит напоминать ему о проблемах, на решение которых изначально была направлена работа.
Также, одна и распространенных ошибок людей без образования, начинающих работать в графическом дизайне — это примитивный подход без понимания сути, с появлением на выходе красивой картинки, которая при этом не будет обладать нужным функционалом. До выделения дизайна из изобразительных искусств основным критерием для изображения была эстетическая составляющая, т.е. основным вопросом был «красивая ли картинка?». Сейчас ключевым показателем дизайна является его эффективность, а значит, верным будет вопрос - «работает ли картинка?» [1]. Люди, работающие в графическом дизайне и имеющие определенный опыт, прекрасно понимают, что дизайн всегда существует в рамках условий и ограничений: время, деньги, скучная тема, необходимость выделиться. Любой хороший дизайн - дизайн, существующий внутри ограничений. Когда на проект выделено много времени и денег, теряется мотивация.
При этом стоит отличать данные ограничения от проблем, которые могут возникнуть в ходе работы над дизайн-проектом, например, невнятный бриф, заказчик не принимает дизайн, изначально неправильно построен проект и т.д. Очень часто можно встретить следующие ситуации заказчика перед стартом проекта: «свои представления», «нужно вчера», «мы хотим быть не похожими на остальных». Подобные моменты могут смутить неопытного дизайнера без образования, что грозит тем, что проект не будет завершен вовремя.
Как правило, дизайнеры, имеющие профильное образование или имеющие достаточный опыт работы в этой сфере, прекрасно осознают, что чаще всего самые успешные дизайн-проекты — с ярко выраженной проблемой. Например, ситуация проекта «нужно вчера» — успеть к выставке, т.к. после окончания приема заявок проект потеряет смысл и перестанет быть актуальным. Для дизайнера-профессионала не бывает нехватки денег или времени - бывает нехватка мотивации.
При этом важно помнить, что всегда есть идея, которая может быть реализована в отведенное на проект время. Например, переведение изображения интерьеров в шейпы вместо полноценной отрисовки экономит до 60% времени. Когда работа осуществляется в режиме ограничений, возникает понимание необходимого и достаточного.
Для дизайнера-профессионала важно учитывать соразмерность ресурсов и отслеживается момент, когда действия с макетом не приносят результативности. В противном случае проект грозит дойти до стадии «перекарамеленного», излишне красивого, но бессмысленного, по сути. Для определения этого момента используется понятие - минимально ценностный продукт, т.е. минимальный набор функциональности, которые создают продукт.
Выделяя основную мысль из написанного выше, можно составить следующий портрет дизайнера-непрофессионала, случайно попавшего в профессию:
— отсутствует само понимание, зачем вообще нужен дизайн в той или иной ситуации;
— на выходе получается стандартный, серый вариант, без достаточной, эстетической составляющей;
—дизайн без идеи, «красивая картинка»;
— нет чувства меры, отсутствует столь необходимая целостность;
— дизайн с ярко выраженными техническими ошибками.
В то же время невозможно не заметить, что наличие дизайнеров-любителей создает ту самую конкуренцию, на которой профессионал может эффектно выделиться и продвинуться на фоне коллег, которые в чем-то (ввиду отсутствия образования) отстают по уровню. Дизайнер-профессионал легче адаптируется к ситуациям, в которых случайные люди в профессии теряются, что грозит провалом проекта — будь то понимание реальной цели заказчика и цели самого дизайн-проектирования, умение определить эффективность проекта или навык работы в экстремальных условиях с короткими сроками, маленьким бюджетом или большим объемом работы. Именно это и определяет смысл профессии дизайнера, и показывает проблемы любительского вмешательства в нее.
Специалисты в области дизайн-образования пришли к мнению о том, что хорошая основа образования для профессии дизайнера - это, прежде всего, общее образование, плюс укрепленное специальным обучением актуальное профессиональное образование, ориентированное на визуализацию идей, на решение проблем концептуально, а также на умение взаимодействовать, коммуницировать. Подготовка студентов на отделениях дизайнеров требует разностороннего подхода к разработке новых учебных программ, профессиональных курсов, которые должны включать в себя много разных, но взаимодополняющих друг друга областей и знаний. Пересмотр программ, в ближайшем будущем, скорее всего, будет производиться именно с этих позиции.
Выводы. Высокие темпы жизни делают современный рынок труда более жестким и динамичным, к молодому специалисту предъявляются все более высокие требования [5]. Именно поэтому система непрерывного образования человека на протяжении его профессиональной деятельности, все больше входит в жизнь. Очевидным стало то что, индивидуальный жизненный путь человека и уникальность его профессионального опыта, тесно переплетаются с образовательными потребностями [6]. Процесс развития жизни человека и образование соединяется в непрерывную цепочку, Понятие «система непрерывного профессионального образования» становиться одной из главных технологий обучения.
Подводя итог вышесказанному можно утверждать, что для формирования дизайнера-профессионала, дизайнера с большой буквы, необходим комплексный подход к обучению, определенное время и условия для того, чтобы сложилась особая философия понимания и осмысления задач, стоящих перед графическим дизайнером, гармоничный взгляд на мир и целостное, вдумчивое отношение к проблемам. Только такое отношение позволит избежать поверхностных решений и оценок, будет способствовать формированию проектной культуры графического дизайна высокого уровня [4].
Графический дизайн представляет собой показательный пример сочетания различных видов человеческой деятельности, таких как информационные технологии и простой дизайн, миру является продукт качественно новый по своей природе и схожий с произведением искусства [2]. Графический дизайн не должен превращаться в простую яркую вывеску чего-либо.
Литература:
1. Гермонова Л.Ю. «Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. Практика бизнеса» М.: Гелла-принт» 2002., 1 c.
2. Дементьева Л.А., Яковлева С.И. Швейцарский стиль как язык универсального общения дизайна. В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2016. С. 94-97
3. Канферер Н. «Торговая марка: испытание практикой» - Новосибирск:СП "Интербук", 2003 - c. 46
4. Красильникова А.Д., Депсамес Л.П. Пропедевтический курс баухауза как средство выявления художественной индивидуальности студентов. В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2016. С. 155-158.
6. Мялкина Е.В., Седых Е.П., Житкова В.А., Васькина А.В., Исайков О.И. Университетский ресурсный центр как элемент социального развития региона // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3 (24). С. 1.
7. Самерханова Э.К., Имжарова З.У. Организационно-педагогические условия формирования готовности будущих педагогов к проектной деятельности в условиях цифровизации образования // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №2 (23). С. 2.
8. Яковлева С.И., Янова К.В. Концептуальный графический дизайн как основа для продвижения инфраструктуры салона книги // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 2. -С. 380-385. - URL: http://e-koncept.ru/2017/570076.htm.
Педагогика
УДК:378
студент 3 курса Якунина Елизавета Константиновна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технически университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент Дёрина Наталья Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технически университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УНИВЕРСИТЕТА В ПРОЦЕССЕ КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются педагогические условия и методика реализации корпоративного обучения для развития информационно-технологического потенциала педагогических кадров университета. Определены такие педагогические условия, как ориентация обучающихся на взаимооценку и взаимоконтроль индивидуальных и коллективных результатов в совместных действиях, рефлексию в ходе поиска, анализа, отбора и представления учебной информации, осуществление педагогического сопровождения обучающихся в процессе командной работы.
Ключевые слова: корпоративное обучение, повышение квалификации, информационно-технологический потенциал, профессиональная переподготовка, педагогические условия.
Annotation. The article considers the pedagogical conditions and methods of implementing corporate éducation for the development of the information-and-technological potential of university teaching staff. The pedagogical conditions such as the orientation to the mutual evaluation and mutual control of individual and collective results in joint actions, reflection during search, analysis, selection and presentation of educational information, the implementation of pedagogical support in the course of teamwork are defined.
Keywords: Corporate training, professional development, information technology potential, professional retraining, pedagogical conditions.
Введение. Изменение профессиональных стандартов, усложнение социокультурной образовательной среды, динамичное развитие науки и технологий требует особой подготовки педагогических работников. На сегодняшний день особенно заметен дисбаланс между потребностью в педагогических работниках, способных решать задачи модернизации на всех уровнях образования и реальной возможностью их подготовки, не отвечающей современным требованиям времени. Необходим ряд комплексных мер для развития информационно-технологического потенциала преподавателей технического вуза. Одним из таких способов является корпоративное обучение.
Целью нашей работы является выявление педагогических условий и разработка методики реализации корпоративного обучения для развития информационно-технологического потенциала педагогических кадров университета. Ими являются специалисты различного профиля, закончившие различные направления профессиональной подготовки и работающие в настоящее время преподавателями в образовательной организации. Преподавателю вуза для выполнения должностных обязанностей необходимо обладать как профессиональными знаниями своего предмета, так и педагогическим потенциалом для реализации программ высшего профессионального образования, знать нормативную базу сферы образования, быть компетентным в актуальных вопросах методики преподавания и управления образовательным процессом, т.е. постоянно повышать уровень своего информационно-технологического потенциала.
Изложение основного материала статьи. Для развития информационно-технологического потенциала преподавателей ФГБОУ ВО «Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова» была разработана система корпоративного обучения, отвечающую современным стандартам.
Мы исходили из того, что основной базой проведения корпоративного обучения может выступать Институт дополнительного профессионального образования и кадрового инжиниринга, который должен предложить не только широкий спектр программ профессионального обучения и профессиональной переподготовки, но также разносторонние программы повышения квалификации по всевозможным направлениям.
В процессе повышения квалификации работа обучающихся должна быть ориентирована на взаимоконтроль и взаимооценку, применение методов интерактивного взаимодействия, распределение и перераспределение командных ролей. Именно это может обеспечить эффективное развитие информационно-технологического потенциала сотрудников университета в ходе корпоративного обучения.
Нами определены следующие педагогические условия, направленные на эффективное развитие профессионально-технического потенциала преподавателей вуза: ориентация обучающихся на взаимооценку и взаимоконтроль индивидуальных и коллективных результатов в совместных действиях, актуализацию навыков критического мышления сотрудникам в ходе поиска, анализа, отбора и представления учебной информации, осуществление педагогического сопровождения обучающихся в выявлении, распределении и реализации командных ролей при активном применении форм командной работы.
Первое из условий - ориентация обучающихся на взаимооценку и взаимоконтроль индивидуальных и коллективных результатов в совместных действиях. Работая в университете, его сотрудники являются частью большой системы, все процессы в которой выполняются совместными усилиями. Каждый сотрудник не выполняет всю работу изолированно от остальных. Он постоянно находится во взаимодействии, выполнение любой работы все в меньшей степени оказывается плодом рук отдельного сотрудника, возрастает значение коллективных усилий. Осуществляя взаимоконтроль индивидуальных и коллективных результатов, взаимооценку совместных действий обучающиеся будут замечать не только свою проделанную работу, но и коллег, видеть процесс в целом, системно, следовательно, проще будет управлять и корректировать свою деятельность для достижения общей цели. В процессе коллективного взаимодействия в выполнения заданий в ходе корпоративного обучения происходит развитие умений слушать и слышать, говорить, публично выступать, сотрудничать и разрешать конфликты. Это условие основана на рефлексивном и интерактивном подходах и его принципах [5, 9].