УДК 37.036
Сотворчество как фактор духовного развития студенческой молодежи
Т. Г. Яковчук
Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (Москва)
Акцентируется внимание на проблемах современной молодежной среды. Рассматриваются некоторые аспекты формирования духовно развитой личности. Утверждается, что культура и творчество должны стать основой воспитания молодежи. Поскольку особая роль в духовном развитии молодого поколения принадлежит вузу как социальному институту воспитания культуры взаимоотношений, раскрывается содержание совместной творческой деятельности педагога и студентов. Анализируется сущность и содержание понятия «сотворчество».
Ключевые слова: культура; творческая деятельность; сотворчество; воспитание; формирование личности; молодежь.
Проблемы нравственного здоровья молодежи всегда были в эпицентре внимания ученых [1—7]. Но особенной интенсивности научные исследования в этой области достигли в конце XX в. На то были весьма веские причины. Страна переживала глубокий кризис в политической, экономической, культурной, духовной и других сферах жизни. В «лихие» 1990-е молодежная среда была заражена пристрастием к наркотикам и спиртному, поражена плесенью национализма и фанатизма, социальной апатией, пессимизмом и инфантильностью. Поиск путей воспитания молодого поколения, формирования морально здоровой личности продолжается и сегодня.
Духовный мир современной подростковой и студенческой молодежи сложен, противоречив и многогранен. Старшее поколение порой не понимает ее устремлений и увлечений, ее надежд и забот. Однако запретами и наказаниями («этого тебе нельзя», «этого делать
© Яковчук Т. Г.
не надо», «компьютер не включай», «положи смартфон» и т. п.) проблему духовного равновесия молодежи не решить. Наоборот, такой характер действий лишь усугубит ситуацию, на время «потушит пожар» в душе, но «загонит» проблему более глубоко. Есть ли выход из создавшегося положения?
Путей — форм, методов и средств — воспитания много. Задача — выбрать верный путь. В семье родители и дети должны научиться понимать друг друга с полуслова. Важно формировать культуру семьи, культуру быта. В школе учителя и ученики должны быть равноправными участниками процесса обучения на долгие годы учебы. Здесь формируется культура учебы, культура созидания.
Особая роль в формировании духовно-нравственной личности принадлежит вузу. В вузе пересекаются направления деятельности двух взрослых людей — педагога и студента. Они должны стать коллегами на пути
приобретения первичных профессиональных знаний, навыков и умений. В данном случае создается атмосфера культуры общения, культуры взаимопонимания.
Духовное развитие молодого человека непосредственно связано с культурой. Для того чтобы определиться, что такое «культурные практики» современной молодежи в контексте формирования нового мировоззрения, обратимся к понятию «культура».
Различные парадигмы и теории не рассматривали культуру и ее создателя — человека — в контексте эволюции всей структуры космоса. Такое рассмотрение возможно в поле иного мышления — космического. Культура как глубинная сущность человека-микрокосма, культура, которая задействована в общей эволюционной схеме мироздания, рассматривается в научном и философском наследии Е. И. Рерих и Н. К. Рериха [8, с. 90], а также в трудах Л. В. Шапошниковой, развивающих культурологическую концепцию Рерихов в наши дни.
В педагогической теории встречаются различные характеристики сотворчества. Сотворчество предполагает совместную творческую деятельность по решению творческих задач, проблем. Сотрудничество возможно и на уровне исполнительской деятельности, в которой есть взаимопонимание, «взаимопомощь, но нет, или не всегда есть, именно совместная творческая деятельность» [9, с. 66]. Взаимопонимание и взаимопомощь — необходимые условия возникновения сотворчества, а в его реализации должен присутствовать этап сотрудничества.
Исследуя разнообразные трактовки понятия «сотворчество», мы можем сделать вывод, что сотворчество — многогранное педагогическое явление.
На основе различных теоретических определений сотворчество может быть представлено как педагогика, закон, модель, принцип, чувство, стиль, деятельность и т. д.
В экспериментальной практической деятельности мы применяем сотворчество как широкое поле взаимодействия преподавателя и студента, как «область бесконечной разнообразной» мыслительной и творческой деятельности, как рефлексирующее взаимодействие, в котором педагог стимулирует студента к осознанию и проявлению и творческих способностей.
На наш взгляд, совместная сотвор-ческая деятельность студента и преподавателя по своему содержанию и направленности сродни сотрудничеству. Для педагога это поиск проявлений таланта в молодом поколении, осуществляемый исходя из принципа, что каждый человек талантлив, но не всегда этот талант проявлен. Создавая благоприятную психологическую атмосферу сотворчества, педагог проживает «здесь и сейчас» все ситуации вместе со студентом, принимая его таким, какой он есть. Это обеспечивает пространство выбора, дает возможность перехода к реализации мыслительных и творческих способностей.
Вместе с тем полноценное взаимодействие студента с преподавателем, с ровесниками, обретение им активной позиции, стиля отношений, своих смыслов и целей деятельности возможно прежде всего в со-бытийной общности. «Со-бытийная общность, — отмечает В. И. Слободчиков, — есть живое единство, сплетение и взаимосвязь двух и более жизней, их внутреннее сродство при внешней их противопоставленности. Со-бытие есть то, что развивает и развивается; результат развития здесь — та или иная форма, тот или иной уровень индивидуальной
и коллективной субъектности» [10, с. 31—32]. Так как общность такого типа всегда позиционна, преподавателю необходимо вырабатывать ответственную профессиональную позицию. Позиция — это наиболее целостная характеристика поведения значимого взрослого, свободно и ответственно определившего свое мировоззрение, принципы и поступки в юношеско-взрослой совместимости.
Поэтому первый шаг в различении позиций — определение оснований для взаимосвязи жизнедеятельности взрослого (преподавателя) и подростка (студента) — это онтологический аспект. Второй шаг — определение исходных движущих сил развития юношеско-взрос-лой общности — процессуальный аспект. С учетом этих аспектов В. И. Слободчи-ков представляет четыре базовых педагогических позиции (см. таблицу).
Влияние базовых педагогических позиций на развитие юношеско-взрослой общности
Процессуальный аспект Онтологический аспект
Движущие силы развития Бытийные позиции Культурные позиции
Отождествление (самопроизводство) Родитель Умелец
Обособление (утверждение самобытности) Мудрец Учитель
Выделенные в таблице педагогические позиции символизируют начальные условия полноценного, гармоничного развития. Встреча с «родителем» дарит подрастающему поколению непосредственную радость существования, переживание самоценности жизни, способность жить настоящим, а не только готовиться к настоящей жизни.
Встреча с «мудрецом» дает способность усмотреть в общечеловеческой сокровищнице жизненных ценностей и создать свое сокровище, свет — богатство собственной души.
В общении с «умельцем» взрослеющий человек осваивает уже нажитые людьми культурные ценности.
Способность не бояться будущего, браться за новые задачи, которых не было в опыте прежних поколений, студент обретает благодаря «учителю» (педагогу). Результатом своих трудов преподаватель удовлетворен, если его студент приобрел навык учить себя (и только себя) чему угодно (угодно студенту).
Каждой педагогической позиции соответствует конкретный базовый развивающий образовательный процесс:
— позиции «родитель» — выращивание жизнеспособного человека;
— позиции «умелец» — формирование специальных способностей;
— позиции «учитель» — обучение всеобщим способам деятельности;
— позиции «мудрец» — воспитание всечеловеческого в человеке.
Педагогические условия для реализации культурных практик в деятельности студента могут быть созданы, если преподаватель:
— поощряет и обеспечивает внутренние импульсы самореализации студента, интенции его рефлексии и оригинальное осмысление жизненного опыта;
— реализует свои собственные творческие способности и достижения, действуя в роли мастера, генератора идей.
Подобная организация культурных практик должна в первую очередь предполагать изменение форм образования и его содержания, — ориентацию содержания на культурные интересы студентов и преподавателей, на всемерное развитие их творческих задатков. Такая ориентация обеспечивается культурными практиками студентов, обучающими создавать культурные артефакты, а не повторять со слов взрослых информацию, в которой молодые люди не находят для себя смысла. В высшем учебном заведении, реализующем данные практики, преподаватели вдохновляют своим творчеством учеников, что способствует раскрытию внутреннего потенциала молодого поколения.
Среди условий, необходимых для реализации успешных культурных практик, выделим развитую Я-концепцию и рефлексию студента. Для культурных практик нужна свободная, непринужденная обстановка, организация среды, соответствующей потребностям мыслящего и деятельного студента. Молодой человек выбирает художественный материал соответственно своей активности и делает с ним то, что ему подсказывает интуиция. Преподаватель находится в позиции наблюдателя. Свобода действий необходима студенту как условие его творчества.
Состояние творческой самоидентификации — результат появления у студента потребности в самореализации в условиях интенсивного формирования индивидуальности, а совместная сотвор-ческая деятельность студента и преподавателя способствует данному процессу и является продолжением в индивидуальном творчестве каждого подрастающего человека.
Чтобы помочь ученику превзойти достигнутый уровень развития, помочь овладеть хотя бы малой долей знаний на пределе его способностей, педагог
создает условия для мобилизации сил и способностей ученика. Важным шагом в обеспечении педагогических условий культурных практик студента становится разделение возможностей и стремления к творчеству. Это делается «с целью обнаружить активное начало в возможностях», по мнению Ю. П. Азарова.
Использование культурных практик в образовании позволит расширить социальные и практические компоненты содержания образования, сделать основным проектный опыт студента, придать практической культурной идентификации выпускника вуза большее значение, чем его академической информированности. Культурные практики как сотворчество студента и преподавателя — это продуктивный путь решения острых проблем современного образования.
Литература
1. Клейменов Н. И. О проблемах духовного воспитания молодежи и нравственного оздоровления общества в России: монография. М.: Изд-во МСХА, 2002. 271 с., [8] л. ил.
2. Косарецкая С. В., Синягина Н. Ю. О неформальных объединениях молодежи. М.: Вла-дос, 2004. 159 с. (Семейная б-ка).
3. Лаптенок С. Д. Духовно-нравственный мир учащейся молодежи. Минск: Амалфея, 2001. 175 с.: табл.
4. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи. СПб.: СПбГУП, 2000. 519 с.
5. Молодежь современной России: антология / Под ред. Д. Шкаева. М.: ИНИОН РАН, 2012. 296 с.
6. Чупров В. И., Зубок Ю. А., Уильямс К.
Молодежь в обществе риска. 2-е изд. М.: Наука, 2003. 230 с.
7. Чередниченко Г. А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (Опыт социологического исследования). СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. 503 с.: ил.
8. Рерих Н. К. Культура и цивилизация. М.: Междунар. центр Рерихов: БИСАН-ОАЗИС, 1994. 148 с. (Малая Рериховская б-ка).
9. Педагогическая поддержка ребенка в образовании / Под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М.: ИЦ «Академия», 2006. 282 с. (Профессионализм педагога).
10. Слободчиков В. И. Очерки психологии образования. Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2003. 160 с. (Материалы для педагогических размышлений; вып. 2).
11. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / Вступ. ст., биогр. очерки, сост. и коммент.: П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. 558 с.: ил. (Антология пед. мысли народов СССР).
12. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. 144 с. (Б-ка учителя и воспитателя).
13. Крьлова Н. Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. 272 с.
14. Макмак Л. В. Технология образования в сотворческой художественной деятельности педагога и ученика: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Краснодар, 2001. 25 с.
Яковчук Татьяна Геннадьевна — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (Москва). E-mail: [email protected]