Научная статья на тему 'Философия музыки и музыкального образования – пространство духовного творчества'

Философия музыки и музыкального образования – пространство духовного творчества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
268
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Щербакова А. И.

Статья посвящена миссии музыкального образования как инструмента постижения высших ценностей бытия. В работе анализируется путь становления личности как творения и творца культуры, сущность профессиональной деятельности музыканта как транслятора высших гуманитарных ценностей культуры, обосновывается необходимость воспитывать в себе свободную личность, готовую творить новое художественное пространство. Значительное внимание уделено философскому осмыслению музыки и музыкального образования как единой, целостной, саморазвивающейся системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философия музыки и музыкального образования – пространство духовного творчества»

10. Сироткина Е.С, Филимонова О.Ф. Человек в жизненном пространстве: поиски смысла // Жизненное пространство человека и общества. -Саратов, 1996.

11. Худякова Н.Л. Общие предпосылки развития ценностного мира человека / Н.Л. Худякова - Челябинский гос. ун-т. - Челябинск, 2004. - 32 с. -Рукопись деп. в ИНИОН РАН (Москва). - № 58782 от 19.07.04.

12. Чупахин Н.П. Математика и философия смысла культурного мира / Н.П. Чупахин. - Томск: Издательство Томского гос. пед. ун-та, 2004.

ФИЛОСОФИЯ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ПРОСТРАНСТВО ДУХОВНОГО ТВОРЧЕСТВА

© Щербакова А.И.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Статья посвящена миссии музыкального образования как инструмента постижения высших ценностей бытия. В работе анализируется путь становления личности как творения и творца культуры, сущность профессиональной деятельности музыканта как транслятора высших гуманитарных ценностей культуры, обосновывается необходимость воспитывать в себе свободную личность, готовую творить новое художественное пространство. Значительное внимание уделено философскому осмыслению музыки и музыкального образования как единой, целостной, саморазвивающейся системы.

Философия современного музыкального образования интерпретирует его как постоянно совершенствующийся инструмент, необходимый для постижения одного из величайших и таинственных видов искусства - Музыки как носителя высших ценностей бытия. Постижение духовных ценностей, заложенных в музыкальном бытии, обращает нас к проблеме познания, рождения знания-переживания, к возможностям проникновения в таинственное пространство одухотворенного звука, скрывающего в себе самую великую тайну - тайну человека. Что есть человек, не по своей воле пришедший в этот мир и не по своей воле покидающий его? Может ли он быть свободным? Или это очередной миф, созданный им самим? Может ли он познать самого себя или это изначально невозможно, поскольку, по выражению Т. Черниговской, на протяжении многих лет изучающей загадки человеческого мозга, меньшее неспособно осмыслить большее?

* Заведующий кафедрой Социологии и философии культуры, доктор педагогических наук, профессор

Песчинка в потоке времени и бесконечности пространства Вселенной, человек желает постичь то, что не им создано, понять законы, властвующие и над ним, и над мирозданием. В какой момент творение культуры преображается в творца ее? И вправе ли он называть себя так? Не слишком ли это самонадеянно? Ведь не случайно Н. Бердяев настаивает на том, что человек не есть активный создатель бытия, но при этом он и не является пассивным отражателем его? Так что же он такое? Если согласиться с философом и принять его точку зрения, то человек не может претендовать на право называться творцом, поскольку знание, по выражению Бердяева, не есть копирование и дублирование бытия, более того, оно «ни в каком смысле не есть создание, конструирование бытия» [3, с. 94]. Или все-таки следует согласиться с другим великим философом М. Каганом, который уверенно начертал путь человека в пространстве культуры как непрестанное восхождение через мировосприятие, мироощущение, мироосмысле-ние к миромоделированию?

В этой цепочке значим каждый этап. Мировосприятие и мироощущение - это проявление эмоциональной сферы личности, ее потребности в духовном переживании, которое Пьер Адо называет опытом присутствия и опытом любви. По мнению одного из крупнейших психологов ХХ века К.Э. Изарда, когнитивная радость способствует эмпатии, альтруизму и креативности. В своих работах он приводит целый ряд примеров, свидетельствующих о том, что радостные мысли и образы, позитивные эмоции значительно повышают творческую активность человека. Но и страдание, сострадание, сопереживание также способствуют проявлению эмпатии, альтруизму и креативности, поскольку эмоциональный отклик всегда является сильным импульсом, обращающим человека к духовной активно -сти, а, следовательно, и к творчеству как одному из проявлений духовной деятельности.

Но для того, чтобы личность была способна к мироосмыслению и миро-моделированию, необходимо единение мысли и чувства, то, что К.Э. Изард называет аффективно-когнитивной структурой. Только в том случае, если мысль наполнена горячим чувством, страстной эмоцией, по выражению Н. Бердяева, творческий дар может в полной мере проявить себя, достичь тех высот, которые необходимы творческой личности для самореализации и самоактуализации. Мысль подлинных философов всегда наполнена горячим чувством, поскольку размышлять о том, к чему ты равнодушен, невозможно. Основой познания в философии, по мнению А. Шопенгауэра, является мир во всей его целостности, многоплановости, противоречивости. Философия устремлена к тому, чтобы постичь все, что существует в нем, без исключения. Мысль, воплощенная в звуке, есть живое выражение чувства, она становится основой не только познания, но и самопознания.

Гуревич П.счит ает, что сущность философии заключается в том, что она «обращается к непреходящим ценностям и универсальным вопросам,

постигает предельные основания бытия. Тайна человека, несомненно, принадлежит к кругу вечных проблем. Это означает, что любовь к мудро -сти, по-видимому, неразрывно связана с распознаванием загадки мыслящего существа <...> задумавшись о самом себе, человек, надо полагать, никогда не оставит эту тему, пока существует философия и человечество» [4, с. 3]. Несколько перефразируя это высказывание П. Гуревича, можно сказать, что пока существует человечество неизбежно будет существовать и философия, поскольку способность размышлять - величайший дар, полученный человеком, «награда» за еще не осуществленные деяния, «аванс» за осуществление будущей «работы» над собой, за те духовные искания, которые ему предстоит пройти на протяжении жизни в поиске истины. «Но истину нужно заслужить, и потому познание истины есть подвиг цельной жизни духа, есть творческое совершенствование бытия» [3, с. 95]. Если продолжить это размышление, то с той же уверенностью можно утверждать, что пока существует человечество, будет существовать и музыка, звучащее воплощение его сущностной потребности в поиске истины.

Обретение знания во имя творческого совершенствования бытия -высшая цель духовной деятельности. Обретение знания-переживания в системе музыкального образования - это высшая цель творческой деятельности. Для А. Шопенгауэра величайшая ценность знания состоит в том, «что его можно передавать другим, и, закрепив, сохранять: лишь благодаря этому оно становится столь неоценимым для практики [7, с. 97]. И в этом аспекте знание, передаваемое как ценность, также обращено к творческому совершенствованию бытия. Размышляя о сущности знания,

Н. Бердяев называет его живой функцией бытия, актом самосознания и самопознания универсального бытия. Философия музыки неразрывно связана с познанием законов ее бытия, с тем, что великий русский философ называет самораскрытием бытия, его расчленением и оформлением. По его мнению, «бытие просветляется и оформляется в акте самопознания <...> знание есть ценность, в знании совершается творческий акт, но ценность в самом бытии, в его развитии <.> Познание - солнечный свет, без которого бытие не может возрастать» [3, с. 94].

Солнечный свет, несущий в себе энергию творческого созидания, необходим личности, начавшей свое восхождение «к Олимпу», к вечным ценностям бытия, к поиску смысла в духовном пространстве культуры, где мысль, знание и чувство объединяются в единое целое, поскольку «сфера духовной жизни - это не просто усвоение элементов культуры и нравственных ценностей, это, в первую очередь, осмысление и переживание личного жизненного опыта» [6, с. 14]. Но что есть личный жизненный опыт? Из чего он складывается? Какие знания и переживания становятся частью человеческого существа, а какие отвергаются, как мелкие и малозначимые? Как осуществляется выбор из бесконечного количества мелочей жизни золотых крупиц подлинного знания?

Размышляя о сущности внутреннего опыта, Ж. Батай приходит к следующему выводу: «Я называю опытом путешествие на край невозможности человека. Всякий может отказаться от такого путешествия, но если кто-то решится на него, он должен отринуть существующие авторитеты и ценности, которыми ограничивается возможное. И поскольку опыт выступает как отрицание других ценностей и авторитетов, сам он, обретая позитивное существование, становится ценностью и авторитетом» [2, с. 23]. Путешествие на край невозможного у Ж. Батая - это те же «поля недостижимости», к которым всю жизнь стремился А. Шнитке. Это потребность творческого духа взмывать ввысь, не раздумывая о возможных преградах и опасностях. Потребность постоянно отодвигать грань возможного, переосмысливать ценности в поиске нового знания-переживания. Склонный к парадоксам Ж. Батай восклицает: «В конце концов, в опыте достигается сплавление объекта и субъекта, поскольку сам он - как незнание - будет субъектом, а как неизвестность - объектом. И пусть беснуется сознание - непрестанные поражения служат опыту так же верно, как и крайняя покорность» [2, с. 27].

В постижении музыки «сплавление» субъекта и объекта (музыки и постигающей ее личности) - процесс естественный и неизбежный. Только так происходит, по выражению М. Юдиной, «обмен духовными дарами», заключающий в себе высшую цель общения с искусством. В музыке мы ищем и находим природу духовности, то знание-переживание личного жизненного опыта, которое превращается в «нить Ариадны», способную вывести из самых сложных и запутанных лабиринтов, куда порой вовлекает нас стремительный поток бытия. В чем же сокрыта природа духовно -сти, таящая в себе энергию творческого созидания? Еще в глубокой древности мыслители постоянно обращались к этому феномену, к безмерности его пространства. Уже в творениях софистов высказана мысль о взаимосвязи развития разума со свободой духа. А у Платона одухотворенность есть наделенность жизненной силой и пониманием. Это те свойства, что изначально присущи музыке, открывающей новую метареальность, в которой жизненная сила, устремленная к познанию и самопознанию, образует особое звучащее пространство бытия. В этом звучащем пространстве с огромной силой раскрываются сущностные черты человеческой личности.

Со времен античности и по сей день философы, культурологи, искусствоведы, психологи размышляют над секретом творчества, тайной акта творения, когда из небытия рождается художественное произведение, «материя» которого тончайшими нитями соединена с духовной сферой личности художника, с тем знанием-переживанием, которое таится в ее глубине. Это знание-переживание, из которого возникает мощный стимул творческого деяния, несущий в себе радость и восторг, боль и страдание, порой спрятано так глубоко в сфере бессознательного, что, только родившись на свет в виде художественного образа, осознается самим художни-

ком, который превращается в этот момент в изумленного читателя, слушателя или зрителя своего собственного творения.

В природном начале человека, в его генетических корнях, ментальности, унаследованной от далеких предков, таится секрет «самости», неповторимости личности, поскольку природное начало включает в себя не только принадлежность к определенному биологическому виду, а еще множество понятий, из которых складывается удивительный облик Homo Faber - Человека Творящего. Духовность это созидание эстетического и этического идеала, неутомимое восхождение по лестнице познания и одновременно самопознание, личностная самоидентификация, постоянный процесс наполнения мысли живым чувством и обогащения чувства обретенным знанием.

Интерес, проявляемый к феномену духовности мыслителями всех времен, понятен и объясним. Поскольку «загадка мыслящего существа» (П. Гуревич), как и загадка творческой сущности его самым непосредственным образом связаны с феноменом духовности, способностью через переживание обретать знание, а в знании находить новый источник переживания. Так постигается смыслы и ценности человеческого существования, строится собственная иерархия ценностей. «Возвышение души» (Цицерон) есть неустанный труд, заставляющий творческую личность каждый раз переходить от сопереживания к ценностному осмыслению и оценке переживаемых событий, их ценностному переосмыслению и переоценке, сотворческому преобразованию в некую новую реальность. Это путь, который, согласно современной теории ценностей (М. Каган), позволяет творческой личности выходить на уровень синтетически-диалогического общения, уровень универсального диалога, открывающий бесконечность расширения творческих и духовных горизонтов.

Современному музыкальному образованию необходимо стать тем пространством духовной свободы, в котором подлинно творческая личность обретает возможность полностью выявить свой творческий потенциал, вступить на путь профессиональной и социальной адаптации, профессионального самоопределения, обрести силы для творческой самореализации и самоактуализации в пространстве культуры нового тысячелетия.

Список литературы:

1. Адорно Т.В. Избранное: социология музыки. - М.; СПб., 1999.

2. Батай Ж. Внутренний опыт. - СПб., 1997.

3. Бердяев Н. Философия свободы. - Харьков; М., 2002.

4. Гуревич П. С. Философия человека. Ч. 1. - М., 1999.

5. Изард К.Э. Психология эмоций. - М.; СПб, 2006.

6. Ильичёва И.М. Духовность в зеркале философско-психологический учений (от древности до наших дней). - М.; Воронеж, 2003.

7. Шопенгауэр А. Соб. соч. Т. 1. - М., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.