Научная статья на тему 'Элективный курс "Математика и музыка" как средство развития музыкальных потребностей учащихся старших классов физико-математического профиля'

Элективный курс "Математика и музыка" как средство развития музыкальных потребностей учащихся старших классов физико-математического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / SENIOR PUPILS / ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / ELECTIVE COURSE / MUSICAL REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Анна Михайловна

В статье рассматривается проблема развития музыкальных потребностей старшеклассников общеобразовательной школы в процессе изучения элективного курса «Математика и музыка». Включение элементов музыкального образования в содержание учебного процесса негуманитарных профилей максимально способствует решению задач профильного образования и развитию музыкальных потребностей старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егорова Анна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ELECTIVE COURSE "MATHEMATICS AND MUSIC" AS MEANS OF DEVELOPMENT OF MUSICAL REQUIREMENTS OF PUPILS OF THE SENIOR CLASSES OF THE PHYSICAL AND MATHEMATICAL PROFILE

In the article under consideration is the problem of development of musical requirements of senior pupils of a comprehensive school in the course of studying the elective course «Mathematics and music». Inclusion of elements of music education in the program of the educational process of non-humanitarian profiles leads to solving the problems of profile education and developing musical requirements of senior pupils as much as possible.

Текст научной работы на тему «Элективный курс "Математика и музыка" как средство развития музыкальных потребностей учащихся старших классов физико-математического профиля»

НАУКА-ОБРАЗОВАНИЮ

Педагогический вуз - школе

ББК 74.200.54 YAK 373.5

A.M. ЕГОРОВА

A.M. EGOROVA

ЭЛЕКТИВНЫМ КУРС «МАТЕМАТИКА И МУЗЫКА» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

УЧАШИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

THE ELECTIVE COURSE «MATHEMATICS AND MUSIC» AS MEANS OF DEVELOPMENT OF MUSICAL REQUIREMENTS

OF PUPILS OF THE SENIOR CLASSES OF THE PHYSICAL AND MATHEMATICAL PROFILE

В статье рассматривается проблема развития музыкальных потребностей старшеклассников общеобразовательной школы в процессе изучения элективного курса «Математика и музыка». Включение элементов музыкального образования в содержание учебного процесса негуманитарных профилей максимально способствует решению задач профильного образования и развитию музыкальных потребностей старшеклассников.

In the article under consideration is the problem of development of musical requirements of senior pupils of a comprehensive school in the course of studying the elective course «Mathematics and music». Inclusion of elements of music education in the program of the educational process of non-humanitarian profiles leads to solving the problems of profile education and developing musical requirements of senior pupils as much as possible.

Ключевые слова: музыкальные потребности, старшеклассники, элективный курс.

Key words: musical requirements, senior pupils, elective course.

Современное общество выдвигает высокие требования к выпускникам общеобразовательной школы. Они должны представлять собой людей компетентных, владеющих необходимыми знаниями, умениями и навыками, способных развивать их и применять в быстро изменяющихся условиях. Для успешной социальной и профессиональной адаптации выпускнику школы необходимо сочетать компетенции в области гуманитарных и точных наук, а также искусства, что позволит выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром. Значительную роль в познании мира и нравственном становлении человека всегда играла и продолжает играть музыка. Одной из задач общеобразовательной школы является формирование у школьников музыкальных потребностей, которые в дальнейшем определят их ориентацию на музыку высокого художественного уровня.

Однако в соответствии с федеральным государственным стандартом общего образования уроки музыки в старших классах не предусмотрены. Стандарт рекомендует изучать музыку с 1 по 7 классы, в 8-9 классах - интегрированный курс «Искусство», в 10 и 11 классах - предмет «Мировая художественная культура». Решить проблему музыкального образования старшеклассников эти предметы не могут в силу ограниченности часов, отводимых на изучение музыкального искусства.

В результате школьное музыкальное образование заканчивается именно тогда, когда в нём особенно нуждается формирующаяся личность старшеклассника. Полученные ранее музыкальные знания и умения утрачиваются либо «растворяются» в потоке низкокачественной музыкальной продукции, составляющей сегодня звуковую среду.

Отечественные педагоги-музыканты всегда искали возможности включить в учебно-воспитательный процесс старшей школы музыкальное образование. В педагогической практике на протяжении нескольких десятилетий музыкальное образование старшеклассников в общеобразовательной школе реализовалось в форме факультативных занятий и в сфере развивающего дополнительного образования (кружки, секции, студии, клубы и т. д.).

Нормативные документы в области образования старшеклассников, отражающие требования реальности, в том числе раннюю профилизацию, позволяют включить в образовательный процесс элективный курс. Элективные курсы - курсы, входящие в состав профиля, способствующие углублению индивидуализации профильного обучения. При введении профильного обучения в старшей школе ученику (семье) предлагается совершить выбор двух уровней: сначала ученик выберет профиль, а вместе с ним и набор предметов, уровень их изучения, а затем - набор элективных курсов, предложенных школой.

Учебный план в профильных классах отличается достаточной гибкостью и подвижностью и позволяет ввести музыкально-образовательные дисциплины. Однако при этом речь идёт, прежде всего, о классах гуманитарного профиля, где музыкально-образовательные дисциплины органично вливаются в общий содержательный контекст. Содержание образовательного процесса классов негуманитарного профиля (физико-математических, естественнонаучных и т. п.) не предусматривает введения дисциплин музыкально-образовательной направленности. Учащиеся, избравшие негуманитарные профили, фактически исключаются из процесса музыкального образования, в результате чего в этот важный период у них формируются потребности, прежде всего, в музыке низкого уровня, навязываемой средствами массовой информации.

Ситуация в области музыкального образования старшеклассников настоятельно требует своего разрешения. В сложившихся условиях необходимо изыскивать любые возможности включения элементов музыкального образования в содержание учебного процесса негуманитарных профилей. Одним из вариантов может стать использование потенциала элективных курсов, позволяющих осуществлять музыкальное образование в контексте профильной направленности обучения. Таким образом определилась тема нашего исследования.

В соответствии с темой исследования были поставлены следующие задачи:

1) проанализировать литературу по проблеме исследования;

2) изучить проблему музыкальных потребностей старшеклассников;

3) разработать интегрированный элективный курс «Математика - музыка» для старших классов общеобразовательной школы, учитывающий профильную направленность обучения;

4) опытно-экспериментальным путём проверить эффективность данного курса для развития музыкальных потребностей старших школьников.

Педагогический энциклопедический словарь даёт следующую трактовку термина «потребность»: «внутренние состояния, выражающие зависимость живого организма от конкретных условий существования; основной источник активности личности. Возникновение потребностей побуждает личность к активному поиску их удовлетворения. Потребности становятся внутренними побудителями деятельности - мотивами» [7, с. 209].

В отечественной психологии чаще всего потребности делят на материальные (потребность в пище, одежде, жилище), духовные (потребность в познании окружающей среды и себя, потребность в творчестве, в эстетических наслаждениях и т. п.) и социальные (потребность в общении, в труде, в общественной деятельности, в признании другими людьми и т. д.). Материальные потребности называют первичными, они лежат в основе жизнедеятельности человека. Социальные и духовные потребности называют вторичными, они отражают социализацию человека. Духовные потребности, или потребности в самореализации, - это стремление к самореализации, выразить через творческую активность всё, на что способен человек, осуществить себя [5, с. 312].

«Духовные потребности в юношеском возрасте являются ведущей и направляющей силой развития духовности личности. В них раскрывается сущность духовности как движения души на пути к полной самореализации, как нравственно-ориентированное поведение, как проявление разума, как мыслящую и созидательную активность личности, как утверждение значимых ценностей, как поиск высшей истины» [4, с. 7]. Актуальность данных потребностей может даже превышать удовлетворение физиологических, а их неудовлетворённость может привести к девиантному поведению.

Проблемы духовности, нравственности в настоящее время приобретают особую актуальность в процессе обучения и воспитания молодёжи. Источником духовности выступают нравственные и эстетические ценности культурного наследия народов мира и России. При наличии множества подходов к культуре существует единое мнение в понимании культуры как духовного мира.

Под огромным влиянием телевидения в сочетании с ликвидацией приоритетов у молодого человека складывается «клиповое» сознание, характерными чертами которого являются краткость, поверхностность, легкомысленность выводов. Массовая культура, заполонившая телевидение и радио, вытесняет академическую культуру, способствуя тем самым формированию неразборчивости вкусов молодёжи: «Сегодня у нас сложилась ситуация, в которой на авансцену вышла массовая культура, потеснив собой культуру элитарную. Современная культура выражает себя не в искусстве, а в жёстких формах, в которых деградируют высшие духовные ценности культуры. Эта культура рассчитана на среднего потребителя с невзыскательными вкусами, её цель, в первую очередь, - заработать деньги» [3, с. 65].

«Как правило, личность человека в молодом возрасте ещё недостаточно сформирована. Поэтому в период прохождения социализации именно молодёжь представляет собой самую благодатную почву для воздействия с любой стороны (СМИ, учреждений культуры, органов власти, школьных педагогов, групп сверстников). <...> Поэтому от того, что и кем будет «заложено» в молодого человека именно в это время, во многом будет зависеть то, какой будет молодёжь и более того, каким будет наше общество завтра» [3, с. 68-69].

Потребность в самосовершенствовании личности, механизм определения своего места и роли заложены в духовных потребностях личности. Как правило, «эта группа высших потребностей личности формируется стихийно, в молодёжной среде наблюдаются примеры бездуховности, в ряде случаев утрачиваются традиции гуманизма, взаимопомощи и добродетельного отношения друг к другу. Это приводит к проявлению эгоизма, стяжательства, насилия, беспринципности и агрессивности у молодых людей» [4, с. 4].

Для старшего школьного возраста особенно важно, какие именно потребности станут доминантными и ненасыщаемыми: «В тех случаях, когда ненасыщаемыми становятся первичные органические потребности, психическое развитие человека идёт по неправильному пути, формируя личность, отрицательную с точки зрения общественного мнения. <...> В отличие от этого духовные ненасыщаемые потребности обогащают и облагораживают личность, повышают культуру человека, помогают ему стать собранным и целеустремлённым» [1, с. 63].

Помочь молодому человеку в самовоспитании, определении жизненной позиции, в духовном развитии - важнейшая задача современного школьного образования: «Сегодня нам необходимо образование, которое могло бы дать направление и руководство молодёжи, помогло бы молодым людям «строить самих себя», расти духовно, принимать ответственные решения при выборе жизненного пути. Все это возможно при обновлении образования и воспитания на основе гуманистических принципов, ставящих в центр ребёнка, неповторимость личности как субъекта воспитания, формирование отношений в школе на основе духовного и эмоционального единства и сотрудничества детей и взрослых» [6, с. 3].

Музыкальные потребности являются частью духовных потребностей. Общепринятая классификация состоит из звеньев: духовные потребности ^ эстетические потребности ^ художественные потребности ^ музыкальные потребности.

«Ценность, значимость, смысл тех событий, образов, которыми живёт и которые переживает человек, характеризуют существо того, что воссоздаётся в музыке. И как следствие: ценность, значимость, смысл, воссоздающиеся в интонационно-звуковой форме, составляют содержание музыкальной деятельности как духовной деятельности человека» [8, с. 66].

В своём исследовании, давая определение понятию «музыкальная потребность», мы опираемся на трактовку Г.С. Тарасова, который считал, что музыкальная потребность - «это устойчивая индивидуально-типичная форма отношения к музыке, детерминирующая развёртывание музыкальной деятельности и выступающая на личностном уровне как система обобщённых музыкальных побуждений» [8, с. 65]. «Музыкальная потребность - не статичное, а динамичное явление. Она в большинстве случаев ненасыщаема, поскольку перспективы её конкретной реализации всякий раз связаны с привнесением новых качеств в эмоционально-ценностную сферу духовной жизни человека» [8, с. 68].

«Главная закономерность генезиса музыкальной потребности - приоритет индивидуального самовыражения на этапе формирования потребности и доминирование предметной детерминации музыки на творческой ступени развития» [8, с. 69]. «Личность, отдавая свои душевные силы искусству, воспринимая музыкальное произведение, духовно обогащается, развивается» [8, с. 70].

Яконюк В.Л. определяет процесс удовлетворения музыкальных потребностей как «духовное общение» [9, с. 71]. Он же выделил следующие функции музыкальных потребностей: мотивирующую, коммуникативную, познавательную.

Различные стороны мотивационной сферы характеризуют такие понятия и словосочетания, как «любовь к музыке», «творческая устремлённость», «увлечённость искусством», «музыкальный интерес» и т. д.

Коммуникативная функция музыкальных потребностей - музыкальное искусство как акт общения между людьми. «Создание или воссоздание музыкального образа как конечной инстанции музыкальной потребности есть не что иное, как общение на языке музыки» [9, с. 71].

В свою очередь, И.А. Джидарьян выделяет три главных аспекта в процессе удовлетворения эстетической потребности человека в искусстве:

1) общение потребителей художественных ценностей с личностью автора и общение самих художников-творцов с публикой;

2) общение потребителей искусства с героями художественных произведений в процессе их восприятия;

3) общение между самими потребителями художественных ценностей, объединённых актом художественного восприятия [2, с. 134].

«Оценка других людей и самооценка личности складываются в непосредственном общении человека с человеком и с «искусственными» людьми - образами искусства» [3, с. 26].

В музыкальной потребности важное значение приобретает взаимодействие эмоционального и познавательного. Реализация познавательной функции музыкальной потребности связана с процессом музыкального восприятия. «Познавательная функция музыкальной потребности является поэтому важнейшим условием интеллектуализации музыкально-воспитательного процесса, составляющей основу формирования музыкального мышления» [9, с. 75].

Структура музыкальных потребностей включает в себя музыкально-эстетические знания (знания специфики музыкального языка, его элементов, их значимости и эстетической сущности), развитость эмоционально-чувственного восприятия, адекватность восприятия музыкальных произведений; степень сознания потребности, влияющую на сферу интересов; индивидуальные свойства личности, в частности, способности, целеустремлённость, активность в деятельности, а также мотивационную сферу личности.

Нами разработана и реализуется программа элективного курса «Математика и музыка» для учащихся профильных негуманитарных классов общеобразовательной школы. Данный курс, рассчитанный на 34 часа, в первую очередь адресован учащимся, углублённо изучающим предметы физико-математического цикла. Однако он является достаточно универсальным и может быть включён в учебный план различных профилей.

Целью курса «Математика и музыка» является развитие музыкальных потребностей старшеклассников как части их духовных потребностей.

Основными задачами курса является получение учащимися знаний о музыкальном искусстве в локальной области, ограниченной заявленной тематикой курса; расширение спектра музыкальных впечатлений; углубление знаний учащихся в области теории музыки; обогащение знаний о музыкальных стилях, жанрах, направлениях, композиторах, исполнителях, музыкантах-исследователях; реализация полученных знаний и умений в самостоятельных творческих проектах, дальнейшее формирование умений слушать, исполнять, сочинять музыку.

Не претендуя на решение разносторонних задач музыкального образования, курс «Математика и музыка» призван расширить знания старшеклассников о музыкальном искусстве в контексте одного из многочисленных аспектов его бытования, а именно - сосредоточить внимание учащихся на осмыслении различных точек соприкосновения искусства (музыки) и науки (математики).

Учебно-тематический план программы включает изучение следующих тем: «Наука и искусство - грани творчества», «Гармония, симметрия, пропорция, ритм - слагаемые прекрасного», «Пифагор и пифагорейское учение о числе», «Космическая музыка» Пифагора и Платона», «Пифагорова гамма», «Математический строй музыки», «Математический анализ музыки», «Алгебра гармонии - темперация», «Теория музыкального ритма Аврелия Августина», «Космическая музыка Кеплера», «Музыка и конструктивизм», «Эстетика парадокса и музыкальный авангард», «Стиль совершенных пропорций А. Пануфника», «Творчество и кибернетика».

Как и любой дисциплине музыкально-образовательного цикла, курсу «Математика и музыка» свойственна диалектика эмоционального и рационального. В сравнении с базовым уроком музыки рациональное начало курса

«Математика и музыка» проявляется более ярко, о чём свидетельствует само содержание курса и его тематизм. Однако это не означает утраты эмоционального начала, проявляющегося на уровне осмысления содержания курса и на уровне восприятия музыкальных произведений.

Основными дидактическими принципами, в соответствии с которыми строится программа курса и осуществляется образовательный процесс, являются:

1) принцип интеграции;

2) принцип историзма;

3) принцип непрерывности и преемственности;

4) принцип дифференциации и индивидуализации.

Структура и содержание курса определяют формы и организацию занятий: лекции (обзорные и тематические), семинары, консультации, беседы-размышления, сообщения и доклады учащихся, практикумы, самостоятельные исследования и творческая музыкальная деятельность.

На уроках предусмотрены следующие виды учебной и музыкальной деятельности учащихся: составление тезисов лекции, решение задач, составление опорного конспекта, ответы на вопросы, слушание музыки, анализ музыкальных произведений, пение, игра на музыкальных инструментах, составление и чтение ритмических партитур, сочинение музыки, конструирование музыки на компьютере, творческие работы, презентация творческих проектов по темам курса.

Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей, музыкальных способностей и интересов обучающихся. Разнообразие видов учебной и музыкальной деятельности позволяет каждому учащемуся реализовать себя в той или иной степени; музыкальный материал для слушания и пения включает различные стили и направления музыки (классическая инструментально-симфоническая, классическая вокально-инструментальная, авангардная академическая, эстрадная вокально-инструментальная музыка, реп, рок, авторская песня); сочетаются групповые и индивидуальные формы работы.

Создание творческой атмосферы побуждает школьников к самовыражению, активности, поощрение творческого начала способствует развитию индивидуальных способностей. Каждый ученик выбирает вид творческого задания. Это может быть создание творческого продукта, поиск информации, её оформление в виде презентаций, докладов, рефератов, исполнительская деятельность и др.

Сочетание классной и внеурочной деятельности позволяет учащимся в полной мере самореализоваться. Старшеклассники принимают участие в конкурсах авторской, патриотической песни, выступают на школьных, городских, областных мероприятиях, на научно-практических конференциях, участвуют в школьных творческих вечерах, музыкально-литературных композициях, посещают филармонические концерты, выставки, театры. Традиционной стала творческая встреча с местным бардом. Во время этого мероприятия учащиеся могут познакомиться с творчеством автора, задать ему интересующие вопросы, исполнить песни собственного сочинения.

Признание в группе, среди товарищей, общественности способствует самоутверждению, росту уважения к себе, музыкальной деятельности, стимулирует интерес к серьёзному искусству. Развитие музыкальных потребностей обусловлено опытом музыкальной деятельности (слуховой, исполнительской, композиторской, аналитической и др.), активностью включения в творческую деятельность, самоактуализацией и творческим самовыражением.

Для того, чтобы выявить степень развития музыкальных потребностей старшеклассников, нами были определены уровни данных потребностей и их показатели. Уровни были разделены на высокий, средний и низкий.

Высокий уровень имеет следующие показатели:

• устойчивая сформированная готовность ориентироваться на широкий спектр музыкальных предпочтений;

• отношение к музыке как к средству, с помощью которого можно удовлетворить свои познавательные потребности;

• музыка является для человека самостоятельной сферой деятельности, творческой самореализацией;

• широкий диапазон музыкальных интересов;

• активность включения в музыкальную деятельность как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях;

• участие в групповых и индивидуальных творческих проектах;

• неоднократное посещение театров, филармонических концертов.

Средний (промежуточный) уровень характеризуется показателями:

• случайно-ситуативный характер ориентировки в музыкальном искусстве;

• отношение к музыке как к средству отдыха;

• небольшой диапазон музыкальных интересов;

• включение в музыкальную деятельность только на уроках;

• участие только в групповых творческих проектах;

• разовое посещение театров, филармонических концертов.

Низкий уровень имеет такие показатели:

• узкопрагматическая направленность лишь на развлекательные образцы музыки и искусства в целом;

• отношение к музыке как к зрелищу;

• ограниченный диапазон музыкальных интересов;

• выборочное включение в музыкальную деятельность на уроках;

• пассивность при выполнении индивидуальных и групповых заданий;

• отказ от посещения театров, филармонических концертов.

Опытно-поисковая работа проводилась в 2006-2011 годах на базе

МБОУ СОШ № 33 с углублённым изучением отдельных предметов г. Верхняя Пышма (Свердловская область), в ней принимали участие старшеклассники общеобразовательных классов (универсального обучения) и негуманитарного профиля.

Количество учеников, принимавших участие в диагностике, - 130. Для анализа результативности опытно-поисковой работы были выделены контрольные классы (далее - КК) (классы универсального обучения) и экспериментальные классы (далее - ЭК) (классы с углублённым изучением предметов негуманитарного цикла), изучающие в течение года элективный курс «Математика и музыка». Количество учащихся в КК составило 68 человек, в ЭК - 62 человека.

В задачи опытно-поисковой работы входило определение уровня развития музыкальных потребностей школьников на констатирующем и итоговом этапах.

В ходе исследования применялись следующие методы: наблюдение, анкетирование (методика В.П. Анисимова «Диагностика мотивационного компонента музыкально-эстетических вкусов старших школьников», методика В.С. Аванесова «Диагностика измерения художественно-эстетической потребности»), тестирование, анализ продуктов детского творчества.

Констатирующий этап исследования проводился в течение сентября каждого учебного года и по времени совпадал с началом изучения авторского элективного курса «Математика и музыка».

Диагностические показатели в математических классах выявили, что на высокий уровень развития музыкальных способностей имеют 41,86% учащихся, средний уровень - 46,69%, низкий - 11,27%. Показатели в общеобразовательных классах следующие: на высокий уровень имеют 41,16% школьников, средний - 47,04%, низкий - 11,76%.

Результаты диагностики на констатирующем этапе показали, что музыкальные потребности старшеклассников, изучающих углублённо предметы негуманитарного цикла, не уступают музыкальным потребностям старшеклассников общеобразовательных классов. Это измерение доказывает

правоту высказываний о необходимости включения предметов гуманитарного цикла в учебный план классов негуманитарного профиля.

Итоговый этап опытно-поисковой работы проводился в мае каждого учебного года, по времени совпадал с окончанием изучения элективного курса «Математика и музыка». Он включал повторное определение уровня развития музыкальных потребностей школьников.

Результаты итоговой диагностики измерения развития музыкальных потребностей старших школьников следующие. В экспериментальных классах высокий уровень развития музыкальных способностей имеют 57,96% учащихся, средний - 41,86%, низкий - 0%. В контрольных классах высокий уровень имеют 44,1%, средний - 49,98%, низкий - 5,88% школьников.

Сопоставление результатов констатирующего и итогового этапов опытно-поисковой работы показывает, что в экспериментальных классах показатель высокого уровня возрос на 16,1%, показатель среднего уровня уменьшился на 4,83%, низкий уровень отсутствует. В контрольных классах высокий и средний уровни стали выше на 2,94%, низкий опустился на 5,88%. Положительная динамика развития музыкальных потребностей наблюдается в обеих группах В контрольных классах положительная динамика связана с тем, что предметы гуманитарного цикла в них (мировая художественная культура и литература) продолжают изучаться. Однако в экспериментальных классах, где наряду с обязательными уроками МХК и литературы был введён элективный курс «Математика и музыка», положительная динамика наиболее существенна.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) задействование потенциала элективных курсов даёт возможность включить элементы музыкального образования в содержание обучения негуманитарных профилей;

2) введение курса «Математика и музыка» в учебный план классов негуманитарного профиля максимально способствует решению задач профильного образования и развитию музыкальных потребностей старшеклассников.

Литература

1. Божович, Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание [Текст] / Л.И. Божович, Л.С. Славина. - М. : Знание, 1979. - 96 с.

2. Джидарьян, И.А. Эстетическая потребность [Текст] / И.А. Джидарьян. -М. : Наука, 1976. - 192 с.

3. Дорофеева, Е.В. Потребности студенческой молодёжи в сфере художественной культуры [Текст] : дис. ... канд. социол. наук / Е.В. Дорофеева. - Екатеринбург, 2006. - 163 с.

4. Королёв, Д.С. Психологические условия и факторы развития духовных потребностей в юношеском возрасте [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Д.С. Королёв. - Тамбов, 2008. - 17 с.

5. Кравченко, А.И. Общая психология : учебное пособие [Текст] / А.И. Кравченко. - М. : Проспект, 2011. - 432 с.

6. Макарова, И.А. Формирование духовных потребностей у старшеклассников (на материале уроков литературы) [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / И.А. Макарова. - Волгоград, 2003. - 200 с.

7. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.

8. Тарасов, Г.С. Психология музыкальной потребности человека [Текст] / Г.С. Тарасов // Психологический журнал, 1988. - Т. 9. - № 5. - С. 63-70.

9. Яконюк, В.Л. Музыкант. Потребность. Деятельность [Текст] / В.Л. Яконюк. -Мн. : Белорусская академия музыки, 1993. - 147 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.