УДК 371:747; 372.016:741; 374
Горбунова Г.А.1, Савельева О.П.2
1 Санкт-Петербургский государственный университет 2 Магнитогорский государственный технический университет им.ПИ.Носова E-mail: [email protected], [email protected]
К ВОПРОСУ О НЕПРЕРЫВНОСТИ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Анализ современной ситуации в дизайн-образовании и дизайн-деятельности, инициирует потребность в социально-психологическом исследовании массовой имитации дизайн-деятельности. Кроме этого, серьезной проблемой для реализации эффективного и массового непрерывного образования в области дизайна являются различные подходы к пониманию (Д.Л. Мелодинский, Н.С. Жданова, Г.Н. Пантелеев, Н.М. Конышева, Г.А. Горбунова) термина «дизайн-образование».
Дизайн-образование: 1 - это процесс подготовки педагогов в области дизайна для всей образовательной вертикали; 2 - это особое качество и тип образованности, в результате которого происходит воспитание проектно-мыслящего человека, в какой бы сфере социальной практики он ни действовал; 3 - есть системная форма организации культуро-творческой среды в образовательном учреждении, обществе, государстве. Основные участников этого процесса (педагог, педагог-дизайнер, воспитанник). Этапы дизайн-образования в разных возрастных группах (дошкольник 5,5-7 лет, младший школьник 7-10 лет, подросток 11-16 лет, 17-19 лет и старше). Для каждой группы существуют целевые установки и подходы. В период становления дизайн-культуры дошкольников ставятся следующие задачи: 1 - развитие коммуникативности; 2 - освоение элементов изобразительной грамоты; 3 - овладение разнообразием художественных техник и материалов, освоение визуального богатства природных форм и др. В начальной школе идет приобщение к основам понимания дизайна, работа с различными материалами, развитие творческого воображения, работа с различными по сложности темами.
В работе с подростками, наряду с традиционным графическим дизайном целесообразно использовать иллюстрирование, создание комиксов, мультипликацию, так как они сочетают разные виды деятельности и несколько видов искусств: и литературу, и изобразительные искусства, и владение компьютерными технологиями.
Дизайн-образование должно учитывать возрастные особенности воспитанников разного возраста и соблюдать один из основных принципов его реализации - непрерывность.
Ключевые слова: дизайн-образование, ребенок, подросток, непрерывность образования.
Дизайн - это особый вид проектирования, при котором объекту, кроме его основного предназначения, придаются качества красоты, экономичности, повышенной функциональности (или умножения числа функций), эргономич-ности (психофизических удобств), четкой социальной ориентации.
Дизайн как деятельность по проектированию предметно-пространственной среды окружающей человека в обывательском сознании признается наряду с педагогикой и политикой всем понятной, достаточной легкой и не требующей серьезного обучения. Дизайнеры всего и вся, стилисты, заказчики услуг рекламных агентств и полиграфических компаний -это персонажи анекдотов, демотиваторов и мемов. Доступность и простота в обращении с современными техническими средствами, большое количество разнообразных шаблонов и программ для цифровых коллажей по принципу «сделай сам», разнообразные телепередачи «школы ремонта» и примитивные мастер-классы по хенд-мэй принижают значение роли
дизайнера в разработке грамотной и профессиональной продукции. Перефразируя Э.Фромма, можно сказать, что существующая проблема рождается из понятия «быть», а не казаться дизайнером, обладателем корочек разнообразных курсов или самоучек.
Серьезный вклад в создавшуюся ситуацию внесли и разнообразные «школы и кружки дизайна» - их перечень не только впечатляет, но и удивляет («Театральный дизайн (изготовление костюмов и декораций)», «ИЗО, мифология, дизайн», «Стиль и дизайн»). Не только в названиях, но и в программах данных студий мы наблюдаем смешение диаметральных видов деятельности - декоративно-прикладного искусства и художественного проектирования, цитата «в основу курса ДПИ положены дизайн-технологии» [7, с.105]. Ни в коем случае, мы не причисляем к этому ряду известные российские детские дизайн-школы, которые опираются на опыт академических художественных школ и студий архитектурного профиля («СТАРТ», «ЭДДС», «ШАР» г. Москва, «ПРОУН» г. Сара-
тов, «ДА-ДА» г. Набережные Челны, «ДАШКА» г. Казань, «ЛАД №°3», г. Пенза, «Дизайн-центр» г. Оренбург и др.). К сожалению, значительное количество школ и студий дизайна возникали и до сих пор возникают на волне популярности и востребованности такого вида обучения как у родителей, так и у самих воспитанников. Однако , анализ программно-методического оснащения, детские работы на выставках и конкурсах зачастую демонстрирую крайне низкий уровень преподавания, который можно охарактеризовать как поверхностный, непрофессиональный, стремящийся к внешним эффектам и быстроте извлечения дивидендов или выгоды.
Весомую ложку дегтя добавляет и система среднего и высшего профессионального образования, в которой качество выпускника, с одной стороны соответствует стандарту подготовки, но при реальной практической деятельности часто демонстрирует отсутствие важных черт профессиограммы дизайнера (проектная культура, вкус, владение композицией).
Отсюда, мы видим, что необходимо научное социально-психологическое обоснование причин массовой имитации дизайн-образования и дизайн-деятельности. Согласно «Я-концепции», личность всегда обусловлена современной культурной, политической и социальной ситуацией. Таким образом, возникает вопрос - как должна измениться ситуация, что бы дилетантские дизайн-образование и деятельность стали бессмысленными.
Констатировать, что дизайн и дизайн-образование в нашей стране умирает и деградирует мы, к счастью, не можем, потому, что не смотря ни на что, на перечисленные выше негативные детерминанты, профессиональный российский дизайн живет и развивается. Он занимает свое достойное место в мировом профессиональном сообществе. В пространстве национальной культуры он имеет свои особенности и принимаемые черты и проявления. Тем не менее, анализ культурно-образовательного пространства дизайн-образования не может не вызывать тревоги. Одной из первых проблем, мы можем назвать отсутствие единства в понимании термина «дизайн-образование» и следовательно определение его цели и задач.
В концептуальной программе дизайнерского образования, которую разработали специалисты
Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике (ВНИИТЭ), реализовав концепцию образовательного пространства «Органон» в сочетании с опытом британской и японской школ дизайна, главной целью обозначено «воспитание проектности, проектного мышления, трансляция учащимся методов проектирования» [2].
Так Д.Л.Мелодинский «под детским художественно-композиционным моделированием предлагает понимать все довузовское дизайн-творчество, начиная с 9 летнего возраста, когда использование в обучении приемов образного и понятийного обобщения начинает становится осмысленным» [5, с.158].
В программе «Основы дизайна» (автор Н.С.Жданова) целью дизайн образования обозначено - формирование проектной культуры [8, с.138].
Н.М. Конышева подчеркивает: «В общеобразовательной школе нужно готовить создателей предметной среды (в широком смысле слова) и ее потребителей, т. е. людей, которые достаточно хорошо понимают, что такое гармоничная среда обитания» [4, с. 7].
Г.Н. Пантелеев считает, что детский дизайн ориентирован на «выполнение задач в области художественно-эстетического образования дошкольника и включает такие виды деятельности как «дизайн-рукоделие» и «дизайн-проект» [6, с. 9]. Уточняя эти виды, автор указывает, что «дизайн-рукоделием» являются дизайнерские аранжировки, выполняемые детьми самостоятельно и одномоментно, а «дизайн-проект» предполагает - предметно-декоративный, архитектурно-художественный, декоративно-пространственный дизайн с более сложным по времени и организации характеру деятельности.
Г.А. Горбунова уточняет, что «Дизайн-технология» включает три типа деятельности: это изобретательская проектная деятельность, компоновочная (системообразующая) деятельность (дизайн) и конструктивная проектная деятельность» [1, с. 90].
Дизайн-образование - это процесс подготовки педагогов в области дизайна для всей образовательной вертикали: от дошкольного до послевузовского, основанный на интеграции дизайнерских и педагогических знаний, в
результате которого происходит формирование личности специалиста, способного к эффективной самореализации в системе общего и профессионального образования.
Дизайн-образование - это особое качество и тип образованности, в результате которого происходит воспитание проектно-мыслящего человека, в какой бы сфере социальной практики он ни действовал - образовании, науке, культуре, производстве, бутовой сфере и т. д.
Дизайн-образование есть системная форма организации культуро-творческой среды в образовательном учреждении, обществе, государстве.
Мы видим, что сегодня существуют разные понимание цели и содержания дизайн-образования особенно применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту, что усложняет внедрение дизайна в широкую практику работы с детьми и подростками.
Современная образовательная система, базирующаяся на Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) нового поколения, предполагает переход от «знаниево-го» образования к воспитанию личности, способной к оригинальным решениям, творчеству, самообучению. Именно от таких людей зависит будущее человека и общества. Изменение образовательной парадигмы приводит к появлению новых образовательных систем, технологий, активизирующих творческое, преобразующее познание мира.
Одной из таких систем является дизайнерское образование, которое системно формирует творческую созидательную личность. Сегодня, все чаще звучат предложения включить дизайн как обязательный предмет в школьное обучение, так как он заключает в себе необходимые для всякой деятельности фундаментальные методы познания. К ним в частности, согласно Л.Б. Пе-реверзеву, «относятся:
- дизайн развивает прирожденные способности разрешения проблем реального мира, то есть трудно формулируемых проблем;
- дизайн помогает мыслительному развитию предметно-образными способами познания;
- дизайн создает благоприятные условия для развития способностей к невербальному мышлению и общению» [1, 9].
Проектируя новое образование, важно не упустить из виду проектность как содержание образования, как особый универсальный тип и культуру мышления, которая должна воспроизводиться в сфере образования. Массовое или широко-внедренное дизайн-образование главной ценностной ориентацией должно признать - воспитание проектного мышления, научение методам проектирования различных предметных форм и средств, формирование умения анализировать социо-культурную ситуацию, развитие навыков самовыражения и самоактуализации.
Педагог - человек, профессионально подготовленный и осуществляющий в образовательном учреждении педагогические функции. Педагог - это и технолог, и методист, и психолог, и учитель, способный спроектировать и реализовать педагогический процесс обучения и воспитания детей или взрослых. Педагогу, в его любых ролях, свойственно умение воздействовать на людей, на их духовную, душевную и интеллектуальную жизнь. Педагог призывает, с одной стороны, осуществить все, что должен исполнить человек (в том числе и в профессиональной деятельности), с другой - назидает, напоминает о чистом, нравственном, возвышенном в человеке. Педагог увлекает за собой ум и душу ученика, подводит его к различению добра и зла и сознательному выбору добра.
Дизайнер-педагог - это педагог, осуществляющий организацию дизайн-образования посредством формирования проектной культуры в процессе обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательной школе и системе дополнительного образования детей и подростков, в системе средне-специального и высшего образования.
Немаловажным на наш взгляд является учет такого принципа современного образования как непрерывность. Он признается обязательным и необходимым условием эффективности результатов образования.
О непрерывности дизайн-образования в разные годы писали различные ученые, преподаватели, педагоги, дизайнеры, в том числе -Сидоренко В.Ф., Переверзев Л.Б., Мелодин-ский Д.Л., Катханова Ю.Ф., Жданова Н.С. и др. В связи с этим, мы можем обозначит следующие этапы дизайн-образования:
- дошкольный (дошкольный возраст 5,5 -7 лет);
- школьный (младший школьный возраст 7 - 10 лет и подростки 11 - 16 лет);
- средне-специальный (учащиеся колледжей 17 - 19 лет);
- вузовский (бакалавриат и магистратура);
- пост-вузовский.
На начальных этапах процесс становления дизайн-культуры дошкольников мы рассматриваем как ступень в целостной системе дизайн-образования личности. В этом возрасте (5,5 -6,5 лет) происходит активное формирование личности ребенка, закладываются основы его будущего творческого самосознания. Данные процессы происходят на основе выявления и фиксации природных способностей, действенному познанию окружающего мира и желанию преобразовать, изменить его в соответствии со своими представлениями о единстве, гармонии и красоте, используя весь открывающийся перед ним в это время спектр художественных возможностей [3, с.26].
В этот период перед обучающимися основам дизайн-деятельности ставятся следующие задачи:
- развитие коммуникативности;
- освоение элементов изобразительной грамоты;
- овладение разнообразием художественных техник и материалов, освоение визуального богатства природных форм и др.
Сегодня в детских художественных школах, студиях, детских садах с эстетическим уклоном сложился, как оказалось недостаточно прогрессивный опыт обучения основам дизайна, поскольку он представляет собой фактически пассивное накопление традиционных умений и навыков в области изобразительного искусства и узкое обучение ремеслу. Проектная культура явно отличается от специфики традиционных художественных школ. Многогранность дизайнерского творчества в учебных дисциплинах позволяет актуализировать развитие универсальных творческих способностей детей, как способностей, которые всегда им будут нужны, независимо от того, какой путь они изберут в дальнейшем.
Весь курс обучения основам дизайна в старшей и дошкольной группах детского сада делится на такие разделы:
- геометрические формы;
- основы композиции;
- объемное проектирование;
- архитектурная бионика.
Творческую методическую структуру и
специфические черты дизайн-культуры представляют следующие составляющие: композиционные навыки; пространственное мышление; образно-логическое мышление; изобразительная грамотность; постижение синтеза искусств; художественно-конструктивное видение мира; знание материалов и технологий. Композиционные навыки - им уделяется особое внимание. Стилизация обычных форм окружающего мира и оперирование геометрическими формами помогают познать законы композиции (ритм, пропорции, контраст, нюанс, масштаб, симметрия, асимметрия и т. п.).
Пространственное мышление - воспитание пространственного восприятия у дошкольников стимулируется определенными графическими упражнениями, с помощью которых они постигают законы построения пространства на плоскости. Широко практикуются работы с глиной, пластилином, макетированием в других материалах. Дети осваивают организацию пространства в таких упражнениях как «Карусель», «Мой дворик», «Детская площадка», и т. д.
Образно-логическое мышление - основа архитектурного и дизайнерского творчества. В поисках оригинальности создаваемого образа используется язык метафор, визуальных ассоциаций. Дошкольники выполняют упражнения на изображение каких- либо заданных форм - «Грустный цветок», «Весёлая скамейка», «Дом-ракушка» и т. п.
Изобразительная грамотность - это передача своего замысла и образа посредством рисунка или чертежа. Владеть изобразительными средствами - значит уметь донести до зрителя свою идею. Обучение рисунку и проектной графике начинается в дошкольной группе детского сада (тактильный курс), постепенно приобретая усложнённый характер в подготовительной группе (такие техники как, пуантель, линия-пятно, отпечатки и т. д.).
Постижение синтеза искусств - архитектура, дизайн, музыка, театр, скульптура - эти виды искусств трудно представить друг без друга. Поэтому учащиеся рисуют и лепят, при-
думывают сценарии и их оформляют, «изображают» музыку. Разрабатывают ряд упражнений на тему «Музыка».
Художественно-конструктивное видение мира - позволяет перенести внимание учащегося с внешней оболочки предмета на его внутреннее устройство, конструкцию. Активно-творческий подход к восприятию явлений природы позволяет по-новому увидеть такой «знакомый» окружающий мир. Учащиеся выполняют ряд упражнений на «летательные», «вездеходные» и «плавательные» темы, а также различные задания на темы натюрморта (обобщённый силуэт, вид сбоку, сверху, затем разрез для отображения своеобразия конструкции предмета) [1].
В процессе обучения используются различные технологии и методы, приемы и подходы, рассмотрим один из них. В современной педагогической практике получил широкое распространение комплексный подход, в котором базируясь на общих опорных возможностях «традиционных дисциплин», преподаватели учатся интегрировать различные способы обучения основам дизайна.
Дети самостоятельно или с помощью преподавателя обдумывают и предлагают темы проектов, их разработку и, как правило, сохраняют устойчивый интерес к этому процессу.
В начальной школе дети начинают приобщаться к основам понимания дизайна, работать с различными материалами, развивают творческое воображение, работая с различными по сложности (реальными или фантастическими) темами. В чем заключается в данном случае задача учителя - как можно больше расширить спектр художественных умений, выработать навыки работы с разными материалами, творческого самовыражения. Когда мы говорим о дизайне, то надо все силы направить на стремление научить детей вести исследование доступные их возрасту и пониманию проблем, развить их воображение и мышление, способность организовывать и планировать свою работу, оценивать ее результаты, воплощать их в жизнь, представлять и защищать их. Упор при этом делать не на «раннюю профессионализацию», а на использование потенциала дизайна (как учебного предмета) для многостороннего развития ребенка.
Задача уроков изобразительного искусства это формирование художественной культуры личности и изучение особого вида творчества -дизайна. Совмещение этих учебных предметов позволит одновременно и более эффективно развивать такие способности:
- коммуникативные: умение слушать, обсуждать, делать доклад, визуализировать и презентовать свою идею, анализировать и аргументированно оценивать достоинства и недостатки работ товарищей;
- математические: понимание формы и пространственных отношений;
- манипулятивные: координация движений, умение пользоваться в процессе создания вещи инструментами;
- социальные: опыт коллективной творческой и проектной деятельности, совместное обдумывание и обсуждение, уважение и принятие мнения другого, самодисциплина, самоорганизация;
- личностные: самобытность, любознательность, настойчивость, гибкость и быстрота мышления.
Учителем не ставится цель сформировать, привить, развить все навыки и способности одновременно, они комбинируют задания так, что бы развивался и формировался комплекс способностей и развитие шло от простого к сложному, как и сами задания. Важная роль учителя заключается в последовательной постановке ученикам вопросов, которые побуждают их думать осознаннее и глубже и продвигают тем самым работу их творчества вперед. Единственное требование - их работа должна носить черты творчества.
Учащиеся занимаются дизайном в комплексе с научными и техническими исследованиями, составлением компьютерных программ. Работу можно организовать как индивидуально, так и в мини-группах свободного выбора.
Создание творческой атмосферы требует от учителя соответствующих методов проведения занятий, чем свободнее атмосфера в классе, тем большее удовлетворение получают от общения ученики и учитель, тем эффективнее идет процесс усвоения новых знаний. Педагог вмешивается в процесс творения ученика только для обеспечения безопасности его работы, либо когда видит что он вдруг оказывается в твор-
ческом «тупике». Создавшаяся проблема, уже в ходе урока обсуждается вместе с детьми или педагог советует ему (им) прибегнуть к помощи опыта и знаний своих одноклассников, возможно ученых или родителей (если задание носит длительный характер реализации).
В системе дополнительного образования наиболее востребованы такие виды дизайн-деятельности - графический дизайн, анимация (мультипликация), художественное конструирование из бумаги (бумагопластика) и дизайн костюма [7].
В работе с подростками, наряду с традиционным графическим дизайном все большую популярность приобретают иллюстрирование, создание комиксов, мультипликация. Они в себе сочетают разные виды деятельности и несколько видов искусств: и литературу, и изобразительные искусства, и владение компьютерными технологиями. Создавая комикс или мультипликационный фильм, подросток выпол-
няет роли драматурга, сценариста, художника-иллюстратора, оператора, дизайнера, актера. Он учится выражать свои мысли и чувства [8]. Такие занятия повышают интерес к поисковым задачам, создают возможности для самоопределения подростков. Такой подход вписывается в систему современного художественного образования - когда освоение мира искусства происходит комплексно и воспитаннику предоставляется возможность выразить себя в творческом, чаще авторском проекте.
Система обучения, воспитания и образования в современной школе должны быть направлены на формирование всесторонне активной и творческой личности, мыслящей креативно, а не стереотипами. Поэтому дизайн-образование, которое, несомненно, является актуальным и востребованным должно учитывать возрастные особенности воспитанников разного возраста и соблюдать один из основных принципов его реализации - непрерывность.
11.02.2015
Список литературы:
1 Горбунова, Г.А. Основы дизайн-деятельности в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Г.А. Горбунова // Искусство в школе. - 2011. - №4. - С. 88-93. - Режим доступа: http://www.art-in-school.ru/art/iskusstvo_i_obrazovanie_2011_04_-_12_ Gorbunova.pdf
2 Дизайн в общеобразовательной системе. Библиотека дизайнера. Серия «Дизайнерское образование» / Ред. колл.: К.А. Кондратьева, В.Ф. Сидоренко, А.Г. Устинов. - М.: ВНИИТЭ. - 1994. - С. 14.
3 Конышева, Н.М. Дизайнерское образование в начальной школе / Н.М. Конышева // Начальная школа. - 2006. - №5. - С. 2630.
4 Конышева, Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнобразования: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведении / Н.М. Конышева. - М.: Академия. - 1999. - 192 с.
5 Мелодинский, Д.Л. Школа архитектурно-дизайнерского формообразования / Д.Л. Мелодинский. - М.: Архитектура-С. -2004. - 312 c.
6 Пантелеев, Г.Н. Детский дизайн / Г.Н. Пантелеев. - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА. - 2006. - 192 с.
7 Савельева, О.П. Актуальные проблемы реализации образовательного дизайна в работе с детьми и подростками / О.П. Савельева
// Вестник ОГУ. - 2007. - № 76. - С. 104-110.
8 Савельева, О.П. Комикс как вид творческих занятий с подростками в современном дизайн образовании / О.П. Савельева // Вестник ОГУ - 2011. - №9(128). - С. 138-142.
9 Переверзев, Л.Б. Дизайн в средней школе: британский эксперимент / Л.Б. Переверзев // Подготовка дизайнеров за рубежом. -Тр. ВНИИТЭ. Серия Техническая эстетика. - Вып. 50. - М. - 1986. - С. 98.
Сведения об авторах:
Горбунова Галина Александровна, профессор кафедры графического и ландшафтного дизайна Санкт-Петербургского государственного университета, доктор педагогических наук e-mail: [email protected], телефон +79119576712
Савельева Оксана Петровна, доцент кафедры академического рисунка и живописи Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, кандидат педагогических наук 1, доцент 455000, Челябинская обл., г. Магнитогорск, пр. Ленина, 38, телефон +79088151635, e-mail: [email protected]