140
ВЕСН1К МДПУ iMH I. П. ШАМЯК1НА
- открытость;
- выбор точки зрения, позиции (равно как и её изменение при наличии достаточных оснований);
- стремление к максимально возможной для данного предмета точности;
- последовательное, поочерёдное рассмотрение частей сложного целого;
- проявление восприимчивости и понимания по отношению к чужим чувствам, уровню познаний и глубины суждений [2, 6].
Проиллюстрировать развитие такого рода склонностей можно на примере следующего условного внутреннего диалога во время обсуждения какой-либо темы или вопроса: «Нужно посмотреть, ясно ли мне, что именно сейчас обсуждается... Почему он так стремится убедить меня в этой точке зрения? Мне явно недостаёт сведений; хорошо было бы выяснить недостающие подробности. Проявляю ли я открытость, непредвзятое отношение к тому, что он говорит, или я заведомо исхожу из того, что он неправ? Это представляется убедительным, и мне стоит изменить своё мнение».
Выводы
Признак творческого мышления - результат, достигаемый вследствие творческой учебно-познавательной деятельности как внутреннего характера (принятие решения, построение и формулирование вывода, построение гипотезы и т. д.), так и внешнего (вычленение ключевых слов и предложений из текста, подготовка плана пересказа прочитанного текста, написание реферата, аннотации, выполнение реферативного перевода и т. д.).
Литература
1. Рубинштейн, С. Л. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн. - М. : Изд-во АН СССР, 1958.
2. Dimension of Thinking: A Framework for Curriculum and Instruction / ed. by R. J. Marzano, 1989.
3. Ellis, A. K. Research on Educational Innovations / A. K. Ellis, J. T. Fouts. - New York, 1993.
4. Como, I. Information Processing Models / I. Como and Edelstein. - Oxford, 1988.
5. Леонтьев, А. А. Мыслительные процессы в усвоении иностранного языка / А. А. Леонтьев // Иностранные языки в школе. - 1975. - № 5. - С. 72-76.
6. Леонтьев, А. А. Мышление на иностранном языке как психологическая и методическая проблема / А. А. Леонтьев // Иностранные языки в школе. - 1972. - № 1. - С. 24-30.
Summary
The article deals with the problem of the development of students' creative abilities.
The most important and necessary feature of the teaching foreign language o the students of technical specialities is their active thinking. Nowadays scientists pay great attention to the process of cognitive search that means teaching creative thinking.
Поступила в редакцию 06.03.07.
УДК 796. 376
М. Г. Кошман, Ю. И. Куницкая
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Введение
Вхождение в постиндустриальное общество, признание самоценности человеческой жизни детерминирует новое понимание роли образования. Оно не является учебной подготовкой к чему-то и существует не ради такой подготовки. Образование должно иметь не внешние цели, не сводиться к приобретению знаний, заданных предполагаемой функцией индивида в социуме, оно призвано существовать для самого человека и подчиняться целям его телесного, душевного и духовного самоизменения. В таком контексте необходимо переосмысление позиции учителя физической культуры в образовательном процессе, т. к. выполнение человекообразующей функции невозможно путем трансляции обезличенной информации.
Результаты исследования и их обсуждение
Теоретической основой для моделирования педагогической позиции учителя физической культуры могут послужить идеи психологической антропологии. Для характеристики позиций взрослого во взаимодействии с ребенком мы используем два критерия: содержание взаимодействия и его цель [1]. По первому критерию выделяются «культурный» пласт взаимодействия, связанный с трансляцией, освоением и развитием культурного опыта предыдущих поколений, общественно выработанных способов мышления и деятельности, и «бытийный» пласт, в котором происходит ориентация ребенка в основных смыслах человеческого бытия и освоение норм отношений между людьми.
Взаимодействие учителя с учащимся подчиняется двум целям: его самовоспроизводство в ребенке, т. е. передача собственного (культурного и бытийного) опыта, взглядов, установок, и создание чего-то нового, утверждающего самобытность ребенка [1].
На пересечении этих двух критериев и появляется представление о четырех позициях учителя физической культуры во взаимодействии с учащимся: «Умелец» (взаимодействие в пласте культуры с целью ее воспроизводства), «Учитель» (взаимодействие в пласте культуры с целью развития), «Родитель» (взаимодействие в «бытийном» пласте с целью воспроизводства), «Мудрец» (взаимодействие в «бытийном» пласте с целью развития).
Выполнить гуманистическую миссию образования способен педагог, овладевший всеми четырьмя позициями, которые и становятся составляющими целостной педагогической позиции, т. к. деятельность педагога многофункциональна: она и обучающая, и развивающая, и воспитывающая, и инициирующая различные самопроцессы (самообразование, саморазвитие, самоактуализацию и т. д.).
Опираясь на изложенные теоретические основания, мы смоделировали содержание деятельности учителя физической культуры в названных позициях. Моделирование осуществлялось с учетом того, что на переломе тысячелетий произошли принципиальные, фундаментальные преобразования в профессионально-педагогической деятельности учителя физической культуры. Сегодня ни у кого не возникает сомнений, что деятельность спортивного педагога должна быть по своей сущности гуманна и личностно ориентирована на учащегося. Произошел коренной перелом в понимании места и значения физического воспитания в образовательном процессе. Это выразилось в смещении акцентов в физическом воспитании от контрольно-нормативного подхода к культурологическому, деятельностному и образовательному. В основном как на теоретическом уровне, так и на практическом происходит постоянная рефлексия оппозиции «телесное-духовное» в физическом воспитании. В настоящее время приоритет отдается духовному началу в становлении и развитии физической культуры личности учащихся [2]. Как совершенно справедливо отмечает профессор В. Н. Кряж, природным основанием определения цели учебного предмета «Физическая культура», опосредованным социальными условиями, является присущая человеку духовно-интеллектуальная поисковая активность, побуждающая его к целенаправленной деятельности. Важным фактором, определяющим направленность такой деятельности, является стремление человека к базовым гуманистическим ценностям. К ним относятся жизнь, любовь, свобода. Эти экзистенциальные ценности дороги человеку от природы, присущи его рассудку и подсознанию. Другие гуманистические ценности в различной степени взаимосвязаны с ними. Взаимосвязь цели физической культуры, конкретизирующих ее задач и содержания с базовыми гуманистическими ценностями является предпосылкой духовно-интеллектуальной активности, побуждающей человека к освоению содержания этого учебного предмета [2], [3]. Гуманистическая ориентация процесса физического воспитания оказывает существенное влияние на проявление, выделенных структурных компонентов в педагогической позиции спортивного педагога.
Важнейшей функцией системы образования, которую должен выполнить спортивный педагог в субпозиции «Умелец», является передача образцов физической культуры последующим поколениям. Эта функция не только решает задачу воспроизводства различных видов физкультурной деятельности в их нормативных структурах и воспроизводства самого человека как мыслящего, действующего и понимающего в физкультурном пространстве. С этой функцией связывается роль физкультурного образования в судьбе каждого отдельного человека, в его жизненной успешности, в безопасном вхождении в физкультурное пространство и социум. Учитель физической культуры как исполнитель этой функции, как посредник между физической культурой и учащимися выступает, прежде всего, носителем культурного содержания, который призван осуществить процесс обучения - передать учащимся свое мастерство, свою умелость в физкультурной деятельности, обеспечивая этим неразрывность связи поколений. Выражается это требование к спортивному педагогу в виде обязательных результатов обучения, представленных в учебных программах и государственных стандартах по предмету «Физическая культура».
142
ВЕСН1К МДПУ iмя I. П. ШАМЯК1НА
Образовательный процесс, который организует учитель физической культуры в субпозиции «Умелец», - формирование у учащихся физкультурных, двигательных умений и навыков и развитие физических качеств. Соответственно они, эти знания, умения и навыки, качества, а также способы их восприятия, понимания и применения в физкультурно-спортивной практике являются содержанием общего физкультурного образования учащихся.
Однако функции общего физкультурного образования не исчерпываются трансляцией и воспроизводством физкультурного опыта. Спортивный педагог в субпозиции «Учитель» организует процесс обучения всеобщим способом физкультурной деятельности. Это особо актуально в связи с принятием нового поколения образовательных стандартов по предмету «Физическая культура и здоровье». Педагог понимает, что недостаточно дать учащемуся физкультурное знание как таковое, т. е. существующее в теории и методике физической культуры и спорта в институциализированной форме. Кроме физкультурного знания, есть знание о знании (отрефлексированные формы) и знание о незнании, т. е. сознание наличия или отсутствия знаний, которое становится «влекущей, приглашающей силой», источником жажды познания, оно есть не только истина, но и путь к ней [4].
Целью обучения в процессе физического воспитания является учащийся, то есть человек, умеющий учить сам себя, владеющий различными способами физкультурного мышления и деятельности, умеющий принимать ответственные решения на основе анализа ситуации, выбора адекватных средств для поставленных задач, проявляющий творчество в разрешении проблем и способный к самообразовательной деятельности в области физической культуры и спорта.
Для достижения этой цели учителю физической культуры недостаточно иметь физкультурные знания, ему необходимо владеть способностью структурировать их в виде физкультурных задач и проблем. Возникает потребность в овладении спортивным педагогом такими формами организации учения/обучения, как задачно-целевая и проблемно-ситуативная. Он выделяет в предметном материале основные идеи и принципы, методы познания и обобщенные способы двигательных действий и выстраивает предметное содержание вокруг этих методологических ориентиров, конструирует дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания (личностно ориентированные ситуации), обеспечивает личностно значимую для учащихся постановку учебной двигательной задачи.
Учащийся участвует в постановке новой учебной двигательной задачи, в ее переопределении, в выявлении противоречия, проблемы; пытается вместе с педагогом выдвинуть идею, гипотезу ее решения, предлагает свои варианты решения, свое видение проблемы, вступает в диалог, отстаивает свою точку зрения, учится в каждой учебной (двигательной) задаче выявлять метод решения, ход получения знания, отделять способ решения от результата, стремясь выделить обобщенные способы действий.
Содержанием образования для «Учителя», таким образом, выступают способы физкультурного мышления и деятельности. Он обучает учащихся анализу, моделированию, схематизации, самоопределению, целеполаганию, планированию, конструированию, проектированию, исследованию, рефлексии и другим интеллектуальным технологиям и техникам в области физкультурно-спортивной деятельности.
Школа является пространством, где ребенок не только осуществляет «культурную» двигательную деятельность - он проживает в нем значительную часть своей жизни, приобретая определенный опыт отношений к другим людям, к миру и себе самому, присваивая нормы взаимодействия и поведения в физкультурном пространстве и обществе [5].
Практическая актуальность данного вопроса обосновывается противоречием между требованием к учителю физической культуры ставить и решать в процессе урока физической культуры воспитательные задачи и формальным отношением педагогов к этому требованию. Как показывают эмпирические исследования, профессиональная позиция большой части учителей физической культуры характеризуется нацеленностью на формирование основ фрагментарных физкультурных знаний, двигательных умений и навыков и способности их применять в физкультурно-спортивной практике, т. е. концентрацией внимания на проблемах преимущественно функциональной физкультурной грамотности в ущерб гуманитарным проблемам детей в физкультурном пространстве.
В «бытийных» педагогических субпозициях учитель физической культуры встречается с ребенком как с представителем рода человеческого, как с другим человеком. Этим и определяется педагогическая функция их взаимодействия - способствовать воспроизводству и развитию родовых человеческих качеств. Эта функция конкретизируется и приобретает свою специфику в каждой из двух субпозиций.
В субпозиции «Родитель» спортивный педагог призван передать учащемуся лучший опыт человеческих взаимоотношений в физкультурно-спортивной практике, обеспечить его «врастание» в нормы совместного физкультурного бытия. Его миссия - «это забота, основанная на восполнении Другого собой» [6, 100].
Предъявляемые образцы «нормального» поведения человека в обществе и являются основным содержанием общего физкультурного образования, реализуемым в субпозиции «Родитель». А методом, который способствует усвоению этих образцов, является подражание. Через подражание педагогу и демонстрируемым им физкультурно-спортивным образцам учащийся приобретает чувства сопричастности человеческому обществу, единства с людьми, доверия к жизни, душевного комфорта, а спортивный педагог реализует функцию социального самовоспроизводства.
Но, кроме того, общение учащихся с учителем физической культуры должно оказать им помощь в осознании своей индивидуальности, в поисках себя, в решении своих экзистенциальных проблем, в самоутверждении в физкультурном пространстве и обществе. Эту функцию развития субъективности ребенка должен выполнить спортивный педагог в субпозиции «Мудрец».
Признавая в качестве ценности неповторимость каждого ребенка и имея смысловую установку на поддержку и инициирование проявлений индивидуальности, учитель физической культуры выступает важнейшим фактором актуализации саморазвития становящейся физической культуры личности. Он стимулирует и поддерживает духовно-практическую деятельность ребенка по самосозиданию, самоопределению, духовному росту в пространстве физической культуры и спорта. Их общение (вербальное и невербальное), основным признаком которого является доминанта на другого человека, является общением на духовном уровне, при котором учитель и ученик «тесно сливаются воедино, в одном общем и страстном искании истины, красоты, добра» [7, 93].
Основным содержанием образования для «Мудреца» являются процессы самопонимания, самоосмысления, самоотношения и духовного самовосхождения учащегося в физкультурно-спортивной деятельности. Они стимулируются учителем в этой субпозиции, благодаря рефлексивной составляющей межличностного общения с учащимся. В акте рефлексии открывается внутренний мир личности и начинается поиск индивидом своего подлинного «Я».
Выводы
Разумное сочетание всех четырех педагогических позиций в деятельности учителя физической культуры является показателем его высокого профессионализма, адекватного современной образовательной ситуации в физическом воспитании, и гарантом реализации нового содержания общего физкультурного образования, в котором в комплексе представлены предметный («Умелец»), деятельностный («Учитель»), гуманитарный («Родитель») и личностный («Мудрец») компоненты.
Литература
1. Цукерман, Г. А. Мы, взрослые, и остальные люди / Г. А. Цукерман, В. И. Слободчиков // Семья и школа. - 1989. - № 11. - С. 18-20; 1989. - № 12. - С. 19-21; 1990. - № 1. - С. 26-28; 1990. - № 2. - С. 33-36.
2. Николаев, Ю. М. Физическая культура и основные сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа / Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры. - 2003. -№ 8. - С. 2-9.
3. Кряж, В. Н. Гуманизация физического воспитания / В. Н. Кряж, З. С. Кряж. - Минск, 2001. - 180 с.
4. Зинченко, В. П. Деятельность. Знание. Духовность / В. П. Зинченко // Высшее образование в России. - 2003. - № 5. - С. 81-91.
5. Педагогика физической культуры и спорта : учебник / под ред. проф. С. Д. Неверковича. - М. : Физическая культура, 2006. - 527 с.
6. Слободчиков, В. И. Очерки психологии образования / В. И. Слободчиков // Материалы для педагогических размышлений. - Биробиджан : Изд-во БГПИ, 2002. - Вып. 2.
7. Вентцель, К. Н. Свободное воспитание : сб. избранных трудов / К. Н. Вентцель. - М., 1993.
Summary
The questions of the essence, structure and characteristics of pedagogical position of the teacher of physical culture in the process of physical training are considered in the article.
Поступила в редакцию 02.03.07.