Научная статья на тему 'Педагогическая позиция учителя физической культуры в условиях гуманизации образования'

Педагогическая позиция учителя физической культуры в условиях гуманизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
395
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошман Михаил Григорьевич, Куницкая Юлия Ивановна

В статье рассматриваются вопросы сущности, структуры и характеристики педагогической позиции учителя физической культуры в процессе физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The questions of the essence, structure and characteristics of pedagogical position of the teacher of physical culture in the process of physical training are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Педагогическая позиция учителя физической культуры в условиях гуманизации образования»

140

ВЕСН1К МДПУ iMH I. П. ШАМЯК1НА

- открытость;

- выбор точки зрения, позиции (равно как и её изменение при наличии достаточных оснований);

- стремление к максимально возможной для данного предмета точности;

- последовательное, поочерёдное рассмотрение частей сложного целого;

- проявление восприимчивости и понимания по отношению к чужим чувствам, уровню познаний и глубины суждений [2, 6].

Проиллюстрировать развитие такого рода склонностей можно на примере следующего условного внутреннего диалога во время обсуждения какой-либо темы или вопроса: «Нужно посмотреть, ясно ли мне, что именно сейчас обсуждается... Почему он так стремится убедить меня в этой точке зрения? Мне явно недостаёт сведений; хорошо было бы выяснить недостающие подробности. Проявляю ли я открытость, непредвзятое отношение к тому, что он говорит, или я заведомо исхожу из того, что он неправ? Это представляется убедительным, и мне стоит изменить своё мнение».

Выводы

Признак творческого мышления - результат, достигаемый вследствие творческой учебно-познавательной деятельности как внутреннего характера (принятие решения, построение и формулирование вывода, построение гипотезы и т. д.), так и внешнего (вычленение ключевых слов и предложений из текста, подготовка плана пересказа прочитанного текста, написание реферата, аннотации, выполнение реферативного перевода и т. д.).

Литература

1. Рубинштейн, С. Л. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн. - М. : Изд-во АН СССР, 1958.

2. Dimension of Thinking: A Framework for Curriculum and Instruction / ed. by R. J. Marzano, 1989.

3. Ellis, A. K. Research on Educational Innovations / A. K. Ellis, J. T. Fouts. - New York, 1993.

4. Como, I. Information Processing Models / I. Como and Edelstein. - Oxford, 1988.

5. Леонтьев, А. А. Мыслительные процессы в усвоении иностранного языка / А. А. Леонтьев // Иностранные языки в школе. - 1975. - № 5. - С. 72-76.

6. Леонтьев, А. А. Мышление на иностранном языке как психологическая и методическая проблема / А. А. Леонтьев // Иностранные языки в школе. - 1972. - № 1. - С. 24-30.

Summary

The article deals with the problem of the development of students' creative abilities.

The most important and necessary feature of the teaching foreign language o the students of technical specialities is their active thinking. Nowadays scientists pay great attention to the process of cognitive search that means teaching creative thinking.

Поступила в редакцию 06.03.07.

УДК 796. 376

М. Г. Кошман, Ю. И. Куницкая

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Введение

Вхождение в постиндустриальное общество, признание самоценности человеческой жизни детерминирует новое понимание роли образования. Оно не является учебной подготовкой к чему-то и существует не ради такой подготовки. Образование должно иметь не внешние цели, не сводиться к приобретению знаний, заданных предполагаемой функцией индивида в социуме, оно призвано существовать для самого человека и подчиняться целям его телесного, душевного и духовного самоизменения. В таком контексте необходимо переосмысление позиции учителя физической культуры в образовательном процессе, т. к. выполнение человекообразующей функции невозможно путем трансляции обезличенной информации.

Результаты исследования и их обсуждение

Теоретической основой для моделирования педагогической позиции учителя физической культуры могут послужить идеи психологической антропологии. Для характеристики позиций взрослого во взаимодействии с ребенком мы используем два критерия: содержание взаимодействия и его цель [1]. По первому критерию выделяются «культурный» пласт взаимодействия, связанный с трансляцией, освоением и развитием культурного опыта предыдущих поколений, общественно выработанных способов мышления и деятельности, и «бытийный» пласт, в котором происходит ориентация ребенка в основных смыслах человеческого бытия и освоение норм отношений между людьми.

Взаимодействие учителя с учащимся подчиняется двум целям: его самовоспроизводство в ребенке, т. е. передача собственного (культурного и бытийного) опыта, взглядов, установок, и создание чего-то нового, утверждающего самобытность ребенка [1].

На пересечении этих двух критериев и появляется представление о четырех позициях учителя физической культуры во взаимодействии с учащимся: «Умелец» (взаимодействие в пласте культуры с целью ее воспроизводства), «Учитель» (взаимодействие в пласте культуры с целью развития), «Родитель» (взаимодействие в «бытийном» пласте с целью воспроизводства), «Мудрец» (взаимодействие в «бытийном» пласте с целью развития).

Выполнить гуманистическую миссию образования способен педагог, овладевший всеми четырьмя позициями, которые и становятся составляющими целостной педагогической позиции, т. к. деятельность педагога многофункциональна: она и обучающая, и развивающая, и воспитывающая, и инициирующая различные самопроцессы (самообразование, саморазвитие, самоактуализацию и т. д.).

Опираясь на изложенные теоретические основания, мы смоделировали содержание деятельности учителя физической культуры в названных позициях. Моделирование осуществлялось с учетом того, что на переломе тысячелетий произошли принципиальные, фундаментальные преобразования в профессионально-педагогической деятельности учителя физической культуры. Сегодня ни у кого не возникает сомнений, что деятельность спортивного педагога должна быть по своей сущности гуманна и личностно ориентирована на учащегося. Произошел коренной перелом в понимании места и значения физического воспитания в образовательном процессе. Это выразилось в смещении акцентов в физическом воспитании от контрольно-нормативного подхода к культурологическому, деятельностному и образовательному. В основном как на теоретическом уровне, так и на практическом происходит постоянная рефлексия оппозиции «телесное-духовное» в физическом воспитании. В настоящее время приоритет отдается духовному началу в становлении и развитии физической культуры личности учащихся [2]. Как совершенно справедливо отмечает профессор В. Н. Кряж, природным основанием определения цели учебного предмета «Физическая культура», опосредованным социальными условиями, является присущая человеку духовно-интеллектуальная поисковая активность, побуждающая его к целенаправленной деятельности. Важным фактором, определяющим направленность такой деятельности, является стремление человека к базовым гуманистическим ценностям. К ним относятся жизнь, любовь, свобода. Эти экзистенциальные ценности дороги человеку от природы, присущи его рассудку и подсознанию. Другие гуманистические ценности в различной степени взаимосвязаны с ними. Взаимосвязь цели физической культуры, конкретизирующих ее задач и содержания с базовыми гуманистическими ценностями является предпосылкой духовно-интеллектуальной активности, побуждающей человека к освоению содержания этого учебного предмета [2], [3]. Гуманистическая ориентация процесса физического воспитания оказывает существенное влияние на проявление, выделенных структурных компонентов в педагогической позиции спортивного педагога.

Важнейшей функцией системы образования, которую должен выполнить спортивный педагог в субпозиции «Умелец», является передача образцов физической культуры последующим поколениям. Эта функция не только решает задачу воспроизводства различных видов физкультурной деятельности в их нормативных структурах и воспроизводства самого человека как мыслящего, действующего и понимающего в физкультурном пространстве. С этой функцией связывается роль физкультурного образования в судьбе каждого отдельного человека, в его жизненной успешности, в безопасном вхождении в физкультурное пространство и социум. Учитель физической культуры как исполнитель этой функции, как посредник между физической культурой и учащимися выступает, прежде всего, носителем культурного содержания, который призван осуществить процесс обучения - передать учащимся свое мастерство, свою умелость в физкультурной деятельности, обеспечивая этим неразрывность связи поколений. Выражается это требование к спортивному педагогу в виде обязательных результатов обучения, представленных в учебных программах и государственных стандартах по предмету «Физическая культура».

142

ВЕСН1К МДПУ iмя I. П. ШАМЯК1НА

Образовательный процесс, который организует учитель физической культуры в субпозиции «Умелец», - формирование у учащихся физкультурных, двигательных умений и навыков и развитие физических качеств. Соответственно они, эти знания, умения и навыки, качества, а также способы их восприятия, понимания и применения в физкультурно-спортивной практике являются содержанием общего физкультурного образования учащихся.

Однако функции общего физкультурного образования не исчерпываются трансляцией и воспроизводством физкультурного опыта. Спортивный педагог в субпозиции «Учитель» организует процесс обучения всеобщим способом физкультурной деятельности. Это особо актуально в связи с принятием нового поколения образовательных стандартов по предмету «Физическая культура и здоровье». Педагог понимает, что недостаточно дать учащемуся физкультурное знание как таковое, т. е. существующее в теории и методике физической культуры и спорта в институциализированной форме. Кроме физкультурного знания, есть знание о знании (отрефлексированные формы) и знание о незнании, т. е. сознание наличия или отсутствия знаний, которое становится «влекущей, приглашающей силой», источником жажды познания, оно есть не только истина, но и путь к ней [4].

Целью обучения в процессе физического воспитания является учащийся, то есть человек, умеющий учить сам себя, владеющий различными способами физкультурного мышления и деятельности, умеющий принимать ответственные решения на основе анализа ситуации, выбора адекватных средств для поставленных задач, проявляющий творчество в разрешении проблем и способный к самообразовательной деятельности в области физической культуры и спорта.

Для достижения этой цели учителю физической культуры недостаточно иметь физкультурные знания, ему необходимо владеть способностью структурировать их в виде физкультурных задач и проблем. Возникает потребность в овладении спортивным педагогом такими формами организации учения/обучения, как задачно-целевая и проблемно-ситуативная. Он выделяет в предметном материале основные идеи и принципы, методы познания и обобщенные способы двигательных действий и выстраивает предметное содержание вокруг этих методологических ориентиров, конструирует дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания (личностно ориентированные ситуации), обеспечивает личностно значимую для учащихся постановку учебной двигательной задачи.

Учащийся участвует в постановке новой учебной двигательной задачи, в ее переопределении, в выявлении противоречия, проблемы; пытается вместе с педагогом выдвинуть идею, гипотезу ее решения, предлагает свои варианты решения, свое видение проблемы, вступает в диалог, отстаивает свою точку зрения, учится в каждой учебной (двигательной) задаче выявлять метод решения, ход получения знания, отделять способ решения от результата, стремясь выделить обобщенные способы действий.

Содержанием образования для «Учителя», таким образом, выступают способы физкультурного мышления и деятельности. Он обучает учащихся анализу, моделированию, схематизации, самоопределению, целеполаганию, планированию, конструированию, проектированию, исследованию, рефлексии и другим интеллектуальным технологиям и техникам в области физкультурно-спортивной деятельности.

Школа является пространством, где ребенок не только осуществляет «культурную» двигательную деятельность - он проживает в нем значительную часть своей жизни, приобретая определенный опыт отношений к другим людям, к миру и себе самому, присваивая нормы взаимодействия и поведения в физкультурном пространстве и обществе [5].

Практическая актуальность данного вопроса обосновывается противоречием между требованием к учителю физической культуры ставить и решать в процессе урока физической культуры воспитательные задачи и формальным отношением педагогов к этому требованию. Как показывают эмпирические исследования, профессиональная позиция большой части учителей физической культуры характеризуется нацеленностью на формирование основ фрагментарных физкультурных знаний, двигательных умений и навыков и способности их применять в физкультурно-спортивной практике, т. е. концентрацией внимания на проблемах преимущественно функциональной физкультурной грамотности в ущерб гуманитарным проблемам детей в физкультурном пространстве.

В «бытийных» педагогических субпозициях учитель физической культуры встречается с ребенком как с представителем рода человеческого, как с другим человеком. Этим и определяется педагогическая функция их взаимодействия - способствовать воспроизводству и развитию родовых человеческих качеств. Эта функция конкретизируется и приобретает свою специфику в каждой из двух субпозиций.

В субпозиции «Родитель» спортивный педагог призван передать учащемуся лучший опыт человеческих взаимоотношений в физкультурно-спортивной практике, обеспечить его «врастание» в нормы совместного физкультурного бытия. Его миссия - «это забота, основанная на восполнении Другого собой» [6, 100].

Предъявляемые образцы «нормального» поведения человека в обществе и являются основным содержанием общего физкультурного образования, реализуемым в субпозиции «Родитель». А методом, который способствует усвоению этих образцов, является подражание. Через подражание педагогу и демонстрируемым им физкультурно-спортивным образцам учащийся приобретает чувства сопричастности человеческому обществу, единства с людьми, доверия к жизни, душевного комфорта, а спортивный педагог реализует функцию социального самовоспроизводства.

Но, кроме того, общение учащихся с учителем физической культуры должно оказать им помощь в осознании своей индивидуальности, в поисках себя, в решении своих экзистенциальных проблем, в самоутверждении в физкультурном пространстве и обществе. Эту функцию развития субъективности ребенка должен выполнить спортивный педагог в субпозиции «Мудрец».

Признавая в качестве ценности неповторимость каждого ребенка и имея смысловую установку на поддержку и инициирование проявлений индивидуальности, учитель физической культуры выступает важнейшим фактором актуализации саморазвития становящейся физической культуры личности. Он стимулирует и поддерживает духовно-практическую деятельность ребенка по самосозиданию, самоопределению, духовному росту в пространстве физической культуры и спорта. Их общение (вербальное и невербальное), основным признаком которого является доминанта на другого человека, является общением на духовном уровне, при котором учитель и ученик «тесно сливаются воедино, в одном общем и страстном искании истины, красоты, добра» [7, 93].

Основным содержанием образования для «Мудреца» являются процессы самопонимания, самоосмысления, самоотношения и духовного самовосхождения учащегося в физкультурно-спортивной деятельности. Они стимулируются учителем в этой субпозиции, благодаря рефлексивной составляющей межличностного общения с учащимся. В акте рефлексии открывается внутренний мир личности и начинается поиск индивидом своего подлинного «Я».

Выводы

Разумное сочетание всех четырех педагогических позиций в деятельности учителя физической культуры является показателем его высокого профессионализма, адекватного современной образовательной ситуации в физическом воспитании, и гарантом реализации нового содержания общего физкультурного образования, в котором в комплексе представлены предметный («Умелец»), деятельностный («Учитель»), гуманитарный («Родитель») и личностный («Мудрец») компоненты.

Литература

1. Цукерман, Г. А. Мы, взрослые, и остальные люди / Г. А. Цукерман, В. И. Слободчиков // Семья и школа. - 1989. - № 11. - С. 18-20; 1989. - № 12. - С. 19-21; 1990. - № 1. - С. 26-28; 1990. - № 2. - С. 33-36.

2. Николаев, Ю. М. Физическая культура и основные сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа / Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры. - 2003. -№ 8. - С. 2-9.

3. Кряж, В. Н. Гуманизация физического воспитания / В. Н. Кряж, З. С. Кряж. - Минск, 2001. - 180 с.

4. Зинченко, В. П. Деятельность. Знание. Духовность / В. П. Зинченко // Высшее образование в России. - 2003. - № 5. - С. 81-91.

5. Педагогика физической культуры и спорта : учебник / под ред. проф. С. Д. Неверковича. - М. : Физическая культура, 2006. - 527 с.

6. Слободчиков, В. И. Очерки психологии образования / В. И. Слободчиков // Материалы для педагогических размышлений. - Биробиджан : Изд-во БГПИ, 2002. - Вып. 2.

7. Вентцель, К. Н. Свободное воспитание : сб. избранных трудов / К. Н. Вентцель. - М., 1993.

Summary

The questions of the essence, structure and characteristics of pedagogical position of the teacher of physical culture in the process of physical training are considered in the article.

Поступила в редакцию 02.03.07.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.