Научная статья на тему 'Социология и философия музыки и музыкального образования в профессиональном самоопределении современного музыканта'

Социология и философия музыки и музыкального образования в профессиональном самоопределении современного музыканта Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
196
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Щербакова А. И.

Статья посвящена проблеме социально-философского осмысления процессов, происходящих в музыке и музыкальном образовании, в профессиональном самоопределении и становлении современного музыканта, стремящегося постичь сущность и направления будущей профессиональной деятельности. В статье освещаются различные аспекты социально-философского анализа, новые подходы, необходимые современному музыканту-исследователю, раскрываются перспективы духовного и профессионального становления музыканта в пространстве культуры третьего тысячелетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социология и философия музыки и музыкального образования в профессиональном самоопределении современного музыканта»

СОЦИОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАНТА

© Щербакова А.И/

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Статья посвящена проблеме социально-философского осмысления процессов, происходящих в музыке и музыкальном образовании, в профессиональном самоопределении и становлении современного музыканта, стремящегося постичь сущность и направления будущей профессиональной деятельности. В статье освещаются различные аспекты социально-философского анализа, новые подходы, необходимые современному музыканту-исследователю, раскрываются перспективы духовного и профессионального становления музыканта в пространстве культуры третьего тысячелетия.

Изучение процесса профессионального самоопределения современного музыканта неизбежно обращает исследователя к философии и психологии, музыкознанию и культурологии, общей и музыкальной педагогике. Это вполне естественно, поскольку основополагающей идеей, объединяющей музыкантов, стремящихся максимально полно осмыслить сущность своей профессии, является потребность проникнуть в тайны музыкального «Хаокосмоса» (А. Лосев), выявить законы его бытия (онтологический аспект), принципы самоорганизации, особенности познания (гносеологический аспект), ориентации личности в мире музыкальных ценностей (аксиологический аспект), способности в процессе постижения музыкального искусства понимать и толковать музыкальный текст (герменевтический аспект), анализировать рождение в этом процессе художественно-эстетического переживания, (эмоционально-эстетический аспект), получить возможность осуществлять межкультурный диалог в многомерном художественном пространстве (культурологический аспект), проявлять способность ориентироваться в новом информационном поле (информационно-технологический аспект).

Приступая к социально-философскому осмыслению музыки и музыкального образования, необходимо понимать, что вступаешь в сферу напряженного, активного творческого поиска, в бесконечную сферу познания и самопознания, знания-переживания, понимания того, что «равно-

♦ Заведующая кафедрой Социологии и философии культуры, доктор педагогических наук, профессор

душие - это бессильное ничто, это усталость и леность духа» [4, С. 5]. Это включение всего духовного потенциала человека, сотворческий ансамбль ума и сердца, гармоническое единение эмоции и интеллекта, поскольку объект познания - Музыка - способна зачаровывать, втягивать в свое пространство, давать возможность не просто слышать и «видеть» новые художественные миры (новым миром может стать и далекое прошлое, на которое взглянули по-новому), а проникать в новое художественное пространство, постигать его изнутри, потому что постижение - «это всегда творение, это всегда со-творение» [4, С. 7]. Постижение как сотворение, как осуществление принципа ценностного взаимодействия между музыкой - объектом познания - и постигающим ее субъектом требует напряжения, часто преодоления себя, сложившихся стереотипов, довлеющих над человеком, догм, всех тех «призраков», которые часто становятся тормозом для духовных исканий, а профессиональное становление - это всегда сложный и извилистый путь творческого поиска.

Социально-философское исследование, предметом которого является музыка и музыкальное образование, неизбежно сталкивается с огромным количеством проблем, возникающих из-за сложности и неординарности предмета изучения, который на протяжении исторического пути своего развития претерпевал такие невероятные преображения, что ставил в тупик высокообразованных исследователей, не способных понять и принять их. Будущему профессиональному музыканту необходимо осознать, что социально-философское осмысление музыки - это одновременно и социально-философское постижение сущности человека, его уникальности, неповторимости, его внутреннего «Я», его системы ценностей, позволяющей понять, осмыслить, постичь путь, пройденный им за тысячелетия. Социально-философское размышление о музыке - это одновременно и социально-философское размышление о человеке во всей сложности и многогранности этого понятия. Философия музыки и философия человека нерасторжимо связаны, переплетены, взаимообусловлены. Философия музыки - это философия самопознания человека. Таким образом, фило-софско-антропологический подход, является естественным следствием обращения к музыке как способу познания и самопознания.

Несомненно, особая сложность социально-философского осмысления музыки заключается в том, что каждый тип культуры, каждая историческая эпоха, определяющая стиль и мышление философа, будет стремиться прочесть музыкальный текст по-своему, в соответствии с той системой ценностей, которая определяет его мировоззренческую позицию. Это вполне естественно, если не доведено до крайности, когда смыслы и ценности, заложенные автором, не просто переосмысливаются в новой социокультурной реальности, а практически подменяются новыми, более созвучными, по мнению исследователя, современной картине мира. Воз-

можен и другой подход, когда добросовестный исследователь будет стремиться к полной «аутентичности», пытаясь совершенно отождествиться с автором музыкального высказывания, отрешившись от дня сегодняшнего и игнорируя реалии современности.

И та, и другая крайности ведут к искажению музыкального пространства, из которого исключается в первом случае творец, поскольку его идеи игнорируются и ему навязываются те представления об истине, которые являются нормами другого времени, а во втором случае - мыслитель, отказавшийся от собственных идей, в процессе общения с музыкальным текстом, превратится в лучшем случае в работника архива, стремящегося аккуратно разложить по полкам имеющиеся тексты. Таким образом, для осуществления процесса социально-философского осмысления музыки и музыкального образования необходимым качеством является сформированная в педагогике музыкального образования потребность и способность к диалогу во времени и пространстве, способность к рефлексии как способу философского рассуждения, помогающая исследователю постоянно осмысливать собственные действия, ход своего размышления и соотносить его с размышлениями автора музыкального сочинения, определять их, ценностно осмысливать, сотворчески преобразовывать в личностной интерпретации. При этом, обращаясь к музыке как объекту социально-философского анализа, не следует исключать и стихийно-интуитивный характер ее постижения, который постоянно сочетается с сократовской традицией «знания - переживания», наполненного глубоким личностным смыслом.

Сложность и многогранность музыки как предмета социально-философского осмысления, ее взаимосвязь с другими видами искусства, с гуманитарной культурой в целом предполагает применение системного подхода как философского принципа, обладающего высоким исследовательским потенциалом и базирующегося на синергетике как новой парадигме современной науки. Синергетика отражает новый стиль научного мышления, новый способ постановки и анализа научных проблем, принципиальный отказ от стереотипов линейного мышления и жесткого детерминизма. В синергетике заложена парадигма, обладающая возможностью изучать сложные, неравномерно развивающиеся и находящиеся в постоянном процессе движения системы, к которым самым непосредственным образом относятся социальные системы, процессы развития науки и искусства, система образования, культура в целом.

Принципы синергетики, рассматривающие сложные эволюционирующие системы и изучающие законы их самоорганизации и саморазвития, позволяют поставить точку в многолетнем споре о линейном прогрессе в искусстве вообще, и в музыке, в частности, воспринимавшемся многими исследователями как линейное поступательное движение в сто-

рону постоянного совершенствования искусства. Специфика музыки как вида искусства требует особого рассмотрения проблемы интерпретации как метода философского осмысления музыки, поскольку и в музыке, и в философии, по справедливому утверждению Л. Микешиной, «идеи, концепции и учения живут особым способом - они заново проблематизиру-ются и интерпретируются с появлением новых контекстов в развивающейся культуре, в новом времени и остаются открытыми для последующих интерпретаций» [6, С. 417].

Проблема интерпретации требует применения аксиолого-герменев-тического подхода, определяющего принципы ценностного осмысления и толкования музыкального текста в его единстве с социокультурным контекстом, в том стилевом художественном пространстве, в котором создавалось музыкальное произведение. Множественность смыслов, заложенных в каждом музыкальном сочинении, диктует и необходимость множественности интерпретаций, способности мыслить диалогически, сравнивая различные концепции и подходы к постижению целостности музыкального текста в его единстве с историческим контекстом, с особенностями художественного мышления эпохи, художественно-ценностными установками автора изучаемой музыки.

В философии постоянно дискутируется проблема отношения к автору, «изгнания» его из философского текста, который наделяется автономией как некое объективное знание. Эта точка зрения представляется не убедительной, так как автор любого текста закладывает в своем произведении смыслы и ценности, которые являются выражением его субъективного, личностного начала. Оторвать текст от автора означает допустить возможность толкования, полностью исключающего возможность диалогического общения. В концертной практике нередко приходится сталкиваться именно с таким подходом, когда личность автора игнорируется, а исполнитель демонстрирует полное отсутствие чувства стиля, упиваясь своей беспредельной властью над музыкальным текстом и демонстрируя себя и только себя, не осознавая всей бессмысленности такого толкования музыкального текста.

Обращение к социально-философскому осмыслению музыки в образовательном процессе на современном этапе представляется абсолютно необходимым, так как стремительное расширение музыкального пространства, ускорение разнонаправленных процессов, характерных для современной музыки с одной стороны, и удаление во времени музыки старых мастеров, потеря ориентиров, недостаточное представление о тех ценностях, которые являлись основой создания шедевров прошлого, становятся препятствием для рождения полнокровных, талантливых и убедительных интерпретаций, наполненных жизнью творческого духа.

Постижение ценностной составляющей музыкального текста предполагает необходимость применения аксиологического подхода и методов аксиологического анализа в процессе обращения к музыке как объекту социально-философского анализа. Аксиология как философское учение о природе ценностей является фундаментальной основой социально-философского постижения музыки и музыкального образования, определяя сущность теории ориентации Homo Musicus - Человека Музыкального - в пространстве культуры нашего времени. Обращение в процессе подготовки будущих специалистов-музыкантов к социально-философскому осмыслению музыки и музыкального образования требует расширения горизонтов познания, ценностного осмысления и оценки процессов, происходящих в пространстве культуры, обретения личностного знания-переживания, интереса к другой культуре, способности преобразовывать антитезу «Я - Другой» во взаимообогащающий диалог, в котором осуществляется во всей полноте принцип дополнительности (Н. Бор, Ю. Лот-ман).

Сегодня, когда поиск путей к диалогу между различными культурами ведется во всех областях знания, когда развеян миф об универсальности музыкального языка, и мы все отчетливее понимаем всю многослойность и сложность музыкального пространства планеты Земля, представляется необходимым обретение новых этнографических ключей в непознанные уголки музыкальной Вселенной. Это не только значительно повышает статус профессии, но и наполняет ее новым смыслом, новыми возможностями, исключая чисто ремесленный подход, ограничивающий музыкальное образование кругом определенных знаний, умений и навыков, которыми отнюдь не исчерпывается роль музыканта - проводника в бесконечное пространство Музыки.

Подводя итоги изложенному, можно констатировать, что профессиональное самоопределение современного музыканта затрагивает следующие сферы художественной деятельности: эстетическую, рассматривающую музыку и музыкальное образование с позиции осмысления эстетических свойств музыкального пространства, создания и постижения музыкального произведения; этическую, определяющую особенности социального бытия музыки и музыкального образования; аксиологическую, выявляющую ценностную составляющую музыки и музыкального образования; герменевтическую, определяющую принципы понимания и толкования музыкального текста; культурологическую, определяющую место музыки в пространстве культуры; системную, рассматривающую особенности развития художественного процесса, формирование стилевого пространства, логику возникновения и трансформации художественных направлений и стилей; психологическую, затрагивающую вопросы творческого мышления, художественного восприятия, художественного пережи-

вания. Таким образом, социально-философский анализ музыки и музыкального образования представляет собой широкое исследовательское поле, требующее от будущего музыканта напряженной работы, направленной на постоянное расширение горизонтов познания и самопознания, что становится фундаментом его профессионального самоопределения, творческого и духовного становления, эффективной самоактуализации и самореализации в пространстве культуры.

Список литературы:

1. Борев Ю. Эстетика. - М., 2005.

2. Гуревич П.С. Философия человека. Часть 1. - М., 1999.

3. Кембелл Дж. Мифический образ. - М., 2004.

4. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. - М., 1990.

5. Орлов Г. Древо музыки. - СПб., 2005.

6. Микешина Л. А. Философия науки. - М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.