Научная статья на тему 'Методы аксиологического анализа в совершенствовании современной системы музыкального образования'

Методы аксиологического анализа в совершенствовании современной системы музыкального образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
351
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Щербакова А. И.

Статья посвящена методам аксиологического анализа, позволяющим осмысливать музыку и музыкальную педагогику как особый вид художественного творчества в его взаимосвязи со смежными областями науки и искусства, в широкой исторической перспективе, открывающей возможности для цепи куньтурно-типологических сравнений. В статье анализируется понятие «аксиологический анализ», его способность открывать новые грани познания и ценностного осмысления музыки, новые пути преобразования творческого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы аксиологического анализа в совершенствовании современной системы музыкального образования»

МЕТОДЫ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Щербакова А.И.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Статья посвящена методам аксиологического анализа, позволяющим осмысливать музыку и музыкальную педагогику как особый вид художественного творчества в его взаимосвязи со смежными областями науки и искусства, в широкой исторической перспективе, открывающей возможности для цепи куньтурно-типологических сравнений. В статье анализируется понятие «аксиологический анализ», его способность открывать новые грани познания и ценностного осмысления музыки, новые пути преобразования творческого процесса.

Аксиологический анализ - основной инструмент аксиологии музыкального образования, представляющей собой теорию ориентации личности в мире музыкальных и музыкально-педагогических ценностей. Сущность, содержание и специфика аксиологического анализа музыки и музыкального образования определяется его методологической направленностью на формирование постоянно действующего концептуального поля субъектно-объектных отношений, а также на изучение принципа ценностного взаимодействия как в субъекгно-объекгных отношениях (музыка - учитель и ученик), так и в субъекгно-субъекгных отношениях (учитель - ученик).

Теория ориентации личности в мире музыкальных и музыкально-педагогических ценностей дает возможность осмыслить музыкально-педаш-гическое образование как: ценность, хранящую в себе личностно-ценност-ный взгляд человека на окружающий мир, на партнера по коммуникации, на искусство, на самого себя как творца музыкально-педагогических ценностей и творение их; саморазвивающуюся сложноорганизованную систему, интегрирующую в своих недрах бесконечное саморазвитие музыкального искусства и человека, находящихся в концептуальном поле субъектно-объектных и межсубъектных отношений; процесс ценностного становления личности, постигающей музыкально-педагогические ценности и создающей новые в неустанной творческой деятельности; результат сотворческого ценностного взаимодействия всех участников музыкально-педагогического процесса, при котором музыкально-педагогическое образование несет в себе в синергети-ческом единстве три модуса времени: Вчера, Сегодня и Завтра.

Таким образом, теория ориентации личности в мире музыкальных и музыкально-педагогических ценностей содержит в себе следующие ос-

* Заведующий кафедрой Социологии и философии культуры, доктор педагогических наук, профессор.

новные функции: ценностно-парадигмальную - аксиологическую ось музыкального образования, на которой зиждется «архитектура» нового музыкального и музыкально-педагогического мироздания; системно-интег-ративную, объединяющую в едином музыкально-педагогическом пространстве творца и творение, внешний реальный мир и внутренний мир формирующейся личности, познание и самопознание, прошлое, настоящее и будущее в их сотворческом переплетении; проекционно-созидатель-ную, переводящую процесс ценностного становления личности в результат, воплощающий постижение мира музыкальных и музыкально-педагогических ценностей в строительстве новых моделей музыкального образования, «несущими конструкциями» которого являются вечные ценности в их постоянном преображении и перевоплощении.

Изучение феномена ценности как философского понятия, осознание этого феномена в музыке и музыкальном образовании, определение содержания теории ориентации личности в мире музыкальных и музыкально-педагогических ценностей как средства постижения музыки и музыкального образования во всей многогранности его проявлений (как ценности, саморазвивающейся системы, процесса и результата сложной цепи ценностного взаимодействия) определяют структуру аксиологии музыкального образования.

Можно выделить три основных уровня теории ориентации личности в мире музыкальных и музыкально-педагогических ценностей: философский, на котором выявляется место аксиологии в системе философских наук, исторические предпосылки ее появления, роль в современной социокультурной реальности, специфические особенности, понятийный и категориальный аппарат; общенаучный, на котором рассматриваются особенности аксиологического подхода к научному знанию, созданию и взаимодействию различных научных парадигм, взаимопроникновению и взаимообогащению с его помощью смежных областей знания; частно научный, на котором аксиологический подход применяется для изучения проблем музыкально-педагогического образования. С этой целью и вводится понятие «аксиологический анализ», позволяющий ценностно осмысливать и оценивать музыкальное образование в сложной цепи субъектно-объектных и межсубъектных взаимоотношений, взаимопересечений, взаимовлияний, определяющих мотивационный, содержательный и операциональный компоненты музыкально-педагогической деятельности.

Аксиологический анализ опирается на музыкальную концепцию А. Лосева, определяющего музыку как явление непрестанно становящееся, ничего общее не имеющее с неподвижностью логических норм, сутью которого является постоянное самопротиворечие, а истинность заключается только в утверждении собственной музыкальной идеи. Согласно этой концепции, музыка есть «живая система», находящаяся в постоянном становлении (вывод, полностью совпадающий с положениями Б. Асафьева);

музыкальное суждение должно происходить именно в этой системе, соотносясь с живым организмом музыкального произведения; каждое музыкальное сочинение обладает своей нормой, присущей только ему; норма в музыке не есть некий застывший свод правил, а нечто непрестанно становящееся, то есть музыкальная норма, в интерпретации А. Лосева, представляет собой феномен ценности.

Именно поэтому аксиология музыкального образования обращается к феномену ценности, обладающему способностью к трансформации, гибкому, чутко улавливающего изменения в духовном облике человека и человечества, к способности ценности становиться рычагом, открывающим шлюзы творческой активности. Теория ориентации личности в мире музыкальных и музыкально-педагогических ценностей рассматривает также проблему ценности в философии и науке, искусстве и социологии, вступает в дискуссии, которые постоянно возникают во множестве научных трудов, на международных конференциях, в монографиях, сборниках статей.

Аксиологический анализ, являясь инструментом осуществления функций аксиологии музыкального образования в музыкально-педагогическом процессе, выделяет следующие направления ценностного постижения проблем современной музыкальной педагогики: изучение музыки как носителя ценности; осмысление музыкального образования как личной и общественной ценности, сложноорганизованной системы, находящейся в постоянном развитии, процесса ценностного становления личности, восходящей к музыкальным и музыкально-педагогическим ценностям, результата широкой цепи ценностного взаимодействия между музыкой как объектом познания и учителем и учеником как коллективным субъектом, в совместной деятельности обогащающим музыкально-педагогическое пространство все новыми достижениями творческого духа.

Аксиологический анализ как инструмент осуществления функций аксиологии музыкального образования опирается на ряд методов, позволяющих обращаться к изучению проблем музыкально-педагогического образования через ценностное осмысление и оценку всех компонентов музыкально-педагогического процесса. Концептуальная направленность аксиологического анализа осуществляется с помощью аксиолого-аналити-ческого метода, способствующего: ценностному постижению музыки, выявлению ее специфических сущностных черт, осмыслению особенностей конструктивно-художественных авторских моделей как проявлению индивидуального личностно-ценностного видения мира; проникновению в духовную сущность человека, запечатленную в нотном тексте; открытию современным человеком мира музыкальных ценностей как сокровищницы духовного богатства человечества; обращению через постижение мира музыкальных ценностей к внутреннему миру формирующейся личности; выработке личностного взгляда на мир музыкально-педагогических ценностей и формированию личностной музыкально-педагогической парадигмы.

Аксиолого-аналитический метод помогает постигать ценностную значимость функций музыки. В первую очередь, ее коммуникативную роль, способность объединять людей, рождать эмпатию и человеколюбие, стремление, выраженное еще древними греками, к «общности всех вещей». Сегодня, в «эпоху универсального утверждения принципов диалога в культуре» [3, с. 534] ценностное осмысление коммуникативной функции музыки представляется особенно важным, поскольку осознание ее как носителя ценности играет значительную роль в художественном, этическом и эстетическом, самопознании личности. Концепция «Универсального Диалога» (М. Каган) в начале третьего тысячелетия связывается с проблемой самосохранения человечества, что позволяет выделить коммуникативную функцию музыки в разряд высших ценностей музыкально-педагогического образования. Аксиолого-аналитический метод открывает также этос музыкального пространства, что чрезвычайно актуально, так как, по справедливому замечанию В. Холоповой, «этическое содержание музыки -важнейший вопрос, в целом обойденный теорией музыки» [5, с. 7].

Это с определенной исторической эпохи, ее представления о Добре, Благе, Достоинстве предстают перед нами как воплощенные в музыке ценности. Аксиолого-аналитический метод позволяет выявить взаимообусловленность этического и эстетического начал в музыкальном искусстве, взаимосвязь Добра и Красоты. Ценностное осмысление Прекрасного как пути к Добру, Благу, Совершенству, как возможности достижения катарсиса, очищения через искусство дает формулу того единения, где этическая функция как фундамент нравственности и эстетическая функция как художественное воплощение этических представлений личности рождают «катарсическую функцию» (термин В. Холоповой), одну из величайших ценностей искусства. Этическое и эстетическое как «два превращения одного солнца, два превращения одного сердца» (О. Мандельштам) обращены к человеческой жажде спасения, духовного очищения.

Аксиологический анализ предполагает формирование у современного музыканта системного стиля мышления, который, по выражению Т. Куна, является «парадигмой современной науки». Необходимость системного стиля мышления «объясняется тем, что во второй половине XX века во всех областях культуры приходится иметь дело с целостными, сложными и сверхсложными системами, которые оказываются доступными познанию, преобразованию, проектированию именно в своей целостности, ибо «система есть нечто большее, чем сумма составляющих ее частей» [3, с. 50].

Музыкально-педагогический процесс - это взаимодействие трех саморазвивающихся систем: мира музыкальных ценностей, формирующейся личности и уже состоявшегося, но постоянно совершенствующегося учителя. Взаимодействие таких сложноорганизованных систем как человеческая личность и музыкальный «Хаокосмос» (А. Лосев), выявление их возможностей взаимопоглощения, создание эмоционального фона для их

«психологической совместимости» и интеллектуального фундамента для решения всех возникающих проблем определяют широкий спектр исследовательских направлений музыкально-педагогической мысли. Все это объясняет необходимость применения такого метода, который бы позволил изучать в музыкально-педагогическом образовании процессы развития и сосуществования сложноорганизованных систем.

В аксиологическом анализе проблем музыкально-педагогического образования с этой целью применен эволюционно-синергетический метод, который позволяет изучать все происходящие в музыке и музыкально-педагогическом образовании явления, как бы сложны они ни были, в их диф-фузности, взаимосвязанности, в их «кентавризме» (Д. Данин). Умение вычленить главное и второстепенное, найти причинно-следственные связи во всех явлениях жизни и искусства, убежденность в необходимости пристальное «вглядывания» в личностные особенности ученика, постоянного анализа его удач и ошибок дают возможность прогнозировать его собственную спираль личностного развития. С этой целью в аксиологическом анализе применяется прогностически-моделирующий метод, который дает возможность изучать доминирующие потребности, смыслы и ценности субъекта, выявить «генезис его мотивационной сферы» (В. Яконюк), проективную направленность личности.

Прогностически-моделирующий метод в единстве с аксиолого-анали-тическим и эволюционно-синергетическим обеспечивают объем, глубину, достоверность аксиологического анализа, способствуют его постоянной направленности на развитие и совершенствование каждой личности и, соответственно, на развитие и совершенствование музыкально-педагогического процесса в целом. Прогностически-моделирующий метод имеет и широкое обобщающее значение, способствуя упорядочению и развитию самой системы музыкально-педагогического образования, ориентируя будущих педагогов-музыкантов постоянно искать пути совершенствова-ния этой системы. Прогностически-моделирующий метод обращает будущего специалиста к новым педагогическим технологиям, к поиску новых музыкально-педагогических теорий развития, к философским и психологическим сферам музыкального образования, к синтезу всех обретенных знаний в единой «аксиологической модели», направленной в будущее.

Список литературы:

1. Бонфельд М. Музыка: Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования. - СПб., 2006.

2. Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб., 1997.

3. Каган М.С. Эстетика как философская наука // Университетский курс лекций. - СПб., 1997.

4. Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. - М., 1995.

5. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. - М., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.