Научная статья на тему 'Формирование интереса к художественной культуре как задача современного гуманитарного образования'

Формирование интереса к художественной культуре как задача современного гуманитарного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЕС / INTEREST / ИНТЕРЕС К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ / INTEREST IN ARTISTIC CULTURE / КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА / CLASSICAL MUSIC / КРИЗИС ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / CRISIS IN HUMANITARIAN EDUCATION / іНТЕРЕС / іНТЕРЕС ДО ХУДОЖНЬОї КУЛЬТУРИ / КЛАСИЧНА МУЗИКА / КРИЗА ГУМАНіТАРНОї ОСВіТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мин Чжоу

Раскрыто значение формирования интереса студентов музыкально-педагогических вузов к художественной культуре, в том числе музыкальной классике, который способствует преодолению кризисной ситуации современного гуманитарного образования. Рассмотрены образовательные и воспитательные функции исследованного явления в контексте специфики профессионального гуманитарного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING OF INTEREST TO THE ARTISTIC CULTURE AS A TASK OF MODERN LIBERAL EDUCATION

Forming of interest to the artistic culture as a task of modern liberal education 44 The article is dedicated to importance of forming the interest of students of music teachers’ training institutes in artistic culture, including classical music, which promotes overcoming of a crisis situation in modern humanitarian education.

Текст научной работы на тему «Формирование интереса к художественной культуре как задача современного гуманитарного образования»

УДК 37.0 + 378 + 781

Чжоу Мин

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ КАК ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена раскрытию значения формирования интереса студентов музыкально-педагогических вузов к художественной культуре, в том числе музыкальной классике, который способствует преодолению кризисной ситуации современного гуманитарного образования. Рассматриваются образовательные и воспитательные функции этого интереса в контексте специфики профессионального гуманитарного образования.

Ключевые слова: интерес, интерес к художественной культуре, классическая музыка, кризис гуманитарного образования.

Чжоу MiH

ФОРМУВАННЯ 1НТЕРЕСУ ДО ХУДОЖНЬО1 КУЛЬТУРИ ЯК ЗАВДАННЯ

СУЧАСНО1 ГУМАН1ТАРНО1 ОСВ1ТИ

Стаття присвячена розкриттю значення формування ¡нтересу студент1в музично-педагог1чних вуз1в до художньоХ культури, у тому числ1 музично'1 класики, який сприяе подоланню кризисноï ситуаци сучасно'1 гумаштарно1' освти. Розглядаються освтт i виховт функцп цього ¡нтересу в контекст1 специфти професiйноï гумантарно1' освти.

Ключовi слова: ¡нтерес, ¡нтерес до художньо'г' культури, класична музика, криза гумантарно'1 освти.

Zhong Ming

FORMING OF INTEREST TO THE ARTISTIC CULTURE AS A TASK OF MODERN LIBERAL EDUCATION

The article is dedicated to importance offorming the interest of students of music teachers' training institutes in artistic culture, including classical music, which promotes overcoming of a crisis situation in modern humanitarian education.

Key words: interest, interest in artistic culture, classical music, crisis in humanitarian education.

В европейской системе всеобщего среднего образования и воспитания на рубеже XX-XXI веков обозначились достаточно заметные признаки кризиса, которые проявляются в ощутимом разрыве между сложившимися традициями образовательной системы и реальными условиями современной культурной жизни общества. Один из самых ярких признаков этого кризиса - изменение жизненных ориентации и отношения к ценности высшего образования современных студентов.

На наш взгляд, кризис обусловлен тенденцией к резкому снижению духовности общества, а также интенсивному развитию информационных технологий, которые, с одной стороны, «упрощают» культуротворческий процесс, с другой - во многом способствуют его дегуманизации. Всё чаще озвучивается мысль о том, что «изменения в духовной сфере общества и, соответственно, в массовом сознании, порождают и такое негативное последствие глобализационных процессов, как ещё большую дегуманизацию человека .... и его «раскультуривание»» [4, с. 202]. В этой ситуации для современной педагогики первостепенной задачей становится не только воспитание специалистов-гуманитариев, но и активизация своей духовно-творческой функции, которая, собственно, и наполняет понятие «гуманитарного образования» гуманистическим смыслом.

В достаточно разветвлённой сегодня системе гуманитарных наук область художественной культуры занимает едва ли не первостепенное положение и поэтому для современной музыкальной педагогики актуальным становится формирование познавательного интереса к феномену искусства, музыкального в том числе, как средству профессионального и общекультурного воспитания. Тем более это актуально для современных условий образовательного процесса, для которого характерны разнообразные «пересечения» культурных традиций: в этом смысле практика обучения китайских студентов в музыкальных вузах Украины в высшей степени показательна.

Цель статьи показать значение формирования интереса студентов к художественному творчеству, в том числе музыкальной классике,

способствующему преодолению кризисной ситуации, состоящей в потере гуманистического содержания в практике общеобразовательной школы, а также раскрыть образовательные функции развития интереса к художественной культуре.

Современные исследователи отмечают, что «в настоящее время развитие новых тенденций в педагогике тесно связано с процессами гуманитаризации высшего педагогического образования, с ориентацией этого образования на личность учителя и на особенности его деятельности в условиях современного культурного процесса» [8, с. 2]. Собственно, речь идёт об общем личностно-индивидуальном духовном уровне, обеспечивающем культурную продуктивность будущего учителя как носителя педагогической информации.

Такое понимание педагогического процесса в полной мере отвечает основным функциям образования как социального института, среди которых, в первую очередь традиционно выделяют следующие: передачу (трансляцию) знаний от поколения к поколению и распространение культуры, генерирование и хранение культуры общества, а также обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодёжи [3, с. 212].

В этом плане гуманитарное образование, которое обращено к духовно-культурной деятельности человека, занимает совершенно особое положение в современном педагогическом контексте: его информационное поле наиболее приближено к онтологическим основаниям личности, его индивидуально-мировоззренческим и художественным рецепторам, которые формируют модель самоидентификации. Если же говорить о художественном образовании, то эта область наиболее специфическая, поскольку его интерес направлен в наиболее сокровенную сферу человеческой природы - творчество, которое посредством абстрактности воображения производит образно-символическую реальность, всегда «культурно заряженную» (термин А. Климовицкого), т. е. несущую культурный смысл и информацию о культуре. Исследователи отмечают, что «в художественной культуре слиты воедино все виды человеческой деятельности -преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентированная и

коммуникативная, а также и собственно художественное творчество, которое часто становится предметом творческой рефлексии» [1, с. 13].

Для полноценного личностного развития современного человека формирование интереса к художественной культуре видится одной из первых задач его образования. Поэтому современная педагогика акцентирует внимание на духовно-творческом потенциале гуманитарного образования, понимая под духовностью «особое измерение человеческого бытия, которое выявляется в процессе реального самопознания и самоопределения в окружающем мире, который предусматривает формирование целостного универсума внутренней жизни» [5, с. 215-216].

Под понятием художественной культуры традиционно понимают одну из специализированных сфер культуры, которая функционально реализует задачи интеллектуально-чувственного отображения действительности в художественных образах, а также различные аспекты обеспечения этой деятельности.

Художественную культуру следует сегодня рассматривать как сложный по составу компонент содержания высшего музыкально-педагогического образования. Современный уровень развития гуманитарных наук позволяет утверждать, что исследование проблемы формирования интереса к художественной культуре в процессе музыкально-педагогического образования предопределяется интеграцией теории этой специализированной отрасли человеческой деятельности и теории содержания конкретного вида высшего педагогического образования, в данном случае музыкального. Поэтому выявление закономерностей и методов формирования интереса к художественной культуре студентов музыкально-педагогических факультетов зависит от общекультурных предпосылок, позволяющих интерпретировать категорию художественной культуры в контексте музыкальной педагогики высшей школы.

Современная культурная ситуация обусловливает поиски новых форм и методов профессиональной подготовки учителей искусства в педагогическом институте. В то же время теория и практика подготовки педагога-музыканта свидетельствует, что многие проблемы музыкально-педагогического образования

остаются не разработанными, в их числе - проблема формирования художественной культуры будущих педагогов.

Согласно современным теориям, художественно-эстетическое воспитание должно строиться в опоре на культурный опыт и традиции, что позволит осваивать, воспроизводить и творчески преобразовывать духовно-нравственные ценности (разработки этого музыкально-педагогического вопроса находим у М. Кагана, Н. Киященко, А. Леонтьева, Л. Выготского, Г. Цыпина, О. Радыновой, Л. Рапацкой, О. Ушаковой).

Формирование информационно-познавательного интереса студентов к художественной культуре реализует ключевую педагогическую идею: воспитание культурно-образованной и культурно-отзывчивой личности, способной реализовывать свой внутренний духовно-нравственный потенциал в профессиональной деятельности. «Особенностью художественного образования является соединение общих способностей со специальными в области определённого вида искусства», - отмечает Е. Береговая [1, с. 14]. При этом автор справедливо выделяет компоненты, которые являются общими в структуре творческих способностей представителей различных видов искусства. Приводим их [1, с. 15]:

- поэтическое, эмоционально-лирическое восприятие мира, которое характеризуется ярким образным видением, эмоциональным восприятием;

- образное мышление; образная память;

- эстетическое чувство;

- творческое воображение, которое раскрывается в способности импровизировать, создавать новые образы;

- умение находить адекватные художественному образу способы выразительности;

- креативность, способность преодолевать стереотипы, нестандартно решать творческие задачи;

- предельная работоспособность, уверенность, смелость, сопротивление творческим неудачам также.

Все эти компоненты, безусловно, способствуют безграничному расширению личностного культуротворческого опыта студента, который в процессе познания и переживания (эмоционального и эстетического) объектов художественной культуры, представленных различными видами искусства, развивает как своё профессиональное мастерство, так и индивидуально-духовные качества. Воспитание будущего педагога-гуманитария направлено на умение адекватно воспринимать, оценивать явления художественного творчества и способность передать свой личный и объективно-культурный опыт последующему поколению. Постоянное совершенствование эмоциональных и интеллектуальных способностей является необходимым условием профессионального «общения» с искусством.

Музыкальное искусство в этом плане представляется наиболее универсальным проявлением человеческой творческой деятельности - как в плане создания-творения, так и в смысле восприятия. Из всех искусств музыка -наиболее абстрактна и условна в своей субъективности. В музыкальном искусстве, особенно не связанном с вербальным элементом «поясняющего» слова, стираются границы культурного опыта воспринимающего и реализуются общечеловеческие представления об эмоциональных и эстетических переживаниях. И даже такой насыщенный в содержательном плане жанр, как опера (текстовый элемент либретто, музыка, сценография, исполнительская интерпретация и т. д.) позволяет утверждать А. Парину следующее: «В опере для меня нет национальных границ, я фактически теряю свою языковую и культурную идентификацию, прекрасное остаётся прекрасным независимо от государственной принадлежности и эстетической направленности...» [7, с. 6].

Воспитание будущего педагога-музыканта на образцах классической музыкальной культуры крайне необходимо сегодня в условиях так называемой

о о /— о ✓ гр

«культурной свалки» - этноисторической и образно-стилевой (термин Т. Чередниченко) [10, с. 43-44]. В современном мире, с одной стороны, чётко ощутима тенденция к массовости звукового сознания (упрощённости-примитивизации, шаблонности, «брендовости»), с другой - всё больше

усложняется язык серьёзной профессиональной музыки (которая, впрочем, также отзывчива на идеи «новой простоты» и, соответственно, доступности «обычному» слушателю). При этом часто утрачивается основной элемент музыки как высокого искусства, как носителя этического и эстетического начал, теряется «связующая нить времён» - и музыкальная классика в этом случае выступает как эталон высокохудожественной культурной деятельности человека.

Таким образом, воспитание способностей «понимания» и «чувствования» музыкальных произведений в системе специального музыкально-педагогического образования стимулирует развитие интеллектуального и эмоционального личностного потенциала будущего педагога. Развитие интереса к художественной культуре и музыкальной классике у студентов является, на наш взгляд, одним из факторов гуманизации в условиях современного образования. Этот интерес способствует формированию как комплекса специальных профессиональных качеств студента (аналитических, критических), так и развитию духовно-ценностного потенциала будущего специалиста-гуманитария.

Лкература

1. Берегова О. Про синтез теоретико-практичних механiзмiв комуткаци в системi мистецько! осв^и / О. Берегова // Науковий вюник НМАУ iм. П. 1.Чайковського. - Вип. 58. Виконавське музикознаство: зб. статей -Кн. 12. - С. 6-22.

2. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: в 4-х т. / Г. В. Ф. Гегель. - Т. 2. - М.: Искусство, 1969. - 326 с.

3. Кравченко А. И. Социология: учебник для вузов / А. И. Кравченко. - М.: Академический Проект, 2010. - 512 с.

4. Культура, философия, образование в стратегиях ХХ1 века: научное издание / [Кузь О. Н., Стрижко В. А., Брунько П. В. и др.] ; под общ. ред. канд. соц. наук О. Н. Кузя. - Харьков: Изд-во ХНЭУ, 2006. - 260 с.

5. Масол Л. М. Мистецтво та освгга: на шляху до синергетики / Л. М. Масол // Музичне мистецтво i культура. Науковий вюник ОДМА iм.

А. В. Нежданово!: [гол. ред. О. В. Сокол]. - Одеса: Астропринт, 2001. -Вип. 2.- С. 212-218.

6. Некрасова Н. Искусство как система кодированных смыслов / Н. Некрасова // Культуролопчт проблеми музично! украшстики. - Вип. 2. Ч. 2 / [ред.-упор. О. М. Маркова]. - Одеса: Астропринт, 1998. - С. 10-15.

7. Парин А. В. Европейский оперный дневник / А. В. Парин. - М.: Аграф, 2007. - 448 с.

8. Рапацкая Л. А. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02, 13.00.01 / Л. А. Рапацкая. - М., 1991. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: -^^^геГегап.сот/п/Гогтгоуаше

9. Роднянская И. Б. Образ художественный / И. Б. Роднянская, В.В. Кожнов // Литературная энциклопедия: В 6 т. - М., 1968. - Т. 5. - С. 363.

10. Чередниченко Т. Музыкальный запас. 70-е. Проблемы. Портреты. Случаи / Т. Чередниченко. - М. : Новое литературное обозрение, 2002. - 592 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.