Научная статья на тему 'Аксиологическая модель в современной системе музыкального образования'

Аксиологическая модель в современной системе музыкального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербакова А. И.

Статья посвящена проблеме формирования ценностной парадигмы в современной системе музыкального образования. В работе анализируется феномен ценности в новой философии образования, представляется разработанная теория ориентации личности в мире музыкальных и музыкально-педагогических ценностей, раскрываются различные аспекты выстроенной на основе этой теории аксиологической образовательной модели, обосновывается роль аксиологического анализа в ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аксиологическая модель в современной системе музыкального образования»

социально-образовательной среде: дис. ... д-ра психол. наук / С.П. Иванова. - СПб., 2000. - 335 с.

2. Коваленко В.И. Полисубъектное управление развитием образовательной системы вуза: на материале вузов МВД России: дис. ... д-ра пед. наук / В.И. Коваленко. - Белгород, 2008. - 450 с.

3. Корчагин В.Н. Становление и развитие системно-синергетической парадигмы в педагогике (на основе анализа педагогического наследия Н.М. Таланчука): дис. .д-ра пед. наук / В. Н. Корчагин. - Казань, 2005. -345 с.

4. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для вузов / Ред. В. А. Сластенин. - М.: Академия, 2007. - 159 с.

5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; под ред. С.А.Смирнова. - М.: Академия, 2004. - 512 с.

6. Пидкасистый П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман, М.Г. Гарунов. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 354 с.

АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Щербакова А.И.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Статья посвящена проблеме формирования ценностной парадигмы в современной системе музыкального образования. В работе анализируется феномен ценности в новой философии образования, представляется разработанная теория ориентации личности в мире музыкальных и музыкально-педагогических ценностей, раскрываются различные аспекты выстроенной на основе этой теории аксиологической образовательной модели, обосновывается роль аксиологического анализа в ее реализации.

Важнейшей составляющей методологической культуры современного педагога является овладение новыми педагогическими технологиями, отвечающими требованиям гуманизации и демократизации образования, постижению его ценностной стороны, которая определяет личностное отношение к окружающему миру, избранной профессии. Аксиологиче-

* Заведующий кафедрой Социологии и философии культуры, доктор педагогических наук, профессор

ская константа становится фундаментом для создания собственного педагогического пространства, центром которого является личность ученика, будущего строителя нового мира. Особое внимание, которое сегодня уделяется выявлению значимости личностно-ценностного начала в формировании методологической культуры педагога как в сфере общей педагогики, так и в области художественного образования, не случайно.

В последние десятилетия ХХ века феномен ценности все прочнее утверждается в новой российской философии образования. В работах Б. Гершунского, В. Розина, Ю. Тупалова, М. Фишера, П. Щедровицкого поднимаются проблемы аксиологического подхода к образованию. Появляются труды, в которых подробно исследуются особенности мотиваци-онно-ценностного отношения учащихся к познавательной деятельности (Б. Додонов, Б. Кузнецов, Е. Мамчур, В. Миронов и др.) Начинает серьезно разрабатываться проблема ценностных ориентаций в образовании (В. Гинецинский, А. Кирьякова, В. Пряникова, З. Равкин и др.) Обсуждаются вопросы ценностных приоритетов современного образования (Б.М. Бим-Бад, М. Богуславский, Н. Никандров, З, Равкин и др.). Выявляются особенности ценностного подхода к управлению образованием (В. Гинецин-ский, В. Караковский, Г. Корнетов).

Ряд работ обращен к аксиологическим характеристикам педагогической деятельности (Б. Вульфов, В. Сластенин, Е. Шиянов, Н. Щепкина и др.). Серьезный анализ эволюции ценностей педагогического образования предпринят А. Булыниным. В. Сластенин и Г. Чижакова в своей работе «Введение в педагогическую аксиологию» подчеркивают чрезвычайную актуальность на современном этапе развития педагогики систематизированного аксиологического знания и утверждают, что факт рождения педагогической аксиологии можно считать признанным, что педагогическая аксиология обладает огромным прогностическим потенциалом как конструктивная наука, отражающая потребности современной социокультурной ситуации.

Роль аксиологического аспекта в выявлении гуманистического потенциала педагога как гражданина и профессионала обосновывает в своих работах Е. Артамонова. В ее работе аксиологический аспект непосредственно связывается с развитием духовной культуры учителя как интегрального качества, определяющего и сознательную направленность на созидание собственного ценностно-смыслового поля, и способ освоения базовых ценностных ориентаций в жизни в целом и в профессиональной деятельности, и меру присвоения и актуализации духовных ценностей. Можно констатировать, что феномен ценности стал неразрывной частью новой гуманистической парадигмы образования, что он вызывает все более пристальный интерес современных педагогов, стремящихся к творческому преобразованию педагогики как живой и постоянно развивающейся науки, устремленной в новое тысячелетие.

Обращение к музыке как носителю ценности, хранящему в себе идеалы Красоты, Добра, Гармонии, характерно для музыкальных исследований ХХ века. В работах А. Лосева и Б. Асафьева, В. Медушевского и Е. Назайкинского, Ю.и В. Холоповых, Т. Чередниченко и Г. Ермаковой, Л. Закса и Р. Тельчарова, А. Соколова и Б. Яворского, и др. музыка предстает в контексте духовной культуры как выражение художественного отношения к миру, как источник ценностных ориентаций, рождающихся в процессе ее постижения. Все это диктует необходимость разработки аксиологической образовательной модели, направленной на осуществление в музыкально-педагогическом процессе целенаправленной аксиологической подготовки будущих профессиональных музыкантов: исполнителей, педагогов, исследователей, просветителей, вносящих свою лепту в формирование художественного пространства культуры. Осуществление аксиологической подготовки - это воспитание личности, испытывающей потребность в постижении «музыки изнутри», стремящейся к ценностному охвату художественного пространства и способной к творчески-созидательной деятельности в нем. Аксиологический подход позволяет осознать, что обретение системы ценностей в музыкально-педагогическом процессе предоставляет будущему музыканту возможности для строительства личностного художественного мироздания, для творческого профессионального миромоделирования, то есть дальнейшего осуществления профессиональной деятельности соответственно выработанным мировоззренческим убеждениям и идеалам.

На основе философской теории ценностей (М. Каган) разработана теория ориентации личности в мире музыкальных и музыкально-педагогических ценностей, которая является фундаментом для создания в учебно-воспитательном процессе аксиологической образовательной модели. Теория ориентации личности в мире музыкально-педагогических ценностей дает возможность осмыслить музыкальное образование как: ценность, хранящую в себе личностно-ценностный взгляд человека на окружающий мир, на партнера по коммуникации, на искусство, на самого себя как творца музыкально-педагогических ценностей и творение их; саморазвивающуюся сложноорганизованную систему, интегрирующую в своих недрах бесконечное саморазвитие музыкального искусства и человека, находящихся в концептуальном поле субъектно-объектных и межсубъектных отношений; процесс ценностного становления личности, постигающей музыкально-педагогические ценности и создающей новые в неустанной творческой деятельности; результат сотворческого ценностного взаимодействия всех участников музыкально-педагогического процесса, при котором музыкально-педагогическое образование несет в себе в синергетическом единстве три модуса времени: Вчера, Сегодня и Завтра.

Таким образом, теория ориентации личности в мире музыкально-педагогических ценностей содержит в себе следующие основные функ-

ции: ценностно-парадигмальную - аксиологическую ось музыкального образования, на которой зиждется «архитектура» нового музыкального и музыкально-педагогического мироздания; системно-интегративную, объединяющую в едином музыкальном пространстве творца и творение, внешний реальный мир и внутренний мир формирующейся личности, познание и самопознание, прошлое, настоящее и будущее в их сотворче-ском переплетении; проекционно-созидательную, переводящую процесс ценностного становления личности в результат, воплощающий постижение мира музыкальных и музыкально-педагогических ценностей в строительстве новых моделей музыкального образования, «несущими конструкциями» которого являются вечные ценности в их постоянном преображении и перевоплощении.

В качестве инструмента ценностного постижения музыки и музыкального образования как сложной иерархически выстроенной системы в аксиологической образовательной модели вводится понятие «аксиологический анализ». Аксиологический анализ позволяет осмысливать музыку и музыкальную педагогику как особый вид художественного творчества в его взаимосвязи со смежными областями науки и искусства, в широкой исторической перспективе, открывающей возможности для цепи культурно-типологических сравнений. Сущность, содержание и специфика аксиологического анализа музыки и музыкального образования определяется его методологической направленностью на формирование постоянно действующего концептуального поля субъектно-объектных отношений, а также на изучение принципа ценностного взаимодействия как в субъект-но-объектных отношениях (музыка - объект познания, учитель и ученик -коллективный субъект познания), так и в субъектно-субъектных отношениях (учитель - ученик).

В процессе аксиологической подготовки будущие музыканты выявляют «аксиологическую ось» своей профессиональной деятельности, знакомятся с механизмами ориентации и учатся применять их на практике, формируют личностную систему музыкально-педагогических ценностей. Аксиологическая образовательная модель включает в себя культурологический аспект (В. Апрелева, Л. Рапацкая, Т. Чередниченко), открывающий широкие горизонты для исследования музыки как особого вида самосознания культуры, как ее «целостного бытия» (М. Каган). Изучение культурологического аспекта позволяет обратиться к онтологическим основаниям музыки как культуры, осознать «то обстоятельство, что нет культуры без музыки, как нет музыки без культуры» (В. Апрелева). Ценностное постижение музыки невозможно без выявления смыслов, заложенных в нотном тексте, поэтому аксиологическая образовательная модель исследует семиотический аспект (Ч. Пирс), при котором музыка интерпретируется как особый язык, служащий средством информации и коммуникации.

Семиотический аспект определяет необходимость применения герменевтического метода, сочетающего грамматический анализ текста (музыкального или литературного) с проникновением в исторический, психологический, личностный контекст произведения.

Словом, сказанным обществом о себе, называет А. Михайлов музыку, соглашаясь с Т. Адорно в интерпретации музыкального искусства как социального шифра, хранящего за страницами музыкального текста веками складывающиеся представления человека о Добре, Благе, Красоте, Любви

- вечных ценностях бытия. «Музыка - это предельное проявление духа» (В.Г. Вакенродер), заключенное в ту систему образов, которую «избирает эпоха для воплощения в музыкальном творчестве своих идей» (В. Конен). Прочесть и расшифровать это слово, осмыслить его, дать ему жизнь в новом пространстве и времени - задача одновременно и этическая, и эстетическая. Это постигает молодой музыкант в процессе аксиологической подготовки. Ему становится очевидно, что обращение к «генетическим корням» (генетический метод - И.Г. Фихте, Ф. Шлегель) художественных традиций, возможность проследить в широкой исторической перспективе за процессом рождения, самоутверждения и функционирования музыкальных ценностей от «детства» цивилизации и до нынешнего состояния

- это путь к целостному постижению музыкального мира. Неповторимость и специфичность каждого периода развития музыкального искусства, тот особый «климат», который сопровождает человека в разные исторические эпохи, преломляясь затем в художественном творчестве через «избранные» им на данном историческом отрезке средства выразительности, позволяет утверждать, что изучая музыкальное искусство, мы изучаем человека - творца его. Мы пытаемся проникнуть в мир его эстетических и этических представлений и суждений, составляющих сущность духовной жизни, запечатленной в строках нотного текста.

В процессе аксиологической подготовки приходит осмысление того, что семиотический аспект неразрывно связан с системным. Поскольку только тот музыкант, который осознает роль искусства в восстановлении органики взаимосвязей бытия и сознания, значимость эмоционального опыта поколений, хранимого в творениях художников прошлого и настоящего, кто знаком с синергетическими законами эволюции и саморазвития сложных систем и стремится к самопознанию и осмысленной творческой деятельности, может свободно и уверенно реализовать себя в информационном потоке современной культуры. Так поиск новых подходов становится естественным и закономерным результатом реализации аксиологической образовательной модели в современной системе музыкального образования, которая формирует потребность в исследовательской деятельности, желание искать и открывать новое, повышать и совершенствовать свой профессиональный уровень, осуществляя на практике концеп-

цию непрерывного развития и самосовершенствования личности в пространстве культуры нового тысячелетия.

Список литературы:

1. Адорно Т.В. Избранное: Социология музыки. - М.; СПб., 1999.

2. Гершунский Б.С. Философия образования. - М., 1998.

3. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. -М., 2005.

4. Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб., 1997.

5. Розин В. Семиотические исследования. - М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.