НАУКА-ОБРАЗОВАНИЮ
Педагогический вуз - школе
ББК 74.200.54 YAK 373.5
A.M. ЕГОРОВА
A.M. EGOROVA
ЭЛЕКТИВНЫМ КУРС «МАТЕМАТИКА И МУЗЫКА» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
УЧАШИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
THE ELECTIVE COURSE «MATHEMATICS AND MUSIC» AS MEANS OF DEVELOPMENT OF MUSICAL REQUIREMENTS
OF PUPILS OF THE SENIOR CLASSES OF THE PHYSICAL AND MATHEMATICAL PROFILE
В статье рассматривается проблема развития музыкальных потребностей старшеклассников общеобразовательной школы в процессе изучения элективного курса «Математика и музыка». Включение элементов музыкального образования в содержание учебного процесса негуманитарных профилей максимально способствует решению задач профильного образования и развитию музыкальных потребностей старшеклассников.
In the article under consideration is the problem of development of musical requirements of senior pupils of a comprehensive school in the course of studying the elective course «Mathematics and music». Inclusion of elements of music education in the program of the educational process of non-humanitarian profiles leads to solving the problems of profile education and developing musical requirements of senior pupils as much as possible.
Ключевые слова: музыкальные потребности, старшеклассники, элективный курс.
Key words: musical requirements, senior pupils, elective course.
Современное общество выдвигает высокие требования к выпускникам общеобразовательной школы. Они должны представлять собой людей компетентных, владеющих необходимыми знаниями, умениями и навыками, способных развивать их и применять в быстро изменяющихся условиях. Для успешной социальной и профессиональной адаптации выпускнику школы необходимо сочетать компетенции в области гуманитарных и точных наук, а также искусства, что позволит выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром. Значительную роль в познании мира и нравственном становлении человека всегда играла и продолжает играть музыка. Одной из задач общеобразовательной школы является формирование у школьников музыкальных потребностей, которые в дальнейшем определят их ориентацию на музыку высокого художественного уровня.
Однако в соответствии с федеральным государственным стандартом общего образования уроки музыки в старших классах не предусмотрены. Стандарт рекомендует изучать музыку с 1 по 7 классы, в 8-9 классах - интегрированный курс «Искусство», в 10 и 11 классах - предмет «Мировая художественная культура». Решить проблему музыкального образования старшеклассников эти предметы не могут в силу ограниченности часов, отводимых на изучение музыкального искусства.
В результате школьное музыкальное образование заканчивается именно тогда, когда в нём особенно нуждается формирующаяся личность старшеклассника. Полученные ранее музыкальные знания и умения утрачиваются либо «растворяются» в потоке низкокачественной музыкальной продукции, составляющей сегодня звуковую среду.
Отечественные педагоги-музыканты всегда искали возможности включить в учебно-воспитательный процесс старшей школы музыкальное образование. В педагогической практике на протяжении нескольких десятилетий музыкальное образование старшеклассников в общеобразовательной школе реализовалось в форме факультативных занятий и в сфере развивающего дополнительного образования (кружки, секции, студии, клубы и т. д.).
Нормативные документы в области образования старшеклассников, отражающие требования реальности, в том числе раннюю профилизацию, позволяют включить в образовательный процесс элективный курс. Элективные курсы - курсы, входящие в состав профиля, способствующие углублению индивидуализации профильного обучения. При введении профильного обучения в старшей школе ученику (семье) предлагается совершить выбор двух уровней: сначала ученик выберет профиль, а вместе с ним и набор предметов, уровень их изучения, а затем - набор элективных курсов, предложенных школой.
Учебный план в профильных классах отличается достаточной гибкостью и подвижностью и позволяет ввести музыкально-образовательные дисциплины. Однако при этом речь идёт, прежде всего, о классах гуманитарного профиля, где музыкально-образовательные дисциплины органично вливаются в общий содержательный контекст. Содержание образовательного процесса классов негуманитарного профиля (физико-математических, естественнонаучных и т. п.) не предусматривает введения дисциплин музыкально-образовательной направленности. Учащиеся, избравшие негуманитарные профили, фактически исключаются из процесса музыкального образования, в результате чего в этот важный период у них формируются потребности, прежде всего, в музыке низкого уровня, навязываемой средствами массовой информации.
Ситуация в области музыкального образования старшеклассников настоятельно требует своего разрешения. В сложившихся условиях необходимо изыскивать любые возможности включения элементов музыкального образования в содержание учебного процесса негуманитарных профилей. Одним из вариантов может стать использование потенциала элективных курсов, позволяющих осуществлять музыкальное образование в контексте профильной направленности обучения. Таким образом определилась тема нашего исследования.
В соответствии с темой исследования были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать литературу по проблеме исследования;
2) изучить проблему музыкальных потребностей старшеклассников;
3) разработать интегрированный элективный курс «Математика - музыка» для старших классов общеобразовательной школы, учитывающий профильную направленность обучения;
4) опытно-экспериментальным путём проверить эффективность данного курса для развития музыкальных потребностей старших школьников.
Педагогический энциклопедический словарь даёт следующую трактовку термина «потребность»: «внутренние состояния, выражающие зависимость живого организма от конкретных условий существования; основной источник активности личности. Возникновение потребностей побуждает личность к активному поиску их удовлетворения. Потребности становятся внутренними побудителями деятельности - мотивами» [7, с. 209].
В отечественной психологии чаще всего потребности делят на материальные (потребность в пище, одежде, жилище), духовные (потребность в познании окружающей среды и себя, потребность в творчестве, в эстетических наслаждениях и т. п.) и социальные (потребность в общении, в труде, в общественной деятельности, в признании другими людьми и т. д.). Материальные потребности называют первичными, они лежат в основе жизнедеятельности человека. Социальные и духовные потребности называют вторичными, они отражают социализацию человека. Духовные потребности, или потребности в самореализации, - это стремление к самореализации, выразить через творческую активность всё, на что способен человек, осуществить себя [5, с. 312].
«Духовные потребности в юношеском возрасте являются ведущей и направляющей силой развития духовности личности. В них раскрывается сущность духовности как движения души на пути к полной самореализации, как нравственно-ориентированное поведение, как проявление разума, как мыслящую и созидательную активность личности, как утверждение значимых ценностей, как поиск высшей истины» [4, с. 7]. Актуальность данных потребностей может даже превышать удовлетворение физиологических, а их неудовлетворённость может привести к девиантному поведению.
Проблемы духовности, нравственности в настоящее время приобретают особую актуальность в процессе обучения и воспитания молодёжи. Источником духовности выступают нравственные и эстетические ценности культурного наследия народов мира и России. При наличии множества подходов к культуре существует единое мнение в понимании культуры как духовного мира.
Под огромным влиянием телевидения в сочетании с ликвидацией приоритетов у молодого человека складывается «клиповое» сознание, характерными чертами которого являются краткость, поверхностность, легкомысленность выводов. Массовая культура, заполонившая телевидение и радио, вытесняет академическую культуру, способствуя тем самым формированию неразборчивости вкусов молодёжи: «Сегодня у нас сложилась ситуация, в которой на авансцену вышла массовая культура, потеснив собой культуру элитарную. Современная культура выражает себя не в искусстве, а в жёстких формах, в которых деградируют высшие духовные ценности культуры. Эта культура рассчитана на среднего потребителя с невзыскательными вкусами, её цель, в первую очередь, - заработать деньги» [3, с. 65].
«Как правило, личность человека в молодом возрасте ещё недостаточно сформирована. Поэтому в период прохождения социализации именно молодёжь представляет собой самую благодатную почву для воздействия с любой стороны (СМИ, учреждений культуры, органов власти, школьных педагогов, групп сверстников). <...> Поэтому от того, что и кем будет «заложено» в молодого человека именно в это время, во многом будет зависеть то, какой будет молодёжь и более того, каким будет наше общество завтра» [3, с. 68-69].
Потребность в самосовершенствовании личности, механизм определения своего места и роли заложены в духовных потребностях личности. Как правило, «эта группа высших потребностей личности формируется стихийно, в молодёжной среде наблюдаются примеры бездуховности, в ряде случаев утрачиваются традиции гуманизма, взаимопомощи и добродетельного отношения друг к другу. Это приводит к проявлению эгоизма, стяжательства, насилия, беспринципности и агрессивности у молодых людей» [4, с. 4].
Для старшего школьного возраста особенно важно, какие именно потребности станут доминантными и ненасыщаемыми: «В тех случаях, когда ненасыщаемыми становятся первичные органические потребности, психическое развитие человека идёт по неправильному пути, формируя личность, отрицательную с точки зрения общественного мнения. <...> В отличие от этого духовные ненасыщаемые потребности обогащают и облагораживают личность, повышают культуру человека, помогают ему стать собранным и целеустремлённым» [1, с. 63].
Помочь молодому человеку в самовоспитании, определении жизненной позиции, в духовном развитии - важнейшая задача современного школьного образования: «Сегодня нам необходимо образование, которое могло бы дать направление и руководство молодёжи, помогло бы молодым людям «строить самих себя», расти духовно, принимать ответственные решения при выборе жизненного пути. Все это возможно при обновлении образования и воспитания на основе гуманистических принципов, ставящих в центр ребёнка, неповторимость личности как субъекта воспитания, формирование отношений в школе на основе духовного и эмоционального единства и сотрудничества детей и взрослых» [6, с. 3].
Музыкальные потребности являются частью духовных потребностей. Общепринятая классификация состоит из звеньев: духовные потребности ^ эстетические потребности ^ художественные потребности ^ музыкальные потребности.
«Ценность, значимость, смысл тех событий, образов, которыми живёт и которые переживает человек, характеризуют существо того, что воссоздаётся в музыке. И как следствие: ценность, значимость, смысл, воссоздающиеся в интонационно-звуковой форме, составляют содержание музыкальной деятельности как духовной деятельности человека» [8, с. 66].
В своём исследовании, давая определение понятию «музыкальная потребность», мы опираемся на трактовку Г.С. Тарасова, который считал, что музыкальная потребность - «это устойчивая индивидуально-типичная форма отношения к музыке, детерминирующая развёртывание музыкальной деятельности и выступающая на личностном уровне как система обобщённых музыкальных побуждений» [8, с. 65]. «Музыкальная потребность - не статичное, а динамичное явление. Она в большинстве случаев ненасыщаема, поскольку перспективы её конкретной реализации всякий раз связаны с привнесением новых качеств в эмоционально-ценностную сферу духовной жизни человека» [8, с. 68].
«Главная закономерность генезиса музыкальной потребности - приоритет индивидуального самовыражения на этапе формирования потребности и доминирование предметной детерминации музыки на творческой ступени развития» [8, с. 69]. «Личность, отдавая свои душевные силы искусству, воспринимая музыкальное произведение, духовно обогащается, развивается» [8, с. 70].
Яконюк В.Л. определяет процесс удовлетворения музыкальных потребностей как «духовное общение» [9, с. 71]. Он же выделил следующие функции музыкальных потребностей: мотивирующую, коммуникативную, познавательную.
Различные стороны мотивационной сферы характеризуют такие понятия и словосочетания, как «любовь к музыке», «творческая устремлённость», «увлечённость искусством», «музыкальный интерес» и т. д.
Коммуникативная функция музыкальных потребностей - музыкальное искусство как акт общения между людьми. «Создание или воссоздание музыкального образа как конечной инстанции музыкальной потребности есть не что иное, как общение на языке музыки» [9, с. 71].
В свою очередь, И.А. Джидарьян выделяет три главных аспекта в процессе удовлетворения эстетической потребности человека в искусстве:
1) общение потребителей художественных ценностей с личностью автора и общение самих художников-творцов с публикой;
2) общение потребителей искусства с героями художественных произведений в процессе их восприятия;
3) общение между самими потребителями художественных ценностей, объединённых актом художественного восприятия [2, с. 134].
«Оценка других людей и самооценка личности складываются в непосредственном общении человека с человеком и с «искусственными» людьми - образами искусства» [3, с. 26].
В музыкальной потребности важное значение приобретает взаимодействие эмоционального и познавательного. Реализация познавательной функции музыкальной потребности связана с процессом музыкального восприятия. «Познавательная функция музыкальной потребности является поэтому важнейшим условием интеллектуализации музыкально-воспитательного процесса, составляющей основу формирования музыкального мышления» [9, с. 75].
Структура музыкальных потребностей включает в себя музыкально-эстетические знания (знания специфики музыкального языка, его элементов, их значимости и эстетической сущности), развитость эмоционально-чувственного восприятия, адекватность восприятия музыкальных произведений; степень сознания потребности, влияющую на сферу интересов; индивидуальные свойства личности, в частности, способности, целеустремлённость, активность в деятельности, а также мотивационную сферу личности.
Нами разработана и реализуется программа элективного курса «Математика и музыка» для учащихся профильных негуманитарных классов общеобразовательной школы. Данный курс, рассчитанный на 34 часа, в первую очередь адресован учащимся, углублённо изучающим предметы физико-математического цикла. Однако он является достаточно универсальным и может быть включён в учебный план различных профилей.
Целью курса «Математика и музыка» является развитие музыкальных потребностей старшеклассников как части их духовных потребностей.
Основными задачами курса является получение учащимися знаний о музыкальном искусстве в локальной области, ограниченной заявленной тематикой курса; расширение спектра музыкальных впечатлений; углубление знаний учащихся в области теории музыки; обогащение знаний о музыкальных стилях, жанрах, направлениях, композиторах, исполнителях, музыкантах-исследователях; реализация полученных знаний и умений в самостоятельных творческих проектах, дальнейшее формирование умений слушать, исполнять, сочинять музыку.
Не претендуя на решение разносторонних задач музыкального образования, курс «Математика и музыка» призван расширить знания старшеклассников о музыкальном искусстве в контексте одного из многочисленных аспектов его бытования, а именно - сосредоточить внимание учащихся на осмыслении различных точек соприкосновения искусства (музыки) и науки (математики).
Учебно-тематический план программы включает изучение следующих тем: «Наука и искусство - грани творчества», «Гармония, симметрия, пропорция, ритм - слагаемые прекрасного», «Пифагор и пифагорейское учение о числе», «Космическая музыка» Пифагора и Платона», «Пифагорова гамма», «Математический строй музыки», «Математический анализ музыки», «Алгебра гармонии - темперация», «Теория музыкального ритма Аврелия Августина», «Космическая музыка Кеплера», «Музыка и конструктивизм», «Эстетика парадокса и музыкальный авангард», «Стиль совершенных пропорций А. Пануфника», «Творчество и кибернетика».
Как и любой дисциплине музыкально-образовательного цикла, курсу «Математика и музыка» свойственна диалектика эмоционального и рационального. В сравнении с базовым уроком музыки рациональное начало курса
«Математика и музыка» проявляется более ярко, о чём свидетельствует само содержание курса и его тематизм. Однако это не означает утраты эмоционального начала, проявляющегося на уровне осмысления содержания курса и на уровне восприятия музыкальных произведений.
Основными дидактическими принципами, в соответствии с которыми строится программа курса и осуществляется образовательный процесс, являются:
1) принцип интеграции;
2) принцип историзма;
3) принцип непрерывности и преемственности;
4) принцип дифференциации и индивидуализации.
Структура и содержание курса определяют формы и организацию занятий: лекции (обзорные и тематические), семинары, консультации, беседы-размышления, сообщения и доклады учащихся, практикумы, самостоятельные исследования и творческая музыкальная деятельность.
На уроках предусмотрены следующие виды учебной и музыкальной деятельности учащихся: составление тезисов лекции, решение задач, составление опорного конспекта, ответы на вопросы, слушание музыки, анализ музыкальных произведений, пение, игра на музыкальных инструментах, составление и чтение ритмических партитур, сочинение музыки, конструирование музыки на компьютере, творческие работы, презентация творческих проектов по темам курса.
Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей, музыкальных способностей и интересов обучающихся. Разнообразие видов учебной и музыкальной деятельности позволяет каждому учащемуся реализовать себя в той или иной степени; музыкальный материал для слушания и пения включает различные стили и направления музыки (классическая инструментально-симфоническая, классическая вокально-инструментальная, авангардная академическая, эстрадная вокально-инструментальная музыка, реп, рок, авторская песня); сочетаются групповые и индивидуальные формы работы.
Создание творческой атмосферы побуждает школьников к самовыражению, активности, поощрение творческого начала способствует развитию индивидуальных способностей. Каждый ученик выбирает вид творческого задания. Это может быть создание творческого продукта, поиск информации, её оформление в виде презентаций, докладов, рефератов, исполнительская деятельность и др.
Сочетание классной и внеурочной деятельности позволяет учащимся в полной мере самореализоваться. Старшеклассники принимают участие в конкурсах авторской, патриотической песни, выступают на школьных, городских, областных мероприятиях, на научно-практических конференциях, участвуют в школьных творческих вечерах, музыкально-литературных композициях, посещают филармонические концерты, выставки, театры. Традиционной стала творческая встреча с местным бардом. Во время этого мероприятия учащиеся могут познакомиться с творчеством автора, задать ему интересующие вопросы, исполнить песни собственного сочинения.
Признание в группе, среди товарищей, общественности способствует самоутверждению, росту уважения к себе, музыкальной деятельности, стимулирует интерес к серьёзному искусству. Развитие музыкальных потребностей обусловлено опытом музыкальной деятельности (слуховой, исполнительской, композиторской, аналитической и др.), активностью включения в творческую деятельность, самоактуализацией и творческим самовыражением.
Для того, чтобы выявить степень развития музыкальных потребностей старшеклассников, нами были определены уровни данных потребностей и их показатели. Уровни были разделены на высокий, средний и низкий.
Высокий уровень имеет следующие показатели:
• устойчивая сформированная готовность ориентироваться на широкий спектр музыкальных предпочтений;
• отношение к музыке как к средству, с помощью которого можно удовлетворить свои познавательные потребности;
• музыка является для человека самостоятельной сферой деятельности, творческой самореализацией;
• широкий диапазон музыкальных интересов;
• активность включения в музыкальную деятельность как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях;
• участие в групповых и индивидуальных творческих проектах;
• неоднократное посещение театров, филармонических концертов.
Средний (промежуточный) уровень характеризуется показателями:
• случайно-ситуативный характер ориентировки в музыкальном искусстве;
• отношение к музыке как к средству отдыха;
• небольшой диапазон музыкальных интересов;
• включение в музыкальную деятельность только на уроках;
• участие только в групповых творческих проектах;
• разовое посещение театров, филармонических концертов.
Низкий уровень имеет такие показатели:
• узкопрагматическая направленность лишь на развлекательные образцы музыки и искусства в целом;
• отношение к музыке как к зрелищу;
• ограниченный диапазон музыкальных интересов;
• выборочное включение в музыкальную деятельность на уроках;
• пассивность при выполнении индивидуальных и групповых заданий;
• отказ от посещения театров, филармонических концертов.
Опытно-поисковая работа проводилась в 2006-2011 годах на базе
МБОУ СОШ № 33 с углублённым изучением отдельных предметов г. Верхняя Пышма (Свердловская область), в ней принимали участие старшеклассники общеобразовательных классов (универсального обучения) и негуманитарного профиля.
Количество учеников, принимавших участие в диагностике, - 130. Для анализа результативности опытно-поисковой работы были выделены контрольные классы (далее - КК) (классы универсального обучения) и экспериментальные классы (далее - ЭК) (классы с углублённым изучением предметов негуманитарного цикла), изучающие в течение года элективный курс «Математика и музыка». Количество учащихся в КК составило 68 человек, в ЭК - 62 человека.
В задачи опытно-поисковой работы входило определение уровня развития музыкальных потребностей школьников на констатирующем и итоговом этапах.
В ходе исследования применялись следующие методы: наблюдение, анкетирование (методика В.П. Анисимова «Диагностика мотивационного компонента музыкально-эстетических вкусов старших школьников», методика В.С. Аванесова «Диагностика измерения художественно-эстетической потребности»), тестирование, анализ продуктов детского творчества.
Констатирующий этап исследования проводился в течение сентября каждого учебного года и по времени совпадал с началом изучения авторского элективного курса «Математика и музыка».
Диагностические показатели в математических классах выявили, что на высокий уровень развития музыкальных способностей имеют 41,86% учащихся, средний уровень - 46,69%, низкий - 11,27%. Показатели в общеобразовательных классах следующие: на высокий уровень имеют 41,16% школьников, средний - 47,04%, низкий - 11,76%.
Результаты диагностики на констатирующем этапе показали, что музыкальные потребности старшеклассников, изучающих углублённо предметы негуманитарного цикла, не уступают музыкальным потребностям старшеклассников общеобразовательных классов. Это измерение доказывает
правоту высказываний о необходимости включения предметов гуманитарного цикла в учебный план классов негуманитарного профиля.
Итоговый этап опытно-поисковой работы проводился в мае каждого учебного года, по времени совпадал с окончанием изучения элективного курса «Математика и музыка». Он включал повторное определение уровня развития музыкальных потребностей школьников.
Результаты итоговой диагностики измерения развития музыкальных потребностей старших школьников следующие. В экспериментальных классах высокий уровень развития музыкальных способностей имеют 57,96% учащихся, средний - 41,86%, низкий - 0%. В контрольных классах высокий уровень имеют 44,1%, средний - 49,98%, низкий - 5,88% школьников.
Сопоставление результатов констатирующего и итогового этапов опытно-поисковой работы показывает, что в экспериментальных классах показатель высокого уровня возрос на 16,1%, показатель среднего уровня уменьшился на 4,83%, низкий уровень отсутствует. В контрольных классах высокий и средний уровни стали выше на 2,94%, низкий опустился на 5,88%. Положительная динамика развития музыкальных потребностей наблюдается в обеих группах В контрольных классах положительная динамика связана с тем, что предметы гуманитарного цикла в них (мировая художественная культура и литература) продолжают изучаться. Однако в экспериментальных классах, где наряду с обязательными уроками МХК и литературы был введён элективный курс «Математика и музыка», положительная динамика наиболее существенна.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1) задействование потенциала элективных курсов даёт возможность включить элементы музыкального образования в содержание обучения негуманитарных профилей;
2) введение курса «Математика и музыка» в учебный план классов негуманитарного профиля максимально способствует решению задач профильного образования и развитию музыкальных потребностей старшеклассников.
Литература
1. Божович, Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание [Текст] / Л.И. Божович, Л.С. Славина. - М. : Знание, 1979. - 96 с.
2. Джидарьян, И.А. Эстетическая потребность [Текст] / И.А. Джидарьян. -М. : Наука, 1976. - 192 с.
3. Дорофеева, Е.В. Потребности студенческой молодёжи в сфере художественной культуры [Текст] : дис. ... канд. социол. наук / Е.В. Дорофеева. - Екатеринбург, 2006. - 163 с.
4. Королёв, Д.С. Психологические условия и факторы развития духовных потребностей в юношеском возрасте [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Д.С. Королёв. - Тамбов, 2008. - 17 с.
5. Кравченко, А.И. Общая психология : учебное пособие [Текст] / А.И. Кравченко. - М. : Проспект, 2011. - 432 с.
6. Макарова, И.А. Формирование духовных потребностей у старшеклассников (на материале уроков литературы) [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / И.А. Макарова. - Волгоград, 2003. - 200 с.
7. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
8. Тарасов, Г.С. Психология музыкальной потребности человека [Текст] / Г.С. Тарасов // Психологический журнал, 1988. - Т. 9. - № 5. - С. 63-70.
9. Яконюк, В.Л. Музыкант. Потребность. Деятельность [Текст] / В.Л. Яконюк. -Мн. : Белорусская академия музыки, 1993. - 147 с.