СОТВОРЧЕСТВО В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Е. Ю. Куприна, В. В. Ходырева,
Тольяттинская консерватория,
г. Тольятти, Самарская область, Российская Федерация, 445017
76
Аннотация. В статье представлена разработка проблемы сотворчества в контексте психологии и педагогики музыкального образования, приведён педагогический опыт работы с одарёнными детьми по материалам круглого стола «Талантливые дети Тольятти», состоявшегося в рамках Всероссийской научно-практической конференции и посвящённого актуальной проблеме детской одарённости в контексте учебного процесса в системе дополнительного образования. Информация сконцентрирована вокруг педагогики сотворчества, субъектами которой являются взаимно сонаправленные и равно ответственные за художественный результат участники музыкально-образовательного процесса - педагогические работники, одарённые дети и их родители. Показаны представления педагогов и других работников музыкального образования о проблеме детской одарённости, рассмотрены вопросы педагогики сотворчества с одарёнными исполнителями в контексте профессиональной самореализации педагогов и выстраивания их взаимоотношений с родителями учащихся. Рассмотрены различные грани педагогики сотворчества: профессиональная, связанная с непрерывным самосовершенствованием преподавателя, психологическая - с умением выстраивания диалога между участниками сотворчества, воспитательная - с установлением особой «сотворческой атмосферы», в которой происходит педагогически целесообразное музыкальное развитие юных дарований. Особое внимание уделяется советам педагогов-мастеров, адресованным начинающим преподавателям, основанным на педагогической рефлексии собственного опыта и призванным помочь смягчить непоправимые последствия ошибок становления в профессии. Сделан вывод, что сотворчество в контексте музыкального образования представляет собой активную направленность всех участников творческого педагогического процесса навстречу друг другу в процессе совместной работы над художественно значимым результатом, в ходе которого происходит их всестороннее взаимораскрытие.
Ключевые слова: музыкальное образование, одарённый ученик, педагогика сотворчества, работа с родителями, самореализация, творческие методы, профессиональная психологическая установка, сотворческая атмосфера.
CO-CREATION IN MUSIC EDUCATION
Elena Yu. Kuprina, Victoria V. Khodyreva,
Togliatti Conservatory,
Togliatti, Samara region, Russian Federation, 445017
Abstract. The article presents the development of the problem of co-creation in the context of the psychology and pedagogy of music education, the pedagogical experience of working with gifted children is presented on the basis of the Round Table "Talented Children of Togliatti", which took place in the framework of the All-Russian Scientific and Practical Conference on the urgent problem of children's giftedness in the context of the educational process in system of additional education. The information is concentrated around the pedagogy of co-creation, the subjects of which are mutually co-directed and equally responsible for the artistic result of the participants in the musical and educational process - pedagogical workers, gifted children and their parents. The views of teachers and other music education workers on the problem of children's giftedness are shown, questions of pedagogy of co-creation with gifted performers in the context of professional self-realization of teachers and the construction of their relationships with parents of students are examined. Various aspects of the pedagogy of co-creation are considered: professional, connected with the continuous self-perfection of the teacher, psychological -with the ability to build a dialogue between participants in co-creation, educational -with the establishment of a special "co-creative atmosphere" in which the pedagogically expedient musical development of young talents occurs. Special attention is paid to the advice of teachers-masters to beginning teachers, based on the pedagogical reflection of their own experience and designed to help mitigate the irreparable consequences of mistakes in becoming a profession. It is concluded that co-creation in the context of musical education is an active focus of all participants of the creative pedagogical process towards each other in the process of joint work on an artistically significant result, during which their mutual complementarity and mutual disclosure takes place.
Keywords: music education, gifted pupil, pedagogy of co-creation, work with parents, self-realization, creative methods, professional psychological setting, co-creative atmosphere.
77
Вступление
Проблема сотворчества, благодаря необычайно ёмкому смыслу базового понятия, достаточно широко исследуется в педагогике, культурологии, эстетике, психологии, искусствоведении, в том числе в контексте педагогики и психологии музыкального
образования. В частности, термин «сотворчество» фигурирует в качестве одного из составляющих «дея-тельностного педагогического принципа "со"» в рамках проблемы музыкального миротворчества [1, с. 15], изучается как один из путей совершенствования психолого-педагогиче-
скои деятельности в системе начального [2; 3] и профессионального [4; 5] музыкального образования, исследуется как многоуровневый и многокомпонентный системный художественный феномен со своей характерной динамикой, отражающей диалогическую интегрированную специфику и закономерности работы музыкантов, в ходе которой происходит их профессиональное, личностное становление и саморазвитие [6].
Однако тема сотворчества далеко не исчерпана и представляется особенно актуальной в ракурсе обучения музыкальному исполнительству одарённых детей. Общеизвестно, что только в творчестве человек реализует свои задатки и способности, заложенные природой. Но тонкости процесса работы с одарёнными учащимися нередко остаются за рамками теоретических обобщений.
Обобщение педагогического опыта в области педагогики сотворчества
Идея обращения к «чистым» практикам, работающим ежедневно, еже-78 часно в течение многих лет с талантливыми обучающимися на уроках специального инструмента, возникла у специалистов Научно-методического центра художественного образования Тольяттинской консерватории после очередного прослушивания концерта с участием учащейся 5 класса, дававшей сольный концерт на сцене детской музыкальной школы (это было «обыгрывание» программы перед поездкой на «статусный» международный конкурс в Москве). После выступления, во время методического обсуждения, преподавателю юной пианистки было сделано предложение написать к предстоящей Всероссийской
конференции статью с описанием своей методики работы, на что она скромно заметила, что писать не привыкла, поскольку в течение всего профессионального пути все силы отдавала исключительно практической работе с детьми в классе фортепиано.
Действительно, кропотливый педагогический труд в музыкальной школе или школе искусств, бесчисленные заботы по воспитанию юных исполнителей нередко служат причиной того, что у преподавателей зачастую не хватает ни времени, ни сил на разработку методических материалов и тем более на оформление их в формате статей для публикации в научно-методических журналах. Однако в большинстве своём именно они владеют секретами педагогического мастерства.
Специалисты Научно-методического центра решили организовать индивидуальные встречи с ведущими преподавателями, концертмейстерами, руководителями, провести с ними беседы по подготовленным вопросам, а затем оформить материалы в форме круглого стола. Список намеченных респондентов не смог вместить всех подлинных мастеров своего дела, которыми славится тольяттинская система художественного образования. Всего в мероприятии приняли участие 57 человек, за плечами которых была значительная (вплоть до 50 лет) педагогическая практика. Все интервью записывались на диктофон и затем переводились в текст. Принцип структурирования образовавшегося в итоге массива информации сложился постепенно, по мере погружения в проблематику педагогики сотворчества с одарёнными и способными учащимися. В результате получилась книга «Материалы круглого стола "Одарённые дети Тольятти"»
[7], в которой собраны размышления педагогов о феномене одарённости, его истоках и условиях развития, воспоминания о практическом опыте работы с юными дарованиями, а также ценные советы начинающим преподавателям. Опубликованные материалы содержат солидный «банк методического опыта», апробированного реальной музыкально-образовательной практикой и представляющего ценный теоретический и практический интерес для исследователей творческой педагогики, педагогики сотворчества, методики преподавания творческих дисциплин. В настоящей статье представлены некоторые выводы, сделанные в результате обработки живой, подчас «кипящей» информации, изложенной языком «чистых практиков».
Понятийное пространство педагогики сотворчества
Главной целью наставника в работе с юным музыкантом является всестороннее раскрытие и развитие его одарённости. Процесс воспитания таланта растягивается на долгие годы, вовлекая всех участников музыкальной учебной деятельности (обучающихся, педагогических работников, родителей) в совместную творческую лабораторию, где царит атмосфера сильнейших эмоциональных и нравственных переживаний.
Как показали интервью, педагоги пребывают в некоем понятийном поле, образующемся из-за пересечения понятий «способный», «талантливый», «одарённый». В ходе круглого стола одни рассказывали, что у некоторых детей яркий музыкальный талант проявляется подчас стремительно. Другие утверждали, что в большинстве случаев музыкальная одарён-
ность раскрывается постепенно, в течение определённого периода времени (от одного-двух месяцев до нескольких лет). В любом случае, поспешных заключений о наличии или отсутствии дарования у того или иного ребёнка (например, по результатам приёмных экзаменов или первых месяцев работы) делать нельзя.
За время многолетней деятельности педагоги научились выделять из общего числа обучающихся одарённых детей по совершенно разнообразным признакам: по особому взгляду, богатой фантазии, по оригинальности и гибкости мышления, творческому подходу к любому делу, любознательности, увлечённости и открытости ко всему новому. У этих детей особая эстетика звукоизвлечения, их отличает стремление к достижению красочного и нефорсированного звука. Обнаруживая ярко выраженный интерес к творческой деятельности, в учёбе они демонстрируют быстроту и лёгкость достижения высоких результатов. Их отличает эмоциональное самовыражение, непредсказуемость поведения. Эти дети одарены энергией и обнаруживают способности, помимо музыки, в самых разнообразных областях деятельности.
Несмотря на различные подходы и оценки, педагоги были единодушны в том, что под музыкальной одарённостью подразумевается системный [8] комплекс данных, включающий как специальные задатки и способности к музыкальной деятельности, интеллектуальные способности и развитую интуицию, так и набор индивидуальных качеств, характеризующих одарённого ребёнка, с одной стороны, как сильную личность, а с другой - как хрупкую и весьма ранимую.
79
80
Среди сильных черт характера обозначали:
• ярко выраженную независимость;
• харизматичность, стихийность;
• личное отношение к деятельности;
• большую работоспособность в случае мотивированной деятельности;
• умение самостоятельно углублённо работать;
• одержимость, настойчивость, упорство;
• сильную волю, целеустремлённость;
• сильную энергетику;
• свободолюбие;
• стремление к совершенству;
• самоуверенность, тщеславие.
Респондентами были отмечены и
«слабые» стороны характера одарённых детей:
• ранимость психики;
• склонность к сомнениям, неуверенность;
• болезненная самокритичность;
• лень;
• чувствительность психики, эмоциональная нестабильность;
• элементы аутизма (особое психическое состояние, погружённость человека в себя, стремление уйти от контактов с окружающим миром).
В практике «массовой» школы искусств распространена вполне успешная и результативная работа преподавателей с достаточно способными, но отнюдь не одарёнными детьми. Таких учащихся большинство. У них, как правило, комплекс способностей проявляется не сразу и в большой степени зависит от среды формирования. Процесс творческого воспитания «просто способных» детей во многом
зависит от интеллектуальных способностей ребёнка, его личной усидчивости, работоспособности, а также (что не менее значимо) от желания и интереса. Успешность его продвижения в учёбе непосредственно связана с мастерством преподавателя, трудолюбием самого ученика и поддержкой его родителей. Именно способные, благодаря более стабильному темпу продвижения в учебной деятельности, в отличие от одарённых (для которых более характерен скачкообразный путь развития), нередко достигают значительных результатов.
Грани и проблемные зоны
педагогики сотворчества
Контакт с личностью одарённого обучающегося всегда стимулирует педагога на поиск нестандартных путей и решений. В процессе работы с юными вундеркиндами у их наставников появляется возможность - средствами музыкальной учебной деятельности -выйти на серьёзный профессиональный уровень постижения художественно-образной выразительности изучаемого материала. Участники круглого стола рассказывали, что только работа с одарёнными учениками приносит им профессиональное удовлетворение, поскольку с такими учащимися у педагога появляется возможность выйти за рамки традиционного учебного процесса (типовых программ, стандартного репертуара), позиционировать личный педагогический опыт в рамках города, региона, области, страны (через участие с одарёнными обучающимися в конкурсах, фестивалях), расширить круг профессиональных контактов. Рост педагогического мастерства напрямую связан не только с систематической работой с юным музыкантом
в классе, но и продолжается в творческих школах, на мастер-классах с участием крупных деятелей искусства. Так проявляется профессиональная грань педагогики сотворчества.
Из материалов круглого стола ясно видно, что педагоги осознают личную ответственность за педагогический результат работы с одарённым музыкантом-исполнителем и понимают, что развитие вундеркинда зависит от целостной системы его воспитания, которую невозможно осуществить без родительского участия. Вместе с тем проблема выстраивания конструктивных взаимоотношений с родителями является одной из достаточно наболевших в педагогике сотворчества, поскольку содержит много нюансов как положительного, так и отрицательного свойства.
Например, успешному педагогическому процессу способствуют:
• знание родителями характерных особенностей своего ребёнка;
• активная помощь родителей в деле организации домашней самоподготовки ребёнка;
• активная поддержка профессионального самоопределения сына или дочери (побуждение к серьёзному отношению к занятиям музыкой, а также достаточно ощутимые материальные расходы на участие в конкурсах, фестивалях, мастер-классах и т. п.);
• психологическая поддержка при неизбежных нравственных, физических перегрузках процесса обучения.
Учебная практика обнаружила и немало факторов отрицательного свойства, подчас разрушительно воздействующих на педагогический процесс:
• противодействие преподавателю в его стремлении продвинуть одарённого ребёнка в творческом разви-
тии из-за неверия в материальную стабильность профессии музыканта;
• равнодушие к музыкально-исполнительским достижениям своего ребёнка;
• повышенная требовательность к результатам учебно-творческого процесса в силу родительских амбиций;
• вмешательство в педагогический процесс.
При всём том педагоги отмечали, что бывали случаи, когда родители, не найдя способа установления душевного контакта с собственным одарённым ребёнком, ждали реальной помощи именно от преподавателей.
Апеллируя к собственному опыту, педагоги акцентировали внимание на необходимости налаживания исключительно тактичного и деликатного стиля общения с родителями в процессе организации с ними систематичной и разносторонней работы по следующим возможным направлениям:
• разъяснение специфики творческой деятельности;
• совместное решение текущих проблем обучения;
• введение (педагогически целесообразное) в важнейшие аспекты учебного процесса для осуществления контроля за качеством самостоятельной работы ребёнка;
• вовлечение в совместный процесс творческого развития и продвижения ребёнка (совместное посещение концертов, поддержка на выставках, фестивалях, конкурсах и пр.).
В целом подчёркивая необходимость активного привлечения родителей в свои союзники, многие преподаватели утверждали, что родительское соучастие во многом способствует повышению результативности педагогического труда.
81
82
На круглом столе педагоги-практики честно и порой нелицеприятно говорили о реально существующих проблемах, возникающих в процессе систематического приучения детей с неразвитым волевым комплексом к труднейшей из всех видов человеческой деятельности творческой работе. «Нестандартность» одарённых иной раз драматично сказывается на их общении со сверстниками, близкими, друзьями, учителями. Многие респонденты рассказывали, что нередко в педагогический процесс властно вмешивались факторы, обусловленные непростыми детскими характерами (о чём говорилось выше). Вступив на данном длительном пути в сотворчество с одарёнными обучающимися и их родителями, педагоги проходят через «тернии» детских характеров. Одарённый ученик - это не пай-ребёнок. Методика работы с ним порой драматична, и метод «кнута и пряника» никто не отменял. Общепедагогические закономерности и принципы в творческой педагогике диалектичны в конкретных проявлениях на практике, и корректнее говорить не о правомерности тех или иных творческих методов, а об их результативности. Грамотное общение наставника с одарённым учеником базируется на следующих принципах:
• целостно-личностный подход к одарённому ученику (безусловные любовь и принятие личности учащегося);
• построение индивидуальной «траектории развития» одарённого ученика;
• психологическая поддержка таланта;
• повышенный расход внутренних ресурсов (психологических, нравственных, энергетических и пр.);
• педагогическое терпение.
В искусстве, предназначение которого «подниматься над суетой» и «потрясать», чтобы из ребёнка получился настоящий артист, приёмы и способы работы с ним тоже должны быть не менее «потрясающими». Юного музыканта нередко необходимо в буквальном смысле слова морально «встряхнуть», чтобы он начал себя тратить, расходовать, отдавать другим. Однако именно через творчество в человеке проявляется его суть, его истинное предназначение.
В целом умение выстраивать продуктивный диалог с родителями, мудрое общение с учениками, в соответствии с целями и задачами музыкального обучения, составляет психологическую грань педагогики сотворчества.
Подвергая рефлексивному осмыслению постижение ступеней собственного профессионального мастерства, педагоги отмечали, что в профессии преподавателя условно действуют две основные рабочие психологические установки - пассивная и активная.
Пассивная психологическая установка преподавателя выражается в нежелании открытой демонстрации результатов педагогической деятельности (из страха за подрыв собственного авторитета в случае неудачного выступления ученика), в тактике «уроко-дательства». Данная установка в итоге обусловливает медленное самопродвижение педагога в профессии путём учёбы на собственных ошибках.
Педагоги с активной психологической установкой не боятся трудностей, предпочитают упорно работать («все когда-то начинали»), считают, что важно не быть обывателем, развивать педагогическую интуицию, знать методику преподавания, применять новые технологии, изучать научную,
специальную и художественную литературу, используя всевозможные (печатные, электронные) ресурсы. Принципиальной стратегией их самороста в профессии является постижение мастерства опытных коллег, активное участие в конкурсах, мастер-классах, методических мероприятиях и постоянное общекультурное развитие (регулярное посещение концертов, выставок, музеев, театров и пр.).
Однако не только начинающий, но даже опытный преподаватель, концертмейстер, руководитель, независимо от стажа работы, не застрахован от профессиональных просчётов, но затем, подвергнув педагогической рефлексии преподнесённый «урок», обязан развиваться дальше. Педагоги-мастера считают, что смягчить непоправимые последствия «ошибок становления в профессии» молодым преподавателям помогут:
• непрерывное самосовершенствование (рост мастерства является одновременно и мотивом, о котором упоминалось выше, и постоянной проблемой: почивать на «педагогических лаврах» рядом с одарённым учеником невозможно, ибо необходимо постоянно развиваться самому [9], чтобы быть способным обеспечивать высокие темпы творческого продвижения юного дарования);
• всесторонне грамотный подход к развитию обучающихся (знание основ педагогики музыкального образования и психологии, профессиональное балансирование между методикой «разумного риска» и традиционной «школой» обучения; чуткое психолого-педагогическое сопровождение развития одарённости);
• постоянное стимулирование творческой мотивации обучающихся [10];
• воспитание трудолюбия у учащихся;
• грамотно выстроенная репертуарная политика в соответствии с принципом систематичности и последовательности (одинаково плохо сказывается на развитии одарённого как опрометчивое завышение программных требований, так и их необоснованное занижение);
• выбор оптимального режима занятий (распределение нагрузок, соблюдение режима труда и отдыха);
• оптимальное и педагогически оправданное участие в концертах, конкурсах и выставках;
• нахождение (средствами изучаемого вида творчества) адекватных средств самовыражения юных талантов;
• нахождение баланса между создаваемой педагогом сотворческой атмосферой и «самодержавным воздействием среды» [11, с. 191] региона проживания на личность ребёнка [12];
• выстраивание системы всестороннего воспитания личностных качеств учащегося (регулярные беседы, совместные посещения культурных мероприятий и пр.);
• налаживание продуктивного контакта с родителями учеников.
Чтобы избежать ошибок, особенно на первоначальном этапе педагогической работы, преподавателям важно уделять самое серьёзное внимание установлению особой «сотворческой атмосферы» - своеобразного отражения и олицетворения воспитательной грани педагогики сотворчества, связанной с длительным процессом формирования и развития личности юного дарования. Этому способствуют:
• целостно-личностный подход;
83
84
• вовлечение учащихся в совместный творческий процесс;
• консультации опытных коллег по различным аспектам преподавания;
• обстановка высокой требовательности к себе и к ученику;
• поддержание интереса учащегося к учебной деятельности;
• установление в школе (классе) творческого микроклимата;
• привлечение родителей в качестве союзников;
• психологическая поддержка одарённости (любить, изучать, доверять, понимать и верить в своих учеников, не делать поспешных выводов, мотивировать, осуществлять психологический патронаж);
• профилактика «звёздной болезни» (соблюдать разумную психологическую дистанцию, выработать адекватную систему поощрений, создавать атмосферу здоровой творческой конкуренции среди учащихся);
• тщательный самоконтроль педагога (за речью, поведением и пр.);
• педагогическая гибкость.
Заключение
С одной стороны, работа с одарёнными учениками приносит педагогическим работникам ощущение необы-
чайного счастья, чувство благодарности судьбе, доверившей им развитие таланта. В такие минуты осознаётся истинный смысл работы, дарующей радость и удовлетворение. С другой стороны, победы могут чередоваться с неудачами и вызванными ими периодами мучительных сомнений. Как и в любом педагогическом процессе, в педагогике сотворчества существуют проблемные зоны, связанные со спецификой взаимоотношений всех субъектов учебной деятельности. Но каким бы сложным ни был педагогический труд, важно всегда помнить, что сотворчество с одарённым учеником представляет собой активную направленность всех участников музыкального образовательного процесса (педагогов, обучающихся, родителей) навстречу друг другу в процессе совместной работы над художественно значимым результатом, в ходе которого происходит их всестороннее взаимодополнение и взаимораскрытие при условии, что каждая сторона прикладывает максимум усилий. При этом каждый педагогический работник должен ясно отдавать себе отчёт, что одарённый учащийся - ценнейшее достояние общества, которое Судьба ему вручает для воспитания и развития.
Авторы признательны О. В. Бутовичевой, методисту-психологу Научно-методического центра художественного образования Тольяттинской консерватории, участвующей в настоящем исследовании, всем тольяттинским преподавателям, принявшим участие в обсуждении проблематики работы с одарёнными учащимися, и выражают глубокую благодарность доктору искусствоведения, заслуженному деятелю искусств России, профессору М. М. Берлянчику и доктору философских наук, заслуженному работнику Высшей школы РФ, профессору Л. Н. Дороговой за ценную помощь в работе над материалами.
Authors are grateful to O. V. Butovicheva, the methodologistpsychologist of the Scientific and methodical center of art education of the Toglyatti conservtory, participating in this research,
to all teachers in Toglyatti who have participated in the discussion on the substance of work with gifted pupils, and express profound gratitude to the doctor of art criticism, the Honored worker of arts of Russia, professor M. M. Berlyanchik and the doctor of philosophy, the Honoured worker of the higher school of the Russian Federation, professor L. N. Dorogova for the valuable help in work on materials.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Овчинникова, Ю. С. Основы музыкального миротворчества в контексте ноосфер-ной педагогики [Текст] / Ю. С. Овчинникова // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». -2013. - № 4. - С. 7-18.
2. Никитина, Е. И. Сотворчество педагога и учащихся на занятиях художественным движением в системе дополнительного образования [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е. И. Никитина. - М., 2007. - 179 с.
3. Райцева, Т. Е. Формирование творческих способностей младших школьников в процессе музыкально-игровой деятельности [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Т. Е. Райцева. - Владикавказ, 2005. -140 с.
4. Куприна, Е. Ю. Моделирование профессиональной подготовки студентов-музыкантов к сотворческой исполнительской деятельности [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. Ю. Куприна. - Тольятти, 2008. - 24 с.
5. Цалиев, В. М. Психолого-педагогические особенности сотворчества преподавателя и студента в процессе обучения исполнительскому мастерству [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / В. М. Цалиев. - Владикавказ, 2003. - 147 с.
6. Куприна, Е. Ю. Концептуальная модель сотворческой музыкально-исполнительской деятельности [Текст] / Е. Ю. Куприна // Музыковедение. - 2017. - № 3. -С. 34-41.
7. Художественное образование в XXI веке: целостно-личностный подход в контексте одарённости [Электронный ресурс] // Материалы круглого стола «Одарённые дети Тольятти (Педагогика сотворчества)» / ред.-сост. Е. Ю. Куприна, В. В. Ходырева. - 2-е изд., перераб. и доп. - URL:
http://iskusstv. ru/images/stories/krug2.pdf (дата обращения: 11.06.2017). - Тольятти : Тольяттинская консерватория, 2017. -264 с.
8. Берлянчик, М. М. О системности лич-ностно-профессиональных качеств музыканта-исполнителя [Текст] / М. М. Берлянчик // Художественное образование и наука. - 2016. - № 1. - С. 3-17.
9. Цыпин, Г. М. Самообразование в процессе становления личности педагога-музыканта [Текст] / Г. М. Цыпин // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2016. - № 1 (13). -С. 48-56.
10. Тараканова, Н. Э. Эйфорическая мотивация как определяющий конструкт педагогической работы с музыкально одарёнными учащимися [Текст] / Н. Э. Тараканова // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». -2013. - № 3. - С. 62-69.
11. Выготский, Л. С. Вопросы теории и истории психологии [Текст] / Л. С. Выготский // Собр. соч. : в 6 т. Т. 1. - М. : 85 Педагогика, 1982. - 486 с.
12. Скрипачёва, И. А. Особенности формирования молодёжной культуры в современном городе (на примере Тольятти) / И. А. Скрипачёва // Вопросы культурологии. - 2008. - № 9. - С. 56-57.
REFERENCES
1. Ovchinnikova Yu. S. Osnovy muzykal'nogo mirotvorchestva v kontekste noosfernoi peda-gogiki [Basis of musical peacemaking in the context of the noosphere pedagogy]. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" - Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education", 2013, no. 4, pp. 7-18 (in Russian).
2. Nikitina E. I. Sotvorchestvo pedagoga i uchashchikhsya na zanyatiyakh khu-
86
dozhestvennym dvizheniem v sisteme dopol-nitel'nogo obrazovaniya [Joint creativity of the teacher and pupils in class of the art movement in the system of additional education]. PhD dissertation (Pedagogy). Moscow, 2007. 179 p. (in Russian).
3. Raitseva T. E. Formirovanie tvorcheskikh sposobnostei mladshikh shkol'nikov v pro-tsesse muzykal 'no-igrovoi deyatel 'nosti [Formation of creative abilities of younger school students in the course of musical and game activity]. PhD dissertation (Pedagogy). Vladikavkaz, 2005. 140 p. (in Russian).
4. Kuprina E. Yu. Modelirovanie professional'-noi podgotovki studentov-muzykantov k sot-vorcheskoi ispolnitel skoi deyatel 'nosti [Model of vocational training of students musicians to the joint creativity performing activity]. PhD dissertation (Pedagogy). Tol'yatti, 2008. 24 p. (in Russian).
5. Tsaliev V. M. Psikhologo-pedagogicheskie osobennosti sotvorchestva prepodavatelya i studenta v protsesse obucheniya ispol-nitel'skomu masterstvu [Psychology and pedagogical features of the joint creativity of the teacher and student in the course of training in mastery]. PhD dissertation (Pedagogy). Vladikavkaz, 2003. 147 p. (in Russian).
6. Kuprina E. Yu. Kontseptual'naya model' sot-vorcheskoi muzykal'no-ispolnitel'skoi deya-tel'nosti [Conceptual model of the joint creativity musical and performing activity]. Muzykovedenie, 2017, no. 3, pp. 34-41 (in Russian).
7. Khudozhestvennoe obrazovanie v XXI veke: tselostno-lichnostnyi podkhod v kontekste odarennosti [Art education in the 21st century: complete and personal approach in the context of talent]. Materialy kruglogo stola "Odarennye deti Tol'yatti (Pedagogika sotvorchestva)" [Materials of a round table "Talent children of Togliatti (Pedagogy
of the joint creativity)"]. E. Yu. Kuprina, V. V. Khodyreva (eds and compilers). 2nd ed. Available at: http://iskusstv.ru/images/sto-ries/stolpt2.pdf (accessed: 11 June 2017). Tol'yatti: Tol'yattinskaya konservatoriya Publ., 2017, 264 p. (in Russian).
8. Berlyanchik M. M. O sistemnosti lichnost-no-professional'nykh kachestv muzykanta-ispolnitelya [About the systemic of personal and professional qualities of the performing musician]. Khudozhestvennoe ob-razovanie i nauka, 2016, no. 1, pp. 3-17 (in Russian).
9. Tsypin G. M. Samoobrazovanie v protsesse stanovleniya lichnosti pedagoga-muzykanta [Self-education in the course of formation of the identity of the teacher-musician]. Vest-nik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusst-vo i obrazovanie" - Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education", 2016, no. 1 (13), pp. 48-56 (in Russian).
10. Tarakanova N. E. Eiforicheskaya motivatsi-ya kak opredelyayushchii konstrukt peda-gogicheskoi raboty s muzykal'no odarenny-mi uchashchimisya [Euphoric motivation as the defining construct of pedagogical work with musically gifted pupils]. Vestnik kafedry UNECKO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" - Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education", 2013, no. 3, pp. 62-69 (in Russian).
11. Vygotskii L. S. Voprosy teorii i istorii psik-hologii [Questions of the theory and history of psychology]. Sobranie sochinenij [Collected works]. In 6 volumes. Vol. 1. Moscow, Pedagogika Publ., 1982. 486 p. (in Russian).
12. Skripacheva I. A. Osobennosti formirovani-ya molodezhnoi kul'tury v sovremennom gorode (na primere Tol'yatti) [Features of formation of youth culture in the modern city (on the example of Togliatti)]. Voprosy kul 'turologii, 2008, no. 9, pp. 56-57 (in Russian).
Статья поступила в редакцию 18.06.2017. The article was received on 18.06.2017.
Куприна Елена Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкально-теоретических и общих гуманитарных дисциплин, методист Научно-методического центра художественного образования e-mail: kuprina65@mail.ru
Тольяттинская консерватория,
ул. Победы, 46, г. Тольятти, Самарская область, Российская Федерация, 445017
Elena Yu. Kupi-та - PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Music-Theoretical and General Humanitarian Disciplines, Methodist of the Scientific-Methodical Center of Art Education e-mail: kuprina65@mail.ru
Togliatti Conservatory,
Pobeda Street, 46, Togliatti, Samara region, Russian Federation, 445017
Ходырева Виктория Виталиевна - кандидат педагогических наук, профессор, заведующая Научно-методическим центром художественного образования
e-mail: m-zenter@yandex.ru
Тольяттинская консерватория,
ул. Победы, 46, г. Тольятти, Самарская область, Российская Федерация, 445017
Victoria V. Khodyieva - PhD in Pedagogy, Professor, Head of Scientific-Methodical Center of Art Education e-mail: m-zenter@yandex.ru
Togliatti Conservatory,
Pobeda Street, 46, Togliatti, Samara region, Russian Federation, 445017
87