Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОЛЬЗОВАНИЯ УСТРОЙСТВОМ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ ВОДИТЕЛЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОЛЬЗОВАНИЯ УСТРОЙСТВОМ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ ВОДИТЕЛЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
200
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
водитель транспортного средства / ответственность / телефон / смартфон / устройство мобильной связи. / vehicle driver / liability / phone / smartphone / mobile device

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Александрович Сойников

Рассматриваются правовые основы пользования устройством мобильной связи водителем транспортного средства. Сформулированы предложения, направленные на совершенствование отношений в данной сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сергей Александрович Сойников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASES OF USE MOBILE DEVICE BY VEHICLE DRIVER

Discussed the legal basis for using a mobile device by a vehicle driver. The proposals aimed at improving relations in this area are formulated

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОЛЬЗОВАНИЯ УСТРОЙСТВОМ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ ВОДИТЕЛЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА»

DOI 10.24411/2073-0454-2020-10365 © С.А. Сойников, 2020

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОЛЬЗОВАНИЯ УСТРОЙСТВОМ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ ВОДИТЕЛЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Сергей Александрович Сойников, профессор кафедры правовой и гуманитарной подготовки, доктор юридических наук, доцент

Тверской филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (170040, Тверь, ул. Кривичская, д. 12) E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассматриваются правовые основы пользования устройством мобильной связи водителем транспортного средства. Сформулированы предложения, направленные на совершенствование отношений в данной сфере.

Ключевые слова: водитель транспортного средства, ответственность, телефон, смартфон, устройство мобильной связи.

LEGAL BASES OF USE MOBILE DEVICE BY VEHICLE DRIVER

Sergey A. Soynikov, Professor of the Department of Legal and Humanitarian Training, Doctor of Legal Sciences, Associate Professor

Tver branch Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (170040, Tver', ul. Krivichskaya, d. 12) E-mail: [email protected]

Abstract. Discussed the legal basis for using a mobile device by a vehicle driver. The proposals aimed at improving relations in this area are formulated.

Keywords: vehicle driver, liability, phone, smartphone, mobile device.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Сойников С.А. Правовые основы пользования устройством мобильной связи водителем транспортного средства. Вестник Московского университета МВД России. 2020(6):266-8.

УДК 342.9 ББК 67

Одной из причин дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП) и создания аварийных ситуаций с участием транспортных средств (далее — ТС) является недостаточная сосредоточенность водителя, которая может быть вызвана различными отвлечениями на сторонние занятия.

В мировом сообществе проблема отвлечения водителя ТС от дороги, в результате которой человек не всегда может вовремя предвидеть возникновение опасной ситуации и избежать её, обсуждается несколько десятилетий и для описания этого явления в международном законодательстве используется термин «distracted driving» (рассеянное вождение).

Одним из обстоятельств снижающих внимание водителя, управляющего ТС, скорость его реакции

266 -Вестник Московского у

и уровень концентрации, является использование устройства мобильной связи (далее — УМС), что создаёт значительную опасность для самого водителя, его пассажиров, а также для других участников дорожного движения.

28 марта 2006 года для Российской Федерации вступили в силу принятые 28 сентября 2004 года поправки к Конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 года1 (далее — Конвенция), в соответствии с которыми в национальном законодательстве следует установить правила использования телефона водителем ТС. Также, в Конвенции отмечено, что в любом случае законодательство должно запрещать использование водителем телефона, удерживаемого рукой,

1 «Бюллетень международных договоров», 2007, № 10, с. 23-36.

иверситета МВД России - № 6 / 2020

во время движения механического ТС и велосипеда с подвесным двигателем.

В Сводной резолюции о дорожном движении (далее — Резолюция), представленной в соответствии с мандатом Рабочей группы по безопасности дорожного движения Европейской экономической комиссии Организации Объединённых Наций, одновременно с указанием ряда преимуществ, которые даёт использование мобильного телефона в ТС, отмечается, что проведённые исследования указывают на существование взаимосвязи между телефонным разговором во время вождения и повышением степени риска ДТП. По этой причине, национальным законодательством многих государств, водителям ТС во время движения разрешается использовать телефон, который не нужно держать в руке, а за невыполнение этого правила предусмотрены соответствующие санкции. Вместе с тем, даже при соблюдении этого правила, нормативными правовыми актами некоторых государств установлено, что в случае аварии водитель может быть привлечён к ответственности. В Резолюции отмечается, что по существу опасность аварии возрастает даже при использовании телефона, который не нужно держать в руке, поскольку внимание водителя в значительной мере сосредоточено на телефонном разговоре.

Достижения науки и техники находят самое широкое применение в различных сферах и областях жизни человека. В полной мере это относится к использованию водителем ТС УМС. В Конвенции используется термин «телефон». В толковом словаре Ожегова С.И. под телефоном понимается система связи для передачи речевой информации на расстояние при помощи электрических сигналов по проводам или по радио1. Одновременно с этим, в Резолюции используется термин «мобильный телефон». С появлением смартфонов произошли существенные изменения, обусловленные их преимуществами по сравнению с мобильными телефонами к которым можно отнести: наличие процессора, позволяющего устанавливать операционную систему; функциональность; возможность одновременного использования нескольких программ (многозадачность) и др. Операционная система позволяет использовать ряд приложений, которые, на сегодняшний день, получили широкое распространение. В качестве примера можно отметить, что в России WhatsApp и ^Ьег активно используют 36 и 21 миллион человек соответственно2. Одновременно

с этим, в России растёт объем продаж смартфонов3. Во время управления ТС водитель может использовать ряд функций смартфона, что создаёт дополнительные основания для его возможного отвлечения. При этом водитель должен постоянно анализировать дорожную ситуацию и не выполнять каких-либо действий, снижающих уровень контроля ТС или создающих помехи для осуществления манёвров.

Проведённые исследования использования телефона во время движения, как для звонков, так и для набора смс-сообщений показывают, что в ста процентах случаев водитель не способен быстро и качественно вести машину, соблюдая все требования Правил дорожного движения Российской Федерации (далее — ПДД). Разговор по мобильному телефону во время вождения увеличивает шанс попасть в ДТП в четыре раза. Наиболее критичными являются ситуации, когда водители ТС пишут смс-сообщения во время движения4. Аварийность увеличивается в шесть раз, если сидящий за рулём машины человек пишет смс-сообщения, а получение или отправка текста смс-сообщения отвлекает внимание водителя на 4,6 секунды5. В данных условиях особую актуальность приобретает соблюдение правил пользования УМС водителем ТС во время движения и контроль за их исполнением. Для водителей необходимо создать максимальные условия для контроля ТС, учитывающие сложные и динамичные обстоятельства дорожного движения.

При использовании УМС могут быть задействованы физические, визуальные, слуховые, а также когнитивные факторы отвлечения внимания водителя ТС.

Запрет на пользование во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук (абз. 6 п. 2.7. ПДД), был введён Постановлением Правительства РФ от 24 января 2001 года № 67 «О внесении изменений и дополнений в решения Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения

1 Словарь русского языка С. И. Ожегова. [Электронный ресурс]: Толковый словарь Ожегова онлайн. https://slovarozhegova.ru/word. php?woгdid=31559. (дата обращения 27.05.2020).

2 Любимец всех родителей. [Электронный ресурс]: ФГБУ «Редакция «Российской газеты». Интернет-портал «Российской газеты» зарегистрирован в Роскомнадзоре 21.06.2012 г. Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 50379. https://rg.ru/2019/09/18/whatsapp-po-populiarnosti-obognal-drugie-messendzhery.html. (дата обращения — 27.05.2020).

3 В России было продано 30 млн. смартфонов за год. [Электронный ресурс]: Электронное периодическое издание «Ведомости». URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2020/01/12/820396-prodano-30-smartfonov (дата обращения 27.05.2020).

4 Госавтоинспекция МВД России напоминает об опасности разговоров по мобильному телефону в процессе участия в дорожном движении. [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: https://xn--90adear.xn--plai/news/item/15152 (дата обращения 27.05.2020).

5 Госавтоинспекция г.о. Красногорск напоминает водителям: использование мобильных телефонов за рулём может привести к ДТП. [Электронный ресурс]: Сетевое издание «Красногорские вести». URL: http://inkrasnogorsk.ru/novosti/bezopasnost/gosavtoinspekciya-g-o-krasnogorsk-napominaet-voditelyam-ispolzovanie-mobilnyh-telefonov-za-rulem-mozhet-privesti-k-dtp (дата обращения 27.05.2020).

№ 6/2020

Вестник Московского университета МВД России

267

безопасности дорожного движения»1.

Пользование водителем во время движения ТС телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук в соответствии со статьёй 12.36.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ2 (далее — КоАП РФ) влечёт наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей. Причём, с момента введения Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 210-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ»3 данной статьи, в неё вносилось изменение Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 196-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ и статью 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»4 в части административного наказания, в виде исключения предупреждения и увеличения размера административного штрафа. При уплате административного штрафа за данное правонарушение не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа, он может быть уплачен в размере семисот пятидесяти рублей (ч. 1.3. статьи 32.2. КоАП РФ).

Запрет, установленный абз. 6 п. 2.7. ПДД и диспозиция статьи 12.36.1 КоАП РФ направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, уменьшение факторов отвлекающих внимание водителя и исключение возможности создания каких-либо помех для управления ТС.

Рассматривая материальные и процессуальные аспекты в данной сфере, помимо указанных нормативных правовых актов, целесообразно отметить п. 7 ч. 1 ст. 2 «Основные направления деятельности полиции» и п. 19 ч. 1 ст. 12 «Обязанности полиции» Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»5, а также Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утверждённый

1 «Собрание законодательства РФ», 12.03.2001, № 11, ст. 1029.

2 «Российская газета», № 256, 31.12.2001.

3 «Собрание законодательства РФ», 30.07.2007, № 31, ст. 4007.

4 «Российская газета», № 161, 25.07.2013.

5 «Российская газета», № 25, 08.02.2011.

Приказом МВД России от 23.08.2017 № 6646.

Судебная практика свидетельствует о том, что под использованием телефона во время движения ТС водителем понимается его использование для любых целей (разговор, ввод данных, чтение текстовых сообщений и т.п.), которые снижают внимание водителя и мешают управлять ТС, что приводит к риску совершения ДТП7.

В качестве доказательств могут использоваться: показания свидетелей, фотоматериалы, видеоматериалы, а также данные, полученные у оператора сотовой связи.

Количество ежегодно фиксируемых правонарушений в данной сфере измеряется десятками тысяч и продолжает расти. Так, в 2018 году по статье 12.36.1 КоАП РФ «Нарушение правил пользования телефоном водителем транспортного средства» было возбуждено 81,5 тысяч дел, а в 2019 году — более 84,8 тысяч8.

В современных условиях актуальным представляется изменение и дополнение нормативных правовых актов, регламентирующих пользование УМС водителем ТС и мер, обеспечивающих их соблюдение. Также, представляется целесообразным обсуждение ряда аспектов, способствующих уменьшению факторов отвлекающих внимание водителя ТС в процессе участия в дорожном движении на пользование УМС в виде: формирования соответствующей поведенческой установки участников дорожного движения; изменения модели поведения водителя ТС; использования водителем возможностей УМС и технического оснащения ТС; влияния на поведение водителя ТС косвенными методами способными предупреждать ошибки его поведения или минимизировать их последствия; контроля поведения водителя во время движения ТС с помощью технических устройств и др.

Комплексный подход в реализации предлагаемых мер положительно отразится на обеспечении порядка и безопасности дорожного движения.

6 «Российская газета», № 232, 13.10.2017.

7 Решение № 12-122/2017 от 31 августа 2017 г. по делу № 12-122/2017. [Электронный ресурс]: Интернет-ресурс «Судебные и нормативные акты Российской Федерации». URL: https://sudact.ru/regular/doc/ ZUg4whZrbaVH/. (дата обращения 27.05.2020).

8 Трубки смерти. Почему нужно менять отношение к использованию телефонов за рулём. Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». [Электронный ресурс]: Газета «Коммерсантъ». URL: https:// www.kommersant.ru/doc/4292536. (дата обращения 27.05.2020).

268

Вестник Московского университета МВД России

№ 6 / 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.