9. Юцевич Ю. Теорiя i методика формування та розвитку спiвацького голосу: навч.-метод. пошбник [для викладачiв, студеиив мистецьких навчальних закладов, учителiв шкш рiзного типу] / Ю. С. Юцевич. - К.: 1ЗМН, 1998. -160 с.
УДК 378.013+370.711+780
Лю Цяньцянь
ВНЕДРЕНИЕ СПЕЦКУРСА «ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ И ХОРЕОГРАФИИ
В статье раскрыты содержание и структура спецкурса «Основы художественной компетентности». Его внедрение обусловлено актуальностью формирования компетентного учителя в области искусства, для которого профессионально значимой является художественная компетентность. В предложенном спецкурсе упор делается на художественную грамотность, недостатки которой обусловлены музыкальным и хореографическим образованием, полученным до поступления в университет.
Ключевые слова: компетентностный подход, художественная компетентность, функциональная грамотность, художественная грамотность.
Лю Цяньцянь
ВПРОВАДЖЕННЯ СПЕЦКУРСУ «ОСНОВИ ХУДОЖНЬО1 КОМПЕТЕНТНОСТЬ У ПРОФЕС1ЙНУ ПОДГОТОВКУ МАЙБУТН1Х УЧИТЕЛ1В МУЗИКИ I ХОРЕОГРАФП»
У статт1 розкрито зм1ст I структуру спецкурсу «Основи художньог компетентност1». Його впровадження зумовлено актуальшстю формування компетентного вчителя в галуз1 мистецтва, для якого профестно значущою е художня компетентшсть. У запропонованому спецкурЫ наголос зроблено на художнт грамотност1, недол1ки яког зумовлет музичною та хореограф1чною освтою, отриманою до вступу в ушверситет.
Ключовi слова: компетентшсний nidxid, художня компетентшстъ, функцюналъна грамотшстъ, художня грамотшстъ.
Liu Qianqian
SPECIAL COURSE «BASIS OF ARTISTIC COMPETENCE» IMPLEMENTATION INFO PROFESSIONAL TRAINING OF FURTHER MUSIC AND CHOREOGRAPHY TEACHERS
The article defines content and structure of this special course «Basis of artistic competence». Its implementation determined by actuality of competence art teacher formation, for which stands professionally important artistic competence. The proposed special course focused on artistic literacy. Its weakness determined by musical and choreographs under-graduate education.
Key words: competence approach, artistic competence, functional literacy, artistic literacy.
Одним из инновационных путей реформирования профессионального образования в Украине, а в последнее время и в Китае, является компетентностный подход. Методология его раскрыта в трудах В. Бондар, Е. Бондаревськой, Т. Браже, И. Зимней, О. Олексюк, О. Отич, Г. Падалки, Д. Равена, Г. Серикова, А. Хуторского и других авторов. В контексте проблемы подготовки будущих учителей дисциплин искусства профессиональная компетентность интерпретируется сквозь призму художественности, что и определило введение в научный оборот понятия «художественная компетентность» (Л. Масол, О. Никитина, Е. Реброва, Ши Дзюнь-бо, О. Щолокова и др.).
Как утверждает Б. Гершунский, основой любой компетентности является грамотность [1]. В словаре по педагогике Е. Рапацевича приводится определение ЮНЕСКО, что более высокий, чем элементарная грамотность, уровень образования, которому присвоен термин «функциональное образование», означает теоретические и практические знания, необходимые для участия во всех видах культурной и общественной деятельности [6, с. 134-135].
Грамотность понимается как предпосылка качественного овладения глубокими знаниями, навыками и умениями в профессиональной области. В науке такая форма грамотности определена как функциональная. Профессиональный подход к функциональной грамотности рассматривает её как способность и готовность личности чётко и квалифицированно выполнять профессиональные задачи (С. Вершловский, О. Локшина, М. Матюшина, П. Фролова, Е. Херш).
Функциональная грамотность связана с формированием профессиональной компетентности личности: она является основой развития компетенций с учётом специализации. Если говорить о художественной компетентности будущего учителя музыки и хореографии, то речь идёт о том информационно-познавательном багаже, который становится содержательным материалом для активизации операциональных процессов образного (или художественного) мышления с последующими умениями использовать накопленный багаж знаний и операций мышления в художественной практике, в творческой исполнительской и педагогической деятельности. Для такой компетентности нужна художественная грамотность.
Таким образом, формирование художественной грамотности рассматривается в русле актуальной проблемы - формирования художественной компетентности будущих учителей музыки и хореографии.
Цель статьи - раскрыть содержательные и методические аспекты формирования художественной грамотности будущих учителей музыки и хореографии как основы их профессиональной компетентности. Достижение поставленной цели реализуется на основе описания спецкурса, разработанного в русле очерченной проблемы.
Актуализируя значение художественного фактора в исполнительской деятельности, некоторые ученые связывают его с культурологической подготовкой студентов-музыкантов (М. Берлянчик, Д. Кирнарский, Е. Просолов О. Щолокова). Авторы такого подхода понимают культурологическую подготовку как феномен, сочетающий в себе сформированность эстетического отношения к миру, ассоциативно-образный компонент художественной культуры,
способность обобщенного восприятия содержательных образов разных искусств, эстетическую эрудицию и общехудожественную компетентность. Другой подход больше ориентирован на концепцию интерпретации музыкального образа (Е. Гуренко, Д. Лисун, Е. Ёркина, О. Олексюк, Г. Саик).
Практически все исследователи профессиональной компетентности указывают на поэтапность процесса её формирования [1; 2; 3; 7]. Мы также применили поэтапную методику к формированию художественной компетентности. Если на первом этапе наблюдается процесс элементарного накопления необходимой суммы знаний и умений их применять в практической деятельности, то на втором этапе активно формируются базовые знания, умения, навыки, опыт деятельности в выбранном виде искусств. На последующих этапах наблюдается активная тенденция к постижению других видов искусства и мобильного использования полученных знаний в исполнительской практике.
Наше внимание обращено на первый этап, в рамках которого формируется художественная грамотность. Раскрывая сущность художественной грамотности будущих учителей музыки и хореографии, определяя её структуру с учётом специальности в области искусства, мы исходим из того, что она:
■ является функциональной для будущих специалистов художественно образовательного профиля;
■ формируется как целостный профессиональный феномен, обеспечивающий успешность учебной деятельности будущего учителя в художественно-образовательном процессе;
■ затрагивает все сферы учебной деятельности и художественно-педагогической практики в целом;
■ многокомпонентна - все её элементы взаимосвязаны в творческом исполнительском процессе, однако могут формироваться и как отдельные самодостаточные структуры в учебном процессе (теоретическая грамотность, жанрово-стилевая и другие);
■ является продуктом воздействия целенаправленных педагогических актов, нормативных требований, а также полихудожественной среды и активной познавательно-творческой деятельности личности в ней [4; 5].
В нашем эксперименте существенным средством формирования художественной грамотности стал спецкурс-практикум «Основы художественной компетентности». В рамках указаного курса выполнение этой задачи предполагает чёткую установку на повышение спектра знаний терминологического, художественно семантического порядка. При этом важным и профессионально необходимым является компонент кросс-культурной грамотности: музыкальной - для хореографов, хореографической - для музыкантов. Кроме того, умение быстро использовать багаж полученных знаний в исполнительской деятельности требует специальных практических навыков. С целью решения оптимизации поставленных задач и был разработан данный спецкурс-практикум. Его целью было обеспечить студентов базовыми знаниями основ художественной компетентности, способствовать быстрому освоению и практическому применению музыкального и хореографического тезауруса, практического использования терминологической грамотности в исполнительской деятельности.
В ходе достижения поставленной цели решались определенные задачи.
1. Раскрыть студентам сущность художественной компетентности, основанной на грамотности, сформированной в довузовский профориентационный период; представить генезис развития теории художественной компетентности в соответствии с историческими принципами развития искусства.
2. Оптимизировать процесс усвоения знаний специфического языка музыки и хореографии, средств выразительности этих искусств, умения использовать знания в процессах восприятия произведений искусства, и их обсуждения; умения опираться на знания в разных видах интерпретации художественного образа произведения.
3. Активизировать мотивацию на самостоятельное освоение элемантарной художественной компетентности.
4. Стимулировать развитие художественного мышления.
В спецкурсе предусмотрены два модуля:
Первый: «Художественная грамотность - основа художественной компетентности.
Второй: «Художественная компетентность в практике исполнительской деятельности».
Большое внимание уделено самостоятельной работе, которая охватывает:
- создание индивидуального терминологического словаря;
- теоретическую и терминологическую работу с музыкальными текстами и хореографическими композициями;
- мониторинг самооценки личностного роста грамотности (самооценка, самопроверка, самоконтроль, самокоррекция);
- исполнительскую практику для закрепления художественной грамотности.
Тематика первого модуля охватывала такие направления проблемы: сущность понятий «художественная грамотность» и «художественная компетентность»; художественно-исторические и жанрово-стилистические компоненты художественной грамотности; терминологическая грамотность в исполнительской деятельности; самостоятельная работа над художественной грамотностью в исполнительской деятельности.
Методическими дидактическими заданиями спецкурса предлагались следующие:
1. Блок заданий для самостоятельной работы с текстом:
а) выписать все ремарки из музыкального текста, продемонстрировать звуковую сущность в исполнительстве на конкретных произведениях: с применением невербальных средств - мимики, жестов, пластики; в других произведениях; с пояснением вербально основной художественный смысл ремарок;
б) выявить такты полиритмии, синкоп, фрагменты изменений темпа и ритма;
в) графически представить динамический план произведения; обосновать его с точки зрения развития художественного образа или программы произведения;
г) самостоятельно подобрать целесообразную и художественно оправданную аппликатуру;
д) определить наличие программности в произведении; если она есть, то пояснить, какими выразительными средствами и исполнительскими приёмами следует её раскрыть.
Задания для хореографов были аналогичными, но на материале произведений, доступных хореографам для исполнения.
2. Блок дидактических метро-ритмических заданий:
а) расставить тактовые чёрточки в предлагаемом тексте в заданном размере, расписать группировку;
б) выбрать из предлагаемого перечня темпов соответствующие для следующих музыкальных иллюстраций:
- фрагмент для слухового восприятия;
- нотный текст без программы и указаний темпа;
- художественный образ для музыкального озвучивания.
в) продемонстрировать на предложенном музыкальном материале (хореографам в экзерсисе) скорость того или иного предложенного темпа в соответствии с образами.
3. Блок исполнительских заданий:
а) исполнить музыкальный дидактический материал в предложенном образном характере и настроении с использованием различных штрихов, динамике, темпе;
б) творческое задание на вариации темы с использованием знаний стилевой гармонии, разнообразия фактуры, с обоснованием подобранных средств для раскрытия художественного замысла;
в) для хореографов и музыкантов - используя методику Далькроза передать в пластике тела все услышанные средства музыкальной выразительности.
Таким образом, решая задачу формирования художественной компетентности в рамках спецкурса упор ставится на феномен художественной грамотности как функциональной в профессиональной подготовки будущего учителя музыки и хореографии. Эта стратегия отвечает современным требованиям ЮНЕСКО о функциональной грамотности специалиста.
Практическое внедрение данного спецкурса осуществлялось в Пивденноукраинском национальном педагогическим университете имени К. Д. Ушинского, технологии и методы формирования художественной грамотности внедрялись в лекционный и индивидуально-исполнительский процесс со студентами Аньянского университета (Китай). Полученные результаты подтвердили эффективность разработанного спецкурса.
Литература
1. Гершунский Б. С. Философия образования для ХХ1 века / Б. С. Гершунский.
- М.: Совершенство, 1998. - 608 с.
2. Ермоленко В. А. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях: пособие для работников системы образования / А. В. Ермоленко, Р. Л. Перченок, С. Ю. Черноглазкин. - М., 1999. - 228 с.
3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования / И. А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». -2006. - 5 мая. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm
4. Лю Цяньцянь. Актуальные аспекты формирования художественной грамотности будущих учителей музыки в вузах Китая и Украины / Лю Цяньцянь // Науковий часопис НПУ iм. М. П. Драгоманова. Серiя 14. Теорiя i методика мистецько! осв^и. - К.: Вид-во НПУ, 2009. - Вип. 7 (12).
- С. 131-136.
5. Лю Цяньцянь. Музыкальная грамотность как основа художественной компетентности будущих учителей музики и хореографии / Лю Цяньцянь // Професшно-художня осв^а Украши: зб. наук. Праць // редкол.: I. А. Зязюн та ш.] - Ктв-Черкаси: Черкасский АНТЕ1, 2008. - Вип. V. - С. 146-149.
6. Современный словарь по педагогике / сост. Рапацевич Е. С. - Мн.: Современное слово, 2001.
7. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы / А. Хуторской // Народное образование. -2003. - № 2. - С. 56-64.
УДК 378. 147:78
Зшовш Стельмащук ОРГАН1ЗАЦ1Я НАВЧАЛЬНО-ВИХОВНОГО ПРОЦЕСУ В УМОВАХ еВРОПЕЙСЬКО1 КРЕДИТНО-ТРАНСФЕРНО1 СИСТЕМИ П1ДГОТОВКИ ФАХ1ВЦ1В ЗА СПЕЦ1АЛЬН1СТЮ «МУЗИЧНЕ МИСТЕЦТВО»
У статт1 висвтлено тновацтт технологи орган1зацп навчально-виховного процесу в умовах СКТС спец1альност1 «Музичне мистецтво» на баз1 факультету мистецтв Тернотльського нац1онального педагог1чного ушверситету ¡мет Володимира Гнатюка. Зокрема, одним ¡з напрямтв тновацтних педагог1чних технологт розглядаеться ¡нтегративне навчання та його застосування в процеЫ 1ндив1дуальних занять з дисциплт музичного циклу. Поряд з цим пропонуеться удосконалення технологи оцтювання навчальних досягнень студент1в за 100-бальною шкалою СКТС як основи мошторингу якост1 освти.
Ключовi слова: Свропейський освтнт прост1р, кредитно-трансферна система, навчально-виховний процес, тновацшт технологи, ттегращя, модуль, 1ндив\дуальн\ дисциплти музичного циклу, оцтювання студент1в.