УДК 342.9 ББК 67
DOI 10.24412/2414-3995-2021-4-221-224
NIION: 2015-0066-4/21-042 MOSURED: 77/27-011-2021-04-241
© Сойников С.А., 2021
Научная специальность 12.00.14 - административное право; административный процес
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ УСТРОЙСТВОМ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ ВОДИТЕЛЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Сергей Александрович Сойников,
главный научный сотрудник, доктор юридических наук, доцент ФГКУ «ВНИИ МВД России» (121069, Москва, ул. Поварская, д. 25, стр. 1)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются проблемы административно-правового регулирования пользования устройством мобильной связи водителем транспортного средства, сформулированы предложения, направленные на совершенствование отношений в данной сфере.
Ключевые слова: устройство мобильной связи, водитель транспортного средства, правила пользования, отвлечение внимания водителя, ответственность
IMPROVEMENT OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF THE USE OF A MOBILE COMMUNICATION DEVICE BY A VEHICLE DRIVER
Sergey A. Soynikov,
Chief Researcher, Doctor of Legal Sciences, Associate Professor FGKU «VNII of the Ministry of Internal Affairs of Russia» (121069, Moscow, st. Povarskaya, 25, building 1)
Abstract. The article examines the problems of administrative and legal regulation of the use of a mobile communication device by a vehicle driver, formulates proposals aimed at improving relations in this area.
Keywords: mobile communication device, vehicle driver, rules of use, driver distraction, responsibility
Для цитирования: Сойников С.А. Совершенствование административно-правового регулирования пользования устройством мобильной связи водителем транспортного средства. Вестник экономической безопасности. 2021;(4):221-4.
К повышению уровня безопасности дорожного движения относится реализация комплекса мер, способствующих решению проблемы отвлечения внимания водителя транспортного средства (далее - ТС) на пользование устройством мобильной связи (далее - УМС).
Процесс управления автомобилем постоянно совершенствуется с тем, чтобы сделать его максимально безопасным, удобным и комфортным. В современных условиях актуальным представляется ряд аспектов в виде изменения и дополнения нормативных правовых актов, регламентирующих пользование УМС водителем ТС, и обеспечения их выполнения.
Детализируя изложенное, важно отметить, что в 2001 году Постановлением Правительства РФ от 24 января 2001 года № 67 [1] введен запрет на
пользование водителем во время движения ТС телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук (абз. 6 п. 2.7. Правил дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД РФ)) [2]. В 2007 году установлена административная ответственность за нарушение правил пользования телефоном водителем ТС (ст. 12.36.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) [3]. За совершение данного правонарушения в 2018 году к административной ответственности было привлечено 81,5 тыс. водителей, в 2019 году - более 84,8 тыс. [4].
Учитывая динамику внедрения достижений науки и техники в повседневную жизнь человека и значительный временной интервал с момента при-
нятия нормативных правовых актов, регламентирующих пользование телефоном водителем ТС во время движения, и мер, обеспечивающих их соблюдение, актуальным представляется совершенствование административно-правового регулирования в данной сфере. В первую очередь, это касается используемых терминов и формулировок. Так, в Конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 года [5, с. 23-36] (далее - Конвенция) используется термин «телефон», при этом, в Сводной резолюции о дорожном движении, представленной в соответствии с мандатом Рабочей группы по безопасности дорожного движения Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (далее - Резолюция), одновременно с этим, представлена формулировка «мобильный телефон». В условиях современных реалий целесообразно использование формулировки «устройство мобильной связи», которая уже применяется [6].
Также в Конвенции и Резолюции содержится термин «использование». В ПДД РФ и КоАП РФ указан термин «пользование».
В действующих нормативных правовых актах используется формулировка «... не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук». При этом, на сегодняшний день, значительное большинство УМС оборудованы таким устройством. Представляется, что в данном случае, важен не только факт наличия этого оборудования, а факт его применения.
В Правилах пользования УМС водителем ТС (далее - Правила) представляется важным регламентация, учитывающая особенности и возможности различных видов УМС и ТС, среди которых: размещение УМС на специальной подставке (держателе), позволяющее фактически применять его в качестве дополнительного монитора; выбор оптимального режима работы УМС перед началом движения; интеграция УМС с автомобильной мультимедийной системой, позволяющая реализовать значительный функционал используя голосовое меню; целесообразность ознакомления с полученной информацией после остановки ТС в разрешенном месте, подходящем для этих целей; использование УМС в качестве навигатора, а для водителей такси для работы с приложением агрегаторов; использо-
вание различных систем (ассистентов) призванных помочь водителю и др.
Характеризуя меры обеспечения выполнения нормативных правовых актов, регламентирующих пользование УМС водителем ТС, представляется важным ряд аспектов. Так, в начале 2020 года Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Владимир Игорьевич Афонский отметил, что на смену простым мобильным телефонам пришли смартфоны, планшеты, смарт-часы и электронные браслеты, появились специальные программы-приложения для общения, которые фактически находятся вне правового поля. «Сегодня не редки случаи, когда водители за рулем не только говорят по телефону, но и отвлекаются на просмотр видео на своих гаджетах. Люди пишут SMS, фотографируют, делают посты в соцсетях, находясь за рулем. Все это отвлекает и провоцирует аварийные ситуации», - пояснил Владимир Афонский. Он предложил разработать механизм четкой фиксации подобных случаев с последующим наказанием за них [7].
Являясь первым заместителем председателя Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в марте 2020 года Вячеслав Иванович Лысаков высказал мнение, что в ПДД РФ нужно вписать запрет на любые гаджеты в руках во время вождения, при этом штраф за нарушения правил должен быть не менее 5 тысяч руб. Контроль, по мнению депутата, должен осуществляться как инспекторами, так и автоматическими камерами [8].
В этой связи важно отметить что в проекте КоАП РФ, который сейчас проходит общественное обсуждение, в статье 21.38. «Нарушение правил пользования телефоном водителем транспортного средства» существующая санкция не изменена [9].
Рассматривая нарушение правил пользования телефоном водителем транспортного средства Ар-темова Ю.А. и Василенко Г.Н. обращают внимание на проблему по выявлению и фиксации, а также сложности доказательства виновности водителя [10]. Учитывая определенную динамику в этой связи, актуальным представляется отметить примене-
222
Вестник экономической безопасности
№ 4 /2021
ние работающего в автоматическом режиме комплекса фото-видеофиксации. Деятельность данного комплекса основана на использовании технологии, которая заключается в способности нейронных сетей [11] с помощью большого количества данных (Big Data) определять и фиксировать нарушение правил пользования УМС водителем ТС. Рассматриваемый комплекс без вмешательства извне формирует материал, на основании которого уполномоченное должностное лицо выносит постановление по делу об административном правонарушении. К постановлению прилагается фото, на котором видно, что во время движения УМС находится у водителя в руках. С февраля 2020 года комплексы фото-видеофиксации работали в тестовом режиме. В январе 2021 года они зафиксировали в Москве 82 нарушения правил пользования телефоном водителем ТС. За 2 месяца работающими в автоматическом режиме комплексами было зафиксировано 247 указанных административных правонарушений [12].
Предлагаемый и реализуемый комплекс мер представляется приоритетным, но не является исчерпывающим. Важно обратить внимание, что возможное отвлечение водителя ТС нужно регламентировать не только в отношении УМС. Существуют различные факторы, которые являются внутренними или внешними по отношению к ТС, причем, динамические источники отвлекают внимание в большей степени, чем статические. В этой связи, водителю ТС во время движения следует минимизировать количество действий, которые не связаны с вождением, что позволит повысить уровень безопасности дорожного движения.
Литература
1. Постановление Правительства РФ от 24.01.2001 № 67 «О внесении изменений и дополнений в решения Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения» // «Собрание законодательства РФ», 12.03.2001, № 11, ст. 1029.
2. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к
эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2021) // «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 22.11.1993, № 47, ст. 4531.
3. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 210-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ» // «Собрание законодательства РФ», 30.07.2007, № 31, ст. 4007.
4. На московских водителей ставят нейросети СМС за рулем и непристегнутый ремень переводят в режим автоматических штрафов [Электронный ресурс]: Газета «Коммерсантъ» № 202 от 03.11.2020, стр. 5. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4558107 (дата обращения: 14.05.2021 г.).
5. «Конвенция о дорожном движении» (Заключена в г. Вене 08.11.1968) (с изм. от 23.09.2014) // «Бюллетень международных договоров», 2007, № 10.
6. «Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях» (утв. Роспотребнадзором № МР 2.4.0150-19, Рособрнадзором № 01-230/13-01 14.08.2019) (вместе с «Результатами исследований, показавших отрицательные последствия использования устройств мобильной связи на здоровье детей», «Памяткой для обучающихся, родителей и педагогических работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи») // «Официальные документы в образовании», № 24, август, 2019.
7. В России может появиться наказание за пользование гаджетами за рулем. [Электронный ресурс]: Электронное периодическое издание «Парламентская газета». иКЬ: https://www.pnp. ru/social/v-rossii-mozhet-poyavitsya-nakazanie-za-polzovanie-gadzhetami-za-rulyom.html. (дата обращения: 14.05.2021 г.).
8. А у нас нейро вешают. [Электронный ресурс]: Газета «Коммерсантъ» № 51 от 23.03.2020. иКЬ: https://www.kommersant.ru/doc/4299266. (дата обращения: 14.05.2021 г.).
9. Проект «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (подготовлен Минюстом России, ГО проекта 02/04/05-20/00102447) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 29.05.2020) // Текст до-
кумента приведен в соответствии с публикацией на сайте https://regulation.gov.ru/ по состоянию на 29.05.2020.
10. Артемова Ю.А., Василенко Г.Н. Нарушение правил пользования телефоном водителем транспортного средства: проблемы фиксации и правоприменения. В сборнике: Актуальные проблемы современного российского государства и права. Материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 22-25.
11. Нейронные сети искусственные, многослойные высокопараллельные (т.е. с большим
числом независимо параллельно работающих элементов) логические структуры, составленные из формальных нейронов. [Электронный ресурс]: «Большая российская энциклопедия». URL: https:// bigenc.ru/technology_and_technique/text/4114009. (дата обращения: 14.05.2021 г.).
12. Камеры в Москве выписали почти 250 штрафов за разговоры за рулем [Электронный ресурс]: газета «Известия № 26 (30714) 15 февраля 2021. URL: https://iz.ru/1125133/2021-02-15/kamery-v-moskve-vypisali-pochti-250-shtrafov-za-razgovory-za-rulem. (дата обращения: 14.05.2021 г.).
Административное право России. 7-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. В.Я. Кикотя, Н.В. Румянцева. 744 с. Гриф МО РФ. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Серия «Dura lex, sed lex».
В учебнике предложено оригинальное видение предмета административного права, механизма административно-правового регулирования общественных отношений, во многом отличающееся от стереотипов, сложившихся в административно-правовой науке в течение многих десятилетий. Особое внимание уделено таким малоизученным вопросам административного права, как особенности административно-правового статуса организаций (в том числе государственных учреждений, должностных лиц), основы правоохранительной службы, административно-правовые действия, методы осуществления административной деятельности, основы теории административно-публичного обеспечения безопасности.
Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений юридического профиля.
224
Вестник экономической безопасности
№ 4/2021