Литература:
1. Александрова Н.В. Копинг-стратегии детей старшего дошкольного возраста / Александрова Н.В. // Педагогический вестник. - Научный журнал: - Новосибирск-Ялта: Изд. АНС «СибАК», 2018. -Вып. 2. - с. 5-8
2. Александрова М. В. Теория и практика моделирования продуктивного взаимодействия педагогов в развивающейся школе: монография/ М.В.Александрова. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. - 104 с.
3. Бурыкина Н.М. Зарубежный опыт работы с семьями детей с особыми потребностями. Российский фонд по развитию образования / Н.М. Бурыкина // «Сообщество». - Ярославль, 2002. - 69 с.
4. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т. Далинина // Дошкольное воспитание. 2000. N 1. - С. 41 - 49.
5. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. 2004. - N 1. - С. 60 - 65.
6. Есенеева Д.Х. Взаимодействие педагогов и родителей как основа успешной социализации детей с ОВЗ в условиях ДОО / Д.Х. Есенеева // Молодой ученый. — 2017. — №23. — С. 301-304.
7. Логинова В.И, Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. Ч.1./ В.И. Логинова, П.Г. Саморукова - М.: "ФРОНТ", 2009. - 487 с.
8. Мардашова Р.С., Хакимова Н.Г., Гарнышева Т.В. Педагогические позиции использования сказки в воспитании дошкольников: этап становления системы дошкольного образования в России / Р.С. Мардашова, Н.Г. Хакимова, Т.В. Гарнышева // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-1 -с. 189-192.
9. Маркарян И.А. Взаимодействие детского сада и семьи - приоритетное направление в деятельности дошкольной образовательной организации/И.А. Маркарян // «Издательский центр «Науковедение». - 2014. -№ 6 (25) - С. 1-9.
10. Маркова Т.А. Семья как условие психолого-педагогической социализации личности / Маркова Т.А. // Психолого-педагогические аспекты социализации личности: Материалы научно-практического семинара. -Вологда: ВИПЭ, 2009. - С. 62-70.
11. Мигунова Е.В. Организация продуктивного взаимодействия детского сада с семьей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования / Мигунова Е.В. // Вестник образования. - №4 (102), Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого. - 2017. С. 78-82.
12. Шерайзина Р.М. Продуктивное взаимодействие дошкольной образовательной организации и родителей в воспитании современного ребёнка / Р.М.Шерайзина, С.Д. Зиновьева // Человек и образование. -2016. - № 1 (46) - С. 63-66.
Педагогика
УДК 378.1
доцент кафедры средового и графического дизайна Яковлева Светлана Игоревна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Депсамес Лидия Петровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)
ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ АЙДЕНТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
Аннотация. Современный дизайн активно реагирует на изменяющиеся условия внешней среды, на появление новых технологий и ниш в информационном пространстве. В статье говорится об особенностях развития профессионального дизайн-образования и образовательных учреждений подобного типа. Рассматриваются принципы проектирования визуальной айдентики образовательного учреждения на примере школы дизайна.
Ключевые слова: айдентика, графический дизайн, дизайн-образование, педагогика высшей профессиональной школы, высшее профессиональное образование, проектная деятельность, фирменный стиль.
An^tatton. Modern design actively responds to changing environmental conditions, the emergence of new technologies and niches in the information space. The article deals with the peculiarities of the development of professional design education and educational institutions of this type. The principles of design of visual identity of educational institution on the example of school of design are considered.
Keywords: identity, graphic design, design education, pedagogy of higher professional school, higher professional education, project activity, corporate identity.
Введение. Современный дизайн активно реагирует на изменяющиеся условия внешней среды, на появление новых технологий и новых ниш в информационном пространстве. Реагирует тем, что расширяет круг своих профессиональных задач. Сегодня говорят о дизайне, как об универсальном инструменте, который применим буквально в любой сфере деятельности, необходим практически для любой жизненной ситуации. В связи с этим приоритетными проблемами в высшей школе становятся: проблема пересмотра содержания и целей профессионального образования дизайнеров (повышение теоретического уровня преподаваемых дисциплин; развитие у студентов специфического дизайнерского мышления; переход к проблемному обучению и др.).
На сегодняшний день, проблема дизайн-образования в странах мира имеет не столько теоретический, сколько практический характер. Она подчинена поиску новых средств, которые позволили бы в кратчайшие сроки осуществить курс на ускорение и социально-экономического и творческого развития своей страны Г31.
Изложение основного материала статьи. Особенности современного дизайна его трансформация связаны, прежде всего, с теми изменениями, которые обусловлены сменой взглядов, мировоззрения
дизайнеров нового поколения. Мировоззрение, которое отражается на их взглядах, на позиционировании относительно их места в жизни, на подход и отношение к профессиональной деятельности. Современный дизайнер - это уже далеко не тот свободный художник 20-го века, который выражал себя тем, что создавал произведения искусства. Сегодня дизайнер подчинен конкретным идеям и работает для целей определенного заказчика.
Дизайнерское образование во всем мире сейчас находится перед необходимостью серьезного пересмотра своих базовых положений и выработки новых, более современных позиций. Мир вокруг меняется. Быстрое изменение окружающей информативной, технологической и экономической среды, переход на цифровые платформы, смена векторов развития в промышленности, вынуждает и настоятельно подталкивает дизайн-образование к поиску новых методик, к новым подходам в области подачи материала и приемов преподавания [5].
Меняются приоритеты молодых дизайнеров. Академические программы, подходы к базовым основам преподавания дисциплин претерпевают значительные подвижки и переоценки.
Методология дизайн-образования в России только формируется, находится в стадии разработки. Это создает неудобства, как профессиональным дизайнерам, так и просто интересующимся этим вопросом. Несмотря на то, что дизайн располагает всем необходимыми специфическими методами работы с действительностью, своими эстетическими ценностями, встроен в систему человеческой деятельности, до сих пор не существует единой теории дизайна [8].
В результате работы с первоисточниками было определено несколько взаимопересекающихся компонентов анализируемой проблемы: многие понятия в дизайне не имеют ясных и конкретных определений, не прописана понятная и точная позиция по организации непрерывного учебно-воспитательного процесса дизайнерского образования. А также было отмечено, что в мировой практике отсутствует система увязки классического, художественного дизайна с его технологической стороной (художественное конструирование) и их компьютерным воплощением (компьютерный дизайн) [7].
На сегодняшний день, идея введение основ дизайн-образования в современную систему национального образования наиболее актуальна. Это обусловлено, прежде всего, тем, что школа не дает начальных, базовых знаний для специального обучения в этой специфической сфере деятельности. А общество в свою очередь, не имеет необходимой подготовки и основы, позволяющей справиться с «особенными» проблемами дизайна в современной информационной и технической среде [6].
Актуальность темы исследования связана, в первую очередь, с недостаточным освещением вопросов разработки визуальной айдентики образовательных учреждений различного статуса, как в научно-популярной, так и в учебно-методической литературе.
В нашей стране существуют разноуровневые структуры и образовательные организации, занимающиеся подготовкой дизайнеров. Но они либо не обладают достойным уровнем профессиональной ориентированности, либо не вполне удовлетворяют в плане ценовой доступности обучения.
Так как структур занимающихся дизайн-образованием много, школа дизайна нуждается в графическом оформлении, в создании визуальной айдентики, которая позволит школе выделится, и донести до потребителя все идеи и принципы образования школы в полном объеме.
Базовые составляющие фирменной айдентики образовательного учреждения предоставляют его обладателю следующие возможности: помогают пользователям услуг эффективно и быстро находить образовательное учреждение; позволяют учреждению с самыми минимальными затратами реализовывать, проводить новые услуги и программы; повышают качество деятельности. Так же за счет эффективности рекламных средств снижают расходы на управление коммуникациями; обеспечивают общность маркетинговых инструментов, что в целом способствует укреплению положительного образа образовательного учреждения.
Школа дизайна «Драфт» ставит своей целью совместить культурное наследие, традиции в области дизайна с высоким уровнем профессионально и технически ориентированным дизайн-образованием, с доступностью ценовой политики. Тем самым, давая возможность всем желающим приблизится к знаниям в этой области.
Цель исследования: разработать и научно обосновать проект визуальной айдентики школы дизайна.
Гипотеза исследования: Школа дизайна будет иметь корпоративную культуру и привлекательность для потенциальных абитуриентов, если его визуальная айдентика будет разработана на основе индивидуального и оригинального дизайн-проекта, базирующегося на исследованиях истории возникновения школ дизайна в мировой и отечественной практике, на принципах концептуального дизайна.
Реализация цели и гипотезы данного исследования требует содержательного и методического решения следующих задач:
1. Выявить современные тенденции в развитии школ дизайна в мировой и отечественной практике.
2. Изучить принципы разработки визуальной айдентики.
3. Разработать проект фирменной айдентики школы дизайна в г. Нижнем Новгороде.
Теоретическая значимость исследования заключается в исследовании подходов к решению проблемы
создания дизайн-проекта, фирменной айдентики школы дизайна:
- проанализированы современные тенденции в развитии школ дизайна и их фирменной айлентики;
- изучены принципы и методы разработки визуальной айдентики, исследован концептуальный подход в проектировании.
Практическая значимость: обоснован и разработан проект фирменного стиля дизайн школы в г. Н. Новгороде с помощью принципов и методов разработки визуальной айдентики.
Положительный образ образовательного учреждения формируется, прежде всего, для того, чтобы обеспечить объединение реальных достоинств образовательных услуг и созданных специалистами достижений, таких как совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении в единый стиль. Учитывая при этом критерии, и предпочтения заказчиков, а также уровень других, соизмеримых по масштабу и сфере деятельности учреждений.
Важно учитывать необходимость полной общности всех ресурсов учебного заведения: научно-педагогических кадров, информационных и финансовых ресурсов, необходимость их объединения в единую среду. Школа дизайна должна стремиться к тому, чтобы ее образ в сознании потребителей как можно больше
соответствовал стилю, созданному специалистами. Из этих основ вытекают несколько положений, которые можно назвать принципами формирования положительного имиджа, стиля школы дизайна.
Фирменная айдентика является первичным средством презентации, с ее помощью формируется первое впечатление, и так называемый имидж организации.
К числу основных составляющих образовательного учреждения относятся: набор функциональных знаний, практическая, профессиональная ориентация и состав образовательных программ, а также квалификация преподавателей, наличие технологической базы образования, уровень оплаты и др.
В связи с этим из всех элементов айдентики школы дизайна можно выделить следующие: девиз -образное выражение о целях деятельности организации; слоган - краткое текстовое рекламное сообщение, логотип - оригинальное изображение (рисунок, графика, шрифт и др.), используемое как символ образовательного учреждения и его образовательных продуктов; единство цветового и стилистического решения всех элементов; внешний образ образовательного учреждения - комплекс названий, символов, знаков, цветов, ритуалов, составляющих особенность учебного заведения.
Следует отметить, что в настоящее время большинство образовательных учреждений мало отличаются друг от друга. Не секрет, что успешность любой образовательной организации определяется не только грамотно определенными социально-экономическими целями. Огромное значение имеет набор установок и ценностей, реализация которых дает возможность наработать положительный образ организации, а продуманная айдентика может оказать здесь значительную помощь в части совершенствования корпоративного имиджа, воздействия на сознание людей, на формирование их впечатлений.
Говоря о школах дизайна, мы рассматриваем понятие гораздо большее, чем учебное заведение, у которого есть право выдавать дипломы по дизайнерской специальности. В школообразовании заключается эффективность системы образования, новаторство и увеличение ее творческого потенциала, актуальности, способности сохранения культурных традиций и постоянного эволюционного развития.
В связи с продолжающимся совершенствованием дизайнерского образования в России, а в частности в Нижнем Новгороде разработка визуальной аудентики школы дизайна представляется особенно актуальным. Внешний вид атрибутов школьной жизни и единая стилистика деловой документации, визуальной навигации в здании и внешних носителей непосредственно влияет на определение статуса учебного заведения. В современных условиях конкуренции, когда запросы общества на эстетическую составляющую повышены, в том числе и в сфере образования, наличие визуальной айдентики стало знаком организации, гарантией ее социальной самодостаточности и ориентированности на сотрудничество со своими потребителями.
Необходимо отметить, что «демографический провал» 1990-х, вносит свои коррективы в планы набора абитуриентов, количество которых уменьшается с каждым годом. Современные условия набора характеризуются тем, что перед всеми образовательными учреждениями ежегодно стоит проблема набора необходимого количества обучающихся.
И здесь разработка фирменной айдентики является одним из главных рекламных и маркетинговых инструментов школы дизайна «Драфт». В фирменной айдентике школы дизайна необходимо проявить основные ценности: сохранение традиций, высокое качество образования, современность. Визуальная айдентика послужит связующим звеном для осуществления коммуникативных, организационных, образовательных, навигационных, рекламных функций школы дизайна «Драфт».
При создании фирменной адентики школы дизайна «Драфт» за основу были взяты принципы «швейцарского» или «интернационального» стиля графического дизайна. Читабельность, чистота и лаконичность форм, модульный принцип, асимметрия — вот основные моменты, которых придерживаются при разработке такого типа дизайна. Признаки «швейцарского» стиля проявились в асимметричных линиях, использовании сеток, шрифта без засечек [1].
Цель швейцарского стиля заключается в том, чтобы комплексно использую инструменты типографики, ускорить, сделать массовым, масштабным процесс создания продукта графического дизайна. Главное его преимущество - универсальность, глобальность принципов.
Швейцарский стиль имеет свои отличительные признаки типографики, с помощью которых его можно отличить от всех прочих течений. Один из самых важных принципов использование структурной основы композиции - модульной сетки. Это помогает делать интересную верстку, строить сложные конструктивные, упорядоченные композиции, которые одновременно с этим выглядят лаконично и на первый взгляд просто.
В результате работы над логотипом школы была сформирована окончательная идея, поисковые варианты были переработаны и соединены в единое целое. Вид логотипа - комбинированный. Логотип школы дизайна «Драфт», выполнен шрифтом Sochi2014, который является основным. В качестве дополнительного шрифта для дескриптора «школа дизайна» взят шрифт Micra. Основным шрифтом для фирменной верстки и всей деловой документации будет применяться Myriad Pro Cond.
При подборе шрифтов руководствовались тем, чтобы шрифт для логотипа должен быть оригинальным, легко запоминающимся, но в тоже время легко читабельным.
Однозначно назвать этот логотип «комбинированным» нельзя. С одной стороны, мы видим здесь как текст, так и иконку треугольника, символизирующего стрелку, грифель карандаша, что соответственно приводит нас к комбинированному типу. С другой стороны, можно считать, что стрелка - это часть рисованной-стилизованной буквы "А". Так же этот логотип, можно отнести к группе шрифтовых, поскольку имеет в своём составе исключительно текст, несмотря на то, что, по сути, буква "А" представляет собой изображение.
В данном случае, такой дизайнерский ход считается корректным, и допускает воспринимать рисованный символ именно как рисованную букву [2]. Для цветового решения были использованы локальные цвета и контрастные сочетания (оранжевый, черный, белый).
Признаки «швейцарского» стиля проявились в асимметричных линиях стилеобразующих элементов и компоновках представительской продукции. Деловая документация и рекламная продукция были разработаны с применением модульных сеток. Для фирменной верстки были использованы шрифты без засечек [1].
Выводы. Признание и положительное восприятие общества весьма важно для любой организации образовательной сферы, так как ее деятельность основана на межличностных отношениях, где должны быть учтены все коллективные интересы. При этом сегодня все более и более актуальным становится вопрос выведения образования на новый уровень, который предполагает корректировку имиджевой составляющей:
изменение отношения к образованию, изменение методов преподавания, корректировку морально-нравственных норм и критериев.
Не секрет, что успешность любой образовательной организации определяется не только ясно прописанными социально-экономическими целями. Большое значение имеет концепция культуры организации, включающая набор установок и ценностей, применение которых позволяет выработать положительный образ организации, а продуманная фирменная айдентика может оказать значительную помощь в части совершенствования и формирования положительного образа организации, основанного на влияние на сознание людей, на формирование их впечатлений.
Школа дизайна - это новый образовательный центр в России, а в частности в Нижнем Новгороде. Школа специализируется на профессиональном образовании в сфере дизайна. Уникальное преимущество школы дизайна заключается в возможности получения дополнительного специального образования в области дизайна для всех желающих. Главной задачей школы дизайна является подготовка российских профессионалов способных достойно конкурировать на рынках искусства и дизайна. А также достижение высокого качества образования в обучении творческим дисциплинам, за счет предоставления возможности обучаться на лучших платформах (интеллектуальных, коммуникативных, информационных и технологических).
В связи с совершенствованием внутренней структуры и внешнего статуса школы дизайна создание фирменной айдентики представляется особенно актуальным. Внешний вид и фирменное единство документов, атрибутов школьной жизни, система визуальной навигации, айдентика сайта школы - напрямую влияют на оценку статуса учебного заведения.
В процессе работы на основе теоретических источников, был проанализирован весь процесс работы с фирменной айдентикой и разработкой проектов школ дизайна. Были рассмотрены теоретические аспекты разработки айдентики, особенности и порядок выполнения, анализ потребительского рынка, выявление конкурентов.
После этого удалось грамотно, с учетом всех правил, разработать проект визуальной айдентики школы дизайна. Был разработан логотип, были созданы остальные элементы фирменной айдентики (деловая документация, полиграфия, система визуальной навигации и т.д).
Литература:
1. Дементьева Л.А., Яковлева С.И. Швейцарский стиль как язык универсального общения дизайна. В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2016. С. 94-97
2. Краузе Дж. Разработка логотипа: большая книга дизайнерских идей, подходов и концепций / Дж. Краузе / Пер. с англ. И. Рузмайкиной. - СПб.: Питер, 2013. - 272 с.
3. Мялкина Е.В., Полякова Е.А., Житкова В.А. Информационно-аналитический сервис расчета рентабельности реализации образовательных программ как один из ключевых элементов системы управления образовательными программами в вузе // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №4 (25). С. 2.
4. Патернотт Ж. Разработка и создание логотипов и графических концепций / Ж. Патернотт. - пер. с фр. Т.Л. Черноситова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 154 с.
5. Самерханова Э.К., Имжарова З.У. Организационно-педагогические условия формирования готовности будущих педагогов к проектной деятельности в условиях цифровизации образования // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №2 (23). С. 2.
6. Сулима И.А., Депсамес Л.П. Историко-культурологический подход в рамках пропедевтического курса современной системы дизайн-образования. В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2016. С. 165-169.
7. Сущность дизайна: теоретические основы дизайна: учеб. пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: СПГУТД, 2009. - 110 с.
8. Яковлева С. И., Янова К. В. Концептуальный графический дизайн как основа для продвижения инфраструктуры салона книги // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 2. - С. 380-385. - URL: http://e-koncept.ru/2017/570076.htm.
Психология
УДК 59
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии Айсувакова Татьяна Петровна
АНОВО «Московский Международный университет» (г. Москва)
РЕФЛЕКСИЯ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ БУДУЩЕГО
ПСИХОЛОГА
Аннотация. В современной психолого-педагогической науке утвердилась мысль о необходимости активного включения в учебно-педагогический процесс индивидуально-личностного и профессионального потенциала будущего психолога и, прежде всего, - его рефлексивно-творческих механизмов, что обусловливает высокий уровень профессионального самосознания психолога, его готовность проникать в сущностные стороны своей деятельности, выявлять и оценивать ее качество, находить и реализовывать пути личностно-профессионального самосовершенствования.
Ключевые слова: рефлексия, самосознание, будущий психолог, рефлексивный подход, рефлексивное управление, рефлексивная самоорганизация.
Annotation. In modern psychological and pedagogical science has established the idea of the need for active inclusion in the educational and pedagogical process of individual-personal and professional potential of the future psychologist and, above all, - his reflexive and creative mechanisms, which causes a high level of professional consciousness of the psychologist, his willingness to penetrate into the essential aspects of its activities, to identify and evaluate its quality, to find and implement ways of personal and professional self-improvement.