Научная статья на тему 'Формирование общехудожественных знаний в подготовке бакалавра музыкального образовани'

Формирование общехудожественных знаний в подготовке бакалавра музыкального образовани Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
28
6
Поделиться
Ключевые слова
ОБЩЕХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЗНАНИЯ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СИНТЕЗ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА / ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ALL-ART KNOWLEDGE / CULTUROLOGICAL APPROACH / SYNTHESIS OF DIFFERENT TYPES OF ART / TRAINING OF THE BACHELOR OF MUSIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Какимова Лаура Шариповна

В статье обозначается проблема формирования общехудожественных знаний, обусловленная интересом к роли и значении национального музыкального искусства в подготовке бакалавра музыкального образования. Уточняется влияние синтеза искусств и теоретико-методологические подходы к данному исследованию. Раскрываются специфические особенности общехудожественных знаний, позволяющие прививать аксиологические и гносеологические ценности; выделены педагогические условия формирования у будущих специалистов общехудожественных знаний.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Какимова Лаура Шариповна,

Formation of all-art knowledge in training of the bachelor of music education

The article the problem of formation of all-art knowledge caused by interest in a role and value of national musical art in training of the bachelor of music education is designated. Influence of synthesis of arts and teoretiko-methodological approaches to this research is specified. The specific features of all-art knowledge allowing to instill axiological and gnoseological values are unveiled; pedagogical conditions of forming at future specialists of all-art knowledge are allocated.

Текст научной работы на тему «Формирование общехудожественных знаний в подготовке бакалавра музыкального образовани»

2016, том 18 [8]

—--—

УДК 372.87:372.878

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л.Ш. Какимова

Казахский Национальный педагогический университет имени Абая г. Алматы, Казахстан

Аннотация. В статье обозначается проблема формирования общехудожественных знаний, обусловленная интересом к роли и значении национального музыкального искусства в подготовке бакалавра музыкального образования. Уточняется влияние синтеза искусств и теоретико-методологические подходы к данному исследованию. Раскрываются специфические особенности общехудожественных знаний, позволяющие прививать аксиологические и гносеологические ценности; выделены педагогические условия формирования у будущих специалистов общехудожественных знаний.

Ключевые слова: общехудожественные знания, культурологический подход, синтез различных видов искусства, подготовка бакалавра музыкального образования.

В педагогической науке накоплен большой опыт по проблеме формирования знаний. К вопросам, связанным с проблемой их формирования и совершенствования в процессе обучения, обращались выдающиеся педагоги дидактики прошлых столетий, в чьих трудах формированию и развитию личности человека отводилось особое значение: посредством целенаправленного воздействия на него в усвоении и освоении знаний, их совершенствования, закрепления навыков и умений их практического применения. Достижения смежных наук, как педагогики и психологии, педагогики и философии, педагогики и культурологии, педагогики и эстетики, искусствознания и многих других, ученые стали раскрывать процесс развития мышления и усвоения знаний в единстве содержания

и методов обучения, системности их передачи, искать пути их систематизации, прочности освоения путем разработок новых методов и форм обучения и т.д. Что касательно педагогики музыкального образования различные проблемы подготовки музыканта к исполнительскому мастерству, профессиональной и педагогической деятельности (Р.Р. Джерди-малиева [1] и др.), освоения и передачи музыкальных знаний посредством различных форм восприятия (Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева [2; 3] и др.) и т.п. стали объектом пристального изучения ученых данной отрасли. Работы педагогов-музыкантов, методистов и учителей школы стали освещать проблему подготовки специалистов для школьного музыкального образования [4; 5]. Формированию музыкальных знаний на основе нацио-

—--—

~ 46 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

----—-

нального материала посвящены исследования многих ученых, но в частности, исследование М.Х. Балтабаева направлена на изучение казахской традиционной художественной культуры посредством синтеза нескольких видов искусства, таких как музыкальное, изобразительное, танцевальное, декоративное и словесное [6, с. 83—96]. В разработке методики художественно-эстетического воспитания средствами казахского традиционного художественного искусства он подчеркнул роль и значимость культуры для развития казахстанского общества, воспитания подрастающего поколения. Вслед за Л. А. Рапацкой [7], которая выявила культурологические основы профессиональной подготовки учителя музыки в исследовании художественной культуры как человеческого феномена, отметив важность этого «интегративного профессионально-значимого качества личности учителя музыки», обусловленной спецификой музыкального искусства и особенностью его художественно-педагогической деятельности в общеобразовательной школе, характером и творческой ее сущности в формировании художественного мировоззрения, музыкальных знаний школьников в интеграции разных видов искусств, междисциплинарных связей, М.Х. Балтабаев, раскрыл сущность художественной культуры через призму казахского традиционного музыкального искусства, где впервые отметил о значении общехудожественных знаний, как специфической особенности познания ментальности казахского народа.

Попытка осветить сложность многообразия содержания данных видов знаний, проведенные исследования в работах выше названных ученых, стали ключом к исследованию данного понятия, что позволило определить гипотезу нашего исследования в том, что если в условиях подготовки будущего специалиста формирование общехудожественных знаний будет представлять интеграцию знаний из различных видов искусства, обуслов-

ленной его музыкально-педагогической деятельностью, в определении структурной модели основных компонентов и носить поэтапный характер в эффективности ее методики формирования, то при этом будет обеспечено успешность его профессиональной деятельности к избранной специальности. В частности, ученый [7] отмечает, исследуемые знания формируются в личности на основе теории художественной культуры и в процессе художественной, музыковедческой и методической подготовки. Их содержание обусловили необходимость анализа художественно-образных представлений, которые ею рассматриваются как «субъективная эстетическая модель» образа искусства, являющаяся результатом художественного восприятия. Она полагает, что от художественно-образных представлений, что является из области эстетики и искусствоведения, зависят: 1) чувственно-эмоциональная реакция; и 2) логика художественного мышления. То есть, восприятие как осмысленно-содержательный акт, педагогические установки, регулирующие процесс восприятия различных видов искусств, пространственно-временная природа восприятия, ассоциативность образов из произведений очень широко и доступно освещена в научном труде, что явилось доказательством того, что общехудожественные знания отличаются от других видов знаний тем, что в них обусловлено художественно-образное содержание произведений искусства (художественно-образные представления в процессе восприятия произведений музыки, литературы, живописи и т.п.), опыт общения с искусством на основе эмоционально-чувственного постижения с логикой научных знаний (теории, факты, определения и др.). Опираясь на достижения дидактики и музыкально-педагогической практики, автор выдвигает специфическую группу функций знаний:

— онтологическую, которая служит основой анализа целостности художественной культуры и ее роли в искусстве;

~ 47 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

— ориентировочную, которая является ориентиром в постижении мира искусства, их истории и современного состояния;

— оценочную, позволяющую оценивать произведения искусство по их роли и значению в художественной культуре;

— эвристическую, которая регулирует процесс самостоятельной творческой деятельности, обусловленный восприятием, анализом [7].

Посредством общехудожественных знаний через категории «миропонимание», «мировосприятие», «мироотношение», «миросозерцание» мы считаем возможным развитие широкого круга мировоззрения, которое опосредованно и неопосредованно влияет на сознание личности, его вкусы и предпочтения. Мировоззренческий компонент общехудожественных знаний, по нашему мнению, способствует целостному восприятию искусства в понимании образа музыкального сочинения и его художественной информации. Выделенные нами критерии, своего рода формы художественного соотношения различных видов искусства, характеризуются такими показателями, как миропонимание — наличие интеллекта и художественного сознания; мировосприятие — художественные ассоциации в восприятии произведений искусства; мироощущение — эмоциональное отношение к подбору музыкально-художественного материала; миросозерцание — развитие воображения, что позволяет определить это понятие «как интегративное образование, характеризующееся познавательно-ценностным отношением, мировоззренческой ориентацией, основанное на синтезе знаний из различных видов искусств».

Анализируя исследовательскую литературу по нашей проблеме, смеем отметить, что понимание данного понятия может быть выражено мировоззренческим (гносеология) и ценностным (аксиология) подходами. В понимании первого общехудожественные знания отличаются тем, что восприятие их вы-

звано информацией о них самих художественными, музыкально-слуховыми представлениями, образными ассоциациями и сведения музыкально-исторических, теоретических знаний. Задача учителя музыки — научить понимать эти знания в межхудожественных связях с различными видами искусства, передавать осмысленность художественных образов суждениями, понятиями. Для этого становится возможным использовать категории «художественный образ», «художественная информация», под которыми понимается не только историческая данность, но, прежде всего, умение и способность усваивать из достояния культуры и искусства, в частности, самое лучшее, положительное, прогрессивное — все то, что может и должно войти в основу художественной культуры. К примеру, обогащение культуры казахского народа во взаимосвязи с культурами, направлениями, традициями других народов.

В аксиологическом плане общехудожественные знания содержат нравственно-ценностные установки, эстетические позиции, вкусы, взгляды, отношения в осознании художественного образа произведений. Многовековой опыт эволюции развития духовного потенциала человечества показал, что знания, представляющие собой информацию плюс понимание, используются для передачи смы-сложизненных ценностей. Они отражают фундаментальные отношения, потребности, интересы и др., что в целом и влияют на развитие мировоззрения человека. И во многих исследованиях мы находим доказательство того, что формирование ценностных ориента-ций, позиций выступают важным педагогическим условием готовности педагога-музыканта к своей профессиональной деятельности. Следовательно, в плане формулы, общехудожественные знания на наш взгляд, состоят из триадного характера функций:

— мировоззренческой (познавательная функция) которая способна расширять знания новыми фактами, сведениями, закреплять по-

~ 48 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

-----

зиции, взгляды, убеждения, расширять круг художественного кругозора и музыкальный тезаурус;

— педагогической (воспитательная функция) помогающей формировать достоинства, ценности, учит значимым для человека качествам: личностным — любовь, сострадание, сопереживание, уважение, гордость и т. п.; профессионально-значимым — эмпатия, рефлексия, артистизм, креативность мышления, творческий подход и др.;

— методологической (развивающая функция) — опирающей на знания, навыки и умения решать проблемные задачи и педагогические ситуации, прививать интегративные знания из разных областей познания в совокупности, формируя тем самым, новые знания необходимые для его будущей профессиональной деятельности.

Педагогические условия, связанные с моделью формирования общехудожественных знаний, отражают содержание музыкально-педагогического процесса вуза, формы и методы работы над ним. Первым условием, которым является овладение фундаментом теоретических знаний в области педагогики музыкального образования (из практики изучения дисциплин музыкально-теоретического, исполнительского, вокально-хорового циклов по программе вузовского образования). Второе педагогическое условие — это синтез музыкальных, художественных знаний, отражающих сущность общехудожественных знаний на основе синтеза различных видов искусства (содержательность и программность учебных дисциплин, междисциплинарный подход, межхудожественные связи). Третье педагогическое условие — разработка методики формирования общехудожественных знаний в подготовке бакалавра музыкального образования. Эффективность внедрения данной методики на основе интеграции знаний из различных предметов (педагогических, музыкальных, культурологических, психолого-педагогических, музыковедческих, искус-

ствоведческих), тематика заданий для самостоятельной работы студентов был составлен по принципу интегративности его содержания. Данный принцип отражает следующее:

— координация подобранного материала из различных источников составляет когнитивную особенность принципа интегратив-ности. Обзор тем по философии, культурологии, эстетике, искусствознанию, народному творчеству; психолого-педагогические идеи, теории и воззрения носят познавательно-смысловой характер;

— содержание общехудожественных знаний из различных видов искусства соотносится с интеллектуальной особенностью, поэтому задания из области литературы, культурологии, теории и истории музыкального образования, искусства имеют гносеологический характер;

— единство общечеловеческих и личностных ценностей относится к мировоззренческой особенности общехудожественных знаний составляющих преобразующий, т. е. праксиологический характер;

— интеграция знаний в организации форм деятельности (работа с первоисточником, игра-викторина, проектный метод, методика кейса, эссе, разработка и организация уроков музыки, внеклассных знаний и т. п.) носит художественно-творческий характер.

Рассмотрение и раскрытие тем, связанные с преемственностью мирового искусства и казахского музыкального традиционного искусства через призму ее особенности и специфики жанров, направлений и течений, раскрывающие межхудожественную связь общехудожественных знаний на основе синтеза различных видов искусства. В ходе эксперимента проводилось глубокое и объективное раскрытие национальных элементов музыкального языка, специфики и особенности музыки во взаимосвязи с другими видами искусства, проводилась работа по формированию художественных ассоциаций, представлений, осуществлялся анализ и обобще-

~ 49 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

ние музыкально-исторических знаний. Познавательная деятельность студентов позволила решать задания творческого характера, направленные на возможности апробации полученных навыков и умений к педагогической деятельности.

В раскрытии сущностной характеристики и ее анализе мы в своем исследовании рассмотрели такие понятия как «художественная культура», «художественное мировоззрение», «ценностные ориентиры», что позволило подойти к понятию «общехудожественные знания» с методологической позиции. Педагогические условия в разработке методики их формирования в подготовке будущих специалистов имеет культурологический аспект своей направленности. Таким образом, общехудожественные знания — это интегра-тивное образование, характеризующееся познавательно-ценностным отношением, мировоззренческим ориентиром, основанное на синтезе знаний из различных видов искусства, позволяющее достигать профессиональных успехов в подготовке бакалавров музыкального образования. Применение заданий для контроля самостоятельной работы студентов в процессе изучения исполнитель-

ских дисциплин могут быть использованы также в процессе подготовки дипломных проектов, в работе научных студенческих конференций и оставляет простор для дальнейшего его рассмотрения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Джердималиева Р.Р. Методика обучения в педагогической подготовке музыканта-исполнителя. Монография. Алматы, 2016.

2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: учебник. М.: Академия, 2004.

3. Методологическая культура педагога-музыканта: учебное пособие / Э.Б. Абдуллин, О.В. Ванилихина, Н.В. Морозова и др.; Под ред. Э.Б. Абдуллина. М.: Академия, 2002.

4. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания. М., 1983.

5. Арчажникова Л.Г. Профессия — учитель музыки. М., 1984.

6. Балтабаев М.Х. Педагогическая культурология: Учебное пособие. Алматы: РИН КАО им. Алтынсарина, 2000.

7. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования: дис. ... док-ра пед. наук. М., 1991.

FORMATION OF ALL-ART KNOWLEDGE IN TRAINING OF THE BACHELOR OF MUSIC EDUCATION

Sh.L. Kakimova

Kazakh National Pedagogical University named after Abai Almaty, Kazakhstan

Annotation. The article the problem of formation of all-art knowledge caused by interest in a role and value of national musical art in training of the bachelor of music education is designated. Influence of synthesis of arts and teoretiko-methodological approaches to this research is specified. The specific features of all-art knowledge allowing to instill axiological and gnoseological values are unveiled; pedagogical conditions of forming at future specialists of all-art knowledge are allocated.

Key words: all-art knowledge, culturological approach, synthesis of different types of art, training of the bachelor of music education.

~ 50 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—--—-

REFERENCES

1. Dzherdimalieva R.R. Metodika obuchenija v pedagogicheskoj podgotovke muzykanta-ispolni-telja. Monografija. Almaty, 2016.

2. Abdullin Je.B., Nikolaeva E.V. Teorija muzy-kal'nogo obrazovanija: uchebnik. Moscow, Akade-mija, 2004.

3. Abdullin Je.B., Vanilihina O.V., Morozo-va N.V. et al. Metodologicheskaja kul'tura pedagoga-muzykanta: uchebnoe posobie. Ed. Je.B. Abdullina. Moscow, Akademija, 2002.

4. Apraksina O.A. Metodika muzykal'nogo vospitanija v shkole. Moscow, 1983.

5. Archazhnikova L.G. Professija — uchitel' muzyki. Moscow, 1984.

6. Baltabaev M.H. Pedagogicheskaja kul'turo-gologija: Uchebnoe posobie. Almaty, RIN KAO im. Altynsarina, 2000.

7. Rapackaja L.A. Formirovanie hudozhestven-noj kul'tury uchitelja muzyki v uslovijah vysshego muzykal'no-pedagogicheskogo obrazovanija. Dis. doktora ped. nauk. Moskow, 1991.