Научная статья на тему 'Философия музыки и музыкального образования в формировании гуманитарной реальности XXI века: к проблеме рождения и становления научной школы'

Философия музыки и музыкального образования в формировании гуманитарной реальности XXI века: к проблеме рождения и становления научной школы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
422
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / MUSIC / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSIC EDUCATION / МУЗЫКАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ / MUSIC AND INFORMATION FIELD / ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСУМ / THE UNIVERSE OF HUMANITARIAN / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / SODO-CULTURAL SPACE / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАНАЛЫ ДУХОВНОЙ КОММУНИКАЦИИ / ARTISTIC AND AESTHETIC CHANNELS OF SPIRITUAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Щербакова Анна Иосифовна

Сегодня, в условиях переживаемого человечеством глобального кризиса, значительное внимание научного сообщества привлекают проблемы, связанные с формированием новой гуманитарной реальности, гуманитарного универсума, упорно сохраняющего и развивающего в своём пространстве высшие духовные смыслы и ценности, гуманистическую направленность творческой мысли, обращенной к созиданию и само созиданию. В представленной статье рассматривается процесс рождения и становления научной школы «Философия музыки и музыкального образования», выявляющей роль музыки и музыкального образования в формировании гуманитарной реальности, являющей собой фундамент культуры третьего тысячелетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Philosophy of Music and Music Education in Shaping the Humanitarian Reality of the XXI Century: the Problem of the Birth and Formation of a Scientific School

Today, in the conditions experienced by humanity of the global crisis, considerable attention attracted by the scientific community problems associated with the formation of a new humanitarian reality, humanitarian universe, hard to maintain and develop its space in the higher spiritual meanings and values, humanistic orientation of creative thought, facing the creation and self-creation. In the present article deals with the process of the birth and formation of the scientific school "Philosophy of music and music education " revealing the role of music and music education in shaping the humanitarian reality, it is a foundation of the culture of the third millennium.

Текст научной работы на тему «Философия музыки и музыкального образования в формировании гуманитарной реальности XXI века: к проблеме рождения и становления научной школы»

ФИЛОСОФИЯ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГУМАНИТАРНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ХХ! ВЕКА: К ПРОБЛЕМЕ РОЖДЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ

А. И. Щербакова*,

68

Российский государственный социальный университет (Москва)

Аннотация. Сегодня, в условиях переживаемого человечеством глобального кризиса, значительное внимание научного сообщества привлекают проблемы, связанные с формированием новой гуманитарной реальности, гуманитарного универсума, упорно сохраняющего и развивающего в своём пространстве высшие духовные смыслы и ценности, гуманистическую направленность творческой мысли, обращенной к созиданию и самосозиданию. В представленной статье рассматривается процесс рождения и становления научной школы «Философия музыки и музыкального образования», выявляющей роль музыки и музыкального образования в формировании гуманитарной реальности, являющей собой фундамент культуры третьего тысячелетия.

Ключевые слова: музыка, музыкальное образование, музыкально-информационное поле, гуманитарный универсум, социокультурное пространство, художественно-эстетические каналы духовной коммуникации.

Abstract. Today, in the conditions experienced by humanity of the global crisis, considerable attention attracted by the scientific community problems associated with the formation of a new humanitarian reality, humanitarian universe, hard to maintain and develop its space in the higher spiritual meanings and values, humanistic orientation of creative thought, facing the creation and self-creation. In the present article deals with the process of the birth and formation of the scientific school "Philosophy of music and music education", revealing the role of music and music education in shaping the humanitarian reality, it is a foundation of the culture of the third millennium.

Keywords: music, music education, music and information field, the universe of humanitarian, socio-cultural space, artistic and aesthetic channels of spiritual communication.

* Доктор педагогических наук, профессор Э. Б. Абдуллин являлся научным консультантом при написании Анной Иосифовной Щербаковой диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук на тему «Аксиологическая подготовка учителя музыки на современном этапе» (диссертация защищена в Московском педагогическом государственном университете в 2004 году).

Формирование гуманитарной реальности - фундаментальная проблема, которая не случайно получила «своё выражение в самых различных областях философского знания» [1, с. 251]. К этой проблеме сегодня обращаются философы, культурологи и социологи, этнографы и психологи. Она постоянно обсуждается в педагогической среде, где звучат опасения, связанные с явным падением уровня гуманитарного образования современной молодёжи и общества в целом. «Детьми технократии» называет наших молодых современников Т. Рошак в своей работе, посвя-щённой истокам контркультуры. В ней он пытается найти «источник современного радикального раскола и культурных выбросов нового... Именно в молодёжной среде серьёзная социальная критика ищет чуткое ухо на фоне всеобщего растущего ожидания: вдруг эта молодёжь окажется теми, кто действует, кто добивается результатов и не боится при этом риска - словом, теми, кто подхлёстывает события» [2, с. 51].

Трудно усомниться в том, что именно молодёжь призвана действовать и добиваться результатов. Это закон жизни, закон развития культуры. Смена поколений так же неизбежна, как смена дня и ночи, времён года и т. д. Но поскольку именно молодёжи предстоит строить новый мир, то неизбежно возникают вопросы: каков будет этот мир, какими смыслами и ценностями будут руководствоваться его строители, из какого «материала» будут они его строить? Ведь «бывают эпохи, которые говорят, что им нет дела до человека, что его нужно использовать как кирпич, как цемент, что из него нужно строить, а не для

него. Социальная архитектура измеряется масштабом человека. Иногда она становится враждебной человеку и питает своё величие его унижением и ничтожеством» [3, с. 257].

К сожалению, мы вынуждены признать, что технократическая эпоха в значительной степени тяготеет именно к такой социальной архитектуре. Но есть и другая социальная архитектура, «масштабом и её мерой тоже является человек, но она строит не из человека, а для человека, не на ничтожестве личности строит она своё величие, а на высшей целесообразности в соответствии с её потребностями» [Там же, с. 258]. Но для того чтобы социальная архитектура нашего времени обрела такое лицо, для того чтобы созданные ею творения не раздавили и не уничтожили человеческое в человеке, в основу должны быть положены подлинно гуманистические ценности. А это значит, что проблема формирования новой гуманитарной реальности - это проблема формирования того гуманитарного поля, в котором происходит становление личности социального архитектора, способного создавать великие творения во имя человека, во имя его самоосуществления.

Рождение и становление научной школы «Философия музыки и музыкального образования» самым непосредственным образом связаны с этой фундаментальной проблемой, с потребностью осмыслить роль музыки и музыкального образования в процессе формирования гуманитарной реальности, с осознанием необходимости расширения гуманитарного поля, создания художественно-эстетических каналов духовной коммуникации, способствующих сохранению

69

70

и приумножению гуманистических ценностей человечества. Только в таком пространстве возможно начать движение к «коммуникативному сообществу» (К.-О. Апель), где царствует принцип дополнительности, где каждый участник сообщества имеет право на собственное мнение и собственный взгляд на все процессы, происходящие в мире. В современных исследованиях подчёркивается экзистенциальная значимость такого сообщества: «Высокая эвристическая ценность понятия реального коммуникативного сообщества для этики подчёркивается тем, что оно даёт теоретический инструментарий для исследования происходящей общественной коммуникации» [4, с. 57].

Конечно, процесс создания и становления научной школы в области гуманитарного знания - это длительный путь от рождения идеи, её самоутверждения, определения путей её развития до активной включённости в процессы, происходящие в пространстве культуры. Следует сразу заметить, что, подобно рождению каждого живого существа, новая идея, положенная в основу создания новой научной парадигмы, новой научной школы, рождается не в «безвоздушном пространстве», она вызревает в материнском лоне сложившихся научных парадигм, питается их соками, созревает, чтобы обрести необходимые силы для профессионального и духовного роста.

Научная школа, рождающаяся в художественном пространстве культуры, подчиняется тем же законам, которые являются движущимися силами в развитии искусства. Об этом напоминает нам выдающийся французский композитор А. Онеггер:

«"В искусстве нет и не может быть поколений, не зависимых от своих предков" - так было сказано однажды, но не помню кем. Это абсолютно верно. Нескончаемой и непрерывной цепью связаны и старейшие создатели традиций, и наиболее ретивые новаторы. Нарочито громкие презрительные отзывы последних по адресу первых -не что иное, как неуклюжая попытка прикрыть хоть чем-нибудь от любопытных глаз свои раны, натёртые звеньями этой цепи» [5, с. 162].

И каждая новая научная школа, рождающаяся в художественном пространстве культуры, становится следующим звеном в цепи профессиональных и духовных исканий художников всех времён. Именно так, в рамках научной школы, возглавляемой Э. Б. Абдулли-ным, обращённой к формированию методологической культуры педагога-музыканта, родилось направление «Аксиология музыкально-педагогического образования» - теория ориентации личности в мире музыкальных и музыкально-педагогических ценностей. Это направление определило аксиологический стержень будущей научной школы «Философия музыки и музыкального образования», стало её фундаментом, на котором началось возведение нового научного здания. Вполне закономерно, что процесс «строительства», в первую очередь, требует выявления основных направлений работы, связанных со спецификой той «конструкции», которой предстоит жить, развиваться, совершенствоваться, вносить свою лепту в формирование нового гуманитарного универсума.

Поэтому, помимо аксиологического аспекта, был выявлен ещё целый ряд направлений, требующих анализа и осмысления. Нельзя было оставить

без внимания онтологический аспект, связанный с выявлением законов музыкального бытия, и герменевтический аспект, раскрывающий особенности понимания и толкования музыкального текста, и эмоционально-эстетический аспект, обращающий к психологии музыкального восприятия, к рождению художественно-эстетического переживания, и информационно-технологический аспект, позволяющий ориентироваться в новом музыкально-информационном поле. Особую значимость в контексте формирования новой гуманитарной реальности приобрёл социально-психологический аспект, обращающий к социальному статусу музыки и музыкального образования, к той роли, которую она играет в современном социокультурном пространстве.

Только при осмыслении этого широкого круга проблем становится возможным понимание роли музыки и музыкального образования в становлении и развитии культуры, рождается объединяющий все предыдущие аспекты культурологический взгляд [6], позволяющий найти пути к взаимодействию культур, к осуществлению активного межкультурного диалога, столь необходимого сегодня для преодоления человеческой деструктивности, жестокости и агрессии. Тех пороков, которые уничтожают гуманитарное пространство, вносят в окружающий мир насилие, рождают тревогу и страх, «ставят под угрозу величайшее достижение современной культуры: индивидуальность и неповторимость каждого человека» [7, с. 10].

Но действительно ли музыка обладает «механизмами», способными преодолеть деструктивность и жестокость, агрессию и ненависть? Насколько велика её сила? Может ли она слу-

жить формой познания и организации жизни [8]? Действительно ли художественно-эстетическое начало может служить источником созидательных сил культуры [9]? Какую роль играет она в социальной адаптации личности, в её национальной и личностной самоидентификации? Уверенные ответы на эти вопросы содержатся в исследованиях, посвящённых развитию русской музыки от её истоков [10] и до наших дней [11], где отечественная музыкальная культура представлена как фундамент, на котором личность возводит своё мироздание.

В этих работах убедительно доказывается, что осознание своей причастности к отечественной художественной культуре даёт человеку ощущение устойчивости, способствует его национальной и личностной самоидентификации. Родная музыкальная интонация вызывает непосредственный эмоциональный отклик, чувство единения, понимания, сопереживания, эмпатии. Но является ли музыка мостом от сердца к сердцу, если людей разделяют пространство, время, культурные традиции, сложившиеся представления об эстетических и духовных ценностях? Может ли она открыть путь к пониманию другой культуры, вызвать интерес к ней, желание открыть для себя национальные образы мира, ментальность разных народов? Поможет ли она «описать национальный мир и ум как инструмент с особым тембром в симфоническом оркестре человечества и так продемонстрировать богатый спектр в наличном достоянии современной цивилизации Земли» [12, с. 5]?

Потребность в осуществлении межкультурного диалога возникла не сегодня. Желание постижения «чу-

71

72

жой» души, другой культуры двигало очень многими художниками. Примеров тому множество. Такое желание двигало одним из крупнейших поэтов викторианской Англии Алджерноном Чарлзом Суинберном, когда им была написана «Ода Восток Западу», положенная на музыку в 1893 году английским композитором Чарлзом Уилле-ром Стэнфордом. Желание постичь другую культуру двигало и А. К. Глазуновым, когда он писал «Испанскую серенаду» для виолончели, - оно ощущается в его «Грёзах о Востоке», «Восточной рапсодии», «Восточной пляске» и в Увертюре № 2 на греческие темы для оркестра. Такое же желание мы ощущаем в самом первом сочинении для оркестра А. Онеггера «Песнь Нигамона», в котором он воспользовался «Песней ирокезского воина». Эта песня была записана музыкальным критиком Г. Кребьелем, которому принадлежит изданное в 1914 году исследование «Афро-американские народные песни» [13].

Интерес к другой культуре двигал М. А. Балакиревым, когда он обратился к созданию Увертюры на темы испанского марша, имевшей подзаголовок «К драме "Изгнание мавров из Испании"». Как справедливо замечает Н. Г. Шахназарова, Балакирев отнёсся к постижению восточной культуры «с такой же тщательностью и исследовательской увлечённостью, как и к "своему" - русскому - фольклору. Три поездки на Кавказ позволили ознакомиться близко, "вживую" с музыкой края, впитать впечатления и музыкальные, и от природы, людей, быта. Балакирев был первым русским композитором, которого Восток интересовал не только как художника, но и как исследователя» [11, с. 108].

Это очень важное замечание. Постижение музыки разных народов -не только процесс эмоциональной включённости в звучащее пространство бытия другого народа, но и сильный стимул для работы интеллекта, стремящегося исследовать, проанализировать, осмыслить новые смыслы и ценности, заключённые в постигаемом музыкальном тексте. Но для того, чтобы такая работа стала возможной, необходим значительный теоретический инструментарий, которым обязана снабдить личность, постигающую музыку, современная система музыкального образования. Готова ли она в полной мере к решению такой задачи? Следует признать, что пока ещё не в достаточной степени, хотя многое в этом направлении уже предпринимается. Постоянно расширяются репертуарные рамки в исполнительских классах, широко пропагандируется музыкально-просветительская деятельность, обращённая к изучению новых музыкальных миров, к поиску путей для их постижения, совершенствуется система дополнительного образования и т. д.

Но это только начало сложного и длительного пути социокультурного воспитания, социального обновления и оздоровления общества, обретения им высоких художественно-эстетических и духовно-нравственных идеалов. Научная школа «Философия музыки и музыкального образования» обращена к постоянному расширению музыкально-информационного поля, к созданию художественно-эстетических каналов духовной коммуникации, вовлекающих всех жителей Земли как представителей единой планетарной культуры в процесс дальнейшего культурного строительства.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Счастливцев, Р. А. Внутренняя форма слова как гуманитарный универсум (текстологический анализ) [Текст] / Р. А. Счастливцев // Густав Шлет и современная философия гуманитарного знания. - М. : Языки славянских культур, 2006. - С. 251-260.

2. Рошак, Т. Истоки контркультуры [Текст] / Т. Рошак. - М. : АСТ, 2014. - 380 с.

3. Мандельштам, О. Отклик неба: Стихотворения, критическая лроза [Текст] / О. Мандельштам. - Алма-Ата : Жазуши, 1989. - 288 с. : ил.

4. Назарчук, А. В. Трансцендентальная прагматика К.-О. Алеля и понятие коммуникативного сообщества. Дискурсивная коммуникативная этика К.-О. Алеля [Текст] / А. В. Назарчук // Теория коммуникации в современной философии. -М. : Прогресс-Традиция, 2009. - С. 24-62.

5. Онеггер, А. Я - композитор [Текст] / А. Онеггер. - Л.: Государственное музыкальное издательство, 1963. - 208 с.

6. Щербакова, А. И. Культурологический взгляд на проблемы осмысления музыки и музыкального образования // ФЭН-НАУКА. - 2012. - № 1 (4). - С. 34-36.

7. Фромм, Э. Бегство от свободы. Человек для себя [Текст] / Э. Фромм. - М. : АСТ, 2004. - 571 с.

8. Неменский, Б. М. Искусство как форма познания и организации жизни [Текст] / Б. М. Неменский // Гуманитарное пространство. Международный альманах. -2012. - Т. I. Приложение 9. - 100 с. : ил.

9. Щербаков, В. Ф. Художественно-эстетическое начало как источник созидательных сил культуры [Текст] / В. Ф. Щербаков // Культура. Духовность. Общество : сб. материалов I Международной научно-практической конференции. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2012. - С. 222-227.

10. Ануфриева, Н. И. Личность современного музыканта в контексте освоения ценностей народной художественной культуры [Текст] / Н. И. Ануфриева // Казанская наука. - 2012. - № 1. - С. 231-233.

11. Шахназарова, Н. Г. Феномен национального в зеркале композиторского творчества (Россия-Армения) [Текст] / Н. Г. Шахназарова. - М. : КомКнига, 2007. - 224 с.

12. Гачев, Г. Д. Ментальности народов мира [Текст] / Г. Д. Гачев. - М. : Алгоритм : Эксмо, 2008. - 544 с.

13. Рождественский, Г. Мозаика [Текст] / Г. Рождественский. - М. : НИЦ «Московская консерватория», 2010. - 320 с. : ил.

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.